Внешнее проявление твердости. Что такое твёрдый характер? Человек с твердым характером

Мне, как тренеру, всегда было интересно узнать, чем отличаются успешные ученики от менее успешных.

И очень многое уже узнал, и проверил на практике.

Хочу выделить самое важное качество успешного человека:

твердость характера

Это не единственное важное качество личности, но очень важное. Можно сказать – самое важное качество человека – твердость характера!

Давайте поразмышляем. Что общего есть у успешных людей? Любых. Назовите любые примеры, прямо из головы:

Эйнштейна, Била Гейтса, Стива Джобса, Генри Форда, Чарли Чаплина, Черчилля, Барака Обамы, Джона Моргана, Наполеона… Добавьте сюда и свой список выдающихся или успешных людей.

Совершенно разные люди! Разные по уму, разные по характеру, по образованию, по умению общаться… Полностью разные люди. Общего у них не найти.

Есть лишь одно, что у них есть схожего – твердость характера

(или назовите это по другому)

Прочитайте (и посмотрите) выступление Анджелы Ли Дакворт. С удовольствием ее цитирую. Ниже привожу полный текст ее выступления, а так же видео.

Она тоже искала «ключ к успеху» . И нашла его. Вот текст ее выступления (ниже будет видео)

Когда мне было 27, я бросила очень ответственную работу в сфере управленческого консалтинга и заменила её ещё более ответственной - преподаванием. Я стала преподавать математику семиклассникам в государственных школах Нью-Йорка. Как любой учитель, я проводила тесты и контрольные работы, задавала домашние задания. Потом я их проверяла и ставила соответствующие оценки.

Когда мне было 27, я бросила очень ответственную работу в сфере управленческого консалтинга и заменила её ещё более ответственной - преподаванием. Я стала преподавать математику семиклассникам в государственных школах Нью-Йорка. Как любой учитель, я проводила тесты и контрольные работы, задавала домашние задания. Потом я их проверяла и ставила соответствующие оценки.

Меня поразило то,что плохие и хорошие ученики отличались между собой не только уровнем IQ. Ученики, лучше выполнившие задания, не обладали заоблачным уровнем IQ. Некоторые из моих самых умных детей не справлялись с заданиями.

Это заставило меня задуматься. Темы по математике, изучаемые в седьмом классе, несомненно являются трудными:пропорции, дроби, площадь параллелограмма. Но они не являются сверхсложными, и я была убеждена,что каждый из моих учеников способен выучить требуемый материал, если будет долго и упорно работать.

После нескольких лет преподавания я пришла к выводу,что образовательная сфера нуждается в лучшем понимании студентов и процесса обучения, как с точки зрения мотивации, так и психологии. Единственное, что мы можем измерить в образовании наилучшим образом - это IQ.Но что если успех в школе и в жизни зависит от гораздо большего, нежели просто умения быстро и легко обучаться?

Поэтому я оставила школу и отправилась в аспирантуру,чтобы стать психологом. Я начала изучать детей и взрослых в различных очень сложных ситуациях. В каждом исследовании я спрашивала себя: «Кто здесь успешен и почему?» Я и моя исследовательская команда побывали в военной академии Вест Пойнт. Мы пытались предугадать,кто из кадетов продолжит военную подготовку,а кто будет исключён. Мы также посетили конкурс орфографииNational Spelling Bee и попытались предугадать, какие дети займут наивысшие места. Мы изучали учителей-практикантов, работающих в криминогенных кварталах,задаваясь вопросом: какие учителя останутся здесь преподавать в конце учебного года? Кто из них окажется наиболее эффективным в обучении своих студентов? Мы сотрудничали с частными компаниями,задаваясь вопросом: какие из менеджеров по продажам сохранят свои позиции? Кто из них заработает больше всех? Во всех этих отличающихся ситуациях одна черта характера оказалась однозначным залогом успеха. И это не социальные навыки, не внешняя красота или здоровье,и даже не IQ. Это была твёрдость характера.

Твёрдость характера - это страсть и упорство в достижении долгосрочных целей. Твёрдость характера должна быть стойкой. Твёрдость характера становится неотъемлемой частью вашего будущего, день за днём,не на неделю, не на месяц, а на долгие годы изнурительной работы, чтобы сделать будущее реальностью. Жить с твёрдостью характера - это жить так,словно ваша жизнь не спринт, а марафон.

Несколько лет назад я начала изучать твёрдость характера в государственных школах Чикаго. Я попросила тысячи учеников старшей школы пройти опрос на определение твёрдости характера и потом ждала чуть больше года,чтобы посмотреть, кто же из них в результате успешно закончил школу. Как выяснилось, дети, обладающие большей твёрдостью характера, имели более высокие шансы успешно закончить школу, даже когда я сравнивала их по таким измеряемым показателям, как доход семьи, результаты общеобразовательных тестов и даже чувство безопасности в школе. Поэтому твёрдость характера имеет значение не только в Вэст Пойнт или на конкурсе орфографии.Она также существенна в школах, особенно для детей,которые рискуют быть отчисленными. В вопросе твёрдости характера меня потрясло то, как мало мы знаем, как мало знает наука о том, как её . Каждый день родители и учителя спрашивают меня: «Как мне воспитать твёрдость характера в детях? Как научить детей серьёзному отношение к труду? Как сохранить их мотивацию?» Я честно отвечаю: «Я не знаю».

Но я точно знаю, что талант не воспитает в вас твёрдость характера. Результаты наших исследований чётко показывают, что есть много талантливых, которые просто-напросто не следуют своим обязательствам. В действительности, по нашим данным,твёрдость характера часто не зависит или же обратно пропорциональна величине таланта.

Пока что наилучшей идеей о том,как воспитать твёрдость характера в детях, является так называемая«ориентация на развитие». Эта идея, предложенная Кэрол Двек,профессором Стэнфордского университета, основывается на убеждении, что умение учиться не фиксировано, а может меняться в зависимости от ваших усилий. Доктор Двек продемонстрировала,что когда дети читают и изучают работу мозга, как он изменяется и растёт в ответ на испытания, они с большей вероятностью упорно продолжат начатое после провала, так как они не верят, что неудача - это постоянное состояние.

Таким образом, ориентация на развитие -замечательная идея для воспитания твёрдости характера. Но нам необходимо больше. И на этом я, пожалуй, закончу выступление, потому что именно здесь мы и находимся с вами. Вот она, наша задача на будущее. Нам необходимо взять наши лучшие идеи,наши самые сильные догадки и протестировать их. Нам нужно определить, успешны ли мы, и мы должны быть готовыми к провалам и ошибкам, чтобы, используя полученные знания,начать сначала.

Другими словами, нам нужно иметь твёрдый характер, чтобы воспитать ещё бОльшую твердость характера в наших детях.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Казалось бы, сколько слов уже сказано о том, что «без труда не вытянешь и рыбки из пруда», что способности - полдела, что путь к долгосрочным целям никогда не бывает коротким и что успех зависит от воли и упорства? Тем не менее, большинство из нас продолжают делать ставку исключительно на свой недюжинный талант, ждать быстрых результатов, бояться ошибок и, конечно же, всячески мотивировать-мотивировать-мотивировать себя (хотя обычно лучше всего у нас получается только ).

Ну и самое любимое: «С моим-то умом и не добиться цели?».

«А вот и не добиться» - говорит нам психолог Анжела Ли Дакворт и вбивает последний гвоздь в крышку гроба наших иллюзий о мире и наших перспективах. Лауреат премии для гениев Фонда Макартура Анжела Дакворт в своё время ушла с очень успешной работы в сфере консалтинга и начала преподавать математику в нью-йоркской школе. За время своей педагогической деятельности Анжела пришла к выводу, что уровень IQ - далеко не основной показатель успешности учеников, среди которых была масса очень умных, но серьёзно отстающих ребят.

Поэтому я оставила школу и отправилась в аспирантуру, чтобы стать психологом. Я начала изучать детей и взрослых в различных очень сложных ситуациях. В каждом исследовании я спрашивала себя: «Кто здесь успешен и почему, что определяет успех?». Я и моя исследовательская команда побывали в военной академии Вест-Пойнт. Мы пытались предугадать, кто из кадетов продолжит военную подготовку, а кто будет исключён. Мы также посетили конкурс орфографии National Spelling Bee и попытались предугадать, какие дети займут наивысшие места. Мы изучали учителей-практикантов, работающих в криминогенных кварталах, задаваясь вопросом: какие учителя останутся здесь преподавать в конце учебного года? Кто из них окажется наиболее эффективным в обучении своих студентов? Мы сотрудничали с частными компаниями, задаваясь вопросом: какие из менеджеров по продажам сохранят свои позиции? Кто из них заработает больше всех? Во всех этих отличающихся ситуациях одна черта характера оказалась однозначным залогом успеха. И это не социальные навыки, не внешняя красота или здоровье, и даже не IQ. Это была твёрдость характера .

Наблюдения, которые сделала за время своей профессиональной, преподавательской и психологической деятельности Анжела Ли Дакворт, легли в основу её научного исследования, которое представляет интерес не только с точки зрения педагогики, но и с позиции вопроса развития любого человека. В своём выступление на образовательной площадке TED Анжела Дакворт подробнее рассказывает об этапах своей работы.

В книге «Как дети добиваются успеха» писатель Пол Тотговорит следующее о работе Дакворт:

Дакворт считает целесообразным разделить механику достижения цели на два отдельных измерения: мотивацию и волю. Каждое из них, говорит она, необходимо для достижения долгосрочных целей, но не самодостаточно. У большинства из нас есть мотивация, но нет воли: вы можете быть чрезвычайно мотивированы на то, чтобы похудеть, но если у вас не хватить воли и самообладания, чтобы отказаться от привычного, вы вряд ли добьётесь успеха. Если у ребёнка достаточно мотивации, то нужно думать, как развивать в нём твёрдость характера. А что, если у человека нет мотивации в достижении цели? Тогда любой самоконтроль и подобные трюки не будут иметь никакого эффекта.

По мнению Дакворт, именно здесь, в этой точке отсутствия самоконтроля и слабой мотивации, вступает в игру твёрдость характера, которая помогает добиваться нам долгосрочных, абстрактных целей.

Твёрдость характера - это страсть и упорство в достижении долгосрочных целей. Твёрдость характера должна быть стойкой. Твёрдость характера становится неотъемлемой частью вашего будущего, день за днём, не на неделю, не на месяц, а на долгие годы изнурительной работы, посвящённой тому, чтобы сделать будущее реальностью. Жить с твёрдостью характера - это жить так, словно ваша жизнь не спринт, а марафон.

Анжела Дакворт знает, о чём говорит. Когда несколько лет назад она начала изучать вопрос влияния характера на успехи учеников в государственных школах Чикаго, Дакворт провела простой эксперимент (1): устроила простенький опрос среди тысяч учеников для определения уровня твёрдости характера (подростки определяли, насколько высказывания вроде «Я труженик», «Новые идеи и проекты иногда отвлекают меня от предыдущих» соответствуют им), а затем ждала больше года момента окончания, чтобы посмотреть на успехи своих респондентов. Как выяснилось, дети, обладающие большей твёрдостью характера (что в своё время показал тест), часто лучше заканчивали школу, чем ребята с высоким IQ, даже если они проигрывали остальным по таким показателям, как доход семьи, результаты общеобразовательных тестов и чувство безопасности в школе.

В вопросе твёрдости характера меня потрясло то, как мало мы знаем, как мало знает наука о том, как её воспитать. Каждый день родители и учителя спрашивают меня: «Как мне воспитать твёрдость характера в детях? Как научить детей серьёзному отношение к труду? Как сохранить их мотивацию?» Я честно отвечаю: «Я не знаю». (Смех) Но я точно знаю, что талант не воспитает в вас твёрдость характера. Результаты наших исследований чётко показывают, что есть много талантливых, которые просто-напросто не следуют своим обязательствам. В действительности, по нашим данным, твёрдость характера часто не зависит или же обратно пропорциональна величине таланта.

Источник: BK/Flickr.com.

Убедительно? По-моему очень. Остаётся только вопрос: и что теперь делать? Как развивать твердость характера, особенно, если нам уже не 10 лет? По мнению Дакворт, на данный момент на эти вопросы лучше всего отвечает концепция «ориентации на развитие» (2) профессора Стэнфордского университета Кэрол Двек, которая основывается на убеждении, что умение учиться не фиксировано, а может меняться в зависимости от усилий человека.

За время своих исследований профессор Двек пришла к выводу, что есть два типа людей: одни рассматривают интеллект как некое фиксированное качество (такие говорят себе «Я таков, и, следовательно, это то, что я могу») — их Двек называет представителями сущностной модели; другие, представители инкрементальной модели, по Двек, убеждены, что интеллект - нечто меняющееся. Отсюда вытекают все последствия: люди, которые уверены, что в определённом возрасте обучение не способно сделать их лучше, ограничивают свои возможности и не прилагают лишних усилий для достижения целей, в то время как приверженцы инкрементальной теории рассматривают свои возможности как неограниченные, стремятся к получению новых навыков и добиваются успеха. От чего зависит это разделение, Двек не знает, но она убеждена, что опыт людей, продолжающих совершенствовать свои навыки и постоянно добиваться новых целей, говорит о том, что никаких ограничений не существует, кроме тех, которые мы сами себе придумали.

Так что получается, что твердость характера, определяющая наши достижения, связана во многом с нашими представлениями о том, способны ли мы учиться и развиваться. А это значит, что единственный вариант изменить что-то в своей жизни, если этого давно не происходило, - откинуть все мысли о невозможности достичь каких-либо результатов, начать узнавать новое, даже если вы предельно далеки от юношеского возраста, и страстно и упорно двигаться к своей цели.

О том же нам говорят признанные мэтры своего дела:

Успех – это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом. Уинстон Черчилль

«Вдохновение для дилетантов, остальные просто работают». Чак Клоуз

«Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться». П. И. Чайковский

«Конечно, должен быть и талант, но талант — дешевый товар, дешевле столовой соли. Преуспевшего отделяет от простого талантливого тяжёлая работа и долгая кропотливая учёба, постоянный процесс совершенствования». Стивен Кинг

На обложке: Сергей Эйзенштейн.

Ссылки на источники

1. Duckworth AL, Peterson C, Matthews MD, Kelly DR. Grit: perseverance and passion for long-term goals. J Pers Soc Psychol. 2007 Jun;92(6):1087-101. (http://www.sas.upenn.edu/~duckwort/images/Grit%20JPSP.pdf)

2. Carol S. Dweck «What promotes adaptive motivation? Four beliefs and four truths about ability, success, praise, and confidence». (https://llk.media.mit.edu/courses/readings/Dweck.pdf)

Характер – это набор индивидуальных качеств человека, характеризующих его и проявляющихся во взаимодействии с людьми и в отношении к окружающему миру. Характер во многом зависит от воспитания и окружающей действительности, в которой непосредственно живет человек. Основой характера является темперамент, представляющий собой нервную структуру человека, заложенную от рождения. И, если темперамент изменить практически невозможно, то характер вполне поддается коррекции, требующей зачастую немалых усилий.

Что же такое твердый характер? Наверное, это в первую очередь, тот характер, к которому мы стремимся каждый день, преодолевая трудности, принимая ответственные решения и справляясь с собственными эмоциями, доставляющие нам тяжелые внутренние переживания. «Выживает сильнейший». Вполне закономерное выражение, подтверждающее тот факт, что мир представляет собой большую и непрекращающуюся гонку, в которой, чтобы выжить, нужно постоянно «крутить велосипед».

Иными словами, чтобы добиться чего-то в этой жизни нужно обладать целеустремленностью, силой воли, выдержкой, решительностью, принципиальностью и настойчивостью. Все это подразумевает собой твердый характер. Но встретить людей с идеальным твердым характером можно довольно редко, у кого-то он развит больше, а у кого-то меньше, потому что такой характер, скорее всего, является одной из самых главных целей жизни человека, заставляющей его идти к ней через неудачи и всевозможные испытания.

Твердый характер представляет собой также непреклонность, ответственность, несгибаемость, упрямство в хорошем смысле этого слова, и готовность столкнуться с любыми трудностям и изменениями ради достижения желаемого результата. Человек, обладающий таким характером, четко знает, чего хочет, гибко и твердо принимает решения, уверенно «идет вперед», мужественно вступая в борьбу с различными препятствиями, делающими его с каждым разом все сильнее и сильнее.

Сила воли - неотъемлемый и один из самых важных компонентов твердого характера. Вспомните, сколько раз вы заставляли себя избавиться от вредных привычек, сделать что-нибудь неприятное, преодолеть страхи и негативные эмоции, или просто побороть лень? Не сразу ведь порой получалось?! Чувство долгожданной победы над самим собой приносит не только уверенность в своих силах, но и наполняет изнутри неописуемым удовлетворением, повышая самооценку, дающую стимул к новым успехам.

Мы часто слышим вызывающие неподдельное восхищение истории о героических подвигах людей в обычной жизни и на войне, о подвигах людей, обреченных болезнью на всю жизнь, которые смогли найти в себе силы радоваться каждому дню и помогать другим. Разве это не проявление огромной силы характера?

Все это говорит о том, что твердый характер не даруется человеку с самого рождения, а формируется по мере его взросления и прохождения определенных жизненных этапов, и самое главное, успешно поддается совершенствованию. Разумеется, определенные черты могут присутствовать изначально, в зависимости от наследственности и темперамента, но основная часть напрямую зависит от человека и от его желания развиваться, учитывая, что это требует значительных усилий и времени.

Одним из главных факторов формирования твердого характера является негативный жизненный опыт, поэтому если Вам сегодня плохо - не отчаиваетесь, ведь это означает, что, справляясь со своим состоянием, вы станете еще сильнее! Действуйте и никогда не сдавайтесь!

«В тебе есть внутренняя твердость, какая-то сила, способная сокрушать металл. Чего бы тебе ни стоил успех, ты достигаешь его» Стивен Кинг

В христианстве твердость считается одним из семи даров Святого Духа, а ее противоположностью считается уныние. Именно твердость характера позволяет нам достигать всего, чего мы хотим. А слабость характера рушит все наши планы.

«Если крысу поместить в аквариум, наполненный водой, то она продержится на плаву не более 30 минут. Но если её вытащить из воды на последних секундах 30-ой минуты, дать отдохнуть, покормить и через какое-то время снова бросить в воду, то она сможет продержаться на плаву сутки и более. В надежде, что её спасут на последней минуте…»

Так и с человеком. Мы не верим с собственные силы. Мы сдаемся раньше времени. Мы поддаемся «слабаку» внутри нас. Как воспитать твердость характера? Возьмем два примера для демонстрации твердости характера.

Твердость характера. Как начать заниматься спортом?

Ты решил заняться спортом и вышел на пробежку. Но пробежал совсем немного и устал. Ты решаешь, что для первого раза достаточно. Это проснулась жалость к себе. Ты должен проявить твердость характера и бежать дальше…

Через 5 минут организм начнет требовать отдыха, а внутренний голос «слабака» будет умолять прекратить. Ты должен проявить твердость характера и бежать дальше…

Ты весь в поту, мышцы плохо слушают, а «слабак» внутри тебя вопит о пощаде. Ты должен проявить твердость характера и бежать дальше…

Не останавливайся, не жалей себя, не будь слабаком. Тебе стало плевать на самочувствие и боль в мышцах? Это открылось второе дыхание. Беги, пока ты не выполнишь первоначальный план. Только тогда ты имеешь право остановиться, но не раньше.

Как говорил главный герой Винсент Фримен, в фантастическом фильме «Гаттака»: «Хочешь понять, как я это делаю? Все очень просто — я не берегу силы на обратный путь». Хватить жалеть себя, беречь силы и давать поблажки.

Твердость характера. Как бросить курить?

Второй пример очень показателен. Многие хотят бросить курить. Это только кажется, что тяжело. Это легко, если ты не слабак.

Брат моего деда, дядя Паша, прошел всю Вторую мировую войну. Он бился с немцами в Крыму, попал в плен и бежал из него. Потом дядя Паша воевал в офицерском штрафбате, был ранен, полностью реабилитирован и награжден медалями. Он был очень уважаемым человеком в нашем небольшом городе.

Во время одного застолья он пообещал бросить курить, смял пачку и выбросил ее. Большие он никогда в жизни не курил. Он рассказывал, что ему сигареты даже снились. Но он не поддался. У дяди Паши был характер.

А у тебя есть характер? Или ты тряпка? В любом деле важна безжалостность к себе и твердость характера. Хватить опускать руки, сдаваться и отступать на половине пути.

Все мы из рода, которые веками выходили победителями. Не срами свой род. Будь тверд до победы…

Назначение:

Психокоррекционная сессия «Твёрдый характер и сильная воля» предназначена для формирования и укрепления в подсознании позитивных установок, которые способствуют развитию качеств присущих человеку с твёрдым характером и сильной волей. Это такие качества как: принципиальность, самостоятельность, целеустремлённость, решительность, настойчивость, самообладание, смелость и мужество.

Описание:

Слово «характер» пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает: признак, особенность. Если Вы убедились, что без сильной воли и твёрдого характера добиться чего-либо в жизни практически невозможно, и решили себя перевоспитать, то психокоррекционная сессия «Твёрдый характер и сильная воля» как раз для Вас.

Кого можно считать волевым человеком с твёрдым характером? Конечно же, того, кто, согласуя свои личные интересы с общественными, добивается поставленной цели, преодолевая различные препятствия. Человек с твёрдым характером и сильной волей должен иметь определённые черты, а именно: принципиальность, самостоятельность, целеустремлённость, решительность, настойчивость, самообладание, смелость и мужество.

Психокоррекционная сессия «Твёрдый характер и сильная воля» посредством новейших аудиовизуальных технологий на подсознательном уровне формирует и укрепляет следующие качества присущие человеку с твёрдым характером и сильной волей:

Принципиальность . Принципиальный человек подчиняет своё поведение собственным убеждениям. Он умеет критически оценивать чужие предложения, просьбы и советы. Он способен отвергать или принимать их, исходя из собственных интересов. Он способен сказать «нет», если просьба не выгодна для него.

Выдержка и самообладание . Умение человека контролировать своё поведение, сдерживая свои чувства, не допуская необдуманных действий, сохраняя хладнокровие, владея своим настроением, определяет его выдержку и самообладание. Выдержанный человек умеет подавлять развязность в разговоре и жестикуляции, избегать грубых выражений и ругательств, а также не поддаваться панике…

Целеустремлённость . Целеустремлённость выражается в подчинении поведения человека устойчивой цели или каким-то частным целям и задачам, исходящим из цели перспективной. Примеры целеустремлённости можно найти в биографиях многих известных личностей: Ломоносова, Мичурина, Павлова, Циолковского, Королёва…

Настойчивость . Умение до конца выполнять принятые решения, преодолевая различные препятствия, характеризует человека как настойчивого. Настойчивость позволяет двигаться неуклонно к цели: «Начать, выдержать и устоять»!

Решительность . Решительность характеризуется умением человека принимать ответственные, обоснованные решения в особых случаях и выполнять их немедленно, если требуют обстоятельства.

Смелость и мужество . Общим для смелых и мужественных людей является умение преодолевать страх, осторожность, боязнь, умение быть готовым к рискованным поступкам ради достижения цели. Мужество предполагает наличие у человека не только смелости, но и выдержки, хладнокровия, настойчивости даже перед лицом смертельных угроз. Показное лихачество, рисовка удальством и отчаянностью ничего общего с волевой смелостью не имеют. Настоящие смелость и мужество, как правило, связаны с обдуманностью, хладнокровием и осторожностью.