Должностные лица. Должностное лицо Задачи должностных лиц

Старинные служилые чины и звания

Русские князья, как великие, так и удельные, имели свой придворный штат, члены которого назывались дворовые люди.

В состав дворовых людей входдили следующие чины: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, дружинники и др.

В связи с нераздельностью понятий, что является личным делом князя, а что государственным, им приходилось исполнять не только придворные, но также различные административные, судебные и военные обязанности.

При этом бояре, окольничие, думные дворяне составляли первый класс дворовых людей, а стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы — второй класс.

После введения в 1722 г. Петром I «Табели о рангах» старинные русские чины и звания больше не применялись.

БОЯРИН

1) Старший дружинник, советник князя в древнерусском государстве IX—XIII вв.; 2) феодал-землевладелец 3) высший служебный чин в Русском государстве XIV—XVII вв., а также лицо, пожалованное этим чином.

В бытовом отношении все феодалы-помещики в XVII в. для зависимого от них населения являлись боярами; позже это слово модифицировалось в понятия «баре», «барин».

Звание боярин давало право участвовать в заседаниях Боярской думы; ближний или комнатный боярин был особо доверенным лицом царя и имел право доступа в царские покои; родственник царицы получал звание свойственного боярина.

Бояре возглавляли особые отрасли управления. Как феодалы - землевладельцы они являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами в своих вотчинах (право иммунитета), имели своих вассалов.

В XIV—XV вв. по мере формирования единого централизованного государства и соответственно государственного имущества, политические права бояр ограничивались; происходили изменения и в социальном составе боярства.

Великокняжеская, а с середины XVI в. царская власть настойчиво подавляла выступления тех бояр, которые сопротивлялись ее политике централизации. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана Грозного, а отмена местничества в 1682 г. окончательно подорвала влияние боярства.

Звание боярин было отменено Петром I в начале XVIII в.

ВОЕВОДА

Военачальник, правитель у славян. На Руси известен с Х в. (упоминается в летописях в качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения). С конца XV в. вплоть до создания в России регулярной армии (начало XVIII в.) — военный руководитель полка или отряда.

В середине XVI в. воеводы возглавили городское управление, потеснив городовых приказчиков, В XVII в. их власть, военная и гражданская, значительно усилилась. В это время они подчинялись московским приказам, действуя по их «наказам» (инструкциям). С 1708 г. воеводы стояли во главе провинций. В ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы, была упразднена.

ВОЛОСТЕЛЬ

Должностное лицо в Русском государстве XI— XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князей и ведавшее административными и судебными делами. Не получая жалования от правительства, волостели «кормились» за счет населения, платившего налоги.

ГОЛОВА

Название военных и административных должностных лиц в России XVI—XVII вв. Должность головы существовала до начала XVIII в. Жалованной грамотой городам в 1795 г. в России была введена должность городского головы.

ГОРОДНИЧИЙ

Представитель местной администрации в Московском государстве, позднее — в Российской империи. Должность городничего ведет свое начало с первой половины XVI в. от городового приказчика.

В 1775—1782 гг. возглавлял административно-полицейскую исполнительную власть в уездных городах. В XIX в. городничие назначались главным образом из отставных офицеров. Должность была упразднена в 1862 г.

ГОРОДОВЫЕ ПРИКАЗЧИКИ

Выборные из среды уездных служилых людей, правители городов и уездов в России XVI в.; подчинялись наместнику. Ведали делами служилых людей, строительством, ремонтом городских крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей и др.

В военное время выполняли функции городского военного коменданта. После введения должностей городовых воевод стали их помощниками, назначались непосредственно воеводами из местных дворян.

ГРИДИН

Младший дружинник, собирательное гридь — младшая дружина. Гридница — часть дворца, где жила гридь. С конца XII в. термин «гридь» исчезает и вместо него появляется «двор», в смысле младшей дружины.

ДВОРЕЦКИЙ

Дворовый человек русских князей и московских царей. С развитием приказного строя дворецкий в XVII в. становится начальником приказа Большого дворца, в ведении которого находились хозяйственные дворы.

С 1473 по 1646 гг. в Москве был всегда только один дворецкий; с 1646 г. это звание имели одновременно 12 бояр; затем почти ежегодно его жаловали то одному, то нескольким боярам сразу. В результате должность боярина-дворецкого превратилась в почетный титул, так как приказом Большого дворца продолжал руководить только один.

ДВОРСКИЙ

Предшественник дворецкого в роли управляющего княжеским хозяйством до начала XVI в.; он ведал также сбором налогов и надзирал за исполнением судебных приговоров.

ДВОРЧЕСТВО С ПУТЕМ

Почетное звание боярина-дворецкого, жаловавшееся во второй половине XVII в. и сопровождавшееся денежными доходами с определенной местности. Таким званием был пожалован 8 мая 1654 г. боярин В. В. Бутурлин.

ДЕТИ БОЯРСКИЕ

Разряд мелких феодалов, появившихся на Руси в XV веке. Они несли обязательную службу, получая за то от князей, бояр или церкви поместья, но не имели права отъезда. Дети боярские — потомки младших членов княжеских дружин — отроков.

С образованием Русского единого государства большое количество детей боярских перешло на службу к московскому великому князю. В феодально-служилой иерархии XV—первой половины XVI вв. «дети боярские» стояли выше дворян, так как последние часто происходили от несвободных княжеских слуг удельного времени. Термин «дети боярские» исчез в ходе реформ начала XVIII в. в связи со слиянием служилых людей в один класс — дворянство.

ДЕТСКИЕ

Младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли различные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. В совете князя участия не принимали, за исключением военных советов. «Детским» мог стать только свободный человек.

ДУМНЫЙ ДВОРЯНИН

В Русском государстве XVI—XVIII вв. третий «по чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседании Боярской думы, являясь в подавляющем большинстве выходцами из родовитых фамилий; количество их было невелико. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.

ДУМНЫЕ ЧИНЫ

В Русском государстве в XVI—XVII вв. должностные лица — бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий.

Они замещали высшие дворцовые должности, принимали участие в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Все думные звания были отменены в 1711 г. после создания Сената.

Дьяк—служитель. В Древнерусском государстве дьяки были личными слугами князя, причем часто несвободными. Хранили княжескую казну и вели делопроизводство, в связи с чем первоначально назывались писарями.

Образование в Московском государстве в XIV—XV вв. приказов потребовало большого количества грамотных и энергичных неродовитых служилых людей, которые становились помощниками бояр — начальников приказов. В XVI в. дьяки уже играли видную роль в местном управлении, являясь помощниками наместников во всех делах, кроме военных; ведали государственными финансами.

Новым крупным шагом в возвышении дьяков стало их проникновение в Боярскую думу (предположительно на рубеже XV— XVI вв.), где они пользовались равным с другими членами Думы правом голоса в решении дел, хотя стояли, а не сидели. За службу дьяки награждались деньгами и поместьями.

ЖИЛЬЦЫ

Один из разрядов служилого чина в Московском государстве в XVI—начале XVIII вв., находившийся между московскими дворянами и городовыми дворянами. Городовой дворянин, попавший в жильцы, имел шанс если не для себя, то для потомства сделать карьеру, т. е. стать московским дворянином и получить дальнейшее продвижение по службе. Термин «жильцы» исчез в ходе реформ Петра I.

КЛЮЧНИК

То же, что тиун, т. е. холоп великого князя, но вместе с тем первый человек в его домашнем хозяйстве, исполнявший также обязанности управляющего и судьи. Имел даже собственных рабов и дьяков. Жене ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой.

КНЯЖИЙ МУЖ

Член старшей дружины князя, а также боярин, по собственному желанию вступивший в состав дружины; являлся советником князя и занимал высшие военные и гражданские должности — посадника, тысяцкого, воеводы. Иногда имел свою собственную дружину.

КОНЮШИЙ

Придворный чин Русского государства XV—начала XVII вв. — начальник Конюшего приказа. Руководил Боярской думой и активно участвовал в дипломатической и военной деятельности; иногда возглавлял правительство (И. Ф. Овчина-Телепнев, Б. Годунов).

КРАВЧИЙ

Придворный чин Московского государства. Впервые упоминается в самом начале XVI в. Служил государю за столом во время торжественных обедов. В его ведении были стольники, подававшие кушания.

Кроме надзора за питьем и едой на кравчего возлагались обязанности по рассылке в дни торжественных обедов еды и напитков с царского стола на дом боярам и другим чинам. На должность кравчего назначались представители наиболее знатных фамилий.

Срок службы кравчего не превышал пяти лет. В списках они писались после окольничих. Кравчество, являвшееся высшей степенью для стольника, не соединялось с высшими служебными дожностями — дворецкого, окольничего и боярина.

ЛОВЧИЙ

Чин княжеского двора. Ловчие были не только охотниками, спутниками князя по охоте, но и исполнителями его различных поручений, в том числе и дипломатических.

В ловчие назначались люди неименитые, но некоторые из них впоследствии возвышались до звания думных дворян, окольничих и даже бояр. Например, Нагие и Пушкины, достигшие боярства.

МЕЧНИК

Чин княжеского двора, главной обязанностью которого была судебная. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам.

НАМЕСТНИК

1) В Древнерусском государстве—должностное лицо, назначавшееся князем и возглавлявшее в городах вместе с волостелями местное управление. Должность впервые введена в XII в. и окончательно установлена в XIV в. Вознаграждались за службу путем кормлений (т. е. за счет местного населения).

В распоряжении наместника имелся административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления внутренней смуты. С начала XVI в. власть наместников была ограничена, а в 1555—1556 гг. в соответствии с Земельной и Губной реформами Ивана Грозного заменена выборными земскими учреждениями;

2) в Российской империи — глава местного управления. Должность введена при Екатерине II в 1775 г. для усиления централизации власти. Наместник (генерал-губернатор) возглавлял управление двух-трех губерний, наделялся чрезвычайными полномочиями, а также правом общественного надзора над всем местным аппаратом управления и суда, был ответственен лишь перед императрицей.

В его ведении находились также и войска, расположенные на территории наместничества. В 1796 г. Павел I упразднил должность, но вскоре она была восстановлена Александром I. В XIX—XX вв. существовали наместничества в Царстве Польском (1815—1874 гг.) и на Кавказе (1844—1883, 1900— 1917 гг.).

ОКОЛЬНИЧИЙ

Придворный чин и должность в Русском государстве XIII—начала XVIII вв. Первоначально в обязанности окольничего входило, по-видимому, устройство и обеспечение путешествия князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами.

Впервые чин упомянут в 1284 г. В XIV— XVIII вв. окольничие входили в состав Боярской думы, принадлежа ко второму по значению (после боярина) думному чину. Чин отменен в 1711 г.

ОРУЖНИЧИЙ

Русский Придворный чин примерно с XVI в. В его обязанности входило заведование «казенной оружейной палатой», т. е. царской оружейной казной. В придворной иерархии эта должность считалась очень высокой и на нее назначались окольничие или бояре. Из восьми известных по спискам оружничих четверо — князья.

С учреждением в XVII в. Оружейного приказа обязанности оружничего расширились. Будучи начальником приказа, он не только хранил оружие, но и заботился об его изготовлении и закупке. Лжедмитрий I установил в 1605 г. сан великого оружничего.

ОТРОКИ

Младшие члены дружины в Древней Руси, по преимуществу дворовые слуги князя, в противоположность детским — боевым членам дружины. В отроках были и несвободные люди — холопы. В обязанность отроков входила служба за столом князя, уборка вещей и выполнение разных его поручений. В совете князя отроки участия не принимали, за исключением военных советов.

ПЕЧАТНИК

Чин княжеского двора, известный с первой половины XIII в. Как следует из летописей, печатники происходили из именитых людей, но одинаково хорошо владели как пером, так и мечом. С XVII в. должности печатников занимали исключительно дьяки, а с половины XVII в. — думные дьяки, руководившие Посольским и Печатным приказами.

ПОДЬЯЧИЙ

Помощник дьяка. Подьячие разделялись на старших, средних и младших. С 1641 г. подьячими могли стать только служилые люди, вследствие чего их служба стала наследственной.

ПОСАДНИК

Должностное лицо в Древней Руси, имевшее значение княжеского наместника. Особую роль они играли в Новгородском и Псковском народоправствах.

Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), великий князь Московский Иван III Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни посадника, ни веча.

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ

Чин русского княжеского, а затем и царского двора, ведавший «государственной постелью». По Шереметевской боярской книге упоминается впервые с 1495 г., но фактически существовал значительно раньше этого времени под наименованием покладника.

Постельничий был ближайшим слугой князя: спал с ним в одной комнате, ходил в баню, сопровождал в торжественных случаях. В его распоряжении состояли стряпчие и спальники. Должность его носила исключительно частный, домашний характер.

РЫНДА

Старинное почетное звание царского оруженосца и телохранителя (не было чином и жалования не приносило). Оно давалось молодым людям (наиболее рослым и красивым) из лучших фамилий, состоящим в чине стольника или стряпчего.

СПАЛЬНИК

Придворный чин в Русском государстве в XV— XVII вв., находился в подчинении у постельничего. Спальники дежурили в комнате государя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками становились молодые люди знатного происхождения.

СОКОЛЬНИЧИЙ

Чин княжеского двора, известный с 1550 г.; ведал соколиной охотой, а иногда и всеми учреждениями военно-княжеской охоты. В сокольничие назначались обычно люди неименитые, но бывало, что впоследствии они получали звания окольничего или даже боярина.

Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. С 1606 г. назначения на эту должность не встречаются.

СТОЛЬНИК

Дворцовый чин, известный с XIII в. Служба в стольниках была почетной, среди них были в основном представители высшей аристократии: князья Куракины, Одоевские, Голицыны, Репнины и др.

СТРЯПЧИЙ

1) Старинный русский дворцовый чин. Наименование заимствовано от слова «стряпать», т. е. делать, работать;

2) в XVIII—начале XX вв. — поверенный в делах (адвокат), а также чиновник ведомства прокурора, наблюдавший за правильным ходом дела.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА - по смыслу статей УК РФ о должностных преступлениях лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, др. войсках и воинских формированиях РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА" в других словарях:

    Должностные лица - 1.31. Должностные лица предприятия обеспечивают на своих участках работы: соблюдение законодательства об охране труда, стандартов безопасности труда, правил, норм и других правовых документов по охране труда; выполнение соглашений по охране труда … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    должностные лица - по смыслу статей УК РФ о должностных преступлениях лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно распорядительные, административно хозяйственные функции в государственных… … Большой юридический словарь

    Должностные лица - Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно распорядительные, административно хозяйственные функции… … Словарь юридических понятий

    Должностные лица - это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    Группа должностных лиц самого высокого ранга в Речи Посполитой. Они принимали решения по ключевым вопросам управления государством. Существовало два отдельных симметричных набора должностей как в собственно Польше, так и в Великом княжестве… … Википедия

    Должностные лица органов СНГ - Должностные лица лица, утверждаемые органами Содружества по представлению Сторон в соответствии с закрепленными за каждой Стороной квотами на должности... Источник: СОГЛАШЕНИЕ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ СОДРУЖЕСТВА… … Официальная терминология

    Должностные лица Секретариата Комиссии таможенного союза - должностные лица лица, утверждаемые Комиссией по представлению Сторон в соответствии с квотами на должности, установленными для каждой Стороны Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества при выполнении им функций высшего… … Официальная терминология

    Должностные лица, исполняющие постановления о лишении специального права - постановление судьи о лишении права: управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел; управления трактором, самоходной машиной или… …

    Должностные лица, принимающие решение о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования - решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях от имени органов государственного статистического учета - ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, РАССМАТРИВАЮЩИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОТ ИМЕНИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Книги

  • Правовые основы оперативно-розыскной деятельности , Алексеев В. и др.. В пособии раскрываются понятие, задачи, принципы, правовая и кравственная основы оперативно-розыскной деятельности. Рассматриваются органы и должностные лица, осуществляющие ОРД, лица,…

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства (п. «б» ст. 83). такая практика существует как в РФ, так и в зарубежных странах. На этих заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.

Решение об отставке Правительства РФ, согласно п. «в», может быть принято Президентом в трех случаях: по собственному усмотрению, в случае подачи Правительством заявления об отставке, в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.

Особую группу составляют полномочия Президента, закрепленные в данной статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые позиции на федеральном уровне.

В Конституции предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц: самостоятельно Президентом или же при участии других должностных лиц или органов, причем это участие может быть различно по форме, и имеет разное значение.

Согласие Государственной Думы на назначение главы Правительства (п. «а» ст. 83) выражается в принятии соответствующего акта большинством голосов от общего числа членов Думы. Это не только правовой акт, но и политический, поскольку выражение Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства является также выражением доверия к будущему Правительству.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства Президент в течение недели вносит предложение о новой кандидатуре. В случае двукратного отклонения Думой представленных кандидатур Президент в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вносит третью кандидатуру.

Президент вправе предлагать палате одного и того же кандидата дважды или трижды, либо представлять каждый раз нового кандидата (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации)

Обсуждение и согласование кандидатур на должность Председателя Правительства РФ происходит в сроки и порядке, предусмотренные Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства без ее согласия, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции).

При назначении и отзыве Президентом дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях (п. «м») согласия соответствующих комитетов и комиссий Федерального Собрания не требуется. С ними проводятся консультации, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. Консультации органов Федерального Собрания направлены главным образом на обеспечение высокого авторитета назначенным Президентом лицам, представляющим за рубежом Российскую Федерацию.

Назначение полномочных представителей Президента производится им лично, он самостоятельно определяет этих лиц, дает им поручения и наделяет их соответствующими полномочиями (п. «к» ст. 83).

Как глава государства, имеющий самостоятельные и очень широкие полномочия, Президент формирует свою Администрацию (п. «и»). Этот орган действует в пределах полномочий Президента и непосредственно ему подчинен.

В рассматриваемой статье отражена проходящая через всю Конституцию идея взаимодействия Президента с исполнительной и законодательной властью. Выше уже отмечалось, что Президент сотрудничает с главой исполнительной власти - Председателем Правительства, в частности при формировании состава Правительства (п. «д»), а также с законодательной властью при назначении отдельных должностных лиц федеральных органов.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка и ставит перед Думой вопрос о его освобождении от должности (п. «г»). Сотрудничество Президента и непосредственно избираемой населением Государственной Думы в вопросе о возглавляющем Банк лице очень существенно. Ведь на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - Центральный банк России осуществляет "независимо от других органов государственной власти".

Согласно п. «е» ст. 83 Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации.

Регламентом Совета Федерации установлен единый порядок рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Кандидатуры, представленные для назначения на должности Конституционного Суда, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, а кандидатуры на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - в Комитете по правовым и судебным вопросам. Комитеты готовят заключение по каждой кандидатуре.



В ФЗ РФ от 26.06.92 г. N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации" (в ред. от 15.12.01 г.), установлено, что Президент представляет кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения председателей этих судов.

Лично Президент назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ.

В Совет Федерации Президент представляет и кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации. В эту же палату парламента Президент вносит предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Вопрос об освобождении от должности судей не ставится, поскольку в соответствии со ст. 121 Конституции судьи несменяемы.