Легенды о вещем олеге. Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры

Олег, он же Вещий Олег (др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ). Умер ок. 912 года. Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет» (ПВЛ), и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и ПВЛ), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно ПВЛ, Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином - братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег - это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, - взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» .

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» - и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной , объявив: «Да будет это мать городов русских» . Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» .

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы: И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком - поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском - Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI-IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Вещий Олег (документальный фильм)

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии:

Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»;
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»;
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825;
Васильев Б. Л. «Вещий Олег»;
Панус О. Ю. «Щиты на вратах».

В кино:

Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин;
Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей;
Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости);
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Вещий Олег. Обретённая быль



Киев основан хазарами в качестве крепости. Первоночально его заселили хазары, славяне и евреи из Европы.В византийском трактате «Об управлении империей» Киев фигурирует под неславянским, возможно хазарским, названием Самватас, что, согласно одной из трактовок, означает «верхние укрепления» (Википедия и др. источники) .....

Контакты между хазарами и славянами происходили постоянно и с давних времен‚ потому что это были народы-соседи. Под защитой могущественного Хазарского каганата славяне Приднепровья могли заниматься земледелием и торговлей. Славянские купцы спускались по Дону и Волге к хазарской столице‚ выходили в Каспийское море‚ проникали на юго-восточные его берега и привозили на верблюдах свои товары в город Багдад.

Русский историк В.Ключевский писал: “Хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и нестрашно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар и пошла бойкая торговля из Приднепровья”.В восьмом веке хазары стали брать дань с восточных славян.

Сказано об этом в русской летописи: “Хазары брали дань с полян и с северян‚ и с вятичей‚ брали по серебряной монете и по белке с дыма”. То есть с каждого жилого дома - по шкурке белки и по серебряной монете. Поляне впоследствии‚ очевидно‚ освободились от этой подати‚ о чем сказано в летописи: “Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары… и сказали: “Платите нам дань”. Поляне‚ посовещавшись‚ дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: “Не добрая дань эта‚ княже: мы доискались ее оружием‚ острым только с одной стороны‚ то есть саблями‚ а у этих оружие обоюдоострое‚ то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с иных земель”.Хазары, очевидно, отступились от полян и взамен обложили данью радимичей‚ другое славянское племя.В русской летописи есть упоминание о том‚ что в 885 году “послал Олег к радимичам‚ спрашивая: “Кому даете дань?” Они ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам‚ но платите мне”. И дали Олегу по щелягу‚ как раньше хазарам давали”.

В каирской синагоге‚ в ее генизе‚ было найдено письмо на пергаменте, которое написали киевские евреи. Современные ученые определили‚ что письмо написано не позднее 930 года‚ и если их заключения верны‚ это означает‚ что самый ранний обнаруженный достоверный документ‚ относящийся к истории Киева‚ написан на иврите и исходит от еврейской общины города.

В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния‚ что некий Яаков бар Ханука - “сын добрых людей, тот, кто дает, а не тот, кто берет” - “стал жертвой жестокой судьбы: его брат пошел и взял ссуду у иноверцев‚ а Яаков стал его поручителем. Брат отправился в дорогу‚ но пришли разбойники и убили его (брата)‚ и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова‚ на шею его наложили железные оковы и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет‚ а еще осталось долгу - сорок монет…”С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира‚ чтобы собрать недостающие деньги‚ и‚ возможно‚ дошел даже до Каира. “Господа наши… - написано было в письме. - Последуйте доброму обычаю… И Всевышний благословит вас и восстановит Иерусалим в ваши дни‚ и принесет избавление вам‚ и нам вместе с вами”.

В нижнем углу письма имеется пометка тюркскими рунами‚ которую сделал‚ по всей видимости‚ хазарский чиновник: “Хокурум” - “Я прочитал”. На основании этого письма можно предположить‚ что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев‚ и в сопроводительном письме указаны их имена - как традиционно еврейские: глава общины Авраам га-парнас, Ицхак, Реувен, Иегуда‚ так и имена хазарские: Кьябар‚ Саварта‚ Манас‚ Манар и Кофин.

После разгрома Хазарского каганата евреи‚ его населявшие‚ рассеялись по разным странам. Был у них один путь - в Крым. Был другой путь - на Кавказ. Третий путь - возможно‚ в Среднюю Азию‚ в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании; об их потомках упоминал в начале двенадцатого века еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд: “Мы видели в Толедо некоторых сыновей их сыновей - ученых…”И был еще‚ конечно‚ путь из Хазарии к Киеву‚ где жили тогда евреи. Русский историк восемнадцатого века В.Татищев‚ которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи‚ сообщал‚ что победитель Хазарского каганата Святослав увел в полон в Киев большое количество хазар и расселил их по разным местам‚ - среди них‚ наверное‚ были и евреи.
2
Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма‚ но и из европейских стран.Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи‚ которых арабские историки называли раданитами; они вели основную торговлю Европы с Азией. Сказано о них в “Книге путей и государств” арабского географа Ибн-Хордадбха: “Путь купцов-евреев раданитов‚ которые говорят по-персидски‚ по-румски‚ по-арабски‚ по-франкски‚ по-андалузски‚ по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с восток на запад морем и сушей.

Они возят евнухов‚ служанок‚ мальчиков‚ шелк‚ меха и мечи… На обратном пути они берут мускус‚ алоэ‚ камфару‚ корицу и другие произведения восточных стран…” Раданиты везли товары разными путями‚ в том числе и через славянские земли‚ к хазарам в Итиль‚ а оттуда через Каспий - в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути‚ и в еврейских источниках этих купцов называли “голхей русия” - идущие в Русь.Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два квартала‚ один из которых назывался Козары‚ а другой - Жидове. Возле второго квартала находились одни из ворот города‚ Жидовские ворота‚ которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев‚ “Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских‚ а Ростислав перед Жидовскими вороты”.Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей‚ которые занимались транзитной торговлей‚ что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения‚ но жили преимущественно в городах‚ в особых кварталах. В.Татищев отмечал‚ что в Киеве существовала синагога‚ в которой евреи заперлись во время смуты 1113 года и выдержали осаду до прихода Владимира Мономаха.

В русской летописи говорится‚ что в 986 году евреи из Хазарии - “Жидове Козарстии” - приехали к великому князю Владимиру‚ чтобы склонить его к принятию иудаизма. “А где земля ваша?” - спросил их князь. “В Иерусалиме”‚ - ответили евреи. “А вы разве там живете?” - “Нет‚ - сказали они‚ - ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши… ” Тогда Владимир сказал: “Как же вы других учите‚ когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас‚ то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?” И Владимир‚ как известно‚ выбрал христианство.

Церковь боролась с еврейским влиянием‚ и митрополит Илларион написал в 1050 году полемическое сочинение против иудейской религии “Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа”. Игумен Печерского монастыря Феодосий поучал христиан жить в мире с друзьями и врагами‚ “но со своими врагами‚ а не с Божьими… Божьи суть враги: жидове‚ еретицы‚ держащие кривую веру…” Этот же самый Феодосий “имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им‚ называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа”. Евреи его не убили‚ но‚ очевидно‚ спорили с ним и защищали свою веру.Киевский митрополит Иоанн II запрещал продажу евреям рабов-христиан - из боязни‚ что их обратят в иудейство: “Христианина нельзя продавать ни жидовину‚ ни еретику‚ а кто продаст жидам - беззаконник”. Связь с Византией привела к тому‚ что на Русь стали проникать постановления соборов‚ направленные против иноверцев‚ и в уставе князя Ярослава есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с “бусурманкою или с жидовкою”.И, тем не менее, положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками с Подола‚ нижней части города‚ в верхнюю его часть‚ где жили евреи‚ за что они уплатили ему большие деньги.

В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось‚ несмотря на мор‚ голод‚ набеги половцев: очевидно‚ туда переселились евреи из Центральной Европы‚ спасаясь от преследования крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям‚ но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев; громили не только бояр‚ но разгромили и еврейский квартал - в 1113 году: “Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского‚ идоша на Жиды и разграбиша”.

А в 1124 году был в Киеве большой пожар‚ и летопись отмечает‚ что выгорел почти весь город “и Жидове погореша”.У В.Татищева есть упоминание о том‚ что будто бы Владимир Мономах велел в 1126 году “из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением‚ и впредь не пущать‚ а есть ли тайно войдут‚ вольно их грабить и убивать… С сего времени жидов в Руси нет…” Но этот факт оспаривают другие историки.
3
Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом‚ изстраны в страну ездили купцы-евреи‚ даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу‚ в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии‚ который учился в городе Вормсе‚ в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо‚ а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама‚ крупнейшего авторитета французского и германского еврейства‚ либо встречался с ним во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще‚ что некий еврей из Русии‚ у которого родным языком был славянский‚ встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец Исраэль‚ и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда.

Евреи жили не только в Киеве‚ но и в Волынской‚ в Галицкой землях‚ появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея - Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа‚ ключник великого князя: они были участниками заговора‚ который закончился убийством Андрея Боголюбского.

А потом на Киевскую Русь обрушились монголы. В 1240 году они разрушили Киев‚ и многие евреи погибли там вместе с другими жителями‚ а остальные бежали. В Подолии сохранился с 1240 года надгробный памятник некоему Шмуэлю‚ очевидно главе общины‚ и на нем выбита такая надпись: “Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались‚ как стадо без пастыря; гнев Божий постиг нас…”В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен‚ стояли в нем двести домов‚ и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве.

Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича‚ правившего во Владимире Волынском‚ летописец отметил: “И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев‚ мужи и жены и дети‚ Немцы‚ и Сурожьце‚ и Новгородци‚ и Жидове…

…Читая о воинских подвигах и удачах наших предков, о которых летописцы закономерно любили писать больше, чем о поражениях, мы нередко забываем, что порой Руси противостояли удачливые и умелые полководцы.

Усмехнувшись в густые усы, Олег покрепче сжал рукоять меча. Привычное ощущение оружия в руке придало уверенности, отсеяло все ненужное в мыслях, и князь напрямую спросил старейшин приднепровских славян:

— Вы же совсем не знаете нас, почему ж предлагаете власть над собой? И кто поручится, что будете верными мне, не решите отпасть в трудное время?

— Мы знаем, князь, что ты справедливо правил в Новгороде – отвечал старейшина племени радимичей. – Приходи и владей нами, лучше любая твердая власть, чем владычество хазар и торгашей из Белой Вежи.

Олег обернулся к задумчиво опиравшемуся на щит Свенельду.

— У нас есть выбор, воевода?

— Нет, Хельгу, — называя князя варяжским именем, ответил проверенный в многих битвах конунг. – Либо мы укрепляемся на Днепре и контролируем весь торговый путь из Варяг-в–Греки, либо нам не на что будет содержать воинов, мы потеряем всю Русь, не только Киев, но и Новгород с Белоозером.

Олег понимал, что выбора и в самом деле нет. Что в добавок к родовому Новгороду и только что приобретенному Киеву придется брать под свою руку бескрайние лесные и лесо-степные земли восточных славян. В результате возникнет величайшая держава Европы, от варяжской Балтики до оспариваемого всеми Черного моря, но и столкновения с опасным противником – исповедовавшей иудаизм Хазарией, подкрепленной степной и венгерской конницей, при этом было не миновать.

— Чем Вам так не угодили хазары, славяне? – недобро усмехнувшись, спросил Олег.

— Под их властью нам не выжить – понурив голову ответил старейшина северян. – И дань вроде легкую берут, но только серебром, от мехов отказываются, а где взять серебро в крестьянской стране лишенной рудников? На всех торжищах распоряжаются восточные купцы, тут как тут хазарские ростовщики — в неурожайные годы всегда готовы одолжить, и выбраться потом из их кабалы невозможно. Развели работорговлю, все невольничьи рынки забиты славянскими рабами, уводят самых красивых девушек, переманивают на свою службу самых смелых воинов.

— Славянам не подобает быть рабами у иудеев и азиатов! – твердо сказал Олег. – И служить наемниками, проливать свою кровь за ростовщиков вам не пристало, пусть смелые юноши поступают в мою дружину. Хазарам больше дань не давайте, «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне!», отныне вы под защитой Киевской Руси!

Первым делом князь Олег с дружиной стремительным рейдом прошел по левобережью Днепра, разбивая мелкие хазарские отряды, прогоняя обиравших славян азиатских купцов и требуя от полян, уличей, северян, радимичей и вятичей воинов, воинов и еще раз воинов.

Славяне охотно брали в руки оружие, чтобы отомстить угнетателям. Уже командуя большой армией, Олег подошел к хазарскому укрепленному городу Самкерц (Смкраю) на Таманском полуострове, выбрав момент когда начальник гарнизона Хашмонай с частью воинов уехал на сбор дани, и взял город смелым ночным штурмом.

Идти дальше в степи, на столицу Хазарии — Итиль, против сильной конницы с большей частью пешей армией было самоубийством. Оставив Свенельда во главе большей части дружины прикрывать Русь от ответных набегов, Олег вернулся в Киев, готовить флот из двадцати сотен стругов воевать хазарские города в Крыму.

Читая о воинских подвигах и удачах наших предков, о которых летописцы закономерно любили писать больше, чем о поражениях, мы нередко забываем, что порой Руси противостояли тоже удачливые и умелые полководцы. Таким был служивший хазарскому царю Иосифу “благочестивый” иудей Песах, еще до войны с Русью захвативший три византийских города.

Это было жестокое время. Царь Иосиф устроил в своих владениях резню христиан и язычников (по словам хазарского автора “ниспроверг множество необрезанных”) и твердо решил отомстить Киевской Руси, лишившей его данников.

Сведений о войне с Песахом, кроме сообщения о набеге на Киев в 898 году союзной хазарам венгерской конницы, почти нет в русских летописях – слишком неудачной была война, слишком тяжелы ее последствия. Но в Кембриджском архиве и в Каирской иудейской библиотеке сохранилось несколько писем 9-10 веков, о содержании которых широкой публике стало известно благодаря Льву Николаевичу Гумилеву (труды П.К. Коковцева и Фирковича до того были известны лишь узким специалистам).

Собрав невиданное по тем временам войско, Песах пошел на Русь. К нему присоединились кочевавшие в причерноморских степях венгры (угры), склонившие баланс сил в пользу Хазарии. Именно уход венгров пол-столетия спустя в придунайские степи позволит князю Киевской Руси Святославу одолеть Хазарию, но именно их конница сыграла решающую роль в войне Песаха с Вещим Олегом.

По меркам девятого века хазары и русские собрали очень значительные силы.

В то время численность армий сильно сократилась по сравнению с античной эпохой, экономика еще не оправилось от наследия “темных веков” человечества, наступивших после падения Римской империи и греческих городов, население Европы и Азии намного уменьшилось, в некоторых странах — в несколько раз, инженерные и медицинские знания – утрачены, добыча металлов из рудников почти прекратилась. Железо было очень дорого, меч, оружие и доспехи воина, над которыми самый ценный работник – кузнец, работал по много месяцев, а то и годами, стоили больше всего достояния целой деревни.

Потому трусов и просто пассивных людей в дружину не брали, трус в бою только мешал, ему не стоило доверять сверхдорогое вооружение, тратить на него с трудом добываемое в походе продовольствие.

Начиналась не просто очередная война, надвигалась и становилась неизбежной смертельная схватка самых пассионарных, умных и смелых личностей Восточной Европы и азиатского-кавказского Востока, лучших представителей славянской, норманской, иудео-хазарской и кочевой цивилизаций.

Славянское ополчение и нормано-новгородская дружина заступили путь полчищам “благочестивого” Песаха.

С вершины кургана Свенельд с беспокойством наблюдал, как накрывают степь бескрайние волны хазарской и венгерской конницы, как выстраиваются одна за другой длинные шеренги вражеских лучников, как пылят, следуя за бунчуками, густые пешие колонны каких-то совсем диких кавказских племен, нанятых иудейскими купцами.

Увы, сражение развивалось так, как рассчитал Песах и опасался Свенельд. Казалось русская армия ничего не может поделать против вдесятеро более многочисленных азиатов. Есть такая ситуация в шахматах, когда каждый последующий ход – вынужденный, называется цунгцванг, именно такое положение сложилось на поле битвы.

Прикрываясь щитами от роя хазарских стрел, русская армия медленно перемещающимся по степи четырехугольником пошла в атаку. Защищенные бронями, привычные к бою варяги и новгородцы легко врубились в густые ряды хазар и кавказцев, но легко вооруженные славяне, не имевшие по бедности доспехов, шлемов, а порой и мечей, начали отставать.

В миг, когда образовалась явная брешь между славянским ополчением и испытанной варяжско-новгородской дружиной, умелый стратег Песах бросил в атаку лучшую наемную конницу, надеясь таранным ударом и численным перевесом отжать в сторону хуже вооруженных славян, разрезать и раздавить по-частям русскую армию.

Казалось, у воинов Руси нет ни малейшего шанса. Одного не учли хазары — ярости тех славянских ополченцев, земли которых поработили и угнетали хазары. Ненависти к оккупантам за уведенных в рабство дочерей, понасиленных жен, разоренные дома, грабеж и издевательства. Именно отряды уличей и вятичей, граничивших с Хазарией, и выдвинул умный полководец Свенельд в передовые ряды войска. Дрались славяне свирепо, сомкнутым строем встретили натиск хазарской конницы, как тараном проламывали ряды пехотинцев противника. Даже умирающие, упав на землю, на последнем дыхании успевали подрубить ноги хазарских лошадей, нанести смертельный удар снизу в неприкрытое доспехами тело врага.

Хазарский натиск русские отбили, но для уничтожения азиатско-иудейских полчищ сил было маловато. Если бы у князя Олега было время объехать все лесные урочища и овражные степные места, собрать всех славянских воинов (но как их незаметно соберешь с территории, подвластной хазарам?), наковать оружие, обучить армию! Тогда все могло быть иначе! А так положение Киевской Руси было тяжелое. Дружина Свенельда — блокирована. Песах послал венгерскую конницу грабить пригороды Киева. Впрочем борьба только начиналось, все еще можно было поправить. Дружина верила в Олега и Свенельда, была полна решимости драться. Но тут началось…

Сначала в Киеве появились подосланные скоморохи и волхвы. В перерывах между хохмами, дурачеством и пророчествами кричали: “Киевляне новгородцам не братья!”, “На кой нам уличи и радимичи, голодный степной волк им товарищ!” Дружинники Олега хотели было похватать смутьянов – но князя остановили городские старшины – мол скоморохи любимцы толпы, народ обидится.

Только что созданная Олегом Киевская Русь трещала по швам. Рядом с княжеским теремом каждый день бушевало вече – требовали договариваться с хазарами. Особенно старались купцы – их война лишила дохода от торговли.

Воины снова предлагали князю Олегу разогнать горлопанов, тем более, что в дружину шли в основном сыновья крестьян, ремесленников, охотников, а на майдане громче всех орали купеческие сынки, их прислужники, извозные мужики, шибко грамотные посадские. Но трогать их было нельзя – купцы давали серебро на оружие для войска, шибко грамотные – учили детей, потому имели сильное влияние на настроения киевлян.

Городское ополчение собиралось и проходило обучение медленно и неохотно.

Во время вылазки против венгров – и вовсе, топталось на месте, не пришло на помощь основным силам. Славянская конница не приняла боя, удрала под защиту несокрушимого строя варягов. Киев был блокирован со всех сторон – помощи князю Олегу было ждать неоткуда, Свенельд сам еле отбивался от Песаха.

Спасла зарождавшуюся Киевскую Русь извечная борьба иудеев против христиан, длившаяся десятилетия, с короткими перерывами, война Хазарии с Византией. Песаху и царю Иосифу было гораздо важнее заставить Олега воевать с Византией, чем взять Киев.

Начались переговоры, был подписан мирный договор. Главное, несмотря на все происки врагов, сложилось единое русское государство со столицей в Киеве. Речная часть торгового пути из Варяг в Греки, дававшего огромные доходы, полностью контролировалась князем Олегом. Земли полян, радимичей и северян освобождались от хазарской дани, вливались в Киевскую Русь, уличи и вятичи увы, пока оставались под властью Хазарии. Взамен Олег обещал воевать византийские владения, совершить поход на сам Царьград (Константинополь).

Но зря верили киевляне миру хазарскому! На горе всей Руси сбылось то, что кричали на майдане. В скором времени по указке Песаха и царя Иосифа пошли русские воины в поход на Византию, да мало кто из них домой вернулся.

Воспользовавшись тяжелым положением блокированной дружины Свенельда, хазары заставили воинов отдать мечи и брони, на возражение – как же без оружия воевать византийцев, отвечали насмешками. Мол на море доспехи и мечи не нужны, одними топорами византийцев одолеете.

Страшна потеря меча дружиннику. Долгие месяцы будет ковать надежный кузнец новый боевой меч. Но если мечей и доспехов лишилась вся дружина – по всей Руси столько кузнецов не сыщется.

Поплыли русские воины без годного оружия к Царьграду, воевали храбро, взяли пригороды, но без отнятых хазарами доспехов много своих потеряли. Впрочем победу добыли — лодьи на колеса поставили, по суше как по морю к стенам города подошли. Взяли немалую дань с византийцев, щит Олега прибили к вратам Цареграда. Но на обратном пути у устья Днепра русские лодьи встретили хазарские корабли, мол не все долги за взятый город Самкерц отдали, идите теперь воевать кавказских мусульман.

Делать нечего – поплыли русичи по Дону, по Волге, по Каспию на басурман. Много горных замков и городов взяли, добычу захватили, решили домой возвращаться.

А хазарский царь коварством исполненный, обещал басурманам помочь отомстить русичам, мусульманскую конницу привел, велел в низовьях Волги русские лодьи подстеречь. Там и перебили русскую дружину.

Хазарам оставалось угнетать южные и поволжские племена славян, вредить Руси еще без малого полвека. В 865 году князь Киевской Руси Святослав отплатил врагам Руси за все, полностью уничтожив Хазарию.

Контакты между хазарами и славянами происходили постоянно и с давних времен, потому что это были народы-соседи. Под защитой могущественного Хазарского каганата славяне Поднепровья могли заниматься земледелием и торговлей. Славянские купцы спускались по Дону и Волге к хазарской столице, выходили в Каспийское море, проникали на юго-восточные его берега и даже привозили на верблюдах свои товары в город Багдад.

В восьмом веке хазары стали брать дань с восточных славян. Сказано об этом в русской летописи: "Хазары брали дань с полян и с северян, и с вятичей, брали по серебряной монете и по белке с дыма". То есть с каждого жилого дома — по шкурке белки и по серебряной монете. Поляне впоследствии, очевидно, освободились от этой подати, о чем и сказано в летописи: "Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары... и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с иных земель".

Скорее всего хазары отступились от полян и взамен обложили данью радимичей — другое славянское племя. В русской летописи есть упоминание о том, что в 885 году "послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Они ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам Давали".

В каирской синагоге, в ее генизе, было найдено письмо на иврите, которое написали евреи, жившие в Киеве. Современные ученые определили, что письмо написано в первой половине десятого века, и если их заключения верны, то это значит, что самый ранний обнаруженный достоверный документ, относящийся к истории Киева, написан на иврите и исходит от еврейской общины города. В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния, что некий Яаков бар Ханука "стал жертвой злодеяния: его брат взял ссуду у нееврея, а Яаков был его поручителем. И вот поехал его брат в дорогу, но пришли разбойники, и убили его (брата), и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова, на шею его повесили железные оковы, и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет, а еще осталось долгу — сорок- монет..." С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира, чтобы собрать недостающие деньги, и, возможно, дошел даже до Каира. "Господа наши... — написано было в письме. — Последуйте доброму обычаю... И Бог смилостивится над вами и восстановит Иерусалим в ваше время, и принесет избавление вам — и нам вместе с вами". В углу письма имеется пометка тюркскими рунами, которую сделал, по всей видимости, хазарский чиновник. Это первое известное нам слово на хазарском языке, написанное оригинальными тюркскими рунами: "Хокурум", что означает —"Я прочитал". На основании этого письма можно предположить, что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев из Хазарии, и в сопроводительном письме указаны их имена — как традиционно еврейские (например, глава общины — Авраам га-парнас), так и имена хазарские: Кьябар, Саварта, Манас, Манар и Кофин.

После разгрома Хазарского каганата евреи, его населявшие, рассеялись по разным странам. Был у них один путь — в Крым. Был другой путь — на Кавказ. Третий путь — возможно, в Среднюю Азию, в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании, в городе Толедо: об их потомках"упоминает в "Книге традиций" еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд. И был еще, конечно, путь к Киеву, где жили евреи и до этого. Русский историк восемнадцатого века В. Татищев, которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи, уверяет, что победитель хазар Святослав увел в полон, в Киев, большое количество хазар и расселил их по разным местам, — среди них, наверное, были и евреи.

Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма и Кавказа, но и из европейских стран. Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи, которых арабские историки называют раданитами. Через этих раданитов шла основная торговля Европы с Азией. Сказано о них в "Книге путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи... На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран..." Раданиты везли товары разными путями, в том числе и через славянские страны, к хазарам в Итиль, а оттуда через Каспий — в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути, и в еврейских источниках этих купцов называли "голхей русия" — идущие в Русь.

Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два особых квартала, один из которых назывался "Козары", а другой — "Жидове". Возле второго квартала находились одни из ворот города — Жидовские ворота, которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев, "Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими вороты". Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей, которые занимались транзитной торговлей, что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения, но жили преимущественно в городах, в особых кварталах. В. Татищев отмечал, что в Киеве даже существовала синагога, в которой евреи заперлись во время смуты в 1113 году и выдержали осаду до прихода Владимира Мономоха.

В русской летописи говорится, что в 986 году евреи из Хазарии — "Жидове Козарстии" — приехали к великому князю Владимиру, чтобы склонить его к принятию иудаизма. "А где земля ваша?" —

спросил их князь Владимир. "В Иерусалиме", — ответили евреи. "А вы разве там живете?" "Нет, — сказали они, — ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши..." Тогда Владимир сказал: "Как же вы других учите, когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас, то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?" И Владимир, как известно, выбрал христианство.

Церковь боролась с еврейским влиянием, и митрополит Илларион даже написал в 1050 году специальное полемическое сочинение против иудейской религии — "Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа". Игумен Печерского монастыря Феодосии поучал христиан жить в мире с друзьями и с врагами, "но со своими врагами, а не с Божьими... Божьи суть враги: жидове, еретицы, держаще кривую веру..." Этот же самый Феодосии "имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа". Евреи, однако, его не убили, но, очевидно, спорили с ним и защищали свою веру.

Киевский митрополит Иоанн II уже запрещал продажу евреям рабов-христиан, по-видимому, из боязни, что их обратят в иудейство: "Христианина нельзя продавать ни жидовину, ни еретику, а кто продаст жидам — беззаконник". А связь с Византией привела к тому, что на Русь стали проникать постановления соборов, направленные против иноверцев, и в уставе времен князя Ярослава в одиннадцатом веке уже есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с "бусурманкой или с жидовкой".

И тем не менее положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками из нижней части города — Подола в верхнюю его часть, где жили евреи, за что они ему уплатили большие деньги. В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось, несмотря на мор, голод, набеги половцев: очевидно, туда переселились евреи из Центральной Европы, спасаясь от преследований крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям, но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев, громили не только бояр, но разгромили и еврейский квартал — в 1113 году: "Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского, идоша на Жиды и разграбиша". А в 1124 году был в Киеве большой пожар, и летопись отмечает, что выгорел почти весь город "и Жидове погореша".

У В. Татищева есть еще упоминание о том, что, будто бы, Владимир Мономах велел в 1126 году "из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением, и впредь не пущать, а есть ли тайно войдут, вольно их грабить и убивать... С сего времени жидов в Руси нет..." Но этот факт оспаривают другие историки.

Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом, из страны в страну ездили купцы-евреи, даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу, в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии, который учился в городе Вормсе, в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо, а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама, крупнейшего авторитета французского и германского еврейства, либо встречался с ним лично во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще, что некий еврей из Русии, у которого родным языком был славянский, встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец-Исраэль, и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда.

Евреи жили не только в Киеве, но и в Волынской и в Галицкой землях, появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея — Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа, ключник великого князя: оба они были участниками заговора, который закончился убийством Андрея Боголюбского.

А потом на Киевскую Русь обрушились монголы. В 1239 году они разрушили Киев, и многие евреи погибли там вместе с другими жителями, а остальные бежали. В Подолии сохранился с 1240 года надгробный памятник некоему Шмуэлю, очевидно, главе общины, и на нем выбита такая надпись: "Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались, как стадо без пастыря; гнев Божий постиг нас..."

В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен, стояло в нем каких-нибудь двести домов, и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве. Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича, правившего во Владимире Волынском, летописец отмечает: "И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев, мужи и жены и дети, Немцы, и Сурожьце, и Новгородци, и Жидове..."

В двенадцатом-тринадцатом веках в Киевской Руси была переведена с греческого на древнерусский язык "История иудейской войны" еврейского историка первого века новой эры Иосифа Флавия, а частичные переводы из Флавия относятся еще к одиннадцатому веку. Все специалисты единодушно отмечают то влияние, которое оказал перевод "Истории иудейской войны" на такие крупнейшие русские литературно-исторические памятники, как "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели русской земли" и на "Задонщину".

На древнерусский язык было переведено и другое еврейское историческое повествование — "Иосиппон". Его перевели с иврита, очевидно, в двенадцатом веке, и отрывки из него уже включены в русскую летопись "Повесть временных лет" под датой — 1110 год. С иврита переводились тогда и библейские тексты — из книги Эсфирь, Даниила, Песни песней, а также сказания о Моисее и царе Соломоне. Влияние этих переводов с иврита прослеживается в тогдашнем языке. Например, в переводе "Иосиппона" употреблен глагол "взыти" — взойти, подняться — при обозначении движения к Иерусалиму. Это полностью соответствует глаголу на иврите "ала" — подниматься, идти наверх, потому что на иврите не говорят — "идти в Иерусалим", но — "подниматься в Иерусалим"

Еще известно, что в 1282 году для новгородского епископа Климента был даже составлен еврейско-русский словарь, — очевидно, была в нем такая потребность. Словарь назывался так: "Речь жидовского языка, переложена на русскую, неразумно на разум, и в Евангелиях и в Апостолах, и в Псалтыри, и в прочих книгах".

Известно, что сюжет новгородской былины о Садко — торговом госте имеет свой прототип — библейский рассказ об Ионе, которого корабельщики сбросили в бурю с корабля. Еще дореволюционные русские ученые отмечали, что основой для имени героя — Садко — послужило еврейское имя Цадок в значении "справедливый, праведный". В примечаниях к сборнику "Новгородские былины" (Изд. "Наука", Москва, 1978 год) сказано, что певцы былин, "употреблявшие форму (имени) Садок, вряд ли знали первоначальное значение древнееврейского имени, совершенно не вяжущееся с образом героя. В их текстах подобное знание никак не отразилось. Скорее всего имя Садок ассоциировалось у них с русскими словами "сад" или "садок" (также и в значении "устройство для содержания живой рыбы")".

Знаменитый создатель славянского алфавита Кирилл знал иврит. И когда он создавал новый алфавит — кириллицу, то для большинства букв использовал греческие прототипы, но написание трех букв — "ш", "щ" и "ц" — он позаимствовал из иврита. Сравните написание букв "ш"/"щ" с буквой "шин" ש, а буквы "ц" с буквой "цади" צ, и вы сразу убедитесь в этом

Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.
Князь Новгородский (879-882)
Князь Киевский (882-912)

Прозвище Вещий (то есть знающий будущее), получил по возвращении из похода на Византию 907 года. Он «отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом - дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу».
Само имя «Олег» скандинавского происхождения («Ангел»).

Князь Олег Вещий

О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего ). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи именно Киевский Князь Вещий Олег стал создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.

Киевский князь Вещий Олег

В следующие 25 лет Олег расширяет свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход к Константинополю. Со стороны византийских авторов нет ни одного упоминания о походе, но некоторые современные историки считают его легендарным.

Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.

В том же, 912 году Олег погибает. Существует несколько противоречивых версий обстоятельства гибели Вещего Олега, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По сказаниям «Повести временных лет» волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии четырех лет, вспомнив, о предсказании посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега.

В исландской саге о Орваре Одде (XIII в.) герой получает предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня. Уже стариком он спотыкается о череп коня, ударяет его копьем и выползшая змея жалит Одда.

По одной летописной версии (послужившей Пушкину сюжетом для стихотворения «Песнь о Вещем Олеге») Олег умер в Киеве, по другой – на севере и похоронен в Ладоге, по третьей – за морем.

После смерти Олега процесс последующего создания державы Рюриковичей стал уже необратимым. Заслуги его в этом трудно переоценить.

Великий сын земли Русской — Князь Олег Вещий -язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.