Нужна ли нам совесть. Нужна ли совесть в современном мире? Социопаты глобального масштаба, как правило, заканчивают плохо, и эта резкая тенденция к падению проявляется и у представителей помельче

18.06.2012

Как-то в детстве я спросил маму: «А что такое совесть?» - «Это, когда ложишься вечером спать, сынок, и не стыдно за свои поступки, а утром просыпаешься и не стыдно людям в глаза смотреть».

no images were found

Как-то в детстве я спросил маму: «А что такое совесть?» - «Это, когда ложишься вечером спать, сынок, и не стыдно за свои поступки, а утром просыпаешься и не стыдно людям в глаза смотреть».

Совесть - ёмкое слово. СО (приставка, означающая совместность чего то: содружество, сотрудничество, согласие) - ВЕСТЬ (послание, извещение), то есть сообщение. Это наш внутренний разговор с самим собой о том, как правильно поступить. Но как и откуда берутся эти сообщения? Совесть - явление врождённое, заложенное Богом при рождении? Или же это самовоспитание? Или следствие воздействия общества?

Совесть - нравственное сознание, нравст­венное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Но если это следствие социального воспитания и окружения, то почему у маленьких детей, двух-трёх лет, которые пока ещё не совершают сверхосознанных поступков, совесть есть, а у кого-то из них нет? Многие из вас, наверное, помнят детское стихотворение: «Крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Что-то ведь его толкнуло на этот вопрос? Конечно же, не желание заняться самовоспитанием.

Моя сестра, проработавшая более полувека в детском саду, рассказывает, что одни дети в этом возрасте чётко осознают, что нельзя брать чужое, делать гадости, переживают из-за каких-то своих опрометчивых поступков. Другие - спокойно их совершают. И это не воспитание родителей. Как часто у родных братьев и сестёр, которые по идее воспитываются одинаково, вроде бы должно быть единое восприятие действительности и нравственности, а на деле оно разное. (Мы говорим о совести, так что характеры и темпераменты тут ни при чём). То есть у одного ребёнка совести нет, а у его сестры или брата есть. Почему происходит такая поломка в душе, принимающей сигнал от Бога? Как много людей потеряли связь со своей душой и не способны слышать её. О таких обычно говорят: у них нет совести. Их даже называют безсовестными. И от возраста это не зависит.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда - беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Отрывок из трагедии
А. С. Пушкина «Борис Годунов»

А нужна ли совесть современному человеку? Чем цивилизованней становится мир, тем более циничнее и меркантильнее становятся люди. Вот и на одной из популярных радиостанций постоянно повторяют один и тот же афоризм: «У меня совесть чиста: я ей не пользуюсь». Современное свободное общество предполагает для каждого человека право выбора тех норм, которыми он будет руководствоваться. Можно часто менять свои моральные принципы, а можно и вовсе их не придерживаться, то есть выбрать путь безнравственности. Тем более, что в этом мире жить легче именно безнравственным людям: они скоро приспосабливаются к любым условиям, легко выкручиваются из трудных ситуаций, без тени сомненья добиваются личных целей, предавая, продавая других. И это при том, что родители воспитывают детей в надежде, что из них вырастут достойные, честные люди, а не подлецы.

Вот такой парадокс. И впрямь, неужели, если хочешь быть преуспевающим и богатым, ты должен забыть, что такое совесть? Или же всё-таки, живя по совести, можно быть успешным?

Совесть! Ты где? Ты с кем? Почему ты безразлична к одним и не даёшь ночью сомкнуть глаз другим? Как просто сегодня человеку закрыться от всех глухой стеной безразличия, равнодушия и созерцать происходящее, не вмешиваясь ни во что. Но ты ежедневно шепчешь на ухо: «Уступи место женщине, старику, не видишь им тяжело ехать стоя. Дай милостыню безногому инвалиду. Пожалей сироту…». Ты не даёшь заснуть ночью из-за бесконечных мыслей о том, что кого-то сегодня невольно обидел и не попросил прощения.

Совесть и свобода выбора, данная нам Господом, взаимосвязаны. Ибо человек только в том случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что только от него зависело не совершать его. Совесть, как компас, по которому легко понять, туда идёшь или нет. Совесть - это ориентир, только нравственный. Доверьтесь совести и она предохранит от ошибок в будущем.

Может быть, именно от того все беды нашей жизни, что из неё ушло, вернее, было вытеснено само понятие совести. И здесь потрудились мы все. Ожог кожи четвёртой степени при охвате более 60% всего тела является смертельным. Сколько процентов «русской совести» нужно уничтожить, чтобы все мы превратились в «гадкую, трусливую, жестокую и себялюбивую мразь», о чём мечтали Шигалев и Пётр Верховенский в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы»?

Выдающийся русский мыслитель И.Ильин определил совесть как «дыхание высшей жизни», а святитель Феофан Затворник называл совесть «законом, Богом начертанным в сердцах людей, в освящении путей их и в руководстве во всем достодолжном». Лев Толстой утверждал, что совесть и есть высший руководитель человека на земле. И приводил для подтверждения этого слова французского мыслителя Руссо: «Совесть! Ты - божественный, бессмертный и небесный голос, ты - единственный верный руководитель невежественного и ограниченного, но разумного и свободного существа, ты - непогрешимый судья добра, ты одна делаешь человека подобным Богу! От тебя превосходство его природы и нравственность его поступков. Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животным, кроме печального преимущества путаться в заблуждениях вследствие беспорядочного рассудка и разума без руководства».

Лишь свет совести способен различить добро и зло. Сердечная устремлённость жить по совести и определяет весь процесс самосовершенствования.

Ф. М. Достоевский словами старца Зосимы говорит: «То, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается… Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, - в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, вас все время любившего и все время таинственно руководившего».

Мудрые люди заметили, что уровень наличия совести прямо пропорционален развитию духовных качеств личности. Развиваясь в духовном плане, личность приобретает возрастающее чувство ответственности, сострадания и милосердия, внимания к другим, становится ближе к Богу. А душа, как искорка, освещает окружающих божественным светом любви.

Без любви нет жизни на земле. Значит, нет жизни без совести. Пройдёт время и вновь в уважении будут учёные и люди труда, а не шоу-звёзды. На телеэкранах появятся настоящие герои, а не бандиты и воры в законе. Главное - сохранить незримую связь с Богом - Совесть.

Александр Николаевич Крутов, «Русский Дом», № 4, 2012

"какова ее ценность в наши дни". Имеет ли она значение, или же сегодня другие качества в приоритете?

Сочинение-рассуждение на тему "Совесть" - это маленький шаг к тому, чтобы осознать, насколько важно это понятие в нашей жизни.

Понятие совести

Определение совести сложно дать точно, ведь каждый человек понимает это понятие по-своему. Но сформировать достаточно верное определение все же можно.

Совесть - это способность человека формулировать и обязанности и следовать им. Это умение контролировать и оценивать свои поступки с точки зрения нравственных норм.

Конечно, со временем понятие совести видоизменялось, но его суть остается прежней: живи так, чтобы не было стыдно за свои поступки.

Но актуально ли это сегодня? Сочинение на тему "Совесть" поможет найти ответ на этот вопрос.

Человечность в прошлом

Какова роль совести в разные времена? В какие периоды она почиталась, а в какие не являлась ценностью вообще?

На самом деле таких «скачков» в ценности совести было множество. Взять хотя бы пример продажи индульгенций в XV-XVI веках в Европе, когда, натворив множество бессовестных деяний, ты мог искупить свою вину покупкой специальной бумаги.

Этот пример говорит о том, что существовало время, когда совесть была разменной монетой. Но существовало и другое время, когда она чтилась и ценилась превыше всего.

Наше время

Но что может сказать сочинение на тему "Совесть" о ее значении сегодня?

Однозначно можно сказать, что ценность ее вновь в упадке, несмотря на то что еще несколько десятков лет назад она являлась наивысшей моральной нормой.

Можно ли винить в этом людей? Отчасти да. Важно отметить, что в любое время и при любых обстоятельства всегда будут существовать люди совестливые и бессовестные, и это нормально. Вопрос лишь в количестве тех и других людей.

Почему сегодня эта моральная норма перестала быть важной? Одна из причин - это моральное разложение общества в погоне за богатством. В условиях современного мира крайне непросто добиться каких-либо серьезных материальных успехов, что вынуждает людей не просто трудиться и добиваться своей цели честным путем, но и идти по головам, пренебрегая моральными ценностями.

Необходимость совести

Но нужна ли совесть человеку вообще? Что, если она только мешает и препятствует свершению человеческой воли и развития?

Это не так. Совесть - это то, что сдерживает человека от совершения аморальных и бесчестных поступков, которые могут навредить другим. И если уничтожить чувство совести полностью, то даже самый мудрый и честный человек может начать совершать дурные поступки. А это приведет к полному разрушению общества и благосостояния в мире.

Потому данная моральная норма должна присутствовать у каждого человека и быть превыше эгоизма и бесчестия. Только это поможет нормализовать отношения между людьми и вернуть в общество ценность хороших и доброжелательных поступков.

Но как встать на этот путь, чтобы вернуть нормы морали обратно?

На самом деле это достаточно просто. Необходимо, чтобы, прежде всего, каждый человек задумался о значении совести в своей жизни и о том, насколько важное место она занимает в его моральных ценностях. Определив это, любой сможет начать делать себя лучше, ведь это достаточно просто.

Нужно начать мыслить несколько иначе. Оглянитесь вокруг - мир на самом деле прекрасен, если отвлечься от проблем, большинство из которых мы преувеличиваем или создаем сами же. Обратите внимание на тех, кому нужна помощь. Не проходите мимо людей, нуждающихся в поддержке. Помогите лишний раз, даже если вас об этом не просят в открытую.

Перестаньте обсуждать людей за их спиной, научитесь ценить то, что у вас есть. Прекратите завидовать и старайтесь как можно меньше злиться и сетовать на жизнь. И тогда вы заметите, насколько вы сами изменились и как поменялся мир вокруг вас.

Возможно, осуществить все это на первых порах будет достаточно непросто. Но в моменты, когда это кажется сложнее, чем раньше, перечитайте сочинение на тему "Долг и совесть". Даже начав с чего-либо одного, вы уже встанете на верный путь и поможете не только себе, но и обществу начать меняться. Ошибочно мнение, что Каждый человек способен повлиять на другого и сделать жизнь вокруг себя намного лучше. Сочинение на тему "Совесть" призывает каждого заглянуть себе в душу.

Берегите совесть. Это ценность, которая всегда будет при вас, и за которую никогда не будет стыдно. Надеемся, что сочинение на тему "Совесть человека" помогло вам разобраться во многих вопросах.


Вначале предлагаю почитать высказывания знаменитых людей о совести. А затем попробуем разобраться.

Итак, с одной стороны:

Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью. Адольф Гитлер

Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью". Ф.Ницше

Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание. Ф.Ницше

Совесть — официальное название трусости. О.Уайльд

У человека с чистой совестью, вероятно, слабая память. М.Паньоль

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью. Л.Толстой

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить. К.Маркс

Иные, только потеряв совесть, находят то, что им надо. С.Лузан

Хочешь быстро взобраться на Вершину - оставь свою совесть у подножья горы. Нейах

И с другой стороны (как мне видится):

Совесть — это правильный суд доброго человека. Аристотель

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Цицерон

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. М.Аврелий

Хуже рабства, угрызения совести. Публий Сир

Чистую совесть иметь — не знать за собой прегрешений. Гораций

Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес

Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. Г.Гегель

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. Д.Дидро

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. А.Суворов.

Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы. Альберт Эйнштейн

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. А.Шопенгауэр

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников. Вольтер

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. А.Пушкин

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. П.Гольбах

Могущественные силы, разрушающие города и уничтожающие государства, остаются все же беспомощными против одного человека, если у него достаточно воли и душевной неустрашимости, чтобы победители миллионов не могли подчинить себе одного — свободную совесть. С.Цвейг

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О.Бальзак

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть. Э.Роттердамский

Самое приятное свойство совести то, что она всегда на твоей стороне. Она не потревожит тебя, пока тебе хорошо. Р.Орбен

Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Б.Франклин

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове "должен". Ч.Дарвин

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. И.Кант

Совесть — есть закон законов. А.Ламартин

Всегда есть причина, если Вас мучает совесть. Радуйтесь, ибо это лучшее из мучений, т.к. совесть жива, и Вы обязательно найдете причину и справитесь с Божьей помощью! В.Борисов

Итак, что ж такое совесть? Много людей высказывают свое мнение. А что вкратце, какова суть?

Совесть — это способность человека самостоятельно осознавать свои нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль. Требовать от себя выполнения нравственных обязанностей и оценивать совершаемые собою поступки. Проявляется совесть в понимании нравственности совершаемых действий, а также в виде эмоциональных переживаний ("угрызений совести"). Существует связь понятия совесть и стыд, сознание.

Об истоках совести ведутся бесконечные споры. Основными, являются две версии.

Первая, более молодая версия истоков совести.

Действия человека, приносящие вред окружающим, а также связанные с ними эгоистические действия вызывают в обществе осуждение. А действия, основанные на самоотдаче, бескорыстии, приносящие пользу, наоборот, вызывают одобрение. И потому со временем, связь самоотдачи, бескорыстия (альтруизма) и одобрения фиксируется и передается по наследству. Реальное отношение к вреду и пользе забывается, и эгоизм осуждается уже сам по себе, а альтруизм, наоборот, одобряется. Различие оценки эгоизма и альтруизма передают детям (поучениями и наказаниями). Со временем люди считают, что связь установлена не ими, а существовала тысячелетиями и другой не может быть никогда.

То есть, совесть — длительная привычка. Привычка одобрять в других альтруизм и осуждать эгоизм. И эта привычка непроизвольно переносится человеком на свои действия.

Вторая, более распространенная и древняя версия истоков совести.

Совесть — это свойство человека, данное ему Природой, Творцом, Богом, а не производное от иных элементов. Да, совесть может развиваться или деградировать (в зависимости от исторических условий, времени, явлений культуры), но совесть — это одно из главных свойств человеческого духа! Совесть — нравственный закон априори, всеобщий и необходимый. Закон понятия о высшем благе, как цели и объекте разума. Совесть есть голос Божий. В совести человека заключается сила, стоящая выше человека.

Для первой версии нравственность (и совесть) является изменчивой и относительной, для второй версии принципы нравственности и совесть являются абсолютными. По второй версии совесть — высшая воля. Это показатель Добра. А Добро, это веление Бога. И это веление у человека врожденное.

Считается, совесть тесно связана с чувством стыда. Дети уже с детского садика имеют стыд (далее на них действуют, и воспитание, и примеры окружающих, в результате, отличие стыдливостью увеличивается). А по наблюдениям путешественников, есть немало племен с низким уровнем развития, но с высокой нравственностью, стыдливостью, правдивостью, добротой. Это значит, что связь между уровнем стыдливости, нравственности и развитой культурой, бытом, законами очень слаба.

Каббала.

Совесть — это стыд перед людьми и собою за эгоизм. Отрыв от Творца, Бога — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть — самое тягостное переживание человека.

Православие.

Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него.

Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.

Это чувство яснее отличает добро от зла, нежели ум.

Совесть — естественный закон.

Умертвить совесть — невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего.

Совесть — соперник человека, сопротивляющийся всякому противозаконному начинанию нашему. Не делай насилия сопернику — совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя, и свяжет.

Свидетель верный — непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.

Из бесед со схиархимандритом Илием —

"Совесть — это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.
Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.

Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.

У каждого крещеного человека есть Ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слышит Ангела, то его состояние души таково...

Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит Ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше. Они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки".

Проф. Иван Ильин —

"Среди современной интеллигенции царит не высказываемое, но молчаливо подразумевающееся и все более укореняющееся воззрение, будто "умному" человеку, собственно говоря, решительно нечего делать с совестью; у него много других дел поважнее; ему надо приспособиться к сложным законам общественности, хозяйственности и политики для того, чтобы научиться комбинировать эти законы в свою собственную пользу и на этом построить свое благополучие; жизнь становится все сложнее и труднее, борьба за существование требует все большего внимания и напряжения…; при чем здесь "совесть"? что она может дать, кроме новых и притом бесплодных осложнений и забот? пускай над ней возятся люди "сентиментальные", "глупые" и не приспособленные к реальной жизни, а им, "умным", — не до того...

Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться "недобросовестно", все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.

Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?..

Может быть, искра христианской совести возродится только в окончательно сгустившихся сумерках безбожия, и распада...

И чем скорее и глубже человечество постигнет природу переживаемого им духовного кризиса, чем яснее оно поймет, что без совести на земле невозможна ни культура, ни жизнь, тем более бед и страданий будет предотвращено...

Проявляется совесть в человеческой душе часто неожиданно, но захватывающе. Не произносится никаких слов, никаких повелений. В сознании нет ни суждений, ни формул. В бессловесной тишине совесть овладевает нашим сердцем и нашей волею. Ее появление можно сравнить с подземным толчком, в котором выступает всегда присутствующая, но сокровенная сила. А слова и мысли просыпаются в нас лишь позже, при попытке описать и объяснить совершившийся поступок. В тот миг, когда совесть овладевает нашей душой, у нас нередко бывает ощущение, будто в нас что-то проснулось или восстало — какая-то особая сила, которая, по-видимому, долго дремала и вдруг очнулась и властно развернулась…".

Считаю совесть врожденным чувством. Она не эволюционирует с возрастом и не изменяется после вхождения человека в различные общества. Однако отношения в среде обитания человека влияют на разум и позволяют ему манипулировать совестью, заглушать её голос. Но совесть и при этом напоминает о себе своими угрызениями. Совесть является, чуть ли не единственным измерением верности решений человека.

В нашем современном мире ради денег, материальных ценностей, славы, власти (список явно не от Бога) большинство людей ежедневно заглушают внутренний голос совести. Уничтожают инструмент оценки Добра и Зла. Тем самым все более удаляются от Света и приближаются к Тьме. Оставляя тяжелейшее наследие не только себе в ином мире, но и своим детям, внукам.

Велико могущество Совести!
(Цицерон)

Человек, утративший Совесть, не различает добра и зла.
(И. Ильин)

Согласно философскому словарю Совесть - категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, - характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков . Это одно из выражений нравственного самосознания личности.

Во многих европейских языках слово "Совесть" этимологически означает "совместное знание". В частности в русском - состоит из "со" (совместно) и "ведать" (знать). То есть, понятие "Совесть" предполагает знание всем обществом законов общежития (естественно, для того, чтобы ими руководствоваться в жизни!) и индивидуальный контроль над их выполнением. При этом наказанием за невыполнение моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения Совести).

Высоконравственную личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за неустроенность мира и желание участвовать в его совершенствовании. Иными словами, Совесть - это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Формально осознание выступает как ответственность перед самим собой. Наличие Совести - критерий высокой духовности и нравственности личности. Мораль же, как известно, понятие классовое. То есть то, что кажется нравственным современному российскому нуворишу, вовсе не кажется добропорядочному гражданину! Очевидно, когда мы говорим о высокой морали и Совести, конечно, имеем в виду не мораль и Совесть вора, грабителя, разорителя России! Высокая мораль основана на вечных ценностях, изложенных в Заповедях и Блаженствах И. Христа, соответствующих сурах Корана, в учениях Будды и Конфуция - людей, которыми гордятся народы Земли, и имена которых будут жить вечно!

Русский энциклопедист В.И. Даль толковал Совесть как нравственное сознание, нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирождённая правда в различной степени развития. Свои мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: "Робка Совесть, поколь не заглушишь её", "От человека утаишь, от Совести (от Бога) не утаишь", "Добрая Совесть - глас Божий", "Богатый Совесть не купит, а свою погубляет", "В ком стыд, в том и Совесть", "Глаза-мера, душа-вера, Совесть-порука".

Таким образом, стыд, по Далю, - это ни что иное, как внешнее проявление Совести (Бога) в душе человека! Отсутствие у человека стыда свидетельствует об отсутствии у него Совести (Бога, внутреннего контролёра его поступков)!

Основой любой морали является понимание добра и зла. Добрым В.И. Даль справедливо считает поступок, способствующий жизни по законам высокой марали! Антиподом добра является зло - всё то, что способствует нарушению божественных заповедей: "Я есть Господь Бог твой, и нет Бога кроме меня", "Не сотвори себе кумира", "Не убей", "Не укради", "Чти отца твоего и матерь твою…" и т.д.

В каком-то смысле Даль отождествляет Бога и Совесть человеческую! Вот какое огромное значение он придаёт этому человеческому качеству! О тесной связи Совести с религией, с Богом свидетельствует и наличие такого понятия, как "Свобода Совести", означающего свободу вероисповедания. И, действительно, чем не Бог - нечто постоянно присутствующее рядом с человеком, всё видящее и всё знающее о нём, оценивающее каждый его поступок, поощряющее за добрый душевной радостью и наказывающее за злой душевным страданием!? Думается, что даже самый убеждённый атеист не возражал бы против такого Бога!

Очевидно, Совесть органически связана с природой человека как существа общественного. При этом, если стыд характеризует зависимость индивида от общества, то Совесть, наоборот, - зависимость общества от личности . Отсюда вытекает её огромная роль в регулировании общественных процессов. Понятие "Совесть" как бы определяет идеал взаимоотношений человека и общества как понимает это данный индивид. Не случайно морально безупречного человека называют Совестью народа.

Совесть, безусловно, имеет общественное происхождение, определяется бытом и воспитанием человека, то есть зависит от его классовой принадлежности. Однако Совесть имеет и общечеловеческое содержание, основанное на общечеловеческих ценностях. Различия же в понимании совести у различных индивидов происходит именно от различия в их системах ценностей, а, следовательно, и в понимании добра и зла.

Таким качеством человека как Совесть люди интересуются, начиная с глубокой древности, понимая важнейшую её роль в жизни человеческого общества. В древнегреческой мифологии Совесть олицетворяли эринии (богини проклятья, мести и кары), наказывающие преступников и эвминиды-благодетельницы, поощряющие людей, раскаивающихся в неблаговидных поступках. Проблему Совести впервые поставил Сократ, который считал источником нравственности суждений человека его самопознание. Вопрос о Совести является одним из центральных в идеологии Реформации. Лютер полагал, что Бог присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви. Однако уже в XVII - XVIII веках философы стали отрицать врождённый характер Совести и указали на её зависимость от общественного воспитания, условий жизни и интересов личности, а также на релятивистский (относительный) её характер, в то же время не отрицая и влияния психики. Одновременно идеалистическая этика развивает идею автономной личности (присущую либеральной, буржуазной этике), которая независимо от общества определяет свои нравственные законы. Ж.Ж. Руссо, например, считал, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для их познания следует только прислушаться к голосу Совести. Примерно то же утверждал Э. Кант. Современное понимание Совести заключается в безусловном признании её социальной природы и зависимости от условий жизни, а также идейно-общественной позиции человека. Чем выше духовность личности (большим приоритетом наделены духовные ценности в их общей системе), чем выше эмоциональность, социальная активность и сознательность, тем большую роль играет Совесть в её жизнедеятельности. Ликвидация классов и классово-антагонистических противоречий, принятие единой системы ценностей всем обществом, единое понимание добра, зла и смысла жизни может привести к единому пониманию Совести, возможности отказаться от регулирования жизни общества с помощью юридических законов и жизни по единым для всех законам морали; в обществе, в котором единственным управляющим станет индивидуальная человеческая Совесть. Конечно, это идеал! Но идеал - это то, к чему надо стремиться! Возможно, когда-нибудь люди и созреют для этого! В различные же периоды истории человечества вообще, и России в частности, Совесть играла различную по своей значимости роль.

Общественной моралью, нравственным воспитанием человека (обучением жизни по законам морали) уже много веков занимается религия. Заметим, что кроме обязательной культовой составляющей любая религия содержит нравственную. Кстати сказать, надо только сожалеть, что советская власть, насаждая атеизм в обществе, отказалась от услуг церкви по нравственному воспитанию граждан. Думается, что это было не просто ошибкой!

Роль духовного, нравственного воспитания народа во все времена хорошо понимали передовые люди во всём мире. "Есть много видов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех важнее должно стоять образование нравственное" - писал В.Г. Белинский. Об отношении к воспитанию граждан в царской России свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в разговоре об образовании человека говорили не "он окончил (учился) в университете, юнкерском училище и т.п.", а "он воспитывался там-то!" При этом подчёркивался приоритет воспитания перед обучением профессии! Даже русская Азбука уже содержит в себе поучительное нравственное наставление начинающему овладевать грамотой. Для лучшего запоминания алфавита в Азбуке применён акрофонический способ, когда каждое слово фразы начинается с соответствующей буквы (вспомним, для примера, известную со школьных времён фразу: " каждый охотник желает знать, где сидит фазан"). Нравоучение, заключённое в Азбуке на современном русском языке звучит так: "Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно земляне, как подобает разумным людям! Постигайте мироздание! Будьте верны данному слову! Знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!" Не даром матушку Россию называли Святой Русью! Нравственное воспитание россиян, благодаря, в основном, Православной церкви, было не сопоставимо с католическим европейским! Скажем, русские купцы чаще всего не составляли договоров и не давали расписок. Верили данному партнёром слову! Ни один русский первопроходец не объявил себя королём или царём, а продолжал в открытой земле оставаться верным своему государю! Надо сказать, что и в советское время вопросу высоконравственного воспитания народа уделялось достойное внимание. Вспомните октябрятские, пионерские, комсомольские, партийные, профсоюзные, домкомовские организации, народные дружины, товарищеские суды, суды офицерской чести и т.п.; ТВ - и радиопередачи советского периода, литературу и искусство тех лет. Что бы ни говорили сегодня "демократы", но вся идеологическая работа тогда была направлена на воспитание доброго, отзывчивого человека, патриота и защитника Отечества, гордящегося достижениями своей Родины. Да и было чем гордиться. Вспомните, достижения золотого времени социализма: шестидесятые - семидесятые годы прошлого века! Достижения в области космонавтики, атомной энергетики, науки и искусства, ведущее положение СССР на мировой арене! В целом, в советском обществе утвердилась общечеловеческая система ценностей, Совесть человеческая играла важную роль в общественном сознании и надёжно удерживала большинство советских граждан от антиобщественных поступков. Абсолютное большинство наших граждан придерживалось единых нравственных норм, соответствующих общечеловеческим ценностям1 Очевидцы тех лет подтвердят, что в стране не было такого разгула преступности, о проституции и наркомании мы знали только понаслышке (и не из-за того, что это от нас скрывалось!), вынесение сексуальных отношений и половых извращений на сцену общественной жизни считалось безнравственным (интимное и должно быть интимным!); издевательства над личностью и жестокость были справедливо жёстко наказуемы. Советский человек был надёжно защищён от информационного, физического, экономического и прочих видов насилия всей мощью государства, служащего большинству граждан. Добропорядочный гражданин постоянно чувствовал за своей спиной его силу и справедливость, а безнравственный негодяй - неотвратимость наказания! Того, что произошло с моралью общества после буржуазного переворота начала девяностых годов, мы не видели даже в страшном сне.

Фактами безнравственности современного российского общества переполнены СМИ. Приведём только фундаментальные, наиболее кричащие и взывающие к Совести. Начнём с семьи и женщины, как первом учителе в начальной школе-семье, где всякий гражданин познаёт основы общественной морали.

Сексуальная революция, пришедшая к нам вместе с рыночными отношениями с Запада, сделали женщину товаром, удовлетворяющим сексуальные потребности мужчин. Товар для успешной реализации всегда требует рекламы. Рекламой стал вызывающий животные страсти у потребителя вид современной россиянки: накаченные силиконом женские прелести, обнажённые или обтянутые донельзя; обнажённый пупок, соблазнительный макияж, эротические татуировки и т.д. и т.п. Всё это потенциальные покупатели рассматривают как объявления о продаже. Мода сделала многих представительниц прекрасного пола продажными. Товара на рынке сексуальных услуг появилось изобилие. Естественно, цены на него упали! Кто сегодня станет читать женщине стихи или петь серенады?! Образ прекрасной дамы - приза рыцарских турниров - или женщины-друга советских времён, остался только на страницах старых добрых романов! Жаль, что сами женщины не осознают того, что по доброй воле потеряли власть над мужчинами и превратились в неодушевлённый предмет потребления. То, что легко доступно, никогда не ценится! Естественно, вместе со стыдом женщина потеряла и Совесть. А ведь это более половины всего общества! То есть, управляемость половиной населения России с помощью нравственных законов существенно снизилась. Вспомните, с чего начиналось наступление телевизионной рекламы на наше сознание: да с обсуждения различных типов женских прокладок с крылышками и без таковых будто не существовало других, нуждающихся в рекламе, товаров! А ведь, по сути, это было начало борьбы с нашей так называемой скованностью - стыдливостью! Но стыд-то - это внешнее проявление Совести! Глубоко копали враги русского народа, разрушая его традиционную мораль! Думаю, понятно какое нравственное воспитание могут получить дети у бессовестной, безнравственной матери!

Поощрение бесстыдства и бессовестности русской женщины привело к краху нормальных семейных отношений и демографическому кризису. Сегодня население России уменьшается на один миллион ежегодно! И важнейшей причиной этого является падение морали и утрата Совести обществом.

Семья по определению Большой советской энциклопедии - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению дуг к другу и детям. Ясно, что от характера брачных отношений зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Ныне это понятие бессовестно девальвировано. Так в 2002 году в гражданском браке (в сожительстве) состояла каждая десятая пара (по другим данным - каждая пятая!). Незарегистрированный брак не обязывает общаться с родственниками второй половины, заботиться о материальном благополучии партнёра по сексуальной жизни. Сейчас вне нормального брака появляется на свет свыше четверти всех детей. Увы, мужская половина российского общества столь же бессовестна, как и женская! И сказывается это не только на настоящем, но и на будущем страны - детях! Гражданский брак основан на принципе: "я тебе ничем не обязан!" Если не принять специальных мер по восстановлению утраченной морали, то население России к 2050 году сократится на 40 - 50 миллионов человек! Крепкая нормальная семья - основа здорового процветающего общества и государства. Давно известно: разрушь семью - разрушится государство! Не думаю, что нынешние власти не знают об этом. Видимо, крепкое государство российское не является целью их политики, иначе в интересах общества были бы ограничены некоторые вредные свободы! По опубликованным МВД, данным сегодня в России 730 тысяч беспризорных детей. Причём 80% из них имеют родителей! В 2006 году выявлено 160 тысяч детей - участников преступлений, 96 тысяч детей стали жертвами насилия со стороны взрослых. В стране функционирует 5,5 тысяч социальных учреждений для подростков и полсотни детских специальных воспитательных учреждений! Детская преступность приобрела угрожающие формы: появились детские банды. О них проинформировало общественность ОРТ 17 апреля 2007 года. В передаче утверждалось, что взрослые люди уже опасаются ходить по улицам Ульяновска. Город поделен на зоны влияния девяти детских бандитских группировок. Родители патрулируют здания школ, где учатся их дети. Подростки-бандиты подражают суперменам телепередач и реальным бандитам 90-х годов. В Казани банда из десяти подростков, подражая взрослым бандитам, занимается разбоем и рэкетом. Пятнадцатилетний подросток с приятелем убил всех членов семьи своей сердобольной, любящей его тётки, желая овладеть деньгами, собранными для покупки квартиры. Страшно то, что дети-бандиты не чувствуют раскаяния в содеянном, сострадания, абсолютно бездушны! Они совершенно спокойно идут на преступление, зная, что по нынешним либеральным законам наказание их ждёт только с 14 лет. Разумно ли это? Только знание о неотвратимости наказания за содеянное удерживает человека от преступления, будь оно уголовным или нравственным! Эта истина известна всем, кроме наших либеральных властей! В Самаре недавно судили одиннадцатилетних мальчишек, которые длительное время, проживая в подвале дома коммуной, убили одного из своих сверстников только за то, что он принёс вшей. Как-то сообщалось, что школьники убили своего учителя истории, за то, что он принципиально оценивал их знания! Подобной чернухи в СМИ великое множество, но авторы никогда не говорят об основной причине беды, постигшей нас - воспитании ими же безнравственного общества, практической ликвидации такого важного регулятора человеческих отношений, как Совесть! Уповая на правовой способ организации жизни, сетуя на недостаток законов, они "забывают" о том, что, если совершенно исключить моральный фактор, то над каждым гражданином нужно поставить полицейского с дубинкой, который постоянно следил бы за исполнением им законов. Иными словами, человеческое общество не может существовать без неписаных правил общежития и контроля над их выполнением индивидуальной Совестью граждан. Тем не менее, с благословения властей, российские СМИ продолжают разрушать традиционную, испытанную временем мораль, ежеминутно всё глубже опуская общество в помойную яму безнравственности! Поставив процесс воспитания с ног на голову и, объясняя тематику пожеланиями народа-потребителя информации-, издатели заполнили прилавки книжных магазинов и эфир эротическими (или порно - ?) материалами, низкопробными кровавыми детективами, повествованиями о красивой жизни бандитов, спекулянтов и проституток. Делается всё возможное, чтобы в народе подавить человеческие и пробудить животные чувства! Стоит ли удивляться, что сегодня десятилетние дети спокойно рассуждают о сексе, импотенции и абортах; что среди школьниц трудно найти девственницу, что страстно целующихся и возбуждающих друг друга прикосновениями к эротическим участкам тела молодых людей, можно увидеть даже в общественном транспорте; что естественные надобности не редко отправляются на виду у прохожих, что рожают одиннадцатилетние девочки, а государство создало приюты для малолетних матерей, где они обучаются игре с живыми куклами! А ведь стыд - это проявление Совести - контролёра поступков Человека!

Упадок морали, утрата стыда и Совести отразились не только на фундаменте общественно жизни: семье, женщине, детях. Эта скверна уже проникла во все поры российского общества и никакой, даже сказочный экономический подъём не обеспечит духовной, по-настоящему человеческой жизни в России! Да и вряд ли при утрате Совести такой подъём возможен. К тому же добрые, чистые взаимоотношения между людьми для Человека, пожалуй, важнее экономического процветания!

Более двух тысяч лет жизнь человеческого общества регулируется двумя видами законов: нравственными и юридическими. Причём нравственные законы, проверенные временем, более устойчивы, нежели юридические (на глазах ныне живущих россиян произошла замена юридических законов на противоположные!). Не даром существует пословица: "Закон, что дышло. Куда повернул, туда и вышло!" Русский человек всегда более руководствовался законами Совести. Именно поэтому демократам никак не удаётся сделать его законопослушным. И ещё долго не удастся. Чтобы сделать из нас европейцев, нужны десятилетия! Нравственность же нашего общества разрушена по указаниям "доброжелателей" из США. Вот и получили то, что имеем! Выбраться из всеобщего кризиса Россия может, вернув народу исторически сложившуюся высокую мораль и, прежде всего, индивидуальную Совесть! И не надо возлагать надежды только на возрождение религии. Современные средства коммуникации в деле воспитания народа играют более важную роль!

Исторически случилось так, что французская буржуазная революция нарушила единство самого естественного способа управления обществом - монархии - и его нравственной, духовной основы - христианства. Два века либералы пытались установить связь между буржуазной демократией, основанной на идеях свободы личности и её эгоизме и христианской моралью, базирующейся на любви к ближнему - альтруизме. Очевидно, эта попытка с самого начала была обречена на неудачу. Нельзя совместить несовместимое! Эгоизм буржуа и альтруизм христианина в единой личности невозможны в принципе! Не может буржуа, выйдя за ворота своего завода, возлюбить рабочего (которого обкрадывал весь день) как самого себя! Естественно, христианское учение стали приспосабливать для идеологического обеспечения буржуазной демократии. В результате наступила эра моральной свободы - лучше сказать, моральной распущенности! Вполне прогнозируемый финал! Со значительным отставанием от "цивилизованной" Европы сегодня это дошло и до нас! Остаётся только утешать себя тем, что в России два столетия находились люди, успешно сопротивляющиеся растлению своего народа! К слову, советский общественный строй более соответствовал христианской морали. Моральный кодекс строителя коммунизма, по сути, повторял христианские заповеди. Поэтому и общественная мораль была не сравнима с нынешней и люди, в большинстве своём, жили по законам Совести!

Сегодня перед нами выбор: безнравственное, бездуховное буржуазное общество или поиск новой идеи, заменяющей либеральную.

Велико могущество Совести!
(Цицерон)

Человек, утративший Совесть, не различает добра и зла.
(И. Ильин)

Согласно философскому словарю Совесть - категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, - характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков . Это одно из выражений нравственного самосознания личности.

Во многих европейских языках слово "Совесть" этимологически означает "совместное знание". В частности в русском - состоит из "со" (совместно) и "ведать" (знать). То есть, понятие "Совесть" предполагает знание всем обществом законов общежития (естественно, для того, чтобы ими руководствоваться в жизни!) и индивидуальный контроль над их выполнением. При этом наказанием за невыполнение моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения Совести).

Высоконравственную личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за неустроенность мира и желание участвовать в его совершенствовании. Иными словами, Совесть - это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Формально осознание выступает как ответственность перед самим собой. Наличие Совести - критерий высокой духовности и нравственности личности. Мораль же, как известно, понятие классовое. То есть то, что кажется нравственным современному российскому нуворишу, вовсе не кажется добропорядочному гражданину! Очевидно, когда мы говорим о высокой морали и Совести, конечно, имеем в виду не мораль и Совесть вора, грабителя, разорителя России! Высокая мораль основана на вечных ценностях, изложенных в Заповедях и Блаженствах И. Христа, соответствующих сурах Корана, в учениях Будды и Конфуция - людей, которыми гордятся народы Земли, и имена которых будут жить вечно!

Русский энциклопедист В.И. Даль толковал Совесть как нравственное сознание, нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирождённая правда в различной степени развития. Свои мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: "Робка Совесть, поколь не заглушишь её", "От человека утаишь, от Совести (от Бога) не утаишь", "Добрая Совесть - глас Божий", "Богатый Совесть не купит, а свою погубляет", "В ком стыд, в том и Совесть", "Глаза-мера, душа-вера, Совесть-порука".

Таким образом, стыд, по Далю, - это ни что иное, как внешнее проявление Совести (Бога) в душе человека! Отсутствие у человека стыда свидетельствует об отсутствии у него Совести (Бога, внутреннего контролёра его поступков)!

Основой любой морали является понимание добра и зла. Добрым В.И. Даль справедливо считает поступок, способствующий жизни по законам высокой марали! Антиподом добра является зло - всё то, что способствует нарушению божественных заповедей: "Я есть Господь Бог твой, и нет Бога кроме меня", "Не сотвори себе кумира", "Не убей", "Не укради", "Чти отца твоего и матерь твою…" и т.д.

В каком-то смысле Даль отождествляет Бога и Совесть человеческую! Вот какое огромное значение он придаёт этому человеческому качеству! О тесной связи Совести с религией, с Богом свидетельствует и наличие такого понятия, как "Свобода Совести", означающего свободу вероисповедания. И, действительно, чем не Бог - нечто постоянно присутствующее рядом с человеком, всё видящее и всё знающее о нём, оценивающее каждый его поступок, поощряющее за добрый душевной радостью и наказывающее за злой душевным страданием!? Думается, что даже самый убеждённый атеист не возражал бы против такого Бога!

Очевидно, Совесть органически связана с природой человека как существа общественного. При этом, если стыд характеризует зависимость индивида от общества, то Совесть, наоборот, - зависимость общества от личности . Отсюда вытекает её огромная роль в регулировании общественных процессов. Понятие "Совесть" как бы определяет идеал взаимоотношений человека и общества как понимает это данный индивид. Не случайно морально безупречного человека называют Совестью народа.

Совесть, безусловно, имеет общественное происхождение, определяется бытом и воспитанием человека, то есть зависит от его классовой принадлежности. Однако Совесть имеет и общечеловеческое содержание, основанное на общечеловеческих ценностях. Различия же в понимании совести у различных индивидов происходит именно от различия в их системах ценностей, а, следовательно, и в понимании добра и зла.

Таким качеством человека как Совесть люди интересуются, начиная с глубокой древности, понимая важнейшую её роль в жизни человеческого общества. В древнегреческой мифологии Совесть олицетворяли эринии (богини проклятья, мести и кары), наказывающие преступников и эвминиды-благодетельницы, поощряющие людей, раскаивающихся в неблаговидных поступках. Проблему Совести впервые поставил Сократ, который считал источником нравственности суждений человека его самопознание. Вопрос о Совести является одним из центральных в идеологии Реформации. Лютер полагал, что Бог присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви. Однако уже в XVII - XVIII веках философы стали отрицать врождённый характер Совести и указали на её зависимость от общественного воспитания, условий жизни и интересов личности, а также на релятивистский (относительный) её характер, в то же время не отрицая и влияния психики. Одновременно идеалистическая этика развивает идею автономной личности (присущую либеральной, буржуазной этике), которая независимо от общества определяет свои нравственные законы. Ж.Ж. Руссо, например, считал, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для их познания следует только прислушаться к голосу Совести. Примерно то же утверждал Э. Кант. Современное понимание Совести заключается в безусловном признании её социальной природы и зависимости от условий жизни, а также идейно-общественной позиции человека. Чем выше духовность личности (большим приоритетом наделены духовные ценности в их общей системе), чем выше эмоциональность, социальная активность и сознательность, тем большую роль играет Совесть в её жизнедеятельности. Ликвидация классов и классово-антагонистических противоречий, принятие единой системы ценностей всем обществом, единое понимание добра, зла и смысла жизни может привести к единому пониманию Совести, возможности отказаться от регулирования жизни общества с помощью юридических законов и жизни по единым для всех законам морали; в обществе, в котором единственным управляющим станет индивидуальная человеческая Совесть. Конечно, это идеал! Но идеал - это то, к чему надо стремиться! Возможно, когда-нибудь люди и созреют для этого! В различные же периоды истории человечества вообще, и России в частности, Совесть играла различную по своей значимости роль.

Общественной моралью, нравственным воспитанием человека (обучением жизни по законам морали) уже много веков занимается религия. Заметим, что кроме обязательной культовой составляющей любая религия содержит нравственную. Кстати сказать, надо только сожалеть, что советская власть, насаждая атеизм в обществе, отказалась от услуг церкви по нравственному воспитанию граждан. Думается, что это было не просто ошибкой!

Роль духовного, нравственного воспитания народа во все времена хорошо понимали передовые люди во всём мире. "Есть много видов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех важнее должно стоять образование нравственное" - писал В.Г. Белинский. Об отношении к воспитанию граждан в царской России свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в разговоре об образовании человека говорили не "он окончил (учился) в университете, юнкерском училище и т.п.", а "он воспитывался там-то!" При этом подчёркивался приоритет воспитания перед обучением профессии! Даже русская Азбука уже содержит в себе поучительное нравственное наставление начинающему овладевать грамотой. Для лучшего запоминания алфавита в Азбуке применён акрофонический способ, когда каждое слово фразы начинается с соответствующей буквы (вспомним, для примера, известную со школьных времён фразу: " каждый охотник желает знать, где сидит фазан"). Нравоучение, заключённое в Азбуке на современном русском языке звучит так: "Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно земляне, как подобает разумным людям! Постигайте мироздание! Будьте верны данному слову! Знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!" Не даром матушку Россию называли Святой Русью! Нравственное воспитание россиян, благодаря, в основном, Православной церкви, было не сопоставимо с католическим европейским! Скажем, русские купцы чаще всего не составляли договоров и не давали расписок. Верили данному партнёром слову! Ни один русский первопроходец не объявил себя королём или царём, а продолжал в открытой земле оставаться верным своему государю! Надо сказать, что и в советское время вопросу высоконравственного воспитания народа уделялось достойное внимание. Вспомните октябрятские, пионерские, комсомольские, партийные, профсоюзные, домкомовские организации, народные дружины, товарищеские суды, суды офицерской чести и т.п.; ТВ - и радиопередачи советского периода, литературу и искусство тех лет. Что бы ни говорили сегодня "демократы", но вся идеологическая работа тогда была направлена на воспитание доброго, отзывчивого человека, патриота и защитника Отечества, гордящегося достижениями своей Родины. Да и было чем гордиться. Вспомните, достижения золотого времени социализма: шестидесятые - семидесятые годы прошлого века! Достижения в области космонавтики, атомной энергетики, науки и искусства, ведущее положение СССР на мировой арене! В целом, в советском обществе утвердилась общечеловеческая система ценностей, Совесть человеческая играла важную роль в общественном сознании и надёжно удерживала большинство советских граждан от антиобщественных поступков. Абсолютное большинство наших граждан придерживалось единых нравственных норм, соответствующих общечеловеческим ценностям1 Очевидцы тех лет подтвердят, что в стране не было такого разгула преступности, о проституции и наркомании мы знали только понаслышке (и не из-за того, что это от нас скрывалось!), вынесение сексуальных отношений и половых извращений на сцену общественной жизни считалось безнравственным (интимное и должно быть интимным!); издевательства над личностью и жестокость были справедливо жёстко наказуемы. Советский человек был надёжно защищён от информационного, физического, экономического и прочих видов насилия всей мощью государства, служащего большинству граждан. Добропорядочный гражданин постоянно чувствовал за своей спиной его силу и справедливость, а безнравственный негодяй - неотвратимость наказания! Того, что произошло с моралью общества после буржуазного переворота начала девяностых годов, мы не видели даже в страшном сне.

Фактами безнравственности современного российского общества переполнены СМИ. Приведём только фундаментальные, наиболее кричащие и взывающие к Совести. Начнём с семьи и женщины, как первом учителе в начальной школе-семье, где всякий гражданин познаёт основы общественной морали.

Сексуальная революция, пришедшая к нам вместе с рыночными отношениями с Запада, сделали женщину товаром, удовлетворяющим сексуальные потребности мужчин. Товар для успешной реализации всегда требует рекламы. Рекламой стал вызывающий животные страсти у потребителя вид современной россиянки: накаченные силиконом женские прелести, обнажённые или обтянутые донельзя; обнажённый пупок, соблазнительный макияж, эротические татуировки и т.д. и т.п. Всё это потенциальные покупатели рассматривают как объявления о продаже. Мода сделала многих представительниц прекрасного пола продажными. Товара на рынке сексуальных услуг появилось изобилие. Естественно, цены на него упали! Кто сегодня станет читать женщине стихи или петь серенады?! Образ прекрасной дамы - приза рыцарских турниров - или женщины-друга советских времён, остался только на страницах старых добрых романов! Жаль, что сами женщины не осознают того, что по доброй воле потеряли власть над мужчинами и превратились в неодушевлённый предмет потребления. То, что легко доступно, никогда не ценится! Естественно, вместе со стыдом женщина потеряла и Совесть. А ведь это более половины всего общества! То есть, управляемость половиной населения России с помощью нравственных законов существенно снизилась. Вспомните, с чего начиналось наступление телевизионной рекламы на наше сознание: да с обсуждения различных типов женских прокладок с крылышками и без таковых будто не существовало других, нуждающихся в рекламе, товаров! А ведь, по сути, это было начало борьбы с нашей так называемой скованностью - стыдливостью! Но стыд-то - это внешнее проявление Совести! Глубоко копали враги русского народа, разрушая его традиционную мораль! Думаю, понятно какое нравственное воспитание могут получить дети у бессовестной, безнравственной матери!

Поощрение бесстыдства и бессовестности русской женщины привело к краху нормальных семейных отношений и демографическому кризису. Сегодня население России уменьшается на один миллион ежегодно! И важнейшей причиной этого является падение морали и утрата Совести обществом.

Семья по определению Большой советской энциклопедии - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению дуг к другу и детям. Ясно, что от характера брачных отношений зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Ныне это понятие бессовестно девальвировано. Так в 2002 году в гражданском браке (в сожительстве) состояла каждая десятая пара (по другим данным - каждая пятая!). Незарегистрированный брак не обязывает общаться с родственниками второй половины, заботиться о материальном благополучии партнёра по сексуальной жизни. Сейчас вне нормального брака появляется на свет свыше четверти всех детей. Увы, мужская половина российского общества столь же бессовестна, как и женская! И сказывается это не только на настоящем, но и на будущем страны - детях! Гражданский брак основан на принципе: "я тебе ничем не обязан!" Если не принять специальных мер по восстановлению утраченной морали, то население России к 2050 году сократится на 40 - 50 миллионов человек! Крепкая нормальная семья - основа здорового процветающего общества и государства. Давно известно: разрушь семью - разрушится государство! Не думаю, что нынешние власти не знают об этом. Видимо, крепкое государство российское не является целью их политики, иначе в интересах общества были бы ограничены некоторые вредные свободы! По опубликованным МВД, данным сегодня в России 730 тысяч беспризорных детей. Причём 80% из них имеют родителей! В 2006 году выявлено 160 тысяч детей - участников преступлений, 96 тысяч детей стали жертвами насилия со стороны взрослых. В стране функционирует 5,5 тысяч социальных учреждений для подростков и полсотни детских специальных воспитательных учреждений! Детская преступность приобрела угрожающие формы: появились детские банды. О них проинформировало общественность ОРТ 17 апреля 2007 года. В передаче утверждалось, что взрослые люди уже опасаются ходить по улицам Ульяновска. Город поделен на зоны влияния девяти детских бандитских группировок. Родители патрулируют здания школ, где учатся их дети. Подростки-бандиты подражают суперменам телепередач и реальным бандитам 90-х годов. В Казани банда из десяти подростков, подражая взрослым бандитам, занимается разбоем и рэкетом. Пятнадцатилетний подросток с приятелем убил всех членов семьи своей сердобольной, любящей его тётки, желая овладеть деньгами, собранными для покупки квартиры. Страшно то, что дети-бандиты не чувствуют раскаяния в содеянном, сострадания, абсолютно бездушны! Они совершенно спокойно идут на преступление, зная, что по нынешним либеральным законам наказание их ждёт только с 14 лет. Разумно ли это? Только знание о неотвратимости наказания за содеянное удерживает человека от преступления, будь оно уголовным или нравственным! Эта истина известна всем, кроме наших либеральных властей! В Самаре недавно судили одиннадцатилетних мальчишек, которые длительное время, проживая в подвале дома коммуной, убили одного из своих сверстников только за то, что он принёс вшей. Как-то сообщалось, что школьники убили своего учителя истории, за то, что он принципиально оценивал их знания! Подобной чернухи в СМИ великое множество, но авторы никогда не говорят об основной причине беды, постигшей нас - воспитании ими же безнравственного общества, практической ликвидации такого важного регулятора человеческих отношений, как Совесть! Уповая на правовой способ организации жизни, сетуя на недостаток законов, они "забывают" о том, что, если совершенно исключить моральный фактор, то над каждым гражданином нужно поставить полицейского с дубинкой, который постоянно следил бы за исполнением им законов. Иными словами, человеческое общество не может существовать без неписаных правил общежития и контроля над их выполнением индивидуальной Совестью граждан. Тем не менее, с благословения властей, российские СМИ продолжают разрушать традиционную, испытанную временем мораль, ежеминутно всё глубже опуская общество в помойную яму безнравственности! Поставив процесс воспитания с ног на голову и, объясняя тематику пожеланиями народа-потребителя информации-, издатели заполнили прилавки книжных магазинов и эфир эротическими (или порно - ?) материалами, низкопробными кровавыми детективами, повествованиями о красивой жизни бандитов, спекулянтов и проституток. Делается всё возможное, чтобы в народе подавить человеческие и пробудить животные чувства! Стоит ли удивляться, что сегодня десятилетние дети спокойно рассуждают о сексе, импотенции и абортах; что среди школьниц трудно найти девственницу, что страстно целующихся и возбуждающих друг друга прикосновениями к эротическим участкам тела молодых людей, можно увидеть даже в общественном транспорте; что естественные надобности не редко отправляются на виду у прохожих, что рожают одиннадцатилетние девочки, а государство создало приюты для малолетних матерей, где они обучаются игре с живыми куклами! А ведь стыд - это проявление Совести - контролёра поступков Человека!

Упадок морали, утрата стыда и Совести отразились не только на фундаменте общественно жизни: семье, женщине, детях. Эта скверна уже проникла во все поры российского общества и никакой, даже сказочный экономический подъём не обеспечит духовной, по-настоящему человеческой жизни в России! Да и вряд ли при утрате Совести такой подъём возможен. К тому же добрые, чистые взаимоотношения между людьми для Человека, пожалуй, важнее экономического процветания!

Более двух тысяч лет жизнь человеческого общества регулируется двумя видами законов: нравственными и юридическими. Причём нравственные законы, проверенные временем, более устойчивы, нежели юридические (на глазах ныне живущих россиян произошла замена юридических законов на противоположные!). Не даром существует пословица: "Закон, что дышло. Куда повернул, туда и вышло!" Русский человек всегда более руководствовался законами Совести. Именно поэтому демократам никак не удаётся сделать его законопослушным. И ещё долго не удастся. Чтобы сделать из нас европейцев, нужны десятилетия! Нравственность же нашего общества разрушена по указаниям "доброжелателей" из США. Вот и получили то, что имеем! Выбраться из всеобщего кризиса Россия может, вернув народу исторически сложившуюся высокую мораль и, прежде всего, индивидуальную Совесть! И не надо возлагать надежды только на возрождение религии. Современные средства коммуникации в деле воспитания народа играют более важную роль!

Исторически случилось так, что французская буржуазная революция нарушила единство самого естественного способа управления обществом - монархии - и его нравственной, духовной основы - христианства. Два века либералы пытались установить связь между буржуазной демократией, основанной на идеях свободы личности и её эгоизме и христианской моралью, базирующейся на любви к ближнему - альтруизме. Очевидно, эта попытка с самого начала была обречена на неудачу. Нельзя совместить несовместимое! Эгоизм буржуа и альтруизм христианина в единой личности невозможны в принципе! Не может буржуа, выйдя за ворота своего завода, возлюбить рабочего (которого обкрадывал весь день) как самого себя! Естественно, христианское учение стали приспосабливать для идеологического обеспечения буржуазной демократии. В результате наступила эра моральной свободы - лучше сказать, моральной распущенности! Вполне прогнозируемый финал! Со значительным отставанием от "цивилизованной" Европы сегодня это дошло и до нас! Остаётся только утешать себя тем, что в России два столетия находились люди, успешно сопротивляющиеся растлению своего народа! К слову, советский общественный строй более соответствовал христианской морали. Моральный кодекс строителя коммунизма, по сути, повторял христианские заповеди. Поэтому и общественная мораль была не сравнима с нынешней и люди, в большинстве своём, жили по законам Совести!

Сегодня перед нами выбор: безнравственное, бездуховное буржуазное общество или поиск новой идеи, заменяющей либеральную.

Смирнов Игорь Павлович
член Союза писателей России, кандидат технических наук