Кто такой марс в древнем риме. Бог Марс

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом . Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Марс (бог)" в других словарях:

    МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см. ЮПИТЕР (в мифологии)), Марс, Квирин (см. КВИРИН)). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы,… … Энциклопедический словарь

    Марс: Марс бог римского пантеона Марс планета Солнечной системы Марс астрологическое понятие «Марс» серия советских межпланетных космических станций Марс площадка на топе составной мачты Mars, Incorporated американская продовольственная… … Википедия

    В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений

    - [бох], а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец,… … Энциклопедический словарь

    Бог войны, Арес; красная планета, градив Словарь русских синонимов. марс сущ., кол во синонимов: 8 арес (5) бог … Словарь синонимов

    Бог - (бох) а, зват.; бо/же; мн., бо/ги, бого/в; м. см. тж. бог в помощь, бог мой!, бог с тобой, дай бог, не дай бог … Словарь многих выражений

    Марс - крыл. сл. Марс. Сын Марса. Марсово поле В римской мифологии Марс бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение «сын Марса»; выражение «Марсово поле» в значении: поле битвы. Так же… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. (Источник: «Краткий словарь … Энциклопедия мифологии

    - (голл. mars). 1) дощатая или решетчатая площадка у вершины мачты. 2) (лат. Mars). Бог войны у древних римлян. 3) планета солнечной системы, по отдалению своему от солнца четвертая. 4) в алхимии железо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    1. МАРС, а; м. [от лат. mars мужчина] [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: бог войны (считался отцом Ромула и Рема, родоначальником римлян). 2. Четвёртая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Землёй и Юпитером. ◁… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Сеятели. Книга 1. Вселенское пламя , Алексей Беркут , Вы знаете, откуда произошло человечество, почему исчезли динозавры, почему Марс лишился атмосферы, и куда исчез Фаэтон, кто и зачем посещает Землю на сверхскоростных звездолетах, и кто такой… Категория: Научная фантастика Издатель: Издательские решения , электронная книга
  • Верну Богу его жену Ашеру. В 620 году до нашей эры в Иерусалиме запретили поклоняться Ашере – жене Бога , Игорь Владимирович Леванов , Бог-Отец сказал: «Игорь, верни мою жену Ашеру». Игорь, майор запаса, ответил: «Есть!» и вместе с НЛПером Леной отправился на поиск. Если найдут, два миллиарда христиан станут счастливыми,… Категория: Современная русская литература Издатель: Издательские решения , электронная книга

В мифологии, как ни в чем другом, выражается то, какие приоритеты имеет конкретный народ в своей духовной жизни. Например, у скандинавов бог войны - не только самый главный среди всех богов, но и самый высокоморальный среди всех высших существ. Он даже пожертвовал свой глаз для того, чтобы мир стоял. Бог же земледелия и торговцев - это хитрец и юла. Постоянно попадает в двусмысленные ситуации и отказывается от сражений.

Зеркало приоритетов

Марс, войны, никак не тянет на то, чтобы быть самым главным среди небесного божественного пантеона, потому что он слишком жесток и не умеет прощать никому. Римляне тонко подметили то, как меняются личности, когда начинают профессионально убивать себе подобных. Остервенение - вот какая самая главная черта характера их бога войны. Может, поэтому его и женило сознание народа на богине любви Венере, легкомысленной и ветреной. Это две крайности, которые дополняют друг друга. Народ римский чтил его, но не очень ревностно, потому что ничего животворящего война никогда не приносила. К могучему Юпитеру за помощью обращаться было как бы не по чину, поэтому они обращались к колченогому Пану. И тот понимал их, потому что взращивал жизнь и дружил с ларами и пенатами.

Вокруг него одни враги

Высшая божественная семейка римского народа была довольно сварливым сборищем. Меркурий сегодня дружен с Гефестом, а завтра найдет простого смертного - и давай его подначивать, чтобы тот наговорил дерзостей богу-кузнецу подземного огня. И подобные истории случались с каждым из богов, даже с Юпитером. Но это так понятно! Это так по-человечески...

И только бог Марс погружен в одну неотступную мысль - с кем бы сразиться и пролить кровь. Он даже на любовь с Венерой не разменивается. Его закаменелое сердце не подвластно стрелам Амура, шаловливого божка. Это страшит. Но мудрость способна остановить бога войны Марса. Под Троей во времена, когда он еще назывался Аресом, Афина остановила его, направив в грудь ему копье рукой Ахилла. И пролилась божественная кровь от руки героя. Но война продолжилась, потому что раненого тут же пригласили за стол Юпитера испить нектара. Поднесли чашу с ним. человечества - проливать человеческую кровь.

Народ, который половину древнего мира подчинил римскому орлу и постоянно рассылал во все стороны света медные легионы, божеству даже жертв не приносил. Считалось, что Марс (бог войны) сам себе находит жертвы в достаточных количествах. Это Пана нужно ублажать и приносить на его пенек краюху пресного хлеба и козье молоко, чтобы он свое лесное царство не насылал на обработанные поля.

Не очень древняя древность

А ведь древний бог войны не такой уж и древний! Ему никак не более 5 тысяч лет. У древних шумеров и египтян его не было. У еще более древних трипольских ариев грозный Громовержец надевал шлем лишь тогда, когда его лицо омрачалось и трепетала крыльями Обида. Тогда он призывал свою дочь Славу и говорил ей: «Иду в убийствах дело правое вершить» (из древнего гимна воина). Т. е. большинство древних народов в войне особой доблести не видели.

Марса выделили как отдельную божественную сущность тогда, когда начали образовываться государственные структуры. Но первоначальное понимание сущности войны так и не было до конца изгнано из умов народов силами «государственной необходимости». И даже архангел Михаил, ремейк древнего образа Светогора (свет горний, высший), не является профессиональным воином.

Без особых доблестей

Античные греки и римляне выделили Марса как бога войны, но не наделили его ни привлекательными чертами характера, ни особенными доблестями. Лишь у некоторых народов бог Марс представлялся вершиной таинственных иерархий, которые управляют миром. Эти народы можно перечислить на пальцах одной руки - монголы, древние евреи, папуасы из Папуа - Новой Гвинеи, скандинавы. Даже воинственное догонов, мужчины которого или спали, или воевали, своего бога войны в образе Змея держали подальше от своих жилищ - в пещере, чтобы он света белого не видел и не пожрал его.

Бог Марс пытается поссориться с Богом Фебом

Представляется рассказывающая, как видел мир Марс. Мифология римлян дает ясное представление о том, как зарождается война и какими средствами ее нужно предотвращать. В ссоре, в войне истины нет. Она в войне исчезает. И воин лишь тогда достоин своего высокого имени, когда он не является бездушным орудием Зла.

На одном из пиров богов светлый Феб начал удивлять всех своими творческими способностями. Он оживил посох Юпитера, украсив его листками мирта, его жене Юноне подарил вместо золотой короны, которая была изготовлена Гефестом в виде двух сплетенных змей с рубиновыми глазами, а вместо змей - двух живых птиц. Сам божественный кузнец, повелитель подземных огней, пришел в восторг и начал расхваливать творческие способности светлого бога солнца, признавая то, что подземные силы могучи, но они не имеют живой красоты.

Только один бог Марс оставался мрачным на веселом пиршестве, над которым царили мир и спокойствие. И вдруг он поднялся со своего места - широкий и могучий, и заслонил изящную фигуру Феба перед Юпитером. Он сказал: «А способен ли он защитить от меня все созданные им красоты?» и достал тяжелый меч. Все притихли. Но засмеялся светлый Феб. В руке его оказалась лира, он вышел из-за спины грозного бога и заиграл. Мгновенно рассеялись грозные тучи ссоры, а тяжелый меч Марса от звуков музыки превратился в Бросил древний бог войны посох на пол, но тот, железно звякнув, остановился у ног игравшего на лире светлого Феба.

Мораль данной мифологической притчи проста и в разъяснениях не нуждается.

Как нужно встречать Марса?

Когда с войной стучатся в дверь, то двери ей открывают добрые люди, чтобы война сама их не открыла. Так говорили И были правы. Римляне выразились еще жестче и точнее: «Кто хочет мира, тот готовится к войне». Хорошо это или плохо, но таковы реалии нашей жизни.

Те, которые молятся богу войны, бедствуют от неспособности создавать свои миры. Это происходит от скудости фантазии и отсутствия трудолюбия. Но и в войне они остаются такими же неспособными, как и в мире. И их остервенение страшно лишь тем, кто не вооружен. Недаром говорил Сципион, древнеримский полководец: «Лучшие солдаты - это крестьяне, потому что они упорные. А воинственные на войне мне не нужны».


АРЕС, Аре й (Ἄρης ),

в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны,
в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. Il. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859—861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403—407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889—898). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264—366). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, “Archiv für Religionswissenschaft”, 1920—22, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—24, № 22.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи» (римские копии). Арес изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «Арес и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях Арес изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «Арес и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж.Л. Давида). Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.

МАРС

(Mars),Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва — бык. От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии).
Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23).

В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Штаерман

Неожиданные выводы

Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов -покровителей или особые божества. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени.
Если говорить мудрёными словами, то Боги - это проявление архетипа народа.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как база - «обмен» божествами (или восприятие чужого архетипа).
Арей и Марс в «учебной» литературе преподносятся как один и тот же бог.
Однако даже при самом поверхностном сравнении бросается в глаза, что Арей не воспринимался греками как родной бог, они даже не признавали его сыном Зевса (отца богов), но потом всё же приняли как «нелюбимого» сына.
Вероятно, что Арей, безусловно, обладающий данными бога, напористо пришёл в Грецию извне (как результат вливания в греческую общность народа (или народов) почитающих Арея).
Арей силен, ловок, но не вызывает почтения у греков, его воинскому искусству они противопоставляют воинское искусство Афины, и похоже даже радуются его поражению под Троей.
Вероятно, что греки как войны имели свои навыки ведения войны, а сила Арея их пугает, они ищут от неё защиту у «своих» богов.
Совсем другое отношение к этому богу у римлян. Здесь Марс в троице великих богов. Один из самых почитаемых богов и отец основателя Рима (помним, что Рим (Мir) был основана протославянами - арийцами). Это их родной бог - Бог Арийцев. Их не пугают его грозные проявления, для них он родитель.
Получается, что римляне были арийцами. Также арийцами были племена галлов, британцев, жителей берегов Рейна! А греки нет. Поэтому и не любили они бога Арея.
PS: Интересное подтверждение своим выводам нашла .

А как же славяне? У славян один из верховых богов - Описание характеристик один в один Марс (Арей). Кстати жертва усечённого руского языка, так как должен был бы писаться через йотировнную А т.е. ЙАрило.

Римский бог Марс занимает важное место в древнеримской мифологии. Его почитали как надежного защитника и покровителя Рима, считали храбрым, честным и сильным воином, побеждающим врагов ради мира и процветания великого города. Он является аналогом кровожадного и коварного греческого бога Ареса.

Место Марса в пантеоне римских богов

Бог Марс - один из наиболее почитаемых персонажей римского пантеона. В соответствии с религиозной иерархией первое место принадлежит Юпитеру - властелину небес, бурь и гроз, в гневе метавшему молнии подобно греческому Зевсу. На втором по старшинству месте расположился Янус - бог солнечного света, который каждое утро открывал божественные врата и выпускал солнце на небо, а по вечерам снова запирал засовы. Марса, бога войны, римляне ставили лишь на третье место, хотя именно его прообраз ярче всего сохранился до наших дней. Древние жители Римской империи верили, что божество дарит им победы в сражениях, обеспечивает благополучие и процветание.

Бог войны и весны

Воинственные римляне почитали яростного и властного бога войны Марса как отца и родоначальника своего народа. Третий месяц года, март, был назван в его честь. Первое марта, первый день весны, древние римляне считали самым подходящим для начала новых военных сражений. Также в эти дни проводились большие конные турниры, посвященные божеству, так как лошади являлись незаменимыми помощниками воинов в бою.

Кроме благословения военных действий, у бога Рима Марса были и другие, более миролюбивые функции. Он почитался как бог весны и служил олицетворением мужского начала и производительной силы природы. Также в его обязанности входила охрана полей и сельскохозяйственных животных от вредителей и хищников. Кроме солдат, Марсу также поклонялись и крестьяне - пастухи и земледельцы приносили щедрые жертвоприношения в надежде на щедрый урожай и богатый приплод.

Марс и Нерио

Корзинка с младенцами зацепилась на берег, и дети сумели выбраться на сушу. Там их нашла волчица и выкормила, как своих детей. Когда Рем и Ромул выросли, они решили основать новую колонию и отправились искать подходящее место. Рему понравилось одно, а Ромулу - другое. Вспыхнула ссора, и Ромул убил своего брата. Горько сожалея о содеянном, юноша все-таки основал город и назвал его в честь погибшего брата - Roma.

Храм Марса

После основания Рима сыновьями бога Марса часть города была отведена под Марсово Поле. Здесь проводились военные и гимнастические тренировки, а также гражданские собрания. В центре поля был сооружен храм, посвященный богу войны. Служители святилища избирались исключительно из патрициев - членов благородных семей. По мифологии, в первый день весны с неба упал щит и попал прямо в руки второму царю Рима по имени Нум Помпилий. Римляне посчитали это благословением небес, и щит стал символом непобедимости римского войска. Чтобы священный артефакт не украли, служители культа создали еще 11 аналогичных щитов. Таким образом они надеялись запутать вероятных похитителей. Первого марта, в день почитания Марса, щиты выносили из храма и носили по всему Риму, демонстрируя святыню горожанам.

Марс и Арес

Арес также является богом войны, но относится к греческой мифологии. В отличие от Марса, божество Греции не вызывало особого уважения у местных жителей. Арес обладал вздорным и скверным характером, предпочитал вести войны коварным и вероломным способом. Марс же, напротив, был почитаем и уважаем, благословлял честные и справедливые военные действия, не допуская обмана.

Почему планету назвали Марсом

Четвертая планета Солнечной системы издавна привлекала внимание астрономов благодаря ясно различимой кроваво-красной окраске. Именно за цвет планета Марс названа в честь бога войны. Хотя справедливости ради стоит заметить, что оснований так поступать у астрономов не было. Да, Марс - бог войны, но древние римляне наделяли его такими качествами, как честь и справедливость, а не кровожадность и жестокость. Они считали божество скорее защитником и покровителем, чем полководцем, жаждущим славы и пустого кровопролития.

Марс (так называли его у римлян, у греков – Apec) – кровожадный бог войны. В Древней Греции он не был особенно почитаемым и лишь в воинственной Спарте имел некоторое значение. Однако римляне установили торжественный его культ. К характеру и мягким мирным нравам эллинов более подходил тип Афины Паллады . Эта богиня олицетворяет правильную войну, ведомую за правое дело или в защиту угнетенных. Марс же – воплощение кровожадности и ужасов войны: он не разбирает, на чьей стороне справедливость, и старается только увеличить число жертв и усилить смятение.

Мифы Древней Греции. Арес (Марс)

По странной случайности, древние искусства никогда не изображали этого бога сражающимся, а всегда в мирной позе, как бы отдыхающим после битв. Иногда, подобно Афине-Минерве , он держит на руке статую Ники (Победы) и оливковую ветвь. Чаще же всего Марс изображается с блестящим шлемом на голове и с мечом или копьем в руке. У греков очень редко встречаются отдельные статуи Марса, и только скульптор Алкмен Афинский изваял наконец настоящий тип бога войны, послуживший потом прототипом для всех последующих изображений Марса. Он изображен на статуе Алкмена статным, сильным мужем, с короткими вьющимися волосами и с мрачной думой на челе. Отличительные признаки этого бога – щит, копье, оливковая ветвь, волк и дятел.

Сохранилось немало памятников искусства, изображающих союз Марса и богини любви Венеры , которые в древности считались супругами. Рубенс написал на эту тему две прекрасные картины; одна из них находится в музее во Флоренции.

Купание Венеры и Марса. Художник Джулио Романо, 1526-1528

Марс принимал деятельное участие в войне богов с гигантами , он победил нескольких из них, но в свою очередь был взят в плен великанами Отом и Эфиальтом, которые держали его в оковах тринадцать месяцев. Группа скульптора Флаксмена изображает скованного бога, охраняемого великанами.

Грубого Марса могла только победить богиня красоты Венера. Союз войны с любовью, силы с красотою отвечал вполне греческому духу, и от союза Марса с Венерой родились дочь Гармония и Эрот (у римлян – Амур), бог любви.

Римские художники чаще и охотнее всего изображали Марса, поддававшегося обаянию богини красоты. На многих картинах этим богам приданы черты царствовавших в то время цезарей и их жен. Из новейших произведений пользуется большою известностью картина Пуссена в Лувре.

Марс, бывший, согласно мифам, противником греков во время Троянской войны , был ранен там на поле боя Диомедом . Дротик, пущенный этим греческим героем, был направлен Афиной в Марса. Почувствовав сильную боль, бог войны испустил крик, подобный воинственному крику тысяч сражающихся воинов, и отправился к Юпитеру жаловаться на Афину. Но повелитель богов принял его весьма немилостиво, говоря: «Непостоянный и кровожадный бог, перестань беспокоить меня своими жалобами; из всех жителей Олимпа я тебя одного ненавижу, ты любишь только распри, войну и убийство. Ты унаследовал строптивый и неуживчивый характер твоей матери Геры , которую я не всегда могу заставить повиноваться моей воле. Страдание, испытываемое тобою теперь, – только плоды ее советов». В Лувре находится небольшая картина Давида , изображающая Диомеда, только что бросившего дротик, и Марса, раненого, покрытого кровью.

Культ Марса был очень распространен среди римлян. Полководцы, отправляясь на войну, шли в храм этого бога просить его помощи против врагов; они дотрагивались до его щита и копья, повешенных над жертвенным алтарем, и громко произносили «Бодрствуй, Марс!» Особенные жрецы – салии («плясуны» или «пляшущие»), учрежденные Нумой Помпилием , исполняли в этих храмах разные обряды, охраняли анцилии (щиты) и устраивали торжественные процессии по городу, сопровождаемые пляской и пением. Согласно преданиям, во время страшной чумы, опустошавшей Рим, с неба упал щит, и чума прекратилась после того, как этот щит (анцилия) был торжественно обнесен вокруг города. Тогда по его образцу было изготовлено еще 11 щитов, которые раз в году, во время праздников в честь Марса, обносились вокруг города салийскими жрецами.

Обыкновенной спутницей Марса была Беллона – олицетворение кровавого боя, она управляла колесницей бога. Ее сопровождала целая свита: Страх (Фобос ), Бегство, Ужас (Деймос ) и Распря, которая способствовала гибели Трои , бросив среди богинь золотое яблоко (яблоко раздора). В древнем искусстве встречаются весьма редко изображения Беллоны, и только в последние времена ее часто изображали на батальных и декоративных картинах.