Отношение населения руси с кочевыми народами. Отношения руси с восточными странами Готовые работы на аналогичную тему

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Отечественная история

Древняя Русь и кочевники IX-XII вв

Выполнил:

отделения

специальность:

Проверил:

Введение

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков. Племена расселялись, перемешивались, сливались. Восточные славяне в VII-VIII вв. уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густы­ми лесами пространства современного Центра территории России. Славянские племена раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек.

Историческим значением образования государства являются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел и внешней торговли; формирование социальной структуры развитие древнерусской культуры. Происходит складывание единой древнерусской народности из русского, украинского и белорусского народов.

Древняя Русь вследствие своего географического положения должна была вести борьбу с жителями степей, с кочевыми азиатскими народами, пока не окрепла в своем государственном организме и не превратила степи в убежище для себя.

То историческое место, которое заняла Древняя Русь среди феодальных государств Европы, а также те внешнеполитические проблемы, которые встали передней в связи с ее географическим положением и тогдашней расстановкой и соотношением сил между Русью и сопредельными государствами, оказались существенными и решающими вплоть до наших дней.

Используя сложные методы историки вынуждены реконструировать факты исчезнувшей действительности. Подчас анализ производится лишь при помощи косвенных свидетельств и аргументов. На выводы оказывают влияние различные мировоззренческие, философские, политические и пр. взгляды историков. В этой связи совершенно естественно, что одни и те же события прошлого различные ученые интерпретируют по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие выводы и оценки. Без этого историческая наука не могла бы нормально развиваться.

Автор данной работы преследует цель сформировать представление о начале существования Древней Руси, о её этнических корнях, культуре и религии. Показать политическую ситуацию в IX-XII вв. во взаимоотношениях нашего государства с кочевыми народами и пограничными государствами, отобразить хронологию исторических событий, а также проследить влияние этих отношений на развитие культуры и политики в Киевской Руси.


Древнерусское государство. Его образование и особенности.

Ученые до сих пор спорят, где находится прародина славян, в какое время и какими путями происходит их расселение на просторах Восточно-европейской равнины. Наиболее распространенной точкой зрения является та, что прародиной славян являются Карпатские горы, верховья рек Вислы, Одера, Днестра, куда в третьем тысячелетии до нашей эры они пришли с полуострова Индостан.

По историческим источникам можно проследить, что в VII-VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложе­ния родо-племенного строя. Так, из начальной летописи мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане- в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже (приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет».

В данном случае речь идет не о племенах, а о более крупных племен­ных союзах, образование которых непосредственно пред­шествует возникновению государства. У каждого из этих союзов было свое "княженье". Это еще не княжества в бо­лее позднем, феодальном смысле слова, и князьями перво­начально именовались племенные вожди.

Итак, первыми славянскими поселенцами, являются древляне и поляне, жители лесов и жители полей; эти «местные» причины обуславливали разницу в нравах обоих племен, большую дикость древлян, большую склонность их жить за счет соседей, от чего терпели «убытки» поляне. Это последнее племя приобрело особенное значение потому, что городок, среди него основанный, Киев, стал главным городом Русской земли.

К 882 году, в период военной демократии, у древних славян происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов. В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Большинство историков признает, что в VII-IX вв. происходит объединение славянских племен в союзы и союзы союзов. Это рассматривается ими как прогрессивное развитие института родоплеменного строя. Возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.

Завоеванный в 882 г. новгородским князем Олегом Киев стал центром Древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Сравнительно легкое утверждение вла­сти Олега в Поднепровье свидетельствует о том, что к это­му времени созрели внутренние условия для объединения. То есть объединение восточнославянских земель в древнерус­ское государство было подготовлено внутренними социаль­но-экономическими процессами. Несомненно, очень важную роль в образовании Древнерусского государства сыграли варяги. Они явились связывающим элементом и на пер­вом этапе составляли опору великого князя, их представи­теля. Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей стали, во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен; во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов; и в третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

Вече - собрания общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства.

Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

Можно выделить 5 этапов в развитии Киевской Руси:

1. до 882 г. - образование феодального государства со столицей в г. Киеве, которое охватывало еще не всех славян;

2. 882-911 гг.- власть в Киеве захватывает князь Олег;

3. 911-1054 гг.- расцвет Киевской Руси, принятие Христианства Владимиром I в 988 году, принятие первого кодекса законов «Русская правда» Ярославом Мудрым и его сыновьями;

4. 1054-1093 гг. - появление первых элементов распада (политической дезинтеграции);

5. 1093-1132 гг. - последнее усиление Киевской Руси, однако из-за многих причин в 1134 году государство распадается.

Политическая структура государства выглядит следующим образом:

Во главе государства - Великий князь;

На местах - его наместники;

Главная опора князя - дружина, старшая часть которой формирует Боярскую Думу и боярство, а младшая - впоследствии составит дворянское сословие,

В городах князем посажены тысяцкие, сотские, десятские, городские военачальники «старцы градские».

Так выглядит высший военно-правительственный класс.

Социальный состав Киевской Руси:

Элита общества - это князья, дружина, из которой формируется совет при князе Боярская Дума;

Основное население Киевской Руси составляли горожане (ремесленники и купцы), сельчане (крестьяне и ремесленники разных категорий),

К бесправным слоям населения относятся челядь и холопы.

Занятия. Еще до образования Древнерусского государства славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. В южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи.

Также, наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются многие ремесла. Обжигание глиняных изделий, кузнецкое дело, вырезание посуды из дерева, плотничество. Все эти мастерства, в основном осуществлялись для поддержания быта населения, а не для красоты. Особое значение для судеб восточного славянства имеет внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути «из варяг в греки».

Религия. Язычество и переход к Христианству. До возникновения Древнерусского государства и принятия Христианства в основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, "творец молний", который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был "населен" многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

До середины Х века на Руси господствовало язычество, поэтому власть первых русских князей носила не только государственный, военно-политический, но и сакральный характер. Прозвище князя Олега «Вещий» свидетельствует о том, что, вероятно князья одновременно являлись жрецами. Первые упоминания о христианах на Руси появляются уже при князе Игоре, его жена княгиня Ольга стала первой христианкой в княжеской династии. Летопись описывает её крещение во время посещения Царьграда (Константинополя). В середине Х века в Киеве уже существовала христианская община, однако Древняя Русь еще долго была языческой. Переход к монотеистической религии сопровождался становлением нового типа государства на Руси. С принятием православия оно становится доминантной формой объединения (интеграции) Древнерусского государства. Крещение Руси стало одним из поворотных событий в истории нашего народа. Принятие христианства (православия) на Руси всегда рассматривалось как событие, которое принесло ей новую историческую судьбу, позволив покончить с языческим варварством и на равных войти в семью христианских народов Европы

Летописные источники сообщают нам подробности «крещения Руси»: В 987 г. византийский император Василий II просил помощи у русского князя Владимира в подавлении мятежа Варды Фоки, который пытался захватить императорский трон. За эту помощь он обещал отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну, но при условии обращения его в православную веру. Князь Владимир помог византийскому императору, окрестился сам и окрестил свою дружину в Византии. А по возвращении из похода женился и в 988 г. окрестил киевлян.


Отношения Древней Руси с кочевыми народами в период IX-XII

На протяжении IX века весь юг нынешней России был занят хазарами – государством Хазарский каганат, который во вторую половину IX в. распространил свои поселения по северному побережью Азовского моря и Северного Причерноморья. Хазарская держава собирала дань со славянских племен, обитавших севернее границы степей, то есть полян в Подднепровье, с северян и радимичей.

Северное Причерноморье западнее течения Днепра было занято пестрым населением из кочевых племен угров и протоболгар, входивших в болгарскую державу. В конце IX века на эту территорию стали проникать печенеги, теснимые хазарами и половцами. Они вытеснили из Северного Причерноморья угров и протоболгар. А в начале X века, после того как устроились в этом новом регионе, стали беспокоить своих соседей, в том числе и Киевскую Русь.

«Ситуация на юге России, в Причерноморье и Приазовье во второй половине IX в. дает ключ к объяснению первых международных акций Киевской Руси»

Во-первых, в следствие ухода протоболгар к Дунаю и Днестру Причерноморье стало на какое-то время совершенно свободным от враждебных кочевников, приходятся первые шаги, первые попытки выхода древних руссов и их вновь возникшего государства на международную арену через контакты с Византией и Западной Европой.

Во-вторых морской характер операций древней Руси с Византией объясняются двумя обстоятельствами: тем, что Византия была отгорожена от Руси промежуточными враждебными и неспокойными государствами кочевников. И тем, что дружины первых князей Руси были привычны и профессионально подготовлены к морским походам.

К концу IX в. Северное Причерноморье было полностью занято кочевниками и их государственными образованиями, отгораживающими Древнюю Русь от Черного моря и Византии. Левый берег Днепра был занят печенежскими племенами, правый – хазарами.

Когда же в середине XI в. все Северное Причерноморье и Приазовье становятся зоной подконтрольной ордам воинственных кочевников, Русь фактически остается отрезанной от отношений с Византией, поэтому эти отношения все боле и более затухают к концу XI в., а со второй половины XII в. приобретают уже не внешнеполитический, а церковно-религиозный характер.

В период существования Киевской Руси ее южная граница, за период 300-350 лет никогда не фиксировалась и по существу оставалась все время в подвижном, изменяемом состоянии, поскольку обитавшие и сменявшие здесь друг друга народы вели кочевой образ жизни и могли под давлением более сильных пришельцев уходить от этого региона, покидать его насовсем, уступая место агрессорам.

Отношения, складывающиеся у Киевского государства с разными племенами кочевников, имели ту общую черту, что независимо от национального состава кочевников всегда были крайне напряженными, так как представляли собой состояние перманентной войны, никогда непредсказуемой, никогда не подчиненной каким-либо правилам, обычаям или законам, и всегда скоротечной, но в тоже время крайне опустошительной. Основной формой военных действий кочевников были стремительные набеги с целью награбить скот и увести в плен население. Совершившие набег орды степняков мгновенно откатывались с награбленным имуществом, и если русские княжеские дружины не успевали их нагнать и отбить награбленную добычу до того, как степняки достигали своих степных пределов, то люди и скот навсегда пропадали, а местность обезлюдевала.

Даже в том случае, если русские князья, желая гарантировать свои земли от набегов кочевников, собирали объединенные походы далеко в глубь степей для преследования грабителей, то и в этих случаях «война» ограничивалась одной - двумя локальными битвами. Исход этих битв и оказывал решающее воздействие на весь дальнейший цикл отношений сторон: в случае решительной победы русских сразу заключался мир, сохраняемый несколько лет, в случае же поражения или при отсутствии перевеса у русских дружин – продолжало длиться неопределенное время состояние войны, то есть набег мог последовать в любой момент.

Нанося постоянный и регулярный ущерб людским и материальным ресурсам древнерусских княжеств – как порознь, так и вместе взятым, кочевые народы южных степей в то же время играли сложную и существенную роль во внешнеполитических отношениях Киевской Руси. Роль, которую нельзя однозначно назвать «отрицательной».

Перед угрозой вторжения кочевников русские князья были вынуждены менять тактику внешней политики в целом. Это способствовало созданию различных новых методов для решения внешнеполитических вопросов и территориальных взаимоотношений (например, договорно-переговорные методы).

Это были первые случаи в истории русской дипломатии, когда произошла серьезная смена уже сложившихся веками внешнеполитических приемов, методов и концепций.

На восточной границе Киевской Руси местность была подчинена хазарам. Но уже в 882-885 годах Князь Олег освобождает полян, древлян, северян и радимичей из под власти хазар.

За 200-летний период русско-хазарских столкновений не было ни одной попытки войти в официальный контакт друг с другом и заключить какое-либо соглашение, регулирующее отношения двух соседних государств, или хотя бы мирное условие, прекращающее или приостанавливающее на время набеги и войны. Ни хазары, подвергавшиеся нападению, ни русские, грабившие хазар, не стремились к мирному урегулированию.

Подводя итог вышесказанному, и объединяя данные разных источников, приведу список стран, в отношения с которыми вступала Киевская Русь в IX-XII вв. Под отношениями понимаются набеги, походы, войны и мирные соглашения.

1)Византия

2)Хазарский каганат

3)Болгария задунайская

4)Ляшская земля (Польша)

5)Угорское королевство (Венгрия)

6)Печенеги

7)Половецкая степь

8) Волжско-Камская Булгария


Влияние отношений с пограничными государствами и кочевыми народами на этнокультурное развитие Древней Руси.

Юго-Западная, древняя собственная Русь (княжества Киевское, Переяславское, Черниговское, Смоленское, Волынское, Туровское), есть область Днепра - главной реки водного пути «из Варяг в Греки»; этому пути, Русь была обязана своим соединением с Северо-Западною и Юго-Восточною Европою: из первой явились князья, от второй получено христианство.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам.

Принятие христианства из Византии, скрепленное браком с представительницей императорского дома, подняло международный престиж Древнерусского государства. Коренным образом изменился международный статус Древней Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные династические браки княжеского рода на Руси практически со всеми королевскими домами Западной, Центральной и Северной Европы.

Крещение оказало величайшее влияние на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т. д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообра­щенной стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства, к примеру, Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г. В настоящее время он является крупным музеем. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050г. Софийский со­бор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Быстрое развитие русской письменности происходило и в XI в., после признания христианства официальной религией на Руси. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.

Что касается отношений с половцами, то здесь происходит постепенная эволюция: от резкого противостояния к стремлению найти договоренности в мирном ключе.

Вырабатываются определенные методы достижения мирных отношений с половецкими ханами и союзами половецких племен:

1) Установление приятельских отношений с ханской верхушкой путем систематических подарков ханам, угощения их дружин и приглашение «В гости» их семей.

2) Прямой подкуп золотом ханов и ханских военачальников

3) Заключение с половецким ханами династических браков и создание русско-половецких родственных кланов и княжеско-ханских семейств.

Олег Святославович брал на воспитание половецких детей, оставшихся сиротами, требовал регулярно проводить перезаключение миров и поддерживать отношения через династические браки и родственные отношения.

В результате такой политики не только резко падают число и интенсивность половецких набегов, но и расширяется этнокультурная мозаика всего населения Древней Руси.

Высокая земледельческая культура сла­вян, приобретенная на плодородных землях юга, положи­тельно воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населе­нием постепенно приводило к ославяниванию его значитель­ной части. Исследования антропологов показывают, что пред­ками современных русских, украинцев и белорусов являют­ся не только славяне, но и древние угрофинны и балты.

Во второй половине XII в. завершается процесс образо­вания системы отдельных княжеств. Наступил период фео­дальной раздробленности. В то же время этот процесс по своему содержанию создавал новые благоприятные усло­вия для дальнейшего экономического, политического и куль­турного развития русских земель.


Список литературы:

1) Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.

2) Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н.. История России с древнейших времен до конца XVII века. УП. / Милов Л.В. М., 2006 - 762c

3) Данилевский И. И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 1998.- 399 с.

4) История России: С древнейших времен до конца ХХ века: [В 3 кн.]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. "История" / Ин-т рос. истории РАН; Редкол.: А.Н. Сахаров (Отв. ред.) и др. - М.: АСТ, 2001. Кн. 1: История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред.: А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. - 575 с.

5) Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. - 768 с.

6) Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV-XVIII века): Учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - 247 с.

7) Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах IX-XX вв.: Вып. 2 Войны и мирные договоры. Книга 1: Европа и Америка. Справочник. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 784 с.

8) Проценко О.Э. История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб.-метод. пособие / О.Э. Проценко, М.Я. Колоцей. - Гродно:ГрГУ,2002.-115с.

В IX-XII вв. Русь являлась одним из крупнейших государств и рассматривалась другими странами в качестве равноправного партнёра. Она была одним из важнейших посредников в торговле между странами Европы и странами Востока, во многом благодаря наличию торгового пути «из варяг в греки». Древнерусское государство, несмотря на ряд особенностей, во многом было схоже по своему устройству с другими европейскими державами.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ

Договоры

Результатом походов князей Олега, Игоря и Святослава на Византию стал ряд договоров (911, 944, 971 гг.). Византия была согласна практически на любые условия русских князей ради установления мирных отношений. Например, русским купцам в Константинополе были предоставлены различные льготы.

Солдаты и купцы

Русские дружинники участвовали в войнах Византии (походы в Южную Италию и Сицилию, Первый и Второй крестовые походы). Русские купцы были известны не только в Константинополе, но и на всей территории империи.

Христианство

Значительным аргументом в улучшении взаимоотношений двух государств послужило принятие на Руси христианства в 988 г. Царьград (Константинополь) являлся для Руси своеобразным духовным и религиозным центром.

Браки

Об особом характере взаимоотношений свидетельствовали случаи заключения династических браков (например, женитьба Владимира I на византийской княжне Анне). Кроме того, многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ЗАПАДНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

С Древнерусским государством считались не только непосредственные соседи, но и отдалённые страны и народы. Географическое положение Руси обуславливало контакты со многими европейскими державами.

Браки

Ярким примером укрепления международных связей посредством династических браков может служить замужество дочери Ярослава Мудрого Анны Ярославны, которая стала супругой французского короля Генриха I и королевой Франции. В отличие от мужа, Анна умела читать и писать, играла на музыкальных инструментах и значительно повлияла на развитие Франции. Иностранные принцессы стали жёнами сыновей Ярослава Мудрого (Владимир Мономах был женат на дочери английского короля).

ОТНОШЕНИЯ С КОЧЕВНИКАМИ И СТРАНАМИ ВОСТОКА

Огромное значение для Руси имели взаимоотношения с кочевыми народами, проживавшими к югу и востоку от границ.

Религия

Важное значение имело принятие в Волжской Булгарин ислама в качестве государственной религии (позже ислам приняли и печенеги). Исламские миссионеры побывали и на Руси в момент выбора Владимиром новой религии. Однако он остановился на христианстве, что впоследствии явилось одним из поводов многолетней войны с печенегами.

Набеги

Постоянные набеги печенегов, а в дальнейшем и половцев тормозили развитие государства: борьба с кочевниками стала основной целью внешней политики Древней Руси на Востоке. Князья строили крепости на границах, совершали военные походы на кочевников, но это далеко не всегда помогало, поскольку князья сами прибегали к помощи кочевников в междоусобных войнах.

Браки и торговля

Несмотря на большое количество войн, нередки были случаи заключения династических браков, развивались торговые отношения, в первую очередь с Волжской Булгарией, Хорезмом, народами и государствами Кавказа.

В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Древнерусское государство играло ключевую роль в европейской торговле. Внешняя торговля являлась важной составляющей экономики древнерусских княжеств вплоть до татарского нашествия.

По территории государства проходили Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки» , которые долгое время обеспечивали торговую связь между странами Европы и Востоком. Купцы из Северной Европы добирались до Каспийского моря, переплывали на южный берег и двигались дальше - в Среднюю Азию, Индию и т. д. Для Руси наиболее выгодной была торговля со странами Востока, в ходе которой проводилась покупка пряностей, шёлка, парчи, драгоценностей и многого другого. Считается, что только из Средней Азии в X в. на Русь и в Северную Европу ежегодно привозили более 1 млн серебряных монет.

Конспект урока по Истории России «Международные связи Древней Руси».

На пути становления как единое государство, Русь в начале исторического пути испытывало немало трудностей. Одной из основных проблем древней Руси являлось её противостояние с кочевыми племенами, приходится этот период на X- XII век. Кочевники, как правило, занимали земли у южных и юго-восточных границ молодого древнерусского государства. Размещались на берегах волги, Кавказа и предкавказья. Но так ли однозначно была роль кочевников в укладе и строительстве киевской Руси.

Ущерб от кочевых племён.

Набеги кочевников на земли Руси приносили вред экономики. Во время набегов кочевники угоняли скот, людей в рабство, разоряли запасы, не всегда давали вовремя заниматься растениеводческим хозяйством, что для жителей являлось основным источником пропитания. Киевская Русь в целом и отдельные князья вынуждены были содержать большую дружину, выставлять заставы по южным границам. Что доставляло не малые затраты. Сложность противостояния с таким врагом заключалось в том, что зачастую набеги были очень быстрыми и спонтанными.

Положительные влияния кочевников.

Стоит отметить, что помимо ущерба, кочевые племена ограждали юго-восточные границы от набегов других племён, располагавшихся восточнее. Проблема кочевников, сближала русских князей и зачастую вынуждала выступать одним фронтом против кочевников, забыв о внутренних разногласиях. А также русские князья не гнушались прибегать к помощи кочевников во время междоусобных конфликтов и при ведении конфликтов с другими государствами. Несомненным плюсом в борьбе с кочевниками было то, что славяне получали военный опыт, учились укреплять и оборонять города.

Хазары.

Первые кочевники которым славяне платили дань - Хазары. Хазарский каганат довольно мощное государство закат которого приходится на X век. Князь киевский Святослав разбил окончательно хазар в X веке, после чего Хазария как таковая прекратила существование. А с середины XI века отсутствует любое упоминание о хазарах.

Печенеги.

На место хазар пришли печенеги. Печенежские племена постоянно совершали набеги. Грабили, убивали, уводили в плен, продавали в рабство. Первое столкновение Руси и печенегов произошло в 915 году. Печенеги не покушались на независимость, их интересовали лишь периодические набеги. Противостоя этому, русские князь не только отбивали нападения, совершали походы в степь, но и строили цепи пограничных городов и застав. Все эти меры хоть и не давали полной защиты, но значительно снижали урон, от нападения печенегов. Окончательно избавится от печенегов получилось в первой половине XI века. Когда князь Ярослав Мудрый одержал окончательную победу. Нужно отметить, печенеги неоднократно выступали союзниками русских войск. Вступая в качестве наёмников.

Половцы.

Уход печенегов стал результатом не только заслугой русских князей. Во второй половине XI века в степи набирали силу половцы. Эти кочевники были более грозной и организованной силой. Проблема половцев также усугублялась и регулярными распрями между князьями. Князья зачастую нанимали половецкие войска для сражения друг с другом. В результате таких походов половцы узнавали пути и дороги, что помогало при набегах.

Многие половецкие племена и русские князья заключали династические браки, роднились и приходили на помощь друг другу. Родственные связи и грамотная дипломатия привела к тому, что половцы с середины XII века, сами по себе не нападали на русские земли, а вторгались лишь в качестве союзников одного из князей.

Противостояние половцев и русских князей длилось на протяжении полутора веков. И закончилось пришествия с востока опаснейшего противника, татаро-монголов. В 1223 половцы призвали русских князей на помощь, ввиду надвигающегося врага. Князья согласились помочь и вступили в сражение на берегах реки Калка. Несмотря на численное превосходство союзных войск. русско-половецкая армия потерпела поражение. Многие князья были взяты в плен. А через полтора десятка лет татаро-монгольские войска напали не земли киевской Руси. Результатом этого нашествие стало повиновение Татаро-монгольским завоевателям на 250 лет.

Резюмируя, можно сказать, что роль кочевых племён не была однозначной. Зачастую кочевники не были врагами, а напротив, являлись союзниками и оставили огромный след в истории киевской Руси.


«Восток» – столь же неопределенное и относительное понятие, что и «Запад». Каждый из восточных соседей Руси находился на разном культурном уровне, и каждый был наделен своими специфическими чертами.

Этнографически, большинство восточных народов, живших по соседству с Русью, были тюркскими. На Кавказе, как мы знаем, осетины представляли собой иранский элемент. С иранцами в Персии у русских были некоторые взаимоотношения, по крайней мере, время от времени. Знание русских об арабском мире ограничивалось, главным образом, христианскими элементами в нем, как, допустим, в Сирии. С народами Дальнего Востока – монголами, манчжурами и китайцами – они были знакомы постольку, поскольку эти народы вмешивались в туркестанские дела. В том же Туркестане русские могли встречаться с индийцами, по крайней мере, изредка.

С религиозной и культурной точки зрения следует проводить различие между областями язычества и ислама. Кочевые тюркские племена на юге Руси – печенеги, половцы и другие – были язычниками. В Казахстане и северном Туркестане большинство тюрков первоначально было языческим, но когда они стали расширять область своих набегов на юг, то вошли в контакт с мусульманами, и были быстро обращены в ислам. Поволжские булгары представляли собой самый северный аванпост ислама в этот период. Несмотря на тот факт, что они были отделены от основного ядра исламского мира языческими тюркскими племенами, им удавалось сохранять тесную связь как в сфере торговли, так и религии, с мусульманами Хорезма и южного Туркестана.

Следует заметить, что в политическом отношении иранский элемент в Центральной Азии находился в состоянии упадка с конца десятого века. Иранское государство под властью династии Саманидов, которое процветало в конце девятого и десятом веках, было низвержено тюрками около 1000 г.

Одни из прежних вассалов Саманидов теперь создали новое государство в Афганистане и Иране. Их династия известна как Газневиды. Газневиды контролировали также северо‑западную часть Индии. Однако их государство просуществовало недолго будучи разрушено новой тюркской ордой сельджуков (1040 г.). Последние под властью султана Альп‑Арслана (1063 – 1072 гг.) вскоре вторглись в Закавказье (см. 6, выше), а затем перешли в наступление на запад против Византийской империи. В двенадцатом веке они уже контролировали большую часть Анатолии и распространились также на юг, опустошив Сирию и Ирак. Однако они признавали над собой духовную власть Багдадского халифата. В Египте к тому времени образовался отдельный Каирский халифат, в котором правящая династия была известна как Фатимиды. В конце двенадцатого века Сирия и Египет были политически объединены Саладином, известным своими успехами в противостоянии крестоносцам. В целом можно сказать, что исламская зона к востоку и юго‑востоку от Руси в киевский период образовывала предел для степени знакомства Руси с Востоком. Однако вне этого предела мощные народы тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения находились в постоянном движении, сражаясь друг с другом. Динамика истории Дальнего Востока приводила к тому, что некоторые дальневосточные племена время от времени попадали в среднеазиатское и русское поле зрения. Так, около 1137 г. часть народа китанов, вытесненная из северного Китая чжурчженями, вторглась в Туркестан и установила там свою власть, которая длилась около полувека, пока не выросла мощь Хорезмской империи. Именно от названия «Китан» (известных также как кара‑китай) происходит русское название Китая. Следующим дальневосточным прорывом на запад был монгольский.

Представляется, что, видимо, более выгодными для русских были взаимоотношения с исламскими народами, нежели с языческими тюрками. Тюркские племена в южнорусских степях были типично кочевыми, и хотя отношения с ними сильно обогатили русский фольклор и народное искусство, от них нельзя было ожидать серьезного вклада в русскую науку и образование. К сожалению, непримиримое отношение русского духовенства к исламу, и наоборот, не давало возможности для какого‑либо серьезного интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, хотя его легко можно было бы установить на землях поволжских булгар или в Туркестане. У них были только некоторые интеллектуальные связи с христианами Сирии и Египта. Говорилось, что одним из русских священников в ранний киевский период был сириец. Известно также, что сирийские врачи практиковали на Руси в киевский период. И, конечно, через посредство Византии, русские были знакомы с сирийской религиозной литературой и сирийским монашеством.

Можно добавить, что наряду с греко‑православной христианской церковью на Среднем Востоке и в Центральной Азии существовало также две других христианских церкви – монофизитская и несторианская, но русские, несомненно, избегали любых взаимоотношений с ними. С другой стороны, некоторые несторианцы, так же как и некоторые монофизиты, интересовались Русью, по крайней мере, если судить по сирийской хронике Аб‑уль‑Фараджа, прозванного Бар Хебреусом, в которой содержится определенное количество сведений о русских делах. Она написана в тринадцатом веке, но частично основывается на труде Михаила, якобитского патриарха Антиохии, жившего в двенадцатом веке, а также и на других сирийских материалах.

Коммерческие отношения между Русью и Востоком были оживленными и выгодными как для тех, так и для других. Мы знаем, что в конце девятого и десятом веках русские купцы посещали Персию и даже Багдад. Нет прямых свидетельств, указывающих на то, что они продолжали путешествовать туда в одиннадцатом и двенадцатом веках, но они, вероятно, посещали Хорезм в этот более поздний период. Название хорезмской столицы Гургандж (или Ургандж) известно было русским летописцам, которые называли ее Орнач. Здесь русские, должно быть, встречали путешественников и купцов почти из каждой восточной страны, включая Индию. К сожалению, не сохранилось записей о путешествиях русских в Хорезм в этот период. Говоря об Индии, русские в киевский период имели довольно расплывчатые представления об индуизме. «Брахманы – благочестивые люди» упоминаются в «Повести временных лет». Что касается Египта, Соловьев утверждает, что русские купцы посещали Александрию, но убедительность источника такого свидетельства, которым он пользовался, проблематична.

Хотя частные контакты через торговлю между русскими и поволжскими булгарами и жителями Хорезма были, по всей видимости, оживленными, разница в религиях представляла собой почти непреодолимый барьер для тесных социальных взаимоотношений между гражданами, относящимися к разным религиозным группам. Супружеские Связи между последователями греческого православия и мусульманами были невозможны, если, конечно, одна из сторон не выражала готовность отречься от своей религии. В этот период, практически, неизвестны случаи обращения в ислам со стороны русских, за исключением тех русских рабов, которые переправлялись на кораблях итальянскими и восточными купцами в различные восточные страны. В этом отношении для русских было намного проще иметь контакты с половцами, поскольку язычники были меньше привязаны к своей религии, нежели мусульмане, и не возражали против принятия христианства, если в этом была необходимость, в особенности это касалось женщин. Вследствие этого смешанные браки между русскими князьями и половецкими княжнами были частыми. Среди князей, которые заключали подобные альянсы, были такие выдающиеся правители как Святополк II и Владимир II Киевские, Олег Черниговский, Юрий I Суздальский и Киевский, Ярослав Суздальский и Мстислав Храбрый.

Хотя, как мы только что видели, религиозная замкнутость исключала возможность прямого интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, в области искусства положение было иным. В русском декоративном искусстве ясно прослеживается влияние восточных образцов (таких, например, как арабески), но, конечно, некоторые из таких образцов могли попасть на Русь не прямо, а через посредство контактов либо с Византией, либо с Закавказьем. Однако что касается фольклора, нам следует признать непосредственное влияние восточного фольклора на русский. Относительно влияния иранской эпической поэзии на русскую, то главным его проводником, очевидно, был осетинский фольклор. Тюркские образцы также ясно выявляются в русском фольклоре, как в былинах, так и в волшебных сказках. Уже отмечалось (см. Гл. IX, 4) поразительное сходство в строе гаммы русской народной песни с песнями некоторых тюркских племен. Поскольку многие из этих племен были под контролем половцев, или же находились в тесном контакте с ними, роль последних в развитии русской фольклорной музыки, вероятно, была чрезвычайно важной.

Говоря суммарно, русский народ на протяжении всего киевского периода находился в тесных и многообразных контактах со своими соседями – как восточными, так и западными. Нет сомнения в том, что эти контакты были очень выгодны для русской цивилизации, однако в основном они демонстрировали возрастание творческих сил самого русского народа.

На протяжении IX века весь юг нынешней России был занят хазарами - государством Хазарский каганат, который во вторую половину IX в. распространил свои поселения по северному побережью Азовского моря и Северного Причерноморья. Хазарская держава собирала дань со славянских племен, обитавших севернее границы степей, то есть полян в Подднепровье, с северян и радимичей.

Северное Причерноморье западнее течения Днепра было занято пестрым населением из кочевых племен угров и протоболгар, входивших в болгарскую державу. В конце IX века на эту территорию стали проникать печенеги, теснимые хазарами и половцами. Они вытеснили из Северного Причерноморья угров и протоболгар. А в начале X века, после того как устроились в этом новом регионе, стали беспокоить своих соседей, в том числе и Киевскую Русь.

«Ситуация на юге России, в Причерноморье и Приазовье во второй половине IX в. дает ключ к объяснению первых международных акций Киевской Руси»

Во-первых, вследствие ухода протоболгар к Дунаю и Днестру Причерноморье стало на какое-то время совершенно свободным от враждебных кочевников, приходятся первые шаги, первые попытки выхода древних руссов и их вновь возникшего государства на международную арену через контакты с Византией и Западной Европой.

Во-вторых, морской характер операций древней Руси с Византией объясняются двумя обстоятельствами: тем, что Византия была отгорожена от Руси промежуточными враждебными и неспокойными государствами кочевников. И тем, что дружины первых князей Руси были привычны и профессионально подготовлены к морским походам.

К концу IX в. Северное Причерноморье было полностью занято кочевниками и их государственными образованиями, отгораживающими Древнюю Русь от Черного моря и Византии. Левый берег Днепра был занят печенежскими племенами, правый - хазарами.

Когда же в середине XI в. все Северное Причерноморье и Приазовье становятся зоной подконтрольной ордам воинственных кочевников, Русь фактически остается отрезанной от отношений с Византией, поэтому эти отношения все боле и более затухают к концу XI в., а со второй половины XII в. приобретают уже не внешнеполитический, а церковно-религиозный характер.

В период существования Киевской Руси ее южная граница, за период 300-350 лет никогда не фиксировалась и по существу оставалась все время в подвижном, изменяемом состоянии, поскольку обитавшие и сменявшие здесь друг друга народы вели кочевой образ жизни и могли под давлением более сильных пришельцев уходить от этого региона, покидать его насовсем, уступая место агрессорам.

Отношения, складывающиеся у Киевского государства с разными племенами кочевников, имели ту общую черту, что независимо от национального состава кочевников всегда были крайне напряженными, так как представляли собой состояние перманентной войны, никогда непредсказуемой, никогда не подчиненной каким-либо правилам, обычаям или законам, и всегда скоротечной, но в тоже время крайне опустошительной. Основной формой военных действий кочевников были стремительные набеги с целью награбить скот и увести в плен население. Совершившие набег орды степняков мгновенно откатывались с награбленным имуществом, и если русские княжеские дружины не успевали их нагнать и отбить награбленную добычу до того, как степняки достигали своих степных пределов, то люди и скот навсегда пропадали, а местность обезлюдевала.

Даже в том случае, если русские князья, желая гарантировать свои земли от набегов кочевников, собирали объединенные походы далеко в глубь степей для преследования грабителей, то и в этих случаях «война» ограничивалась одной - двумя локальными битвами. Исход этих битв и оказывал решающее воздействие на весь дальнейший цикл отношений сторон: в случае решительной победы русских сразу заключался мир, сохраняемый несколько лет, в случае же поражения или при отсутствии перевеса у русских дружин - продолжало длиться неопределенное время состояние войны, то есть набег мог последовать в любой момент.

Нанося постоянный и регулярный ущерб людским и материальным ресурсам древнерусских княжеств - как порознь, так и вместе взятым, кочевые народы южных степей в то же время играли сложную и существенную роль во внешнеполитических отношениях Киевской Руси. Роль, которую нельзя однозначно назвать «отрицательной».

Перед угрозой вторжения кочевников русские князья были вынуждены менять тактику внешней политики в целом. Это способствовало созданию различных новых методов для решения внешнеполитических вопросов и территориальных взаимоотношений (например, договорно-переговорные методы).

Это были первые случаи в истории русской дипломатии, когда произошла серьезная смена уже сложившихся веками внешнеполитических приемов, методов и концепций.

На восточной границе Киевской Руси местность была подчинена хазарам. Но уже в 882-885 годах Князь Олег освобождает полян, древлян, северян и радимичей из под власти хазар.

За 200-летний период русско-хазарских столкновений не было ни одной попытки войти в официальный контакт друг с другом и заключить какое-либо соглашение, регулирующее отношения двух соседних государств, или хотя бы мирное условие, прекращающее или приостанавливающее на время набеги и войны. Ни хазары, подвергавшиеся нападению, ни русские, грабившие хазар, не стремились к мирному урегулированию.

Подводя итог вышесказанному, и объединяя данные разных источников, приведу список стран, в отношения с которыми вступала Киевская Русь в IX-XII вв. Под отношениями понимаются набеги, походы, войны и мирные соглашения.

  • 1) Византия
  • 2) Хазарский каганат
  • 3) Болгария задунайская
  • 4) Ляшская земля (Польша)
  • 5) Угорское королевство (Венгрия)
  • 6) Печенеги
  • 7) Половецкая степь
  • 8) Волжско-Камская Булгария