Площадь руси во второй половине 16 века. Социально-экономическое развитие Российского государства в XVI веке

Первая половина XVI столетия оказалась для Северо-Восточной Руси благоприятным временем. В этот период главенствующая роль Московского княжества надо всеми окрестными землями уже становится неоспоримой. Конец предыдущего века ознаменовался окончанием монголо-татарского ига, что дало возможность государству развиваться быстрыми темпами.

К XVI веку происходит объединение всех русских земель в единое государство. Тверское княжество и Новгород Великий были присоединены Иваном III. Очередь была за литовскими землями и Поволжьем, которые вошли в состав Российского государства в течение первой половины XVI столетия. Стали частью Московского княжества Чернигово-Северские земли, земли по берегам Десны. Формальную самостоятельность не потерял лишь сосед Великого Новгорода — Псков.

Великий князь Иван III посчитал, что пришло время «прибрать к рукам» и Псковскую республику, как назывались тогда эти земли. В 1509 г. он отправил во Псков наместника – Репню-Оболенского. Московский наместник действовал довольно самостоятельно, не считался с мнением народного веча, что вызвало недовольство посадников и бояр.

Иван III приехал в Новгород, чтобы проконтролировать действия своих бояр, которые осуществляли теперь управление этим когда-то свободным городом. Во всяком случае, такова была официальная версия цели поездки великого князя в северо-западные земли. На самом же деле он готовил присоединение Пскова к Московскому княжеству.

Когда псковские бояре отправились к Ивану, чтобы пожаловаться ему на действия Репни-Оболенского, тот их не принял и объявил, что жалобы псковитян он разберет позже. Через несколько дней посадников и бояр пригласили в Кремль, где им объявлено было, что Псков должен прекратить созывать вече и полностью подчиниться Москве.

Немного времени дали псковичам на раздумье, после чего они в последний раз собрали вече и постановили: подчиниться воле Московского князя.

После потери самостоятельности Псковской республикой к Московскому княжеству были присоединены еще Смоленск и чуть позже Рязанское княжество. Так образовалось единое государство с центром в Москве, которое в документах именуется отныне Россией. Великий князь теперь называет себя государем.

Территория этого нового политического образования превышала размеры «старого» Московского княжества в 6 раз. Примерно с этого времени начинается следующий этап развития Руси (России).

Внутриполитическое устройство России первой половины XVI века

Если в конце XV столетия вновь присоединенные территории еще оставались относительно самостоятельными, а бывший удельный князь получал некоторые льготы, то к середине следующего века все большую власть получают московские наместники. Эти, если можно так их назвать, должностные лица должны были следить за тем, чтобы на местах неукоснительно выполнялась воля великого князя. Удельные княжества становились уездами, которые. в свою очередь, подразделялись на более мелкие единицы – волости.

Наместники получали право на определенный временной период собирать подати с подчиненного им населения, то есть «кормиться». Таким образом великий князь как бы оплачивал им службу.

Серьезной опорой великого князя становятся дворянские дружины, дворянская конница и пешие отряды. Войско, образованное представителями бояр, постепенно заменяется дворянским.

Огромная страна требовала четкой системы управления, поэтому постепенно появляются новые органы управления. Формируется особый слой служилых людей.

Экономическое развитие России

В период первой половины XVI в. не было применено каких-то принципиально новых способов ведения хозяйства – оно развивалось преимущественно экстенсивным путем, за счет обработки вновь присоединенных земель.

Вследствие того, что в этот период неурожай был только в 1512 г., Русь строилась и богатела. Наблюдался экономический подъем.

Крестьянство делится теперь на полных холопов и кабальных, то есть таких, которые отрабатывали долг хозяину по заемному письму. Представители верховной власти щедро раздавали поместья служилым людям, что способствовало расширению площадей пахотных земель. К середине XVI века произошла унификация мер зерна, что позволило упорядочить и наладить торговлю сельскохозяйственной продукцией, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему развитию сельского хозяйства и экономики в целом.

Период расцвета Руси после окончания векового ига

В целом первая половина XVI века была очень благоприятным для России временем. Множество княжеств присоединилось к Москве, создав предпосылки для рождения нового государства – России, возглавляемого государем. Формировался новый слой дворян, которые впоследствии служили надежной опорой трону, поддерживая единую централизованную систему власти. Расширялись площади пахотных земель. По всей Руси росли новые великолепные каменные храмы, в частности, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве, появлялись свои кремли в русских городах Туле, Нижнем Новгороде, Коломне. Развивалась иконопись. До наших дней дошли такие имена, как Дионисий, украсивший росписью и фресками храмы Москвы и близлежащих городов.

В этот период появляются первые летописные общерусские своды, положившие начало формированию интереса к истории Руси.

Словом, Русь вступила в полосу расцвета. Но, к сожалению, впереди ее ждало немало испытаний, и одно из ближайших – восшествие на трон Ивана Васильевича Грозного, имя которого и сегодня наводит трепет на потомков.

Согласно реконструкции хронологии, проведённой А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским, в 16 веке Русь простиралась на четырёх континентах и включала в себя территории Евразии, северной Африки и более половины территории Северной и Южной Америки.

После развала Руси в начале 17 века правители новых государств, созданных на её бывших территориях, принялись переписывать историю. Такой ход событий сейчас уже мало кого удивляет — многие к этому привыкли, потому что историю в наше время многократно переписывали да и продолжают переписывать дальше.

Нужная для власти трактовка истории — это мощное орудие управления сознанием общества. Новоиспечённым правителям бывших территорий Руси очень хотелось забыть о своём подчинённом положении в прошлом и, что ещё более важно, им хотелось скрыть обстоятельства своего прихода к власти. Ведь раскол единой страны происходил путём свержения законного руководства.

Для придания видимости законности новой власти скалигеровским историкам пришлось придумывать миф о «монголо-татарском» завоевании мира. Материалов, подтверждающих, что это действительно миф, уже очень много, интересующихся мы отправляем к публикациям «Снимаем обвинения с монголо-татар…», «Что прикрыли татаро-монгольским игом?».

Учитывая, что подавляющее большинство придуманных «монголо-татар» на самом деле были носителями генетики русов и говорили они на русском языке, можно даже по официальным данным определить границы Руси 16 века. Для этого необходимо нанести на карту то, что постеснялись сделать мифотворцы от истории. А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский делают это в своей книге «Калиф Иван» . Они взяли две карты скалигеровских историков: 1260 года (рис. 1) и 1310 года (рис. 2) и объединили информацию с этих карт, выделив Империю «монголо-татар» темным цветом (рис. 3).


Рис. 1


Рис. 2

Получилась Империя по состоянию на 14 век.

Далее создатели новой хронологии отмечают интересный факт — скалигеровские историки указывают стрелками дальнейшее продвижение «татаро-монголов» в Западную Европу, Египет, Индию, Японию, Малайзию, Таиланд, Вьетнам, Бирму, Индонезию, но осторожно этим и ограничиваются! Стрелки походов есть, а итог этих походов отсутствует. Мол, нет особенного итога. Такая осторожность вполне объяснима, ведь если этот итог нанести на карту, то она станет весьма впечатляющей. Согласно исследованиям А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в 16 веке в Империю также входили значительные территории Северной и Южной Америки. Итог завоевания показан на рисунке 4.

Фактов, подтверждающих существование огромной по сегодняшним меркам Руси в средние века, множество. Малоизвестно, но факт, что французские короли давали присягу на священной книге, написанной на старославянском языке, а иерусалимский патриарх подарил Карлу Великому крест, исписанный русскими надписями .

Другой весьма показательный пример приводится в книге А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского «Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал». Расстояния от столицы Руси — города Владимир — до многих столиц и городов теперь уже других государств, а ранее наместничеств на территориях колоний Руси, подчиняется определённой закономерности.

Для того чтобы определить какая именно закономерность соблюдается в расстояниях от столицы Руси до «областных центров», давайте поставим себя на место завоевателей. Но прежде чем это сделать, отметим одно важное обстоятельство — уровень развития цивилизации присоединяемых территорий был намного меньше уровня Руси (некоторые земли были практически не обжиты), поэтому крупные населённые пункты нам, как завоевателям, придётся строить самим.

В такой обстановке было бы разумно разместить центры новых наместничеств вдоль создаваемых в то время торговых путей на определённом расстоянии от центра Руси (рис. 5). Так и было сделано.

Расстояние это выбиралось по соображениям налаживания оптимального сообщения в сфере торговли, почты и так далее.

Многие столицы ложатся на две окружности с центром в городе Владимир (рис. 6).


Рис. 6

Первая окружность с радиусом около 1800 км. На ней располагаются следующие города: Осло, Берлин, Прага, Вена, Братислава, Белград, София, Стамбул и Анкара. Вторая окружность с радиусом 2400 км. На ней расположены Лондон Париж, Амстердам, Брюссель, Люксенбург, Берн, Женева, Рим, Афины, Никосия, Бейрут, Дамаск, Багдад, Тегеран. И что характерно, если взять любой из перечисленных городов кроме Владимира и сделать его центром Руси, то ничего подобного не произойдёт.

Отсюда можно сделать вывод, что наименование города Владимир имеет вполне определённый смысл — «Владеющий Миром».

Фальсификация истории

После развала Руси на более мелкие государства, новые власти Европы приступили к фальсификации своей истории, а их ставленники в оставшейся части русского государства — Романовы — принялись переписывать историю русского народа. Фальсификация была полномасштабной. Европейцам придумали биографии их правителей и новые языки, возвеличили их вклад в развитие цивилизации, переименовали или исказили географические названия. Русам же, напротив, стали внушать мысли о никчёмности русского народа, книги, содержащие правдивую историю, уничтожали, а взамен делали фальшивки, культуру и образование искажали и разрушали. Привычные русскому уху географические названия из Европы перекочевали в глухие районы на территории Руси. И это, конечно, далеко не всё. Приведём несколько показательных фактов.

Королей Европы списали с Руси

Представьте себе ситуацию: Империя разрушена, на отколовшихся территориях новые и, как сейчас говорят, «нерукопожатные» власти. Что им рассказывать новому поколению? Правду? Нет, самим противно вспоминать, что они были в подчинённом положении и к власти пришли не по закону. Придётся придумать себе прошлое. И обязательно — великое. Для начала придумали правителей. Самый простой и надёжный вариант — это взять за основу биографии правивших династий Руси и на их основе создать липовые истории своих монархов и королей, но только с другими именами и с жизненными событиями, привязанными к условиям новоиспечённых государств.

Именно так появилась западноевропейская династия Габсбургов, которая списана с династического потока царей-ханов Руси 13-16 веков. Подробное описание этого основного династического параллелизма приводится в . Мы ограничимся двумя рисунками из вышеуказанной книги. На рисунке 7 изображено «соответствие Русско-ордынской династии 13-16 веков и династий Габсбургов 13-16 веков».


Рис. 7


Рис. 8

На рисунке 8 изображена «корреляция длительностей правлений русско-ордынских царей-ханов Великой = «Монгольской» Империи 13-16 веков и правителей Империи Габсбургов 13-16 веков». Для того чтобы распознать «династических клонов» этого вполне достаточно. Но в книге приводятся и уникальные повторения в событиях жизни клонов и их прототипов.

Готика — это русский стиль

Интересные метаморфозы архитектурных стилей произошли в 17 веке. В указывается, что с приходом к власти на Руси Романовых произошла смена архитектурных стилей. Причём, внедрённые образцы были выданы затем за «типичные древне-русские». В результате, сегодняшние представления о том, как выглядела Русь до 17 века, во многом совершенно не верны.

Сейчас нас уверяют, что обычный вид церкви — именно тот, который мы видим в наше время: примерно кубическое здание с почти плоской крышей, из которой поднимаются один или несколько барабанов с куполами. Пример «типичного вида» русской церкви — Никольская церковь в Николо-Улейменском монастыре под Угличем (рис. 9).


Рис. 9

Такие церкви разительно отличаются от соборов Западной Европы (например, готического Кёльнского собора, рис. 10). Такое отличие насаждалось искусственно.


Рис. 10

Оно было выгодно фальсификаторам истории, так как им нужно было показать, что между Русью и Европой нет ничего общего.

Однако, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в приводят факты, которые показывают, что до 17 века основным архитектурным стилем на Руси также как и в её европейских провинциях был готический архитектурный стиль. Это подозрение впервые у них возникло при изучении старой архитектуры церквей известного русского города Углича.

Оказалось, что все церкви города, за единственным исключением, либо построены заново, либо существенно перестроены не ранее 17 века. Новодел имеет привычный для нас вид (рис. 9).

Единственным исключением является известная церковь святого Алексея митрополита Московского в Алексеевском монастыре. Считается, что она построена в 1482 году и осталась в своём первозданном виде — дом с высокой двускатной крышей, на которой возвышаются три башни-шпиля (рис. 11, рис. 12). Бросается в глаза сходство архитектурного стиля этой церкви с Кёльнским собором (рис. 10).


Рис. 11


Рис. 12

Возникает резонный вопрос: церковь 15 века есть, 17 и позже тоже есть, а где же церкви 16 века? Что, 100 лет ничего не строили или они развалились «сами собой»? Дело в том, что церковь Алексея митрополита — большой собор 15 века, один из самых больших в Угличе до сих пор. Построив такой собор в 15 веке, угличане должны были что-то построить и в 16 веке! Вполне обоснованно возникает впечатление, что все церкви Углича в 17 веке были перестроены заново, и только церковь Алексея митрополита волею судьбы осталась и является теперь «белой вороной» среди новодела.

В подтверждение своему предположению авторы книги приводят следующий пример, для чего обращаются к архитектуре известного старого русского Николо-Улейменского монастыря под Угличем. Там стоят две церкви. Одна из них — старая церковь введения (рис. 13, рис. 14).


Рис. 13


Рис. 14

В отличие от новой, «типично древне-русской», старая представляет собой дом с двускатной крышей, который напоминает готический стиль. Позже, в 17 веке, к ней был пристроен «четверик» и надстроена колокольня.

Возникает чёткое ощущение, что в 17 веке подавляющее большинство старых русско-ордынских церквей было перестроено под реформаторский «греческий образец». Более того, было заявлено, будто так оно и было.

Кое-где в России по инерции продолжали строить готические соборы даже до 18 века. Например, церковь Петра и Павла в Ярославле (рис. 15), относимая к 1736-1744 годам.


Рис. 15

В том же стиле возведена мечеть в селе Поисеево Актанышского района республики Татарстан (рис. 16).


Рис. 16

Но в конечном итоге при Романовых готический стиль был вытеснен и забыт. Церкви такого вида либо разрушали и перестраивали, либо старались изменить их облик пристройками, либо приспосабливали под другие нужды. Например, хозяйственные. Яркий пример — старый длинный огромный дом с двускатной крышей, стоящий в Новом Симоновом монастыре в Москве (рис. 17), который в 19 веке использовался в качестве сушильни для зерна.


Рис. 17

Архитектура его в точности соответствует облику старых русских церквей-домов. Возможно, это бывшая церковь монастыря.

Другие примеры церквей в готическом архитектурном стиле:


Рис. 18

— Старая русская церковь села Быкова (рис.18);

— Новый Никольский собор в Можайской крепости 1814 года (рис19);

— Старинная церковь в Лужецком монастыре Можайска, которая, вероятно, также имела вид готического дома (рис. 20);

— Мечеть в Старых Киязлах, республика Татарстан (рис. 21);

— Мечеть в Нижней Ошме, республика Татарстан (рис. 22).

И в заключение этой темы, приведём один пример соответствия стилей русской и немецкой церквей. На рисунке 23 изображена немецкая церковь Клементскирхе в городе Майен, недалеко от Бонна.

Её купол выполнен в виде закручивающихся вверх спиралей. Считается, что купол такой формы был создан между 1350 и 1360 годами. Причины такого исполнения купола накрепко забыты, а вместо них придумана история о чёрте, который скрутил эту башню штопором.

По словам авторов на самом деле здесь мы сталкиваемся со старым стилем русско-ордынской архитектуры 14-16 веков. Если мы сравним купол германской Клементскирхе со спиралевидными куполами собора Василия Блаженного в Москве (рис. 24), то сразу поймём, что здесь и там — один и тот же стиль.

Украшенные спиралями башни-минареты сохранились также на Востоке и в Азии…

Орган — это русский инструмент

Скалигеровские историки рисуют образ русского человека в виде грубого мужика в лаптях и ушанке. Само собой, что ни о какой высокой культуре вообще и музыкальной в частности речи не идёт. Всё что нам отводится — это незатейливые пляски вокруг костра, примитивные матерные частушки, бубен, ложки, визгливый писк дудок и бренчание балалайки, в крайнем случае — гусли. Всё это бесконечно далеко от изысканного Версаля с кружевами, скрипками и органами.

На самом деле всё это не так. Возьмём, например, орган. До прихода Романовых на Руси орган был широко распространённым инструментом, но с их приходом к власти, началась борьба с русским культурным наследием — органы запретили. А после замены Петра I на двойника началось тотальное искоренение органов даже из русского домашнего быта!

Обратимся к свидетельствам современников «культурной зачистки», которые приводят А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в своей книге .

В 1711 году в Амстердаме вышло «Путешествие через Московию в Персию и индию» голландского путешественника Корнелиуса де Брюина, который бывал в Москве в 1700 году. Одновременно с ним в Москве был итальянец Филипп Балатри, который «к своему удивлению, обнаруживает: во многих домах есть органы оригинальной конструкции, но их почему-то прячут в шкафах. Позже удаётся узнать: Пётр запретил их как наследие древней Руси. Свадьба шута Шанского под Кожуховым в 1697 году была едва ли не последним московским народным гулянием с 27 органами…».

«Не меньшее впечатление производит и музыка. Де Брюину её приходится слышать повсюду — гобоистов, валторнистов, литаврщиков в военном строю и во время торжественных шествий, целые оркестры самых разнообразных инструментов вплоть до органа у триумфальных ворот, на улицах и в домах, наконец, удивительное по стройности звучание певческих ансамблей. Без этого не обходился ни один праздник в Московии».

«…с основанием Петербурга резко сократилось среди вольных музыкантов число органистов. Органисты ещё есть в Москве, и их уже почти нет в Петербурге. Делали своё дело мода и личный вкус Петра I. Сказалась гибель в московском пожаре 1701 года старой, превосходно налаженной кремлёвской мастерской органов и клавесинов. Восстанавливать её не стали — у Петра были иные вкусы на самую застройку Кремля. За новую мастерскую никто не стал браться. Меньше музыкантов стало среди владельцев московских дворов. Безработица? Подкравшаяся бедность? Это не так сложно проверить по другому виду учёта жизни горожан — тщательно регистрировавшимся и облагавшимся налогом актам купли-продажи. И вот что открылось: органисты меняли профессию…»

А на Западе органы сохранились до нашего времени и их задним числом объявили исключительно западноевропейским изобретением…

Германия — это Великая Пермь

Давайте в очередной раз поставим себя на место фальсификаторов истории, которые пытаются скрыть великое прошлое Руси.

Империя распалась, а множество названий городов и территорий отколовшихся провинций звучат на русском языке и прочно вошли в летописи. Что делать? Можно уничтожить все летописи и запретить употреблять старые названия европейских провинций. Эффективно ли это? Нет — долго и трудоёмко. Проще взять известное название, сделать табличку с надписью «город N» и поставить её в какой-нибудь глуши, объявив, что так было всегда. А европейцы сами с радостью забудут о русском влиянии. Так и сделали. Поэтому фальсификация географического положения коснулась не только «монголов» с Монголией, которую на бумаге перенесли к границе Китая. В приведена очень любопытная информация о том, какая территория на самом деле называлась Великой Пермью.

О Пермской земле часто упоминают летописи, в которых сообщается, что это — мощное в военном отношении государство, очень богатое. Находится оно рядом с Югрой. Югра — это Венгрия по-старорусски. В русском языке Уграми называют народы, говорящие на финно-угорских языках. В истории средних веков известно только одно сильное в военном отношении угорское государство — это Венгрия. Считается, что Пермскую землю удалось окончательно присоединить к Руси только в 15 веке.

В книге приводятся следующие несколько искажённые современными историками летописные сведения: «Новгородцы, совершая через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю… принудили коми (на самом деле Пермь, так как в летописях говорится именно Пермь, а не Коми — прим. Носовского и Фоменко) к уплате дани. С 13 века Пермская земля постоянно упоминается в числе новгородских волостей. Новгородские «мужи» собирали дань с помощью сотников и старост из верхушки местного населения; продолжали существовать и местные князья, сохранившие известную долю самостоятельности… христианизация края, проведённая епископом Стефаном Пермским (в 1383… основал Пермскую епархию, составил азбуку для зырян)».

«В 1434 Новгород вынужден был уступить в пользу Москвы часть своих доходов с Пермской земли… В 1472 к Москве была присоединена… Пермь Великая… местные князья были низведены на положение слуг великого князя».

Таким образом, Пермская земля имела своих князей, бывших до 15 века независимыми государями. Она имела своего епископа и свою особенную азбуку.

А что нам говорят скалигеровские историки? Большая советская энциклопедия указывает: «Пермская земля — название в русских летописях территории западнее от Урала по рекам Каме, Вычегде и Печоре, населённая народом коми (в летописях — Пермь, пермяки, а также зыряне)».

Во-первых, народности коми, живущие по реке Каме (коми и Кама — это однокоренные слова) вовсе не называют себя ни пермяками, ни зырянами! Эти названия присвоены коми уже при Романовых. Дело в том, что город Пермь до 1781 года был просто селом и назывался… Егошиха! Село Егошиха по официальным данным появилось в 17 веке. Название Пермь было присвоено Егошихе вскоре после подавления «бунта Пугачёва», который на самом деле был ни чем иным, как гражданской войной между Московией и Великой Тартарией, после которого Великая Тартария перестала существовать и память о ней была уничтожена. В тот же год что и Пермь — 1781 — появилась и Вятка, но это тема для отдельного рассказа…

Во-вторых, вышеуказанная энциклопедия говорит, что «народ коми не имел своей письменности». По другим источникам, для богослужения на языке коми в 17 веке использовалась письменность на основе кириллицы, но — не азбука Стефана Пермского! Куда делась азбука и почему никто там не помнит просветителя Стефана? Да не было в Егошихе Стефана и особенной азбуки, но об этом ниже.

В-третьих, Большая советская энциклопедия сообщает, что «хозяйство Коми края долгое время оставалось натуральным… в 17 веке на весь край было только два посада Яренск и Турья, одно торговое село Туглим… Лишь постепенно, в 17 и особенно 18 вв., развивается торговля и складываются местные рынки». К началу 20 века «коми-пермяки представляли собой небольшую народность… обречённую на полную утрату своей национальной культуры… За годы Советской власти созданы литературный язык и письменность». Есть ли здесь признаки могучего в военном отношении и богатого княжества? Мы их совершенно не наблюдаем. Не над чем там было княжить до 17 века — Егошихи даже не было.

В-четвёртых, возьмём карту Европы и посмотрим, каким образом новгородцы (Новгород — это Ярославль) совершали «через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю» (то есть в Венгрию) и вспомним странный рассказ Карамзина: «Монголы более и более распространяли свои завоевания и чрез казанскую Болгарию дошли до самой Перми, откуда многие жители, ими утеснённые, бежали в Норвегию». Что это за «зигзаги удачи»?

Великая Пермь, подчеркнём слово «Великая», которое ясно указывает на её большое значение, не могла находиться там, куда её поместили при Романовых.

А где же тогда она была? А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский дают обоснование того, что Великая Пермь — это на самом деле территория Южной Германии, Австрии и Северной Италии.

На это указывают некоторые явные следы в географических названиях. Например, в Северной Италии известен старинный город Парма, в названии которого чётко звучит Пермь. А в столице Австрии городе Вене до сих пор стоит собор Святого Стефана (рис. 25).


Рис. 25

Может быть это и был знаменитый Стефан пермский, просветитель Перми? Слово Германия, возможно, является вариантом слова Пермь.

Тогда становится понятным, почему в истории народа коми и села Егошиха позабылась азбука Святого Стефана. И здесь же можно предположить, что азбука эта была латинская и именно её распространяли среди европейцев для культурного размежевания Европы и Руси…

-----------------------

Калиф Иван / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. — М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 383 с.

Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. — М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 380 с.

«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.

Из статьи Алексея Кулагина „Раскол Руси”.

Новости Партнеров

Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время Коллектив авторов

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА

Весной 1502 г. Василий Иванович, сын Ивана III и Софьи Палеолог, был венчан «великим князем Владимирским и Московским» и стал соправителем отца, а с конца октября 1505 г., после смерти Ивана III, начал править самостоятельно. (Его племянник и претендент на власть Дмитрий Иванович умер в 1509 г. в заточении.) Он продолжил политику объединения под властью Москвы русских земель, к тому времени еще сохранявших самостоятельность. Формально независимыми к концу 1505 г. оставались Псков и Рязань. Но в Псков московские великие князья направляли служилых князей еще с 1399 г. Москва держала под контролем его внешнюю политику и оказывала поддержку в противостоянии с Ливонским орденом и Великим княжеством Литовским. В начале 1510 г. при личном участии Василия III был окончательно присоединен Псков. В 1521 г. было ликвидировано и Рязанское великое княжество, прочно контролировавшееся Москвой уже с середины XV в.

Одним из приоритетов политики Василия III было поддержание баланса интересов и сил в правящей прослойке. Обеспечение эффективности в управлении податным населением, в организации военного дела, в осуществлении внешней политики также требовало неослабного внимания государя. В Думе Василия III не бывало более 15–16 бояр и окольничих, но к ним следует добавить еще 30–35 лиц без думного чина, занимавших высшие военные и гражданские посты, а также двух-трех «больших» дьяков. Это и было ближайшим окружением суверена. Дьячество, приказной люд в канцеляриях центральных органов, сами канцелярии приобрели значительно больший вес. Но эпоха Василия III еще далека от завершения сословной структуризации общества в едином (централизованном) государстве, а также формирования логичной системы административно-судебного управления в центре и на местах.

«Политическое сословие» государства формировалось в рамках двора. Разные группы («дворцовые партии») вели борьбу за престижные военные назначения (полковыми воеводами в больших армиях, гарнизонными в крупных пограничных крепостях), за значимые посты в центральных государственных учреждениях, а также в местных органах власти (наместниками в ведущих городах). Они боролись за думные чины (бояр, окольничих), за возможность влияния на принятие решений великим князем. Сами группировки возникали на основе родственных связей, а также по общности постов, назначений и статуса. Постепенно формировался обычай принимать важные решения по совету с членами Боярской думы, в нормах местничества и местнического суда, несколько ограничивших произвол при назначении на должности.

Главной заботой государства были пополнение казны и обеспечение боеспособности вооруженных сил. Благоприятную в целом финансовую ситуацию обеспечили расширение территории (что означало рост численности плательщиков) и относительно устойчивый хозяйственный подъем. Сохранившиеся документы фиксируют успехи внутренней колонизации в большинстве регионов. Достижения в освоении новых и ранее заброшенных земель увеличивали ряды налогоплательщиков и, что не менее важно, означали молчаливое согласие крестьян с уровнем налогообложения.

Другой важнейшей задачей было постоянное расширение фонда поместных земель. Основу войска составляло ополчение служилых детей боярских (их еще называли служилыми людьми по отечеству, поскольку их служба передавалась от отца к сыну). В последней трети XV - начале XVI в. произошел резкий демографический рост этого многочисленного и важного слоя. Обеспечение его землей (с крестьянами) стало постоянным приоритетом государства. Именно в правление Василия III поместье стало ведущим типом светского землевладения, при нем же на регулярных смотрах определялось качество службы каждого дворянина и нормировались размеры поместий. Продолжались и массовые перемещения прежних вотчинников с присоединяемых и завоеванных земель (Псков, Смоленск, ряд иных) с последующим испомещением. Часть детей боярских имели право на получение кормлений - административно-судебных должностей, при исполнении которых они сами и их аппарат из холопов обеспечивались продуктами, фуражом, денежными взиманиями, судебными и иными пошлинами с управляемого населения. Этот традиционный вид местного управления в условиях единого государства стал раздражителем для всех сословных групп на местах. Уже в 20-е годы XVI в. правительство Василия III предпринимает попытки частичной замены кормленщиков городовыми приказчиками из местных дворян.

Оценивая размеры армии в целом, надо помнить о боевых холопах (вместе со своими господами они участвовали в военных действиях), пехоте (отдельные формирования наемников, отряды пищальников из числа горожан; и те, и другие имели ручное огнестрельное оружие), пушкарях и других лицах, обслуживавших полевую и крепостную артиллерию, наконец, о податном люде, привлекавшемся для транспортировки артиллерии, боеприпасов, провианта, а также для военно-инженерных работ.

Из 28 лет единоличного правления Василия III мирного не было ни одного года; хотя на «объявленные» и завершавшиеся перемириями войны пришлось 17 лет, но с 1512 г. ежегодная весенне-осенняя служба в крепостях была обязательной для всего служилого дворянства. Так защищались от набегов войск Крымского ханства, от отрядов Ногайской орды и (в «немирные годы») Казани. С конца XV - начала XVI в. приоритетной стала борьба с Великим княжеством Литовским за древнерусские земли, входившие в его состав. Успехи России, закрепленные договором 1503 г., были обеспечены военными победами, переходом значительной части элиты восточных регионов Великого княжества Литовского на сторону Москвы, а также умелой дипломатией, в результате которой союзником Литвы в это время оставался один лишь Ливонский орден.

Первоначально Василий III взял курс на продолжение активной политики. Но в долгой войне 1512–1522 гг. действительно удачным стал только первый ее этап. Летом 1514 г. после третьей осады сдался гарнизон Смоленска. Однако в сентябре русская армия потерпела поражение под Оршей. Вскоре определилось примерное равенство сил: Литва не смогла отвоевать Смоленщину, Россия же, несмотря на отдельные военные успехи, не смогла добиться новых территориальных приращений. В 1522 г. было заключено перемирие, подтвержденное в 1526 г. и позднее.

Очень важным для России было расширение экономических и культурных контактов с европейскими государствами. Страна остро нуждалась в зодчих, мастерах крепостного строительства, литейщиках-артиллеристах, оружейниках, врачах, аптекарях. Нужно было обеспечить возможность их найма в странах Европы и гарантировать пропуск принятых на службу специалистов через Литву. Ее власти затрудняли, а временами просто блокировали их проезд в Россию.

Для перестройки Московского Кремля, начатой еще Иваном III в 70-е годы XV в., требовались всё новые и новые мастера. Послы великого князя чаще всего нанимали их на Севере Италии, в Милане и Венеции. Через Крым добирался до Москвы Алевиз Новый, возглавивший в 1505–1508 гг. строительство великокняжеской усыпальницы - Архангельского собора. Видимо, в эти же годы прибыл и Бон Фрязин, построивший столпообразную церковь-колокольню Иоанна Лествичника («столпообразным» принято называть особый тип древнерусского центрического башнеобразного храма, который мог совмещать в себе церковь и колокольню; произведение Бона Фрязина считается первым памятником этого типа). Ее первоначальная высота составила 60 м; позже, при Борисе Годунове, она была надстроена до высоты 81 м; сейчас более известна как колокольня Ивана Великого. Под руководством инженеров, фортификаторов, архитекторов, резчиков по камню из ренессансной Италии был создан уникальный ансамбль Московского Кремля, памятники которого стали наглядной демонстрацией новых политических амбиций правителей России. Невозможно переоценить влияние кремлевских построек на развитие русского церковного, дворцового и фортификационного зодчества в XVI–XVII вв. Элементы архитектурного декора, впервые в России примененные итальянскими мастерами (особенно Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари при строительстве Грановитой палаты и Алевизом Новым - Архангельского собора), стали излюбленными мотивами украшения русских храмов и палат XVI–XVII вв. Трудились в Кремле и русские мастера. В частности, они возвели домовые храмы великокняжеской семьи и митрополитов - Благовещенский собор и церковь Ризположения. Созданием икон для Успенского собора занимались несколько иконописцев во главе с самым выдающимся русским художником этого времени Дионисием (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508 гг.), чей талант наиболее ярко раскрылся в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ Вологды, выполненных Дионисием с сыновьями в 1502 г. К сожалению, из его работ для Успенского собора Московского Кремля сохранились лишь житийные иконы духовных устроителей Русской земли митрополитов Московских Петра и Алексия.

Насущной проблемой было утверждение суверенитета Российского государства на международной арене. Определялось это тогда соотношением титулатуры. Еще в конце XV в. правители Дании, Швеции и некоторых других государств признавали за московским монархом титул «государя, великого князя всея Руси», а в ряде случаев - царский титул. Последний переводился на латынь как «император».

Официальная титулатура государей сформировалась на основе широкого круга идей, объяснявших происхождение власти российских монархов и место их «царствия» в ряду мировых империй и в истории церкви. В правление Василия III возникли три сочинения, взаимно дополнявшие друг друга. В Хронографе «редакции 1512 г.» российская история вписывается в мировую, которая завершается взятием османами Константинополя в 1453 г. Теперь православное христианство воплощает Россия. Это было созвучно складывавшейся теории «Москва - Третий Рим», сформулированной псковским монахом Филофеем в его «Послании» дьяку Мисюрю Мунехину: «все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя… это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Цикл «Сказаний о князьях Владимирских» соединил «генеалогическое» предание о происхождении московской династии от Пруса, брата императора Августа, с установлением родства с византийскими василевсами, а также передачей Константином IX Мономахом символов власти Владимиру Мономаху. Теория «Третьего Рима» находила здесь разноплановую светскую аргументацию. Сочинения эти вскоре оказались востребованными практически: при венчании на царство Ивана IV в 1547 г., в острых спорах о титулах московского государя с литовскими дипломатами.

К середине 20-х годов XVI в. стал предельно острым вопрос о наследнике: брак Василия III и Соломонии Сабуровой оказался бездетным. По традиции, второй брак допускался после смерти жены или ее добровольного пострига в монахини. В конце 1525 г. великий князь решился на насильственный постриг Соломонии, а в феврале 1526 г. обвенчался с княжной Еленой Глинской. В августе 1530 г. на свет появился будущий Иван IV.

Развод и новый брак Василия III стали, по-видимому, одной из скрытых причин постепенного изменения отношения государя к различным течениям внутри Церкви. В первые десятилетия XVI в. в Русской церкви обострилась полемика по широкому кругу взаимосвязанных вопросов: об отношении к еретикам, о церковной (особенно монастырской) собственности, о степени и характере участия Церкви в мирских делах, а великокняжеской власти - в церковных. Наиболее явно противоположные позиции были сформулированы в сочинениях Иосифа Волоцкого (1439–1515 гг.) и Нила Сорского (1433–1508 гг.), а также их последователей - иосифлян и нестяжателей. Первые были сторонниками жесткой борьбы с еретиками, усиления власти монарха и его роли в делах Церкви, сохранения и роста владений монастырей и кафедр при гарантии их неприкосновенности. При этом «стяжание» находило моральное оправдание в активной благотворительности и новой практике поминовений. Их оппоненты выступали за возвращение к нормам первоначального христианства, за бедную церковь и аскетизм. Лидеры обоих течений обладали огромным авторитетом, при этом, в условиях постоянной нехватки земель для испомещения служилого сословия, позиция нестяжателей по вопросу о монастырском землевладении находила понимание у великокняжеской власти. Но в 1525 г. стоявший на позициях иосифлян митрополит Даниил способствовал разводу Василия III, а сторонники «нестяжания» князь-инок Вассиан Патрикеев и Максим Грек развод осудили.

Максим Грек (в миру - Михаил Триволис; ок. 1470–1555 гг.) в 1518 г. по приглашению Василия III прибыл с Афона для перевода, исправления и описания греческих книг. Великолепно образованный, он долго жил в Италии, где общался со многими деятелями Возрождения и работал в знаменитой венецианской типографии Аль да Мануция. В Москве его встретили с большим почетом. В первые годы он переводил греческие тексты на латынь, а русские переводчики - с латыни на церковнославянский; позже он стал переводить непосредственно на церковнославянский. В 1522 г. Максим Грек осудил неканоничное, с его точки зрения, поставление митрополита Даниила без разрешения Константинопольского патриарха, а в 1525 - развод великого князя. В том же 1525 г. он был осужден и отлучен от церкви по обвинениям в ереси, шпионаже в пользу Турции и заточен в монастырь, затем в 1531 г. вновь осужден. Условия содержания старца были смягчены, но вернуться на Афон ему так и не разрешили. Несмотря на то что большую часть своего длительного пребывания в России Максим Грек провел в заточении, он оставил обширное и чрезвычайно значимое литературное наследие.

Военные действия в первой трети XVI в. почти не затрагивали основные регионы. Это, а также известная стабильность налогов и владельческой ренты, отсутствие массовых эпидемий вызвали рост населения, внутренней колонизации и соответственно экономический подъем страны. Стало больше городов, но особенно слобод и рядков с промысловым и торговоремесленным населением. Несомненно увеличение внутренней и внешней торговли, в том числе экспорта в Европу особо ценных и рядовых мехов, а также продукции ряда промыслов. Заметно возросли доходы казны.

Такая финансовая база позволила реализовать военно-оборонительную программу. Кремли в Нижнем Новгороде (к 1511 г.), Туле (1514–1521 гг.), Коломне (1525–1531 гг.), Зарайске (1531 г.) прикрыли южную границу. Аналогичные меры предпринимались и на западном порубежье.

Василий III умер после длительной болезни в декабре 1533 г. Он оставил вполне удовлетворительное наследство: благополучное хозяйственное положение, в целом спокойную международную ситуацию, сравнительно бесконфликтное развитие сословных структур, государева двора, центральных органов управления.

Василий оставлял государство с большой личной властью монарха, ограниченной отдельными институтами и традициями, опирающееся на корпоративное единство складывавшегося «политического сословия».

После смерти Василия III фактической правительницей стала Елена Глинская, отстранившая от власти назначенных мужем опекунов. После ее внезапной смерти (1538) управление страной перешло к Боярской думе, в которой шла борьба за власть, главным образом между группировками Шуйских и Бельских. Возмужание юного великого князя только усилило политическую неопределенность вследствие неровного характера Ивана IV и его подверженности влияниям со стороны. Немотивированные опалы и казни 1545–1546 гг., открытые проявления недовольства тяглыми горожанами и пищальниками продемонстрировали необходимость укрепить авторитет верховной власти, превратив ее в центр консолидации общества. Для этого в январе 1547 г. Иван IV венчался царскими регалиями. Второй шаг - смена стиля поведения монарха: его женитьба в феврале 1547 г. на Анастасии Романовой, прекращение казней и пыток, регулярное участие в управлении, отправлении правосудия, военных операциях.

В истории многих государств старт преобразованиям давали войны, нередко неудачные. Именно в такие моменты обществом особо остро ощущалась необходимость перемен. В судьбах России такое повторялось не единожды, в частности в середине XVI в. Войну с Казанью обычно относят к 1545–1552 гг.: весной 1545 г. имел место первый после 1530 г. поход большой русской армии под Казань; пала же она 2 октября 1552 г. Начальные шаги реформ по традиции датируют периодом, открывшимся венчанием Ивана IV царским титулом в январе 1547 г., а завершившимся первыми кардинальными изменениями в системе органов местной власти в 1551 г.

«Царские» походы на Казань начались осенью 1547 г. То, что русские полки возглавил сам государь, подчеркивало первостепенность «восточной политики» и «казанской проблемы». Эта акция связана с начавшимися изменениями и социальными потрясениями в стране, особенно выступлением московских горожан после катастрофического пожара в столице летом 1547 г. Шокирующим для Ивана IV и его окружения стало не только убийство близких родственников государя из клана Глинских (холопы которых, по слухам, подожгли Москву), но и то, что столица какое-то время находилась под контролем тяглых горожан-мужиков.

При подобных обстоятельствах победа над традиционным врагом - Казанью - была очень важна. Но из-за неожиданных оттепелей царь вернулся из похода, не перейдя границ своего государства. Зимний поход 1549/1550 г. готовился намного тщательнее. На этот раз основные силы армии во главе с Иваном IV подошли к Казани. Но неожиданная распутица, «великая мокрота» не позволили применить артиллерию и превратили в бессмыслицу любую попытку штурма. Двойная неудача привела к изменению плана ведения войны и ускорила реформы.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1528–1532 гг.

Решающее наступление на Казанское ханство произошло годом позже. В 1551 г. на правом крутом берегу Волги менее чем за месяц была возведена Свияжская крепость. «Плавная» или «судовая» рать по полой воде была направлена в Свияжск с продуктами, боеприпасами и частью артиллерии. Параллельно шло формирование основной армии и вспомогательных отрядов, взявших под контроль бассейн Камы. В июне большая часть сил главной армии во главе с царем выдвигается в крепости по Оке. Несмотря на несомненное неравенство сил, сопротивление Казанского ханства было длительным, ожесточенным и поначалу успешным. Пришлось сначала разбить татарские отряды в тылу русских войск, затем организовать осаду самой крепости, при постоянном артиллерийском обстреле Казани. Даже подрыв подземного хода к источнику воды не поколебал решимости осажденных. В конце сентября была взорвана часть крепостных стен. 2 октября после многочасового штурма и рукопашных боев на улицах ожесточенное сопротивление осажденных было подавлено. Город пал. Казанское ханство прекратило существование.

Взятие Казани стало вехой в развитии России, в укреплении ее международных позиций. В 1554–1556 гг. было завоевано Астраханское ханство, со второй половины 50-х годов Ногайская орда перешла на статус вассальной зависимости от России, тогда же под власть Москвы добровольно перешли на правах полной автономии башкирские земли. Еще в 1555 г. сибирский хан просился через своих послов «под защиту» царя, обещая дань соболями. Под контролем Москвы оказалась вся Волга, от истоков до устья.

Завоевание Казани было принципиально важным в оформлении государственно-политической идеологии России как православного христианского царства. Победа над конфессиональным и традиционным противником не могла не рассматриваться в верхах общества как знак богоизбранности православного царя и его народа. Присоединение исламского ханства в эпоху максимального могущества Османской империи расценивалось по особому счету и в России, и в Европе. Иван IV теперь имел дополнительные основания на царский титул - ныне «под ним» были два царства. Титул государя сразу же был расширен, а сам аргумент пущен в ход в дипломатических спорах.

Память о взятии Казани была увековечена возведением собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного). Собор был построен в 1555–1561 гг. «по государеву обету»; и царственный заказчик, и строители, воплощавшие его замысел, выступили подлинными новаторами. Восемь столпообразных приделов этого храма объединены на одном основании вокруг девятого - центрального столпа, перекрытого шатром. Посвящения престолов каждого придела напоминают о проявлениях чудесного заступничества во время войны с Казанью, а все вместе они символизируют победу православного воинства над басурманами.

Каменные столпообразные шатровые храмы появились в России еще в эпоху Василия III. Подлинная жемчужина и, возможно, первый памятник шатрового зодчества - церковь Вознесения в Коломенском (1528–1532 гг.). В ее архитектурном убранстве русские, ренессансные и готические элементы сочетаются причудливо и гармонично. Существует довольно обоснованное предположение, что этот храм возводился под руководством архитектора Петра Фрязина (он же Петрок Малый), более известного строительством первых в России укреплений бастионного типа, в том числе земляных и каменных стен Китай-города в Москве (1535–1538 гг.). Заказчиками почти всех известных шатровых и столпообразных храмов выступали государи или люди из их ближайшего окружения. И все эти храмы знаменовали собой важнейшие события в жизни своих высокопоставленных заказчиков, а следовательно, и государства. Согласно одной из ранее популярных гипотез, церковь Вознесения в Коломенском была храмом-памятником в честь рождения Ивана Грозного, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, объединившая пять столпообразных приделов, отмечала его венчание на царство, а Покровский собор - победу над Казанью.

Современные исследования позволяют предполагать, что церковь в Коломенском начали строить еще до рождения Ивана, Дьяковская же церковь несколько моложе храма Покрова, который в этом случае оказывается результатом не постепенного развития архитектурных форм (от простых и рациональных к более сложным и декоративным), а смелой новации.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Россия в первой половине XIX в. Начало царствования Александра I После смерти императора Павла I от руки заговорщиков на престол вступил его старший сын, 34-летний Александр. Обстоятельства, при которых начал свое правление молодой император, были весьма щекотливы и опасны.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Глава 6 Россия в первой половине XIX в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КОРЕЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА В Корее власть династии Ли, установленная в конце XIV в., укреплялась в первой половине следующего столетия благодаря политике первых ванов: основателя династии Ли Сонге (Тхэджо, 1392–1398), его пятого сына Тхэджона (1400–1418) и правившего более 30

автора

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 6 РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. § 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Крестьянство. Самым многочисленным сословием было крестьянство - аграрные работники, владевшие хозяйством, уплачивающие подати и несшие повинности. Крестьянство облагалось подушной податью, другими

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 10. Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I 10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел VI. Россия в первой половине ХIХ в.

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Грузия в первой половине XV века После смерти Тимур-ленга царь Георгий VII получил возможность действовать более активно. Он атаковал оказавшихся у границ Грузии туркменов (туркмены кочевали на территории Азербайджана и Армении) и установил связь с Ширваншах Ибрагимом для

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

Россия и мир в конце XVIII – первой половине XIX в. 1796–1801 Царствование Павла I Он родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Отношения

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. § 1. Умиротворение страны и возрождение самодержавияМихаил Романов был молод и неопытен. Про него говорили, что он был «благоверен (т. е. доверчив), зело кроток же и милостив». С такими чертами характера трудно было претендовать на

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Итальянский Рим в XIV - первой половине XV века После смерти Крона-Калиты-Батыя и его сына Пика-Зевса-Дыя-Симеона Гордого, Италия пропадает со страниц хроники Иоанна Малалы. Скорее всего, это означает, что со смертью (или уходом) первых лиц Империи, Ватикан в середине XIV

Которое развивалось вместе с мировой цивилизацией. Это было время Великих географических открытий (в 1493 г. была открыта Америка), начало эры капитализма в странах Европы (в Нидерландах началась первая в Европе буржуазная революция 1566-1609 гг.). Но развитие Российского государства происходило в довольно своеобразных условиях. Происходил процесс освоения новых территорий Сибири, Поволжья, Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике), страна не имела выхода к морям, экономика носила характер натурального хозяйства, основанный на господстве феодальных порядков боярской вотчины. На южных окраинах России во второй половине 16 века начали появляться казаки (из беглых крестьян).
К концу 16 века в России насчитывалось примерно 220 городов . Самым крупным из них была Москва, а наиболее важными и развитыми - Новгород и Вологда , Казань и Ярославль , Калуга и Тула, Астрахань и Великий Устюг . Производство было тесно связано с наличием местного сырья и носило естественно-географический характер, так, например, в Ярославле и Казани получило развитие кожевенное производство, в Вологде производилось большое количество соли, Тула и Новгород специализировались на производстве металла. В Москве велось каменное строительство, были построены Пушечный двор, Суконный двор, Оружейная палата.
Выдающимся событием в истории России 16 века было появление русского книгопечатания (в 1564 г. издана книга «Апостол»). На духовную жизнь общества большое влияние оказывала церковь. В живописи образцом было творчество Андрея Рублева , для архитектуры того времени было характерно строительство шатровых храмов (без столбов, держащихся только на фундаменте)- собор Василия Блаженного в Москве, церковь Вознесения в селе Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково.
16 век в истории России - это век правления «талантливого злодея» Ивана Грозного.
В конце 15-начале 16 века правил , правнук Дмитрия Донского (1462-1505). Он назвал себя «Государем всея Руси» или «кесарем». Принял на Руси двуглавого орла. Две головы орла говорили о том, что Россия повернута на Восток и на Запад, и одной могучей лапой орел стоит в Европе, а второй в Азии.
считал, что Москва должна стать третьим Римом, и вокруг нее должны объединиться все русские земли, которые входили ранее в состав Киевской Руси .
В 1497 г. издает первый русский Судебник- свод основных законов Руси . В Судебнике закреплялось положение крестьянства (крестьяне имели право поменять местожительство на Юрьев день (26 ноября), но фактически крестьяне были прикреплены к земле. За уход от землевладельца надо было платить «пожилое» - плату за прожитые годы. Она составляла около рубля, но т.к. за рубль в 15-16 веке можно было купить 14 пудов меда, то собрать его было нелегко. Судебник устанавливал, как крестьянин становится крепостным (взяв деньги в долг, должнику нужно было отрабатывать проценты до смерти господина), т.е. в 16 веке почти все крестьяне становятся крепостными.
Иван III сверг монголо-татарское владычество (1480) и сделал это как опытный политик. Он прекратил междоусобицы на Руси , создает профессиональную армию. Так, появляется кованая рать- пехота, одетая в металлические доспехи; артиллерия (русские пушки «Единорог» были лучшими на протяжении трехсот лет); пищальщики (пищали - огнестрельное оружие, но било оно недалеко, максимум на 100 м).
Иван III преодолевал феодальную раздробленность Руси . Новгородская республика вместе с Московским княжеством оставалась независимым образованием, но в 1478 г. ее независимость была ликвидирована, в 1485 г. к Русскому государству была присоединена Тверь , а в 1489 году -Вятка.
В 1510 г. в княжение сына Ивана III, Василия III (1505-1533) прекратила существование Псковская республика, а в 1521 г.- Рязанское княжество. Объединение русских земель при Василии III было в основном завершено. По словам немецкого посла, никто из западноевропейских монархов не мог сравниться с московским государем в полноте власти над подданными. Ну а внук Ивана III более, чем кто либо в великокняжеской семье, заслужил свое прозвище- Грозный.
Когда Ивану исполнилось три года, в 1533 г. умер его отец, великий князь Василий III. Мать, Елена Глинская, вторая жена Василия III не уделяла сыну внимания. Она решила устранить всех претендентов на российский престол: братьев Василия III - князя Юрия Ивановича и Андрея Ивановича, своего дядю-Михаила Глинского. Опорой Елены стал князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский. Когда Ивану было 8 лет, мать отравили (3 апреля 1538 г.). На протяжении следующих восьми лет вместо него правили бояре (Шуйские, Глинские, Бельские), они боролись за влияние на Ивана, но особо не обременяли себя заботами о ребенке. В итоге, Иван заболевает паранойей; с 12 лет принимает участие в пытках, а в 16 лет становится лучшим мастером пыточных дел.
В 1546 г. Иван, не удовлетворившись великокняжеским титулом, пожелал стать царем. Царями на Руси до Ивана Грозного называли императоров Византии и Германии, а также ханов Великой Орды. Поэтому, став царем, Иван поднимался над многочисленными князьями; показывал независимость Руси от Орды; вставал на один уровень с германским императором.
В 16 лет Ивана решают женить. Для этого в терем собрали до полутора тысяч девиц. В каждой комнате поставили по 12 кроватей, где они жили около месяца, а об их жизни докладывали царю. По прошествии месяца, царь пошел обходом по палатам с дарами и, выбрал в качестве жены Анастасию Романову, которая ему улыбнулась.
В январе 1547 г. Иван был венчан на царство, а в марте 1547 г. обвенчан с Анастасией. Жена заменила ему родителей, и он поменялся в лучшую сторону.
В 1549 г. царь приблизил к себе Алексея Федоровича Адашева, Сильвестра, протопопа Благовещенского собора, князя Андрея Михайловича Курбского , которые вошли в так называемую Избранную Раду . Они помогли начать проведение реформ.
В 1556 г. Иван IV отменил кормления бояр за счет средств от управления землями, которые поступали в их личное распоряжение после уплаты податей в казну. Иван вводит местное самоуправление, все государство было разделено на губы (округа), во главе губы стоял староста. Губной староста мог быть избран из крестьян, дворян, на него можно было воздействовать.
Избранная Рада заменяет (дублирует) боярскую думу, ей подчиняются приказы. Приказ-«поручение» превращается в приказ-учреждение. Военными делами руководили Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий приказ, Оружейная палата. Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами - приказ Большой приход, государственными землями- Поместный приказ, холопами - Холопий приказ.
Иван начинает наступление на боярство, ограничивает местничество (сам рассаживал бояр на скамейках вокруг себя), создает новую армию из дворянской конницы и стрельцов (дворяне служат за плату). Это почти 100 тыс. человек-сила, на которую опирался Иван IV.
В 1550 г. Иван IV вводит новый Судебник. Дворяне получают равные права с боярами, в нем было подтверждено право крестьян менять место жительства в Юрьев день, но увеличивалась плата за «пожилое». Впервые в Судебнике устанавливалось наказание за взяточничество.
В 1560 г. умирает Анастасия, на царя находит помешательство и он начинает террор против своих недавних советников - Адашева и Сильвестра, т.к. именно их царь винит во внезапной смерти Анастасии. Сильвестра постригли в монахи и сослали в Соловецкий монастырь . Алексея Адашева отправили воеводой на Ливонскую войну (1558-1583), где он и погиб. Репрессии обрушились и на других сторонников Адашева. А Иван IV вводит опричнину .
Период опричнины - вторая половина правления Ивана Грозного. Опричный террор был объявлен неожиданно и для сторонников и для врагов Ивана Грозного.
В 1564 г. ночью со свитой, детьми и казной царь исчез из Кремля. Он отправился в Троице-Сергиев монастырь и заявил, что не хочет больше править. Через месяц после своего исчезновения из Москвы царь отправляет две грамоты:

Одну Боярской Думе, митрополиту, в которой он обвиняет их в предательстве, нежелании служить ему;
- вторую посадским людям, в которой он объявил, что бояре его обижают, но на простых людей он обид не имеет, и во всем виноваты бояре.
Таким образом, он хочет показать народу, кто виноват во всех их бедах.
Своим внезапным отъездом он добился того, что его противники испугались неопределенности, а народ с плачем пошел просить царя вернуться. Иван Грозный согласился, но с условиями:
1)раздел страны на две части - земщину и опричнину;
2)во главе земщины царь Иван Грозный, а во главе опричнины великий князь Иван Грозный.
В опричные земли он выделил наиболее развитые районы и боярские земли. На этих землях поселились те дворяне, которые входили в опричное войско. Население земщины должно было содержать это войско. Иван IV вооружил войско и в течение 7 лет этим войском уничтожает бояр.
Смысл опричнины заключался в следующем:
- установление самодержавия через уничтожение оппозиции (бояр);
- ликвидация остатков феодальной раздробленности (покоряет окончательно Новгород);
- формирует новую социальную базу самодержавия - дворянство, т.е. это были люди, которые полностью зависели от царя.
Уничтожение бояр было средством для достижения всех этих целей Ивана Грозного.
В результате опричнины Москва ослабела, крымский хан в 1571 г. сжег московский посад, что показало неспособность опричного войска сражаться с внешними врагами. В итоге, царь отменил опричнину, запретил даже упоминать это слово, а в 1572 г. преобразовал ее в «Государев двор». Перед своей смертью, Иван IV пытался снова ввести опричнину, но его опричники были недовольны политикой царя и хотели стабильности. Иван Грозный истребляет свое войско, и умирает в 54 года, в 1584 году.
В период правления Ивана IV были и заслуги. Так, был построен краснокирпичный Кремль, но строителей убивали для того, чтобы они не смогли построить больше нигде такие красивые здания и храмы.
Итоги правления Ивана Грозного .
1.За период правления Ивана IV страна была разрушена, он фактически устроил гражданскую войну. Центральные районы обезлюдели, т.к. люди умирали (около 7 млн. человек умерли неестественной смертью).
2.Потеря Россией внешнеполитического влияния, она стала уязвимой. Иван IV проиграл Ливонскую войну, и Польша со Швецией развернули обширную деятельность по захвату российских территорий.
3.Иван Грозный обрек на смерть не только шесть жен, но и уничтожил своих детей. Наследника, сына Ивана, он убил в припадке бешенства в 1581 г. После смерти царевича, Иван Грозный подумывал отказаться от трона и уйти в монастырь. Ему было, о чем кручинится. Наследником престола становился слабоумный Федор, сын Анастасии Романовой, первой жены царя. Кроме него оставался еще царевич Дмитрий, сын последней, шестой жены, Марии Нагой, которому в 1584 г. исполнилось два года.
Таким образом, после полувека правления тирана, пусть и талантливого, но все же злодея, власть, неограниченная никем и ничем, должна была перейти к жалкому человеку, не способному управлять государством. После Ивана IV осталась запуганная, истерзанная, разоренная страна. Деятельность Ивана Грозного подвела страну к краю пропасти, имя которой -

Россия в XVI веке — это, главным образом, время окончательного становления и укрепления Российской государственности, а также завершение длительной эпохи феодальных земельных дроблений и подчинения русских княжеств монгольским ханствам, в результате чего началось полноценное формирование Российского государства.

В Европе 16-й век принято считать эпохой великих географических открытий и началом развития и расцвета Западной цивилизации. В России же, оторванной от общеевропейской истории, данный период прежде всего ассоциируется с расширением великокняжеских земель, освоением сибирских и поволжских территорий. Так, к завершению XVI века, в распоряжении Российского государства находилось приблизительно 220 городов.
Конец XV -начало XVI века в России проходит под правлением князя Иоанна III, прозванного «Великим». Время его правления ассоциируется с прекращением междоусобных войн, окончанием ордынского владычества, а так же с зарождением православно-канонической концепции: “Москва — Третий Рим”, согласно которой Московское княжество наделяется мессианской ролью и объявляется духовным наследником Византийской Империи. С правлением Ивана Великого так же ассоциируется возникновение двухглавого орла как символа русской государственности и принятие множества реформаторских законов, в основном направленных на централизацию власти и укрепление русской государственности.

Сын Ивана III - Василий III, также достойно продолжил объединение русских земель, действуя в основном по заданным отцом алгоритмам. Но, пожалуй, одну из наиболее ключевых ролей в истории России сыграл его сын — Иван IV, так же известный как «Иван Грозный».

Правление Ивана Грозного ознаменовалось масштабным преобразованием и укреплением Российской государственности. Во время его правления произошло практически двукратное расширение русских территорий, в результате которых русское государство превысило размеры всех европейских государств в их общей совокупности. При нём были покорены остатки Золотой Орды: это казанские, астраханские ханства, была почти полностью присоединена Западная Сибирь и т.д.

В середине 16-го века Иван разогнал боярскую думу и создал новый правительственный орган: «избранную раду», фактически приняв бразды правления в собственные руки, наделив себя монаршим титулом: «Государь, царь и великий князь всея Руси», поставив страну в ряд с современными ему европейскими монархиями.
Иван IV проводит масштабные реформы вооруженных сил (создание постоянно действующего стрелецкого войска, формирование личной гвардии — опричины и т.д.), денежные (создание единой монетарной системы), административные, судебные и церковные реформы (был учреждён институт патриаршества), главным образом, укрепляя собственное самодержавие. Иван организовал масштабное наступление на боярское сословие, оппозиция из которого угрожала его единоличному правлению, при нём стала зарождаться новая элита — дворянство, то есть лично отобранные, преданные государю люди. При этом страна была поделена на земщину и опричину, между которыми велась кровопролитная война. Иван IV потерпел поражение в Ливонской войне и сделал страну уязвимой к польскому и шведскому вторжению.

Конец шестнадцатого века в России ознаменовывается крупным кризисом, известным в историографии как «смутное время». Кризис был вызван тем, что после смерти Фёдора Ивановича — наследника Ивана Грозного, династия Рюриковичей фактически пресеклась, после чего наступил полномасштабный кризис власти, вызванный отсутствием легитимных наследников царской короны. После этого, в течении нескольких лет на Руси велась ожесточённая борьба за власть.