Биология сколько баллов за задания егэ. Биология

Необходимый для поступления в вузы на все специальности, связанные с изучением живых существ и их взаимодействия с окружающей средой. Его сдают только те выпускники, кто планирует поступать в высшие учебные заведения на программы подготовки по всем медицинским специальностям, а также биологов, психологов и некоторых других.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 совершенно не изменился .

Оценивание ЕГЭ

Минимальный проходной балл по биологии в 2019 году равен 37, для преодоления порога необходимо верно решить первые 18 заданий. Переведите первичные баллы в тестовые, а затем оцените свой уровень знания предмета по привычной пятибалльной системе.

Структура ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий.

  • Часть 1: 33 заданий (1–33) с кратким ответом, являющимся цифрой или последовательностью цифр.
  • Часть 2: 7 заданий (34–40) с развернутым ответом, подробное описание всего хода выполнения задания.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по биологии, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 35
2010 36 56,38 171 257 6,1 133 180
2011 36 54,29 144 045 7,8 53 180
2012 36 54 168 683 8,2 51 180
2013 36 59,5 481 990 5,1 500 180
2014 36 54,1 180
2015 36 53,2 180
2016 36 180
2017 36 180
2018

ЕГЭ. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл. Калинова Г.С.

М.: 2017. - 128 с.

В предлагаемом пособии дана характеристика основных типов заданий с развёрнутым ответом части 2, используемых на ЕГЭ, приводятся ответы выпускников и комментарии к их оцениванию. Особое внимание уделяется разбору заданий, вызвавших наибольшие затруднения, а также типичных ошибок, допущенных выпускниками в разные годы. Для тренировки и самоподготовки к ЕГЭ предлагаются задания с развёрнутым ответом различного уровня сложности по всем содержательным блокам (34 – 40). В конце пособия даны эталоны ответов с критериями оценивания. Пособие адресовано, в первую очередь, учащимся и абитуриентам, которым предстоит сдавать ЕГЭ по биологии; также оно будет интересно учителям школ, методистам и родителям.

Формат: pdf

Размер: 2,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 СО СВОБОДНЫМ РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ И МЕТОДИКА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ 7
II. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВЫПУСКНИКОВ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ АНАЛИЗЕ ЗАДАНИЙ СО СВОБОДНЫМ РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (ЧАСТЬ 2) 20
III. ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 45
IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 63

Большое значение для аттестации выпускников школы и их отбора в вузы с помощью контрольных измерительных материалов ЕГЭ имеют задания со свободным ответом. В отличие от заданий с выбором ответа, при выполнении заданий со свободным ответом подсказка или угадывание правильного ответа исключается. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Задания такого типа имеют большое значение для выявления уровня сформированности у выпускников не только знаний, но и учебных умений, для дифференциации учащихся по уровню их подготовки и отбора в высшие учебные заведения биологического профиля. Включение в экзаменационную работу заданий с развёрнутым ответом даёт возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений. Эти задания позволяют получить объективные результаты при проведении ЕГЭ.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом контролируется степень овладения учащимися различными видами учебной деятельности, определенными умениями: характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, применять теоретические знания для решения биологических задач, логически мыслить. При выполнении этих заданий экзаменуемые имеют возможность достаточно полно, глубоко и грамотно изложить свои мысли, продемонстрировать глубину знаний по биологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Особенности решения и оценивания заданий 22-28 ЕГЭ по биологии

Подготовила: Арнаутова Наталья Захаровна,

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области»

2017 год

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

Задание С4 (25) включает вопросы, связанные с содержательными блоками «Система и многообразие органического мира» и «Организм человека и его здоровье».

СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

    Задание С6 (26) включает задачи по цитологии, связанные с процессами реализации наследственной информации и делением клетки. Эти задачи хороши тем, что вопросы в них конкретны и точны. С другой стороны, они достаточно сложны и требуют глубокого понимания тех процессов, о которых идет речь. Важным моментом при решении заданий С5 является объяснение выполняемых действий, особенно если в задаче так и написано: «Ответ поясните». Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере очень важного балла.

    Задание С6 (26) оценивается в три балла, которые начисляются в случае полностью верного решения. Поэтому, приступая к задаче, в первую очередь необходимо выделить все вопросы. Количество ответов должно им соответствовать, иначе можно также лишиться балла.

    При решении ряда задач данного раздела необходимо пользоваться таблицей генетического кода. Правила пользования таблицей обычно указываются в задании, но лучше научиться этому заранее. Для определения аминокислоты, кодируемой тем или иным триплетом, необходимо выполнить следующие действия. Первый нуклеотид триплета находим в левом вертикальном ряду, второй - в верхнем горизонтальном , третий - в правом вертикальном ряду. Искомая аминокислота находится в точке пересечения воображаемых линий , идущих от нуклеотидов.

    ЗАДАЧИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

    обязательно указывать в пояснениях следующее:

    • каждая аминокислота доставляется к рибосомам одной тРНК, следовательно, количество аминокислот в белке равно количеству молекул тРНК, участвовавших в синтезе белка;

      каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (одним триплетом, или кодоном), поэтому количество кодирующих нуклеотидов всегда в три раза больше, а количество триплетов (кодонов) равно количеству аминокислот в белке;

      каждая тРНК имеет антикодон, комплементарный кодону иРНК, поэтому количество антикодонов, а значит и в целом молекул тРНК равно количеству кодонов иРНК;

      иРНК комплементарна одной из цепей ДНК, поэтому количество нуклеотидов иРНК равно количеству нуклеотидов ДНК. Количество триплетов, разумеется, также будет одинаковым.

    Задача 1 . В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.

    Решение .

      Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот.

      Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэтому участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов.

      Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указанный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов.

    Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.

    ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ иРНК, АНТИКОДОНОВ тРНК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АМИНОКИСЛОТ В БЕЛКЕ

    При решении задач этого типа необходимо помнить и обязательно указывать в пояснениях следующее:

      нуклеотиды иРНК комплементарны нуклеотидам ДНК;

      вместо тимина во всех видах РНК записывается урацил;

      нуклеотиды иРНК пишутся подряд, без запятых, т. к. имеется в виду одна молекула;

      антикодоны тРНК пишутся через запятую, т. к. каждый антикодон принадлежит отдельной молекуле тРНК;

      аминокислоты находим по таблице генетического кода;

      если дана таблица генетического кода для иРНК, значит, используем кодоны иРНК :

      аминокислоты в белке пишутся через дефис, т. к. имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка.

    Задача 2. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

    Решение.

    Задача 3.

    Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
    Ответ:

    1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;
    2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
    3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

    Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ неправильный

    Максимальное количество баллов

    ЗАДАНИЕ №27 (С7)

    РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

    Условие генетических задач часто бывает объемным, поэтому в первую очередь из условия необходимо:

      выделить признаки, о которых идет речь, и ввести соответствующие обозначения;

      установить тип скрещивания: моногибридное или дигибридное;

      установить характер наследования: полное или неполное доминирование, аутосомное или сцепленное с полом, независимое (в случае дигибридного скрещивания) или сцепленное;

      выявить всех «персонажей», т. е. всех особей, указываемых в условии (при наличии большого числа таких особей можно для удобства составить генеалогическую схему);

      установить генотипы «персонажей» и при необходимости указать их в соответствующей схеме;

      выделить все вопросы, поставленные в условии.

    После этого можно приступать к непосредственному решению задачи. Чтобы избежать ненужных потерь (имеются в виду баллы), лучше все свои действия сопровождать комментариями, особенно если в задаче написано «Решение поясните».

    Задача. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник.

    Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосоме.

    Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

    Пояснение

    1) Генотипы родителей: мать – Х D Х d , отец Х D У;

    2) генотип сына – дальтоника – Х d У;

    3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (Х D Х d ) – 25%.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ неправильный

    Максимальный балл

    Список литературы

    1. ФИПИ проект контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2018 года.

    2. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    3.Справка о планируемых изменениях в КИМ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    4.Сайт «Решу ЕГЭ»: биология, эксперту.

Дата ЕГЭ
Досрочный период
20 марта (пт) география, литература
23 марта (пн) русский язык
27 марта (пт) математика Б, П
30 марта (ср) иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, физика
1 апреля (ср)
3 апреля (пт) обществознание, информатика и ИКТ
6 апреля (пн) история, химия
8 апреля (ср) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (раздел «Говорение»), история
10 апреля (пт) резерв: иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), литература, физика, обществознание, биология
13 апреля (пн) резерв: русский язык, математика Б, П
Основной этап
25 мая (пн) география, литература, информатика и ИКТ
28 мая (чт) русский язык
1 июня (пн) математика Б, П
4 июня (чт) история, физика
8 июня (пн) обществознание, химия
11 июня (чт) иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология
15 июня (пн) иностранные языки (раздел «Говорение»)
16 июня (вт) иностранные языки (раздел «Говорение»)
18 июня (вт) резерв: история, физика
19 июня (пт) резерв: география, литература, информатика и ИКТ, иностранные языки (раздел «Говорение»)
20 июня (сб) резерв: иностранный язык(за исключением раздела «Говорение»), биология
22 июня (пн) резерв: русский язык
23 июня (вт) резерв: обществознание, химия
24 июня (ср) резерв: история, физика
25 июня (чт) резерв: математика Б, П
29 июня (пн) резерв: по всем учебным предметам

В 2018 г. в ЕГЭ по биологии приняли участие более 133 тыс. человек, что несколько больше, чем число участников экзамена в 2017 г. (111 748) человек, 2016 г. (126 006) и 2015 г. (122 936). Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку самых популярных выпускных экзаменов по выбору. Его выбирают мотивированные на биологию выпускники, поступающие в медицинские, ветеринарные, аграрные вузы, психологические и биологические факультеты университетов, академий и институтов физической культуры и спорта и ряд других вузов.

В 2018 г. средний тестовый балл составил 51,4. Его незначительное снижение по сравнению с прошлым годом связано в первую очередь с уменьшением доли участников в интервале тестового балла 61–80 (на 2,26%) и увеличением доли участников в интервале 41–60 (на 3,26%). При этом отмечается стойкая тенденция к снижению числа участников с результатами в интервале 81–100. Сокращение доли высокобалльников можно объяснить комплексом мер по повышению качества проверки развернутых ответов экспертами предметных комиссий регионов, а также включением в часть 2 КИМ новых сюжетов конкретного, контекстного, практико-ориентированного характера, требовавших четкой аргументации, а не воспроизведения общих или частных знаний по предмету. Это позволило провести более качественную дифференциацию участников с высокими тестовыми баллами.

Минимальный тестовый балл в 2018 г., как и в предыдущие годы, составил 36 баллов, а первичный - 16 баллов. Доля участников ЕГЭ по биологии, не набравших минимального количества баллов в 2018 г., составила 17,4%. По сравнению с 2017 г. доля участников, набравших тестовые баллы в диапазоне 41–60, составила 40,6% (в 2017 г. – 37,3%), а в диапазоне 61–80 составила 25,6% (в 2017 – 27,9%).

В 2018 г. выполнили все задания экзаменационной работы и набрали 100 баллов 48 выпускников, что составило 0,04% от общего числа участников ЕГЭ. Полученные данные свидетельствует, с одной стороны, о достаточно высоком уровне сложности модели КИМ ЕГЭ 2018 г. и, с другой стороны, о доступности заданий, что подтверждается распределением первичных и тестовых баллов участников.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 5500 заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Задание 1. Биологические термины и понятия. Дополнение схемы
Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей
Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи
Задание 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рис. и без рис.)
Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 6. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи
Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (без рис. и с рис.)
Задание 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рис. и без рис.)
Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 11. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность. Установление последовательности
Задание 12. Организм человека. Гигиена человека. Множественный выбор (с рис. и без рис.)
Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 14. Организм человека. Установление последовательности
Задание 15. Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом)
Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рис.)
Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рис.)
Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рис.)
Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности
Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рис. и без рис.)
Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме
Задание 22 (С1). Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)
Задание 23 (С2). Задание с изображением биологического объекта
Задание 24 (С3). Задание на анализ биологической информации
Задание 25 (С4). Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
Задание 26 (С5). Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации
Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.
Задание 28 (С7). Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2019 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе демоверсии педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 по биологии нет.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.

Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.

Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!