Духовное училище. Псковская духовная семинария Отрывок, характеризующий Псковское духовное училище

Нынче в моде учебные заведения для будущих юристов и экономистов, юноши мечтают быть менеджерами, а девушки - моделями. Но рядом идет еще другая жизнь, живет другая молодежь, которая во многом отличается от большинства: и по стилю одежды, и в поведении, и по тому, как серьезно относится к жизни. К вечной жизни. Мы пришли в Духовное училище Пскова, чтобы поговорить с его учащимися об этой школе, о которой мало кто знает даже в самом городе – современные идеалы и приоритеты выбора жизненного пути не за такими учебными заведениями. И Слава Богу. В Духовном училище Пскова на очном и заочном отделениях учится столько учащихся, сколько училище может принять – около восьмидесяти.

Время получения начального богословского образования, а именно об этом выдается аттестат по окончании духовной школы, три года. Кто – то идет затем в семинарию, кто – то принимает сан, для кого – то эта учеба остается только фактом биографии. В училище преподается около двадцати предметов, среди которых Священное Писание, Катихизис, Богословие, Гомилетика, Патрология, история Церкви и Церковное право, церковно – славянский язык, Литургика, сольфеджио и др. Труд преподавателя в училище не оплачивается, обычно преподаватели – приходские священники, и работают они в училище во Славу Божию. Отцом Ректором училища по благословению Владыки Евсевия является протоиерей Виталий Герусов.

Поступающие приезжают в училище на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, в сентябре идут вступительные экзамены. Те, кто заканчивает третий курс обучения в Духовном училище, сдают выпускные экзамены, потом выполняют послушание, почти до конца июля, и покидают стены своей духовной школы. Каникулы здесь бывают в большие и великие праздники Церкви: Рождественские праздники, на Святки, Пасхальную и Троицкую недели. В училище два храма – св. Николая Чудотворца – «домашняя церковь» учеников, и приходской храм на Карла Маркса, который тоже находится на территории училища – Покрова Пресвятой Богородицы, где они учатся Богослужению.

Мы разговариваем с учениками школы: Марией Ромашовой, выпускницей, она заканчивает третий курс и сдает выпускные экзамены, которых четырнадцать. Другой наш собеседник Михаил Осипов, первокурсник. Ребята из православных семей, бабушка Миши – монахиня Иулиания, а дедушка Маши – митрофорный протоиерей Игорь. Когда Маша начинала учиться, на курсе было 17 человек, к выпуску осталось – восемь.
Что нужно, чтобы поступить в такое училище?
Миша:
Во – первых, желание и рекомендация своего приходского священника, или духовника.
Вы представляли, зачем вам нужно училище в вашей жизни? И что после?
Маша:
Я бы хотела бы быть регентом, если батюшка Ермоген благословит, и как время будет: мы день живем, а что будет на следующий день, не знаем. Как Бог благословит, но хотела бы быть регентом.
Миша: Меня приучили с детства к храму: я хочу учиться в Духовном училище, а потом продолжить обучение.
Собираетесь быть батюшкой, Миша?
Собираюсь. Пути Господни неисповедимы, но надеюсь, что Господь благословит.
Какие экзамены сдают при поступлении?
Миша:
Вначале было собеседование - такой простой человеческий разговор с отцом Ректором. Он знакомился с нами, спрашивал, почему поступаю… Была хорошая беседа. Принимали у нас экзамены по церковно-славянскому языку, по церковному пению, Закон Божий, писали изложение. Я знаком с клиросным делом, алтарным и поступил без проблем, хотя немного волновался. На первом курсе у нас есть и русский язык, мы пишем два сочинения в год на разные темы, например, «Святыни Псковской земли», по Новому Завету.
Маша: У нас собеседование проводил Владыка, мы все его прошли: он был очень добр к нам. На первом курсе писали сочинение по 14 Посланиям Апостола Павла, я взяла тему «Брак и безбрачие».

А что, Маша, тебя потрясло в Апостольских посланиях?
Если честно, мне нравится безбрачие. Как и Апостолу Павлу, который говорил «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше». Одиночество в Церкви - вопрос серьезный.
В Церкви нет такого безблагодатного одиночества, как в миру?
Маша:
Нет, одиночества нет. Но когда нагрешишь, и все долго накапливается, не исповедуешься, потом очень тяжело. Я на Светлой седмице посетила Псково – Печерский монастырь и очень рада, что туда съездила, хотя были внутренние препятствия, но благодарю Бога, что туда съездила, познакомилась со многими людьми - для меня красота монашества выше всего.
А где была на монастырском послушании?
На кухне, но для меня это совсем не трудно: вставала рано, ложилась поздно, и то, что спала четыре часа, было совсем не сложным. Книг прочитала больше, чем в училище. Там много было благодати, и это окрыляет.
Миша, какие предметы преподаются на 1 курсе?
У меня был сейчас экзамен по Общецерковной истории, сдавал отцу Владиславу Кузнецову, Новый Завет преподает отец Андрей Вахрушев, наш проректор, тоже прекрасный преподаватель. Русский язык сдаем, он один год, курс Катихизиса - отец Владимир Семиндяев. И русский, и Катихизис уже идут в аттестат.
Какие оценки?
Пока отличные, но решающие оценки у нас на экзаменах – что ты ответишь, то тебе и поставят. Ветхий Завет сдаем, церковно – славянский язык. У нас ценитель церковно-славянского языка отец Роман Ледин, нет слов, отлично преподает.
Маша: Очень интересный батюшка, добрый, и студентов понимает, студенты к нему прибегают за духовной помощью.
Миша: С ним можно посоветоваться, и в духовном плане батюшка очень разбирается, может разъяснить непонятные места из Священного Писания, просто перевести какое – то слово, человек он по – настоящему знающий. Литургику у нас преподает отец Николай Егоров.
Объясните для наших читателей, что такое за предмет Литургика?
Миша:
Это изучение порядка, системы Богослужения, изучение того, что служится, что читается, Церковного Устава – все, что совершается, служится в храме на Богослужении. Даются схемы разных совершающихся служб. Мы из церковной среды и для нас это не ново, но здесь мы получаем систему знаний по предмету, закрепляем на уроках, все заучивается и выстраивается в логическую цепочку, все Богослужение, вся красота его становится яснее.
Маша: Что – то, конечно, узнаешь новое в плане уставных Богослужений, например, в Великий пост очень долгие и особенные службы.
Сложно быть Уставщиком?
Маша:
Да, у меня сейчас такое послушание: следить за порядком, чтобы все было правильно, не было ошибок в порядке службы, Уставщик следит за тем, какие стихиры поются, тропари, где, что, в каком месте читается и поется, какие гласы.
Миша: В училище это неплохо построено, здесь достаточно профессиональный регент Татьяна Сергеевна Зимарская, специалист в своем деле, настоящий регент. И у нас в училище еще есть занятие церковном пением. В этом году мы разучивали гласы, воскресные тропари.
Что такое глас?
Миша:
Глас – это определенная мелодия, на которую накладывается слова: тропарные гласы, стихирные гласы. Восемь гласов – восемь мелодий, и каждый глас в свое время должен быть исполнен именно так. После обеда у нас обычно спевка хора нашего Покровского храма, собираются те, кто может петь. Каждому Господь дал свое, не больше и не меньше, и у кого есть талант в пении, он здесь не зарывается, а используется и развивается. За год для себя я много приобрел в училище именно в пении, много нового понял, узнал, просто замечательно.
Маша: Отец Наместник (Псково – Печерский монастырь) у нас преподает на 3 курсе Церковное право, предмет серьезный, и экзамен сегодня серьезный был.
Какую оценку получила, Маша?
Пять. Отец Наместник первый год в училище, преподает очень ответственно, строго преподает, но к нам достаточно снисходителен, любит нас, а мы – его: он обычно к нам с подарочками приезжает. Отец Александр Савельев преподает Нравственное Богословие и Новый Завет - батюшка замечательный, по своему интересен, был классным руководителем, и у нас была традиция вместе пить чай, разговаривать.
Существует для вас некое разделение знание предмета преподавателем и его отношение к учащимся?
Миша:
Существует. Если батюшка интересен как личность, тогда и к предмету, который он преподает, проявляешь больший интерес. Есть в училище хороший преподаватель Истории Русской Церкви Лариса Георгиевна Гребень, она отдала всю себя нам, когда – то сама это училище окончила, осталась здесь, трудится теперь во Славу Божию.
Маша: Ей можно посочувствовать – она наставница у наших девочек, у меня тоже есть послушание наставницы, но я лучше бы на все другие послушания ходила, чем два дня наставничать, очень сложно. Когда училась на первом курсе, у нас все было строже, сейчас попроще, отец Ректор очень детей любит и хочет, чтобы нам полегче было.
Балует вас немного?
Да.
А у вас, Миша, какое послушание?
Хор: в субботу вечером и воскресение утром обязательно петь на Богослужении, на большие праздники, когда все училище собирается. Здесь есть хорошая традиция - совершать каждую среду акафист Божией Матери, мы тоже поем. На пекарне у нас в училище пекут вкусные булочки.
Девочки?
Есть свои пекари, и из учащихся назначаются в смену помочь на пекарню, как послушание.
А сколько родители присылают, Маша?
Нисколько. У меня сестра работает, в нашей семье семеро детей, с папой, мамой и бабушкой - десять человек получается - нам сложно. Старшая сестра моя инокиня Ольга, а другую сестру отец Ректор благословил работать в больнице, медсестрой, как – то жить надо, и она учится на втором курсе в училище. В училище нас кормят, и здесь безплатное проживание.
Какой наиболее трудный предмет для тебя?
Маша:
Церковное право поначалу, потом стала вникать, понравился Курс лекций протоиерея В. Цыпина, хороший учебник, и отец Наместник расположил к этому предмету, хотя, конечно, это сложный предмет. Но более мне нравится Нравственное Богословие.
А что это - Нравственное Богословие?
Маша:
Мы рассматриваем такие вопросы на уроках, как становление личности, ее проявление в сфере бытия. Для чего Господь создал человека, к чему он должен стремиться. Говорим на Нравственном Богословии о грехе, как помыслы развиваются – все это очень глубоко и интересно. Человек является сотворцом Богу, и Господь не спасет человека, если тот сам этого не захочет. Бог всех любит и до последнего призывает, но если уж человек отказывается… Знаете, говорят, есть такой камень, который Господь не может поднять – это человеческое сердце.
А Догматическое Богословие?
Это учение о Боге, Святой Троице, все Догматы. Его преподает очень интересно батюшка отец Виталий Скнар, с ним можно пообщаться и на свободную тему.
Миша, а тебе какой предмет нравится?
Церковно – славянский язык. У меня был навык к чтению, знание молитв - я в церкви с детства, но здесь углубленное изучение языка – правила, глаголы, существительные, собственно, учишь новый язык. Это дает понимание Священного текста и правильное объяснение того, что читаешь: совершенно четко определяется, как именно надо понимать то или иное слово.
Какие у тебя внутренние ощущения от училища?
Здесь приобретаешь опыт, это не только школа, но и школа жизни. Мне нравится учиться, очень ценно общение с учителями, священниками, и, наверное, это дает хорошую подготовку к поступлению в семинарию.
Что такое искушения для ученика Духовного училища, Маша?
Внутренние переживания. Стремишься к чему – то, переживаешь, но Господь смиряет и дает больший опыт в духовной жизни, начинаешь понимать, что просто так, только по своему желанию ничего не достигнешь. И у каждого свой крест – это в первую очередь, но Господь дает его по силам, Он всех любит, и не по силам крест не пошлет: то, что Он дает, значит, так надо, чтобы мы терпели. Господь терпел и нам велел.
Как ты оцениваешь три года в училище?
Благодарю Господа, милость Божия, что я здесь. Такого живого общения с батюшками я бы у себя дома не смогла получить, и Богослужения здесь намного выше, чем там, где я живу, все берет за душу. Слава Богу! Если угодно будет Господу, надо будет дальше учиться. Очень помогают батюшки, если какие – то проблемы случаются, отец Андрей Вахрушев спаси его, Господи, духовно он мне очень многое дал. Я стеснялась: все – таки батюшка, преподаватель, но мне он помог, и всегда говорит: «Есть к чему стремиться, Мария». В училище взрослеешь, а в памяти остается только хорошее.
Вы видите современную светскую молодежь, что о ней можно сказать? Что бы вы ей пожелали?
Маша:
Мне приходилось недавно общаться с одним мальчиком- старшеклассником, я старалась с ним поговорить, но это было тяжело, он просто смялся, надеюсь, что все – таки он задумался. Наша молодежь обольстилась всем тем, что идет к нам Запада: одежда, привычки, манера поведения. Молодые распущены, и это просто пугает. Думаю, должна идти проповедь и в школах тоже. Помоги им, Господи. Миша: Я считаю, что корень всего, что происходит с молодыми - в воспитании: 70 лет безбожия не прошли даром, но все будет, как угодно Богу. Я бы пожелал, чтобы Господь вразумил их, чтобы они поняли, где истина.
Подъем в училище в полвосьмого, в восемь - общая молитва в Никольском храме, в шесть сорок пять утра там совершается ранняя Литургия, на которой певчие – ученики. Потом завтрак, и с 9 часов и до двух – занятия, обед, послушания, по понедельникам и четвергам - спевка хора. Ужин в восемь часов, до десяти - свободное время, затем вечерняя молитва в храме и отбой в одиннадцать часов. В училище есть священники - наставники, которые следят за дисциплиной. Бывают и отчисления из училища нерадивых, видимо, тех, кто не понял, зачем пришли сюда. Наши собеседники, Мария и Михаил, внутренне собранны, тщательно взвешивают сказанное, и не только потому, что есть ученическая боязнь, но и потому, что - православные и знают цену слову. Разговор получился безхитростным: вопрос – ответ, о духовной личной жизни здесь не спросишь, об этом рассказывают своему духовнику, или Богу.

Сам Владыка Евсевий пристально наблюдает за жизнью училища, которое, создавалось по его благословению. Как говорит проректор училища отец Андрей Вахрушев: «Архипастырь вмещает в себе способность видеть все, что происходит в порученной ему Епархии, он знает жизнь всех храмов и обителей, его око согревает все, что он видит, и око это - любовь человеческая. Духовное училище, - считает отец проректор, - пользуется его огромной любовью. Студенты знают, что все мы находимся под особым покровительством Владыки, весь наш учебный и воспитательный процесс, за который мы отчитываемся перед ним: Владыка председательствует на наших педсоветах.

Ни один студент не поступает без ведома Архиерея в Духовное училище. Всегда Его Высокопреосвященство приезжает на собеседование, лично тщательно интересуется биографиями учащихся, задает вопросы, которые характеризуют знание церковно – славянского языка, Священного Писания поступающего. Особенно откровенно в этот момент мы видим опыт Архипастыря, тонкое знание души человека - несколько его вопросов открывают иногда то, что мы, вся комиссия, пропустили – открывают человека совершенно по новому.

Традиционно Владыка приезжает на торжества в училище по случаю приема новых учеников в начале учебного 14 сентября, совершает Богослужения на праздник Покрова Божией Матери – это наш престольный праздник, в течение года Владыка приезжает к нам служить Акафист Покрова Божией Матери, служит Пассию в Великом посту, возглавляет торжества по выпускному дню. Ежегодно приезжает на выпускные экзамены на всех трех курсах: и ныне в один день приехал, посетил все курсы, просмотрев все экзаменационные ведомости, учебные тетради, журналы, методику работы преподавателей, и опросил студентов на всех курсах. Покровительство и любовь Владыки студентам известны, он добр, сам опрашивает очень любвеобильно, и этот год не был исключением. Отеческая любовь Владыки вызывает и ответную детскую любовь: наши ученики и преподаватели неукоснительно на Рождество Христово и Пасху поздравляют Владыку, и никто не уходит в эти дни без архиерейского подарка: Владыка всех милует».

Духовное училище заимствует традиции семинарии Троице – Сергиевой Лавры, где выпуск происходит после Троицы. 13 июня после праздника Духа Святаго, после праздничной Литургии, которую совершает Архипастырь, в актовом зале будут произноситься поздравления выпускникам и выдаваться дипломы об окончании Духовного училища, а лучшие выпускники будут благодарить своих учителей за любовь и науку.

Училище духовное мужское (ныне Индустриальный техникум)

г. Псков, ул. Красноармейская, д. 1

Историческая справка

Псковское уездное духовное училище для мальчиков было основано 28 сентября 1809 г. на основании указа Святейшего Синода от 6 марта 1809 г. и открыто при Псковской духовной семинарии . В 1867 г. в связи с реформой духовно-учебных заведений училище отделяется от семинарии, получив собственное управление.

24 июля 1870 г. духовенство округа покупает для училища обширное домовладение помещика Дерюгина с каменным домом, тремя деревянными флигелями и садом на левом берегу р. Великой.

Однако теснота помещений и отсутствие общежития требовали дополнительного строительства, средства на которое собирались в виде отчислений: из доходов церквей Псковского училищного округа в течение 10 лет.

В феврале 1884 г. по настоянию епископа Нафанаила было выделено единовременно 30% наличных денег каждой церкви. Началось проектирование здания общежития. Три проекта один за другим были отвергнуты епархиальным начальством.

Четвертый заказали новому городскому архитектору А.М. Векшинскому, который представил комплексный проект учебных помещений и общежития с условием сноса всех старых строений.

Проект был одобрен следующим епископом Гермогеном. А.Н. Векшинский, отъезжавший за границу, пригласил работать в Псков товарища по Академии художеств Ф.П. Нестурха , с которым они дорабатывали проект и присутствовали на закладке фундаментов 23 июня 1888 г. Нестурх, заменивший Векшинского на посту городского архитектора,
вел наблюдение за строительством и вносил уточнения в проект.

Строительство продолжалось пять лет. Нестурх разработал план очередности строительства, позволявший не прерывать занятий в училище.

В апреле 1890 г. северо-восточное крыло было готово для занятий, снесен старый каменный дом, на месте которого к осени 1891 г. возвели административно-учебный корпус. Корпус общежития окончен строительством к 15 сентября 1892 г.

Затраты на строительство - более 83 тыс.руб., превысили собранные средства, и еще три года здание стояло без наружной отделки. В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, в здании размещалась совпартшкола.

После оккупации Пскова здание оставалось без перекрытий. Восстановлено в 1946 г. силами учащихся и преподавателей строительного техникума, который в 1958 г. реорганизован в техникум индустриальный, осуществивший дальнейшую застройку участка.

Основные архитектурные особенности

Расположено на левом берегу р. Великой на углу Ольгинской набережной и ул. Красноармейской . Здание двухэтажное с подвалом, прямоугольное в плане с ризалитами и внутренним двором. Стены выложены из кирпича и оштукатурены.

Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Генплан. г. Псков, Красноармейская ул., 1

Объем изначально разделен на три корпуса, возводившиеся последовательно. Конструктивные швы визуально определяются перепадами высот кровли и выходами на нее брандмауэров, что, однако, не нарушает цельности восприятия композиционно-пространственной структуры.

В архитектуре прослеживается влияние эклектики с преобладанием элементов классицизма.

Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Общий вид с востока. Фото 1991 г. г. Псков, Красноармейская ул., 1

В композиционном выделении зон парадных и для повседневной жизни с различным уровнем требований к отделке выразился декораторский подход к формированию системы декора экстерьера и интерьера, характерный для ретроспективизма.

На парадных фасадах, выходящих на улицы, и в холле 2-го этажа применен насыщенный стилизованный декор классицизма, дворовые фасады и интерьеры рабочих помещений решены минимальными средствами.

Наиболее пышно и торжественно решен восточный фасад, обращенный к реке. Композиция
симметрично-осевая трехчастная с двумя крупными фланкирующими ризалитами.

Ось выявлена неглубоким ризалитом с полуциркульным проёмом парадного входа, на втором этаже парными полуколоннами, в уровне перекрытия - ступенчатым аттиком.

Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Восточный фасад. Центральная часть. Фото 1991 г. г. Псков, Красноармейская ул., 1

Центральная часть на уровне 2-го этажа украшена полуциркульными окнами с полуколоннами в простенках. Стена первого этажа обработана в крупный руст. Композиция декора ризалитов также симметрично-осевая, завершена небольшим фронтоном на фоне аттика, углы закреплены раскрепованными пилястрами.

Композиция южного фасада, обращенного к ул. Красноармейской , в целом асимметрична, трехчастная с фланкирующими ризалитами, выступающими незначительно и декорированными различно. Правый ризалит, в основном, повторяет композицию декора ризалита главного фасада.

Крайние оконные проемы обоих этажей здесь были заменены ложными (при восстановлении здания в 1946 г. и на этом фасаде сделаны окна). На левом ризалите равномерно расположены оконные проемы с рустом в качестве обращения, акцентированные прямыми сандриками. Левый угол ризалита имеет скругление с раскреповкой по всей высоте.

В средней части оконные проемы в рамочном обрамлении равномерно расположены между лопатками, крупно рустованными на 1-м этаже и гладкими на 2-м. Композиция завершена сложнопрофильным карнизом.

Композиция западного фасада симметрично-осевая с двумя фланкирующими ризалитами, углы которых обработаны скруглением с раскреповкой.

Применены обрамления окон в руст, сандрики, профилированная тяга. Фиксирующая уровень междуэтажного перекрытия и венчающий карниз, подобные примененным на левом ризалите южного фасада.

Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Западный фасад. Фото 1991 г. г.Псков, Красноармейская ул., 1

К правом ризалиту пристроен переход (1950-е г.г.). В центре - арка проезда во внутренний дворик. Стена северного фасада не уравновешена композиционно, примыкание разновысоких: корпусов случайно, оконные проемы лишены обрамления, Применены лишь тяга и карниз. Также решены фасады внутреннего дворика.

На стенах всех фасадов устроены вентиляционные отверстия с металлическими решетками и козырьками. Система не действует, В основу планировочного решения положена коридорная система.

Коридор, огибающий внутренний двор, проходит через все три корпуса, соединяя лестничные клетки, обеспечивает все необходимые пространственные связи функциональных зон: северо-западная часть - 2-х этажная, предназначалась для занятий и была возведена в первую очередь.

Восточная двухэтажная с подвалом, для админитсрации и учебных помещний построена во вторую очередь. Юго-западная двухэтажная часть здания проектировалась под общежитие интерната и завершила строительство.

Функциональные требования определяли разбивку и размеры помещений. В декоративном оформлении интерьеров выделена входная группа - тамбур парадного входа, вестибюль и центральные лестничные холлы 1-го и 2-го этажей, но только в холее 2-го этажа стены украшены рельефом в виде аркады, плафон и роспись выполнены после восстановления кровли.

В тамбуре и вестибюле сохранились полы из керамической плитки с орнаментом. Фундаменты ленточные бутовые, несущие стены из кирпича, оштукатурены, перекрытия и конструкции кровли деревянные. Габариты здания в плане - 43 х 53 м.


Колледж псковского Государственного университета (бывшее мужское духовное училище)

Общие сведения

Одно из немногих сохранившихся в Пскове общественных зданий конца XIX века в формах эклектики с пышным декором. Играет значительную роль в панораме застройки набережной реки Великой.

Псковская духовная семинария - старейшее учебное заведение города. Ее открыли в 20-е гг. XVIII в. стараниями епископа Псковского и Нарвского Рафаила (Заборовского). Она была создана на базе существовавших с 1733 г. греко-латинских классов, размещавшихся в одном из приделов Троицкого собора Пскова.

В 1738 г. специально для семинарии было выстроено здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря. В 1770-х гг. здание было перестроено после пожара.

В XIX в. для расширения помещения семинарии архиепископ Евгений II (Казанцев) обратился в комиссию духовных училищ при Синоде с прошением о разрешении приобрести у жены инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского деревянный дом на каменном основании за 6,5 тыс. рублей за счет средств семинарии. Комиссия разрешила произвести покупку дома Яворских и уведомила об этом архиепископа Евгения.

Некоторое время дом Яворских удовлетворял нуждам семинарии, но в 1840 г. снова встал вопрос о строительстве нового здания. Получив разрешение на строительство, руководство епархии обратилось за разработкой проекта и сметы к академику архитектуры, профессору Петербургской Академии художеств А.Ф. Щедрину. Строительство нового двухэтажного здания было осуществлено на месте бывшего дома Яворских. В здании располагались просторные светлые классы, хорошо приспособленные для занятий. В центральной части здания размещалась домовая церковь. В начале XX в. по проекту петербургского архитектора А. Павловского старое и новое здания были объединены. При перестройке здания в 1901-1904 гг. архитектор А. Павловский надстроил здание объемом домовой церкви во имя Трех святителей с купольным завершением (двусветный зал).

Купол над зданием семинарии напоминал о ее домовой церкви в честь Трех святителей. 14 (26) декабря 1891 г. в ней принял постриг преподаватель семинарии В.И. Белавин - будущий Святейший Патриарх Тихон. В память об этом 26 декабря 1997 г. на здании была установлена мемориальная доска. Еще до перестройки на фасаде была надпись: «Господи! Во свете Твоем узрели свет».

В 1918 г. Псковская духовная семинария была закрыта. В 1920-30-гг. в помещениях бывшей семинарии размещался Морской пограничный отряд ОГПУ, так как по Псковскому и Чудскому озерам проходила (как и сейчас) граница с Эстонией, а моряки псковского морпогранотряда несли охрану границы. Домовая церковь была ликвидирована, а облик здания изменился - исчезла церковная главка. Во время войны здание уцелело, и в нем обосновался Псковский педагогический институт. Сейчас в бывшем здании духовной семинарии размещается биологический факультет педагогического университета.

Здание духовной семинарии находится под охраной как памятник федерального значения (Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995).



Город Псков с древних времен нес на себе две великие миссии: миссию воина-защитника, благодаря своему географическому положению, и миссию носителя и хранителя веры православной. Именно поэтому здесь так много прекрасных храмов, а центром города является величественный собор в честь Святой Троицы. Несмотря на все повороты истории, порой очень тяжелые и жестокие, город Псков не перестает исполнять свое миссионерское служение. В наши дни это доказал подвиг погибших в Чечне десантников Псковской дивизии. Миссию же охранения и распространения православной веры скромно несет Псковское Духовное училище под небесным покровительством Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца и под чутким руководством и отеческой опекой правящего митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Оно является центром воспитания молодежи в духе Евангельских истин.

Недалеко от центра города, на территории двух храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая протекает жизнь этого духовного заведения. Летом - это райский уголок, утопающий среди цветов и аромата распускающихся деревьев, а зимой - это дивная сказка, в тишине которой рождается Божественный Младенец. Это то место, где молодые люди, пожелавшие посвятить свою жизнь служению Богу и Матери Церкви, укрепляются в вере, получают крепкую духовную закалку и обретают стойкость перед соблазнами мира сего. Ежедневные занятия (программа ориентирована на Московскую Духовную семинарию), постоянное общение со священством, участие в богослужениях и таинствах Церкви, несение послушаний, - все это формирует сильные личности, способные вести людей по трудному и тернистому пути веры.

Псковское Духовное училище было открыто в 1994 г. В 1997 г. состоялся первый выпуск. В этом году училище готовится отметить свой пятнадцатилетний юбилей. В первые годы существования училища одной из главных задач являлось внутреннее обустройство. За это время были произведены строительные работы в храме Покрова Божией Матери (памятник архитектуры ХVI века), промыты и закреплены настенные росписи XIX века. Внешний вид храма был также обновлен произведенными штукатурно-побелочными работами. Никольский храм (архитектурный памятник XVII века) силами учащихся был очищен от мусора, которым он был завален до самого купола в годы воинствующего атеизма. В нем также были произведены реставрационные работы. В правом пределе Никольского храма был устроен актовый зал, а в левом расположена библиотека. Фонд библиотеки составляет более 7000 экземпляров книг и учебных пособий. Существенно увеличился библиотечный фонд благодаря пожертвованию архиепископа Иоанна Рокландского (около 2000 книг). В течение трех лет шла работа над библиотечным фондом: была полностью зашифрована вся библиотека и составлено два каталога.

К престольному празднику 1995 г. над входом в храм Покрова Божией Матери в древней нише была написана фреска с изображением Богоматери, ставшая символом Духовного училища и знамением Небесного покровительства над ним. В 1995 / 96 учебном году от Администрации области в дар был передан набор колоколов. Но, к сожалению, до сих пор храмы лишены иконостасов. В 1995 г. при содействии Администрации Псковской области Духовному училищу были переданы значительные хозяйственные постройки: складские помещения, котельная, гаражи, а также одноэтажный административный корпус, занимаемый раннее АО "Электросвязь".

За время существования училища были произведены работы по благоустройству территории: были разбиты клумбы и фруктовый сад. Оборудованы столярная мастерская, просфорная, свечной цех, прачечная и баня. В 2002 году была открыта пекарня, где учащиеся выпекают свой хлеб, а к празднику Пасхи и куличи, радуя своим трудом жителей и гостей Пскова. Духовное училище не замыкается на самом себе. Студенты тянутся к общению с мирянами и ждут всегда гостей к себе. При училище действует Воскресная школа. Ее преподавателями являются выпускницы и воспитанницы Духовного училища. За последние годы сложилась традиция встреч со школьниками, студентами, идет активное сотрудничество с преподавателями школ и высших учебных заведений. С большим удовольствием учащиеся училища посещают детские дома и дома престарелых. Училище проводит миссионерскую работу и в Псковском следственном изоляторе, следуя заповеди Христа.

Жизнь в Духовном училище, конечно, отличается от жизни ВУЗов, техникумов и других светских учебных заведений. Сюда принимаются лица православного вероисповедания, юноши и девушки от 18 до 35 лет, имеющие полное среднее образование и проживающие в Пскове и Псковской области, а также в других регионах России и ближнего зарубежья. Училище предоставляет бесплатное обучение, проживание и трехразовое питание. Каждый день в училище начинается и заканчивается общей молитвой. Ежедневно проходят занятия по специальным богословским дисциплинам: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Катехизис, Церковно-славянский язык, Церковный Устав, Основное, Догматическое и Сравнительное богословия, История Русской Православной Церкви и мн. др. Помимо изучаемых дисциплин, каждые полгода студенты пишут семестровые сочинения на предложенные темы. Целью их написания является приобретение учащимися навыка работы с первоисточниками и литературой, развитие творческого подхода к различным церковным проблемам. Преподаватели Духовного училища - в основном священнослужители, которые получили образование в Семинарии или Академии. Выпускники Духовного училища поступают в высшие учебные заведения Московского Патриархата. Некоторые поступают сразу на второй и третий курс. Учащиеся училища выполняют также разные хозяйственные послушания в храме, на просфорне, на кухне, на пекарне, на овощном складе, в прачечной, в гараже, обеспечивая тем самым жизнедеятельность училища.

Жизнь студентов нераздельно связана с храмовым богослужением, которое совершается в наших храмах ежедневно - утром и вечером. Учащиеся несут во время богослужений пономарское и певческое послушания, приобретая таким образом на практике необходимые навыки для дальнейшей церковно-приходской жизни. Мастерство церковного пения оттачивается на спевках богослужебного хора. Хору училища часто предоставляется честь участвовать в архиерейских богослужениях и посещать приходы Псковской епархии. Хор готовит концертные программы к престольному празднику Покрова Божией Матери, к празднику Рождества Христова, к Святой Пасхе, которые всегда проходят в торжественной обстановке. Жизнь в училище протекает по церковному календарю. Светские праздники здесь не отмечаются, зато торжественно празднуются большие церковные праздники, дни которых для студентов являются неучебными.

С 2003 года училище окормляет храм в честь святой мученицы Варвары.

Духовной школе в г. Пскове уже более 200 лет
Пятнадцатый выпуск учащихся в Псковском Духовном Училище
Сотрудничество Епархии и Областного Управления образования
Обращение епископа Зарайского Меркурия к участникам Круглого стола 18 мая 2010 г.
XII православные образовательные Корнилиевские чтения "Основы православной культуры в современной школе".

Сегодня в Пскове: September 09, 2019 08:59:42

Статистика:

  • текущий запрос: духовное училище псков
  • найдено результатов: 200
  • страниц с результатами: 20

1809 год — 1918 год

Среднее специальное учебное заведение Русской православной церкви. Открылось в городе Пскове в 1809 году, размещалось во флигеле духовной семинарии. В 1867 году училище, получив собственное правление и став независимым от семинарии, разместилось в доме, снятом у купца Смоленского на Покровской улице. 24 июня 1870 года духовенство округа купило для училища у помещика Дерюгина за 9 тысяч рублей домовладение на берегу Великой с каменным домом, тремя деревянными флигелями, садом. В училище было четыре класса, в них занимались 120 мальчиков. 15 сентября 1892 года было открыто здание общежития. В 1918 году, с установлением Советской власти в Пскове, училище было закрыто. Ныне в помещениях бывшего духовного училища разместился Псковский индустриальный техникум.

Среднее специальное учебное заведение Русской православной церкви Московской патриархии в городе Пскове. Открыто в 1994 году. Готовит священно- и церковнослужителей. Обучение соответствует программам московских духовных школ. В 1997 году состоялся первый выпуск. Училище имеет свою материально-техническую базу, структуры, которые необходимы для осуществления образовательного процесса. В нём работают 17 преподавателей, из которых 15 - священнослужители. На территории училища находятся два храма: Покрова Божией Матери (памятник архитектуры 16 века) и Святого Николая Чудотворца (памятник архитектуры 17 века), в правом приделе которого устроен актовый зал, а в левом находится библиотека. К престольному празднику 1995 года над входом в храм Покрова Божией Матери была написана фреска с изображением Богоматери, ставшая символом училища и знамением Небесного покровительства над ним. В 1995 году Администрация области передала училищу складские помещения, котельную, гаражи, одноэтажный административный корпус, занимаемый ранее акционерным обществом «Электросвязь», а также подарила набор колоколов. При училище оборудованы столярная мастерская, просфорная, свечной цех, прачечная и баня. В училище принимаются лица православного вероисповедания в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие полное среднее образование. Изучаются Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Катехизис, церковнославянский язык, другие церковные предметы. Обучение в училище дневное или в форме экстерната (свободное посещение). При училище действует воскресная школа. Преподаватели и выпускники занимаются миссионерской деятельностью. В 1994 - 2001 годах ректором училища был отец Роман (Р. С. Гуцу), в настоящее время - отец Виталий (В. Герусов). В 2001/2002 учебном году в училище обучалось 80 человек.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Среднее специальное учебное заведение. Было открыто 5 сентября 1960 года. Размещалось на улице Пушкина. На отделениях фортепиано, хорового дирижирования, народных и струнных инструментов занималось 50 учащихся. В 1961 году открылись отделения духовых инструментов, сольного пения и теории музыки. Обучение было дневным, вечерним и заочным. В 1968 году училище переехало в новый корпус на берегу реки Великой с удобными аудиториями и просторным концертным залом на 600 мест. В 1998 году на базе методического кабинета училища открыто отделение повышения квалификации и переподготовки кадров, где ежегодно проходят обучение более 200 преподавателей музыкальных школ области. В настоящее время в училище работают шесть отделений: фортепианное, дирижерско-хоровое, теории музыки, народных, духовых, струнных инструментов. Обучение ведётся на дневном отделении. Выпускники получают квалификацию преподавателя, концертмейстера, руководителя творческого коллектива. За годы своей деятельности училище выпустило более 2500 специалистов. В декабре 2000 года училищу было присвоено имя композитора Н. А. Римского-Корсакова. Со дня основания училища здесь работают заслуженный учитель школы Российской Федерации А. М. Чиркова, преподаватели В. И. Войченко, Н. П. Козно, О. А. Смирнов, Г. А. Петрова. Семь преподавателей являются заслуженными работниками культуры Российской Федерации: Н. Д. Гуреева, Ю. Л. Меркулов, И. Н. Козно, В. В. Кричевский, Л. В. Кудрявцева, Л. М. Павлова, Б. В. Тимофеев, а преподаватели Т. А. Лаптева, А. Ю. Меркулов, Л. Н. Никитина являются членами Союза композиторов России. Преподаватели училища работают в Псковской областной филармонии. На базе училища созданы шесть студенческих коллективов, которые выступают с концертами в области и за её пределами. При училище создана детская филармония. Коллектив училища является инициатором проведения ежегодного фестиваля, посвящённого псковичу виртуозу-балалаечнику Б. С. Трояновскому, открытого конкурса юных исполнителей и фестиваля русской музыки, посвящённых композиторам М. П. Мусоргскому и Н. А. Римскому-Корсакову, других конкурсов, олимпиад и конференций. В 2001 году на базе училища открылся филиал Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Директор училища - Б. В. Тимофеев.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Культовые здания для проведения церковной службы и обрядов. В конце 19 века в Псковской епархии насчитывалось 477 церквей. Они подразделялись на кафедральный собор в губернском городе, городские соборы в уездных городах, монастырские соборы и церкви, приходские и кладбищенские церкви, церкви при учреждениях и воинских частях, домовые церкви. В епархии имелось несколько сот часовен - малых храмов без алтаря и причта, предназначенных для общественных молений, обычно приписанных к недалеко расположенной церкви. В городе Пскове к 1917 году было 50 действующих православных церквей и около 27 часовен, построенных в разное время. В Пскове и на севере губернии сохранялись церкви 15 - 17 веков, но были и воздвигнутые ещё в 13 - 14 веках; в южной части губернии большинство храмов относилось к 18 веку - веку расцвета православной культовой архитектуры (из 54 церквей Великолукского уезда 35 - построены в 18 веке). Архитектурный облик храмов был разнообразен. В северной части губернии были церкви, построенные в «псковском стиле». Его характерными особенностями являются простота, фундаментальность, почти полное отсутствие украшений, массивное крыльцо, пристройки к основной части храма, отдельно стоящая звонница и другие особенности. В южной части губернии церкви возводились в стиле барокко, классицизма, ампира, в неорусском стиле. Материалом для строительства храмовых сооружений служили плитняк, кирпич, дерево. Ставились храмы, как правило, на возвышенном месте и были связаны с окружающим ландшафтом. Строились церкви на средства самих прихожан. Часто находился состоятельный помещик или дворянин, дававшие значительную сумму денег, «тщанием» которых и сооружались храмы. В некоторых церквях имелись неприкосновенные вклады, сделанные прихожанами, проценты с которых шли на благоустройство храма. Со второй половины 19 века на ремонт церквей выделялись казённые средства.
Причт приходских церквей обычно состоял из священника (реже двух), иногда дьякона, низших священнослужителей: дьячка, псаломщика или пономаря, а также просфорни (женщины, часто вдовы духовного звания, приставленной к выпечке просфор). Священников для многочисленных храмов губернии готовила Псковская духовная семинария, а многие низшие клирики заканчивали Великолукское духовное училище. Жалование причту выплачивалось государством: священник в среднем получал 140 рублей в год, дьячок - 40 рублей, псаломщик - 30 рублей, а просфорня - 24 рубля, что было скромно.
Каждому приходскому храму принадлежала церковная земля, средняя норма которой составляла 33 десятины. Часть земли находилась под церковью, церковными домами и кладбищем, а остальная шла под пашню и сенокос. Священнику полагалось 15, дьячку - 12, псаломщику - 7, а просфорне – 3 десятины земли. Иногда земля сдавалась в аренду крестьянам прихода, в иных случаях её обрабатывали сами церковнослужители. При многих храмах имелись церковноприходские школы. Эти начальные учебные заведения, находившиеся в ведении приходов, играли большую роль в распространении грамотности в дореволюционной России. В школах, как правило, преподавали учителя, имевшие духовное образование, а священник вёл Закон Божий. Во время церковных праздников, ежедневных служб храмы собирали большое количество верующих. Этому способствовали и хранящиеся в них чудотворные местнопочитаемые иконы, другие святыни.
После Октябрьской революции 1917 года в России большинство храмов Псковского края были закрыты, внутреннее убранство уничтожено или разграблено, помещения закрытых церквей использовались по усмотрению партийных и советских органов власти для организации клубов, проведения культурно-массовых мероприятий, а то и для хозяйственных нужд. Многие служители Русской православной церкви были обвинены в контрреволюционной пропаганде и отправлены в тюрьмы, сосланы в исправительные лагеря, многие расстреляны.
В период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) многие храмы были разрушены и сожжены. В 50-е годы 20 века Русская православная церковь вновь подверглась гонениям со стороны государства. Руины храмов с разрешения местной власти разбирались жителями на кирпич или дрова. Сокращалось и число действующих храмов. В Великих Луках до Октябрьской революции было 16 самостоятельных храмов, а ныне только два. В Великолукском районе из 25 церквей сохранились остатки двух. На территории бывшего Великолукского уезда (часть нынешнего Великолукского, Новосокольнического, Локнянского и Куньинского районов) из 54 уцелело только 14 храмов. В последние годы в городах и районах области Русской православной церковью, органами власти, предпринимателями, подвижниками, населением многое делается для восстановления прежних, строительства новых храмов, часовен и других культовых сооружений. В настоящее время в Псковской епархии действуют 193 храма, 94 часовни и 9 монастырей. Архиепископ Псковский и Великолукский - владыка Евсевий.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Получил развитие с середины 19 века. По территории Псковской области были проложены участки линий железных дорог: Петербурге - Варшавской (1857 - 1862 годы); Пскове - Рижской (1886 - 1888 годы); Московско - Виндаво - Рыбинской (1894 - 1915 годы).
Первоначально развивалось частное железнодорожное строительство. Первым акционерным обществом было Главное общество российских железных дорог. Оно занималось постройкой Петербурга - Варшавской железной дороги. На средства государства строилась железная дорога Псков - Рига. С 1895 года железнодорожным строительством в Псковской губернии занималось акционерное общество Московско - Виндаво - Рыбинской железной дороги. Им построены железнодорожные узлы Дно, Великие Луки, Новосокольники. В 1901 году это общество вело строительство линии Москва - Великие Луки - Крейцбург - Рига. Осенью 1906 года (после постройки линии Бологое - Великие Луки – Волоковыск-Полесской железной дороги) станция Великие Луки стала узловой для Московско - Виндаво - Рыбинской и Николаевской железных дорог. Последней линией, построенной этим обществом в Псковской губернии, была рокадная железная дорога Гдов - Псков - Полоцк (строилась с 1915 года по заказу Российского правительства для нужд Северного фронта). Железные дороги на территории Псковской губернии строили в основном крестьяне-отходники, а также население тех деревень, рядом с которыми велось строительство. Использовали лопаты, тачки, кирки и ломы. Артель, которую нанимали, состояла из землекопов, навальщиков, каталей, равильщиков, плотников, топорников. Оплата труда производилась на всю артель. Штрафы, отсутствие условий для жизни, эпидемии делали работу на строительстве дорог очень тяжёлой. Вместе с тем применялись передовые для того времени инженерные решения. Непосредственное отношение к Псковщине имели инженеры-мостовики: С. В. Кербедз и Д. И. Журавский, по проектам которых были построены железнодорожные мосты через реку Великую.
Железные дороги, построенные в Псковской области в 19 - начале 20 века, заложили основу современной железнодорожной сети и связали надёжным средством сообщения отдалённые уголки губернии с центральными районами России: городами Санкт-Петербургом и Москвой. Станции Псков, Дно, Великие Луки, Новосокольники оказались на пересечении нескольких железных дорог, в них были построены узловые станции, через которые осуществлялась связь Центральной России и Поволжья с западными городами, незамерзающими портами Прибалтики. Псковские железнодорожные станции играли важную роль в развитии экономики Северо-Запада и Центральной части России. Их служащие, машинисты, кондукторы, как правило, были грамотными, профессионально подготовленными, высокооплачиваемыми специалистами. Для подготовки рабочих организовывались ремесленные курсы, для подготовки кадров железнодорожников в 1902 году на станции Великие Луки было открыто техническое железнодорожное училище (ныне техникум).
Значительная часть железнодорожников принимала активное участие в революционном движении. Социал-демократические группы железнодорожников в городах Псков, Великие Луки, Невель, Торопец были основной базой рабочего движения в Псковской губернии. В 1917 году Дновские железнодорожники пытались задержать поезд, в котором император Николай II возвращался из города Могилёва, где находилась ставка Верховного главнокомандующего русской армии в Первую мировую войну (1914 - 1918 годы). Состав был остановлен на железнодорожных путях неподалёку от Псковского вокзала. 2 марта 1917 года здесь, в царском вагоне, императором был подписан документ об отречении его от российского престола. Первая мировая война, вспыхнувшая вслед за ней Гражданская, а также иностранная интервенция привели железнодорожный транспорт и экономику всей России к развалу. Псковским железнодорожникам удалось восстановить транспортное сообщение к 1925 году. Большую роль в этом сыграли субботники, воскресники, другие общественные начинания: недели транспорта, недели перевозок, недели ремонта.
В 1920 году по Брест-Литовскому договору на территории Псковской губернии была установлена государственная граница. В течение 20 лет Псковские железные дороги работали в пограничном режиме. Железнодорожники участвовали в охране государственной границы. Создавались особые отряды железнодорожной охраны. Бронепоезд «Стерегущий» контролировал железнодорожную ветку, расположенную на территории Псковского пограничного района. Осуществлялась техническая реконструкция, повышались мощность паровозного парка, грузоподъёмность вагонов, вводились новые средства сигнализации и связи, улучшался комфорт пассажирских поездок. В 30-е годы 20 века в городе Пскове была построена железнодорожная больница, на станциях строили жилые дома, клубы.
Протяжённость железнодорожных линий за годы предвоенных пятилеток на территории области возросла, увеличился и грузооборот. К началу 1941 года, наряду со старыми, эксплуатировались новые мощные паровозы серии ФД, ИС, СО, двухосные и четырёхосные грузовые вагоны и вагоны, оборудованные автосцепкой. В период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) железнодорожники воевали на фронте, боролись с врагом в подполье и партизанских отрядах. 18 псковичей-железнодорожников стали Героями Советского Союза. После освобождения Псковской области от оккупации железнодорожники восстанавливали железнодорожный транспорт и железные дороги.
В 1946 году на всех железных дорогах страны были организованы отделения, в том числе Псковское и Дновское (последнее позже вошло в Псковское, как и Великолукское). В 50 - 60-е годы 20 века на Октябрьской железной дороге паровозная тяга была заменена тепловозной и электрической. К середине 70-х годов в Псковское отделение входили 26 хозяйственных единиц, в том числе Псковский, Дновский, Великолукский и Новосокольнический железнодорожные узлы. В 1980-е годы были реконструированы узловые станции Дно, Великие Луки, продолжалась модернизация железнодорожных линий и техническое перевооружение железнодорожных служб. 31 июля 1996 года Псковское отделение Октябрьской железной дороги было реорганизовано в Псковский подотдел Санкт-Петербург - Витебского отделения железной дороги. К 2001 году его упразднили и переподчинили Санкт-Петербургско - Витебскому отделению Октябрьской железной дороги. Общая протяжённость железнодорожных магистралей по территории Псковской области составляет 1092 километра.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

В Плюсском районе. Открыто в 1950 году как сельское профессионально-техническое училище № 2. Готовит механизаторов сельского хозяйства, комбайнеров и шофёров. Со дня основания выпустило 13 тысяч трактористов, которые трудятся в Псковской области и России. Училище располагает необходимой материально-технической базой. Здесь работают высокопрофессиональные педагоги и мастера производственного обучения. Среди них первый директор Л. И. Барановский - заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации и Л. Г. Барканникова, чей сын Е. Н. Барканников возглавляет училище.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Берёт начало с выходом газеты «Псковские губернские ведомости». В первом её номере от 5 января 1838 года были напечатаны «Статистические сведения о г. Торопце» генерал-майора Есаулова. Затем здесь же публиковались очерки Ивана Бутырского о городах Великие Луки и Опочке, Акима Война-Куринского - о городе Холме, Фёдора Студитского - о городе Печоры, барона Фитингофа - о городе Острове. Однако исследований по истории города Пскова за первые два года существования газеты опубликовано не было. В декабре 1839 года псковским губернатором был назначен Ф. Ф. Бартоломей. В марте 1840 года он обратился к населению с просьбой присылать для газеты исторические и экономические статьи. Первым откликнулся священник Ново-Вознесенской церкви Н. Ф. Милевский. Он копировал в архивах старинные документы, которые стали публиковаться в газете «Псковские губернские ведомости» с его комментариями с августа 1840 года, а с января 1841 года на страницах газеты печаталось его «Археографическое описание древностей города Пскова, сохранившихся по настоящее время». С 1853 году в Псковской губернской строительной и дорожной комиссии работал инженер-майор И. Ф. Годовиков. Он составил двухтомное «Описание и изображение древностей Псковской губернии» (частично издано в 1880-1882 годы под названием «Краткое историческое обозрение г. Пскова и его древностей») и «Атлас рисунков древностей Пскова» с приложением плана губернского Пскова по состоянию на 1857 год. Известными краеведческими работами преподавателя Псковской духовной семинарии А. С. Князева стали «Указатель достопамятностей города Пскова» и «Историко-статистическое описание кафедрального Троицкого собора», изданные в 1858 году. Автор этих трудов и его исследования помогли графу М. В. Толстому при подготовке книги «Святыни и древности Пскова» (1861 год). С 1862 года в Псковской духовной семинарии преподавал И. И. Василёв, перешедший в 1866 году на службу в Псковскую контрольную палату. Ему принадлежат краеведческие работы: «Главное народное училище в Пскове и Псковская губернская гимназия» (1870 год), «Лён и Псковская губерния» (1872 год), «Библиографический указатель статей, относящихся к Псковской губернии. 1517-1887» (1891 год), «Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей» (1898 год), «Следы пребывания А. С. Пушкина в Псковской губернии» (1899 год) и другие. В 1863 году в Псковскую губернию приехал К. Г. Евлентьев, имевший краеведческий опыт. Работая учителем в городе Острове, он занимался и краеведением. В 1867 году переехал в Псков. Опубликовал архивные документы и собственные исследования: «Археологическая записка о Поганкиных палатах» (переиздавалась с 1870 года пять раз с приложением «Книги псковитина, посадского торгового человека Сергея Иванова сына Поганкина»), «Об археологической экспедиции для исследования Псковских подземелий» (1873 год), в газетах - описания прогулок по Пскову и поездок за его пределы. И. И. Василёв и К. Г. Евлентьев стали инициаторами превращения краеведения из индивидуального занятия одиночек, в совместную работу единомышленников. Подготовленный К. Г. Евлентьевым проект устава «Общества собирателей древностей в Пскове» одобрили 29 учредителей. В августе 1869 года автор устава обратился в Императорское археологическое общество за материальной поддержкой, но получил отказ. В ноябре 1871 года И. И. Василёв предложил вместо самостоятельного общества создать при Губернском статистическом комитете особую археологическую комиссию и разработал правила её работы. На первом заседании комиссии 4 августа 1872 года её руководителями избрали губернатора М. Б. Прутченко и вице-губернатора А. М. Жемчужникова, а секретарём К. Г. Евлентьева, назначив его и хранителем будущего музея. Губернский предводитель дворянства барон Фитингоф-Шель уступил под музей две комнаты в доме дворянского собрания (ныне - улица Советская, 52). К. Г. Евлентьев создал экспозицию музея и без торжественного открытия стал принимать посетителей. Первое объявление с приглашением «желающих обозреть музей Археологической комиссии» появилось в «Псковских губернских ведомостях» 20 мая 1876 года. С этой даты ведётся отсчёт времени существования современного Псковского музея-заповедника. В том же году музей перевели в здание Присутственных мест. За восемь лет (1872-1880) археологическая комиссия издала многие из упомянутых трудов И. И. Василёва и К. Г. Евлентьева, краеведов И. М. Пульхерова, В. А. Буцевича, Н. К. Богушевского и другие. Летом 1878 года возле Изборска и Выбут под руководством председателя Московского археологического общества графа А. С. Уварова в присутствии четырёх великих князей проводились раскопки курганов. При этом граф высказал мысль о возможности создания в Пскове археологического общества. В октябре 1879 года на чрезвычайном заседании археологической комиссии был принят проект устава Псковского археологического общества (ПАО) и в июле 1880 года утверждён Министром народного просвещения. В октябре 1880 года на первом собрании ПАО председателем общества избрали губернатора М. Б. Прутченко, К. Г. Евлентьев остался хранителем музея. На заседаниях ПАО обсуждались вопросы охраны памятников старины, читались доклады его членов. С 1896 года было издано 12 сборников трудов общества. На протяжении многих лет его активными деятелями были секретарь Ф. А. Ушаков, хранитель музея А. Заборовский. В 1898 - 1903 годах председателем ПАО был губернский предводитель дворянства Н. И. Новосильцев. В марте 1900 года на аудиенции у императора Николая II ему удалось получить согласие на передачу музею обширных Поганкиных палат. С 1906 года секретарём ПАО и хранителем музея стал Н. Ф. Окулич-Казарин - автор «Спутника по древнему Пскову». До революций 1917 года в России в Пскове появились ещё две краеведческие организации. Архиепископ Арсений (Стадницкий) в августе 1906 года открыл церковно-археологический музей и в августе 1908 года организовал Псковский церковный историко-археологический комитет, в ведение которого перешёл церковно-археологический музей. В 1910 году вышел сборник трудов комитета. В феврале 1916 года торжественно открылась Псковская губернская учёная архивная комиссия, выпустившая в сентябре 1917 года сборник своих трудов. После Гражданской войны (1918 - 1920 годы) местное краеведческое движение возглавили преподаватели Института народного образования (ИНО). В ноябре 1920 года они создали естественно-научный кружок, а в феврале 1921 года преобразовали его в Общество любителей мироведения, руководимое профессором А. И. Дзенс-Литовским. Ректор ИНО В. К. Гринкевич в декабре 1921 года присутствовал на Всероссийской конференции научных обществ по изучению местного края, и в январе 1922 года под его председательством в Пскове образовалось такое же общество, которое вскоре стали именовать Псковским обществом краеведения. В октябре 1923 года в него влились общество мироведения и старинное ПАО. Общество краеведения стало работать при Губернском музее, директора которого (Е. М. Тихвинский, затем А. К. Янсон) возглавляли Совет общества. В 1924 - 1929 годах вышли четыре сборника трудов общества «Познай свой край!». В 1927 году окружной отдел народного образования (ОкрОНО) выпустил сборник «Псковский край». Статьи по экономике и истории края публиковала и газета «Псковский набат». В 1930 году деятельность краеведческих организаций страны была прекращена. В 1950-е годы в Псковской области выходил литературный альманах «На берегах Великой и Псковы», где публиковался и краеведческий материал. Основная краеведческая работа сосредоточилась в Псковском музее-заповеднике. С 1980 года здесь периодически проходили научные семинары «Археология и история Пскова и Псковской земли», а с 1986 года - ежегодные научно-практические конференции «Псков древний и современный» с публикацией тезисов докладов её участников. С ноября 1992 года действует Великолукское городское краеведческое общество. Оно проводит научные историко-краеведческие конференции, участвует в выпуске краеведческой литературы, помогает школам в налаживании краеведческой работы. С сентября 1994 года Псковский государственный педагогический институт имени С. М. Кирова выпускает историко-краеведческий журнал «Псков». Выходят ежемесячные краеведческие вкладыши «Псковские хроники» и «Великолукские хроники» в газете «Стерх», которые затем обобщаются в одноимённых сборниках статей. С осени 1999 года при Псковской областной научной библиотеке действует клуб псковских краеведов (руководитель М. М. Медников). Краеведы Н. Ф. Левин, М. М. Медников из Пскова, Н. Д. Казюлин и А. Г. Желамский из Невельского, А. Б. Стасюк из Островского, брат и сестра Кайдаловы из Палкинского, И. А. Цветков из Пыталовского, В. П. Константинова из Стругокрасненского районов, Г. Т. Трофимова, А. И. Сизов, В. В. Орлов, 3. П. Антонова из Великих Лук и другие исследователи Псковского края принимали участие в создании выпущенных к 1100-летию первого упоминания Пскова в древнерусской летописи книг, в том числе в изданной в юбилейный год «Псковской энциклопедии».