Нархов Илья: «Распад Османской империи и его влияние на судьбу Курдистана. Когда и почему распалась Османская империя? Распад османской империи год

Османская империя, державшая в страхе всю Европу и Азию, просуществовала более 600 лет. Некогда богатое и могущественное государство, основанное Османом I Гази, пройдя все стадии развития, расцвета и падения, повторило судьбу всех империй. Как любая империя, Османская, начав развитие и расширение границ с небольшого бейлика, имела свой апогей развития, выпавший на XVI—XVII в.

В этот период это было одно из самых могущественных государств, вмещающих в себя множество народов различных вероисповеданий. Владея обширными территориями значительной части Юго-Восточной Европы, Западной Азии и Северной Африки, в своё время, полностью контролировало Средиземное море, обеспечивая связь Европы с Востоком.

Ослабление Османов

История распада Османской империи началась задолго до проявления явных причин ослаблением власти. В конце XVII в. до этого непобедимая турецкая армия впервые потерпела поражение при попытке взять город Вену в 1683 г. Город был взят османами в осаду, но отвага и самопожертвование жителей города и защитного гарнизона во главе с искусными военачальниками не дали захватчикам завоевать город. Из-за подоспевших на помощь поляков им пришлось оставить эту затею вместе с добычей. С этого поражения рассеялся миф о непобедимости османов.

Последующие за этим поражением события привели к заключению в 1699 г. Карловицкого договора, по которому османы теряли значительные территории, земли Венгрии, Трансильвании и Тимишоара. Этим событием нарушилась неделимость империи, надломив моральное состояние турок и подняв дух европейцев.

Цепь поражений Османов

После падения первая половина следующего столетия принесла маленькую стабильность сохранением контроля над Чёрным морем и выхода к Азову. Вторая, к концу XVIII в. принесла ещё более значительное поражение, чем предыдущее. В 1774 г. закончилась Турецкая война, по результатам которой к России отошли земли между Днепром и Южным Бугом. В следующем году турки утрачивают Буковину, присоединённую к Австрии.

Окончание XVIII в. принесло абсолютное поражение в русско-турецкой войне, в результате которого османы потеряли всё Северное Причерноморье с Крымом. Вдобавок к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, и Порта, называемая европейцами Османской империей, потеряла своё господствующее положение на Кавказе и Балканах. Северная часть Болгарии объединилась с Южной Румелией, став независимой.

Значительную веху в падении империи сыграл следующий разгром в русско-турецкой войне 1806 - 1812 гг., вследствие чего к России отошла территория от Днестра до Прута, став Бессарабской губернией, нынешней Молдовой.

В агонии потери территорий турки решили вернуть позиции, вследствие чего 1828 г. принёс лишь одни разочарования, по новому мирному договору они теряли дельту Дуная, а Греция стала независимой.

Было упущено время для проведения индустриализации, в то время как Европа развивалась большими шагами в этом отношении, что привело к отставанию турок в технологиях от Европы и модернизации армии. Экономический упадок стал причиной её ослабления.

Государственный переворот

Государственный переворот 1876 года под руководством Мидхат-паши, в совокупности с предшествующими причинами, сыграл ключевую роль в распаде Османской империи, ускорив его. В результате переворота был свергнут султан Абдул-Азиз, образована конституция, организован парламент, разработан проект реформ.

Через год Абдул-Хамид II сформировал авторитарное государство, репрессировав всех основоположников преобразований. Сталкивая мусульман с христианами, султан попытался решить все социальные проблемы. В результате поражения в русско-турецкой войне и потери значительных территорий структурные проблемы только заострились, что привело к новой попытке решить все вопросы путём изменения курса развития.

Революция младотурков

Революция 1908 года свершилась молодыми офицерами, получившими прекрасное европейское образование. На основании этого революция стала называться младотурецкая. Молодые люди понимали, что в таком виде государство не может существовать. В результате революции, при полной поддержке народа, Абдул-Хамид был вынужден снова ввести конституцию и парламент. Однако через год султан решил провести контрпереворот, оказавшийся неудачным. Тогда представители младотурков возвели нового султана Мехмеда V, прибрав практически всю власть к своим рукам.

Их режим оказался жестоким. Одержимые намерением воссоединения всех тюркоговорящих мусульман в одно государство, они безжалостно подавляли все национальные движения, доведя геноцид против армян до политики государства. В октябре 1918 г. оккупация страны вынудила лидеров младотурков бежать.

Распад империи

В разгар Первой Мировой турки заключили соглашение с Германией в 1914 г., объявив войну Антанте, что сыграло роковую, заключительную роль, предопределив 1923-й, ставший годом распада Османской империи. В ходе войны Порта терпела поражения вместе с союзниками, до полного разгрома в 20-м году и потери оставшихся территорий. В 1922 г. султанат разделился с халифатом и был ликвидирован.

В октябре следующего года распад Османской империи и последствия этого привели к образованию Турецкой республики в новых границах, во главе с президентом Мустафой Кемалем. Распад империи привел к массовой резне и выселению христиан.

На территории, занимаемой Османской империей, возникло множество Восточноевропейских и Азиатских государств. Некогда могущественная империя после пика развития и величия, как все империи прошлого и будущего, была обречена на разложение и распад.

УДК 956.91

РАСПАД РОССИЙСКОЙ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИЙ: ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Ранчинский В.П.

Революции начала ХХ в. и Первая мировая война привели к распаду четырёх империй. В статье сделана попытка анализа развала Российской и Османской империй, выявления общего и особенного анатомии разрушения двух государств.

Ключевые слова: Российская империя, Османская империя, распад империй, младотурки, национализм.

DISINTEGRATION OF THE RUSSIAN AND OTTOMAN EMPIRES: SIMILARITIES AND CONTRASTS

Ranchinskiy V.P.

Revolutions of the beginning of the XX century and World War I led to disintegration of four empires. In the article there was made an attempt to analyse the disintegration of the Russian and Ottoman Empires, to find out the general and particular in the anatomy of disintegrating two states. Key words. Russian Empire, Ottoman Empire, disintegration of empires, Young Turks, nationalism.

В 2017 г. исполняется сто лет со времени двух русских революций - февральской и октябрьской. Они произошли в тот период Первой мировой войны, когда баланс сил стал меняться в пользу Антанты и становилось ясно, что судьба Германского блока предрешена. Основным итогом революций в России стало падение монархии Романовых и распад Российской империи. Однако, как оказалось, эти процессы происходили в контексте мирового мегатренда - распада трёх великих империй: Российской, Османской, Австро-Венгерской и государства кайзера Вильгельма II, которого английский историк Джейсон Гудвин назвал "императором без империи" . Единство исторических судеб распавшихся империй даёт основание для сравнительного анализа процесса их распада. На наш взгляд, вполне уместным является сравнение анатомии распада Российской и Османской империй, несмотря на то, что империя Романовых развалилась фактически в течение одного 1917 г., а разрушение дома Османов растянулось на десять лет и продолжалось с 1908 г по ноябрь 1918 г., когда Турция капитулировала перед Антантой. Выбор двух этих государств для сравнительного анализа обусловлен тем, что Россию с Турцией в большей мере нежели с двумя другими империями, объединяли признаки имперскости.

Как Российская, так и Османская империи включали в своих границах части

Европы и Азии. Правда, к началу ХХ в. Османская империя потеряла большую часть своих европейских территорий, и по мнению ряда историков, именно Россия, нанесшая поражение туркам в войне 1877-1878 гг. и освободившая от турецкого ига Болгарию, запустила скачкообразный процесс распада Османской империи . В ходе балканских войн 1912-1913 гг. её европейские владения сократились до жалких остатков. Российская империя подошла к распаду без ощутимых территориальных потерь, за исключением южного Сахалина до 50-ой параллели, Порт-Артура и Дальнего в Китае и железной дороги к ним, а также концессий в Манчжурии, которые были сугубо колониальными приобретениями. Все эти владения Россия уступила Японии по Портсмутскому миру.

Полиэтничный состав населения, которым характеризовались оба государства, как в одном, так и в другом имел государственно образующий этнос: в России это были русские, а в Турции - тюрки по крови. В Царской России цивилизация русского этноса определяла идентичность россиянина, в то время как в Турции ситуация была иной. Создавшие государство турки-османы после завоевания в 1517 г. халифата Аббасидов и включения арабов в состав своего государства подверглись мощному процессу окультуривания классической арабо-исламской культурой, которая сформировалась

в IX - XII вв., задолго до создания мощного государства Османов. Арабский язык стал доминирующим среди образованной части турецкого общества, он был не только языком ислама, но и языком высокой культуры. Последний арабский халиф Аль-Мутаваккил опоясал султана-завоевателя Селима I мечом Пророка, а в Стамбул из Каира были перевезены его знамя и плащ, что символизировало передачу султану сакральной власти халифа. Однако в общественном сознании арабской родовой аристократии турецкие султаны не являлись законными халифами, а турки первородными мусульманами, так как Аллах передал божественную истину, изложенную в Коране не тюрку, а арабу Пророку Мухаммаду. Поэтому с точки зрения образованного правоверного араба фундамент государства мусульман должен был опираться на арабов. Именно на этой основе на рубеже XIX - XX вв. стал зарождаться арабский национализм. Несмотря на эти особенности, Османская империя в своей сущности была турецким государством, лояльным к тюркской фамильной династии.

Некоторые исследователи империй считают, что одним из их признаков является тенденция к расширению их границ. Однако, как у Царской России, так и у Османской империи в начале ХХ в. этот признак не фиксируется, наоборот государство Османов стремительно теряло свои территории не только в Европе, но и в Северной Африке, а также в Аравии. Государство Романовых отступило на Дальнем Востоке перед натиском Японии и вело дипломатические войны с Великобританией за влияние в Персии, Афганистане и в Тибете. Уже нарастали проблемы в Королевстве польском ввиду поддержки союзниками России по Антанте стремления польской шляхты к независимости. Президент США Вудро Вильсон в своей известной программе мира, которую он привезёт на Парижскую мирную конференцию, тринадцатым пунктом включил требование предоставления Польше независимости.

Монархический характер власти накануне распада империй как в России, так и в Турции дополнялся отчуждением её от народа, что принято считать важнейшим признаком имперскости. Вместе с тем в России после революции 1905 г. рядом манифестов царя от 1905 и 1906 гг.

фактически была оформлена конституционная монархия и было введено равенство всех подданных перед законом вне зависимости от сословной принадлежности, что встретило одобрение значительной части российского общества . В Турции восстановление конституции, принятой в 1876 г., за сорок два года до принятия первой конституции в России в 1918 г., не привело к заметным изменениям в обществе. Её сторонники поступали, вероятно, из лучших пробуждений, однако натолкнулись на полное равнодушие общества, потому что концепция равенства всех людей перед законом вне зависимости от вероисповедования не имела смысла в традиционной исламской картине мира и лишь обрушала его. Вместе с тем, как в России, так и в Турции накануне развала империй монархии пали. В Турции она формально просуществовала почти четыре года после развала империи, до принятия Национальным собранием в 1922 г. двух законов: об отделении султаната от халифата и о ликвидации султаната. Последний султан Вахи ад - Дин сумел тайно, в больничной карете бежать из дворца на английский корабль, доставивший его в Лондон, иначе его ожидала печальная участь. Однако фактически власть султанов в Турции закончилась после дворцового переворота 1909 г., после которого султанат уже являлся отжившей декорацией, которую в 1922 г. без какого-либо сопротивления демонтировал Мустафа Кемаль.

Одним из признаков имперскости принято считать наличие централизованного бюрократического аппарата управления государством, который отрешён от национальных меньшинств и чужд их чаяниям и нуждам. Однако этот признак чрезвычайно уязвим с точки зрения верификации его реальной действительностью как Российской, так и Османской империй. В многонациональных и поликонфессиональных государствах, каковыми являлись обе империи, мы не находим бесспорных доказательств препятствий развитию национальных окраин со стороны центральных властей. На наш взгляд, на местах центральный аппарат управления дополнялся широким разнообразием форм участия туземцев в самоуправлении. Так, например, в кавказских и центрально -азиатских владениях Российской империи была внедрена, по сути, английская система

косвенного управления, которая широко применялась англичанами в Индии. Как и англичане в Индии, русские селились в национальных окраинах отдельными поселениями, не мешая местному населению и не нарушая его традиционного жизненного уклада . Центральное правительство наделяло местное

самоуправление большими полномочиями. В Центральной Азии действовал "Устав о сибирских киргизах" от 1822 г., по которому туземцы, избранные в местные органы власти, приравнивались согласно "Табелю о рангах" к гражданским и военным чинам России, а трёхкратное избрание на одну из высших должностей позволяло претендовать на дворянство. Официальное исламское духовенство получало от российского государства ежемесячное денежное содержание . В Османской империи к началу ХХ в. практически все не мусульманские конфессии имели юридический статус миллета (религиозной общины -В.Р.), или, по словам английского журналиста Д. Джексона, "... были организованы в независимые государства - церкви", а иностранцы, проживавшие в империи, подчинялись юрисдикции своих консулов . При последнем великом султане Абдул - Хамиде II (1876-1909) знать национальных меньшинств, в частности арабов, курдов и так называемых черкесов - переселенцев из мусульманских анклавов России и Балкан, была вовлечена во власть и обвинять турок-османов в том, что они не допускали к государственному управлению этнические меньшинства, на наш взгляд, некорректно, по крайней мере, начиная с конца ХГХ в. Во всех эшелонах власти государства Османов были представлены почти все народы, населявшие империю. Представители христиан и иудеев, попадая во власть, как правило, принимали ислам и становились донме. В народе их называли "перевёрнутыми", притворными

мусульманами, так как в домашнем кругу многие из них сохраняли приверженность "вере отцов", однако это не являлось препятствием к занятию государственных должностей.

Сказанное выше позволяет заключить: наличие в многонациональных государствах централизованного государственного аппарата управления вовсе не является бесспорным признаком имперскости этого государства. Он

может отражать в своих сущностных чертах стремление власти найти наиболее эффективные в тех или иных условиях формы реализации государственной власти. Как в Российской, так и в Османской империях в рамках отношений между титульным этносом и конфессией, с одной стороны, и этноконфессиональными меньшинствами, с другой, простирались Пакс Россия и Пакс Оттоманика, принципы устройства которых обнаруживают сходство в терпимости к инаковым. И там и там, вплоть до распада империй, мы не обнаруживаем того атомарного и группового геноцида аборигенов - автохтонов, которым сопровождалось заселение испанцами, португальцами, англичанами или немцами в юго-западной Африке, новых земель. Геноцид армянского населения Османской империи выходит за рамки Пакс Оттоманика и был порождён судорожными попытками Абдул Хамида II и младотурков сохранить разваливавшийся дом Османов.

Единство процесса распада двух империй, на наш взгляд, прослеживается также отношением к ним главных акторов мировой политики начала ХХ в. В начале века крупный капитал Западной Европы активно проникал в обе империи, захватывая в виде концессий различные отрасли производства и инфраструктурные проекты. Как известно, в годы Первой мировой войны экономика России была сдана в концессии Англии, Франции, США и другим её кредиторам. В Османской империи накануне войны главными концессионерами были Франция, Германия и Англия. Вступление империи в войну на стороне германского блока парализовало деятельность конкурентов немецких компаний. В ответ Англия с Францией в союзе с Россией приступили к разработке проектов расчленения азиатских владений Османской империи. Намерения и требования России по отношению к Турции были изложены перед Англией и Францией в меморандуме Сазонова, С.Д., министра иностранных дел (1910-1916). Они вызвали категорическое неприятие союзников России по Антанте, в частности её желание поставить под свой контроль Босфор и Дарданеллы, а также Палестину. Англия уже в 1915 г. искала способы остановить Россию в её ближневосточных притязаниях, о чём свидетельствуют дневниковые записи посла Англии в Париже .

Претензии России на Палестину как часть Великой Сирии противоречили планам Франции и между союзниками по Антанте начался отчаянный торг, который закончился в марте-апреле 1915 г. подписанием протокола о намерениях - Константинопольского соглашения о передаче России проливов и Стамбула после победы над противником .

Константинопольское соглашение было вынужденной уступкой дипломатии Англии и Франции и выполнять его ни та ни другая держава не собирались. Однако в феврале 1916 г. русская армия заняла Эрзурум и Битлис и оказалась на ближних подступах к Ираку и Сирии. Союзникам России пришлось считаться с её претензиями на территориальные приобретения в Османской империи и в Петербург срочно отправился французский консул в Бейруте Жорж -Пико и эксперт по Ближнему Востоку английского Министерства иностранных дел Марк Сайкс. В результате переговоров Россия согласилась на компенсацию своих претензий по Константинопольскому соглашению: ей пообещали передать Турецкую Армению, область Хаккяри (к югу от озера Ван - В.Р.) и часть южного побережья Чёрного моря. Арабские провинции Османской империи Англия и Франция делили между собой. Так родилось известное соглашение Сайкса -Пико, подписанное в глубокой тайне в Лондоне в виде обмена нотами 16 мая 1916 г. между Англией и Францией.

Вступая в войну, Российская и Османская империи каждая в своём блоке являлись наиболее слабым его звеном. Они отставали в своём развитии от своих союзников. Так, например, в России к началу войны, по самым оптимистичным оценкам, грамотным было не более 50 % населения страны . В Турции этот показатель оптимисты дотягивали до 10 % и не случайно английский историк Эрик Хобсбаум писал, что с точки зрения европейских либералов Османская империя "являлась самым очевидным эволюционным ископаемым" [Цит. по: 7, с. 669]. В то время как общественная жизнь уже начинала развиваться по европейскому пути, государственные институты были привержены старым порядкам, сохранявшим обветшавшие декорации, которые власть не желала снимать.

По капризу истории, во главе России и во главе Турции накануне их распада оказались государственные деятели, получившие от своих

современников одинаково нелестные характеристики. В России царя Николая II назвали "царём - вешателем", а султана Абдул Хамида II "великим убийцей", при этом оба они были богобоязнены, во всех делах уповали на волю Бога. В тоже время, на наш взгляд, в государственных делах они являлись прямо противоположными личностями. По свидетельству полковника Преображенского полка Зуева, ко времени отрешения Николая II от престола его авторитет уже был уничтожен . Его ближайшее окружение характеризует его как человека безвольного, лишенного простой житейской

осмотрительности, позволившего без сопротивления отнять у него трон императора. Совершенно иным был Абдул Хамид II, которого историки характеризуют как грозного властителя, весьма почитаемого подданными, "умелого дипломата с потрясающей житейской осмотрительностью" . В борьбе за сохранение дома Османов он не останавливался перед массовым насилием, отчаянно дрался за трон, сделав, на наш взгляд всё, что мог сделать любой другой человек на его месте. Однако его судьба мало чем отличалась от судьбы Николая II. Как известно, русский царь был расстрелян вместе со своею семьёй, а турецкому султану помогли умереть в изгнании.

Как в России, так и в Турции борьбу с самодержавием возглавила внутренняя оппозиция, представленная в большинстве своём инородцами, членами масонских лож. В России члены Четвёртой Государственной думы, поощряемые послами иностранных государств и прежде всего Англии 2 марта 1917 г. добились отречения Николая II от престола в пользу брата Михаила Александровича, так и не взошедшего на престол. В Османской империи роль тарана, который сокрушал монархию, взяла на себя военная организация "Комитет единения и прогресса", состоящая преимущественно из офицеров Третьей армии, дислоцировавшейся на Балканах. В июле 1908 г. члены этой организации вынудили султана Абдул Хамида II согласиться на восстановление приостановленной им ранее конституции 1876 г., а 27 апреля 1909 г. низложили его, заставив передать престол султана и халифа своему безвольному брату Мехмеду V, ставшему марионеткой в руках заговорщиков. Передача трона сопровождалась подписанием новым султаном исправленного варианта

конституции, по которому, как в Великобритании, султан царствовал, но не правил. Государственный переворот в два шага был поддержан Англией и США, еврейскими банковскими домами, а также донме.

В России роль троянского коня сыграл генерал Алексеев М.В., начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего, пользовавшийся доверием Николая II, вступивший в сговор с депутатами думы Родзянко, Львовым и Гучковым. В Турции эту роль исполнили главный астролог и великий муфтий: первый убедил суеверного Абдул Хамида II, что восстановлению конституции благоприятствует расположение звёзд, а второй обосновал требования заговорщиков Священным законом . Как в первом, так и во втором случаях у монархов одним ударом выбивали из-под ног тот столп, который до этого служил их опорой.

В России силой, сокрушившей Временное правительство, созданное после отречения Николая II от престола, были моряки Балтийского флота, той его части, которая базировалась в портах Финляндии, куда немецкая агентура доставляла крупные партии морфина, оплаченного немецким Генеральным штабом и продаваемого матросам за гроши, доставляемого в кубрики кораблей почти бесплатно.

В Турции силой, вынудившей султана отречься от трона, стали солдаты и офицеры Третьей армии, которых заговорщики привели из Македонии в Стамбул, окружили его дворец и фактически поставили перед выбором: отречение или физическая расправа над ним и его семьёй. Накануне "кто-то" предварительно вывел личную охрану султана, состоящую из албанцев, за стены дворца, оставив его лицом к лицу с заговорщиками.

После войны процесс распада обеих империй сопровождался попытками аннексии Англией, Францией и США исторических земель, вокруг которых они формировались. Эти попытки были заблокированы революциями и войнами, которые как в России, так и в Турции носили двоякий характер: гражданских и национально-освободительных. В ходе этих войн в России гегемоном революционных преобразований постимперского государства был объявлен рабочий класс в союзе с крестьянством, а официальной идеологией стал

приспособленный к реалиям России марксизм, имеющий ярко выраженный классовый характер. В Турции, ввиду отсутствия организованного рабочего класса, гегемоном революции выступила часть офицерского корпуса бывшей султанской армии, сумевшая повести за собой крестьянство и горцев Центральной Анатолии. В Турции классовая идеология не могла найти себе опору в силу неразвитости самих классов и мощной философской традиции ислама, приучившей мусульманина искать объяснения всех явлений общественной, экономической и социальной жизни в Священных текстах. Поэтому пришедшие в 1908 г. к власти младотурки попытались заменить

официальную идеологию Абдул Хамида II панисламизм геополитической доктриной пантюркизма, разработанную в конце ХК в. венгерским евреем Арминием Вамбери. Он появился в Стамбуле в конце 70-х гг. XIX в., изучил арабский язык, принял ислам и под именем Рашида стал зарабатывать на жизнь переводами, составлять письма, деловые бумаги по заказу частных лиц. Владея всеми европейскими языками, он приобрёл известность как полиглот и был принят на службу переводчиком в канцелярию Мехмеда Фуад-паши, министра иностранных дел Османской империи. Он быстро стал незаменим для своего патрона, возглавил его канцелярию, стал богат, получил собственный выезд с охраной, совершил хадж в Мекку и обрёл право на почётный титул "хаджи". Вероятно, в это время он был завербован британской разведкой и стал для неё ценнейшим агентом. Работая в Министерстве иностранных дел, А. Вамбери изучил персидский и тюркский языки и неожиданно для окружающих оставил службу и под видом странствующего дервиша отправился в Туркестан, куда активно проникала Россия. Он обошел с торговыми караванами все ханства Туркестана и вернувшись в Европу, стал незаменимым экспертом по Турции и Туркестану. В изданной им книге: "Путешествие по Средней Азии" он обосновал идеологическую концепцию пантюркизма, основанную на приоритете признака крови и происхождения тюркских народов. Вот её то и нашли удобной пришедшие после переворота 1908 г. к власти младотурки, отказавшиеся от панисламизма Абдул Хамида II. Однако при младотурках она, на наш взгляд, не смогла стать

идеологией объединения населения распадавшейся империи, принесла больше вреда, чем пользы, так как оскорбляла арабов - исторических носителей ислама, делая их второсортными. Ситуация изменилась после навязанного Антантой Турции в октябре 1918 г. Мудросского соглашения, а затем в августе 1920 г. Севрского мирного договора, по которому она расчленялась на четыре зоны оккупации и теряла большую часть территории. Пантюркизм был использован в качестве идеологии национально-

освободительного движения и его главным пропагандистом стал полусерб и полуалбанец по отцу, полумакедонец и полуалбанец по матери, Мустафа Кемаль.

Таким образом, как в России, так и в Турции распад империй сопровождался заимствованием идеологических теорий, разработанных представителями не титульных этносов. Насаждение их в качестве официальной идеологии привело в России к крайнему обострению социального конфликта, а в Турции - национальных отношений. В России марксизм так и не смог стать национальной идеей и спустя семьдесят четыре года он утратил статус государственной идеологии, в то время как в Турции пантюркизм в различных вариациях периодически актуализируется и остаётся поныне официальной идеологией.

Подведём итоги. Революции первых двух десятилетий ХХ в. и Первая мировая война проверили на прочность все существовавшие в то время империи и ни одна из них не выдержала испытаний - все они развалились.

Османская империя, вступившая в войну на стороне немецкого блока рассчитывала, что после войны турецко-германский союз станет доминирующим фактором на Ближнем Восток. Однако эти планы шли в разрез с планами Англии, Франции и России. Последняя видела в начавшейся войне шанс реализовать свою мечту, овладеть зоной проливов Босфора и Дарданелл и обеспечить себе выход из Чёрного моря в Средиземное и Мировой океан. Однако война разрушила планы обеих империй: слабые экономики России и Турции не выдержали бремени военных расходов и империи начали распадаться. Помимо военного бремени империи разрушались изнутри. В Османской империи антиосманским внутренним фактором стал партикулярный национализм, концепция которого была враждебна принципам династической

многонациональной империи. Поощряемый Западом, национализм сначала стал болезнью дома Османов и апогеем его стали Балканские войны и восстание арабов Хиджаза под руководством шерифа Мекки Хусейна аль-Хашими. Россия в то время поощряла национализм балканских народов, но уже через несколько лет столкнулась с таким же партикулярным национализмом в Польше, Прибалтике, в Украине и в Закавказье. От империй стали отпочковываться

моноэтнические образования, ставшие позже независимыми государствами.

В постимперских Турции и России пришедшие к власти силы добивались восторженного признания населением их заслуг в деле спасения Отечества. В Турции на пьедестал истории был поднят М. Кемаль, получивший почётные титулы "газзи" (воин ислама - В.Р.) и "Ата тюрк" (Отец тюрков - В.Р.), в России на пьедестале оказались вожди большевиков. Как в Турции, так и в России это привело к культивированию культа вождя, мнение которого считалось единственно верным. Как Турция, так и Россия, исчезнув как империи, выстояли в гражданских войнах и иностранной интервенции и возродились республиками. Они сохранили определённую степень

преемственности между республиками и империями, сохранив турецкое и русское по сути государства, и объединили в своей новой светской идентичности традиционные культуры Востока и Запада.

Список литературы

1. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир. М., 2006.

2. Джексон Д. Послевоенный мир. М., 1937.

3. Джейсон Гудвин. Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов. М., 2012.

4. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель Д.Ю. Арапов. М.,2001.

5. Лорд Кинрос. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1998.

6. Российская империя. Конституция России. [Электронный ресурс] http: //www.rusimpire.ru/ronstitutsiya-rossii. html

7. Финкель Кэролайн. История Османской империи. Видение Османа. М., 2005.

8. Шестопалов П.И. Настроения офицеров 1-й гвардейской "Петровской " бригады между февралём и октябрём 1917 года //Вестник Брянского государственного университета № 1(3) 2017.

9. Чиркин С.В. Двадцать лет службы на Востоке. Записки царского дипломата. М.,

10. Яковлев Е. Война на уничтожение. Что готовил Третий рейх для России. С. Пб.,

11. [Электронный ресурс] https // regnum.ru//news/polit/2257316. html

12. [Электронный ресурс] http: //www.poliglots.ru//articls/vambery. html

Ранчинский Виктор Павлович - кандидат исторических наук, первый заместитель директора института филологии, истории и мировой политики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, vpr_1949@ mail.ru

Работа студента МГУЛ, проходящего стажировку в RIATAZA

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

Институт международных отношений и социально-политических наук

Курсовая работа

по дисциплине «История страны региона специализации»

«Распад Османской империи и его влияние на судьбу Курдистана»

Выполнил: студент 1 курса

специальности 41.03.01

группы 7-2-5

Нархов И.И

Допускается к защите

«___» __________2017 г.

Защищена «___»__________2017 г.

С оценкой _____________

Зав. Кафедрой «Зарубежное регионоведение», кандидат экон. наук,

Макаренко Вадим Владимирович,

Москва, 2017

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Османская империя……………………………………………………………………….5

  • 1.1Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам……6
  • 1.2.Распад Османской империи………………………………………………………………..7

Выводы к первой главе……………………………………………………………………………..11

Глава 2. Зарождение «Курдского вопроса». Положение курдов после распада Османской империи………………………………………………………………………………….13

  • 2.1Курды Ближнего Востока………………………………………………………………….14
  • 2.2Курды России……………………………………………………………………………………19

Выводы ко второй главе……………………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………………………………….22Приложение………………………………………………………………………………………………24

Список используемой литературы……………………………………………………………..29

В ВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области истории Ближнего Востока, и касается изучения событий конца Первой мировой войны (а именно распада Османской империи) и их влияния на положение курдов как этноса.

Османская империя — государство, созданное в 1299 году турками-османами под предводительством улубея1 Османа Гази на северо-западе Малой Азии2 .

Как известно, она занимала обширную территорию, постоянно расширяясь на протяжении столетий. К концу XVII века ее владения простирались от Алжира до Каспийского моря и от Венгрии до Сомали.3 На ее территории проживали десятки различных народов, в том числе и Курды. У каждого народа была своя уникальная культура и традиции, однако под влиянием колонизаторов, произошла ассимиляция, и для каждого этноса начался новый виток исторического развития.

Для курдов влияние колонизаторов не прошло бесследно. Во-первых, они приняли новую для них веру, Ислам, отказавшись от их родной религии, Езидизма. Лишь небольшая часть сохранила преданность своей исторической вере и ушла в горы. Во-вторых, курды стали рассматриваться как военная сила, которую можно использовать в завоевательских походах и битвах с противниками, чем Османские султаны и пользовались. А в третьих, будучи под гнетом османов, курды не имели никакой возможности претендовать на особую территорию, закрепленную за их этносом. Это наложило отпечаток на историческое развитие курдов и их положение на Ближнем Востоке даже после распада Османской империи.

Актуальность темы заключается в том, что Курдский вопрос, возникший после распада Империи, не решен до сих пор. Изучение данной темы позволит более детально понять суть этой немаловажной проблемы современности.

Целью данной работы является исследование событий конца Первой мировой войны и поиск причин по которым курды не получили независимой территории, на которую претендовали, даже по сей день.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

  1. Краткое изучение истории развития Османской империи.
  1. Исследование положения курдов под гнетом Османского султаната.
  1. Анализ событий конца Первой мировой войны и поиск причин, которые не позволили Курдам стать независимым народом.
  1. Рассмотрение положения курдского этноса после распада Османской империи на территории России и Ближнего востока.

Объект исследования – распад Османской империи и образование новых государств на ее обломках.

Предмет исследования – влияние объекта исследования на возникновение Курдского вопроса, не решеного и по сей день.

Методологической и теоретической основой для исследования послужили научные труды известных российских и зарубежных курдологов.


ГЛАВА 1.
Османск ая импери я.

Исторически, развитие Османской империи можно разделить на три больших периода:

1. Возникновение и расширение империи

2. Расцвет

3. Упадок и распад.

Османская империя, как было указано выше, была создана в первоначальном виде в последнем десятилетии XII века Османом Гази, родоначальником османской династии. Осман I правил в одном из османских бейликов4 , который во время его правления получил независимость, его границы были расширены, так же там были установлены органы управления.

Постепенно, границы расширялись путем постоянных завоеваний и колонизаций соседских территорий.5 Экспансия происходила быстро и эффективно. Уже к 1453 году османы прочно закрепились в Европе, захватив Константинополь. Византия, колыбель православного мира, пала, а бейлик получил статус империи со столицей в Стамбуле6 . В XV-XVI века границы продолжали расширяться, сама империя успешно развивалась под грамотным политическим и экономическим правлением султанов. Османская империя получила полный контроль над сухопутными и морскими путями, соединявшими Азию и Европу. В 1514 после Челдранской битвы, в ее состав вошли Иранские земли. Именно там и проживала основная масса курдов.

В XVI-XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния. Это был расцвет государства. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи - окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке7 . В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств.8

Однако, с конца XVII века, после неудачной осады Вены в 1683 году, начался период упадка. После событий в Австро-Венгрии, европейцы осознали, что османов возможно победить. Развеялся миф об их всесилии. Это поражение, а также ряд последующих неудач стали причиной заключённого в январе 1699 года Карловицкого мира. Согласно этому документу Порта9 теряла ранее подконтрольные ей территории Венгрии, Трансильвании и Тимишоара. Её границы сместились к югу на значительное расстояние. Это уже был достаточно ощутимый удар по её имперской целостности. Затем, огромный ряд поражений в последующих войнах. Империя теряла свою мощь и влияние.

§ 1.1 Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам .

Османская империя была многонациональным государством, включающим в себя болгар, сербов, венгров, румын, молдаван, греков, грузин, армян, курдов и других. Однако единственным господствующим этносом были турки. Экспансия никак не повлияла на сближение их и подчиненных народов, напротив, иго, насаждаемое извне, приводило к агрессии угнетенных и порождало конфликты. На Европейских территориях началось мощное освободительное движение, арабы также поднимали восстания.

Для курдов присоединение к империи в 1514 году стало первым контактом с турками, сразу занявшими главенствующее положение. Именно период присоединения был единственным временем, когда между двумя народами не возникало конфликтов. Курды надеялись на улучшение своего положения, поскольку до этого их суннитское меньшинство находилось под властью шиитской династии Сефевидов. Тем не менее, курды достаточно быстро разочаровались в своих надеждах. Османы проводили политику повсеместной тюркизации курдского населения. Недовольства были, но активно их не проявляли, поскольку в курдской среде еще не было единства. В османский период курды проживали в замкнутом пространстве, ограниченном высокогорными районами Эрбиля и Диярбакыра.10 Ввиду особых географических условий курды были отдалены друг от друга и поэтому долго не могли создать организованного национального движения.

Однако, первые зачатки подпольного сопротивления были, например, в 1898 году группа курдских аристократов во главе с Бадрхан-беком начала публикацию первого журнала под названием «Курдистан». Первое политическое объединение курдов тоже возникло при османах. «Партия союза и прогресса» была образована в 1889 году, ее члены были сторонниками курдского национализма.11

§ 1.2 Зарождение «Восточного вопроса». Распад Османской империи

Распад Османской империи начался в 1908 году, когда произошла Младотурецкая революция. Политическая организация «Единение и прогресс»12 , во главе с Ахмедом Джемалем-пашой и его сторонниками, поставила своей главной целью свержение Абдул-Хамида II и восстановление конституции. 13

3-6 июля проходило восстание на территории турецких военных частей в Македонии. 23 июля в городах Салоники и Битолу прошли митинги, на которых в односторонне порядке со стороны митингующих была восстановлена конституция 1876 года. Абдулл-Хамид принял требования митингующих и созвал парламент.

В это время, Крит провозглашает энозис14 с Грецией, и это стало первым толчком к полному развалу Османской империи. В 1912 году Албания объявила себя независимой страной под управлением Сербии, Черногории и Греции. Ослабленная империя попыталась найти опору в лице Германии, но лишь была вовлечена в Первую мировую войну (1914-1918) и потеряла большую часть своих владений: Сирия и Ливан стали подконтрольны Франции; Иордан, Ирак и Палестина – Англии; Хиджаз, Неджд, Асир и Йемен обрели независимость.15

Все эти события сопровождались массовой резней христиан и курдов-езидов.

Особо ярким эпизодом стала резня армян в 1915 году. Из-за ряда поражений, Османская империя обвинила именно армянские отряды, составлявшие большинство в проигранных боях с Персией и Россией. С 1914 года началось разоружение. Тогда и произошли первые убийства по этническому признаку. Армян, не желавших подчиняться приказу пытали и лишали жизни.

24 апреля 1915 года была арестована и депортирована из Стамбула армянская элита. Новость об этом быстро распространилась по всей империи и подобные акции начали проводиться повсеместно В это же время происходила депортация приграничного населения. Власти объявляли о переселении армян в более безопасные районы, но в результате, люди были выброшены посреди пустыни, оставлены умирать от жажды, голода и жары. Поскольку, большинство мужчин было мобилизовано, у границ оставались лишь женщины, дети и старики, которые не могли противостоять этому процессу. Оставшихся мужчин заранее арестовывали. В конце весны, данные действа начали происходить на территории Анатолии, вдалеке от военных очагов. Данный факт нисколько не мешал властям намеренно убивать армян, совершенно не оправдывая своих действий.

«26 мая министр внутренних дел Османской империи Мехмед Талаат-паша подготовил новый закон, согласно которому, высылкам должны были подвергаться те, кто не согласен с политикой правительства. В июне он же отдал приказ депортировать почти всех армян из десяти восточных провинций страны. Очередная кампания проводилась по нескольким правилам. Согласно разнарядкам власти, в каждом регионе количество армян должно было быть снижено до 10% от остального мусульманского населения. Кроме того, этническому меньшинству запретили открывать собственные школы, а их новые поселения должны были находиться на значительном отдалении друг от друга. В июле высылки охватили западные провинции и, таким образом, распространились на всю Османскую империю. Причина геноцида армян 24 апреля 1915 г. и последующих месяцев заключалась в пантюркистской политике властей. Однако в столице и некоторых крупных городах депортации приняли не настолько массовый характер. Связано это было с тем, что правительство боялось огласки иностранных журналистов, живших в Стамбуле, Измире и т. д. Убийства во время депортаций носили организованный характер. Помимо этого, множество армян умерло от ужасных условий содержания в дороге или в концлагерях. Позже турецкий трибунал представил доказательства того, что власти проводили медицинские опыты над представителями этнического меньшинства. На них, в частности, пробовалась вакцина от сыпного тифа. Тысячи армян ежедневно умирали от пыток и издевательств жандармов.»16

Печальна роль курдов в данных событиях. Следуя приказам руководства, в основном именно курдские отряды были активной силой армянского геноцида.

Аднан Челик, автор книги «100-летний стон: Диарбекир 1915-го года по следам коллективной памяти», в своем интервью говорил: «Курды принимали участие в истреблении армян в первую очередь как мусульмане, и считали свои действия борьбой против неверных. За участие в геноциде курды были вознаграждены, получили армянские дома и земли. Однако в скором времени сами стали жертвами гонений со стороны турецкого правительства.…После геноцида армян, турецкие власти продолжили преследования против курдов. В середине 20-х годов прошлого века в Турции начались курдские восстания. Тогда курды поняли, что после расправы с армянами, турки взялись за них. Это заставило их посмотреть на события 1915 года иначе. У курдов есть такая пословица: армяне - на завтрак, а курды - на ужин. После того как здесь началось курдское движение, вопрос армянского геноцида оказался в центре внимания. Сегодня курды видят связь между массовыми убийствами армян и гонениями против них самих, поэтому у курдов борьба за собственные права связана и с армянским вопросом»17

Езиды также подвергались гонениям. Во время геноцида 1915 года, было убито около 400 тысяч езидов, оставшиеся в живых спасались на территории Российской Империи в Армении. Так же были сформированы езидские полки, боровшиеся с турками на стороне армян.

Турецкие власти на сегодняшний день так и не признали акт геноцида.

Османская империя вышла из Первой мировой войны в 1917 году по Ерзнкайскому перемирию. Потери составили около 350 тысяч человек. В ноябре 1918 года Стамбул был оккупирован английскими и французскими войсками. Правительство Османской империи подписало Мудросское перемирие, по которому Османская империя прекратила свое существование, передав большинство земель под управление стран-победительниц, утратив контроль над Черноморскими проливами и полностью разоружив свою армию.

Затем последовал Севрский мирный договор 1920 года, признающий права управления недавно созданной Лиги Наций на Ближнем Востоке, получение независимости Йемена, а также британский суверенитет над Кипром.

Юридически, распад Османской империи и закрепление территории Турции в ее основных границах были оформлены в Лозаннском договоре 1923 года, заменившем Севрский. По этому договору, Турция сохранила за собой лишь Восточную Фракию, Смирну и другие территории, отторгнутые от неё по Севрскому мирному договору 1920 года.18 29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая республика.

Выводы к первой главе.

На основании изученного материала по истории Османской империи, а так же дополнительных материалов по положению курдов, проживающих на ее территории, было установлено следующее:

  1. Османская империя – великое государство, подчинившее себе обширные территории и являвшееся одним из сильнейших государств в мире во времена своего расцвета.
  2. Угнетенные народы поднимали восстания, которые султанам удавалось подавлять до серединыXVIIвека.
  3. С концаXVIIвека империя начала утрачивать свою мощь. Сужались границы, народы выходили из повиновения, уменьшалось влияние на международной арене.
  4. В началеXXвека ослабленная Османская империя, видящая поддержку в Германии, была вовлечена в Первую мировую войну, по результатам которой произошел распад империи.
  5. Курды, проживавшие на территории колонизированного Ирана, использовались турками как военная сила.Во время геноцида армян 1915 года именно курды выполняли приказы Стамбула.
  6. Распад Османской империи привел к образованию новых государств, подконтрольных крупным европейским странам.

ГЛАВА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ «КУРДСКОГО ВОПРОСА». ПОЛОЖЕНИЕ КУРДОВ ПОСЛЕ РАСПАДА ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ.

Возрастание национального движения курдов еще во времена Османской империи привело к осознанию, что такому многочисленному этносу, сохранившему свою культуру, традиции и идентичность, необходимо свое государство.

Распад империи был идеальным моментом для претензии на собственную территорию. Севрский мирный договор предусматривал создание Курдистана19 , как отдельного государства. Однако, пересмотренное Лозаннским договором, данное положение было отменено.

В 1923 году Южная часть предполагаемого Курдистана (Мосульский вилайет20 ) стала подконтрольна подмандатному Англии Ираку. Юго-западом теперь управляла Сирия под контролем Франции, а остальные территории достались Турции21 . Так зародился «Курдский вопрос», который остается нерешенным уже на протяжении столетия.

Кемаль Ататюрк, возглавивший Турцию после свержения монархии, был инициатором денонсирования22 Севрского договора. Он отказался предоставлять курдам автономию и объявил их «горными турками». Были приняты законы, запрещающие использовать курдский язык, национальные одежды и сам термин «Курд».

Часть курдов бежала в Россию, где им были выделены территории для проживания.

Курды по сей день борются за право обладания их историческими территориями и обретения независимости.

  • 2.1 Курды Ближнего Востока

После распада Османской империи курды начали активно бороться за свою независимость. Положение Севрского договора о создании Курдистана и сегодня продолжает поддерживать курдский народ в их борьбе.

Как указывалось ранее, ситуация на Ближнем Востоке в двадцатых годах ХХ века складывалась не в пользу курдов. Долгожданная независимость, уже закрепленная в международном договоре в двадцатом году, была утеряна.

В 1922 году произошло восстание турков под руководством Мустафы Кемаля, будущего Ататюрка23 . Целью восстания было свержение монархии и установление республики. Кемаль предложил курдам выполнить все их требования в обмен на помощь в свержении Османов. С помощью курдских отрядов ему удалось победить англичан, арабов и греков и добиться свержения династии.

Тем не менее, события стали развиваться прямо противоположно обещаниям Ататюрка. После обретения Кемалем власти, все важные государственные посты заняли его соратники. Следуя принятому в 1923 году Лозанскому договору, новое правительство признало права лишь религиозных меньшинств. Поскольку большинство курдов исповедовало ислам, турки отказались признавать их как отдельный народ, претендующий на свое государство. Отказавшись признавать их права, республиканское правительство ввело запрет на любое проявление курдской самобытности, в том числе на использование языка и национальной одежды. Курдские общественные организации24 , образованные в двадцатых годах и борющиеся за национальную свободу, были разгромлены и объявлены вне закона.

Такой резкий поворот в отношении Ататюрка ожидаемо повлек за собой ряд восстаний со стороны курдов.

25 февраля началось массовое национальное восстание под предводительством шейха Саида Пирани, но к середине апреля оно было подавлено. Пирани и его соратников казнили, началась массовая резня и депортации, было уничтожено порядка 206 курдских деревень и было убито более 15 тысяч человек. Кемаль ввел «Суды независимости», каравшие любого, кто проявит сочувствие к курдам. Запрет на использование курдского языка и ношение национальной одежды ужесточился. Любые книги на курдском языке конфисковались и уничтожались. Слово «Курд», а так же производные от него, были изъяты из учебников. Курдов объявили «горными турками», забывшими свою национальную принадлежность. С 1934 года Турецкое правительство приняло закон25 , по которому можно без объявления причин переселять народности, чтобы им было проще и эффективнее ассимилироваться. Курды были отправлены на запад Турции.

Однако, столь жесткие меры в отношении к курдскому народу, ставившие цель подчинить курдов, повлекли за собой рост национального движения. Последовал ряд крупных восстаний26 , но все они были жестоко подавлены. Известно, что в период 1937-1938 было убито от 50 до 70 тысяч курдов27 .

Ниже представлены этапы борьбы курдов за независимость в Турции.

Курды Ирака начали бороть за свои права и автономию позже, чем курды Турции. Лишь когда Ирак был оккупирован Советским Союзом и Англией в 1941-1945 годах, а монархия была свергнута, начались восстания под руководством Барзани28 , а в 1946 году появилась Демократическая партия Курдистана. В результате борьбы появилась Мехабадская республика, просуществовавшая всего с 22 января по 16 декабря 1946 года, но имевшая огромное значение для курдов. Это было первым автономным образованием.

В 1958 году была свергнута Иракская монархия, и к власти пришло новое правительство. Его возглавил лидер организации «Свободные офицеры» генерал Абдель Керим Касем. После свержения Фейсала, курды получили равноправие и надеялись на обретение национальной свободы, но новое правительство начало поддерживать арабский шовинизм29 , что послужило причиной Сентябрьского восстания 1961-1970 годов под предводительством Барзани. Под лозунгом «Демократия Ираку - автономия Курдистану!», Барзани взял под контроль горную часть Иракского Курдистана и назвал ее «Свободным Курдистаном».

Далее последовал тяжелый период отношений курдов с Саддамом Хусейном. Самыми яркими эпизодами можно считать газовую бомбардировку Халабаджи в 1988 году и операцию Анфаль 1987-1989 годов, подразумевавшую «чистку» курдского населения. Около 182 тысяч человек были вывезены в пустыню и уничтожены, более 700 тысяч депортировали в особые лагеря, около 90% курдских деревень на территории Ирака были стерты с лица земли.

Были приняты множественные попытки обрести независимость, которые, в конце концов, увенчались успехом.

Лишь в октябре 2005 года на референдуме принятия Иракской конституции был официально создан Иракский Курдистан на правах широкой автономии. На сегодняшний день Курдистан обладает собственным парламентом, правительством, службой безопасности и вооруженными формированиями30

В Иране курды не сосредоточены на определенной территории. Курдские поселения разбросаны по всему Ирану. Из крупных районов компактного проживания курдов можно выделить Северный Хорасан, Илам и Керманшах31 .

Что касается положения курдов в Иране, то его доступно описала Ольга Жигалина: «Происходившие в самом монархическом Иране интеграционные процессы отразились и на характере межнациональных отношений в Иранском Курдистане. До свержения шахского режима32 определенное сближение населявших страну национальностей гарантировала политика иранского национализма. Она была нацелена на разрушение традиционных форм общественных отношений, на формирование социальной структуры и хозяйства, свойственных капиталистическому обществу, распространение общеиранских форм культуры, внедрение персидского языка во все сферы жизни и т. д. При этом игнорировались национально-культурные запросы неперсидских народов страны. Социально-политическая и экономическая неудовлетворенность иранских курдов, ущемление их национально-государственного статуса и иные причины порождали претензии к властным структурам, представителям доминирующего этноса (персоязычным иранцам), с которыми связывались этнокультурные последствия интеграционных процессов. Между тем использование военных и репрессивных институтов позволяло шахскому режиму в целом сохранять определенный баланс межнациональных отношений»33

В Сирии национальное движение началось в 30-х годах в провинции Аль-Джазира. Лидерами были Хаджо Ага, Каддур Бей и Халил Бей Ибрагим-паша. Их основной целю было добиться прав на автономию, но французские власти отказали им.

В 1957 году была основана Демократическая партия Сирийского Курдистана, целями которой провозглашались защита культурных традиций курдов, борьба за экономический прогресс и демократические перемены в Сирии. Лидерами партии были Осман Сабри  и Дахам Миро. ДПСК никогда не была признана сирийскими властями и остаётся подпольной организацией. После провала попытки создания политического союза Сирии с Египтом в 1961 году, Сирия была объявлена арабской республикой и вступила в силу временная конституция страны. В 1960 году несколько лидеров ДПСК были арестованы по обвинению в сепаратизме и заключены в тюрьму. На парламентских выборах 1961 года ДПСК не получила ни одного места в парламенте.

После переписи 1962 года около 120 тысяч курдов были лишены сирийского гражданства. Это делало их абсолютно бесправными, они не могли официально трудоустроиться, получить образование, владеть собственностью и заключать браки. Курды без гражданства изгонялись из своих земель и на их место приходили арабы.

В 1986 году во время праздника Новруза, полицейские Дамаска открыли огонь по толпе под предлогом того, что ношение национальной курдской одежды запрещено. Много людей было ранено, один человек убит. В Африне произошла та же ситуация. Там погибли трое.

Тем не менее, обе стороны конфликта в течение последующих двадцати лет постепенно начали предпринимать попытки поиска компромиссов. Положение курдов улучшилось. В 2006 году была основана Национальная ассамблея Сирийского Курдистана Сирии с целью развития демократии, предоставления прав национальным меньшинствам и создания федеративного государства.

В 2016 году курды получили автономию из трех кантонов (Джазира, Кобани, Африн). Второе название Сирийского Курдистана-регион Рожава, хотя официальные власти против данного территориального образования. Даже сейчас курды в Сирии не имеют права официально использовать курдский язык, не допускается присвоение курдских имён детям, запрещена регистрация фирм, которые не имеют арабских названий, не разрешается строить курдские частные школы, запрещено издание книг и других материалов на курдском языке34 .

  • 2.2 Курды России

В Россию курды начали мигрировать в конце XIX века из Турции и Ирана в Закавказье из-за неурожая и голода.

После революции 1917 года, была принята «Декларация прав народов России», по которой закреплялось право на самоопределение, на возможность реализации своих национальных устремлений, а так же повсеместна ликвидация неграмотности. Последующие правовые акты закрепляли неприкосновенность верований и обычаев и право на обустройство свободной национальной жизни35 . В начале двадцатых годов ХХ века территории, на которых проживали курды, вошли в состав СССР (Армения, Азербайджан, Грузия) и все принятые законы теперь действовали и на курдское население.

Для Советского Союза одним из главных являлся вопрос интеграции различных народов в одно Советское общество. Курды, попадавшие под определение национального меньшинства, были приравнены к другим народам в правах, но на территории СССР для них не было выделено отдельной земли.

Ниже представлена таблица с важнейшими для решения курдского вопроса съездами:

По различным данным в России в ХХ веке проживало 150-500 тысяч курдов.

В 1937 году Иосиф Виссарионович Сталин принял решение о депортации курдов из приграничных с Турцией районов в Казахстан, Азербайджан и Армению. Депортация происходила лишь частично и к 1944 году уже была закончена.

В девяностых, из Средней Азии курды мигрировали в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи. По данным переписи населения 2010 года в России проживает около 23,2 тысяч курдов и 40,6 тысяч Езидов, учитывавшихся отдельно.

Выводы ко второй главе.

На основании изученного материала, а так же проведенного анализа фактов, было установлено следующее:

  1. После окончания Первой мировой войны был заключен Севрский мирный договор в 1920 году между странами-победительницами и Турцией. По положениям этого договора, курды получали независимость и отдельную территорию, именуемую Курдистаном.
  2. Однако, после прихода к власти турецкого республиканского правления, положения Севрского договорабыли пересмотрены и в 1923 году былзаключен Лозаннский договор, официально оформивший распад Османской империи и отрицавший право курдов на создание отдельного государства.
  3. Курды Ближнего Востока были разделены между Турцией, Сирией, Ираком и, позднее, Ираном.
  4. В течение всего двадцатого столетия, курдский этнос подвергался дискриминации, существенному ограничению в правах, уничтожались курдские поселения, проходили массовые казни. Большинству курдов было запрещено использовать свой родной язык, носить национальные одежды, выделять себя отдельным народом.
  5. Тем не менее, было сильно национальное движение. В течение всего двадцатого века проходили массовые акции протеста, восстания, развязывались войны с правительством ради обретения независимости.

6.Курдам Сирии и Ирака удалось добиться автономии своих территорий, в то время как в Иране и Турции этого достичь пока не удалось.

  1. В России курды не подвергались гонениям, Советские власти в первые годы своего правления всячески старались улучшить положение угнетенных национальных меньшинств и улучшить их условия жизни.
  2. Массовые депортации в Сталинский период не сопровождались кровавыми бойнями, как на Ближнем Востоке.
  3. И сейчас в России проживают курды, они равны в правах с другими народами, но отдельной земли для них не выделено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе был рассмотрен процесс распада Османской Империи, великого государства, просуществовавшего более шести веков и занимавшего огромные территории, и влияние этого процесса на судьбу курдов.

Действительно, распад империи значительно повлиял на процесс развития курдского национального движения и существование курдов в целом, поскольку курдский народ так и не был допущен к созданию собственного государственного формирования.

Были найдены причины, повлиявшие на этот процесс. Во-первых, это сам распад Османской империи и положения договоров, зафиксировавших этот процесс. Во-вторых, это смена правящих режимов в государствах, где проживали курды. Новые правительства проводили антикурдскую политику, ужесточая отношение к национальному меньшинству и ограничивая его в правах, всеми силами стараясь не позволить курдам объединиться в мощную силу, способную отстоять свои интересы. В третьих-это неменяющийся статус угнетаемого народа, который не изменился после распада Османской империи и по сей день.

Многолетняя борьба дала плоды, и в Ираке и Сирии были сформированы автономные области, названные Курдистаном. Это Иракский Курдистан и Рожава.

В данной работе были выполнены следующие задачи:

  1. Была изучена история развития Османской империи от создания и до самого распада.
  2. Было рассмотрено положение курдов под властью османских султанов. В то время курдский этнос рассматривался как вассальная военная мощь, с помощью которой происходило расширение территорий и проведение агрессивной внутренней политики по отношению к колонизированным этносам.
  3. Был проведен анализ событий начала двадцатого века и были выведен ряд причин, не позволившим курдам обрети независимость.
  4. Было рассмотрено положение курдов после распада Османской Империи, как на Ближнем Востоке, так и в России.

По сей день курдский вопрос является острой темой дискуссий на международном уровне. Вовлеченные в военные конфликты на Ближнем Востоке, курды являются мощной силой, отстаивающие свои интересы. Не смотря на масштабную дискриминацию на протяжении веков, они не утратили надежд на создание единого Курдистана и борются за свои права.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Иллюстрация 1
Иллюстрация 2
Иллюстрация 3
Иллюстрация 4
Иллюстрация 5
Иллюстрация 6
Иллюстрация 7
Иллюстрация 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ближний Восток и международное право. М., 1992.
  1. Брои Р. Курды бывшего СССР и роль России в решении их проблем. Курдистан на перекрестке истории и политики. М., 1994.
  1. Документы внешней политики СССР. М., 1958. Т. 2.
  1. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М., 2001.
  1. Ключников Ю.В., Сабанин А.В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. М., 1926. Ч. 2.
  1. Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема. М., 1964.
  1. Лазарев М.С. Курдская проблема в европейском измерении / Азия и Африка сегодня. 1997. №2.
  1. Лазарев М.С. Курды – народ гонимый / Азия и Африка сегодня. 1995. № 3.
  1. Лазарев М.С. Курды и Курдистан: (факторы становления проблемы) / Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М., 1986.
  1. Лазарев М.С. Новая Россия и старый курдский вопрос / Азия и Африка сегодня. 1991. № 1.
  1. Лазарев М.С. Разделенный народ / Азия и Африка сегодня. 1990. № 11.
  1. Мгои Ш.Х. Анкара чувствует себя безнаказанной / Независимая газета. М., 1997. 11 июля.
  1. Ментешашвили А.М. Курды: очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта. М., 1984.
  1. Encyclopedia Britannica - Ottoman Empire, empire created by Turkish tribes in Anatolia
  1. David McDowall, A modern history of the Kurds

В начале ХХ века Османскую империю продолжали считать"больным человеком» Европы, но с ней воевали и Константинополь представлял и тогда заметную внушительную военную силу, а ее дипломаты славились своим необычным искусством, умением решать самые невероятные политические и другие задачи. Но мало кто предполагал, что станет сбываться пророчество, описанное в небольшой книжке под интригующим названием «Любопытное предсказание о падении Турецкаго царства Аравийскаго Звездослова Муста Эддина. Отпечатано в типографии С. Селивановского. Спб, 1828 г.» Любопытно, что эта книга выходила достаточно часто - в 1789, 1828 (в этом году дважды, в обоих столицах), 1854 годах… Даты этих публикаций парадоксальным образом совпадают с датами русско-турецких войн. Предсказание о падении Османской империи было сделано в XVI веке, тогда, когда она была мощной державой, обладавшей абсолютным оружием того времени - сильнейшей армией и военно-морским флотом. Соперничать с ней могли только Испания и Португалия. И, в отличие от большинства подобных публикаций, в ней действуют подлинные исторические лица - султаны Сулейман Кануни, Селим II и Мурад III, визирь Мехмет-паша Соколлу. Так что подлинность исторического фона не вызывает сомнений. Русь в те времена не представляла для Османской империи почти никакой опасности. Единственным серьезным противником Османской империи была Персия, да и та постоянно терзалась внутренними конфликтами. И вот неведомый астролог Муста Эддин говорит Мураду III: дни империи сочтены. Это походило скорее на сон. Однако это предсказание исполнилось. В середине XVI века Османская империя была в зените своего могущества, а к концу XIX века фактически развалилась, и Первая мировая война закрепила ее распад. Поэтому публикация,

1 ноября 1922 года закончилось существование Османской империи, основанной в 1299 году, когда она обрела суверенитет во время правления династии Османа I, который был её основателем. Его семья и потомки правили империей с 1299 непрерывно на протяжении всей истории империи. Султан был единственным и абсолютным регентом, главой государства и главой правительства империи. Помимо этого Османская Династия являла собой воплощение османского Халифата, начиная с четырнадцатого века, с царствования Мурада I. Представитель Османской династии удерживал титул халифа и власть над всеми мусульманами на момент прихода Мехмеда двоюродного брата Абдулмеджида II к власти. Османская Династия позиционировала себя в качестве политического и религиозного преемника Мухаммада и лидера всего мусульманского сообщества без границ в Османской империи и за её пределами. Титул Османского халифата был оспорен еще в 1916 году лидером арабского Восстания королём Хусейном Бен Али из Хиджаза, который осудил Мехмета V, но его царство было ликвидировано и аннексировано Ибн Саудом только в 1925 году.

11 ноября 1922 года, на конференции в Лозанне, был признан суверенитет Великого национального собрания Турции с правительством в Анкаре над территорией Турцией. Последний султан, Мехмед VI покинул Османскую столицу, Стамбул, 17 ноября 1922. Правовые позиции закрепились после подписания Лозаннского договора 24 июля 1923. Союзное приглашение на конференцию в Лозанну было передано как правительству в Константинополе, так и в Анкаре. возглавивший тогда национально-освободительное движение в Турции Мустафа Кемаль был убежден, что только правительство из Анкары должно принимать участие в конференции. 1 ноября 1922 года Великое национальное собрание признало правительство Султаната в Константинополе незаконным. Великое национальное собрание также приняло решение, что Константинополь перестал быть столицей нации с момента его оккупации союзниками. Кроме того, они заявили, что Султанат был упразднен. После ознакомления с резолюцией, Мехмед VI искал убежища на борту британского военного корабля Малая 17 ноября. После того, как Мехмед VI сбежал, остальные министры его правительства приняли новую политическую реальность. Но не обнаружено официального документа, который объявлял капитуляцию Османского государства или Султана. Конференция в Лозанне, 11 ноября 1922 года признала суверенитет Великого национального собрания Турции как замену Османской империи.

Наше примечание: Официальные данные переписей, проведенных в Османской империи и Турецкой республике, указывают на то, что в период между 1920 и 1927 годами в основных городах происходило резкое падение численности немусульманского населения. Самыми поразительными являются статистические данные о положении дел в Эрзуруме, который одно время был местом проживания многих армян. Там доля немусульман снизилась с 32 процентов от общей численности населения города до 0,1 процента. В Сивасе этот показатель упал с 33 до 5 процентов. В Трабзоне, где всегда проживало много греков, численность немусульман снизилась с 43 до 1 процента. С 1900 по 1927 год доля немусульманского населения Измира сократилась с 62 до 14 процентов. В Стамбуле не было столь резкого падения: доля немусульманского населения, которая в 1900 году составляла 56 процентов, к 1927 году снизилась до 35 процентов». В турки Мустафа записал только курдов. Но у тех никакого желания оными быть не возникало. В результат В результате турецкая армия с переменным успехом ведет бои с курдскими повстанцами до сих пор.

Отмечавшаяся недавно столетняя годовщина армянского геноцида напомнила и о других драматических событиях, сопровождавших распад и раздел Османской империи в ходе Первой мировой войны, а также непосредственно до и после нее. Эти события стали подлинной трагедией для многих народов, населявших эту многонациональную империю. К началу войны около половины населения одной только Анатолии (Малой Азии) были христианами — греками, армянами, ассирийцами. В результате войны и политики турецких властей почти все они были убиты либо депортированы. Турки, в свою очередь, были депортированы из Болгарии, Греции, Балканского полуострова и большинства островов восточного Средиземноморья. В целом, этот период, начиная с Балканских войн 1911-1912 годов и завершая провозглашением Турецкой республики Ататюрком в 1923 году, был отмечен едва ли не крупнейшими этническими чистками в современной истории. Будучи в кризисе, Османская империя действовала методом прямого террора, а также натравливала этносы друг на друга. Турки умело использовали национальные противоречия в империи. Так, одну из основных ролей в армянских погромах еще накануне Первой мировой войны сыграли курдские конные отряды «Хамидия» (названные по имени султана Абдул-Хамида 2-го).

Кроме того, серия послевоенных договоров в рамках Версальско-Вашингтонской системы определила во многом искусственные границы новых государств в интересах держав-победительниц, игнорируя исторические, этнические и культурно-языковые факторы. В свое время Ленин назвал Версальский договор (к нему примыкает целый пакет договоров — Сен-Жерменский, Севрский, Лозаннский и т.д.) «неслыханным, грабительским миром», «договором хищников и разбойников». Послевоенный раздел коснулся и земель Османской империи. Прямо или косвенно события того времени заложили корень многих конфликтов сегодняшнего дня. К ним относятся, в частности:

— Палестинская проблема.

— Кипрский конфликт.

— Гражданская война в Ливане.

— Гражданская война в Сирии.

— Распад государства Ирак.

— Курдская проблема.

— Появление ИГИЛ как попытка восстановить единство Леванта на исламистской основе.

— Боснийская война и другие конфликты на Балканах.

— И даже нынешнюю агрессию Саудовской Аравии против Йемена можно связать с разделом османского наследства (оба государства возникли на основе османских вилайетов Йемен и Хиджаз). К этому можно добавить и бесчисленные другие конфликты, затрагивающие алавитов, ассирийцев, друзов, ближневосточных христиан и другие этнорелигиозные группы, входившие в многонациональную Османскую империю.

Севрский мирный договор 1920 года фиксировал полный раздел земель Османской империи. При этом расчленялась и сердцевина Османской империи — Малая Азия. Фактически Севрский договор так и не вступил в силу, поскольку начались освободительные войны Ататюрка. Окончательные границы были установлены на Лозаннской конференции 1923 года, которая юридически оформила распад Османской империи.

Среди многочисленных пунктов этих договоров можно выделить самые важные:

— Современные Ливан и Сирия становились подмандатными территориями Франции.

— Палестина, Иордания и Месопотамия (Ирак) переходили под мандат Великобритании.

— Остаток турецких владений в Европе (кроме примыкающих к Стамбулу вилайетов) передавались Греции.

— Турция теряла Аравийский полуостров, Ливию (еще в 1911 году), острова в Средиземном море.

— Так и не был создан независимый Курдистан (хотя в первоначальных договорах это предполагалось).

— Турция добилась от Антанты отказа от создания «национального очага армян». Армения теряла основную часть исторических земель (внутренняя Армения).

Под формулировкой «обмен населением» произошла крупнейшая депортация этнических греков из Малой Азии. Обмен затронул около двух миллионов человек и в Греции назван «малоазийской катастрофой». Это была вторая депортация таких масштабов после армянского геноцида и переселения 1915 года. Исключения в «обмене» были сделаны для греков Стамбула и турок Кипра. В сохранении турецкой общины на острове — корень до сих пор не разрешенного кипрского конфликта.

В результате, Турции удалось (впервые за ее историю) создать государство, где турки-мусульмане составляли относительное большинство. Единственной крупной нетурецкой общиной оставались курды. Их доля в балансе населения Турции оценивается на сегодняшний день в 20-25% (16-20 миллионов человек). Есть и более высокие оценки, но турецкие власти тщательно скрывают статистику.

Курдский вопрос тесно связан с распадом Османской империи и категорическим нежеланием Турецкой республики и лично Ататюрка признать права этого народа на идентичность или хотя бы культурную автономию. Борьба курдов, то в мирной, то в открыто вооруженной форме продолжается с момента основания Турецкой республики. Курды справедливо считают, что корни нынешней ситуации лежат в империалистических договорах версальского периода и создании новых государственно-административных образований на территории распавшейся Османской империи. Первоначально, согласно Севрскому мирному договору (1920 году) предусматривалось создание независимого Курдистана, но затем, после освободительных войн Ататюрка эта идея больше не упоминалась и по Лозаннскому договору курдские земли были поделены между Турцией и подмандатными территориями Великобритании и Франции — Ираком и Сирией. Лозаннская конференция 1923 года, определила несправедливые с точки зрения курдов границы, разделив курдский народ на несколько частей.

Хотя курды тысячелетиями жили в регионе «большого Курдистана», в том числе в Сирии, официальный Дамаск утверждает, что столь значительное курдское присутствие в этой стране стало результатом репрессивной политики основателя современной Турции Кемаля Ататюрка, который вытеснял курдское население за пределы своей страны — в нынешние районы проживания на севере Сирии. На основании этого факта сирийское руководство вплоть до последнего времени отказывало курдам в предоставлении гражданства. Как бы то ни было, нынешняя гражданская война в Сирии вновь со всей остротой поставила проблему самоопределения сирийских курдов — от региональной автономии до полной независимости.

В связи с гражданской войной в Сирии и экспансией ИГИЛ особенно часто упоминается договор Сайкса-Пико — документ, изменивший карту региона. Не так давно представитель сирийских «Братьев-Мусульман» Зухейр Салем в интервью изданию Kurd Watch высказал то, что он (и представляемое им самое массовое исламистское движение арабского мира) на самом деле думают о Сирии и о ее перспективах. На вопрос, что будет с Сирией в случае поражения Дамаска, он сказал: «Да провалится она в ад! Сирия — временное государство, созданное на основании соглашения колонизаторов Сайкса и Пико! Наша цель — построить всеобщее исламское государство для всех наций — курдов, арабов, черкесов, всех. Мы уничтожим границы, созданные этими проклятыми соглашениями Сайкса-Пико, мы снова все будем жить в одном государстве, как это было на протяжении 1500 лет».

Салем упоминает протокол Сайкса-Пико — секретное соглашение, заключенное в 1916 году между Францией и Великобританией при участии царской России. Подписанный в разгар Первой мировой войны, этот документ фиксировал раздел сфер влияния держав-победительниц на Ближнем Востоке после разгрома Османской империи — союзницы Германии и Австро-Венгрии. С точки зрения арабов, именно соглашения Сайкса-Пико заложили основу так называемых «национальных государств» на Ближнем Востоке, возможность возникновения которых всего сто лет назад могла расцениваться в качестве фантазии или шутки. Но, поскольку история знает примеры, когда искусственно созданные государства оказываются жизнеспособными, так случилось и со многими государствами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия, Иордания, Ирак, Сирия. Необходимо отметить, что создание новых государств на Ближнем Востоке после Первой мировой войны имело свою логику и создавало систему региональных сдержек и противовесов. Разрушение постосманской системы в результате последних действий США и их союзников погружает Ближний Восток в пучину новой нестабильности. Это подтверждают события в Ираке, Сирии, Ливии и Йемене.