Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

Относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. Неизвестно также, где именно он зародился -- в Иерусалиме или в столице Византийской империи Константинополе. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются.

Три креста
История обретения величайшей христианской святыни -- Креста, на котором был распят Господь, -- связана с паломничеством в начале IV века равноапостольной царицы Елены на Святую землю. К этому времени место, где была совершена казнь Христа, было осквернено и забыто. На нем находилось языческое святилище в честь богини Венеры, а позже -- груды земли и мусора. По преданию, прибыв в Иерусалим, императрица Елена никак не могла отыскать Голгофу и Гроб Господень, пока ей не помог некий иудей по имени Иуда. Он указал место, где необходимо копать, и, действительно, вскоре там обнаружили Лобное место, и неподалеку от него -- три креста. Лишь один из найденных крестов был орудием казни Спасителя, а два других принадлежали распятым с Ним вместе разбойникам.

Считается, что иудей Иуда, указавший местонахождение Честного Креста, уверовал, крестился с именем Кириака и после смерти святителя Макария стал епископом Иерусалима. Позже он пострадал за веру во Христа, приняв мученическую смерть. Память священномученика Кириака совершается 28 октября (10 ноября)
На илл.: Воздвижение Креста с историей его обретения. Икона. XVI век. Сергиево-Посадский музей-заповедник (Ризница)

Истинный Крест явил себя через совершившееся чудо, по-разному описанное древними историками. Наиболее распространена версия, что силой Креста был воскрешен проносимый мимо него покойник. Некоторые источники рассказывают о больной женщине, на которую по очереди возлагали все три креста. Лишь последний из них, тот, что исцелил ее, был признан Крестом Спасителя. Церковный историк XIV века Никифор Каллист пишет, что оба эти чуда засвидетельствовали подлинность Креста. История его обретения и связанных с ней исцелений с большей или меньшей степенью подробности часто изображалась на русских иконах Воздвижения Креста Господня.

Перед собой, над головой
Что же послужило причиной установления праздника и отразилось в его иконографии? По одному из предположений, обретение реликвии царицей Еленой привлекло множество народа. Чтобы все смогли увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял (воздвиг) Крест над своей головой. Именно это действие, возможно, легло в основу обряда воздвижения креста, который до сих пор совершается в православной церкви 14 (27 сентября). При этом в западнохристианской традиции обретение Креста празднуется не в сентябре, а в мае, что связано с чудом явления креста на небе, которое видел сын Елены император Константин. Возможно, празднование было перенесено с мая на сентябрь, так как закрепление праздника в церковном календаре тесно связано с торжественным освящением храма Воскресения в Иерусалиме, произошедшим через несколько лет после обретения Креста Еленой. Освящение состоялось как раз 13 сентября, и на следующий день было совершено особое богослужение в честь главной святыни этого храма, то есть Креста Господня.

В византийской иконографии Воздвижение Креста изображается именно как торжественное богослужение в храме во главе с епископом, стоящим в сопровождении клира на амвоне. При этом византийские композиции Крестовоздвижения встречаются почти исключительно в миниатюрах рукописей. Их построение сильно отличается от того, что привычно для русских икон: здесь епископ повернут влево (или вправо) и держит крест двумя руками перед собой, а не поднимает над головой. Кроме того, тип лика изображаемого святителя всегда разный: византийские художники создавали отвлеченный образ епископа, а не конкретно патриарха Макария. В этом убеждает тот факт, что имя святителя чаще всего иконописцы не указывали. Встречающиеся в этих сценах характерные образы святителя с короткими темными волосами с залысиной и маленькой бородой позволяют предполагать, что в этих случаях изображен св. Иоанн Златоуст, как, например, в миниатюре Лекционария XII века из монастыря Святого Пантелеимона на горе Афон. Кроме этих особенностей, отметим, что в миниатюрах никогда не проявляется желание связать празднование Крестовоздвижения с историей обретения Креста святой Еленой -- изображения равноапостольной царицы и ее сына отсутствуют.


Миниатюры с композицией Крестовоздвижения были распространены в византийских лекционариях и минологиях -- рукописных книгах, в которых в календарном порядке располагались евангельские чтения и жития святых. Причиной изображения св. Иоанна Златоуста в чине Воздвижения, возможно, является тот факт, что память святителя также приходится на 14 сентября
Воздвижение Креста Господня. XII век. Миниатюра Лекционария из монастыря Св. Пантелеимона на горе Афон

Букет и конная статуя
Самый ранний сохранившийся до наших дней русский образ Воздвижения креста -- новгородская икона конца XV века из числа святцев Софийского собора. Она является памятником сложной, детально разработанной иконографии, отличающейся от византийских образцов. Здесь в центре иконы на фоне белокаменного храма представлен архиепископ. Он совершает воздвижение креста при огромном стечении народа и в присутствии Константина и Елены. Крест в букетике из веточек он держит двумя руками над головой. По сторонам святителя поддерживают два дьякона. В этой детали отразилась реальная богослужебная обрядовая практика, зафиксированная в Чиновниках (Архиерейских служебниках. -- Ред.) новгородского собора Святой Софии и Успенского собора в Москве. В нижней части образа среди толпы народа, святителей и бояр выделяются образы людей в белых остроконечных шапочках -- традиционно считается, что это певчие, а не священники или монахи, как можно
было бы подумать.

Рассмотренная иконография в точности повторена на новгородской выносной двусторонней иконе «Крестовоздвижение -- Богоматерь Знамение» XVI века из Государственного исторического музея и на иконе этого же времени из собрания Эрмитажа. На некоторых образах Крестовоздвижения, в том числе на вологодской иконе третьей четверти XVI века (Государственная Третьяковская галерея), выше архитектурных построек возносится колонна, увенчанная конным монументом. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией -- она была воздвигнута в Константинополе в VI веке, при жизни самого императора, неподалеку от храма Святой Софии. Ее описание было известно на Руси благодаря свидетельствам паломников, а наиболее ранним изображением статуи являлся несохранившийся рисунок, выполненный знаменитым Феофаном Греком. Он стал образцом при создании книжных миниатюр, а затем изображение статуи появилось и в иконописи. Ее присутствие в иконе Крестовоздвижения обозначало конкретное место действия совершаемого чина прославления Креста -- византийскую столицу, а не Иерусалим.


Букет цветов, который святитель на иконах держит вместе с воздвигаемым крестом, судя по письменным источникам, издревле украшал крест во время богослужения в день 14 сентября. Конкретные упоминания указывают, что для этого брали траву иссоп и васильки -- цветы, символизирующие царскую власть
Воздвижение Креста. Икона из праздничного ряда новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках. Середина XVI века. Новгородский музей-заповедник

Крест больше
Среди икон с особенностями иконографии необходимо назвать образ Крестовоздвижения из новгородской церкви Апостолов Петра и Павла в Кожевниках, где амвон, на котором стоят святитель и дьяконы, завешен красной завесой. На иконе Крестовоздвижения из частного собрания М. Елизаветина 1638 года на амвон ведут большие ступени, а святитель предстоит без привычных по сторонам фигур клириков. На двух этих иконах число предстоящих сокращено, но Константин и Елена неизменно присутствуют.
С конца XVI века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения, ставший популярным в поздней русской иконописи. Крест в иконах XVII-XVIII веков выделяется особо большим размером, достигающим человеческого роста. Так, в центре храмовой иконы из церкви села Воздвиженское, ныне хранящейся в Сергиево-Посадском музее (Ризницы Лавры), святитель держит такой крест не на голове, а перед собой, поддерживая его у основания. Точно так же построена сцена на одноименных иконах из Успенского собора Ростова Великого (конец XVII века) и из собора Сретенского монастыря в Москве (начала XVIII века). Здесь безусловно отразилось стремление представить Истинный Крест, на котором был распят Христос, ту самую обретенную в Иерусалиме святыню.

Судьба обретенного Еленой Креста Христова сложилась так, что уже в ранние времена святыня была раздроблена на множество частей, разошедшихся по всему миру. Одна из частей Креста находилась в драгоценном кресте-реликварии в Константинополе. Большая часть древа Креста хранилась в ковчеге храма Воскресения в Иерусалиме. Местонахождение обеих святынь ныне неизвестно
Воздвижение Креста. Икона из праздничного чина Успенского собора Ростова Великого. 1690-е годы, мастера Оружейной палаты. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Великим праздником из числа двенадцати наиболее важных в годовом цикле Православной церкви является Воздвижение Креста Господня. В эту дату христиане вспоминают историческое событие IV века, называемое обретением Креста, на котором завершилось земное поприще Спасителя. Обретение было поистине чудесным, ведь со времени Распятия минуло почти триста лет.

Воздвижение Креста Господня помогает во многих людских бедах, поэтому очень почитаема среди христиан.

История

Император Константин, впечатленный явлением Святого Креста и как бы его благословением, возжелал возвести на земле Палестины, в местах, освященных присутствием и пастырским служением Спасителя, храмы, а также отыскать орудие казни Иисуса Христа. В 326 году с этой почетной целью на Святую землю отправилась мать императора, благочестивая царица Елена.

Поиски долго не приводили к : после Воскресения Сына Божия Крест исчез, скорее всего он был зарыт врагами Христа в землю в неизвестном месте, дабы избежать поклонения ему со стороны исповедников Христовой веры и даже уничтожить воспоминания о Нем.

Царице Елене кто-то подсказал, что место захоронения Креста будто бы известно одному дряхлому еврею, носившему имя Иуда, который в результате долгих расспросов и бесконечных уговоров в конце концов согласился показать это место. Оно оказалось недалеко от Голгофы.

Святое Древо было сброшено в глубокую пещеру и засыпано мусором, хламом, землей, а наверху язычники воздвигли свое капище – с храмом, посвященным Венере, и статуей Юпитера . Здесь происходили языческие ритуалы, совершались жертвоприношения.

По приказанию царицы святилище язычников было разрушено, и в пещере в ходе раскопок обнаружили три одинаковых креста, а также табличку, лежащую отдельно, на которой сохранилась подлинная надпись: «Иисус Назарянин. Царь Иудейский» . Но какой же из найденных крестов – Святой?

И царица Елена, и Макарий, тогдашний патриарх Иерусалимский, были убеждены, что Бог поможет решить им эту нелегкую проблему. Так оно и случилось. Патриарх предложил поочередно подносить орудия казни к тяжелобольной женщине. Первые два креста не произвели никакого действия, а когда был поднесен третий, женщина смогла самостоятельно встать – недуг покинул ее.

Второе чудо произошло тогда же: по дороге несли хоронить умершего – и от возложения на него третьего креста произошло воскрешение. Тогда все убедились, что именно это Крест Спасителя, посредством которого Тот явил чудеса и силу животворения.

Слух о чудесной находке мигом распространился по всему Иерусалиму, и к Кресту потекли толпы желающих поклониться и приложиться к нему . Однако народу было так много, что сделать это не было никакой возможности. Тогда присутствующие стали просить патриарха хотя бы показать найденную святыню.

Епископ Макарий, поднявшись на возвышение, трижды поднял над собой – воздвиг – Крест Господень, чтобы каждый желающий мог без труда увидеть его . А , учрежденный в честь этого исключительного события, так и стал именоваться – Воздвижение Креста Господня.

Царица Елена, выполнив свою священную миссию, привезла в Константинополь часть Святого Креста , а также гвозди, которыми Сын Божий был прибит к нему.

Император Константин распорядился возвести на знаменательном месте Распятия Иисуса, последующего Его Воскресения и обретения Святого Креста величественный храм, под сводами которого уместились как Голгофа, так и Гроб Господень.

Царицу Елену за служение во славу Христа стали называть равноапостольной – равной апостолам. Так же позднее стал нарекаться и император Константин.

Царица ушла из жизни в 327 году, несколько лет не дожив до окончания строительства храма, который был освящен в 335-м, 13 сентября (26-го по н. ст.), а день следующий – 14 (27-е) – стал днем установления празднования в честь обретения Честнаго Древа и явления его народу путем воздвижения.

В этот же день церковь вспоминает еще один связанный с Крестом факт. В VII в. Иерусалим был завоеван и разграблен персами. В числе похищенного был и Животворящий Крест . Лишь через 14 лет христиане смогли вернуть плененную святыню на историческое место.

При встрече ее наблюдалась та же картина, что и при обретении: множество народу стеклось на торжество, чтобы поклониться Кресту, и точно так же верховный иерарх неоднократно воздвигал его, дабы всем удалось увидеть.

Что означает праздник и как он отмечается?

В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием. Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом , уничтожение греха, источник безграничной любви.

Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил. Каждое благое дело начинается с и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей. Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.

Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение. Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.

Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.

После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.

Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц . Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового. Это тоже древняя традиция. По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком. В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.

Как выглядит икона?

Сюжет иконы с одноименным празднику названием в его нынешней графике установился в иконописи России в XV–XVI столетиях. Он же и самый распространенный.

Вся представленная на полотне сцена – многолюдная композиция, за фигурами которой виден храм с одним куполом. Центром композиции является патриарх, стоящий на амвоне, подняв над собой Крест, украшенный растительными ветками. Предстоятеля с обеих сторон поддерживают дьяконы.

Передний план заполнен изображениями святых, певцов , тех, кто пришел преклониться перед чудесной находкой. В сени символического алтаря, справа, обычно написаны фигуры святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Существуют варианты с изображением чудес, происшедших при идентификации крестов.

Более ранние иконографические варианты представляют изображения свв. Константина и Елены или держащими в руках Крест, или стоящими по обе его стороны.

Значение и фото

И хотя во всем христианском мире иконы «Воздвижение» различаются по композиционному строению и по сюжету, для верующих их значение и смысл неизменны. Крест нередко называют Животворящим Древом, и вот его обретению – радостному событию христианской истории – икона и посвящена . А сам Крест воспринимается не орудием казни и страданий, а символом искупления.

Икона, посвященная Воздвижению, помещена в очень многих и монастырях, ее имя также носят и сами сакральные здания. В частности, в нашей стране ее можно увидеть в одноименных храмах:

  • в Алтуфьево (Москва)
  • на Чистом Вражке в Москве

В чем помогает образ?

Перед образом «Воздвижение» произносят одну из наиболее сильных молитв – для защиты от всяческих бед, напастей, опасностей и болезней.

Икона обладает чудодейственными свойствами. Есть множество примеров исцелений после обращения к ней с молитвой. От хворей исцеляются и тяжелобольные, потерявшие надежду на исцеление . Святой Крест несет свою животворную силу даже на изображении. Так, к иконе принято обращаться в следующих ситуациях:

  • женщинам, желающим иметь ребенка , страдающим бесплодием
  • имеющим заболевания костей и суставов
  • с просьбой избавиться от хронических мигреней
  • вылечить зубную боль
  • об избавлении от хронических и неизлечимых болезней

Были случаи исцеления даже людей не церковных и не особо верящих в чудотворную силу икон . В порыве отчаяния и безысходности они искренне обращались к святому образу и получали исцеление.

Молитвы

Молитва первая:

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и , и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая:

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Несмотря на то, что обстоятельства праздника сложились позже, его история берет начало в 313 г. Когда новый правитель Западной Римской империи Константин Великий утвердил Миланский эдикт, по которому христианам даровалась свобода веры и прекращение преследований.

Еще будучи язычником, святой император проникся христианскими идеями, когда увидел на ночном небе светящийся Крест, на котором было написано: «Этим победишь». После этого он одержал победу в трех войнах, в том числе за Восточную часть империи. В благодарность, кроме свободы веры, он объявил о постройке церквей на Святой Земле. Для управления строительством в Палестину прибыла его мать, царица Елена.

Прежде всего было необходимо найти места евангельских событий и свидетельства того, что все происходило именно здесь. За помощью в поисках царица обратилась к иерусалимским старожилам. Один из таковых, Иуда впоследствии священномученик Кириак Иерусалимский, показал на место, где находились храмы Юпитера и Венеры, построенные по приказу императора Адриана с целью скрыть Голгофу и все, связанное с Иисусом Христом.

После снесения капища и раскопок указанной площади, был обнаружен холм и целый участок Гефсиманского сада с погребальной пещерой - Гробом Господним. В разных местах беспорядочно лежали три одинаковых креста. Позже были найдены гвозди и дощечка с надписями. Но это не давало ответа, на каком из крестов распинали Спасителя.
Чтобы удостовериться, какое из орудий казни - Крест Христов, патриарх Макарий и остальное духовенство возлагали каждое из них на покойника. Уверенность в том, что подлинный Крест оживит умершего, подтвердилась чудом.

По просьбе народа патриарх и духовенство подняли Крест с восклицаниями «Животворящее Древо» так, чтобы его было видно как можно большему числу людей. С этого дня торжество получило свое традиционное название - Воздвижение Креста Господня. Это произошло в 326 г. За этим последовала постройка храмов в Вифлееме, на Елеоне и Фаворе. А сам праздник был установлен 14 сентября по старому стилю (по современному календарю - 27) 335 года, после завершения главной задумки Константина Великого - освящения храма Воскресения Христова.

Воздвижение - постный день. Несмотря на торжество Крест связан со смертью и мучениями. Духовенство надевает красное облачение - цвета крови и царской порфиры. Это связано еще с одним смыслом праздника. В 624 году греческим императором Ираклием были разбиты персы и возвращен христианам Крест, с которым в плену находился иерусалимский святитель Захария. Император не смог занести святыню в храм Воскресения, и только после того, как он снял с себя все атрибуты царской власти, прошел внутрь и установил Животворящее Древо на том месте, где оно находится до сих пор.

Молитвы на Воздвижение Креста Господня

Молитва первая

Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва третья

Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Молитва четвертая

Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

5 (100%). Всего проголосовало: 6

Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв.

Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.

Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др.

Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в., известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Воздвижение Креста, со святыми на полях. Вторая половина XVII века. Москва. В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него – диаконы. С обеих сторон – предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу – два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская апостол Петр и мученик Георгий.

Крест - это великая святыня для православного люда, главный символ христиан, надежда, защита и опора. Икона Воздвижение Креста Господня рассказывает об обретении Святого Креста царицей Еленой. Именно на нем был мученически казнен Спаситель. Этому событию в Православной церкви посвящен праздник, который отмечается христианами всего мира 27 сентября, он так же называется Господским днем — Воздвижение Креста Господня. Великий смысл его состоит в том, чтобы напоминать верующим о том, что ценой Своей жизни Христос даровал грешным людям Спасение и Вечность.

Воздвижение Креста Господня. Русская икона XVIII века. Частное собрание

Икона обретения Креста Господня

Событие Воздвижения случилось по промыслу Божию, намного позже событий, описанных в Евангелие.

Равноапостольная царица Елена осуществила обретение того самого Креста - орудия казни, на котором принял мученическую смерть сам Спаситель Мира.

Еще об иконах Господа:

Ее сын, равноапостольный царь Константин, возжелал на местах рождения, страданий, воскресения Христа воздвигнуть храмы и найти Крест. Его мать с трепетом и великим желанием взялась исполнить царскую волю. Для этого в 326 году она направилась в Иерусалим.

Враги Иисуса тщательно сокрыли святыню, закопав ее глубоко под землей. Но горожане указали царице на пожилого еврея по имени Иуда. Именно он знал место тайника. Оказалось, что святыня была брошена в пещеру, ее завалили мусором и землей, а сверху был возведен идолопоклоннический храм.

Елена повелела своим помощникам уничтожить статуи идолов и капища, но поиски не увенчались успехом. Но позже ей указано было место, где возвышался храм Венеры. Вскоре он был разрушен и христиане, творя Иисусову молитву, начали копать землюа т

После того как гора Голгофа была раскопана практически до своего основания, люди увидели пещеру Гроба Господня. Именно в ней после Распятия было захоронено тело Творца, тут же лежало три одинаковых креста. Никто не знал, как понять то, какой из них есть Крест Иисуса. Но Елена и сопровождающий ее патриарх иерусалимский Макарий были уверены, что Господь Сам укажет на Свой Крест.

Патриарх посоветовал подносить каждый из них к тяжелобольной женщине, которая находилась рядом с ними. Когда к ней поднесли первый и второй, то ожидаемого чуда не случилось. Но когда на болящую возложили третий крест, она тотчас выздоровела. В это же время мимо собравшихся шествовала траурная процессия. Епископ возложил Крест на покойного, тот встал живым и возблагодарил Христа.

Важно! Таким образом, христиане узнали Крест Господень, через который Он сотворил видимые чудеса и показал его животворящую силу.

Елена, патриарх и окружавшие их православные христиане, во множестве собравшиеся, возрадовались обретению святыни, благоговейно преклонили колена пред Крестом и целовали его. Не каждый из желающих приложиться к святыне мог это сделать, ведь народу собралось бесчисленное множество. Поэтому патриарх взял в свои руки святыню и взобрался на возвышение так, чтобы всем был виден Крест, а народ восклицал «Господи, помилуй нас грешных».

Частицу Животворящего Креста Господня Елена привезла своему сын Константину, другую часть оставила в Иерусалимской земле. Этот величайший дар царицы до сих пор покоится в храме Воскресения Христова.

Воздвижение Креста Господня. Икона первой половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Помощь по молитвам верных

Образ Животворящего Креста творит чудеса. Пред ним можно молиться:

  • об излечении от бесплодия;
  • о помощи в трудных родах;
  • об излечении от всевозможных недугов: болезни суставов и костей, мигрень, зубная боль, онкология;
  • о даровании душевного покоя и равновесия.

Еще о важных молитвах:

Иконография

В центре композиции возвышается Крест, ассоциирующийся у православных христиан с самим Иисусом Христом и напоминающий о Его страданиях . Но каждый из нас понимает, что без Его мученической кончины не случилось бы Воскресение, не было бы Спасения.

На иконе изображено много людей - это жители Палестины, клирики, а вдалеке стоит царица Елена со своим сыном императором Константином. На возвышении стоит патриарх, в руках он удерживает крест, украшенный зелеными ветвями, что символизирует победу жизни над смертью.

Правила праздника

В дату памяти Воздвижения Креста верующие соблюдают строгий пост (запрещено употребление яиц, мяса, рыбы, молочных продуктов).

В предпраздничный день совершается всенощное бдение и Божественная литургия . Евангелие читается не на середине храма, как принято, а в алтаре. Затем первый священник, одетый в облачение фиолетового цвета, выносит в зал Крест. Прихожане прикладываются к нему, а клирос поет соответствующие событию тропари.

До дня отдания праздника (4 октября), Святой Крест покоится на аналое, после чего служители уносят его в алтарь.

Важно! Праздник Воздвижения Креста Господня имеет прямое отношение к грядущему Второму Пришествию Христа.

Ведь как сказал Сам Спаситель, страшное судилище будет предварять Крестное Знамение: оно возсияет на Небе и весь мир земной увидит Сына Божия, грядущего по облакам в славе великой.

Поэтому сейчас, пока еще есть время, каждый человек обязан задуматься о своей жизни и заняться покаянными размышлениями.

Посмотрите видео об иконе Воздвижения Креста Господня