Имя существительное постоянные и непостоянные признаки. Морфологические признаки существительных

Слова различаются между собой не только лексическим значением. Все их множество принято разделять на группы - части речи. Градация эта происходит на основе грамматического значения слов и их особых признаков - морфологических.

Морфология - раздел русского языка

Частями речи занимается целый раздел науки, называемый морфологией. Любое слово имеет свойственные ему характеристики: общее значение, грамматическое, также морфологические и синтаксические признаки. Первое указывает на одинаковое значение конкретной части речи. К примеру, обозначение предмета именами существительными, его признака именами прилагательными, глаголами - действие, а причастиями - признак по действию.

Синтаксические признаки - это роль той или иной части речи в предложении. Например, глаголы, как правило, являются сказуемыми, реже - подлежащими. Имена существительные могут в предложении быть дополнениями, обстоятельствами, подлежащими, а иногда и сказуемыми.

Какие бывают морфологические признаки

Гораздо более обширна группа морфологических признаков, постоянных и непостоянных. Первые характеризуют слово как конкретную часть речи. Например, у глагола всегда определяют спряжение, вид, переходность. Непостоянные морфологические признаки указывают на то, что часть речи имеет способность изменяться. Например, имя существительное изменяется по падежам и числам - это будут его непостоянные признаки. А вот наречие и деепричастие - неизменяемые части речи, соответственно, у них необходимо указывать только постоянные признаки. То же самое и для служебных частей речи и междометий.

Прежде чем разбирать морфологические признаки частей речи, стоит отметить, что необходимо различать слово и его форму. Слова различаются между собой лексическим значением, а при их изменении образуются их формы. Например, слово "участок" имеет лексическое значение «огороженная часть местности», а его формами будет изменение по падежам: участка, участку, участком, об участке.

Имя существительное

Указывая постоянные морфологические признаки существительного, говорим о том, нарицательное оно или собственное, одушевленное или неодушевленное, также определяем тип его склонения и род.

Нарицательные существительные обозначают совокупность каких-либо предметов, не выделяя их индивидуальных черт. Например, словом "река" мы обозначаем все реки: большие и маленькие, северные и южные, полноводные и не очень. Но если нами указана конкретная река, единственная в своем роде, например, Нева, - существительное будет собственным.

Предметы живой природы относятся к одушевленным существительным, все остальные - к неодушевленным. Это постоянные морфологические признаки существительного. Собака (кто?) - одушевленное; стол (что?) - неодушевленное. Также существительные этих категорий различаются формами винительного и родительного падежей. Окончания в родительном и винительном падежах множественного числа совпадают у одушевленных, у неодушевленных - винительного и именительного.

Приведем пример. Родительный падеж: нет (кого?) кошек; винительный: вижу (кого?) кошек. Сравним: вижу (что?) стулья; есть (что?) стулья.

Выделяют следующие роды: мужской, женский и средний. Чтобы определить эти морфологические признаки имени существительного, необходимо подставить к слову местоимения мой - моя - мое соответственно.

Склонение имен существительных представим в таблице:

Непостоянные морфологические признаки имени существительного - его падеж и число. Этими категориями образуются формы слова-существительного.

Имя прилагательное

Так же, как у существительного, морфологические признаки имени прилагательного подразделяются на постоянные и непостоянные.

Первые - его разряд, степень сравнения и форма, полная или краткая.

Имена прилагательные подразделяются на качественные, относительные и притяжательные. Первые могут быть у предмета в той или иной мере, они могут выступать в полной либо краткой форме, а также образовывать степени сравнения. Например: красивый - прилагательное качественное. Докажем это. Для него характерны такие морфологические признаки прилагательного, как степень сравнения (более красивый, красивейший) и краткая форма (красив). Относительные прилагательные не могут иметь этих категорий (золотой, туманный, бритвенный). Притяжательные обозначают принадлежность, они отвечают на вопрос "чей?".

Степени сравнения подразделяются на сравнительную и превосходную. Первая показывает большую или меньшую степень какого-либо качества: чай более сладкий - менее сладкий - слаще. Превосходная степень обозначает наивысшую или наименьшую степень признака: кратчайший, забавнейший, мельчайший.

Полная и краткая форма присущи качественным прилагательным. Следует помнить, что краткие не склоняют, но их можно изменять по числам и родам: веселый (полная форма) - весел (м.род, ед. число) - весела (ж.р., ед. ч) - веселы (множественное число).

Непостоянные морфологические признаки прилагательного - формы падежа, числа и рода, в которых оно употреблено. Категорию рода возможно определить только у прилагательных в единственном числе.

Имя числительное

Постоянные морфологические признаки слова, являющегося именем числительным, - его разряд и характеристика строения.

Выделяют числительные количественные и порядковые. Первые требуют ответа на вопрос "сколько?" (десять, пятнадцать, двадцать пять), вторые - "какой по счету?" (десятый, пятнадцатый, двадцать пятый).

  • Простые (пять, второй).
  • Сложные (тринадцать, пятнадцатый).
  • Составные (двадцать два, триста сорок первый).

Непостоянные признаки имени числительного во многом определяются его разрядом. Так, для количественных числительных характерно изменение по только падежам. Порядковые числительные близки по грамматическим параметрам с прилагательными, поэтому могут образовывать формы падежей, изменяться по числам и родам.

Местоимение

Если говорить о местоимении, то его морфологические признаки во многом зависят от того, какой части речи близко оно по грамматическому значению. Они могут тяготеть к существительному, прилагательному или числительному. Разберем местоимения и их морфологические признаки в этом контексте.

Для местоимений-существительных характерны неизменяемые категория лица (личные) и формообразующие род, число, падеж.

Местоимения-прилагательные также возможно изменять по родам, числам и падежам. Исключение составляют слова ее, его, их - они не изменяются по падежам.

Только падежную форму имеют местоимения - числительные.

Итак, определяя, какие морфологические признаки у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.

Глагол: постоянные признаки

Постоянные морфологические признаки глагола - его вид, переходность, возвратность и спряжение.

Глаголы бывают двух видовых категорий, совершенного и несовершенного. Первый предполагает вопрос "что сделать?", второй - "что делать?". Например, сдвинуть (что сделать?) - совершенный вид; сдвигать (что делать?) - несовершенный вид.

Категория переходности предполагает, что глагол управляет именем существительным, стоящим в форме винительного падежа без предлога. Все остальные глаголы будут непереходными. Приведем пример: ненавидеть (кого, что?) врага, ложь, туман - глагол переходный. Идти в дом, лететь по небу, прыгать через ступеньку, заболеть ангиной - эти глаголы непереходные, существительные с предлогами, и формы винительного падежа не составить.

Возвратный глагол имеет суффикс -ся (-сь): купаться, купаюсь (возвратные); купать - невозвратный.

Спряжение глагола представим в таблице:

Глагол: непостояные признаки

Непостоянные морфологические признаки глагола - его число, наклонение, род, время и лицо. Эти категории во многом определяются другими. Например, по временам изменяются глаголы изъявительного наклонения. Глаголы несовершенного вида единственные имеют три формы времени.

У глаголов русского языка три формы наклонения: изъявительное (я пеку, я буду печь, я пекла), повелительное (пеки) и условное (пекла бы).

Изменяются глаголы и по родам: он плыл, она плыла, оно плыло. Эта категория характерна для глаголов прошедшего времени.

Лицо глагола обозначает, кем действие исполняется: самим говорящим (я убираю), собеседником (ты убираешь) или предметом/лицом разговора (она убирает).

Как и у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.

Причастие

Постоянные морфологические признаки причастия - это вид, переходность, возвратность, залог и время.

Так же, как и глаголы, причастия бывают совершенного и несовершенного вида: работающий (что делать? работать) - несовершенный вид; построивший (что сделать? построить) - совершенный вид.

Если причастие образовано от переходного или возвратного глагола, эти же признаки сохранятся и у него. Например, от переходного глагола "запирать" образовано причастие "запирающий" (запиравший) - оно тоже имеет эту категорию. От возвратного глагола "запираться" образовано причастие "запирающийся", соответственно, тоже возвратное.

Причастия могут быть действительными (признак совершается самим предметом: думающий - это тот, кто думает) и страдательными (предмет испытывает на себе действие признака: написанная книга - это книга, которая кем-то написана).

Две формы времени можно выделить у причастий: настоящее (играющий) и прошедшее (игравший).

Непостоянные морфологические признаки причастия схожи с именем прилагательным: род, число, падеж, форма (краткая или полная).

Деепричастие

Деепричастие - неизменяемая часть речи, поэтому у него определяются исключительно постоянные признаки:

  • Вид. Совершенный (что сделав? - прочитав) и несовершенный (что делая? - читая).
  • Переходность. Передается от глагола: решив (решить - переходный глагол); идя (идти - непереходный глагол).
  • Возвратность. Распределившись - возвратное деепричастие; распределив - невозвратное.

Наречие

Так же, как деепричастие, наречие не образует формы. Таким образом, у него указывают только постоянные морфологические признаки: разряд по значению и если наречие качественное, т.е. образовано от имени прилагательного, указывают степень сравнения.

Например, наречие "весело" образовано от прилагательного веселый, поэтому возможно образование степеней сравнения: весело (положительная); веселее (сравнительная); веселее всех (превосходная).

Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

Глагол и его формы

Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос “что делать?” или “что сделать?” Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

  • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть ;
  • спрягаемые формы: читаю, поём, украли ;
  • причастие: упавший, спящий, встраиваемый ;
  • деепричастие: мечтая, ответив, завершив .

В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

Постоянные морфологические признаки

К постоянным признакам относят следующие:

  • спряжение;
  • возвратность;
  • переходность.

Вид - это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

Он проснулся, когда солнце уже заходило.

Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

Он (что сделал?) проснулся.

Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся , т. е. уже выполнил действие.

Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

Солнце уже (что делало?) заходило.

Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило , но неясно, было ли действие завершено или нет.

Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать :

  • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
  • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе - несовершенный, а во второй - совершенный вид.

По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить ), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть ), относим глагол к I спряжению.

Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) - примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) - примеры непереходных.

Непостоянные признаки глагола

Выделяют пять непостоянных признаков:

  • наклонение;
  • время;
  • число;
  • лицо;

Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

  • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
  • Через несколько дней они купят новый велосипед.

Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б ). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

  • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
  • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время - для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

  • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку - формы прошедшего времени;
  • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе - формы настоящего времени;
  • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм - формы будущего времени.

Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

  • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет - единственное число;
  • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут - множественное число.

Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем ). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите ). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает ).

Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

  • купил, пришёл бы - мужской род;
  • надела, мечтала - женский род;
  • сломалось, сгорело - средний род.

Пример морфологического разбора

Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили , использованного в предложении:

Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

  1. Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи - глагол.
  2. Начальная форма (инфинитив) - освоить.
  3. Определяем постоянные признаки:
    1. Ученики (что сделали?) освоили , вопрос относится к совершенному виду.
    2. Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
    3. Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
    4. Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему ), следовательно, он относится к переходным.
  4. Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
    1. Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение - изъявительное.
    2. Время действия - прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году , форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
    3. Поскольку ученики - это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
  5. В этом предложении освоили является сказуемым.

Имя существительное представляет собой знаменательную, самостоятельную часть речи. Напомним, что оно обозначает предмет. То есть к этой части речи принадлежат слова, которые отвечают на вопросы "что?" или "кто?". имени существительного - это склонение, число, падеж, род, одушевленность, а также деление на собственные и нарицательные.

Морфологические признаки и синтаксическая роль существительных

Рассмотрим теперь эту часть речи более подробно. Морфологические признаки имени существительного делятся на две группы: постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые). Рассмотрим их сначала вкратце, а затем более подробно расскажем о первых. Постоянные признаки имени существительного - это деление на собственные/нарицательные, неодушевленные/одушевленные. К ним же относятся тип склонения и род. Непостоянные признаки имени существительного - падеж и число.

В предложении эта часть речи может играть любую Однако чаще всего существительные выступают в качестве дополнения или подлежащего. Как вводные слова или обращения они не являются членами предложения.

Изменяемые и неизменяемые признаки

У этой части речи, как мы уже упоминали, есть собственные морфологические признаки - неизменяемые и изменяемые. Постоянные признаки имени существительного - это неизменяемые. Они относятся в целом ко всему слову. Изменяемые же - лишь к отдельным его формам. Например, существительное "Наталья" является собственным, одушевленным, 1 скл., ж.р. Его можно поставить в любую форму, но эти признаки сохраняться будут обязательно. "Наталья" может быть в единственном и множественном числе (признак множественного числа имени существительного - соответствующее окончание), а также в различных падежах. Можно привести и другие примеры. То есть падеж и число - непостоянные признаки имен существительных. Следует различать их и не путать при анализе. И постоянные, и непостоянные объединяются тем, что это морфологические признаки существительного.

Собственные/нарицательные существительные

Данное разделение составлено на основе особенностей значения. Собственные имена называют конкретный, отдельный предмет, нарицательные - однородные предметы, то есть любой из определенного ряда. Сравните, например, такие существительные:

- репка, сказка, река, страна, озеро, ребенок (нарицательные);

- "Репка", Байкал, Волга, Россия, Алексей (собственные).

Разнообразны нарицательные существительные. Они включаются в следующие разряды по значению:

Абстрактные (иными словами, отвлеченные): чудо, счастье, страх, радость, удивление;

Конкретные: удочка, тетрадь, мышь, документ, компьютер, стол;

Собирательные: зритель, дворянство, листва, молодежь ;

Вещественные: кофе, молоко, кислород, вода, золото, железо .

К именам собственным относятся различные имена людей, а также географические названия, клички животных, названия произведений искусства, литературы и др. Примеры: "Колобок", "Подросток", Урал, Обь, Жучка, Сашенька, Сашка, Александр и т.п.

Неодушевленность/одушевленность

Продолжим рассматривать постоянные признаки имени существительного. Это, как мы уже упоминали, неодушевленность/одушевленность. Имена существительные, являющиеся одушевленными, называют предметы живые, а неодушевленные - неживые.

Примеры первых: муравей, собака, ребенок, отец, мать. Неодушевленные - это смех, восторг, игрушка, программа, сирень, война, океан, апельсин.

Важно для морфологии следующее:

Во множественном числе форма одушевленных существительных совпадает с формой родительного. Пример: Я увидела возле школы знакомых мальчиков и девочек (В.п.=Р.п.). У неодушевленных же существительных форма винительного падежа соответствует форме именительного. Пример: Я люблю фильмы и книги (В.п.=И.п.).

В единственном числе у одушевленных существительных, принадлежащих к мужскому роду, форма винительного совпадает с формой родительного падежа. Пример: В комнате несколько мужчин (В.п.=Р.п.). А у неодушевленных существительных мужского рода форма винительного падежа соответствует форме именительного. Пример: Мама испекла пирог (В.п.=И.п.).

У всех остальных слов, принадлежащих к данной части речи, различаются формы именительного, родительного и винительного падежей. Признак неодушевленности/одушевленности, таким образом, определить можно не только по значению, но также и по набору соответствующих окончаний у данного слова.

средний, женский, мужской

Имена существительные имеют род. Он у них является постоянным морфологическим признаком. Данная часть речи по родам не изменяется. Существуют три рода в русском языке: средний, женский и мужской. У них различаются наборы окончаний. Род у одушевленных существительных определяется в большинстве своем половой принадлежностью, так как слова обозначают лиц мужского и женского пола. Примеры: юноша - девушка, мужчина - женщина, муж - жена, брат - сестра, отец - мать и др. То есть соотносится с полом грамматический признак.

Принадлежность же к определенному роду у неодушевленных существительных не мотивируется. Такие слова, как пруд, озеро, река, море, океан являются представителями разных родов. Эту принадлежность нельзя определить по значению данных слов.

Окончания являются морфологическим показателем того или иного рода.

Существительные общего рода

Немногочисленная группа существительных является весьма необычной. Интересны эти слова тем, что они могут обозначать как лиц женского пола, так и мужского. Например, это такие, как сорвиголова, копуша, растяпа, злюка, неряха, задира, невежда, невежа, плакса, жадина, соня, обжора, умница. У подобных слов форма совпадает со словами, обозначающими женский род. У них одинаковый набор окончаний. Но синтаксическая сочетаемость отличается.

Например, можно сказать по-русски: "Он умница! " и "Она такая умница! ". Таким образом, пол мы узнаем у одушевленного лица по форме употребленного в тексте местоимения (в нашем случае) или же глагола в прошедшем времени, или прилагательного. Пример с глаголом: "Соня уже проснулась " и "Соня уже проснулся ". Такие существительные имеют особое название - они относятся к существительным общего рода.

Следует заметить, что к ним не принадлежат слова, которые обозначают профессии. Вы уже, возможно, знаете о том, что многие из подобных существительных являются словами мужского рода. Примеры: филолог, геолог, экономист, инженер, водитель, врач. Однако они могут обозначать не только лиц мужского пола, но и женского. Примеры: "Мой отец - врач ", "Моя мама - врач ". Даже в том случае, если такое слово относится к представителю женского пола, глаголы в прошедшем времени и прилагательные могут быть употреблены в обоих родах. Примеры: "Доктор пришла " и "Доктор пришел ".

Как можно определить у неизменяемых слов род?

Существуют также неизменяемые существительные. Их особенность состоит в том, что они являются заимствованными. В русском языке у подобных слов имеется род. Но как его можно определить? Сделать это на самом деле несложно, если понять, что означает соответствующее слово. Рассмотрим примеры.

Мадам - месьё - у обозначающих одушевленное лицо слов род соответствует полу.

Шимпанзе, кенгуру - слова, которые называют животных, имеют мужской род.

Сухуми, Тбилиси - названия городов являются существительными мужского рода.

Зимбабве, Конго - названия государств - это средний род.

Янцзы, Миссисипи - обозначение рек - женский.

Кашне, пальто - неодушевленные предметы, в основном они среднего рода.

Склонение существительных: общая характеристика

Имена существительные имеют склонение. Оно представляет собой особый тип, по которому изменяются слова. Существительные изменяются по падежам и числам. В зависимости от наличия соответствующих форм в словах в разных падежах и числах они принадлежат к одному из склонений. Всего их три - первое, второе и третье. К одному из них относится подавляющее большинство существительных в русском языке. Склонение - неизменяемый, постоянный морфологический признак.

Три склонения

К первому склонению принадлежат существительные мужского и женского рода с окончаниями -я и -а в форме именительного падежа. Примеры: лекция, Аня, Анна, земля, вода, дедушка, папа, мама.

Ко второму относятся существительные мужского рода, имеющие в именительном падеже нулевое окончание, а также среднего, в случае если начальная форма оканчивается на -е или -о . Примеры: Алексей, гений, здание, озеро, море, Александр, дом, брат, отец.

Третье склонение составляют слова, принадлежащие к женскому роду, которые имеют в форме И.п. Примеры: ночь, пыль, дрожь .

Разносклоняемые существительные

Есть также разносклоняемые существительные. К ним относятся те, которые имеют окончания, характерные для разных типов склонений. Таких существительных довольно мало. Они очень древние. Но в сегодняшней речи некоторые являются частотными. Примеры: знамя, пламя, имя, время, темя, вымя, бремя, семя, племя, стремя.

Таковы постоянные признаки имени существительного. Это очень важный материал, который следует внимательно изучить. Анализ данной части речи - одна из основных тем в русском языке. В школе довольно подробно проходят признаки имени существительного (4 класс - первое знакомство, выпускной класс - детальный анализ при подготовке к ЕГЭ). На экзаменах требуется хорошее знание этой части речи. Признаки имен существительных поэтому следует твердо запомнить.

Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».

Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (имя существительное)

« Имя существительное

это хлеб языка »

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Объясните значение слова "язык".

Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

Ваше мнение?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика

Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

Докажите что это существительные.

Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

Вывод:

Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша , желание, горе, олово.

Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

Как определить склонение?

Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые - число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

- Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей - обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению - вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные - собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка - нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые - не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных - это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец - мать, брат - сестра, муж - жена, мужчина - женщина, юноша - девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд - разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них - это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать - хороший врач. Мой отец - хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё - мадам - у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе - слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми - слова - названия городов - мужского рода.

Конго, Зимбабве - слова - названия государств - среднего рода .

Миссисипи, Янцзы - слова - названия рек - женского рода.

Пальто, кашне - слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение - это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж - это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных - это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения - это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма - это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция - [ий’а], здание - [ий’э], причем звук [й’] - это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание - [э], а в словах типа гений - нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание - ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя , слова путь и дитя . Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные - это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом - дома , девочка - девочки, слон - слоны, ночь - ночи . Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек - люди, ребёнок - дети, котёнок - котята .

Ме´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число - неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж - это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. - кто?, что?
  • Р.п. - кого?, чего?
  • Д.п. - кому?, чему?
  • В.п. - кого?, что?
  • Т.п. - кем?, чем?
  • П.п. - (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых - им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? - какаду - И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? - (к) какаду - Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? - (на) какаду - В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? - (о) какаду - П.п.
  • (5) нет кого?, чего? - какаду - Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? - (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать - учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна - обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама - обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?

  4. Как можно узнать род существительного?

    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?

    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть ?

    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)