Северный Иван Сусанин: историки до сих пор спорят о подвиге Ивана Рябова. Подвиг под псевдонимом Ослабление иммунной системы

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В таком быстро развивающемся мире кажется, что люди нашли ответы на абсолютно все вопросы. Мы привыкли к тому, что если что-то нам и неизвестно, то уж наука точно все знает.

Но сайт собрал вопросы, ответы на которые наука не может дать уже много лет.

18. Почему у жирафа такая длинная шея?

Конечно, очень разумным будет ответ, что жирафу такая шея необходима, чтобы доставать высоко растущую еду. Но вот ученые не спешат принимать эту версию как единственно правильную. Поэтому этот вопрос еще открыт, и официального ответа на него нет.

17. Сколько лет может прожить человек?

Как бы странно это ни звучало, но ученые и медики назвали старость болезнью. Она больше не воспринимается как само собой разумеющийся этап жизни. И в данном случае нас должен больше волновать вопрос не о том, какой будет продолжительность жизни, а о том, как оставаться здоровыми.

16. Почему мотыльки скапливаются на свету?

Такое поведение насекомых - одно из самых привычных. И вряд ли кто-то из нас думал о том, что этому явлению нет объяснения. Несмотря на то, что от света мотыльки умирают, они все равно летят на него. Одни объяснили это тем, что насекомые летят под определенным углом к свету как к своему стимулу. Но другие с ними не согласны, потому что со времен появления огня все мотыльки уже бы давно умерли. Так что истинную причину никто не может назвать.

15. Зачем мурлыкают кошки?

Да-да, даже такое простое, на первый взгляд, явление, как мурлыканье кошек, ученые не могут объяснить. Животные издают такие звуки в самые разные моменты: когда их кормят, когда они хотят есть, когда им страшно. Одно предположение говорит о том, что это способствует заживлению костей и сухожилий. Но этот вариант совершенно не отвечает на вопрос о том, почему кошки мурлыкают в самых разных ситуациях.

14. Почему зевота заразительна?

Мы начинаем зевать, когда видим другого зевающего человека. Ученые выяснили, что таким образом проявляется способность сопереживать и образовывать эмоциональные связи с окружающими. А вот люди, страдающие шизофренией и аутизмом, не ответят на зевоту другого человека. Но ученые не могут выяснить, почему именно через зевоту устанавливается такая связь.

13. Как части тела «понимают», что больше не нужно расти?

На данный момент известно, что рост клеток зависит от некоего сигнала, который приостанавливает рост белка. Но ученым до сих пор неизвестно, что это за сигнал, как он формируется, по каким каналам идет и какие процессы еще затрагивает.

12. Откуда птицы знают, куда нужно лететь?

Мы с раннего детства задаемся вопросом о том, каким образом перелетные птицы узнают, куда лететь на зимовку и куда потом возвращаться. Единственное предположение, которое выдвигает наука на этот счет - это влияние магнитного поля Земли. На данный момент этот вариант является единственным, но он не был принят в качестве правильного ответа на этот вопрос.

11. Почему плацебо всегда срабатывает?

Как известно, плацебо - вещество, которое не обладает лекарственными свойствами. При его употреблении все строится на том, что человек искренне верит в лечебный эффект таблетки. Ученые до сих пор спорят о том, как работает плацебо и насколько разумно принимать такое лекарство.

10. Что находится на дне океана?

Этот вопрос может показаться странным, но он имеет место быть. Ведь только 5 % дна океана изучено. Что находится на остальных 95 %, не знает никто. И, похоже, ученые не спешат узнавать: по их словам, намного проще и быстрее добраться до Луны, чем спуститься в самую глубокую часть океана.

9. Можно ли путешествовать во времени?

По разным причинам, но все мы хоть раз задумывались о том, что было бы неплохо иметь машину времени. Но нам казалось, что это невозможно. Чисто с технической точки зрения, наука говорит нам, что путешествие в будущее возможно. Только для этого нужно разогнать человека до невероятно большой скорости. Но вот путешествия в прошлое все еще невозможны.

8. Почему большинство людей - правши?

Известно, что 9 из 10 человек окажутся правшами. Но уже целых 160 лет никто не может выяснить, почему у большинства жителей планеты доминирующая рука - правая.

7. Почему мы зеваем?

Да, многие говорят, что человек, как и другие позвоночные, зевает из-за недостатка кислорода в организме. Но эта версия также не была утверждена официально. Поэтому ученые не могут объяснить это явление до конца.

Он был неудобный человек. Слишком большой, слишком грузный, со слишком широким замахом руки. И даже после смерти остается неудобным: и для действующей власти - сложно откреститься от человека, лично тебе эту власть вручившего, - и для пресловутых 86%, для которых он на пару с Горбачевым отвечает за развал лучшей страны на земле - мифического СССР. Уже почти девять лет как Бориса Ельцина нет с нами, а его фигура все так же беспокоит, раздражает, выламывается из рамок - словно иллюстрация к словам Мити Карамазова: «Широк человек, даже слишком широк, я бы сузил!»

Ельцин всегда умел удивлять - и когда критиковал Горбачева на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1987-го, и когда взбирался на танк у Белого дома в августе 1991-го, и когда с больным сердцем танцевал на сцене в рок-концерте перед выборами 1996-го. В нем была русская широта натуры, масштаб личности и под стать ему - размах жеста, энергия тарана, искренность заблуждения и столь же искреннее и столь же русское умение прощать и просить прощения, как сделал он в своем последнем обращении к нации 31 декабря 1999 года.

Мы, наверное, никогда не договоримся по поводу Ельцина, подобно тому как разумные китайцы официально постановили по поводу Мао: 70% хорошего и 30% плохого.

Мы не умеем так мирно расставить акценты, достичь консенсуса ради общественного спокойствия и вселенской гармонии.

Мы не знаем пропорций и полутонов, о чем писал Юрий Лотман в своей поздней работе «Культура и взрыв»: Россия - это страна с бинарным мышлением «или-или». В нашем общественном и политическом устройстве эта бинарность неизбежно приводит к поляризации и столкновению, к революции, взрыву, к уничтожению «до основания». Поэтому сегодня мы живем как в трансформаторной будке, в гудящем электрическом поле, где все идеи и исторические личности, попавшие в фокус общественной дискуссии, приводят к моментальной поляризации. Мы не можем договориться ни о Крыме, ни об Украине, ни о Ленине, ни о Сталине, ни о геях, ни о мигрантах, наши споры мгновенно раскалывают общество, разводят на два непримиримых лагеря, проводят черту среди членов семьи, друзей, коллег. «Тест на Ельцина» - такой же маркер непримиримости, симптом социального раскола.

Хороший символ этой извечной российской бинарности — памятник Никите Хрущеву на Новодевичьем кладбище работы Эрнста Неизвестного, в котором столкнулись черная и белая плиты. Точно так же мы воспринимаем и Ельцина - черно-белым, без полутонов. Для одних он Иуда и агент американского империализма, для других - могильщик прогнившей державы, ставшей всемирным посмешищем. Для одних распад СССР был «величайшей катастрофой XX века», для других - прорывом к свободе. Третьего не дано. Живем по Лотману.

Могильщиков никто не любит, но их приход неизбежен.

В конце 1980-х взрыв в Советском Союзе назрел, атмосфера была душной и чреватой грозой; кто об этом забыл, пересмотрите балабановский «Груз-200». Грянул гром, бурный поток 1990-х очистил советские конюшни и выбросил нас на берег нулевых. Ельцин был тем самым человеком-взрывом, который ломал пределы возможного. Неслучайно одним из прозвищ, которые закрепились за ним еще в бытность первым секретарем в Свердловске, было Бульдозер. Впрочем, еще больше он напоминает медведя - не плакатного медведя «Единой России», а настоящего таежного зверя, умного, грозного, но в итоге неизменно доброго героя русских сказок. Есть почти апокрифическая история о том, как 15-летний Ельцин, заблудившись летом в тайге с парой младших школьников, месяц блуждал с ними, питаясь ягодами и корнями, и в итоге вывел их к людям. Он был мощным зверем с прирожденным инстинктом выживания, настоящим «политическим животным» по Аристотелю, мифическим тотемом лесной Руси.

…Уже несколько лет по сети гуляет демотиватор: коллаж из фотографий Ельцина на танке у Белого Дома, толпы на улицах Москвы и поваленная статуя Дзержинского с подписью «Спасибо деду за Победу!». Кстати, одним из прозвищ Ельцина действительно было Дед. И пускай победа, одержанная им в 1991-м, оказалось временной, она дала нам вдох на добрых два десятилетия, которые мы жили с воздухом свободы в легких. Сегодняшняя атмосфера в России снова душна и чревата грозой, как в балабановские 1980-е, но на горизонте не видно ни нового Ельцина, способного выступить тараном для слома прогнившей системы, ни стотысячных толп на улицах Москвы, ни брожения на окраинах Империи. Но даже если нет у нас сейчас ельцинской энергии перемен, то всегда можно вспомнить две его черты, за которые прощается многое: умение просить прощения и умение вовремя уйти.

Сегодня Борису Николаевичу исполнилось бы 85. С Днем рождения, Дед!

Начиная от значений наскальных рисунков до последних моментов жизни мумифицированного человека, археология предоставляет обширное количество тем для споров, с помощью которых пытливые умы пытаются раскрыть правду. Расскажу вам о некоторых наиболее известных археологических загадках, которые до сих пор вызывают активные споры среди ученых.

Череп номер 5
Является одним из пяти черепов, обнаруженных в городе Дманиси, Грузия. Необычные размеры черепа являются предметом постоянных дискуссий в археологических сообществах. В основном ученые спорят насчет того, был ли Дманисийский гоминоид ранней формой Человека прямоходящего (Homo erectus) или нет.

Испанский холм


Загадочный испанский холм (Spanish Hill) расположен в штате Пенсильвания. Исследователи никак не могут прийти к единому мнению относительно происхождения структуры и насыпей, найденных на холме. Одни считают, что они созданы первыми фермерами, другие – что это остатки поселений древних индейцев, третьи – что на этом месте происходили ожесточённые сражения.

33-метровый храм в городе Тикаль


Дебаты вокруг этого храма майя касались не его происхождения или цели создания, а того факта, что археологи решили демонтировать структуру для того, чтобы посмотреть, как выглядел начальный этап его строительства.

Грольерский кодекс


Эта доколумбовая книга майя впервые появилась в частной коллекции одного из коллекционеров Нью-Йорка в 20-м веке. Однако с тех пор ее подлинность была не раз оспорена археологами.

Карта Пири-реиса


Карта была составлена турецким адмиралом Пири-реисом, и якобы является копией одной из множества карт Христофора Колумба. Длительное время в Турции её считали предметом национальной гордости. Тем не менее, у экспертов вызвала сомнение её предполагаемая точность, особенно по отношению к Новому свету и побережьям Антарктики.

Багдадская батарея


Это название ряда артефактов, обнаруженных в 1930 году в Ираке. Сосуды пострадали от коррозии, а потому археологи предположили, что они, вероятно, использовались для хранения уксуса или вина. Однако позже возникла гипотеза о том, что эти сосуды могли использоваться в качестве гальванических элементов, чтобы покрывать золото серебром. Хотя «Разрушители легенд» доказали, что это, по крайней мере, теоретически возможно, полемика относительно их предназначения продолжается до сих пор.

Эци


Мумия Эци была найдена высоко в Альпах на границе Австрии и Италии. Ледяная мумия человека, также известная под названием Тирольский ледяной человек, является старейшей естественно сохранившейся мумией в Европе. Существует много споров и гипотез касаемо того, как умер Эци. Самые популярные теории включают в себя всевозможные способы, начиная от участия в поисковой группе и заканчивая ритуальным жертвоприношением.

Цилиндр Кира


Древний цилиндр, содержащий аккадскую клинопись, был обнаружен в 1879 году на территории современного Ирака. Эта рукопись была написана во имя царя Ахеменидов, Кира Великого. До сегодняшнего дня среди ученых не утихают споры касаемо ее исторической значимости. Некоторые эксперты рассматривают ее как подтверждение репатриации евреев, в то время как другие видят в ней самую старую известную хартию прав человека.

Стоянка первобытного человека Калико


Тысячи каменных изделий, напоминающих собой доисторические инструменты, были найдены при археологических раскопках в южной Калифорнии, ведущихся на территории, известной как стоянка первобытного человека Калико. Тем не менее, среди ученых до сих продолжаются споры касаемо того, являются ли эти «инструменты» артефактами (сделанными людьми) или археологическим памятником (образованными природой).

Монте-Верде, Чили


Открытие археологического памятника Монте-Верде в Чили заставило многочисленных археологов поверить в то, что люди поселились в Америке значительно раньше, чем предполагалось прежде (возраст памятника определён в 14,5 тысяч лет).

Сандийская пещера


Возможно, одной из самых спорных археологических находок в истории можно назвать пещеру, расположенную в Нью-Мексико, которая была раскопана Франком Хиббеном в 1930-1940-х годах. Многие из методов его работы и сделанных им выводов являются источником больших разногласий в археологических кругах даже сегодня. Особенно спорным является предположение, что человек заселил Северную Америку гораздо раньше, чем считалось ранее (в который раз).

Пилтдаунский человек


Пилтдаунский человек, возможно, был одним из самых известных антропологических мистификации когда-либо совершенных людьми. Ведь, в сущности, после того, как костные фрагменты, обнаруженные в Англии, представили в качестве останков ранее неизвестных видов ранних людей, научному миру потребовалось более 40 лет, чтобы быть разоблачить этот обман. Личность фальсификатора до сих пор остается неизвестной.

Рунамо


Рунамо – это покрытая трещинами диабазовая дайка, расположенная в Швеции с предположительно рунической надписью с одной стороны. Эта теория послужила источником для нескольких недавних споров в научном мире о том, являются ли обнаруженные здесь трещины какой-либо записью либо они представляют собой результат естественного износа структуры.

Пещера Белого Шамана


Эта 7-метровая картина, обнаруженная в Техасе, стала главной темой многочисленных споров и дискуссий касаемо ее цели и замысла. Наиболее распространенные теории включают в себя множество идей, начиная от ритуалов, совершаемых перед сражением и заканчивая древними религиозными церемониями.

Тэртерийские таблички


Три таблички, найденные в Румынии в 1961 году, стали причиной серьезных противоречий между археологами, особенно в отношении их возраста и значения. А говоря более конкретно, эксперты не сошлись во мнениях, касаемо того, представляют ли они собой раннюю форму письма или нет.

Джамский минарет


Это удивительно хорошо сохранившийся минарет в Афганистане, точная дата строительства и истинное предназначение которого стали источником множества дискуссий среди ученых. Даже если предположить, что присутствующая надпись сбоку якобы включает в себя эту информацию, ее невозможно правильно истолковать.

Андский канделябр


Несмотря на то, что Линии Наска, возможно, являются более известными, Андский канделябр представляет собой еще один расположенный недалеко от них геоглиф, который поставил археологов в тупик. В то время как некоторые из них утверждают, что он имел религиозное значение, другие указали на тот факт, что, поскольку он вырезан на той стороне холма, которую можно увидеть на расстоянии до 20 км, находясь в открытом море то, возможно, был своего рода ориентиром для моряков.

Уффингтонская белая лошадь


Эта доисторическая фигура, найденная в Англии на одном из холмов, состоит из глубоких траншей, заполненных белым мелом. Тем не менее, уже много лет ученые спорят о том, представляет ли она собой лошадь или это вообще какое-то другое животное. Дата ее создания – еще более спорный вопрос, чем предыдущий.

Савицкая Любовь 14.09.2005 в 15:43

В 1701-м от причала Николо-Корельского монастыря на побережье Белого моря (ныне Северодвинск, Архангельская область) отошла рыбацкая лодья. Возглавлял артель в количестве 27 покручеников (наемных рыбаков) будущий национальный герой России Иван Ермолаев по прозванию Ряб. Под этим именем-прозвищем он вошел в историю России и стал известным, благодаря роману Юрия Германа "Россия молодая" и одноименному телевизионному фильму. Мало кто знает, что настоящая фамилия героя не Рябов, а Седунов, а родом он был из древнего поморского села Мудьюга, что стояло на Зимнем берегу Белого моря.

Сегодня мы публикуем документальный очерк журналиста и краеведа Альберта Семьина, посвященный подвигу и судьбе Ивана Седунова (Рябова). Этот очерк в числе других предполагается включить в книгу "Мореходы Зимнего берега", которую подготовили к печати Г.Н. Бурков, Г.П. Попов и А.А. Семьин.

Беспахотный бобылёк

Более трехсот лет прошло со дня первого в истории России победоносного морского сражения со шведскими интервентами в июне 1701 года под Архангельском, а историки и краеведы до сих пор спорят о том, был ли вообще такой герой Иван Рябов. А если и был, то кто он: герой или предатель?

Архангельский историк Николай Коньков обнаружил в Центральном государственном архиве древних актов и опубликовал в сборнике "Летопись Севера" уникальный документ: "Расспросная двинского бобылька Ивана Ермолина сына Седунова". Этот документ вместе с сопроводительной запиской архангельского воеводы князя А.П. Прозоровского в июне 1701 года был направлен лично императору Петру I. Из документа следует, что подлинная фамилия национального героя России - Седунов, по отчеству Ермолаевич, и что родом он Двинского уезда, Низовского стану, волости Мудьюжской.

Указано и социальное положение героя: "беспахотный бобылек", то есть холостяк, не имеющий своей земли. "А живучи-де он, Ивашко, в тое Мудьюжской волости, кормился всякими морскими отъезжими промыслами". Вероятно, был он и промысловым охотником, весьма удачливым при добыче рябчиков, или "рябов", как говорили поморы (их во множестве ловили и в замороженном виде возами переправляли в Москву и Петербург). Отсюда и деревенское прозвище - Иван Ряб (Рябов).

Резкий поворот

Резкий поворот в судьбе Ивана Седунова произошел летом 1701 года. Из сохранившихся архивных документов установлено, что, не имея собственных орудий лова рыбы в море, нанимался покручеником в рыболовецкую артель Николо-Корельского монастыря, который и ныне стоит под городом Северодвинском. В упомянутой "расспросной" Седунов утверждал, что "в нынешнем-де 1701 году в мае месяце, покрутясь он, Ивашко, Никольского Корельского монастыря у игумена з братиею на промышленную их мурманскую лодью идти с работными людьми с покрученика кормщиком на мурманской рыбей палтусий и тресковый промыслы".

Трудно представить, что в канун войны со шведами целая артель смогла свободно, невзирая на запрет царского указа, выйти в море мимо таможни и сторожевых постов незамеченной. Можно предположить, что выход в море был санкционирован архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием, который по личному поручению царя занимался строительством Новодвинской цитадели и других оборонительных сооружений.

Идучи морем...

Некоторые источники утверждают, что Петр I узнал о намерениях шведского короля Карла XII идти войной на Россию от голландских купцов, ходивших с товарами в Архангельск. Именно Ивану Ермолаевичу Седунову как опытному мореходу доверили идти в разведку в море для встречи неприятеля, назначив его кормщиком, то есть старшим. Иван Ермолаевич к выходу в море всегда готовился загодя и основательно. В приходо-расходной книге Николо-Корельского монастыря сохранилась запись о том, что в октябре 1700 года "дано на дорогу кормщику Ивану Рябу 8 денег".

События июня 1701 года описаны со слов Ивана Седунова в "расспросной" от 26 июня 1701 года: "И, идучи морем, до острова Сосковца дошел. И у того острова за противными (неблагоприятными - авт.) морскими погодами в становищи он, Ивашко, с работными людьми на той лодье стоял трое суток. И в третьи еде сутки июня в 15 день в середи дня увидели он, Ивашко, с товаращи-покрученики: далече в море корованом идут семь кораблей больших и малых. И нашед на них, Ивашка с покрученики на лодью их с моря с коровану небольшой корабль с шнякою к лодьи их пришел. И вышед с корабля, в двух шняках на лодьи к ним приехади с ружьем, и, взяв палки, учали их бить и говорили, чтоб они на лодьи здняв парус и шли с кораблем их, в котором к ним пришли вместе в корован".

Уничтожить торговлю

0 том, что было дальше, широко известно из книг Евгения Богданова "Лодейный кормщик", Юрия Германа "Россия молодая" и телевизионного фильма "Россия молодая", в котором роль Ивана Рябова (Седунова) сыграл известный народный артист России - Борис Невзоров.

Высокую оценку жизни и подвигу Ивана Ермолаевича Седунова дал доктор исторических наук, ведущий сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН Юрий Беспятых: незначительный по своим масштабам бой, состоявшийся в самом начале Северной войны, во многом определил её ход и победный для России исход. Поскольку военные действия практически парализовали сухопутную международную торговлю, Архангельск был единственным портом страны, через который шел интенсивный товарообмен с купцами многих стран, то лишь через него Россия могла получать для ведения войны товары, прежде всего боеприпасы, военное снаряжение, ткани для пошива обмундирования и другое... Шведская эскадра имела целью уничтожить архангельскую торговлю, засорив судоходное Березовское устье Северной Двины, и разорить город и порт.

Следовательно, победное сражение при Новодвинской крепости фактически стало судьбоносным для всей России, оно спасло страну... Успех защитников города обеспечил Иван Рябов (Седунов), посадивший на мель два шведских корабля и совершивший тем самым выдающийся подвиг... Ивана Рябова иногда называют северным Сусаниным. Однако в моих глазах заслуга перед Отечеством лодейного кормщика исторически важнее.

На снимке: немые свидетели описываемых событий - остатки береговых батарей на острове Соломбала (Архангельск).

Фото А. Беличенко

Ученые до сих пор спорят о влиянии digital-технологий на память человека. С одной стороны, люди оцифровывают большую часть жизни - пишут посты и выкладывают фотографии - и должны лучше все запоминать. С другой стороны, когда любой факт можно найти за пару кликов, . T&P не самые известные и очевидные теории. В новом выпуске культуролог Оксана Мороз рассказала о социокультурном направлении, которое изучает, как меняется культура памяти в цифровую эпоху.

Название: Digital Memory Studies

Направление: междисциплинарное поле, в котором работают социологи, культурологи, медиаисследователи и другие представители современного социогуманитарного знания

Кто разрабатывает: Йозе ван Дейк, Эндрю Хоскинс, Анна Ридинг, Джоан Гарден-Хансен

Где и когда: 2000-е годы, Великобритания и Нидерланды

Оксана Мороз

кандидат культурологии, доцент и руководитель магистерской программы «Медиаменеджмент» в МВШСЭН, доцент Института общественных наук РАНХиГС, академический директор Научного бюро цифровых гуманитарных исследований CultLook

Digital Memory Studies - молодое направление социогуманитарного знания, которое ставит вопросы о том, как привычный для человека мир памяти трансформируется в условиях развития новой цифровой среды обитания. Меняются ли техники запоминания в связи с появлением мобильных устройств, которые позволяют быстро фиксировать действительность? Помним ли мы больше и лучше потому, что наши задокументированные воспоминания всегда с нами - например, в формате альбомов с цифровыми фотографиями в мобильных телефонах? Вроде бы ответ очевиден: количество пользователей мобильных устройств в мире растет , и число обладателей телефонов с выходом в интернет также увеличивается. «Население» трех самых крупных социальных сетей (Facebook, Twitter, Instagram) уже превышает количество жителей Китая. Сейчас человечество формирует огромное количество свидетельств о происходящем, и этот фонд пополняется точками зрения самых разных людей, а не только условных «элит».

Но что если мы, наоборот, забываем помнить, так как слишком доверяем устройствам и софту (например, накопителям данных, облачным хранилищам и фото-/видеосервисам) в вопросах формирования воспоминаний? Не оказывается ли в таком случае наш горизонт памяти ограничен историей собственного инстаграма, фейсбука, блога? Не теряем ли мы какое-то измерение памяти, когда оцифровываем все наши воспоминания или изначально создаем их в цифровом формате ? Более того, до сих пор не разрешена проблема цифрового неравенства - ситуации, при которой часть граждан лишена доступа в интернет или не владеет высоким уровнем цифровой грамотности .

Важным направлением исследований в Digital Memory Studies становится изучение влияния информационного шума на формирование индивидуальных и коллективных мемориальных архивов. Ученые ищут ответы на ряд вопросов: например, корректно ли сейчас говорить о памяти как сложном и часто болезненном процессе , если стремление к обеспечению комфорта пользователя стало ключевым принципом разработчиков цифровой среды?

Многие исследования основаны на гипотезе, которую ученым еще предстоит доказать: результаты цифровой научно-технической революции создали новое инвайронментальное измерение жизни человека. В пользу этой точки зрения говорит то, что уже сегодня множество вполне традиционных антропологических, социальных практик опосредовано опытом работы с устройствами и ПО. Все более частотное внедрение в жизнь 3D-печати, имплантируемых устройств, «носимого» интернета влияет на нашу повседневность. Может показаться, что перечисленные технологии представляют интерес только для гиков, но почти все знакомы с сервисами онлайн-коммуникации (блогами, соцсетями, почтовыми агентами), и это доказывает, что пользовательские навыки взаимодействия определяют качество жизни многих.

Как это работает?

«Право на забвение»

Одним из интересных для Digital Memory Studies казусов может выступать «право на забвение». Известный судебный эпизод с делом Марио Костехи Гонсалеса вызвал общественный резонанс и стал очередным этапом борьбы пользователей с корпорациями за собственные персональные данные. Теперь, согласно законам многих государств, человек может потребовать удаления из поисковой выдачи недостоверных, неактуальных и нарушающих местное законодательство данных, а также информации, способной нанести вред чести или репутации. Изучение этого судебного эпизода, предшествовавших и последовавших дискуссий позволяет создать рекомендации для пользователей, следование которым наращивает потенциал безопасного пребывания в сети. Таким образом, Digital Memory Studies анализирует своеобразные хабы цифровой среды - точки, где пересекаются нормы существования технологий и человека.

Цифровая загробная жизнь (digital afterlife)

Сегодня человек при жизни оставляет массу цифровых следов (например, в виде записей в блогах) и формирует цифровую собственность (интернет-аккаунты, связанные с ними договора, обязательства в сервисах электронных платежей), которую - как и любую другую - придется кому-то наследовать. Крупные корпорации вроде Apple и Microsoft разработали способы управления данными умерших. Но до недавнего времени для управления этим наследством пользователю при жизни приходилось совершать ряд манипуляций в каждом сервисе (например, в фейсбуке это назначение «наследника»). В противном случае после смерти доверенным лицам приходилось предоставлять корпорации свидетельство о смерти для урегулирования возникающих правовых и экономических последствий.

Сейчас веб-разработчики сделали процесс управления цифровым посмертным существованием более удобным: пользователи могут скачать приложения , которые позволяют настроить нормы наследования любых данных. Но, помимо управления наследством, пользователи могут организовать существование собственного цифрового присутствия после физического исчезновения с помощью формирования прижизненного архива воспоминаний для близких. Получается, что человек может придумать ту идентичность, воспоминания о которой он хочет оставить своим потомкам и близким. Хотя и кажется, что польза от подобных приложений существенна (они помогают упаковать воспоминания во friendly форматы), оборотная сторона машинно-человеческого взаимодействия очевидна. Нам предлагают программировать чужие крупицы памяти о себе, исходя из современных представлений о пользовательском опыте и не оставляя места для фиксации «других» воспоминаний.