Юго восточная азия кратко. Страны Юго-Восточной Азии: экономико-географический обзор

Общая характеристика § Располагается на § § § полуострове Индокитай и Малайском архипелаге. Площадь 4, 5 млн км 2 (3%); Население 599 млн человек (8%); Состоит из 10 стран.

Состав ЮВА § Бруней – Бандар-Сери-Бегаван § Вьетнам - Ханой § Камбоджа – Пномпень § Лаос - Вьентьян § Мьянма - Нейпьидо § Таиланд – Бангкок § Восточный Тимор – Дили § Индонезия – Джакарта § Сингапур – Сингапур § Филиппины – Манила

Горнодобывающая промышленность § Большая часть продукции перед вывозом проходит первичную обработку. § Важное экспортное значение имеет добыча олова и вольфрама: Малайзия, Таиланд и Индонезия дают 70 % мирового производства олова, Таиланд - второй в мире производитель вольфрама. § В Таиланде добывают и обрабатывают драгоценный камень (рубины, сапфиры).

Топливно-энергетическая промышленность § Хорошо обеспечен электроэнергией § Общее производство которой достигло 228, 5 млрд к. Вт/ч. § Основной объем э/э вырабатывают на тепловых и § § гидроэлектростанциях. В Индонезии функционирует единственная в регионе геотермальная электростанция, обсуждается вопрос о строительстве первой в регионе атомной электростанции. На базе НПЗ во многих странах развивается нефтехимия. В Мьянме и Индонезии они работают на собственном сырье, филиппинские, малайские и сингапурские заводы - на индонезийской и ближневосточной нефти. Сингапур - 3 -ий по размеру центр нефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (пропускает свыше 20 млн т сырой нефти ежегодно).

1994 Хоабинь § Уникальная подземная ГЭС, вырабатывающая 8, 16 млрд. к. Вт. ч э/э в год. § Длина плотины 734 м, высота 128 м. § Плотина образует водохранилище емкостью 9, 45 млрд. м 3.

Легкая промышленность Традиционная область региона, более всего развитые в Малайзии и Таиланде, которые на 50 -80 % контролируются японскими и американскими ТНК. Заготовка дерева § В последнее время резко увеличилась и сейчас составляет 142, 3 млн м 3 ежегодно. § Деревья многих пород имеют исключительные прочность и цвет, поэтому их применяют в обрамлении интерьеров, в мебельной промышленности, судостроении.

Цветная металлургия § Строительство новых и модернизация § § § действующих заводов (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам). Алюминиевые заводы Малайзии, Филиппин и Сингапура перерабатывают бокситы из Малайзии, Таиланда, Индонезии. На базе местного сырья работают одни из крупнейших в мире оловоплавильные заводы в Малайзии (28 % мирового экспорта олова), Индонезии (16 % мирового экспорта) и Таиланда (15 %). Медеплавильный комбинат действует на Филиппинах.

Машиностроение § Отрасль международной специализации. § Специализируется на сборке бытовой техники, производстве плат, микросхем. § Малайзия один из крупнейших в мире производителей полупроводников, интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратур. § Сингапур лидер по производству наукоемких производств (ПК, биотехнологии, лазерная оптика, космические технологии). § По уровню компьютеризации и внедрения роботов Сингапур занимает 2 место в Азии после Японии (84 % сингапурских фирм оснащены современной компьютерной техникой).

Автомобильная промышленность § Автосборкой занимаются филиалы японских фирм в Малайзии (180 тыс. легковых автомобилей ежегодно) и Таиланде. § Собственные программы по развитию авиационной промышленности имеют Индонезия, Малайзия и Сингапур.

Судоремонт и судостроение § Отрасль международной специализации в Сингапуре. § Строительство танкеров тоннажем до 500 тыс. т. § Сингапур занимает 2 -ое после США место в мире по производству передвижных буровых приборов для разработки месторождений нефти на морском шельфе.

Военно-промышленный комплекс § Налажено производство современного оружия. § Сингапур строит торпедные корабли и быстроходные патрульные морские катера, собирает по американским лицензиям транспортные самолеты, развивает электронную промышленность оборонительного назначения. § Крупнейшая компания сингапурского ВПК - «Сингапур Технолоджиз» . § В Индонезии, Малайзии, на Филиппинах работают предприятия по выпуску военных самолетов и вертолетов.

Химическая промышленность § Получила развитие на Филиппинах, в Индонезии, § § Таиланде, Малайзии. В Сингапуре функционируют крупнейшие в Азии заводы по выпуску этилена, пропилена и пластмасс. Все большее значение на мировом рынке имеют Индонезия как производитель кислот и компонентов минеральных удобрений. Малайзия производит бытовую химическую продукцию и отравляющих химикатов, лаков и красок. На севере Бангкока находится один из мощнейших в Азии комплексов по производству каустической соды.

Сельское хозяйство § § Недостаточно обеспечено земельными ресурсами. Преобладание земледелия над животноводством Рис - главная с/х культуры. Урожаи его собирают по 2 -3 раза в год, общий объем составляет 126, 5 млн т (1/4 мирового производства). § В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема. § Кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло) – 70 % мирового производства (Малайзия - до 49 %).

§ Гевея - до 90 % мирового производства натурального каучука (Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам); § Сахарный тростник (Филиппины и Таиланд); § Чай (Индонезия, Вьетнам); § Пряности (повсеместно); § Хлопок, табак (в сухой сезон выращивают страны, расположенные на севере региона); § Кофе (Лаос); § Ананас (Таиланд, Малайзия, Филиппины и Вьетнам). Животноводство. § Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. § Скот используется преимущественно как тягловая сила. § Общее поголовье: 45 млн свиней, 42 млн голов КРС, 26 млн коз и овец и почти 15 млн буйволов. § Ежегодно страны вылавливают до 13, 7 млн т рыбы.

Транспорт § Развит неравномерно. § Общая протяжность ж/д - 25 339 км (в Лаосе и Брунее § § § ж/д нет). Автомобильный транспорт. Общий парк насчитывает 5, 8 млн пассажирских и 2, 3 млн грузовых автомобилей. Собственные торговые флоты имеют Сингапур (11, 4 млн бр. -реестр, т), Таиланд (2, 5 млн бр. -реестр, т), Индонезия (2, 3 млн бр. -реестр, т.). Сингапурский порт является одним из наибольших в мире по суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама и Сянгана по обработке морских контейнеров (14 млн у. т. е.). Функционируют 165 аэропортов с постоянными рейсами (крупнейший аэропорт Чанги (Сингапур).

Внешнеэкономические связи Страныэкспортеры Продукция экспорта Сингапур оборудование, приборы, машины, продукция легкой промышленности, электроника Малайзия нефть и газ, каучук, олово, пальмовое масло, дерево, электроника, текстиль Лаос электроэнергия, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, кофе, оловянный концентрат Камбоджа каучук, дерево, канифоль, фрукты, рыба, пряности, рис Индонезия нефть и газ, сельскохозяйственные продукты, фанера, текстиль, каучук Вьетнам хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, каучук, чай, резиновая обувь, рис Бруней нефть и газ Таиланд рис, каучук, олово, кукуруза, маниок, сахар, текстиль, кенаф, джут, тиковое дерево, интегральные схемы Филиппины кокосовое масло, медный концентрат, копра, бананы, сахар, золото, электронное оборудование

Юго-Восточная Азия (ЮВА) — обширный регион мира, где расположено 11 суверенных государств площадью около 4,5 км 2 . Он как бы зажат между двумя древними очагами цивилизации, демографическими (а теперь и экономическими!) гигантами — Китаем и Индией. Это обстоятельство так или иначе отразилось на процессах заселения, экономического освоения, формирова-ния этнического, религиозного и культурного облика региона.

Кстати, вынесенное в заголовок выражение «между двумя ги-гантами» в сущности является отражением топонима «Индоки-тай». Рассматриваемому региону было суждено остаться в стороне от ранних цивилизаций, но позднее он постепенно вовлекался в их орбиту. Через Индокитай пролегли пути переселений из Китая и пути культуры из Индии.

Разумеется, Индонезия, Филиппины и другие страны — это не Индокитай, а классическая Юго-Восточная Азия (рис. 6.1). Однако и в этих странах культурное и экономическое влияние Китая и Индии весьма ощутимо.

Географическое положение и природные условия

Регион вклю-чает две части: континентальную (полуостров Индокитай) и ост-ровную (многочисленные острова Малайского архипелага). ЮВА будто «сшивает» материк Евразию и Австралию и является грани-цей бассейнов Тихого и Индийского океанов. Через страны регио-на проходят важнейшие морские и воздушные коммуникации. Малаккский пролив по значению для морского судоходства срав-ним с Гибралтаром, Суэцким и Панамским каналами.

Ключевое географическое положение на перекрестке важней-ших морских дорог, разнообразные природные ресурсы, благо-датный климат — всё это как магнитом притягивало сюда евро-пейцев в колониальный период. (Лишь Таиланд оставался фор-мально независимым как буферная зона между Британской Ин-дией и Французским Индокитаем.)

Нынешнее географическое положение стран Юго-Восточной Азии складываются из следующих факторов:

Положение между мировыми экономическими и политиче- скими центрами — Западной Европой, США, Японией, опреде- ляющих глобальную стратегию развития и основные региональ- ные политические тенденции;

Положение между Индией и Китаем — самыми большими по численности населения государствами мира, крупными экономи- ческими и влиятельными политическими державами;

Положение между двумя океанами (Тихим и Индийским), что дает возможность контролировать стратегически важные про- ливы, соединяющие их — Малаккский и Зондский.

Малаккский пролив располагается между п-вом Малакка и о. Суматра, его
длина 937 км, минимальная ширина около 15 км, глубина на фарватере от 12 до
1514 м. Через пролив осуществляется особенно интенсивное движение судов и
кораблей.


Зондский пролив находится между островами Суматра и Ява в Индонезии, его длина 130 км, минимальная ширина 26 км, глубина на фарватере 28 м.

На полуостровной части Юго-Восточной Азии преобладают горные цепи, которые в виде веера расходятся по ее территории, отделяясь друг от друга речными долинами. На севере и на западе горы выше, чем на юге и востоке. Горы делят материковую об-ласть региона на несколько обособленных частей, сухопутные со-общения между которыми затруднены. Все острова Малайского архипелага также отличаются гористым характером. Здесь насчи-тывается множество вулканов, ряд которых действующие. (Более 80 % всех регистрируемых цунами образуются в Тихом океане, в том числе — в Юго-Восточной Азии. Объяснение этому простое — из 400 действующих на Земле вулканов 330 расположены в Тихо-океанском бассейне. Там же наблюдается более 80 % всех земле-трясений.)

Только на востоке Суматры и по берегам Калиманта-на имеются относительно обширные низменные пространства. Благодаря обилию тепла и влаги Юго-Восточная Азия в целом отличается разнообразием и богатством растительного и живот-ного мира, плодородием почв .

Климат этого региона жаркий, субэкваториальный и эквато-риальный, с общей суммой осадков до 3 000 мм в год. Здесь час-тые гости тропические циклоны — тайфуны , обладающие боль-шой разрушительной силой, не говоря уже о повышенной сейс-мической опасности, подстерегающей население большинства стран. Хотя большая часть ЮВА покрыта влажными тропически-ми вечнозелеными лесами (отсюда второе место в мире после Бра-зилии по запасам древесины тропических пород), во внутреннем Индокитае господствуют саванны. Речная сеть густая, реки {Ме-конг, Салуин, Иравади и др.) — полноводные.

Цунами (от японских иероглифов — «го 7 », что означает гавань, и «нами» большая волна) называются гигантские волны, возникающие на поверх-ности океана в результате подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов. В редких случаях цунами может быть вызвано и падением в Мировой океан и космических объектов — метео-ритов, астероидов и т.п. И хотя каких-либо исторических свидетельств подобных событий, к счастью, не зафиксировано, ученые полагают, что вероятность подобного случая не так уж мала (по некоторым оценкам — до 1 %). Согласно расчетам, падение в океан сравнительно небольшого астероида 300 — 600 м сгенерирует цунами, намного превосходящие все до сих пор известные.

* Самым известным и опустошительным по своим последствиям было из-вержение вулкана Кракатау на о. Раката в Зондском проливе в 1883 г. В результате его взрыва на море образовались гигантские волны (до 30 м высотой), которые ринулись на берега Суматры и Явы, смывая все на своем пути. Тогда погибло до 40 тыс. человек и всюду исчезла роскошная тропическая растительность. Эти вол-ны обошли весь земной шар, достигли Европы и во многих местах вызвали на-воднения. Вулканический пепел из Кракатау был поднят на высоту нескольких десятков километров и также разнесен по всей планете.

Сила (или магнитуда) землетрясения в Юго-Восточной Азии, вы-звавшего цунами 2004 г., составила около 9 баллов по шкале Рихтера, что случается сравнительно редко. Мощный разлом земной коры, общая длина которого составила около 1300 км, произошел на стыке между тремя тектоническими плитами — Индийской и Австралийской («боль-шими») и Бирманской микроплитой. Эпицентр землетрясения находил-ся в открытом море, вблизи Индонезии. Землетрясение вызвало резкую деформацию океанического дна, в результате чего была высвобождена огромная энергия, эквивалентная 200 млн т тринитротолуола (что в 4 раза мощнее испытывавшейся в СССР водородной бомбы).

Над эпицентром землетрясения образовался волновой горб, который спровоцировал мощнейшие волновые гребни, докатившиеся до Африки. Сильнее других пострадала провинция Ачех в Индонезии, где волна до-стигала 15 — 20 м и зашла на 10—15 км в глубь острова. Большие разру-шения нанес удар стихии на южном побережье Бенгальского залива, восточном побережье Шри-Ланки, ряде островов Таиланда (включая популярный туристический остров Пхукет), а многие мелкие острова в Индийском океане на время просто ушли под воду.

Эта природная катастрофа не только повлекла гибель около 300 тыс. человек, но и уничтожила целые народности. Так, скорее всего, полно-стью уничтожена народность онги, проживавшая на Андаманских и Ни-кобарских островах и насчитывавшая до цунами всего 100 человек.

Значение ЮВА определяется также наличием здесь крупных запасов важнейших видов сырья и топлива. Особенно богат регион рудами цветных металлов: олова (по его запасам регион превосхо-дит все страны мира), никеля, меди, молибдена. Велики запасы железных и марганцевых руд, хромитов. Имеются значительные месторождения нефти и природного газа, есть бурый уголь, уран. Природным богатством являются ценные древесные породы тро-пических и экваториальных лесов. В целом ЮВА представляет со-бой трудно заменимый мировой источник многих стратегических ресурсов.

В пределах региона представителями естественной географии обычно выделяются следующие физико-географические области:

1) полуостров Индокитай, образующий юго-восточную пери-ферию материка (Юго-Восточная Азия) и рассекающий бассей-ны Индийского и Тихого океанов. Здесь отсутствуют широтные орографические преграды, поэтому на севере Индокитая чувству-
ется «дыхание» континентальных воздушных масс. Основную мас-су влаги приносят юго-западные экваториальные муссоны;

2) Малайский архипелаг, ассоциирующийся с Индонезией и включающий острова Большие и Малые Зондские, Молуккские и о. Церам. Область отличается колоссальной природной специфи-кой. Ее приэкваториальное и островное положение обусловливает
господство в ее пределах экваториального и морского тропиче-ского воздуха, равномерность температур, постоянно высокую влажность и обилие осадков. Царство влажных тропических лесов;

3) Филиппинские острова, иногда включаемые в состав Малай-ского архипелага, но в физико-географическом отношении представляющие собой самостоятельную область. Она находится в по-ясе субэкваториального и частично экваториального климата с обильно выпадающими осадками.

Население

Для народов ЮВА характерно сочетание монголоид-ных и австралоидных черт (на этом основании их иногда относят к южноазиатской малой расе). Этнический состав крайне пестр — около 500 коренных народов, много выходцев из Китая (хуацяо), а вот европейцев мало.

В наиболее многолюдной стране региона — Ин-донезии (немногим менее 50 % населения ЮВА) преобладают малайские народы, в Таиланде — тайские и т.д. Например, 75% всего населения Таиланда образуют народ таи (или сиамцы) и народ лао (таи живут преимущественно в южной половине госу-дарства, лао — в северной и северо-восточной, включая плоско-горье); в Малайзии малайцы и китайцы составляют практически равные части местного населения, остальные 10-11% — индий-цы; основную массу населения Сингапура составляют китайцы (до 80%).

Жители исповедуют ислам, буддизм, христианство (Филиппи-ны), индуизм, а большинство китайцев — конфуцианство и дао-сизм. Наибольшая густота населения наблюдается в регионах с плодородными и орошаемыми землями, а также в портовых цен-трах.

Политическая история региона

К региону Юго-Восточной Азии (ЮВА) относятся Индокитайский и Малаккский полуострова, а также Малайский архипелаг — самый обширный архипелаг в мире*. На Индокитайском полуострове расположены Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Таиланд и Мьянма. Малакку занимают Малайзия и Сингапур. На Малайском архипелаге расположены Индонезия, Бруней, Восточный Тимор и Филиппины (табл. 6.1).

В прошлом Юго-Восточная Азия именовалась Задней или Даль-ней Индией, а также Индо-Китаем. Последнее название отража-ло не столько естественное сходство этой части континента на западе с Индией, а на востоке с Китаем, сколько переходное этнокультурное состояние региона. Самым ранним явилось ин-дийское проникновение в Юго-Восточную Азию. Тем временем индийские «цивилизаторы» не проводили колонизации региона. Они принесли сюда свой ученый язык (санскрит), письменность и литературу, методы политической и общественной жизни (элементы кастовой системы), приемы своего искусства. Под индий-ским влиянием образовались и различные государства Юго-Вос-точной Азии.

* На долю Малайского архипелага приходится более трети общей площади всех островов земного шара. Некоторые из островов архипелага (например, Су-матра) превосходят по величине многие государства Европы. Всего в пределах архипелага могут уместиться более трех таких государств, как Франция. Есть ос-нования считать, что в отдаленные геологические эпохи Малайский архипелаг представлял собой широкий перешеек, соединяющий Азию с Австралией. По-степенно он превратился в отдаленные группы островов, которые, по выраже-нию Э. Реклю, являются как бы сваями обрушившегося моста.

Формирование политической карты региона проходило в слож-ных исторических условиях. Первыми колонизаторами, вторгши-мися в ЮВА, были выходцы из Испании, Португалии, Нидер-ландов. Первой страной, порабощенной европейцами, была Ин-донезия, ставшая голландской колонией «Нидерландская Индия» в начале XVII в. Деятельность колонизаторов в то время изобило-вала «непревзойденными картинами предательств, подкупов, убийств и подлостей»*. Позднее в регион вторглись англичане, французы, американцы.

Формально в число колоний не входил Таиланд, сохранивший статус самостоятельного государства вследствие противоборства между Великобританией и Францией (и при поддержке России). В период Второй мировой войны все страны ЮВА были оккупи-рованы Японией.

После войны государства региона добились суверенитета. В 1984 г. самостоятельность обрел британский протекторат Бруней, в 2002 г. независимым был провозглашен Восточный Тимор , ставший 192-м суверенным государством в мире.

Политическая ситуация в регионе во многом определяется раз-нообразием национального, религиозного и социального состава населения. Характерной чертой ЮВА является наличие в ней мно-гомиллионной группы лиц китайской национальности (так назы-ваемых хуацяо).

Основную социальную опору современных государственных режимов в странах ЮВА составляет растущая национальная бур-жуазия. Внутренняя и внешняя политика государств, как прави-ло, нацелена на создание благоприятных условий для ускоренной капиталистической модернизации. Активно в регионе протекает процесс политической и экономической интеграции. При этом Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является наиболее зрелой группировкой такого характера среди перифе-рийных стран.

Своеобразие стран

О странах ЮВА обычно говорят, что здесь смешаны эпохи и стили, здесь встречаются Европа, Америка и Азия, соседствуют роскошь и нищета. При этом каждая страна региона обладает уникальной спецификой. Так, современный ин-дустриальный Таиланд (старинное название Сиам — отсюда: си-амские близнецы, сиамские кошки и т.д.) с его 27 тысячами буддийских храмов, с фантастическими сооружениями Храма Изумрудного Будды и бесчисленным множеством «домиков ду-хов» (удивительных памятников «малой архитектуры») совсем не похож на крупнейшую страну рассматриваемого региона — Ин-донезию, где пагод нет, так как население исповедует ислам.

От-ставший в своем развитии аграрный Лаос мало чем напоминает Сингапур — «экономический тигр», оазис экономического бла-гополучия и процветания, один из крупнейших мировых финан-совых центров; а преимущественно христианская страна Филип-пины, стремящаяся развивать наукоемкие отрасли, разительно отличается от Лаоса — государства буддистской культуры, где сель-ское хозяйство всецело определяет его экономическое «лицо». Несколько «особняком» находится султанат Бруней, «разбогатев-ший» на нефтедолларах.

Существенное влияние на нынешнее развитие государств ре-гиона оказали историко-географические обстоятельства. Так, гео-графическое положение Сингапура явилось одним из важнейших факторов его опережающего, по сравнению с соседними терри-ториями, развития. Уже с давних времен Сингапур приобрел сла-ву крупного торгово-распределительного центра на юге Азии, обслуживающего внешнеторговые связи Индии и Китая, евро-пейских стран и Индонезии. Первоначально Сингапур выполнял функции перевалочного пункта, а затем, по мере расширения мировой торговли, создания плантационного (в частности, кау-чукового) хозяйства и развития оловодобывающей промышлен-ности в Малайе, Индонезии и других странах ЮВА, Сингапур стал крупным мировым рынком олова и каучука.

Очень долго страны Юго-Восточной Азии существовали в со-знании советских людей как некий оплот социальной отстало-сти. Однако на рубеже XIX-XX вв. некоторые из них (Таиланд, Малайзия, Сингапур) превратились в так называемые новые ин-дустриальные страны («азиатские тигры» или «маленькие драко-ны»). При этом 80 % экспорта упомянутых стран приходится на продукцию обрабатывающей промышленности (морские буро-вые платформы, видеомагнитофоны, кондиционеры, электрон-ные компоненты, магнитные диски, игрушки и т.п.).

Стреми-тельный взлет этих стран — результат выбора правильной долго-срочной экономической стратегии, способности впитывать на-учно-технические достижения и создавать собственные сферы превосходства на основных направлениях международного обме-на. Не следует забывать также о дешевизне местной рабочей силы и свойственной населению Востока исполнительской дисципли-не, трудолюбии. В последние годы страны региона наращивают добычу нефти (Индонезия, Бруней, Малайзия). Наиболее отста-лыми в экономическом отношении остаются Вьетнам, Камбод-жа и Лаос.

Историческая тяга Таиланда (Сиама) к содружеству с Россией имеет старые корни. Еше в конце XIX в. король Сиама Рама IV посетил Россию и искусно использовал ее влияние в Европе для избавления от колони-ального порабощения со стороны могущественных Франции и Англии. В знак признания заслуг России перед его родиной король ввел в своей армии русскую форму (парадная форма — белый китель с аксельбанта-ми — по сей день русская). Музыку для королевского гимна написал русский композитор П.А. Шуровский.

Основа сельского хозяйства стран ЮВА — субтропическое зем-леделие, а котором всецело господствует рис (на Филиппинах до 90 % всех обрабатываемых земель, в Индонезии — более полови-ны). Издавна регион славится выращиванием пряностей (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика). Производятся нату-ральный каучук (Малайзия, благодаря плантациям гевеи), коко-совое масло, копра и волокно абаки, или манильской пеньки (Филиппины), чай, кофе, кора хинного дерева (Индонезия) и т.д. Слабый уровень развития животноводства отчасти компенсирует-ся речным и морским рыболовством.

Значительная часть лучших земель и оросительных систем при-надлежит крупным собственникам (нередко иностранцам). Совре-менная аграрная техника и научные приемы ведения хозяйства используются лишь на крупных плантациях. Несмотря на то, что в аграрном секторе занята основная часть экономически активного населения, во многих странах региона существует дефицит про-довольствия.

Быстро развивающейся отраслью становится промышленность. Выделяется разработка полезных ископаемых: олова (почти 60 % общемировой добычи), вольфрама, хрома, никеля, меди. За-метное место отводится нефтедобыче*. Развитой является пе-реработка ценной древесины. Создаются другие отрасли инду-стрии.

Россия и страны Юго-Восточной Азии

О динамизме стран Ази-атско-Тихоокеанского региона, включающего громадный треуголь-ник — от российского Дальнего Востока и Кореи на северо-вос-токе до Австралии на юге и Пакистана на западе, хорошо извест-но. Речь идет о реальном социально-экономическом прогрессе целой группы некогда отсталых государств, добившихся гранди-озных успехов благодаря тщательно продуманной экономической стратегии и внутренней дисциплине. Многих из них облекает еди-ная ткань экономических, гуманитарных и прочих связей.

Природные ресурсы. Недра территории исследованы слабо, но разведанные запасы свидетельствуют о богатых залежах минеральных ресурсов. Каменного угля в регионе очень имело, лишь на севере Вьетнама залегают незначительные его запасы. В шельфовой зоне Индонезии, Малайзии и Брунея добывают нефть и газ. Через регион протягивается наибольший в мире металлогеничный «Оловянный пояс» Азии. Мезозойские отложения обусловили богатейшие запасы цветных металлов: олова (в Индонезии -- 1,5 млн т, Малайзии и Таиланде -- по 1,2 млн т), вольфрама (запасы Таиланда -- 25 тыс. т, Малайзии -- 20 тыс. т). Богат регион на медь, цинк, свинец, молибден, никель, сурьму, золото, кобальт, Филиппины - на медь и золото. Нерудные полезные ископаемые представлены калийной солью (Таиланд, Лаос), апатитами (Вьетнам), драгоценными камнями (сапфир, топаз, рубин) в Таиланде.

Агроклиматические и грунтовые ресурсы. Теплый и влажный климат является основной предпосылкой относительно высокой эффективности земледелия, на протяжении года здесь собирают 2-3 урожая. На достаточно плодородных красных и желтых фералитных грунтах выращивают много сельскохозяйственных культур жаркого пояса (рис, кокосовая пальма, каучуковое дерево - гевея, бананы, ананасы, чай, пряности). На островах используют не только прибрежные территории, но и сглаженные вулканической деятельностью склоны гор (террасированное земледелие).

Водные ресурсы активно используют для орошения земель во всех странах. Дефицит влаги в сухой период года нуждается в немалых расходах на строительство ирригационных сооружений. Водные горные артерии п-ва Индокитай (Иравады, Менам, Меконг) и многочисленные горные речи островов способны обеспечить нужды в электроэнергии.

Исключительно богаты лесные ресурсы. Регион расположен в Южном лесном поясе, леса покрывают 42 % его территории. Леса региона особенно богаты на дерево, которое имеет очень ценные свойства (прочность, огнестойкость, водоотталкивающую способность, привлекательный цвет): ток, сандаловое дерево, деревья семейства бобовых, местные виды сосен, дерево сундри (мангровое), пальмы.

Рыбные ресурсы прибрежной зоны морей и внутренних вод имеют немалое значение в каждой стране: рыбу и другую морскую продукцию широко используют в питании населения. На некоторых островах Малайского архипелага добывают жемчужины и перламутровые раковины.

Население.

Численность населения. На территории региона живет 482,5 млн человек. Максимальная численность - в Индонезии (193,8 млн), минимальная - в Брунее (310 тыс). По количеству жителей страны очень контрастные.

Демографические особенности. В Юго-Восточной Азии всегда были высокими показатели естественного прироста населения -- в среднем 2,2 % в год, а в отдельных случаях -- до 40 %. Детское население (до 14 лет) составляет 32 %, лица пожилого возраста -- 4,5 % . Женщин больше, чем мужчин (50,3 и 49,7 %

Этнический состав. Только в наибольшей стране региона - Индонезии живет свыше 150 народностей. На небольшой сравнительно с Индонезией территории Филиппин насчитывается до сотни своеобразных малайско-полинезийских этнических групп. В Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе свыше 2/3 жителей представленные сиамцами (или тай), вьетами, кхмерами, лао и бирманцами. В Малайзии до половины населения - близкие по языку малайские народы. Наиболее смешанное и разноязычное население Сингапура - это выходцы из соседних азиатских стран (китайцы - 76 %, малайцы - 15 %, индийцы - 6 %). Во всех государствах наиболее многочисленным национальным меньшинством являются китайцы, а в Сингапуре они представляют даже большинство населения.

В регионе представлены такие языковые семьи: китайско-тибетская (китайцы в Малайзии и Сингапуре, бирманцы, карены в Таиланде); тайская (сиамцы, лао); австро-азиатская (вьетнамцы, кхмеры в Камбодже); австронезийская (индонезийцы, филиппинцы, малайцы); папуасские народности (в восточной части Малайского архипелага и на западе о. Новая Гвинея).

Религиозный состав. Этнический состав и историческая судьба народов региона обусловили его религиозную мозаичность. Наиболее распространенными являются такие конфессии: буддизм -- во Вьетнаме (махаяна -- наиболее лояльная форма буддизма, сосуществует с местными культами), в других буддийских странах -- хинаяна); ислам исповедуют почти 80 % населения Индонезии, Малайзии, частично на Филиппинах; христианство (католицизм) является основной религией Филиппин (следствие испанской колонизации), частично в Индонезии; индуизм особенно выражен на о. Балле в Индонезии.

Аборигены стран Юго-Восточной Азии широко исповедуют местные культы.

Население размещено крайне неравномерно. Максимальная плотность -- на о. Ява, где проживает до 65 % населения всей Индонезии. Большинство жителей Индокитая проживает в долинах рек Иравады, Меконга, Менема, здесь плотность населения достигает 500--600 чел/км2, а в некоторых районах -- до 2000. Горные окраины полуостровных государств и большинство небольших островов заселены очень слабо, средняя плотность населения не превышает 3-5 чел/км2. А в центре о. Калимантан и на западе о. Новая Гвинея есть незаселенные территории.

Высоким является удельный вес сельского населения (почти 60 %). Последними десятилетиями вследствие миграции сельских жителей и естественного прироста увеличивается количество городского населения. Быстро растут, прежде всего, большие города, почти все из них (за исключением Ханоя и Бангкока) возникли в колониальную эпоху.

В городах живет свыше 1/5 жителей (Лаос - 22, Вьетнам - 21, Камбоджа - 21, Таиланд - 20 % и т.п.), только в Сингапуре они составляют 100 %. Вообще это один из наименее урбанизованных регионов мира.

Города-миллионеры, как правило, являются портовыми или припортовыми центрами, которые сформировались на основе торговой деятельности. Городские агломерации региона: Джакарта (10,2 млн человек), Манила (9,6 млн), Бангкок (7,0 млн), Янгон (3,8 млн), Хошимин (бывший Сайгон, 3,5 млн), Сингапур (3 млн), Бандунг (2,8 млн), Сурабая (2,2 млн), Ханой (1,2 млн) и др.

Трудовые ресурсы. Насчитывают свыше 200 млн человек, из которых 53 % занято в сельском хозяйстве, 16 % - в промышленности, другие задействованы в сфере услуг.

Юго-Восточная Азия - многонациональный регион, которому присущи социальные контрасты. Быстрый рост городов обусловил приток в них неквалифицированной рабочей силы, следствием чего стало сосредоточение людей, рост преступности, контрабандной торговли наркотиками, безработицы и т.п. Вместе с тем с 60-х годов XX ст. в странах региона появляются новые деловые и торговые кварталы с современными сооружениями, небоскребами, построенными американскими и японскими компаниями.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади и низкая товарность хозяйств. Техника и технология большей частью очень примитивные.

Растениеводство. Субтропическое и тропическое земледелие составляет основу хозяйства всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший в мире регион по выращиванию риса - главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2-3 раза в год, общий объем составляет 126,5 млн т (1/4 мирового производства). В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема.

Главными сельскохозяйственными культурами в регионе также являются:

  • - кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло). На регион приходится 70 % их мирового производства, на Малайзию - до 49 %;
  • - гевея - до 90 % мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам);
  • - сахарный тростник (особенно Филиппины и Таиланд);
  • - чай (Индонезия, Вьетнам);
  • - пряности (повсеместно);
  • - орхидеи (Сингапур - мировой лидер по их выращиванию);
  • - хлопок, табак (в сухой сезон выращивают страны, расположенные на севере региона);
  • - кофе (Лаос);
  • - опиумный мак (выращивают в районе «Золотого треугольника» - труднодоступного региона на границе территорий Таиланда, Лаоса).

Заметными производителями и экспортерами ананасов являются Таиланд, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. В Индонезии и Малайзии выращивают перец. Также в странах региона культивируют саго, маниок, какао, арахис, овощи и фрукты, джут и т.п.

Животноводство. Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно как тягловая сила. Общее поголовье составляет 45 млн свиней, 42 млн голов большого рогатого скота, 26 млн коз и овец и почти 15 млн буйволов. Свиней не разводят мусульманские народы.

Повсеместно распространенно морское и речное рыболовство. Ежегодно страны вылавливают до 13,7 млн т рыбы. Рыба из пресных водохранилищ полностью используется на внутреннем рынке, а значительное количество морской рыбы вывозится. Таиланд экспортирует также разнообразные виды тропических рыбок, предназначенных для аквариумов.

Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

Транспорт. В целом транспорт региона развит неравномерно. Немногочисленные железные дороги связывают основные товаропроизводительные районы со столицами. Общая их протяжность - 25 339 км, а Лаос и Бруней железных дорог не имеют. В последнее время быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт. Общий парк насчитывает 5,8 млн пассажирских и 2,3 млн грузовых автомобилей.

Главную роль во всех странах играет водный транспорт, в полуостровных -- речной, островных -- морской. Важное значение в транспортном комплексе имеет Малаккский пролив (длина его -- 937 км, наименьшая ширина -- 15 км, наименьшая глубина на фарватере -- 12 м). Для перевозок между островами используют и парусники. Собственные торговые флоты имеют Сингапур (11,4 млн бр.- реестр, т), Таиланд (2,5 млн бр.- реестр, т), Индонезия (2,3 млн бр.-реестр, т.). Сингапурский порт является одним из наибольших в мире по суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама и Сянгана по обработке морских контейнеров (14 млн условных товарных единиц). Большими портами являются Хошимин, Хайфон, Дананг (Вьетнам), Джакарта, Сурабая (Индонезия), Куантан, Клан, Кота-кина-балу (Малайзия), Бангкок (Таиланд) и т.п.. Существенно прогрессирует в регионе авиатранспорт. Функционируют 165 аэропортов с постоянными рейсами. На протяжении последних лет лидирует в мире по качеству обслуживания и эффективности работы аэропорт Чанги (Сингапур). Ежегодная пропускная способность его достигла 24 млн авиапассажиров, в ближайшее время она может возрасти до 60 млн пассажиров. Основные рейсы между внутренними аэропортами осуществляют национальные авиакомпании «Гаруда» (Индонезия), «Сингапур Эйрлайнз» (Сингапур).

Главные железнодорожные и шоссейные пути соединяют порты стран с их внутренними районами и обслуживают преимущественно внешнеэкономические связи.

Внешнеэкономические связи. Аграрно-сырьевая ориентированность экономики связывает страны региона с мировым рынком. Экспорт товаров для них является важнейшим источником иностранной валюты.

В экспорте (422,3 млрд долл.) преобладают:

  • - в Брунее - нефть и газ;
  • - в Вьетнаме - хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, каучук, чай, резиновая обувь, рис;
  • - в Индонезии - нефть и газ, сельскохозяйственные продукты, фанера, текстиль, каучук;
  • - в Камбодже - каучук, дерево, канифоль, фрукты, рыба, пряности, рис;
  • - в Лаосе - электроэнергия, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, кофе, оловянный концентрат;
  • - в Малайзии - нефть и газ, каучук, олово, пальмовое масло, дерево, электроника, текстиль;
  • - в Сингапуре - оборудование, приборы, машины, продукция легкой промышленности, электроника;
  • - в Таиланде - рис, каучук, олово, кукуруза, маниок, сахар, текстиль, кенаф, джут, тиковое дерево, интегральные схемы;
  • - на Филиппинах - кокосовое масло, медный концентрат, копра, бананы, сахар, золото, электронное оборудование.

Главными импортными товарами (364,0 млрд долл.) являются: нефть и нефтепродукты, машины, оборудование, сталь, химические товары, транспортные средства, медикаменты и т.п.. Сингапур является местом больших международных торгово-промышленных выставок, научно-технических симпозиумов и конференций (700-750 в год).

Рекреация и туризм. Регион богат на рекреационные ресурсы, которые из-за экономической отсталости некоторых стран используется недостаточно. Базой для развития туристической области являются уникальные и живописные экваториальные ландшафты, курортные зоны побережья, историко-архитектурные памятки разных эпох, экзотика современного жизни и традиции разных народов.

Юго-Во-сточ-ная Азия - куль-тур-но-гео-гра-фи-че-ский ре-ги-он, охва-ты-ва-ю-щий кон-ти-нен-таль-ные и ост-ров-ные тер-ри-то-рии между Ки-та-ем, Ин-ди-ей и Ав-стра-ли-ей.

Со-став :

1. Вьет-нам.

2. Кам-бод-жа.

4. Мьян-ма.

5. Та-и-ланд.

6. Бру-ней.

7. Во-сточ-ный Тимор.

8. Фи-лип-пи-ны.

9. Ма-лай-зия.

10. Ин-до-не-зия.

В гео-ло-ги-че-ском от-но-ше-нии стра-ны Юго-Во-сточ-ной Азии на-хо-дят-ся в одном из самых вул-ка-ни-че-ских ре-ги-о-нов пла-не-ты. Но это ком-пен-си-ру-ет-ся тро-пи-че-ским кли-ма-том, раз-но-об-раз-ной при-ро-дой, ко-то-рая за-хва-ты-ва-ет своим раз-но-об-ра-зи-ем и ко-ли-че-ством эк-зо-ти-че-ских рас-те-ний и жи-вот-ных.

Недра тер-ри-то-рии ис-сле-до-ва-ны слабо, но раз-ве-дан-ные за-па-сы сви-де-тель-ству-ют о бо-га-тых за-ле-жах ми-не-раль-ных ре-сур-сов. Ка-мен-но-го угля в ре-ги-оне очень мало, лишь на се-ве-ре Вьет-на-ма за-ле-га-ют незна-чи-тель-ные его за-па-сы. В шель-фо-вой зоне Ин-до-не-зии, Ма-лай-зии и Бру-нея до-бы-ва-ют нефть и газ. Через ре-ги-он про-тя-ги-ва-ет-ся наи-боль-ший в мире ме-тал-ли-че-ский «Оло-вян-ный пояс» Азии. Ме-зо-зой-ские от-ло-же-ния обу-сло-ви-ли бо-га-тей-шие за-па-сы цвет-ных ме-тал-лов: олова (в Ин-до-не-зии - 1,5 млн т, в Ма-лай-зии и Та-и-лан-де - по 1,1 млн т), воль-фра-ма (за-па-сы Та-и-лан-да - 23 тыс. т, Ма-лай-зии - 20 тыс. т). Богат ре-ги-он на медь, цинк, сви-нец, мо-либ-ден, ни-кель, сурь-му, зо-ло-то, ко-бальт, Фи-лип-пи-ны - на медь и зо-ло-то. Неруд-ные по-лез-ные ис-ко-па-е-мые пред-став-ле-ны ка-лий-ной солью (Та-и-ланд, Лаос), апа-ти-та-ми (Вьет-нам), дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми (сап-фир, топаз, рубин) в Та-и-лан-де.

Аг-ро-кли-ма-ти-че-ские и грун-то-вые ре-сур-сы: теп-лый и влаж-ный кли-мат яв-ля-ет-ся ос-нов-ной пред-по-сыл-кой от-но-си-тель-но вы-со-кой эф-фек-тив-но-сти зем-ле-де-лия, на про-тя-же-нии года здесь со-би-ра-ют 2 - 3 уро-жая.

Вод-ные ре-сур-сы ак-тив-но ис-поль-зу-ют для оро-ше-ния зе-мель во всех стра-нах. Де-фи-цит влаги в сухой пе-ри-од года нуж-да-ет-ся в нема-лых рас-хо-дах на стро-и-тель-ство ир-ри-га-ци-он-ных со-ору-же-ний. Вод-ные гор-ные ар-те-рии по-лу-ост-ро-ва Ин-до-ки-тай (Ира-ва-ди, Менам, Ме-конг) и мно-го-чис-лен-ные гор-ные речки ост-ро-вов спо-соб-ны обес-пе-чить нужды в элек-тро-энер-гии.

Ис-клю-чи-тель-но бо-га-ты лес-ные ре-сур-сы. Ре-ги-он рас-по-ло-жен в Южном лес-ном поясе, леса по-кры-ва-ют 42% его тер-ри-то-рии.

Рыб-ные ре-сур-сы при-бреж-ной зоны морей и внут-рен-них вод имеют нема-лое зна-че-ние в каж-дой стране: рыбу и дру-гую мор-скую про-дук-цию ши-ро-ко ис-поль-зу-ют в пи-та-нии на-се-ле-ния. На неко-то-рых ост-ро-вах Ма-лай-ско-го ар-хи-пе-ла-га до-бы-ва-ют жем-чу-жи-ны и пер-ла-мут-ро-вые ра-ко-ви-ны.

Рис. 4. Про-да-жа жем-чу-га в Ма-ни-ле (Ис-точ-ник)

В на-сто-я-щее время стра-ны Юго-Во-сточ-ной Азии стре-ми-тель-но раз-ви-ва-ют-ся, за-ни-мая вы-со-кие по-зи-ции в со-вре-мен-ном мире. Осо-бен-но быст-ро раз-ви-ва-ют-ся новые ин-ду-стри-аль-ные стра-ны, где боль-шое вни-ма-ние уде-ля-ет-ся об-ра-зо-ва-нию на-се-ле-ния, раз-ви-тию эко-но-ми-ки, кон-ку-рен-ции, новых про-из-водств. По уров-ню ИРЧП Син-га-пур, Та-и-ланд, Ма-лай-зия за-ни-ма-ют вы-со-кие места в мире. Важ-ной чер-той новых ин-ду-стри-аль-ных стран яв-ля-ет-ся от-кры-тость их эко-но-ми-ки, раз-ви-тие вы-со-ко-точ-ных про-из-водств, сферы услуг, ту-ри-сти-че-ской де-я-тель-но-сти, экс-порт то-ва-ров и услуг, при-вле-че-ние ино-стран-но-го ка-пи-та-ла, боль-шие ин-ве-сти-ции в соб-ствен-ную эко-но-ми-ку.

Рис. 5. Сто-ли-ца Ма-лай-зии Ку-а-ла-Лум-пур (Ис-точ-ник)

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/zarubezhnaja-azija/yugo-vostochnaya-aziya

http://vimeo.com/99258486

http://prezentacii.com/uploads/ppt/05-12/Jugo-Vostochnaja-Azija.rar

http://olnodenke.science/pic-www.mirgeografii.ru/wp-content/uploads/2012/12/z_azia-300x205.gif

http://na-uroke.in.ua/93-37.html

Юго-Восточная Азия (ЮВА) - один из самых крупных физико-географических, этнокультурных и экономических районов мира, включающий полуостров Индокитай, острова Малайского архипелага и западную половину острова Новая Гвинея. Общая площадь региона около 4,5 млн. кв. км (3% суши), население - около 500 млн. человек. Расположенные здесь 10 государств, очень различаются по размерам территории, населения, типу и уровню социально-экономического развития.
Географическое положение ЮВА между бассейнами Тихого и Индийского океанов, в зоне влияния великих цивилизаций Индии и Китая на протяжении всей ее истории играло важную роль. В эпоху развития мореплавания в Индийском океане и Великих географических открытий ЮВА стала важным звеном в мировой торговле и мореходстве.
Несмотря на огромные размеры и территориальную дробность, природа стран региона несет в себе черты сходства, которые обусловлены положением в жарком климатическом поясе, муссонной циркуляцией, сходным геологическим строением и устройством поверхности, а также приморским положением всех, за исключением Лаоса, стран.
В ЮВА четко выделяются два крупных природных субрегиона: полуостровной и островной (в него обычно включают и полуостров Малакка). Поверхность полуострова Индокитай представляет собой сочетание горных хребтов, которые веером расходятся от Тибетско-Гималайской горной страны и речных долин между ними. Долины таких крупных рек как Иравади, Чао-Прая, Меконг, Хонгха в среднем и нижнем течении расширяются,
образуя обширные равнины (Иравадийская, Чао-Прая, Камбоджийская). Плодородные аллювиальные почвы равнин делают их главными житницами Индокитая. Реки служат также важными транспортными артериями.
Климат субрегиона - субэкваториальный, отличающийся высокими круглогодичными температурами, наличием влажного и сухого периодов, что определяет традиционный земледельческий цикл. В естественной растительности полуостровной части ЮВА преобладают смешанные вечнозеленые и листопадные леса, которые сохранились лучше в горах, главной и наиболее ценной породой в них является тик.
Островной субрегион включает самый крупный в мире Малайский архипелаг (площадь - более 2 млн. кв. км - Большие Зондские, Малые Зондские, Молуккские и Филиппинские острова), полуостров Малакка и западную половину острова Новая Гвинея. Он лежит в зоне экваториального климата и отличается равномерным выпадением осадков в течение года. В строении поверхности сочетаются и горные и равнинные территории (примерно 50 на 50), но при этом крупных низменностей, как в Индокитае, здесь нет. Равнинные участки тянутся в основном вдоль побережья и, как правило, заболочены. Возделываются в основном склоны гор с плодородными вулканическими почвами. Когда-то они были покрыты лесами, но в результате многовекового использования на них образовались типичные антропогенные ландшафты - поля, расположенные по склону террасами. Значительную часть поверхности островов все еще покрывают вечнозеленые леса. Наиболее ценные породы, произрастающие в них - железное, черное, красное палисандровое деревья с твердой водоотталкивающей древесиной, а также камфорное, сандаловое, хинное и другие деревья, содержащие ценные эфирные масла и смолы.










Через различные части Юго-Восточной Азии нередко проходят разрушительные тропические ураганы - тайфуны, особенно часто и сильно страдают от них Филиппинские острова.
Юго-Восточная Азия обладает разнообразными полезными ископаемыми, по запасам некоторых из них занимая важные позиции в мире. Среди них - олово, сурьма, никель, медь, кобальт, молибден, ртуть, титан, железные и золотые руды. К природным богатствам региона относится нефть и природный газ, большая часть их приходится на Индонезию, Малайзию, Бруней.