Контроль в доу виды контроля. Всё о контроле

Тема: «Контроль организации работы по ПДД»

Цель: активизация и повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Дата: 07.11. 2017 года - средняя группа

08.11.2017 года - I старшая группа

09.11.2017года - II подготовительная группа

Состав комиссии:

1. Создание условий для работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

2.Разнообразие видов занятий по ПДД.

3.Планирование работы по ПДД в группах.

4.Работа с родителями.

Результаты проверки:

По результатам проверки установлено следующее. Педагоги понимают, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Педагогический процесс детского сада, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения педагогического мастерства воспитателей разработан план по ПДД, перспективные планы работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся методические часы, семинары-практикумы, где обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса.

Педагоги владеют всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. Работа по ПДД осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое развитие, игру.

Прослеживается взаимосвязь в работе специалистов: музыкального руководителя Чуркиной Г.В., инструктора по ф\к Шиповаловой Е.К. и воспитателей. В этих группах, дети через игру показывали на практике свои умения и навыки, разрешали задачи по ПДД, объясняли дорожную ситуацию, находили ошибки, в эстафетах и играх показали сноровку, смекалку, воображение, внимание. Осуществляется проектная деятельность: в старшей группе «Золотой ключик» воспитателем Шурой Ю.В. был реализован проект на тему «Будь примерным пешеходом», воспитателями подготовительной группы Сухарьковой Н.М. и Лапицкой А.М. «Азбука дорожной безопасности», воспитателем средней группы Герасимовской Т.С. «Знай и соблюдай правила на дорогах». Благодаря проектной деятельности старшие дошкольники узнали и закрепили у детей правила поведения на дороге, о том, что может быть опасным на улицах станицы и города. Работу по проекту провели как интеграцию различных видов деятельности, он позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Совместная деятельность с родителями были организованы выставки на тему: «Знай и соблюдай правила простые», проведены консультации и обновлен стендовый материал «Детское кресло в автомобиле спасает жизнь», «Памятка для родителей по безопасному поведению на дороге», «Фликеры детям купите родители».

Собран необходимый материал, методические пособия, иллюстрации, загадки, стихи, рассказы, картотека подвижных и дидактических игр по ПДД.

с 28.08. по 07.09. 2017 года педагоги приняли активное участие в III этапе «Декада дорожной безопасности». Группы представили изготовленные макеты по дорожному движению с большим количеством моделей транспорта, дорожных знаков, светофоров. Педагоги предоставили отчеты о проделанной работе, данный материал представлен в МБУ «ЦДОД» и выставлен на сайт учреждения.

Информационные уголки обновляются педагогами в группах «Дорожная азбука», «Уголки безопасности». Педагогами уделено внимание вопросам обеспечения безопасного поведения детей на дорогах, включая беседы с родителями-водителями о необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля, а также о запрещении детям езды на велосипедах по проезжей части дорог до достижения ими 14 лет. С родителями воспитанников были проведены акции: «Автокресло-детям», «Ангел хранитель на дороге», вручили воздушные шары и памятки. В ходе проведения оперативного контроля содержание уголков безопасности дорожного движения соответствовало возрастным особенностям детей.

Выводы:

1.В средней, старшей и подготовительной к школе группе созданы условия для формирования у детей представлений о безопасном поведении на улице. 2. В группах имеется наглядный материал, дидактические игры и пособия для изучения правил дорожного движения.

3. Организуются беседы по безопасности, самостоятельные сюжетно – ролевые игры по дорожному движению.

4. Систематически ведётся работа с родителями.

1.Разнообразить виды специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

2. Обновить нагрудные знаки с изображением разных видов транспорта для сюжетно-ролевой игры по дорожному движению в группах.

3. Использовать дорожную разметку на территории детского сада

при проведении игр и развлечений.

Срок постоянно: воспитатели всех возрастных групп.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

Тема: «Контроль и анализ физкультурного занятия»

Дата: 13.11.2017г - средняя группа

14.11.2017г - I старшая группа

15.11.2017г - I подготовительная группа

16.11.2017г - II подготовительная группа

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

Организация и соблюдение требований физкультурного занятия в ДОУ.

Результаты проверки:

На всех занятиях решались задачи комплексно: оздоровительные, развивающие обучающие и воспитательные. Использовалось разное физкультурное оборудование, в том числе нетрадиционное. Это способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям. Инструктор по ФК Шиповалова Е.К. стремилась пробудить у детей интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на физкультурных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, демонстрацией упражнений, задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В зале проводится регулярное проветривание. Четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Екатерина Кондратьевна напоминает детям в ходе занятия, о безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения упражнений (прыжки, владение мячом, ползание по скамейке). В ходе разминки предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины. Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки). Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Движения детей стали более мотивированными, упорядоченными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнение определенных задач. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими, гибкими. В детском саду проводятся дни здоровья, спортивные развлечения, досуги.

Вывод : Занятие построено в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей. Инструктор использовал разнообразные методические приёмы и способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности (фронтальный, поточный, групповой). Чёткость, краткость речи инструктора.

Ознакомлена: Шиповалова Е.К.

Старший воспитатель Гамолка Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Тема: «Анализ предметно-развивающей среды в группах»

Дата: 16.11.2017г

Группы: (средняя группа, I старшая группа, II старшая группа, I подготовительная группа, II подготовительная группа)

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

Соответствие предметно-развивающей среды в группах Федеральному государственному образовательному стандарту.

Результаты проверки:

Анализ предметно-развивающей среды показал, что все пространство игровых помещений активно используется педагогами для всестороннего гармоничного развития детей.

В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую.

Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.

Развивающая среда во всех группах современна, интересна, эстетична.

Предметная среда спроектирована в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования. При создании развивающей среды каждый педагог учитывает индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, знает группу в целом, ориентируясь на «зону ближайшего развития».

В построении развивающего пространства всех возрастных групп учитывался принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Групповые помещения условно разделены на центры.

Для игр по интересам и половым различиям педагогами созданы уголки для мальчиков и девочек.

Вывод :

Одним из необходимых условий для развития креативной, гармоничной личности ребенка становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Профессиональная компетентность, креативность, творческий подход, педагогическая импровизация педагогов нашего детского сада позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Предметно развивающая среда ДОУ соответствует ФГОС ДО.

Приобрести в группы Комплексы игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды.

Комплекс представляет новое поколение игровой среды для дошкольников. Данный Комплекс позволяет создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

Заведующий МБДОУ

"Иланский детский сад № 50" _____________ Е.Ж.Харчикова

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Тема: «Организация питания детей в ДОУ»

Цель: : Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию ценностных представлений о здоровом образе жизни, посредством воспитания культурно-гигиенических навыков приема пищи у детей.

Дата: с 10.01.2018г по 12.01.2018г

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

  1. Наблюдение за организацией питания в группах;
  2. Беседы с детьми, педагогами, родителями;
  3. Работа с родителями: консультации, оформление наглядной агитации, наличие памяток для родителей и т.д.

Результаты проверки:

Организация питания детей в детском саду выполняется в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы.

Педагоги понимают, что работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

В создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

В формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми

и знают, что правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания.

Поэтому во всех возрастных группах воспитателями созданы условия для организации питания, и осуществлении дежурства по столовой, начиная со средней группы. В группах имеются уголки дежурных, график дежурства, атрибуты (фартуки для дежурных, салфетницы, хлебницы).

Воспитатели всех возрастных групп воспитывают у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Во второй младшей группе (воспитатель Есякова В.Г.) побуждают детей к самостоятельному выполнению поручений, начинают формировать у детей умения необходимые при дежурстве по столовой: дети помогают накрывать стол к обеду (расставляют хлебницы, раскладывают ложки). Отмечено, что дети самостоятельно уносят чашки по окончании еды, оказывают посильную помощь взрослым.

В средней (воспитатель Герасимовская Т.С.) продолжает формировать у детей умение выполнять самостоятельно обязанности дежурных по столовой: дети аккуратно раскладывают, расставляют хлебницы, чашки, тарелки, раздают ложки). Отмечено желание детей дежурить, надевать форму дежурных, проявляют старание. Также, все дети по окончании приема пищи самостоятельно уносят посуду, стряхивают крошки с салфеток.

В старших и подготовительных группах дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой умеют сервировать столы и приводят их в порядок после еды. Отмечено, что дети счищают остатки пищи с тарелок и аккуратно сортируют посуду по стопкам, тем самым участвуя в совместной деятельности с взрослыми, оказывая помощь младшему воспитателю.

Воспитатели всех групп осуществляют руководство во время приема пищи детьми: следят за осанкой детей, за поведением детей за столом, за правильностью пользования столовыми приборами, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, осуществляют индивидуальный подход. Однако отмечено, что молодой педагог Цурмичёва С.Е.., не всегда сообщает детям названия блюд, не ведет беседу о том какие продукты были использованы поваром для приготовления блюд (предварительная работа), а также не напоминают Имя и Отчество поваров ДОУ.

У детей всех возрастных групп формируются навыки приема пищи: дети знают, что пищу берут по немного, хорошо пережевывают, нельзя разговаривать во время еды, есть аккуратно, не крошить. Все дети пользуются столовыми приборами, салфетками, благодарят за еду, обращаются с просьбами к взрослым.

Организация питания детей в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью в каждой возрастной группе имеется «Меню», информация для родителей о блюдах, которые ребенок получил в течении дня в ДОУ, вывешивая ежедневно. Воспитатели всех групп подходят к вопросу о питании детей серьезно. Регулярно обновляется информация на стендах, проводятся индивидуальные беседы с семьями о вкусовых предпочтениях ребят и индивидуальных особенностях (дети с заболеваниями: пищевая аллергия, диатезы), а также проводятся консультации по вопросу воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

Таким образом, можно отметить, что работа по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам столового этикета ведется своевременно, с учетом запросов родителей.

Вывод:

Воспитатели постоянно следят за выполнением правил приёма пищи, ведут работу с родителями по организации детского питания дома, через беседы, консультации.

1. Воспитателям всех возрастных групп продолжить работу по формированию навыков приема пищи, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей, согласно возрастных особенностей своей группы.

2. Воспитателям всех возрастных групп усилить работу по формированию навыков поведения за столом, продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами.

3. Продолжать вести работу по взаимодействию с семьями воспитанников по данному вопросу.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Дата проверки: 12.12.2017 г.

Тема: «Контроль музыкального развлечения (досуга, развлечения)»

Цель контроля: определить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами музыки, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.

Состав комиссии :

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

1.Деятельность детей.

2.Деятельность музыкального руководителя.

3.Создание условий для проведения развлечения.

Результаты проверки:

12.12.17г., проведён оперативный контроль наблюдения в старших группах, за деятельностью музыкального руководителя во время музыкального развлечения(досуга). Во время посещения было отмечено, что это не только весёлое время провождение детей, но и возможность создавать благоприятные условия для их развития. Развлечение (досуг) соответствует теме, сезону и условиям проведения и возрасту детей. Педагогом используются наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО. Галина Владимировна умело использовала методику проведения мероприятия: организация детей в начале развлечения, использование разных видов музыкальной деятельности, приёмы активизации внимания детей, создание для них возможности проявить инициативу, самостоятельность. Используя игровые приёмы, музыкальный руководитель способствует сохранению интереса детей. Специально подобранный музыкальный репертуар позволял обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности , предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на мероприятии . Все развлечение строилось в форме сотрудничества , дети становились активными участниками музыкально - образовательного процесса.

Вывод:

мероприятие проводились согласно плану. Во время проведения и подготовки мероприятия активное участие принимали все педагоги. Музыкальный руководитель показала эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами музыки.

Привлекать детей и родителей к подготовке атрибутов и пособий для проведения праздников, развлечений, утренников.

Заведующий МБДОУ Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Тема: «Анализ работы педагога-психолога»

Цель: Изучить состояния воспитательно-образовательной работы педагога психолога. Получить общее представление о работе, владение методическими знаниями, практическими умениями и навыками руководства детским коллективом, выявить уровень педагогического мастерства и стиль работы данного педагога.

Дата: с 06.11.2017г по 10.11.2017г

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

1. Нормативно-правовые документы, используемые в работе педагогом психологом.

2. Ведение документации.

З. Оснащение педагогического процесса.

4. Воспитательно-образовательная работа с детьми.

5. Работа с педагогами.

6. Работа с родителями.

7. Консультационная и просветительская работа.

8. Участие в методической работе детского сада.

Результаты проверки:

Результаты проверки показали, что в своей работе Соколова Татьяна Владимировна руководствуется нормативными документами для организации и осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, использует современные психолого – педагогические технологии, знает новейшие достижения психологической и педагогической науки и практики. Документация ведется аккуратно, в соответствии с требованиями.

В кабинете психолога созданы оптимальные условия для более продуктивного коррекционного и развивающего воздействия. Кабинет оснащен дидактическим, раздаточным и наглядным материалом для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Для обследования педагог использует практический инструментарий для проведения психолого-педагогического обследования. В наличии имеется методическая литература, литература для работы с детьми, родителями и педагогами, просветительская литература для педагогов и родителей. Накоплен материал для развития познавательных процессов детей и эмоционально - волевой сферы. Разнообразные массажёры, мелкие детали, пуговицы, веревочки, игры-шнуровки для мелкой моторики рук. Раздаточный материал: игры, разрезные картинки, ребусы, карточки с заданиями, а также демонстрационный материал для коррекционно-развивающих занятий. Кабинет служит местом эмоциональной разгрузки, как для детей, так и для взрослых. Методическое оснащение кабинета постоянно пополняется.

Психологическая диагностика - это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего пребывания в детском саду, выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, определение причин нарушений в воспитании и обучении детей. В этом направлении Татьяна Владимировна в работе использует апробированные диагностические материалы.

Еще одним направление работы педагога-психолога является работа с детьми младшего дошкольного возраста. Педагог использует наблюдения и профилактическое обследование детей при поступлении в детский сад, с целью предупреждения и выявления на ранних этапах возможных отклонений и их коррекции. Проводит наблюдения на занятиях, в свободной деятельности за детьми всех возрастных групп с целью предупреждения психологической перегрузки и выявления на ранних стадиях возможных отклонений.

Татьяна Владимировна применяет следующие методы для решения поставленных задач: игровой, наглядный, практический. Выбранные приемы соответствуют возрасту детей. Структура занятия выдержанна. Объем речи педагога соответствует возрастным и физиологическим особенностям детей. Речь педагога доступна, логична. Психологическая дистанция между педагогом- психологом и детьми «Рядом». Дети ощущали себя непринужденно на занятии. Использует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Занятие соответствует требованиям санитарно-гигиенических и материально- технических условий, использовано различное оборудование, наглядный, демонстрационный, раздаточный материал.

Педагог-психолог работает в тесном контакте с педагогами ДОУ. Очень важным аспектом работы является повышение уровня психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Педагоги обращаются к Татьяне Владимировне по причине трудностей в усвоении детьми программы обучения, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми.

Принимает активное участие в методической работе детского сада, использует различные формы психологического просвещения. Еще одним направлением работы педагога-психолога, является психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк). Задача психолога – помочь педагогам с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявления его поведения, отношения со сверстниками и взрослыми. Вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных интересов, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Помочь понять и построить программу действий, направленную на развитие определённых качеств и на устранение выявленных проблем и недостатков.

Работа с родителями - одно из важных направлений деятельности психологов дошкольных образовательных учреждений. Педагог ведет работу с родителями в соответствии с годовым планом, в котором отражены цели и задачи на 2017- 2018 учебный год. В большинстве случаев родители обращаются по вопросам адаптации ребенка к детскому саду и готовности к школьному обучению.

Вывод : деятельность педагога-психолога Соколовой Татьяны Владимировны соответствует требованиям. Педагог владеет методическими умениями и практическими навыками в организации деятельности детского коллектива. Педагогом созданы условия способствующие охране жизни и здоровья детей. Рекомендации:

1. Продолжать работу с детьми по развитию познавательных процессов.

2. Вести работу по оснащению кабинета дидактическими играми и игрушками.

3. Создать картотеку методической литературы и дидактических игр.

Срок: до конца учебного года.

Ознакомлена педагог-психолог: Соколова Т.В.

Заместитель заведующего по ВМР Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам оперативного контроля

охраны жизни и здоровья детей
на сентябрь 2017-2018 учебного года.

Тема: "Охрана жизни и здоровья детей"

Дата : 05.09.2017года

Состав комиссии :

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

Создание условий в группе и на территории детского сада для охраны жизни и здоровья детей.

Результаты проверки:

По результатам контроля было выявлено следующее:

Во всех группах ДОУ соблюдены меры безопасности пребывания детьми в ДОУ, выполнены гигиенические требования по санитарному состоянию, по размещению столовой мебели. Учитываются требования сервировки стола в зависимости от возраста детей, эстетика оформления, деятельность дежурных. Педагогами ДОУ используются различные навыки и приемы для воспитания культуры поведения за столом. Режим питания выполняется в соответствии с режимом дня в зависимости от возраста

Педагогами ДОУ планируются и проводятся: утренние гимнастики, физкультурные занятия, физкультминутки во время занятий, подвижные игры во время прогулки и в группе. Воспитателями групп проводятся закаливающие процедуры и оздоровительные гимнастики в соответствии с планом и рекомендациями медицинских работников, соблюдаются гигиенические требования к одежде и обуви, используется индивидуальный подход в работе с детьми. Режим дня соответствует сезону и возрасту детей.

Для обеспечения безопасности детей здание учреждения оборудовано системой охранно-пожарной сигнализации и кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт вневедомственной охраны г. Иланский, что позволяет своевременно и оперативно вызвать сотрудников полиции в случае чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого соответствующими организациями заключены договора на 2017 год. Ежемесячно проводятся обследование оборудование на работоспособность. Обеспечение условий безопасности в учреждении выполняется локальными нормативно-правовыми документами: приказами, инструкциями, положениями. В наличии имеются первичные средства пожаротушения (огнетушитель порошковый), планы эвакуации в соответствии с требованиями ППБ, назначены ответственные лица за безопасность, в каждом групповом, служебном, вспомогательном помещении, кабинетах.

Выводы и предложения:

1. Старшему воспитателю оказать: методическую и консультативную помощь молодым специалистам и педагогам по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

3. Педагогам подготовительных групп закрепить и формировать навыки пользования столовыми приборами. Обратить особое внимание на культуру поведения за столом.

4. Педагогам средней группы «Бабочки» формировать у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела.

8. Педагогам всех возрастных групп обратить внимание на маркировку мебели.

9. Продолжать обеспечивать условия для безопасности в учреждении.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

1. Планирование прогулки.
2. Сформированности у детей навыков самообслуживания.
3. Наличие выносного материала по сезону.
4. Организация двигательного режима детей на прогулке.
5. Организация игровой деятельности.
6. Организация наблюдения за природой и состоянием погоды.
7. Организация трудовой деятельности детей на прогулке.

Результаты проверки:

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ в период с 01.12 по 08.12. 2017 г. был проведен оперативный контроль по организации и проведения прогулки.
В ходе проверки выявлено, что режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы и погодными условиями. Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В планах отмечены все виды детской деятельности на прогулке. Во всех группах имеются картотеки прогулок и наблюдений в природе. У детей всех групп сформированы навыки самообслуживания соответственно возрасту. Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезонам. Педагоги организуют трудовую деятельность. В теплое время года уборка мусора на верандах, в зимнее время помощь воспитателю в уборке снега и постройке снежных городков.
На участках групп появились постройки из снега, ведется работа по оборудованию ледяных горок. Педагоги групп организуют подкормку зимующих птиц. Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные игры. Тем не менее, отмечено, что во второй младшей группе организация двигательного режима требует более тщательной подготовки воспитателя. Требует особого внимания всех педагогов проведение дидактических игр и сюжетно-ролевых игр. Не удалось увидеть организованные педагогами сюжетно – ролевые игры и индивидуальную работу с детьми. Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлечение к этому вопросу внимания родителей.
Недостатки в организации прогулок:
- нет системы в последовательности организации прогулки, не всегда соблюдается структура прогулки;
- длительность двигательной активности на свежем воздухе не соответствует нормам СанПин.

Вывод: частичное соблюдение воспитателями режима двигательной активности детей на свежем воздухе.

1. Воспитателям всех групп для обеспечения оптимальной двигательной активности детей на свежем воздухе в соответствии нормам СанПин, организовывать прогулки во второй половине дня.
2. Воспитателям всех возрастных групп проводить дидактические игры в соответствии с тематическим планированием.
3. Педагогам тщательнее организовывать трудовую деятельность детей на прогулке.
4. Всем педагогам уделять больше внимания формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлекать к этому вопросу внимания родителей.
5. Воспитателям второй младшей группы разнообразить двигательный режим на прогулке, проводить подвижные и малоподвижные игры исходя из возрастных особенностей детей.
6. Воспитателям всех возрастных групп руководить самостоятельной деятельностью детей на прогулке, организовывать сюжетно-ролевые игры, используя атрибуты и выносной материал.
Сроки: постоянно, в соответствии с погодными условиями.

Основные формы и методы контроля:

Анализ перспективного планирования музыкального руководителя.

Результаты проверки:

Музыкальным руководителем Чуркиной Галиной Владимировной составлено перспективное планирование по всем возрастным группам в соответствии с требованиями комплексной программы, имеется перспективное планирование по всем возрастным группам по парциальным программам, соответствующее требованиям данных программ и учебному плану учреждения. В перспективном плане музыкальный руководитель Чуркина Галина Владимировна ставит воспитательно - образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (слушание, пение, музыка и движение, игры, детское музыкальное творчество), определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями. Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. В перспективном планировании определены цели и задачи музыкального образования и воспитания детей с учётом возрастного развития детей дошкольного возраста. Особое внимание в обучении детей отдается формированию певческих, ритмических и творческих способностей. Также в планировании музыкального руководителя используются речевые, театрализованные игры, музыкальные сказки. Это способствует развитию и интонационного слуха, творчества.

Вывод: воспитательно-образовательная работа с детьми по музыкальному воспитанию, соответствует программе.

Предложения и рекомендации: музыкальному руководителю продолжать работу по использованию в музыкальном воспитании и образовании детей дошкольного возраста современных, инновационных технологий; больше предоставлять возможность детям в праве выбора средств для импровизации и самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности - пение, танец, ритмические движения и пр.).

Члены комиссии:

заведующий МБДОУ: _____________

зам. заведующего по ВМР: _____________

старший воспитатель: _____________

Ознакомлена:

музыкальный руководитель: _____________


старший воспитатель

Организация контроля в ДОУ

Организация и проведение контроля - важнейшая функция методической службы ДОУ. Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога.

Направление деятельности старшего воспитателя при осуществлении контроля:

§ Разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

§ Наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

§ Фиксировать результаты наблюдений;
анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию педагогов;

§ Делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;

§ Осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей ;

§ Разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

§ Обсуждать результаты контроля с педагогами, использовать эти результаты при подготовке решений педсоветов, планировании работы коллектива .

В каждом ДОУ следует создать единую систему контроля, цели и задачи которого вытекают из целей и задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ, следовательно, он планируется в годовом плане (раздел 4 Контроль и руководство). Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным .

Существуют четыре самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, фронтальный и итоговый.

При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка плана контроля.

3. Сбор информации.

4. Анализ собранного материала.

Все виды контроля отражены в годовом плане. Форма представления может быть разной.

Рассмотрим каждый вид контроля.

Оперативный контроль – это текущий, ежедневный контроль. Его особенность заключается в том, что он помогает выявить и устранить незначительные сбои в деятельности педагогов и коллектива в целом. Если не замечать мелких отклонений в работе, то они могут привести к большим трудностям, преодолеть которые впоследствии будет нелегко.

Вопросы оперативного контроля условно делятся на несколько категорий. Требующие постоянного контроля: выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей; соблюдение режима дня; соблюдение правил внутреннего распорядка; выполнение трудовой дисциплины, учебно-воспитательный процесс, сформированность культурно-гигиенических навыков и т. п. Следующая категория – это вопросы, требующие контроля реже, ежеквартально, такие как: планирование воспитательно-образовательной работы; организация работы с родителями; организация прогулок, экскурсий; деятельность детей во второй половине дня; организация работы по изучению дошкольниками ПДД; использование здоровьесберегающих технологий; создание условий для самостоятельной детской деятельности и т. п.

Перечень вопросов к оперативному контролю можно посмотреть в книге «Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция», 2003

В среднем ежемесячно планируются 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.

Организация оперативного контроля предусматривает несколько составляющих:

§ Это годовая циклограмма контроля, в которой с помощью условных обозначений определяется последовательность контрольной деятельности.

§ План оперативного контроля на месяц позволяет наглядно представить отдельные участки работы и держать важные участки на контроле. Форма может быть различной.

§ На основании этого плана разрабатываются карты контроля для анализа работы педагогов по намеченным для изучения вопросам в текущем месяце.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, старшему воспитателю важно сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной группе, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям. Предупредительный контроль предупреждает ошибки, недостатки. Например, группа собирается идти на экскурсию. В этом случае необходимо заранее узнать у воспитателя, куда они пойдут, по какому маршруту. И сразу же обговорить, какой маршрут лучше выбрать, как в целях безопасности, так и для того, чтобы увидеть много интересного. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать готовность воспитателя к проведению занятий, прогулки и т. п. Одной из форм организации оперативного контроля является проведение в ДОУ дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогов. ДРК – это микроисследование, в котором принимает участие весь коллектив, тематика ДРК может быть разной. Это вопрос из циклограммы оперативного контроля. Для примера приведу тему ДРК: «Оценка организации и проведения занятий в разных возрастных группах ДОУ». Цель : изучить эффективность деятельности воспитателя в процессе проведения НОД. Задачи : оценить уровень профессионального мастерства педагога; определить правильность выбора методов и приемов работы с детьми; оценить условия, влияющие на качество воспитательно-образовательного процесса. Объектом выступает занятие как элемент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Предмет: содержание деятельности воспитателя и детей. Методы: наблюдение. При анализе материалов выявляются проблемы по отдельным педагогам и группам. Материалы обсуждаются на планерке и принимаются решения по коррекции деятельности отдельных воспитателей и в целом методики организации занятий с детьми.

По истечении каждого месяца по итогам оперативного контроля пишется справка. Не все вопросы оперативного контроля требуют анализа, т. к. некоторые проблемы решаются оперативно, даются рекомендации по их устранению. Такие вопросы не вносятся в справку.

Архив справок оперативного контроля хранится 1 год.

Тематический контроль. Содержанием тематического контроля является изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, а цель контроля зависит от целей и задач годового плана ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит характер сравнительного, т. е. сравниваются работа разных педагогов с детьми одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, ЗУН воспитанников разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-либо одной проблемой в разных возрастных группах.

Тематический контроль - один из видов контроля, планируемых на год. Проводится перед педсоветом и соответствует его теме.

Проведение тематического контроля предусматривает наличие у старшего воспитателя следующего пакета документов :

1. Приказ, в котором отражено название, цель, сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии. Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются опытные педагоги ДОУ, специалисты.

2. План тематического контроля.

Более удачную и рациональную форму плана тематического контроля, чем тот, что был предложен, трудно придумать. В нем выделено 5 блоков:

§ Обследование уровня развития детей;

§ Оценка профессиональных умений воспитателя;

§ Оценка предметно-развивающей среды, условий;

§ Оценка планирования работы;

§ Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

3. Рабочие материалы тематического контроля.

Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего воспитателя в тетради, протоколы диагностирования детей, карты анализа занятий, режимных моментов и т. п. Члены комиссии инструктируются старшим воспитателем, между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие материалы.

4. Аналитический блок. Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта. По итогам тематического контроля пишется аналитическая справка следующей структуры:

Вводная часть:

§ цель проверки;

§ сроки проведения;

§ проверяющие;

§ проверяемые;

§ тема проверки;

§ объем работы.

Аналитическая часть:

§ общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса

(подтвержденная данными);

§ позитивные моменты и недостатки;

§ причины появления положительных и отрицательных результатов.

Заключительная часть:

В конце справки указывается должность, Ф. И.О. составившего справку, дата. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на педсовете, рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся в проект решения совета педагогов. Материалы контроля хранятся с материалами педсоветов 5 лет.

Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность фронтального контроля от трёх до пяти дней.

В процессе фронтального контроля изучаются:

    санитарно-гигиеническое состояние группы; оснащение педагогического процесса; предметно-развивающая среда группы; воспитательно-образовательная работа с детьми, документация педагогов, работа с родителями.

Алгоритм фронтального контроля:

1. Определить объект контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить приказом ответственного и группу проверяющих.

4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.

5. Проконтролировать проверяемых.

6. Зарегистрировать все результаты контроля.

7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта и др.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый контроль включает:

· сроки проведения;

· график;

· материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы, вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;

· аналитическую справку.

Другие виды контроля: срезовый, самоконтроль, взаимоконтроль.

Права проверяемых и проверяющих.

Подводя итоги выступления, хочется отметить важность функции контроля в единой системе образовательно-воспитательной работы. И помнить, что контроль позволяет установить, все ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета. Помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. Устраняясь от контроля и осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешаться в ход воспитательного процесса, управляя им. Кроме этого, контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнением своих обязанностей.

Ирина Харченко
Справка по итогам оперативного контроля

С целью проведения анализа воспитательно-образовательного процесса в МДОУ ДСКВ № ___ в ноябре 2016 года проводился оперативный контроль по вопросам : выполнение режима прогулки, охрана жизни и здоровья детей, планирование воспитательно-образовательной работы, оформление и обновление информации в уголках для родителей,содержание уголков : изодеятельности, физкультурных, музыкальных, оборудование для театрализованной деятельности, подготовка педагога к НОД - согласно плану оперативного контроля на 2016-2017учебный год.

Контроль осуществляли : заведующий – ___, старший воспитатель – ___, старшая медицинская сестра – ___

Во всех группах ДОУ соблюдены меры безопасности пребывания детьми в ДОУ. Организационно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста педагоги отражают в плане воспитательно-образовательной работы группы (комплексы утренней, пальчиковой гимнастики, гимнастики после сна, художественное слово, работа по группе, работа с родителями).

Ежедневно воспитатели планируют непрерывную образовательную деятельность. НОД с дошкольниками составлена в соответствии с утверждённой сеткой. При составлении образовательной деятельности воспитатели указывают тему, программные задачи НОД, краткое описание деятельности.

По результатам проверки выполнения режима прогулки воспитателями установлено, что режим прогулки не соблюдается и реализуется педагогами не в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы (№3, № 7)

В подготовительных группах у детей полностью сформирован навык самообслуживания. Гигиенические процедуры после прогулки осуществляются постоянно, под контролем воспитателя .

Выносной материал соответствует сезону, в достаточном количестве.

Тем не менее, отмечено, что организация двигательного режима требует более тщательной подготовки воспитателя.

Проведение и организация обучающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр соответствует установленным требованиям.

В каждой группе в раздевалке имеется информационный стенд для родителей,на котором размещена следующая информация : сетка НОД, режим дня группы. На информационном стенде вывешиваются консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Организация развивающей среды с учётом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Педагоги стремятся создать такую среду, которая бы смогла обеспечить безопасность жизни дошкольников, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Важно, что предметная среда носит характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Для эстетического развития созданы :

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. Однако, в изо уголках групп (№4, № 8) отсутствует картотека игр по развитию художественного творчества;

Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов. Однако, в музыкальных уголках групп (№5, № 6) отсутствует картотека игр по музыкальному развитию.

Для организации двигательной деятельности имеется физкультурной уголок, соответствующий санитарно-гигиенических требований. Однако воспитанники мало используют атрибуты для самостоятельной деятельности.

Для театрализованной деятельности в группах имеются театры, маски, кокошники в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

1. Воспитателям подготовительных групп (№3, №7) строго соблюдать режим прогулки.

2. Воспитателям младших групп (№5, № 6) подобрать картотеку игр по музыкальному развитию.

3. Воспитателям старших групп (№4, № 8) подобрать картотеку игр по развитию художественного творчества.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам адаптации муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» (МБДОУ № 104) Аналитическая справка.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты Форма заполнения результатов оперативного.

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам.

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля (образец) Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля от 31.05.2016 года. 04.05. Организация питания в группах (ясли). Режим.

Карты - схемы оперативного контроля для детского сада Карта - схема оперативного контроля Содержание уголков ручного труда Дата наблюдения № п/п Вопросы анализа Группа, отметка о контроле.

КОНТРОЛЬ В ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

« ВНУТРИ САДОВСКИЙ КОНТРОЛЬ - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.

КОНТРОЛЬ В ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ :

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Контроль работы в ДОУ – самая значимая часть методической работы, так как педагогическая деятельность требует особого внимания и профессионального развития. Совершенствование педагога напрямую зависит от материально-технических условий и информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Существует несколько видов контроля в ДОУ:

  • предупредительный,
  • текущий,
  • итоговый.

Предупредительный контроль в ДОУ

Цель предупредительного контроля – оказать помощь педагогу и предупредить ошибки в воспитательной деятельности. Такого рода контроль проходит в виде беседы, чтобы выявить компетентность педагога в определённом разделе, его представления о занятиях и формах работы. Чтобы помочь выстроить систему, в процессе беседы методист и педагог составляют и разбирают перспективный план по работе с дошкольниками. Начинающий педагог также составляет конспект каждого занятия, что помогает ему планировать свою деятельность на уроке. Предупредительный контроль нацелен на повышение профессионализма воспитателя и развитие его потенциала.

Текущий контроль в ДОУ

Текущий контроль в ДОУ направлен на анализ проблем в усвоении учебной программы, сравнение уровня развития дошкольников с установленными нормами. А также при текущем контроле педагоги получают рекомендации, узнают об изменениях сроков прохождения программ, корректируют формы и методы организации воспитанников. Текущий контроль может быть тематическим, оперативным, фронтальным и сравнительным.

Тематический контроль позволяет выявить уровень работы ДОУ по задачам и результатам, запланированным на год. Тематический контроль проводится как за выполнением педагогами требований нормативно-правовых актов, так и за эффективностью использования рекомендаций методистов, проводимых консультаций и семинаров. Контроль осуществляется с подготовленным планом проверки, где указаны цели, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные лица и методы контроля.

Виды и формы контроля в ДОУ

Важность всесторонней реализации контролирующей функции, без которой невозможно определить уровень существующих проблем и возможности для развития учреждения, обуславливает актуальность классификации видов контроля в ДОУ, остающейся неоднозначной ввиду вариативности подходов. В современной педагогической науке выделяют два типа реализации контрольных функций - внешнюю и внутреннюю.

Внешний контроль осуществляется с целью:

  1. Выявления социально и культурно значимых объектов на территории микрорайона.
  2. Определения социального статуса семей, воспитывающих дошколят.
  3. Фиксации запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг - родителей воспитанников детского сада.
  4. Контроля обеспечения , не посещающих ДОУ.

Готовимся к проверкам

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

Внутренний контроль является более сложной и многогранной системой, реализуемой для отслеживания динамики функционирования детского сада по всем ключевым направлениям деятельности - непосредственно воспитательной, методической, социально-психологической, хозяйственной, медицинской, организационной и т.д.

Скачать виды внутреннего контроля в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Виды контроля по содержанию Содержание контроля Цели
Фронтальный

Выполняется с целью получения первичных сведений о функционировании детского сада в целом, работе отдельных подразделений или педагогических сотрудников.

Актуален при смене руководящего состава учреждения, определении тактики методической работы с новыми сотрудниками.

  1. Получение первичных данных о кадровом и материально-техническом обеспечении ДОУ.
  2. Определение сформированности педагогического процесса по отдельному направлению или комплексно.
  3. Выявление профессиональной компетентности нового сотрудника.
  4. Определение соответствия реализации образовательных услуг актуальным нормативным требованиям.
Тематический Тематический контроль, отражаемый в годовых планах ДОУ, осуществляется в соответствии с целями в разных возрастных группах для систематической актуализации внимания на отдельных аспектах воспитательной работы.
  1. Привлечение внимание воспитателей на ключевых задачах дидактического, развивающего и методического характера.
  2. Предупреждение неэффективной деятельности педработников по одному из направлений реализации рабочей программы.
  3. Оценивание результатов педагогической работы за контрольный период (месяц, полугодие, год).
  4. Распространение инновационного опыта ведения педпрактики.
Оперативный Направлен на выявление стадии работы сотрудников ДОУ над реализацией заданной проблемы. Оперативный контроль проводится только после предупреждения со стороны проверяющего лица.
  1. Предупреждение нарушений в работе педагогического коллектива по вопросам организации воспитательного процесса.
  2. Оперативное выявление несоответствия психофизического уровня развития воспитанников программных требованиям, а также определения круга причин возникновения такой ситуации.
Сравнительный Может реализоваться представителями административного состава при проверке двух воспитателей или проводиться двумя педработниками при взаимоконтроле.
  1. Сопоставление результатов профессиональной деятельности воспитателей параллельных возрастных групп.
  2. Определение отличий в работе педагогов ДОУ, ответственных за ведение воспитательного процесса в одной группе.
  3. Распространение передового опыта ведения педпрактики.
Самоконтроль Предусматривает систематическое проведение сотрудниками самоанализа и самокоррекции деятельности. Развитие у педагогических сотрудников (руководителя, заместителей руководителя, воспитателей) умения адекватно оценивать успешность реализации намеченных профессиональных целей.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Дополнительно в структуре контролирующих функций выделяют различные формы контроля в ДОУ по последовательности и периодичности:

  1. Предварительный мониторинг, который проводится с целью предупреждения ошибок еще до начала реализации запланированных процессов. Профилактический контроль очень важен или на этапах запуска экспериментальных образовательных проектов, расширения структуры и функций детского сада.
  2. Текущий, необходимый для соотнесения промежуточных результатов с прогнозируемыми и обеспечения своевременной реакции.
  3. Результирующий - заключительный мониторинг, в ходе осуществления которого фиксируют достигнутые результаты и анализируют причины их достижения для закрепления положительной динамики.
  4. Поисковый - комплекс разносторонних контролирующих мер, направленных на поиск оптимальной тактики достижения поставленной задачи в конкретных условиях.
  5. Исполнительный - порядок реализации рекомендаций, озвученных управленцами.


Оперативный контроль в ДОУ

Организация и обеспечение воспитательного процесса неизменно связаны с необходимостью реализации целого ряда задач, определить эффективность выполнения которых позволяет оперативный контроль в ДОУ - система управленческих мер, направленных на изучение хода и результатов педагогического процесса. Ошибочно полагать, что данный тип контролирующей функции основан исключительно на сборе количественных данных, а на их обобщении и анализе с последующим внесением изменений в организационные процессы.

Оперативный, или текущий контроль выполняется согласно разным моделям, выбор которых определяется с учетом специфики актуальных задач. С целью получения необходимой информации руководитель детского сада может проводить или инициировать проведение:

  1. Экспресс-диагностики - эффективного метода сбора данных для выявления актуального состояния воспитательного комплекса по конкретному направлению. Экспресс-диагностика осуществляется посредством анкетирования или тестирования, личных бесед с воспитателями, методистами, представителями семей.
  2. Выборочного контроля, который предусматривает оценивание профессиональной деятельности педработника, актуальный анализ воспитанности детей в группе, оценивание уровня , мониторинг условий педагогической работы или другие точечные вопросы. Эпизодические проверки выполняются в течение дня в ходе посещения руководителем детского сада групп, проведения консультаций и бесед.

С целью обеспечения непрерывной мониторинговой функции и эффективной управленческой работы целесообразно организовывать проверки по 5-7 вопросам ежемесячно и составлять справки по планированию оперативного контроля в ДОУ в произвольной форме, например:

Скачать образец справки по планированию оперативного контроля в ДОУ
Скачать бесплатно в.docx

Вопросы контроля Группы и недели месяца
Младшая Средняя Старшая Подготовит.
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

При составлении карт оперативного контроля в ДОУ важно помнить о существовании круга компонентов воспитательного процесса, которые требуют управленческого вмешательства с различной периодичностью:

  1. Ежедневно. В ходе обхода планового контроля ДОУ руководителю важно проверить порядок выполнения нормативных требований по охране жизни и здоровья воспитанников, ход педагогической деятельности в группах, организацию питания, соблюдение режимных моментов, поддержание здорового психоэмоционального климата в коллективе, обеспечение методической поддержки молодых воспитателей, ход выполнения запланированных хозяйственных работ.
  2. Один раз в месяц. На основании данных, полученных в ходе систематического сбора сводок, анкетирования, бесед, руководитель ДОУ с помощью заместителя проводит анализ заболеваемости детского контингента, соблюдение натуральных норм питания, правильность заполнения документов воспитателями групп, ход проведения и результативность спортивных и музыкальных развлечений, уровень педагогического мастерства аттестуемых сотрудников, эффективность проведенных методических дней.
  3. Один раз в квартал. Ежеквартально оценивается анализ заболеваемости воспитанников и результативность проведения дней здоровья, выполнение программных требований в группах, соблюдение педагогами дошкольного образования рекомендаций по подготовке к аттестационному оцениванию и непрерывному самообразованию, участию членов педагогического коллектива в МО, эффективность взаимодействия воспитателей с семьями.
  4. Сводки, справки и таблицы, составленные в ходе реализации оперативного контроля, хранятся в дошкольной образовательной организации в течение 1 календарного года.

Тематический контроль в ДОУ представляет собой разновидность внутреннего мониторинга работы детского сада по заданному направлению. Главная его цель - комплексное изучение реализации педагогического процесса, своевременное внесение изменений в задачи педколлектива детского сада или отдельного педагога, совершенствование программного минимума. Управленческий процесс предполагает:

  • оценку профессиональной компетентности педагогов;
  • определение уровня воспитанности дошкольников, их навыков, умений и знаний;
  • анализ условий, которые были созданы для реализации образовательной программы;
  • оценку системы планирования учебно-воспитательной деятельности по выбранному направлению;
  • проверку уровня взаимодействия родителей и педработников , методов и форм работы с членами семей воспитанников.

В методкабинете хранится полная документация по мониторингу, в дальнейшем используемая в ходе подготовки к лицензированию или внешней проверке, выступая в роли подтверждения состояния педагогического процесса по заданному направлению. Темы проверки вносятся в годовое планирование. В обязанности старшего воспитателя и руководителя входит оказание всесторонней поддержки воспитателям в подготовке к проверке. Контроль осуществляется в четыре шага:

  1. Старший воспитатель разрабатывает проект тематического контроля, тогда как за исполнением приказа следит заведующий ДОУ или его заместитель. Определяются цели тематического контроля и результаты, которые должны быть достигнуты по итогам работы. Результативность оценивается в контексте взаимодействия с семьями дошкольников, внедрения ФГОС второго поколения, стимулирования самообразования воспитателей, модернизации учебно-воспитательного процесса или иному направлению.
  2. Учитывая региональные особенности, годовую задачу и результаты предыдущих контролей в ДОУ составляется план работы. За две недели до старта проверки воспитатели должны получить план-задание для ознакомления (чаще всего для проверки выбирается раздел ООП). Независимо от тематики мониторинга, план контроля включает пять блоков.
  3. Подготовительный этап предполагает определение сроков, выбор диагностических методик, формирование опросников, таблиц и схем для контроля результатов проверки. В методическом кабинете детского сада хранится экземпляр плана проверки, чтобы воспитатели могли в любой момент с ним ознакомиться. Старший воспитатель сопоставляет текущие разработки с теми, что использовались в предыдущих проверках, чтобы исключить использование малоэффективных методик. Этот шаг во многом зависит от руководителя, которому следует изучить локальную документацию, чтобы понять, насколько качественно и в какой форме проводилась работа ранее, аргументировать роль проверки в процессе улучшения деятельности детского сада.
  4. Последний этап - самый ответственный и важный, поскольку в ходе него все участники контроля (педагоги, руководитель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и медсестра) получают конкретные задачи со строгим порядком их выполнения. После этого сотрудники детского сада переходят к реализации плановых мониторинговых действий. Итоги проверки вносят в аналитическую справку, которую зачитывают на итоговом заседании педагогического совета.

Руководитель издает Приказ о проведении тематического контроля, фиксируя в документе сроки и тематику проверки. Различают три разновидности мониторинга.

Скачать три разновидности мониторинга
Скачать бесплатно в.docx

Тематическая проверка Управленческий процесс проводится с привлечением педколлектива к тем задачам, которые в детском саду реализуются недостаточно успешно. Контроль может оценивать выполнение образовательных, воспитательных, методических, развивающих и исследовательских задач. Анализируется степень выполнения годовых задач, обозначенных в плане работы на учебный год, и уровень освоения ООП по выбранным направлениям развития и учебным областям. Фиксируется в годовом плане работ, где указываются сроки проведения и выбранные темы, о чем воспитатели информируются за 4-8 недель. Проверка проводится в отдельных или всех возрастных группах. Длительность контроля составляет 1-3 дня. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которую оглашают на заседании педагогического совета.
Итоговый контроль Проводится для оценки результатов работы за выбранный период (квартал, полугодие и год). Проверка затрагивает содержание учебно-воспитательной, методической или дидактической работы и степень выполнения поставленных задач. Эффективность работы за полугодие и год озвучивается на заседаниях педсовета. Регламентируется приказом заведующего, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Анализируется условия для выполнения педагогических задач, степень освоения воспитанниками образовательной программы, педагогическое мастерство воспитателей.
Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.
Персональный контроль Проверке подвергается система работы, самообразования, уровень педагогического мастерства, навыки использования инновационных технологий и достижений педагогической науки отдельного педработника. Оценивается работа по поиску и устранению недочетов в профессиональной деятельности по заданной теме. Назначается приказом заведующего ДОУ, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Воспитателя информируют о предстоящем контроле за 7-14 дней. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.

Результат тематического контроля - аналитическая справка

Аналитическая справка о проведении проверки является логическим завершением процедуры тематического контроля в ДОУ по ФГОС, заполненные таблицы или тестовый доклад которой оглашается после завершения мониторинга. Документ состоит из трех смысловых частей, в которых находит отражение оценка всех блоков плана проверки.

  1. Вводная - основная информация о сроках и тематике проведения проверки, предмете изучения, целях и методах работы, ответственных за контроль.
  2. Аналитика - перечисляется и анализируются полученные в ходе проверки факты, выявляются причины обнаруженных недостатков работы и факторы, повлиявшие на них. Важно дать ответ на каждый поставленный в плане контроля вопрос, сформировать причинно-следственные связи между преимуществами и недостатками решения изучаемого вопроса.
  3. Завершение - обобщенные выводы и рекомендации педагогическому коллективу ДОУ с уточнением сроков их выполнения.

Планирование контроля в ДОУ на 2019-2020 учебный год

Внутренний мониторинг невозможно проводить без наличия плана, который составляется на месяц или год, учитывая локальные нормативные акты и план-график местного органа управления в сфере образования. Планирование контроля в ДОУ отражает: направления или мероприятия, которые подлежат проверке, основания для проведения, виды, сроки, цели мониторинга, контрольные результаты и рекомендации ответственных лиц, направленные на устранение обнаруженных недочетов.

Практика доказала эффективность графического (табличного) изображения плана внутреннего контроля, поскольку воспитателям важно знать:

  • когда и кто будет оценивать их педагогическое мастерство и учебно-воспитательный процесс;
  • какие критерии проверки будут использоваться;
  • осознавать, что мониторинг направлен на оценку эффективности работы, а не на личность.

Для разработки мониторингового плана из числа администрации ДОУ и ведущих специалистов формируется рабочая группа, которая определяет цели и задачи проверки, составляет алгоритм работы, распределяя между собой сферы ответственности и обязанности. Планируя контроль в ДОУ на 2017-2018 учебный год, рабочая группа или заведующая руководствуются положениями годового плана , на базе которого формирует месячный, где определяется перечень мониторинговых мероприятий, о чем незамедлительно информируют коллег. Разрабатывая план отдельной проверки, важно соотносить его с единой системой контроля в детском саду, чтобы достичь максимальной эффективности процедуры и строгого выполнения рекомендаций, выданных по ее завершению.

Тщательное планирование обеспечивает замкнутость управленческого цикла и опирается на ряд положений:

  • Мониторинг направлен не только на поиск недостатков работы, но и на эффективное устранение их, определение новых методов работы, способных повысить результативность учебно-воспитательного процесса.
  • Гласность проверки и строгий административный контроль способствуют воспитанию кадров, повышению уровня ответственности и педагогического мастерства, стремления к самообразованию педагогов.
  • Систематические проверки позволяют заведующей оперативно вмешиваться в учебно-воспитательный процесс, внося изменения и осуществляя управленческие функции, исключая момент стихийности работы. Мониторинг является эффективным инструментом поиска слабых звеньев работы и ее модификации, а не проформой бюрократической машины.
  • Тотальный контроль всех сфер профессиональной деятельности действует от обратного и провоцирует педагогическую небрежность, а скрытые проверки - недоброжелательность коллег. Мониторинг проводится не из-за недоверия к конкретному работнику, а для улучшения работы учреждения.

Методы и правила контроля в ДОУ по ФГОС

Реализация контролирующей функции со стороны руководителя ДОУ связана с рядом противоречий: с одной стороны, главному администратору важно обеспечить строгий контроль в детском саду по всем ключевым направлениям деятельности, что периодически связано с необходимостью вынесения выговоров, с другой - сохранить положительный эмоциональный настрой в коллективе, высокую профессиональную мотивацию сотрудников. Поэтому руководителям детских садов важно учредить правила проведения проверок в соответствии с актуальными нормами профессиональной этики, а также выбрать оптимальные методы контроля - прозрачные и комфортные для всех участников воспитательного процесса способы ведения мониторинговой деятельности, позволяющие получить объективные результаты.

Скачать таблицу методов контроля в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Наблюдение Изучение актуальной ситуации в ходе посещения отдельных занятий или режимных моментов, ежедневного обхода групп.
Анализ Выявление причин сложившейся ситуации на основе зафиксированных фактов, поиск путей модернизации воспитательного процесса.
Беседы и консультации Обмен мнениями со специалистами ДОУ.
Обсуждение точечной мониторинговой ситуации с педагогами, родителями воспитанников для составления объективного мнения.
Проверка документации Ознакомление с документами планирования и отчетности - планово и внепланово.
Анкетирование Тематические опросы членов педагогического коллектива и потребителей образовательных услуг.
Проверка навыков и умений воспитанников Выявление соответствия знаний и умений воспитанников программным требованиям в ходе присутствия на занятиях, бесед, проведения игровых экспериментов.

При реализации контролирующей функции руководителю детского сада следует ориентироваться не столько на выявление недостатков воспитательного комплекса, сколько на определение причин сложившейся ситуации и поиск путей по ее их преодолению с последующим достижением положительной динамики. А это значит, что административные проверки не должны становиться самоцелью - в противном случае возможна утрата положительного настроя воспитателей на активную трудовую деятельность, снижение профессионального интереса и нежелание проводить непрерывный педагогический поиск.

  1. Выполнять плановый, а не точечный контроль. Практика выполнения мониторинга в случае возникновения инцидентов является в корне неправильной. Проведение систематических проверок воспринимается как норма, позволяющая воспитателям работать в психологически комфортной обстановке и демонстрировать лучшие профессиональные качества, а заведующему - получать достоверную информацию. Агрессивный контроль после фиксации нарушения способствует исключительно нагнетанию негативных реакций, поэтому он должен быть заменен совместным обсуждением выявленных ошибок, определением последующей тактики работы, при необходимости - предоставлением методической помощи .
  2. Важно избегать тотального контроля, который повлечет отказ сотрудниками от поиска прогрессивных решений, а впоследствии - станет причиной нежелания членов педагогического коллектива брать на себя ответственность за любые начинания.
  3. Учитывать индивидуальные особенности педагогов, ведь даже отличники дошкольного образования имеют недостатки.
  4. Отказаться от практики скрытых проверок без анонса ввиду высокой вероятности получения недостоверных сведений.
  5. Воспринимать контроль не как базовый инструмент реализации управленческой функции, а формальную обязанность. Важно помнить, что за качество организации воспитательного процесса и предоставления образовательных услуг первоочередно несет ответственность руководитель ДОУ, обязанный проявлять повышенную внимательность, твердость позиций и готовность непрерывно искать эффективные пути развития детского сада.