История психологии (Ярошевский М. )

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

, Российская Федерация

Известен как психолог , историк науки , специалист по истории науки (в частности, психологии), психолингвистике психологии творчества

Михаи́л Григо́рьевич Яроше́вский (22 августа , Херсон - 22 марта , Москва) - советский и российский психолог , историк науки , специалист по истории науки (в частности, психологии), психолингвистике , теории и методологии психологии, психологии творчества . Доктор психологических наук (1961), профессор, почётный академик РАО , главный научный сотрудник .

Биография

Михаил Григорьевич Ярошевский родился в 1915 году в Херсоне. Рано потеряв мать, Ярошевский на всю жизнь сохранил нежные и трогательные воспоминания о ней, а её фотография до конца жизни стояла у него на столе. Отношения с отцом и мачехой у мальчика не сложились, поэтому сразу после окончания школы он покинул родной город и переехал в Ленинград, где поступил на факультет русского языка и литературы . Именно в этом вузе Ярошевский стал учеником выдающегося учёного С. Л. Рубинштейна , подружился со многими примечательными сокурсниками, в частности с Л. Н. Гумилёвым . Окончив в 1937 году институт, Ярошевский поступил в аспирантуру к Рубинштейну, одновременно работая учителем в средней школе Ленинграда и организовав студенческий научный кружок. В это время он впервые погрузился в научную деятельность, получил признание и любовь студентов, когда ему пришлось заменить Рубинштейна на одной из лекций. Однако вскоре научная и педагогическая деятельность Ярошевского были прерваны. 9 февраля 1938 года он был арестован и пробыл в тюрьме почти год. На его счастье, был смещён со своего поста нарком внутренних дел Ежов , а его преемник Берия на некоторое время ослабил репрессии, выпустив небольшую часть заключённых. В их число попал и Ярошевский, хотя полностью реабилитирован он был только в мае 1991 года.

Оставаться в Ленинграде для него было не безопасно, поэтому в середине 1940-х годов Ярошевский по предложению своего учителя С. Л. Рубинштейна переехал из Ленинграда в Москву. Он был зачислен в организованный Рубинштейном сектор психологии в . Одновременно он продолжил исследовательскую деятельность в аспирантуре Государственного института психологии, который позднее был переименован в . В этот период Ярошевский не только работал, но одно время и жил в институте, так как своего жилья в Москве у него ещё не было. Продолжая начатую с Рубинштейном в педагогическом институте научную работу, Ярошевский хотел в своём исследовании соединить филологию и теорию психологии, поэтому его привлекла фигура А. А. Потебни .

В Психологическом институте он в 1945 году защитил кандидатскую диссертацию «Учение А. А. Потебни о языке и сознании». В работе были проанализированы психологические аспекты лингвистической теории Потебни, раскрыты взаимосвязи различных форм слова, показано влияние идей Потебни на психолингвистические теории начала ХХ века. Ярошевский впервые начал изучение особого направления в российской психологической науке, которое несколько позднее получило название «культурно-историческое» и одним из основателей которого, как это было убедительно показано в диссертации Ярошевского, был Потебня. Диссертация была единогласно принята учёным советом института, получила одобрение ведущих психологов, прежде всего А. А. Смирнова и Б. М. Теплова , и перед Ярошевским, казалось, открывалась интересная перспектива дальнейшей работы в институте. Однако развернувшаяся в 1951 году кампания борьбы с космополитизмом не миновала и Институт философии и Общей и педагогической психологии. Ярошевский был вызван на Лубянку , где ему было предложено дать показания против своего учителя Рубинштейна, попавшего тогда под подозрение. Опасность повторного ареста, вызванная отказом от этого предложения, привела к необходимости отъезда из Москвы в Таджикистан , где Ярошевский прожил до 1965 года. Таджикистан был выбран не случайно, так как ещё во время войны он вместе с Рубинштейном и другими сотрудниками института был эвакуирован в Ленинабад , где работал старшим преподавателем кафедры языка и литературы . Именно в этот вуз он и вынужден был вернуться в 1951 году. Однако активная научная и педагогическая деятельность Ярошевского не прекратилась и в Таджикистане. В 1960 году он организовал кафедру психологии в , а также лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете , которые возглавлял до своего отъезда в Москву в 1965 году.

По возвращении Ярошевский начал работать в , где он в 1968 году создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В 1990-е годы он был избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук и почётным академиком РАО . В течение многих лет был членом редколлегии журналов «Вопросы психологии », «Вопросы истории естествознания и техники » и «Психологического журнала ».

Основные идеи

М. Г. Ярошевский известен прежде всего как автор многочисленных работ по истории и методологии психологии. В качестве важнейшего принципа, определяющего развитие психологии, он рассматривает принцип детерминизма. В своём труде «История психологии» (1966) он прослеживает историю развития психологического знания (от древневосточной психологической мысли до современности) под углом того, как изменялось понимание этого принципа. История психологии рассматривается Ярошевским как история прогресса «детерминистического знания» . В монографии «Психология в XX веке» (1971) Ярошевский обратился к исследованию устойчивых и неизменных компонентов научного знания - научных категорий, принципов и проблем. Анализируя основные направления психологии, он выделил основные категории, которые служат основанием каждого направления (образ, мотив , действие, отношение и личность) . В последующих работах Ярошевский обратился к изучению социальных аспектов развития научного знания, ввёл понятие «оппонентный круг» - круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность учёного . Разработал программно-ролевой подход к изучению развития науки .

С 1965 г. М. Г. Ярошевский работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, где он создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В последнее десятилетие научная деятельность М. Г. Ярошевского была тесно связана и с , где он занимался вопросами научных школ, существовавших в нём, а также исследованием истории института. В эти же годы он был избран почётным академиком Российской Академии образования (1990) и действительным членом Нью-Йоркской Академии наук (1994).

М. Г. Ярошевский открыл многие важные принципы науковедения, категориального строя психологии и её методологии. Фактически именно он заложил основы науковедения в России, в том числе и подходы к исторической психологии науки. Для развития этого направления М. Г. Ярошевский использовал разработанные им методы категориального анализа. Этот подход предполагал учёт социально-исторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсознательного и других детерминант, определивших появление идей, которые лежат в основе деятельности научной школы.

«Репрессированная наука» М. Г. Ярошевского

Ярошевский известен своим авторством статьи «Кибернетика - наука мракобесов», которая часто упоминается в контексте идеологической кампании против кибернетики в СССР . В качестве редактора и комментатора Ярошевский также принял участие в редактировании шеститомного собрания сочинений Выготского , в ходе которого были допущены грубейшие редакторские ошибки, цензурные вмешательства и явные фальсификации оригинального текста Выготского .

Автор книги о Выготском и ведущий специалист по так называемой истории «репрессированной науки»: термин был введён Ярошевским для обозначения преследований учёных, цензуры научных текстов, фальсификации науки советского периода и искажения истории этой науки.

Основные работы

Книги

  • Ярошевский М. Г. Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961;
  • Ярошевский М. Г. История психологии. 1966; несколько изданий
  • Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л. И. Анцыферовой);
  • Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981;
  • Ярошевский М. Г. Психология в XX в.;
  • Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского , М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат , 1985. - 431 с.
  • Ярошевский М. Г. Репрессированная наука / Под ред. М. Г. Ярошевского. - СПб. : Наука , 1994. - 317 с.
  • Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М. : Инфра-М, 1998. - 525 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-86225-812-4 .
  • Ярошевский М. Г. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М. : Академия, 2002. - 512 с.

Статьи

  • Ярошевский М. Г. Кибернетика - наука мракобесов [ фрагменты ] // Литературная газета , 5 апреля 1952
  • Ярошевский М. Г. Ответ И. П. Павлова американским реакционным психологам // Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии [Текст] : сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии; отв. ред. С. А. Петрушевский. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. - 476 с.
  • Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии , 1985. - № 6. - С.14
  • Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: поиск принципов построения общей психологии (к 90 летию со дня рождения) // Вопросы психологии , 1986. - № 6. - С.95
  • Ярошевский М. Г. В школе Курта Левина (Из бесед с Б. В. Зейгарник) // Вопросы психологии , 1988. - № 3. - С.172
  • * Ярошевский М. Г.

Ярошевский М.Г. - об авторе

Окончил ЛГУ. Во время учёбы в ЛГУ был репрессирован, но после ареста Ежова выпущен. В 1945 под руководством С. Л. Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение Потебни о языке и сознании». С этого же времени работал в секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. Во время кампании борьбы с «космополитами» уехал в Таджикистан. С 1951 по 1964 организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965 работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Был членом редколлегий журналов «Вопросы истории естествознания и техники» и «Психологического журнала».

Учениками М. Г. Ярошевского является ряд известных современных российских психологов, в частности, Т. Д. Марцинковская и др. Именно М. Г. Ярошевский явился автором статьи «Кибернетика — наука мракобесов», давшей начало идеологической кампании против кибернетики в СССР. Впоследствии сожалел об авторстве этой статьи и издал сборник о репрессиях в советской науке.

Ярошевский М.Г. - книги бесплатно:

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной...

Возможные форматы книг (один или несколько): doc, pdf, fb2, txt, rtf, epub.

Ярошевский М.Г. - книги полностью или частично доступны для бесплатного скачивания и чтения.

М.Г.Ярошевский

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

от античности до середины ХХ в.

М., 1996 Михаил Григорьевич Ярошевский

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Психологическая наука и ее предмет. История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т.п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т.е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

Каждая новая крупица научного знания о психике добывалась усилиями многих поколений исследователей природы и психической организации чело века, динамики его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другим изучает история психологии.

Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии – другой. Их непременно следует разграничивать.

Что же является предметом психологии? В самом общем определении – психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.

Следует объяснить, во-первых, какими признаками отличается психика от других явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных. Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления обозначались словом "душа". Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психических качествах человека, при том не только тогда, когда, подчеркивая его положительные качества, говорят об его душевности. Мы увидим, что в истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин "душа" уступил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике. Долгое время оно оставалось в тени, однако в конце прошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведением. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологией как наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг явлений, подлежащих ее ведению, той формы жизни, которой дали имя "поведение". С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета нашей науки. Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпели воззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразить его в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.

Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело – предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий.

Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной стороны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром – с другой. Естественно поэтому, что любая попытка освоить предметную область психологии включала наряду с изучением то го, что испытывает субъект, его зримые и незримые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов (различных форм взаимоотношений индивида с другими людьми). Когда изменялись взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и научные данные о психике.

Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.

Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее, в практике своей жизни познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горю честь и т. д. Равным образом, не изучая психологии, человек способен разбираться в психическом облике своих ближних. Но, подобно тому, как наука раскрывает перед ним устройство и законы физического мира, она просвечивает своими понятия ми тайны психического мира, позволяет проникнуть в законы, которые им правят. Шаг за шагом их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки историчен. И эта история вовсе не оборвалась на сегодняшних рубежах.

Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выяснения его "биографии", без воссоздания "драмы идей", в которой были задействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки.

Поскольку мы затронули вопрос, касающийся отличия житейской мудрости от научного знания, следует хотя бы кратко оценить специфику последнего.

Теоретическое и эмпирическое знание. Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово "теория" греческого происхождения. Оно означает систематически изложенное об общение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение соотносится с данными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, т.е. наблюдений и экспериментов, требующих прямого контакта с изучаемыми объектами.

Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину действительности, тогда как эмпирические свидетельства органов чувств - иллюзорную.

Об этом говорит вечно поучительный пример вращения Земли вокруг Солнца. А.С.Пушкин в стихотворении "Движение", описывая спор отрицавшего движение софиста Зенона с киником Диогеном, занял сторону первого.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить:

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день прея нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Зенон в своей известной апории "стадия" обнажил проблему противоречия между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающей теоретической трудностью. Прежде чем пройти стадию (мера длины), требуется пройти ее половину, но прежде этого – половину половины и т.д., т.е. невозможно коснуться бесконечного количества точек пространства в конечное время.

Опровергая эту апорию молча, простым движением, Диоген игнорировал Зенонов парадокс. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, подчеркнул великое преимущество теории напоминанием об "упрямом Галилее", благодаря которому за видимой, обманчивой картиной мира открылась истинная.

В то же время эта истинная картина, противоречащая чувственному опыту, была создана исходя из его показаний, поскольку использовались наблюдения перемещений Солнца по небосводу.

Здесь выступает еще один решающий признак научного знания – его опосредованность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком относится к научным представлениям о психике.

На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о фактах своей душевной жизни (ведь "чужая душа – потемки"). Причем та кого мнения придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от других дисциплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"), особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из которых образуется структура сознания.

Однако прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу. Именно он дает возможность кос венным, опосредованным путем преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты личности о своих ощущениях, переживаниях и т.п. "сырой" материал, который только благодаря обработке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим научный факт отличается от житейского.

Сила теоретической абстракции и обобщений рационально осмысленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений.

В отношении наук о физическом мире это для всех очевидно. Опора на изученные законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления, например нерукотворные солнечные затмения и эффекты производимых людьми ядерных взрывов.

Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни далеко до физики. Изучаемые ею явления неизмеримо превосходят физические по своей сложности и трудности их познания. Физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами психолога Ж. Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Тем не менее, и о детской игре, как особой форме человеческого поведения, отличной от игр животных (в свою очередь, любопытного феномена), психология знает теперь немало. Изучая детскую игру, она открыла ряд факторов и механизмов, касающихся закономерностей интеллектуального и нравственного развития личности, мотивов ее ролевых реакций, динамики социального восприятия.

Простое, всем понятное слово "игра" – крошечная вершина гигантского айсберга душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процессами, историей культуры, "излучениями" таинственной человеческой природы.

Сложились различные теории игры, объясняющие посредством методов научного наблюдения и эксперимента ее многообразные проявления. От теории и эмпирии протянулись нити к практике, прежде всего педагогической (но не только к ней).

В кругу взаимосвязи теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание. В его построении обычно незримо представлены философские, методологические установки исследователей. Это касается всех наук, применительно же к психологии связь с философией являлась особенно тесной. Более того, до середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии. По этому печать конфронтации философских школ лежит на конкретных учениях о психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим объяснениям противостояли идеалистические, ратовавшие за версию о духе как первоначале бытия. Зачастую идеализм соединял научное знание с религиозными верованиями. Но религия является отличной от науки сферой культуры, имеющей свой образ мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует.

Вместе с тем ошибочно было бы считать психологические учения, созданные в русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную роль в прогрессе психологического познания сыграли идеалистические системы Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших вер сию о природе душевных явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими явлениями поглощены различные формы культуры – не только религия, философия, наука, но так же искусство, причем каждая из этих форм испытывает свою историческую судьбу, то, обращаясь к истории психологии, надо определить критерии, на которые следует ориентироваться в этой области исследований, чтобы реконструировать ее собственную летопись.

Предмет истории психологии. История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира.

Научная деятельность в трех аспектах. Эта деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.

Логика развития науки. Когнитивный аппарат выражен во внутренних познавательных ресурсах науки. Поскольку наука – это производство нового знания, они изменялись, совершенствовались. Эти средства образуют интеллектуальные структуры, которые можно назвать строем мышления. Смена одного строя мышления другим происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику, эту закономерность не изучает.

Так, в XVII веке сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что действиями организма управляет душа – незримая бестелесная сила. Апелляция к бестелесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.

Это можно пояснить следующим сравнением. Когда в прошлом веке был изобретен локомотив, группе немецких крестьян (как вспоминает один философ) объяснили его механизм, сущность его работы. Выслушав внимательно, они заявили: "И все же в нем сидит лошадь". Раз в нем сидит лошадь, значит – все ясно. Сама лошадь в объяснении не нуждается. Точно так же обстояло дело и с теми учениями, которые относили действия чело века за счет души. Если душа управляет мыслями и поступками, то все ясно. Сама душа в объяснении не нуждается.

Прогресс же научного знания заключался в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание – это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии. Если вернуться к упомянутой научной революции, когда тело было освобождено от влияния души и стало объясняться по образу и подобию работающей машины, то это произвело переворот в мышлении. Результатом же явились открытия, на которых базируется современная наука. Так, французский мыслитель Р.Декарт открыл механизм рефлекса. Не случайно наш великий соотечественник И.П.Павлов поставил около своей лаборатории бюст Декарта.

Причинный анализ явлений принято называть детерминистским (от лат. "детермино" – определяю). Детерминизм Декарта и его последователей был механистическим. Реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего предмета и другие реакции организма, которые прежде ставились в зависимость от души, отныне объяснялись воздействием внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Данной же схемой объяснялись простейшие чувства (зависящие от состояния организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и другие функции организма, относимые к разряду психических.

Такой строй мышления царил до середины XIX века. В этот период в развитии научной мысли произошли новые революционные сдвиги. Учение Дар вина коренным образом изменило объяснение жизни организма. Оно доказало зависимость всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Это был биологический детерминизм, который пришел на смену механистическому.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все, что не способствует выживанию организма. Из этого следовало, что и психика не могла бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за существование. Но ее реальность можно было понимать по-разному. Можно было трактовать психику как исчерпывающе объяснимую теми же причинами (детерминантами), которые правят всеми другими биологическими процессами. Но можно предположить, что она этими детерминантами не исчерпывается. Прогресс науки привел ко второму выводу.

Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Тогда и возникла психология как самостоятельная наука.

Крупные изменения в строе мышления о психических явлениях произошли под влиянием социологии (К.Маркс, Э.Дюркгейм). Изучение зависимости этих явлений от общественного бытия и общественного сознания существенно обогатило психологию. В середине XX века к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который условно можно на звать информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления кибернетики, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании).

Стало быть, имеется определенная последовательность в смене стилей научного мышления. Каждый стиль определяет типичную для данной эпохи кар тину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних понятий, категорий, интеллектуальных структур в другие) изучаются историей науки, и только ею одной. Такова ее первая уникальная задача.

Вторая задача, которую призвана решать история психологии, заключается в том, чтобы раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками. Физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое; ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу.

Изучение истории психологии позволяет уяснить ее роль в великой семье наук и обстоятельства, под влиянием которых она изменялась. Дело в том, что не только психология зависела от достижений других наук, но и эти последние – будь то биология или социология – изменялись в зависимости от ин формации, которая добывалась благодаря изучению различных сторон психического мира. Изменение знаний об этом мире совершается закономерно. Конечно, здесь перед нами особая закономерность; ее нельзя смешивать с логикой, изучающей правила и формы любых видов умственной работы. Речь идет о логике развития, то есть об имеющих свои законы преобразованиях научных структур (таких, например, как названный стиль мышления).

Общение – координата науки как деятельности. Когнитивный аспект неотделим от коммуникативного, от общения людей науки как важнейшего проявления социальности.

Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько ее сторон. Особенности общественного развития в конкретную эпоху преломляются сквозь призму деятельности научного сообщества, имеющего свои нормы и эталоны. В нем когнитивное неотделимо от коммуникативного, познание – от общения. Когда речь идет не только о сходном осмыслении терминов (без чего обмен идей невозможен), но об их преобразовании (ибо именно оно совершается в научном исследовании как форме творчества), общение выполняет особую функцию. Оно становится креативным.

Общение ученых не исчерпывает простой обмен ин формацией. Бернард Шоу писал: "Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то остаемся при своих – у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей".

Эта наглядная картина преимуществ интеллектуального общения не учитывает главной ценности общения в науке как творческом процессе, в котором возникает "третье яблоко" – когда при столкновении идей происходит "вспышка гения".

Если общение выступает в качестве непременно го фактора познания, то информация, возникшая в научном общении, не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума. Она порождается пересечением линий мысли, идущих из многих источников.

Реальное же движение научного познания вы ступает в форме диалогов, порой весьма напряженных, простирающихся во времени и пространстве. Ведь исследователь задает вопросы не только при роде, но также другим ее испытателям, ища в их ответах приемлемую информацию, без которой не может возникнуть его собственное решение. Это побуждает подчеркнуть важный момент. Не следует, как это обычно делается, ограничиваться указанием на то, что значение термина (или высказывания) само по себе "немо" и сообщает нечто существенное только в целостном контексте всей теории. Такой вывод лишь частично верен, ибо не явно предполагает, что теория представляет собой нечто относительно замкнутое.

Конечно, термин "ощущение", к примеру, лишен исторической достоверности вне контекста конкретной теории, смена постулатов которой меняет и его значение. В теории В.Вундта, скажем, ощущение означало элемент сознания, в теории И.М.Сеченова оно понималось как чувствование-сигнал, в функциональной школе – как сенсорная функция, в современной когнитивной психологии – как момент перцептивного цикла и т.д. и т.п.

Различное видение и объяснение одного и того же психического феномена определялось "сеткой" тех понятий, из которых сплетались различные теории. Можно ли, однако, ограничиться внутритеоретическими связями понятия, чтобы раскрыть его содержание? Дело в том, что теория работает не иначе, как сталкиваясь с другими, "выясняя отношения" с ними. (Так, функциональная психология опровергала установки вундтовской школы, Сеченов дискутировал с интроспекционизмом и т. п.) Поэтому значимые компоненты теории неотвратимо несут печать этих взаимодействий.

Имеет большое образовательно-нравственное... С. 610. 89 Дессуар М. ОчеркПояснительная записка

Петровский А.В. История советской психологии . М., 1967. 4. Хрестоматия по истории психологии . Период открытого... . Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. - М.,1974. 14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г История психологии . 15. История психологии в...

от античности до середины ХХ в.


В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных

наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее

взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории

отечественной психологической мысли.

ISBN 5-7695-0068-9
Содержание:
От автора

Глава I



Психологическая наука и ее предмет

Теоретическое и эмпирическое знание

Предмет истории психологии

Научная деятельность в трех аспектах

Логика развития науки

Общение – координата науки как деятельности

Личность ученого

Задачи истории психологии

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО

Анимизм


Гилозоизм

Гераклит: душа как «искорка Логоса»

Демокрит: душа – поток огненных атомов

Гиппократ: учение о темпераментах

Алкмеон: мозг – орган души

Анаксагор: «ум» как начало вещей

Софисты: учителя мудрости

Сократ: познай самого себя

Платон: душа и царство идей

Аристотель: душа – способ организации тела

Психологические воззрения в эпоху эллинизма

Стоики


Эпикурейцы

Проблемы нравственного поведения и воспитания

Александрийская наука


Филон: пневма как дыхание

Плотин: понятие о рефлексии

Августин: понятие о внутреннем опыте
ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И

ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ


ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА

Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного

Томас Гоббс: ассоциация идей

Джон Локк: два вида опыта


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Давид Гартли: основоположник ассоцианизма

Джордж Беркли: вещь как комплекс

Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций

Историческая судьба учения об ассоциациях

Психологические взгляды французских просветителей

Ростки исторического подхода

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Естественнонаучные предпосылки

Развитие ассоцианизма

Джон Стюарт Милль: ментальная химия

Александр Бэн: пробы и ошибки

Герберт Спенсер: эволюционная психология

Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика

Появление принципа биологическога детерминизма

Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Сертификат» на независимость

Эрнст Вебер: зарождение психофизики

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики

Франц Дондерс: время реакции

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции

Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов

Изучение навыков
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблема индивидуальных различий

Развитие метода тестов

Альфред Бине: диагностика умственного развития
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область

Стелла Холл: рождение педологии

Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии

Эрнст Мейман: педагогическая психология

Эдуард Клапаред: идея саморазвития

Арнольд Гезелл: нормальное детство

Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка

Карл Бюлер: стадии психического развития

Маргарет Мид: этнопсихология детства


ЗООПСИХОЛОГИЯ

Дарвин и подъем сравнительной психологии

Психика животных и психика человека

«Закон экономии» Ллойд-Моргана

Дискуссия о вариативности поведения

Жак Леб: теория тропизмов

Можно ли приписать сознание инфузории?

Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом

Познаваемасть психических актов
СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Психология народов»

«Коллективный организм»

Вклад психоневрологов

Внушение и подражание

Э.Дюркгейм: коллективные представления

Концепция ценностей

Концепция инстинктов


ПСИХОТЕХНИКА

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ
СТРУКТУРАЛИЗМ
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
БИХЕВИОРИЗМ
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа

Карл Густив Юнг: аналитическая психология

Альфред Адлер: индивидуальная психология


НЕОФРЕЙДИЗМ

Карен Хорни: образ Я

Эрих Фромм: «бегство от свободы»

Гарри Спок Салливен: межличностные отношения

Эрик Эриксон: Эго-психология
ТЕОРИЯ ШТЕРНА
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Середина века

Два направления в проблеме человека

Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского

П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте

К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики

А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль

Изменение социальной ситуации в конце XIX века


УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА

Университетскае психологические школы

Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души

Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Н.Я.Грот: личность и свобода воли

Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма

С.Л.Франк: душа человека

М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики

А.И.Введенский: знание и вера

Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества

Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства

Некоторые итоги


РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Первые шаги

Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии


РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

Достойный памятник русского ума

И.М.Сеченой – основатель науки о поведении

И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности

Объективная психология В.М.Бехтерева

А.А.Ухтомский – учение о доминанте


ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Реактология

Психология социального бытия Г.Г.Шпета

Разгром педологии

Л.С.Выготский: теория высших психических функций
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

М.Я.Басов: человек – деятель в среде

С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности


О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Послесловие
ОТ АВТОРА
Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в

двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об

устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой -

возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления

нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят до

стижения прошлого.


На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие

конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о

поведении и сознании. Помочь читателю про следить, как из века в век

создавалась эта система, - задача этой книги. В ней конспективно представлены

психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись

психологического познания.
Конечно, подход каждого исследователя своеоб разен, на нем сказываются приметы

времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же - "ничто

так не меняется, как неизменное про шлое"; оно по-разному видится в зависимости

от ме тодологических воззрений исследователя.


В смене научных теорий и фактов, которую иног да называют "драмой идей", есть

определенная ло гика - сценарий этой драмы. Вместе с тем произ водство знаний

всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непо

знанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать

полноценную картину

этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо

рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и лич постной.
Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.

е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах,

научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также

глубинного лич ностного, духовного смысла.


Человек не может осмысленно жить и действо вать, если его существование не

опосредовано ка кими-то устойчивыми ценностями, несравненно бо лее прочными,

чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они

надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания.

Приобщаясь к ис тории науки, мы ощущаем причастность к велико му делу, которым

веками были заняты благород ные умы и души и которое незыблемо, пока суще

ствует человеческий разум.
Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических

работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

ГЛАВА I
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Психологическая История психологии - это наука и ее особая отрасль знания,

имеющая предмет собственный предмет. Его нель зя смешивать с предметом самой

психологии как науки.
Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни,

которую обычно называют душевной или психической.


Каждый знает, что люди различаются по характе ру, способности запоминать и

мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. .п. Такие обыденные

представления о различиях между людьми складыва ются у нас с малых лет и

обогащаются по мере на копления жизненного опыта.


Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто

лучше других раз бирается в окружающих людях, в их вкусах, пред почтениях,

мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока

человеческих душ (не зависимо от того, читал ли он книги по психологии,

обучался ли специальному анализу причин поведе ния или душевной смуты), т. е.

здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.


Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря

ему люди ов ладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики,

открыли законы физики и хи-мил. И не случайно научная психология стоит в одном

ряду с этими дисциплинами. Она взаимо действует с ними, но ее предмет

неизмеримо слож нее, ибо сложнее человеческой психики нет ниче го в известной

нам Вселенной.


Каждая новая крупица научного знания о психи ке добывалась усилиями многих

поколений исследователей природы и психической организации чело века, динамики

его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная

коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, пе реходы от одних

ее форм к другим изучает история психологии.
Итак, у психологии один предмет, а у истории пси хологии - другой. Их

непременно следует разграни чивать.


Что же является предметом психологии? В самом общем определении - психика живых

существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя

удовлетвориться.
Следует объяснить, во-первых, какими призна ками отличается психика от других

явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных.

Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем

же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления

обозначались словом "ду ша". Да и поныне это слово часто.звучит, когда речь

идет о психических качествах человека, при том не только тогда, когда,

подчеркивая его поло жительные качества, говорят об его душевности. Мы увидим,

что в истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин "душа" ус

тупил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но

настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось

понятие о бессознательной психике. Дол гое время оно оставалось в тени, однако

в конце прошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные

взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведе нием.

Но и этим представление о сфере, изучае мой психологией как наукой, отличной от

других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг

явлений, подлежащих ее ве дению, той формы жизни, которой дали имя "по ведение".

С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета нашей науки. Уже

это са мо по себе говорит о глубинных изменениях, кото рые претерпели воззрения

на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобра-зять его в

понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.


Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по

себе, независи мо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело -

предмет науки. Она его строит с по мощью специальных средств, своих методов,


Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей

их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в

жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной сто

роны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром - с другой.

Естественно поэ тому, что любая попытка освоить предметную об ласть психологии

включала наряду с изучением то го, что испытывает субъект, его зримые и незри

мые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов

(различных форм взаимоотношений индивида с другими людь ми). Когда изменялись

взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и

научные данные о психике..


Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным

кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных пережи ваний и

наблюдений за окружающими, из своего пси хологического опыта.
Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее в практике своей жизни

познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горю честь и т. д.

Равным образом, не изучая психоло гии, человек способен разбираться в

психическом облике своих ближних. Но подобно тому как наука раскрывает перед

ним устройство и законы физи ческого мира, она просвечивает своими понятия ми

тайны психического мира, позволяет проник нуть в законы, которые им правят. Шаг

за шагT их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин

новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки

историчен. И эта история вовсе не оборва лась на сегодняшних рубежах.

Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выяснения его

"биографии", без вос создания "драмы идей", в которой были задейст вованы и

величайшие умы человечества, и скром ные труженики науки.


Поскольку мы затронули вопрос, касающийся от личия житейской мудрости от

научного знайия, сле дует хотя бы кратко оценить специфику последнего.


Научное знание принято де-Теоретическое лить на теоретическое и эмпири-в

эмпирическое ческое. Слово "теория" греческо-знание го происхождения. Оно

означает систематически изложенное об общение, позволяющее объяс нять и

предсказывать явления. Обобщение соотно сится с данными опыта, или (опять же

по-гречески) эмпирии, т. е. наблюдений и экспериментов, требу ющих прямого

контакта с изучаемыми объектами.


Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину

действительности, тог да как эмпирические свидетельства органов чувств -

иллюзорную.
Об этом говорит вечно поучительный пример вра щения Земли вокруг Солнца. А. С.

Пушкин в стихо творении "Движение", описывая спор отрицавшего движение софиста

Зенона с киником Диогеном, за нял сторону первого.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить: Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа,

забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день прея

нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.


Зоной в своей известной апории "стадия" по ставил проблему о противоречиях

между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающей

теоретической трудностью. Прежде чем пройти стадию (мера длины), требуется прой

ти ее половину, но прежде этого - половину по ловины и т. д., т. е. невозможно

коснуться беско-печного количества точек пространства в конеч ное время.
Опровергая эту апорию молча, простым движени ем, Диоген игнорировал Зенонов

парадокс. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, подчеркнул вели кое

преимущество теории напоминанием об "упря мом Галилее", благодаря которому за

видимой, об манчивой картиной мира открылась истинная.


В то же время эта истинная картина, противоре чащая чувственному опыту, была

создана исходя из его показаний, поскольку использовались наблюде ния

перемещений Солнца по небосводу.
Здесь выступает еще один решающий признак на учного знания - его

опосредованность. Оно строит ся посредством присущих науке интеллектуальных

операций, структур и методов. Это целиком отно сится к научным представлениям о

психике.
На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о

фактах своей душевной жизни (ведь "чужая душа-потемки"). Причем та кого мнения

придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от

других дис циплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"),

особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из кото рых

образуется структура сознания.
Однако прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями

сознания, досто верное знание о них достигается благодаря объек тивному

методу-Именно он дает возможность кос венным, опосредованным путем

преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных

феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты

лич ности о своих ощущениях, переживаниях и т. п. - "сырой" материал, который

только благодаря обра ботке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим

научный факт отличается от житейского.


Сила теоретической абстракции и обобщений ра ционально осмысленной эмпирии

открывает зако номерную причинную связь явлений.


В отношении наук о физическом мире это для всех очевидно. Опора на изученные

законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления -

например нерукотворные солнечные затмения и эф фекты производимых людьми

ядерных взрывов.


Конечно, психологии по своим теоретическим до стижениям и практике изменения

жизни далеко до физики. Изучаемые ею явления неизмеримо превос ходят физические

по своей сложности и трудности их познания. Физик А. Эйнштейн, знакомясь с опы

тами психолога Ж. Пиаже, заметил, что изучение фи зических проблем - детская

игра сравнительно с за гадками детской игры.
Тем не менее и о детской игре, как особой форме человеческого поведения,

отличной от игр животных (в свою очередь, любопытного феномена), психоло гия

знает теперь немало. Изучая детскую игру, она открыла ряд факторов и механизмов,

касающихся за кономерностей интеллектуального и нравственного развития

личности, мотивов ее ролевых реакций, ди намики социального восприятия.
Простое, всем понятное слово "игра" - крошеч ная вершина гигантского айсберга

душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процесса ми, историей

культуры, "излучениямл" таинствен ной человеческой природы.
Сложились различные теории игры, объясняющие посредством методов научного

наблюдения и экспе римента ее многообразные проявления. От теории и эмпирии

протянулись нити к практике, прежде все го к педагогической (но не только к

ней).
В кругу взаимосвязи теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание.

В его построе нии обычно незримо представлены философские, ме тодологические

установки исследователей. Это ка сается всех наук, применительно же к

психологии связь с философией являлась особенно тесной. Бо лее того, до

середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии.

По этому печать конфронтации философских школ ле жит на конкретных учениях о

психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим

объяснениям противостояли идеалистические, рато вавшие за версию о духе как

первоначале бытия. За частую идеализм соединял научное знание с религи озными

верованиями. Но религия является отлич ной от науки сферой культуры, имеющей

свой образ


10

мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует.


Вместе с тем ошибочно было бы считать психоло гические учения, созданные в

русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную

роль в прогрессе психологического позна ния сыграли идеалистические системы

Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших вер сию о природе душевных

явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими

явлениями поглощены различные формы куль туры - не только религия, философия,

наука, но так же искусство, причем каждая из этих форм испыты вает свою

историческую судьбу, то, обращаясь к ис тории психологии, надо определить

критерии, на которые следует ориентироваться в этой области ис следований,

чтобы реконструировать ее собственную летопись.


История науки - особая об-Предмет пасть знания. Ее предмет суще-исторап ственно

иной, чем предмет той психологии науки, развитие которой она изу чает.


Следует иметь в виду, что об истории науки мож но говорить в двух смыслах.

История - это реаль но совершающийся во времени и пространстве про цесс. Он

идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те

или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный

компонент культуры, она возникает и.изменяется безотносительно к тому, какие

мнения по поводу этого развития высказы вают различные исследователи в

различные эпохи и в различных странах.
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления

о душе, созна нии, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить,

от чего она зависела, и призвана история психологии.
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической

жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы

открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность , а именно реальность

ощущений и вос приятий, памяти и воли, эмоций и характера, то пред метом

истории психологии служит другая реальность, а именно - деятельность людей,

занятых познанием психического мира.
Эта деятельность совершает-Научная ся в системе трех главных коор-деятельность

динат: когнитивной, социальной в трех аспектах и личностной. Поэтому можно


сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.
Когнитивный аппарат выра-Логика развития жен во внутренних познаватель-науки

ных ресурсах науки. Поскольку


наука - это производство ново го знания, они изменялись, совершенствовались.

Эти средства образуют интеллектуальные структу ры, которые можно назвать строем

мышления. Сме на одного строя мышления другим происходит за кономерно. Поэтому

говорят об органическом ро сте знания, о том, что его история подвластна

определенной логике. Никакая другая дисципли на, кроме истории психологии, эту

логику, эту за кономерность не изучает.


Так, в XVII веке сложилось представление об ор ганизме как своего роде машине,

которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что

действиями организма управляет ду ша - незримая бестелесная сила. Апелляция к

бес телесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.


Это можно пояснить следующим сравнением. Когда в прошлом веке был изобретен

локомотив, группе немецких крестьян (как вспоминает один философ) объяснили его

механизм, сущность его работы. Выслушав внимательно, они заявили: "И все же в

нем сидит лошадь". Раз в нем сидит ло шадь, значит-все ясно. Сама лошадь в

объясне нии не нуждается. Точно так же обстояло дело и с теми учениями, которые

относили действия чело века за счет души. Если душа управляет мыслями и

поступками, то все ясно. Сама душа в объяснении не нуждается.
12

Прогресс же научного знания заключался в по иске и открытии реальных причин,

доступных про верке опытом и логическим анализом. Научное зна ние - это знание

причин явлений, факторов (детер минант), которые их порождают, что относится ко

всем наукам, в том числе и к психологии. Если вер нуться к упомянутой научной

революции, когда тело было освобождено от влияния души и стало объяс няться по

образу и подобию работающей машины, то это произвело переворот в мышлении.

Результа том же явились открытия, на которых базируется со временная наука. Так,

французский мыслитель Р. Де карт открыл механизм рефлекса. Не случайно наш

великий соотечественник И. Л. Павлов поста*л око ло своей лаборатории бюст

Декарта. *
Причинный анализ явлений принято называть де терминистским (от лат. "детермино"

Определяю). Детерминизм Декарта и его последователей был ме ханистическим.

Реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего предмета и другие реакции

ор ганизма, которые прежде ставились в зависимость от души, отныне объяснялись

воздействием внеш него импульса на нервную систему и ее ответным действием.

Данной же схемой объяснялись простей шие чувства (зависящие от состояния

организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и

другие функции организма, отно симые к разряду психических.


Такой строй мышления царил до середины XIX века. В этот период в развитии

научной мысли про изошли новые революционные сдвиги. Учение Дар вина коренным

образом изменило объяснение жиз ни организма. Оно доказало зависимость всех

функ ций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и

приспособления (адаптации) к внеш ней среде. Это был биологический детерминизм,

ко торый пришел на смену механистическому.


Согласно Дарвину, естественный отбор безжало стно истребляет все, что не

способствует выжива нию организма. Из этого следовало, что и психика не могла

бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за

существование. Но ее реальность можно было понимать по-разному. Можно было

трактовать психику как исчерпывающе

объяснимую теми же причинами (детерминантами), которые правят всеми другими

биологическими про цессами. Но можно предположить, что она этими де

терминантами не исчерпывается. Прогресс науки привел ко второму выводу.


Изучение деятельности органов чувств, скоро сти психических процессов,