Конспекты занятий по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Перелетные птицы” Конспект по развитию речи в под гр

В этом разделе представлены уроки и занятия , помогающие детям научиться правильно и красиво говорить. Уроки развития речи стимулируют речевую активность детей, способствуют развитию речи ребенка.

На сайте сайт представлено 23 занятия по развитию речи детей.

Преподаватели начальных классов отмечают, что многие дети с трудом строят фразы, часто не умеют грамматически правильно оформить предложение, имеют бедный словарный запас. Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Это связано с недостаточным уровнем развития речи.

Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте. В наших уроках по развитию речи вы можете найти задания разной степени сложности. Если у ребенка что-то не получается, помогайте ему, подсказывайте.

Все занятия по развитию речи написаны доступным языком, задания даются в игровой форме, сопровождаются красивыми иллюстрациями, которые заинтересуют любого малыша.

Все занятия были проверены и одобрены практикующим педагогом по дошкольному образованию О.А.Воловской.

Ребенок знакомится с живыми и неживыми предметами (одушевленными и неодушевленными), учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кто?" или "Что?".


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос "Чего?". Он еще пока не знает, что такое родительный падеж, но правильно склонять слова уже может.


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кого?". Урок сопровождается большим количеством красочных фотографий животных.


Ребенку в игровой форме предлагается составить множество предложений со словами, отвечающими на вопросы дательного падежа: "Кому, чему?"


Составляем множество предложений со словами, отвечающими на вопросы творительного падежа: "Кем, чем?", вспоминаем сказку про Колобка


Составление предложений со словами, отвечающими на вопросы: "О ком, о чем, в чем, на чем?", использование предлогов "на" и "в" в зависимости от ситуации.


Животные и их детеныши - как правильно называть животных в мужском роде, женском, и их детенышей. Множество очень интересных фотографий зверей с их детками.


Подбираем уменьшительные и ласковые слова к одушевленным и неодушевленным предметам: различным животным, вещам, фруктам, ягодам.


Изучаем множество разных прилагательных и овощей, подбираем слова-описания к овощам и овощи к прилагательным. Ищем сходства и различия предметов.


Еще множество прилагательных к самым различным предметам: животным, фруктам, ягодам, посуде.


Ребенку в игровой форме предлагается составить сначала предложения, а потом небольшие рассказы по картинкам. Усложнение идет постепенно, объясняется разница между рассказом и коротким предложением


Начинаем изучать глаголы, правильно подбирать окончания глаголов к женскому, мужскому, среднему роду, словам во множественном числе. Придумываем действия животным и животных к действиям.


Изучение различных предлогов: "на, под, в" и т.д. Определение по картинкам что было вначале, что потом, что в конце, составление рассказа по нескольким картинкам


Множество длинных и коротких слов, ребенок учится определять - длинное слово или короткое, придумывать свои слова.



Повторение геометрических фигур, цветов, составление рассказа по картинке



Изучаются животные Африки, Австралии, составляются небольшие рассказы про них.



Составление рассказов по картинкам с кошками. Много интересных забавных фотографий кошек.



Учимся рассказывать какая на улице погода, какая погода была вчера и какая будет завтра. Рассматриваются варианты: светит солнце, идет дождь, на улице гроза, на улице идет снег.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности используется проблемная ситуация, видеоролики. В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, ИКТ, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук.Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.

Цель : совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего;
  • Упражнять в умении образовывать однокоренные слова;
  • Помогать правильно строить предложение, опираясь на мнемосхемы;
  • Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима».

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, воображение;
  • Развивать ассоциативное мышление;
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Активизировать участки головного мозга детей, отвечающих за развитие речи с помощью Су-Джок терапии.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность.
  • Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение) .
  • Наглядный (интерактивная игра, мнемосхемы) .
  • Игровой (Д/и «Снежная куча», массаж ладоней и пальцев рук шарами Су-Джок, подвижная речевая игра «Найди свой домик») .
  • Практический (составление предложений в парах) .
  • Музыкальное сопровождение.

Оборудование: Декорации леса, видеоролики, 2 журнальных столика, мольберт, сундук, клубок ниток, сугроб, снежинки, указка, «Дерево Мудрости», гирлянда, ширма, фонограммы, видеопроектор, м/м доска, интерактивная игра «Гусеница», обручи, подарочная коробка, игра в подарок детям «Азбука + арифметика».

Раздаточный материал: мнемосхемы, Су-Джок шары и кольца, игрушки, подушки, медальоны.

Предварительная работа: Знакомство с символами, составление предложений о зиме и зарисовывание их с помощью символов, словесная игра «Цепочка слов», упражнение «Назови словечко» (придумывание слов, начинающихся на твердый (мягкий) согласный, упражнение на подбор родственных слов к словам «лед», «лес», знакомство с массажными шарами и кольцами Су- Джок, разучивание слов к массажу.

Ход занятия

Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в волшебную страну. Там нас будет ждать сказочный герой и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы? (Да!)

А как вы думаете, на чём можно отправиться в наше путешествие? (Ответы детей)
- Давайте отправимся на волшебном транспорте - ковре-самолёте.

Стелю ковер.

Присядем и возьмёмся все крепко за руки и произнесём волшебные слова: «Крибле-крабле-бум!» (звучит музыка, имитирующая полёт)

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес,

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Вот мы с вами и волшебной стране!

«Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
вам будет в этом помогать
герой из русской сказки!

Ребята, дружно все шагайте,
да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями,
дерево Мудрости отблагодарит вас за старания!»

Давайте скажем наш девиз, чтобы всё у нас получилось: «Наш девиз: - Не унывать! Всё пройти и всё узнать!»

на экране Баба -Яга

Б-Я: - Вижу, к нам пожаловали храбрецы! Чего расшумелись-то? Или подарочков захотели, небось, от дерева Мудрости? Ха-ха-ха! Вы думаете так легко найти это дерево? Я сама его искала, да не нашла. Но я могу дать вам в помощь мой волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и путь держать надо. Его вы найдете…в сундуке, под елкой.

Находим сундук под елкой, достаем клубок.

Интересно, куда же нас поведет волшебный клубочек.

Клубок катится к интерактивной доске.

Включить игру.

Клубочек нас привел к первому заданию: Надо выложить Гусеницу из слов по цепочке. Для этого надо определить последний звук в заданном слове и на него выбрать следующую картинку.

Интерактивная игра «Гусеница».

Видеоролик.

Б-Я: Это же надо! Какие мудреные дети нынче пошли! Из слов гусеницу сложили!

Покатился наш клубок,
Накатился на сугроб!
Стоп! Преграда!
Хода - нет.
Здесь игра, ты дай ответ!

Ребята, клубок привел нас к снежной куче. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”

  • Есть слово ласковое, маленькое - жок.
  • Есть слово длинное - снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак - снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж - снегурочка.
  • Есть слово - фигура, вылепленная из снега - снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая - снежинка.
  • Есть слово - цветок - подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!

Ты катись, катись клубок,

На пути шары Су-Джок!

Вы шары в руках катайте,

И за мною повторяйте!

Дети берут в руки по 1 шарику.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Дети кладут шары на место и берут по1 массажному кольцу. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

На экране Б -Я.

Б-Я: я отродясь не видывала цветных ежиков! Мне только лесные попадались! Следуйте за клубочком дальше!

И покатился наш клубок дальше. Ребята, а здесь нас снова ждет игра. Игра называется «Найди свой домик». Давайте с вами вспомним, какой цвет обозначает твердый согласный? А мягкий согласный? Сейчас под музыку вы будете красиво бегать с игрушками на носочках, по окончании музыки вы должны найти домик для своей игрушки.

П/и «Найди свой домик»


Музыкальное сопровождение. Видеоролик.

Ты катись , катись клубочек ,
Помоги еще разочек .
Схему надо разгадать -
Предложение прочитать !

Проходите за столы , садитесь парами .

Раздаю таблицы .


Внимательно рассмотрите таблицу , составьте предложение о зиме , договоритесь , кто из вас будет отвечать , кто готов , поднимайте руку .

Работа с мнемотаблицами в парах .



На слайде Б

Я : А вы и вправду храбрецы ! Не испугались трудностей , со всеми заданиями справились ! Вы находитесь в одном шаге от Дерева Мудрости ! Будьте внимательны ! Смелей вперед !
Клубочек катится к Дереву Мудрости . Воспитатель открывает ширму , на дереве зажигается гирлянда .
Вот мы с вами и отыскали Дерево Мудрости !

За ваши знания и старания Дерево Мудрости награждает вас медалями . Снимите с Дерева по одной медальке возьмите себе за старания .
А еще Дерево дарит каждому из вас частичку своей мудрости - игру « Стану отличником ». Эта игра поможет вам подготовиться к школе и стать мудрее .

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, проходите все на ковер-самолет.

«Скажем вместе, скажем дружно,
В детский сад попасть нам нужно!»

Звучит музыка.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? А кому было сложно в этом путешествии? Какие задания вам показались наиболее затруднительными?

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 192 с.

В книге рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3-5 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: 14 .06.2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ИД Сфера" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 6
Характеристика речевого развития детей 6
Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы 7
Воспитание звуковой культуры речи 7
Словарная работа 7
Формирование грамматического строя речи 8
Развитие связной речи 9
Развитие коммуникативных умений 10
Методические указания 11
Конспекты занятий 16
Занятие 1. Пересказ сказки «Курочка Ряба» 16
Занятие 2. Рассматривание игрушек - поезда, коровы, кукушки, петуха 18
Занятие 3. Описание игрушек - котенка, жеребенка, мышонка 20
Занятие 4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» 23
Занятие 5. Описание внешнего вида куклы Оли 25
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем 29
Занятие 7. Составление рассказа об игрушках - котенке, зайчонке 31
Занятие 8. Описание игрушек - козлика, ослиха, парохода 35
Занятие 9. Пересказ сказки «Репка» 38
Занятие 10. Описание предметов одежды куклы Оли 40
Занятие 11. Составление описательного рассказа об игрушках - мишке и мышке 43
Занятие 12. Составление описательного рассказа об игрушках - кошке, мишке, мышке 45
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» 47
Занятие 14. Описание кукол Даши и Димы 49
Занятие 15. Проведение игры «Что в мешке у Буратино» 52
Занятие 16. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 55
Занятие 17. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» 57
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» 59
Занятие 19. Составление описательного рассказа об игрушках - пароходе, лисе, петухе 61
Занятие 20. Проведение игры «У Кати день рождения» 63
Занятие 21. Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке 66
Занятие 22. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 69
Занятие 23. Описание овощей и фруктов 72
Занятие 24. Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде 74
Занятие 25. Пересказ сказки «Козлята и волк» 77
Занятие 26. Описание предметов посуды 78
Занятие 27. Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов 81
Занятие 28. Составление рассказа на тему из личного опыта 83
Занятие 29. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 85
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Куры» 87
Занятие 31. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 90
Занятие 32. Составление описания по предметной картине 91
СРЕДНЯЯ ГРУППА 94
Характеристика речевого развития детей 94
Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы 95
Воспитание звуковой культуры речи 95
Словарная работа 96
Формирование грамматического строя речи 97
Развитие связной речи 98
Развитие коммуникативных умений 99
Методические указания 100
Конспекты занятий 106
Занятие 1. Описание игрушек - кошки и собаки 106
Занятие 2. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» ПО
Занятие 3. Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 112
Занятие 4. Составление описательного рассказа о питомцах 115
Занятие 5. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» 118
Занятие 6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 120
Занятие 7. Составление сюжетного рассказа по ролям 122
Занятие 8. Придумывание загадок-описаний об игрушках 124
Занятие 9. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» 127
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» 129
Занятие 11. Описание игрушек - белки, зайчика, мышонка 131
Занятие 12. Составление рассказа о любимой игрушке 134
Занятие 13. Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» 137
Занятие 14. Пересказ рассказа Я. Тайца«Поезд» 140
Занятие 15. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» 142
Занятие 16. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 144
Занятие 17. Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» 146
Занятие 18. Составление описания внешнего вида 149
Занятие 19. Составление рассказа с использованием предложенных предметов, 150
Занятие 20. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок 152
Занятие 21. Описание потерявшихся зайчат по картинкам 154
Занятие 22. Составление рассказа по «День рождения Тани» 155
Занятие 23. Составление описания животных по картинкам 156
Занятие 24. Составление описания по лексической теме «Овощи» 158
Занятие 25. Употребление в речи слов с пространственным значением 160
Занятие 26. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» 162
Занятие 27. Описание внешнего вида животных 164
Занятие 28. Составление рассказа по картине «Куры» 167
Занятие 29. Составление описаний персонажей сказки «Теремок» 170
Занятие 30. Определение специфических признаков предмета 172
Занятие 31. Определение предмета по его специфическим признакам 174
Занятие 32. Описание внешнего вида детенышей животных 176
Приложение 1. Методики выявления уровня развития связной речи младших дошкольников (по исследованию Л. Шадриной) 178
Использование ассоциативного метода для выявления уровня владения языком у детей пятого года жизни (из исследования А. Смаги) 180
Приложение 2. Литературный материал для занятий по пересказу 185
Пузырь, соломинка и лапоть (русская народная сказка) 185
Поезд 185
Курочка 185
Помощники 186
Петушок с семьей 186
Список использованной и рекомендуемой литературы 187

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и ее методическое обеспечение.
В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группах положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования) под руководством ФА Сохина и О.С. Ушаковой.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

В книге представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Содержание занятий соответствует основным требованиям к развитию речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи и является логическим продолжением методического пособия "Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет" О. Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной. Книга предназначена для педагогов, методистов, логопедов дошкольных и медицинских учреждений.

Состав семьи.
Задачи: обогащение и активизация словаря; формирование простого предложения, распространенного однородными подлежащими.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображающие членов семьи.

I. Оргмомент
Детям предлагается назвать имена мам и пап.
II. Беседа по теме занятия
Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о семье. Семья - это ребенок, его родители - мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сестры.

Каждому ребенку задаются вопросы.
- Как зовут маму (папу, бабушку, дедушку, брата, сестру)?
- Сколько человек в твоей семье?
- Кто ты маме (папе, бабушке, дедушке, брату, сестре)?
- Кто в твоей семье самый старший (младший)?
Два-три ребенка рассказывают о своей семье по вопросам логопеда.

III. Рассматривание сюжетных картинок
На наборное полотно выставляются сюжетные картинки с изображением двух-трех членов семьи. Детям последовательно показывают картинки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Кто здесь нарисован?
Дети. Мама и дочка.
Педагог. Что делают мама и дочка?
Дети. Мама и дочка читают.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
Организация занятий по развитию речи детей 4-5 лет
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Семья
Занятие 1. Состав семьи
Занятие 2. Моя дружная семья
Занятие 3. Занятия членов семьи
Части тела
Занятие 1. Человек, его части тела
Занятие 2. Части тела - мои помощники
Занятие 3. Признаки частей тела
Туалетные принадлежности
Занятие 1. Утро
Занятие 2. Вечер
Занятие 3. Купание куклы
Осень
Занятие 1. Листопад
Занятие 2. Признаки осени
Занятие 3. Лес осенью
Дом
Занятие 1. Дом и его части
Занятие 2. Строим дом
Занятие 3. Описание сюжетной картинки «Строительство дома»
Мебель
Занятие 1. Мебель и ее части
Занятие 2. Предметы мебели
Занятие 3. Три медведя
Игрушки
Занятие 1. Наши игрушки
Занятие 2. Куклы
Занятие 3. Мы играем
Продукты питания
Занятие 1. Завтрак
Занятие 2. Обед
Занятие 3. У Мишутки День рождения
Посуда
Занятие 1. Чайная посуда
Занятие 2. Столовая посуда
Занятие 3. Кухонная посуда
Домашние животные
Занятие 1. Друзья человека
Занятие 2. Помощники человека
Занятие 3. На ферме
Дикие животные
Занятие 1. Внешние признаки диких животных
Занятие 2. Пиша диких животных
Занятие 3. Жилища диких животных
Деревья
Занятие 1. Внешние признаки деревьев
Занятие 2. Отличительные признаки деревьев
Занятие 3. Как растут деревья
Зима
Занятие 1. Признаки зимы
Занятие 2. Снег. Свойства снега
Занятие 3. Зимний лес
Новогодний праздник
Занятие 1. Украшение елки
Занятие 2. Скоро праздник
Занятие 3. Новогодний праздник в лесу
Зимние забавы
Занятие 1. На горке
Занятие 2. На катке
Занятие 3. Игры зимой
Зимняя одежда
Занятие 1. Предметы зимней одежды
Занятие 2. Как мы одеваемся
Зимующие птицы
Занятие 1. Внешние признаки зимующих птиц
Занятие 2. Действия птиц
Занятие 3. Птицы зимой
Комнатные цветы
Занятие 1. Виды комнатных цветов
Занятие 2. Уход за комнатными цветами
Занятие 3. Как растут комнатные цветы
Профессии
Занятие 1. Воспитательница детского сада
Занятие 2. Врач
Занятие 3. Повар
Родная страна
Занятие 1. Моя страна
Занятие 2. Мой город
Занятие 3. Защитники Родины
Женский день
Занятие 1. Женщины
Занятие 2. Моя мама
Занятие 3. Скоро праздник
Весна
Занятие 1. Признаки весны
Занятие 2. Лес весной
Занятие 3. Сказка «Снегурочка»
Перелетные птицы
Занятие 1. Внешние признаки перелетных птиц
Занятие 2. Жилища перелетных птиц
Занятие 3. Скворцы прилетели
Транспорт
Занятие 1. Игрушечный транспорт
Занятие 2. Пассажирский транспорт
Занятие 3. Грузовой транспорт
Демисезонная одежда
Занятие 1. Предметы демисезонной одежды
Занятие 2. Ателье
Занятие 3. Описание сюжетной картинки «На прогулку»
Обувь
Занятие 1. Наша обувь
Занятие 2. Детская и взрослая обувь
Занятие 3. Магазин обуви
Домашние птицы
Занятие 1. Внешние признаки домашних птиц
Занятие 2. Птичий двор
Занятие 3. Рассказ «Курица и утята»
Овощи
Занятие 1. Признаки овощей
Занятие 2. Овощной магазин
Занятие 3. В огороде
Фрукты
Занятие 1. Признаки фруктов
Занятие 2. Магазин «Фрукты»
Занятие 3. В саду
Цветы "
Занятие 1. Виды садовых цветов
Занятие 2. Уход за садовыми цветами
Занятие 3. Рассказ «Подарок маме»
Насекомые
Занятие 1. Внешние признаки насекомых
Занятие 2. Действия насекомых
Занятие 3. На полянке
Скоро лето
Занятие 1. Признаки лета
Занятие 2. Летом в лесу
Занятие 3. Летние забавы
Список использованной и рекомендуемой литературы.