Что такое власть. Власть: понятие, структура, виды Признаки государственной власти

Понятие власти в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти.

Власть – это особый вид поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей.

Власть – это особого рода отношения между управляющим и управляемым.

Власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов.

Власть – это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений, которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого.

П р и з н а к и в л а с т и:

1) власть – это отношения, охватывающие не менее двух партнеров;

2) распоряжение осуществляющего власть должно сопровождаться в скрытой или явной форме, возможностью применения определенных ситуаций в случае неповиновения предписываемому поведению;

3) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, от кого она исходит;

4) наличие общественных правил, устанавливающих порядок, при котором отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы затрагивают, обязан их выполнять.

Ресурсы власти:

1) экономические ресурсы – материальные ценности;

2) социальные ресурсы – право повышать или понижать социальный статус или ранг;

3) культурно-информационные ресурсы – знания, информация;

4) силовые ресурсы – средства физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

5) демографические ресурсы – сами люди, которые создают материальные блага, выступают в качестве основы для силовых, административных ресурсов, участвуют в передаче знаний и информации.

Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество – это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов.

Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная и др.). Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.



Каждая социальная общность организует свою совместную деятельность с помощью властно-управленческой системы, включающей властвование и подчинение, управление и исполнение. Это проявляется в подчинении воли входящих в данную общность индивидов и групп единой воле, выработанной в этой общности. Такое отношение означает навязывание единой воли подвластным и подчинение подвластных этой единой воле. Таким образом, властно-волевой механизм функционирования любого общества представляет собой систему взаимосвязей, в которой одна сторона формирует и реализует руководящую волю, выполняет функции социального управления, а другая подчиняется в соответствии с требованиями.

Властно-управленческие отношения всегда имеют «личностную окраску», то есть отождествляются с конкретным человеком. «Проявляясь» через личность руководителя (президента, мэра, министра), они внешне выступают как власть личности, стоящей над управляемыми. При этом властные отношения остаются общественными, не становятся отношениями конкретных личностей. Однако индивидуальные качества руководителя оказывают влияние на функционирование властно-управленческой структуры, которую он представляет: личностные качества руководителя (воля, кругозор, жестокость, властолюбие, культура, принципиальность, честность) могут повлиять на функционирование возглавляемого им властно-управленческого органа, а через него и на другие структуры. Мера такого влияния зависит от места и роли данного органа в структуре властных отношений.

Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления (вождя над племенем, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государственных органов над гражданами и так далее) не могла бы существовать ни одна из общностей.

Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.

Власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она предстает в виде полномочий и способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны «властной медали» – руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и подданного. Если нет двух субъектов, то нет и власти. В данном случае сущностью власти являются отношения руководства и управления, господства и подчинения.

При этом следует заметить, что не только повелеваемый зависит от повелителя, но и повелитель зависит от повелеваемых. Ведь подчиняться можно по-разному. Например, формально вроде бы принимать приказы, но по сути уклоняться от их действительного выполнения. Так возникает то явление, которое называют «силой слабых» и бессилием власти.

Из равенства соплеменников выделяются наиболее сильные, умные, хитрые и способные влиять на других. Затем власть и ее институты начинают передаваться по наследству. На этапе появления частной собственности рождается экономическая власть, складывается государство и т. д. В обществе устанавливаются и функционируют отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах легитимности. Таким образом, власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

· согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;

· поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

· придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;

· осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Власть осуществляется различными методами и средствами, имеет множество видов и форм.

Методы властвования – это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их повиновения.

Властная деятельность осуществляется двумя основными методами:

· принуждения;

· убеждения.

Принуждение – это специфическое свойство любой власти. Оно предполагает достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия путем использования силы или угрозы силой и лишения его возможности выбора между подчинением или неподчинением. Формами принуждения являются штрафы, исключение из организации, лишение свободы, террор, репрессии и т. д. История свидетельствует, что как только возникает угроза властвующим верхам, они прибегают к несанкционированным законом методам: репрессиям, террору. Принуждение приобретает форму открытого произвола.

Убеждение как метод властвования предполагает использование различных приемов для обеспечения должного поведения подчиненных. Это влияние, сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Если в обществе преобладают методы убеждения – это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти.

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна. Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Если в обществе учитываются общие интересы и ценности, легитимность проявляется в добровольном признании и принятии власти большинством населения. Гораздо чаще легитимность достигается в повседневной борьбе за оправдание перед обществом носителя власти.

Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Иными словами речь идет об ответах, которые может дать власть на вопрос: «От чьего имени ты правишь?». С точки зрения М. Вебера возможны только три ответа. Во-первых, согласие управляемых может быть обусловлено авторитетом прошлого; во-вторых, личной волей исключительного главы, вождя; в-третьих, подчинением законным, разумным правилам.

Таким образом, возможны три вида власти:

· традиционная;

· харизматическая;

· рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизматическая власть. Название этого типа власти происходит от греческого термина «харизма», означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Носитель харизмы обычно просит поддержки у народа. В своей деятельности опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение. Массы подчиняются вождю до тех пор, пока он способен «доказывать» свою исключительность. Харизматические лидеры обычно появляются в условиях кризисов, переходных состояний общества. Они стремятся изменить существующий социальный порядок, опираясь на энтузиазм масс. Харизматическая власть может возникать в любых исторических условиях. М. Вебер подчеркивал значение харизматических моментов в формировании демократических институтов Запада в период первоначального накопления капитала.

Харизма опирается на власть одной личности, обладающей выдающимися качествами, поэтому не может быть постоянной и передаваться. У соратников вождя обычно возникает желание сохранить свою власть и влияние. Поэтому часто ведется борьба за право наследовать власть. Иногда выдающиеся свойства вождя переносятся на весь его род – создается родовая харизма, а если на его должность – создается институционная харизма. Такая харизма напоминает традиционную власть.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Развитой формой этого типа власти является рациональное государство, в котором деятельность властителей определена законами (Конституцией). Конституция определяет правила и нормы социального поведения, которые должны соблюдать властители, бюрократия, граждане. Законы в таком государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия. М. Вебер писал, что бюрократия существовала в цивилизациях разного типа, но рациональное управление формируется с того момента, когда государство начинает оплачивать работу чиновников в денежной форме, а не в натуральной, свойственной традиционному типу власти.

Легальный тип власти характеризуется следующими признаками:

во-первых, наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни;

во-вторых, формированием социального управления как процесса применения права;

в-третьих, существованием бюрократии как субъекта управления;

в-четвертых, наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом;

в-пятых, подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой определенным образом организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.

Обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе .

Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю , оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Теория общественного договора

Наиболее яркими представителями концепций власти, получивших обобщённое название «теория общественного договора », являются Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1788).

Согласно Т. Гоббсу, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа - высший закон государства. Забота о мире - основа естественного права , созданного общественным договором.

Дж. Локк рисует неизбежность государственной власти с позиции теории естественного права и «общественного договора». Правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений). Причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Ж.-Ж. Руссо определял общественный договор как исторически необходимое состояние человечества, осуществляющего народный суверенитет и фактическое равенство путём подчинения общей воле, которая выражает объективные интересы народа. Основной принцип политической системы состоит в реализации прямой демократии через республиканское государство, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан.

Источники власти

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Борьба за власть

Виды власти

Некоторые определяют следующие виды власти:

Функции власти

Некоторые [кто? ] определяют следующие функции власти:

  • Регулятивная
  • Контролирующая
  • Управленческая
  • Координационная
  • Воспитательная

Формы проявления власти

Некоторые [кто? ] определяют следующие формы проявления власти:

Технологии власти

Некоторые [кто? ] определяют следующие технологии власти:

Формы правления , политические режимы и системы

Некоторые определяют следующие формы правления, политические режимы и системы власти.

любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЛАСТЬ

POWER) Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно Веберу, власть - это вероятность того, что индивид в рамках социальных отношений сможет осуществлять свою волю в преследовании целей действия, несмотря на оказываемое сопротивление. Схожим образом Вебер определял «господство» как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей. Из этого определения следует, что (1) власть осуществляется индивидами и таким образом предполагает выбор, деятельность (agency) и намерение; (2) идея власти связана с представлением о деятельности, то есть о достижении индивидом желаемых целей; (3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может порождать сопротивление и конфликты; (4) власть подразумевает существование различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; (5) власть негативна, она приводит к ограничениям и депривации подчиненных. Вебер утверждал, что власть приобретает качества авторитета тогда, когда люди считают ее осуществление легитимным. Одно из критических замечаний относительно веберовского подхода состоит в том, что при свойственном ему акценте на деятельности и принятии решений из виду упускается то, что непринятие решений также может быть осуществлением власти. Например, неспособность действовать или отказ от действия могут свидетельствовать о неравной власти. Носители власти могут также формировать потребности или интересы подчиненных. Так, в случае с рекламными кампаниями осуществление власти проявляется в искусственном создании потребностей. Веберовское определение власти позволяет сформулировать проблему противоположности «реальных» и «субъективных» интересов. В марксистской социологии власть рассматривалась как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры обществ. Так, Н. Пулантцас (Poulantzas, 1978) определял власть как способность одного класса реализовывать свои интересы в противостоянии с другими классами. С этой точки зрения власть характеризуется следующим: (1) она не может быть отделена от экономических и классовых отношений; (2) она предполагает классовую борьбу, а не просто конфликты между индивидами; (3) анализ власти невозможен без рассмотрения способа производства. Принятие теми, кто лишен власти, господства тех, кто ею обладает, объясняется в рамках марксистской традиции с помощью понятия гегемонии, разработанного Грамши. Одним из аспектов гегемонии является способность господствующего класса навязывать классу подчиненному определенную идеологию (или мировоззрение), поддерживающую его господство. Идеи, распространяемые средствами массовой коммуникации, системой образования и другими организациями гражданского общества (например, церковью и профсоюзами), интернализуются подчиненными и формируют их взгляды на общество, в результате чего вырабатывается ложное классовое сознание. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Альтюссера. В американской социологии власть не рассматривалась с точки зрения неизбежного конфликта и принуждения. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть рассматривается по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако с этой точки зрения трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (Dahl, 1970) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «отношения влияния», при этом влияние рассматривается как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть не сконцентрирована в рамках правящей элиты, она широко распространена во всем обществе. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества участвовать в определенной степени в политическом процессе. Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как, согласно марксистской социологии, власть сконцентрирована в пределах правящего класса. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными. Например, Дал отмечал, что власть сконцентрирована в руках меньшинства, называемого им «политическим классом», однако он защищал либеральную демократию от нападок со стороны марксистов, которые подчеркивали, что экономически правящий класс управляет обществом в целом. Он также неявно поддерживал веберовский взгляд на государство как на легитимную монополию на применение силы. Современные подходы к власти испытали значительное влияние Фуко, который сосредоточивался на осуществлении власти посредством дискурса и экспертного знания, а также на ее локальных проявлениях и проявлениях на микроуровне. Он подчеркивал как созидательный, так и негативный эффекты власти. Все попытки определить власть подтверждают трудность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существуют серьезные разногласия относительно того, следует считать власть чем-то интенциональным или структурно обусловленным или и тем, и другим. Кроме того, существующие определения оказываются неспособными соотнести противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой - как на нечто созидательное и предоставляющее определенные возможности. Власть - это спорное понятие, использование которого неизбежно вызывает критические вопросы о ценности и точке зрения. См. также: Конфликта теория; Лидерство; Плюрализм; Санкция. Лит.: Clegg (1989)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Власть - это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов , носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамике власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение . Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти - это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти - это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие - это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей - аристократии , олигархии , технократии и т.д.


Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах - органах управления, и особенно органах принуждения - армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти . Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть . В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть . В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти - регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть - это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства . Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства - авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

Что такое власть?



Власть во все времена привлекала многих людей. Что это такое и на чем она основана? В широком понимании власть — это способность и возможность навязывать свою волю, воздействовать на других людей даже вопреки их нежеланию. Власть достигается различными методами, как положительными, так и отрицательными: завоевание авторитета, обещания, провокации, шантаж и т. д.

Политическая власть: определение

Политическая власть заключается в возможности той или иной социальной группы (например, партии) оказывать свое влияние на жизнь широких социальных классов или групп. Политическая власть реализуется через систему государственных органов.

Что является источником власти?

Любая власть проистекает из чего-то, имеет исходное начало, что и является ее источником. Вопрос об источниках власти сложный и неоднозначный, зависит от политического режима в том или ином государстве, типа общества, времени. Можно привести следующие примеры источников власти:


Ветви государственной власти

Традиционное разделение властей на три ветви — теория, предложенная Д. Локком. Термин "разделение властей" был введен Шарлем-Луи де Монтескьё. Если рассматривать эту теорию в общем виде, то можно выделить следующие ветви власти:


Есть также органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей. В России это, например, Центральный Банк РФ, Счетная Палата, Академия Наук РФ и т. д.

Иные виды государственной власти

Помимо трех основных властных ветвей, которые также являются ее видами, в качестве примеров можно рассмотреть и другие виды власти:

  • Верховная власть — высшая власть, источник полномочий для всех органов государства. Исторически выделяют три вида верховной власти: аристократическую, монархическую и демократическую.
  • Управленческая власть — возможность и право субъекта управленческих отношений (это может быть группа или индивид) воздействовать на другого субъекта данных отношений, контролировать и менять его поведение.
  • Публичная власть — выделена из общества, не совпадает с населением страны. Наличие такой власти — признак, отличающий государство от общественного строя.
  • Символическая власть — означает возможность изменять или формировать восприятие и оценочность социального мира, которые влияют на его организацию.

Также читайте подробнее.