Научная конференция для младших школьников. Школьная научно-практическая конференция младших школьников «Я познаю мир

Работу выполнила: Пуговкина Мария Ивановна

Научный руководитель: Цымлякова Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» МО «Островский район»

г.Остров 2016 год

Школьная научно-практическая конференция

младших школьников «Я познаю мир»

Что такое грипп и как с этим бороться.

Пуговкина Мария Ивановна

МБОУ «СОШ №4» МО «Островский район», 4 класс

Аннотация

Работа «Что такое грипп и как с этим бороться» Пуговкиной Мариинаписана грамотно, цели и задачи, поставленные в работе, раскрыты полностью. Название работы раскрывает суть и важность изучаемого вопроса.

Тема актуальна, потому что повышенная заболеваемость гриппом и ОРВИ ежегодно остается актуальной не только для ученых, но и для обычных людей. Опасность гриппа заключается в том, что среди населения еще не образовался достаточный иммунитет к этому вирусу.
Ежегодно этим гриппом заражаются и погибают люди в расцвете жизненных сил. Поэтому важно всем знать, как можно защититься от гриппа.
Овладение навыками личной и общественной гигиены в целях сохранения здоровья – возможный и доступный способ профилактики для младших школьников.

Материал представляет собой научно-исследовательскую работу по окружающему миру, выполненную ученицей 4 класса. Целью данной работы является рассмотрение возможных вариантов заражения гриппом в начальной школе, а также доступные методы профилактики.

Своей работой Мария старалась привлечь внимание к проблеме сохранения здоровья детей.

Введение………………………………………………………………………

1.Основная часть

1.1Что такое грипп и чем он опасен………………………………………..

1.2Опасная среда…………………………………………………………….

1.3Восприимчивый организм………………………………………………

1.4Что в наших силах………………………………………………………..

2.Исследование……………………………………………………………….

3.Заключение………………………………………………………………….

4.Литература………………………………………………………………….

5.Приложение

Введение

Что для Вас счастье? Если задать такой вопрос людям разных возрастов и профессий, разных национальностей и взглядов, то я уверена, что ответ «Здоровье» займет одно из первых мест. А ответ «Здоровье детей» станет несомненным рекордсменом! О нашем здоровье пекутся наши родители еще даже до нашего появления на свет, бабушки и дедушки, неонатологи и педиатры. Именно здоровья желают нам наши близкие друзья в день рождения. И мы принимаем это как данность, не замечая, каким богатством обладаем. И как же сильно мы хотим вернуть его, когда заболеваем. Так давайте же разберемся, как этого избежать.

В своей работе я хочу разобраться, как происходит заражение вирусом гриппа или ОРВИ. А также рассмотреть возможные варианты профилактики при ежедневном нахождении в школе.

Цель работы : рассмотреть возможные варианты профилактики ОРВИ среди школьников.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

Узнать что такое вирус гриппа и ОРВИ;

Определить источник инфекции;

Обозначить пути передачи;

Разобраться с восприимчивостью организма;

Найти доступные и эффективные способы профилактики;

Провести анкетирование среди учащихся;

Провести исследование, используя лабораторные способы;

Определить пути решения.

Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Предмет исследования: заболеваемость детей ОРВИ.

Гипотеза: соблюдение правил личной и общественной гигиены школьниками, всеми вместе и каждым в отдельности, способно уменьшить количество заболевших ОРВИ.

Основная часть.

Что такое грипп и чем он опасен?

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей.

Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара. В Псковской области наибольшее распространение грипп и ОРВИ получают в феврале – марте.

Грипп - острое высоко заразное заболевание, симптомы которого знает даже ребёнок: высокая температура (часто достигает 39 градусов и выше), головная боль, озноб, ломота в теле, слабость, кашель, насморк.

Мировая история знает не один пример массовых заболеваний гриппом, которые унесли тысячи десятков жизней. Сам вирус гриппа имеет размер около 100 нанометров, а способен побороть целые континенты.

Одной из основных загадок вируса гриппа является то, что большую часть времени вирус отсутствует в поле зрения. Эпидемии случаются, как правило, осенью или зимой (Северное полушарие) или весной и летом (в Южном полушарии). Длительность эпидемии составляет 1-3 месяца, после чего вирус снова исчезает. Где он циркулирует в остальное время, где и как происходит изменение его структуры (ведь заболевания из года в год вызывают разновидности одного и того же вируса), до сих пор до конца не ясно. Наиболее правдоподобная гипотеза говорит о том, что вирус циркулирует в районе экватора (где заболевания гриппом регистрируются круглогодично).

Главное, что нужно понять – это то, что грипп это не просто «простуда», это заболевание опасное своими осложнениями. Если простой насморк можно вылечить за семь дней, бронхит или ангину – за две недели, то воспаление легких потребует три недели дорогостоящего и весьма болезненного лечения.

1.2 Опасная среда.

Источником инфекции всегда является больной человек. Возбудитель болезни выделяется вместе со слюной при кашле, чихании, разговоре, поцелуе. Такой путь передачи называется воздушно-капельным. Реже, но все же возможно, заражение через использование одной и той же посуды. Этот путь носит название контактно-бытовой.

Попадая во внешнюю среду, вирус сразу не погибает. Он оседает на всевозможных поверхностях: на полу, на мебели, на одежде.

Интересно, что вирус гриппа наиболее устойчив при низких температурах - он может сохранятся при температуре 4° С в течение 2-3 недель; прогревание при температуре 50-60° С вызывает обезвреживание вируса в течение нескольких минут, а действие дезинфицирующих растворов - мгновенно.

Заражение гриппом происходит буквально за секунды. Самый простой путь передачи инфекции – от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем. Реже, человек может заразиться гриппом и через предметы быта: ободок кружки, из которой пил носитель вируса, носовой платок, которым пользовалась чихающая подруга, и так далее.

А порой для мгновенного заражения достаточно обычного рукопожатия или даже минутного разговора лицом к лицу.

Эти данные наглядно подтверждают необходимость конкретной санитарной пропаганды соблюдения больными гриппом и другими ОРЗ элементарных гигиенических правил. Стоит убедить больного чихать с закрытым ртом, как количество выбрасываемых в воздух мельчайших частиц может быть уменьшено в 10-70 раз, а значит, снижена концентрация в воздушной среде вируса гриппа.

1.3Восприимчивый организм

Гриппом чаще всего заражаются люди, иммунитет у которых ослаблен.

В первую очередь к ним можно отнести детей дошкольного и школьного возраста, пожилых людей-пенсионеров.

К группе высокого риска можно отнести людей, которые по роду своей работы общаются с большим количеством людей. К ним можно отнести продавцов, медицинских работников, воспитателей в детских садах и учителей. То есть людей, которые постоянно находятся в скученном коллективе, каким является и обычный класс в начальной школе.

Но особенно опасен вирус гриппа для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, хронические бронхиты, заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет.
Это далеко не полный перечень, кому необходимо защититься от гриппа. Важно знать, что имея серьезные хронические проблемы легче заразиться гриппом, гораздо тяжелее протекает как основное заболевание, так и сам грипп.
Ослабить организм и сделать его уязвимым для вируса могут следующие факторы:

Переутомление как физическое, так и умственное;

Переохлаждение;

Постоянный недосып;

Неправильное питание;

Вредные привычки.

1.4Что в наших силах

Защититься от гриппа можно несколькими способами. Самым главным для профилактики является своевременность ее проведения. Прежде всего - это повышение защитных сил организма путем закаливания и правильного питания.
Закаливаться можно начинать в любом возрасте, но если многие одноклассники уже пропускают уроки из-за болезни, делать этого не стоит. А то полезное закаливание превратится в предрасполагающий фактор – переохлаждение. Лучшее время для этого начинания – летние каникулы.
Правильно сбалансированное питание тоже повышает иммунитет. Потому, что для нормальной жизнедеятельности организма необходим определенный состав витаминов, минеральных солей, аминокислот, ферментов и т.д. Недостаток их приводит к возникновению различных состояний, которые и снижают иммунитет. Поэтому совсем несложно отказаться от чипсов и газировки в пользу яблок, апельсинов и свежих соков.
Неспецифическая профилактика применяется в основном, когда начинается или уже идет разгар эпидемии. Это мероприятия, которые препятствуют заражению инфекцией.

ПРАВИЛО 1. МОЙТЕ

    Часто мойте руки с мылом.

    Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.

    Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа. Мытье с мылом удаляет и уничтожает микробы.

    Если нет возможности помыть руки с мылом пользуйтесь спирт содержащими или дезинфицирующими салфетками.

    Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев и др.) удаляет и уничтожает вирус.

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ

    Избегайте близкого контакта с больными людьми. Соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больных.

    Избегайте поездок и многолюдных мест.

    Прикрывайте рот и нос платком при кашле или чихании.

    Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Гриппозный вирус распространяется этими путями.

    Не сплевывайте в общественных местах.

    Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.

    Вирус легко передается от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных. При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать. Избегая излишние посещения многолюдных мест, уменьшаем риск заболевания.

ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

    Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции.

    Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

Исследования

Вопросам профилактики посвящено множество научных работ. Ее эффективность исследовало не одно поколение докторов, эпидемиологов, микробиологов. Чтобы этот бесценный опыт не пропал даром, необходимо использовать его результаты. Ведь намного проще и приятнее гулять на свежем воздухе, заниматься любимыми делами, чем испытывать жар и ломоту в теле, проводить время в очереди на прием к врачу.

Предлагаемые методы недопущения болезни работают в отношении не только гриппа и ОРВИ, но также помогут избежать расстройств пищеварения и многих кожных «неприятностей». Поэтому я решила узнать, что знают мои сверстники о вопросах профилактики, и как используют эти знания. Для этого я провела анкетирование, в ходе которого предлагалось ответить на 10 вопросов.

Анкета для учащихся начальных классов.

1.Как часто ты болеешь простудными заболеваниями за учебный год?

А) 1 раз Б) 2 раза В) 3 раза Г) не болею

2. Сколько дней школьных занятий ты пропустил по болезни?

А) 3 дня Б) 5 дней В) 7 дней Г) ни одного

3. Что ты делал, чтобы не отстать в учебе? (напиши свой ответ)

_______________________________________________________

4. Сколько раз ты моешь руки, находясь в школе?

А) 1 раз Б) 2 раза В) ни одного Г) я не пачкаюсь

5. У тебя в рюкзаке есть влажные салфетки?

А) да Б) нет

6. Ты знаешь, что такое гель – антисептик? Для чего он нужен? Напиши.

___________________________________________________________

7. Выбери для перекуса один из наборов:

А) булочка и конфета Б) лимонад и сухарики В) яблоко

8. Если у тебя есть свободный час, чем ты займешься?

А) помогу маме Б) погуляю В) поиграю с младшим братом или сестрой

Г) посижу в интернете Д) почитаю

9. Сейчас у тебя есть в кармане или в рюкзаке носовой платок?

А) да Б) нет

10. Ты знаешь, для чего нужна медицинская маска?

А) (напиши)________________________________________ Б) нет

По результатам опроса были проведены исследования. (Приложение 2)

Цели:

  • привлечение учащихся к ведению научных и опытно-экспериментальных исследовании;
  • углубление теоретической и научно-практической подготовки учащихся;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся и стимулирование научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

Техническое оснащение, оборудование: Мультимедийный проектор, экран, микрофоны, запись фонограмм (Приложение 1 ), украшенная сцена, костюм Мудрой Совы, веночки из перьев жар-птицы для награждения, коробка с именами участников, красная ленточка и ножницы для открытия конференции, презентация (Приложение 2 ), программа НПК, таблички на двери по секциям, бейджи для каждого участника НПК, список всех участников

Участники конференции: учащиеся 1-4-х классов, гости.

Место проведения: актовый зал.

ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

СЛАЙД 1 ФНГ 1 (фон для слов ведущего)

І. Приветствие участников конференции

Ведущий: Добрый день уважаемые гости! Сегодня в нашей школе знаменательный день. Мы рады приветствовать в её стенах юных исследователей и их наставников, всех, кто собрался в этом зале СЛАЙД 2 на вторую районную научно-практическую конференцию для младших школьников «Я познаю мир». Итак, мы начинаем!

ФНГ 2 Танец «Мы маленькие дети»

ФНГ 3 Звучит таинственная музыка, в зале гаснет свет. В глубине зала застыли в немой сцене участники НПК – эрудиты.

Сцена 1. Лена стоит с кубком, Алёна с грамотой.
Сцена 2. Женя З сидит у большой энциклопедии.
Сцена 3 Катя стоит с глобусом в руках.
Сцена 4. Алина стоит с циркулем и линейкой.
Сцена 5. Маша и Женя Е заглядывают в огромную книгу.

ФНГ 4. Под весёлую музыку навстречу друг другу (но, как будто не видя один другого) выходят две ученицы (участники танца). Неожиданно они сталкиваются друг с другом.

1-й ученик: Ты кто?
2-й ученик: Нет, это ты кто?
1-й ученик: Я? Я-то известно кто – ученица 3 класса школы № 1.
2-й ученик: Полина! Так это ты?! То-то я смотрю голос знакомый.
1-й ученик: О-о, Аня! Какая встреча! Как же я тебя сразу не узнала! А как ты здесь оказалась?
2-й ученик: Да вот, шла по Почтовой улице, гляжу, в первую школу школьники прямо толпами идут, ну вот я и решила заглянуть сюда!
1-й ученик: Надо же, меня тоже заинтересовало это действо!
(В зале зажигается свет и учащиеся, удивляясь, оглядываются по сторонам)
2-й ученик: Вау-у! Сколько здесь собралось народу!
1-й ученик: Аня, оглянись назад (обращает внимание на немые сцены)
2-й ученик: (Анна подбегает к эрудитам и касается их) Ух, ты! Да они же живые!
1-й ученик: Ребята, а кто вы такие? И для чего вы здесь собрались?
2-й ученик: Кто на все вопросы нам ответит? Кто расскажет про дела вокруг?

Появляется Мудрая Сова.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас снова в этом зале. А вы, юные друзья, знаете, кто я? (дети отвечают) Да, верно. Я – мудрая Сова, символ НПК для младших школьников «Я познаю мир». СЛАЙД 3.

Память, логика, внимание,
В жизни каждого важны.
Интересные науки
Будут вам всегда нужны.

2-й ученик:

Разве хватит мне ума
всё узнать про белый свет?
Сколь учиться надо лет?
Может, стоит ли трудиться?
Может, хватит мне учиться?

1-й ученик:

Не сойдётся клином свет –
Быть мне умной или нет.
Как в дальнейшем поступить?
У кого совет спросить?

Сценка СЛАЙД 4

Сова: Видите камень вон тот придорожный?
Аня: Камень как камень...обычный.
Сова: Возможно.
Полина: Как бы о нем поточнее узнать?
Сова: Надо Науку на помощь позвать.

СЛАЙД 5 Женя Е: Как пишется «камень», научит Грамматика .
СЛАЙД 6 Лена: Размеры и форму найдет Математика .
Алина: Физика массу отыщет и вес.
Маша: Минералогия взглянет на срез.
СЛАЙД 7 «Это кремень, – она скажет ребятам, –
СЛАЙД 8 и называют его – силикатом.
А силикат расплавляют в печи
и получают стекло, кирпичи...»
СЛАЙД 9 Женя З: Археология скажет: «Находка!
Справа на камне
видна обработка!»
СЛАЙД 10 Катя: «Жил в этой местности
древний народ... – дальше История слово берет:
СЛАЙД 11 – Был этот камень в почете и в силе.
Древние люди им сучья рубили.
СЛАЙД 12 Алёна: Им добывали одежду и пищу.
Жилой примотан он был к топорищу.
В каменном веке, во времени давнем,
люди огонь высекали тем камнем...»
СЛАЙД 13 Сова: Камень в овраге лежит придорожном...
СЛАЙД 14 Камень – простой?
Или, может быть, сложный?
СЛАЙД 15 Окамне ты все ли узнал, Человек?
СЛАЙД 16 Наука поможет!
Не каменный век!

ФНГ 5. (На мотив песни «Всё, что в жизни есть у меня»). Исполняет Сова с ребятами

СЛАЙД 17 Мир непрост, совсем непрост,
Во всем есть тайна, загадка, вопрос!
СЛАЙД 18 Бегут мгновенья, летят года,
Учиться надо всему и всегда!
СЛАЙД 19 Мир непрост, совсем непрост
Сдадутся тайна, загадка, вопрос!
СЛАЙД 20 Звук иль движение, свет или тьма –
Задачи ставит природа сама!
Припев :
СЛАЙДЫ 21-23 Все, что в мире есть вокруг нас,
Нам понять хотелось тотчас.
Все, что изучаем мы с тобой,
Связано, связано с жизнью самой! (2 раза)

Сова: Дорогие гости! Вы знаете, что наша страна ведет отсчет еще одного знаменательного события, которое произойдет меньше, чем через год, через 319 дней. Догадались? Это зимние Олимпийские игры в Сочи.СЛАЙД 24 Поэтому сегодня я пришла не одна. Со мной мой друг. Олимпик. Встречайте! ФНГ 6.

О, славные граждане школьной страны поднебесной.
Зная о вашем желании стать совершенней,
Я к вам на праздник школьный пришёл.
Друзей замечательных, надеюсь, нашёл!
Будьте оригинальны, умны!
Убедительны и сильны!

Ребята, помните: честь защитить вы должны и свою, и честь школы. Только достойные одержат победу! Будьте ж успешны, а удача вам в этом поможет. Я вам желаю всем стать еще совершенней, да укрепить в жизни вашей стремленье к победе!

ФНГ 6. Я пришел не с пустыми руками.СЛАЙД 25 Я принес искорку символа Олимпийского огня Сочи – олимпийский факел в форме пера Жар-птицы. Пусть огонь Олимпиады зовет вас к началу научных стартов.

II. Открытие конференции СЛАЙД 26

Ведущий: слово для приветствия предоставляется директору школы Дурницыной Р.Н.

Ведущий: Право открыть конференцию и перерезать ленту предоставляется Мудрой Сове, Олимпику и юному участнику. А кто это будет, мы узнаем, вытянув жребий.

(Ведущий с коробкой с именами участников подходит к жюри)

ФНГ 7 Торжественное открытие конференции. Перерезание ленточки

ФНГ 8 Ведущий: Сегодня в ходе научно-практической конференции свои проекты будут защищать 73 ученика в 11 секциях СЛАЙД 27 : «Великий и могучий», «Чтение – лучшее учение», «Читаем вместе», «Точные науки», «История», «Краеведение», «Этот удивительный мир животных», «Твоё здоровье», «Умелые руки не знают скуки», «Знакомые незнакомцы» и «Мир вокруг нас». А оценивать ваши выступления будет строгое, но компетентное жюри.

Ведущий: Слово для представления жюри предоставляется ведущему специалисту УпРО ГГО Сафиной Ю. Б.

Ведущий: НПК – это настоящий праздник для всех педагогов и учащихся. Кто знает, может будущий лауреат Нобелевской премии растет именно в нашемокруге! Помните, самая большая победа придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы: «Если труд твой к познанию мира ведет, как бы ни был он труден – вперёд!»

А теперь всех просим встать
Клятву просим вас принять!

Зал встаёт. Клятву зачитывает Мудрая Сова

Без знаний нельзя на свете прожить
Клянитесь вы знания эти любить!
Зал (хором) : “Клянёмся!”
За истину сражаться до конца
Не жалея своего живота!
Зал (хором) : “Клянёмся!”
Школу свою не посрамить
Весь ум свой недюжинный до конца применить!
Зал (хором) : “Клянёмся!”
Не испугаться трудностей в пути
Все испытанья достойно пройти!
Зал (хором) : “Клянёмся!”

ФНГ 9 (фон и громче после слов Олимпика)

Мудрая Сова:

Какое чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас!

Олимпик:

Здесь представители серьезные собрались:
Все знатоки, я вижу, – просто молодцы!
Теперь вперед, друзья, ведь вам осталось
Собрать все лавры и победные венцы!

СЛАЙД 28

Ведущий: Ни пуха, ни пера!!!

III. Защита проектных работ в секциях

IV. Игровая программа для участников конференции, работа жюри с протоколами

V. Подведение итогов конференции. Награждение

СЛАЙД 29

Ведущий.

Судьба на место всех расставит.
Одних, наверное, восславит,
Другим, преграды понаставит!
И очень трудно дать совет.

Ведущий.

И не найдешь порой ответ.
Но вы с судьбой своей играя,
Порою шишки набивая,
Не торопитесь отступать.
Дано лишь сильным побеждать!

Ведущий 2.

Председателю жюри – почетная честь:
Лучших эрудитов перечесть!

Ведущий 1. Слово для подведения итогов предоставляется …

СЛАЙД 30.

Ведущий: Сегодня вместе с дипломами победителей вы получите от Олимпика частичку будущей Олимпиады Сочи, – венок на голову, состоящий из разноцветных перьев Жар-птицы, символизирующих 5 колец олимпиады. Его вручают тем, кто способен стать примером для окружающих, ведёт здоровый и активный образ жизни, который разделяет ценности нашей жизни.Именно такими качествами и обладают победители нашей НПК.

ФНГ 10 СЛАЙД 31

V. Закрытие

– Мы хотим поблагодарить всех участников конференции за интересные и увлекательные работы и пожелать дальнейших успехов в ваших исследованиях.
Научно-практическая конференция прошла с большим успехом для наших детей. А за этим успехом кроется кропотливая работа родителей и педагогов. Спасибо вам, дорогие родители, что не стоите в стороне от забот и проблем своих детей, что понимаете важность проводимых школой мероприятий.

Ведущий: Мы приглашаем всех участников для исполнения гимна нашей конференции (исполнение гимна после подведения итогов и награждения)

ФНГ 11 На мотив песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер».

СЛАЙД 32
Да, знают взрослые и знают даже дети,
И даже дети, и даже дети:
Науки школьные – важнейшие на свете,
Их изучать продолжим мы с тобой!
СЛАЙД 33 Всё хотим знать про свет и движенье,
Про тепло, электроны и звук!
Преодолев сомненья,
Найдём свои решенья,
Мы вместе с лучшей из наук!!!
Припев: 2 раза
СЛАЙД 34 Кто привык за победу бороться,
с нами вместе пускай запоёт:
Кто весел – тот смеётся,
Кто хочет – тот добьётся
Кто ищет – тот всегда найдёт! (все участники в зале)
СЛАЙД 35 Теперь не страшен нам ни дождь, ни даже ветер
Ни дождь, ни ветер, ни дождь, ни ветер.
Ведь все явления изучим мы на свете
И всё на свете мы с тобой поймём!
СЛАЙД 36 Знать хотим мы про славу и смелость
Всех великих учёных мужей,
Чтоб сердце загорелось,
Гордиться захотелось
Наукой Родины своей!
СЛАЙД 37 Припев: 2 раза.

ФНГ 10 Ведущий: Закончилась конференция. Подведены итоги. Но мы с вами не прощаемся и надеемся, что на следующий год вы тоже примите в ней участие и приедете к нам в школу.

Что такое научная конференция, и какие конференции для учащихся начальной школы существуют? Как подготовиться и принять участи в подобной конференции?

Научно-практическая конференция для школьников отличается от олимпиады. По сути - это первая научная работа учеников. Если вы учились в ВУЗе, то знаете, что есть дипломная работа, в рамках которой нужно не только разобраться в теме, написать 100 страниц анализа, но и выполнить практическую часть, свое исследование. Вот и конференция предполагает свое собственное исследование, которое проводит школьник, а не просто реферат. В рамках конференции можно изучать животных, растения, собирать образцы и сравнивать их, проводить опыты, моделировать приборы и конструкции, проводить опросы и делать выводы по ним, работать с контрольными группами. Понятно, что младшему школьнику нужна помощь, ему надо научиться ставить эксперименты, правильно записывать результаты, составлять диаграммы. Но этот опыт крайне ценный. Дети, которые с младшей школы участвуют в конфепренция, к старшей школе умеют долго и четко говорить по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на каверзные вопросы, проводить опыты, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки зрения и искать истину, работать с большими объемами информации, убеждать опонентов при помощи аргументов.

Для учеников младшей школы конференций гораздо меньше, чем для более старших школьников, но они есть, и в них стоит участвовать.

Конференция "Мы и биосфера" на воробьевых горах - регистрация до 15 января, подача работ до 10 февраля, защита работ в апреле. Принимаются работы по биологии, экологии, медицине. На дистанционный тур могут прислать работу школьники из любого города России, если пройдут его, то будут приглашены в Москву на финальную защиту работы. Допускаются школьники с 1 класса, дошкольники могут подать работу на дистанционный тур, но на очный приглашаются не часто.

Конференция "Технопарк" - регистрация до конца января, защита работ в марте. Темы работ могут быть любые: наука, техника и технология, математика, естественные науки, искусство, литература, творчество, история, техническое творчество. Есть секции на любой вкус! Допускаются школьники с 1 класса и даже дошкольники.

Конференция "Начало" - детей направляют от школы, конференция проходит в январе-феврале. Секции также есть по всем направлениям науки и искусства. Допускаются младшие школьники с 3 класса.

"Древо профессий моей семьи" - узкоспециализированная профориентационная конференция, школьники изучают древо провессий, знакомятся с профессиями родственников, выбирают себе направление деятельности. Участвуют ученики с 1 класса. Регистрация до конца января, очная защита работ в феврале.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем классе стало доброй традицией ежегодно проводить общеклассную научно-практическую конференцию “Искатели”. На сегодняшний день её участниками уже стали 27 учеников начальной школы в возрасте 9-10 лет. Конференция проводится 1-2 раза в неделю в рамках программы внеурочной деятельности.

Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают тему предстоящего доклада, определяют дату выступления в специально разработанном для этого графике проведения научно-практической конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем.

Цель конференции:

  • активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;
  • привлечь учащихся к ведению научных и опытно-экспериментальных исследований;
  • расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований младшими школьниками;
  • поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;
  • пропаганда методических разработок по организации и содержанию учебно-исследовательской работы младших школьников.

Научно-практическая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов и администрации школы.

Темы детских работ разнообразны. Они охватывают все стороны их жизненных (семейных) увлечений: “Волшебный пластилин”, “Энергия реки. От реки до лампочки”, “Шоколад”, “Кока-кола. Вред или польза?”, “Кристаллы”, “Светодиоды”, “Льняное масло – источник детского здоровья”, “Вулканы”, “Сверхманевренный истребитель СУ-37”, “Подгузники”, “Сотовый телефон в жизни школьника”, “Жилища разных народов”, “Шкатулки”, “Парусники” и т.д.

Особый интерес всех без исключения вызывает практическая часть доклада юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой задолго до предстоящего выступления). Умение на практике наглядно продемонстрировать свою гипотезу, техническое решение и научное наблюдение, не менее важно, чем теоретические знания по выбранной теме.

Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.

Например, польза сотового телефона (как и кока-колы) в современном мире не вызывает у ребят никаких сомнений (компактный, многофункциональный, доступный; сладкий, шипучий, манящий напиток). Однако приведенные примеры научных исследований о неблагоприятном воздействии на организм человека исходящих от телефона электромагнитных излучений (как и ингредиентов кока-колы) разделили класс на два лагеря – “противников” и “сторонников”. И лишь установление некоторых правил “золотой середины” позволило прийти к консенсусу. А вот тема доклада об использовании человеком энергии воды в прошлые века и настоящее время, а также демонстрация опыта породили массу вопросов: сколько электростанций в мире? какая из них самая большая? от чего у тебя в опыте загорелась лампочка? сколько в ней мощности? где в мире ещё остались водяные колёса?

Пожалуй, самый главный положительный (педагогический) итог таких проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей ученики непременно изъявляют желание стать участниками конференции, активно вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат – всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляет 10-15 минут, неукоснительное следование этому правилу не является обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в конференции вновь.

Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-практической конференции, являются инициативные родители класса. Их роль не ограничивается одним судейством. Небольшие очерки-статьи о выступлении каждого участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на следующий день, не оставляют равнодушными ни одного ученика и создают дух соперничества будущих участников (приложение 1 : очерки о конференции ). По итогам выступления все участники конференции получают грамоты и ценные призы, побуждающие их к новым исследованиям и экспериментам.

Участники классной конференции неоднократно награждались дипломами победителей научно-практической конференции городского и областного уровней. Так, например, презентации учащегося Бизяева Алексея на протяжении трёх лет (2013-2015 гг.) были отмечены дипломами победителя областной очно-заочной школы юных исследователей “Стимул” и школьным научным обществом “Искатели” (приложение 2 : дипломы; Приложение 3: презентация и тезисы ).

В наше время быстро меняющихся стандартов благоприятные условия для исследовательской деятельности учащихся должны создаваться именно в начальной школе. Проведение научно-практической конференции помогает выявить одарённых детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, формирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в её востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника.

«Научно-практические конференции младших

школьников Свердловского района города Перми

«Юный исследователь» (из опыта работы)

Города Перми. Руководитель Бондаренко А.А.)

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах жизни, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной деятельности.

Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская деятельность младших школьников. Находясь в ситуации поиска решений в исследовании, ребёнок начинает ориентироваться в выборе правильного пути в том или ином вопросе. В многогранной жизни такое умение просто необходимо каждому! Чем больше раз ребёнок будет оказываться в ситуации самостоятельного выбора, тем успешнее он будет реализован во взрослой жизни! Когда, как не в детском возрасте этому учиться, если создать соответствующие условия!

У многих учителей, руководителей детских работ помимо желания помочь маленькому человеку возникают проблемные вопросы:

1. Как сделать деятельность исследования более организованной?

2. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию?

3. Как выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование?

4. Как заинтересовать и поддержать стремление ребёнка в творческих порывах?

5. Где ребёнку можно ощутить дух соперничества?

Такие вопросы были безответными для многих, кто организовывал конференции исследовательских работ в своих школах. Работа проводилась, не продвижения на следующий уровень не было. Это было до тех пор, пока в Свердловском районе не появилась группа заинтересованных людей во главе с руководителем методического объединения учителей Свердловского района Мусиной Альфирой Абатымовной, которая инициировала и поддержала идею проводить конференции младших школьников на уровне района. Членами такой группы стали: Сибирякова Татьяна Петровна – СОШ №12 с углублённым изучением немецкого языка, Найданова Лариса Евгеньевна - СОШ №60, Елуферьева Татьяна Николаевна – СОШ №61, СОШ №10 – Бондаренко Полина Александровна, Мохначёва Ирина Юрьевна – СОШ №76». Затем в последующие годы состав группы пополнялся новыми заинтересованными людьми.

Цель создания проблемной группы: направлять и координировать работу школ по подготовке выступлений учащихся в конференции, давать методические рекомендации, своевременно оповещать коллег района о предстоящих мероприятиях.

Проблемной группой проведён практический семинар для качественной работы на местах в школах. В деятельностном режиме на семинаре освещены самые разнообразные вопросы. Они явились путеводителем для написания исследовательских работ.

1.Правила выбора темы:

Она должна быть интересна ребёнку и руководителю

Сформулирована узко

Выполнима самостоятельно

Оригинальна, необычна

Должна быть выполнена в короткий срок

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем

В ходе работы не просто рассказать, а обучить этим сведениям других

2.Что указать во введении?:

Краткое изложение материала

Отметить содержание глав

Сформулировать проблемный вопрос

Обозначить гипотезу, предполагаемый результат

Сформулировать цели и задачи

3. Важно соблюдать этапы работы по выбранной теме:

Актуализация проблемы (определение направления)

Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти)

Выбор темы исследования (как можно строже обозначить границы исследования)

Выработка гипотез (реальные и нереальные, провокационные)

Постановка целей и задач

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования)

Анализ, обобщение, подготовка доклада

4. Требования к содержанию

Актуальность (почему важно исследовать эту тему)

Постановка проблемы (в чём выражается какое-либо противоречие, отсутствие информации, потребность в ней). Это затруднение, неопределённость.

Разработанность исследуемой проблемы (обзор литературы)

Цель – то, что предполагается получить по окончанию работы. Цель должна быть проверяема(!), конкретна, конечна. Это не может быть процесс, который развивается бесконечно. Нельзя ставить целью «изменение общественного мнения», «воспитания другого отношения к чему-либо»

Задачи – то, что будет выполнять пошагово

5. Важно не путать понятия!:

Реферат - это изложение материала, основанный на учебном материале

Проект - «брошенный вперёд», т.е создание планируемого и задуманного объекта

Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, вид познавательной деятельности. На нашей конференции Вы представляете исследование!

6. Требования к работе :

Актуальность

Новизна (в том числе для самого ребёнка)

Степень разработанности темы

Значимость исследования

Композиция доклада

Чёткость и логичность изложения

Умение аргументировать свои выводы и отстаивать свою позицию

Библиографический список (использование в достаточном количестве монографий, цитат, ссылок)

Рабочий момент семинара.

2. Выдержки из Положения о проведении НПК «Юный исследователь»

Группой разработано Положение, содержание которого ежегодно корректируется. Приводим некоторые выдержки. Прописаны общие положения, цели и задачи конференции, перечислены участники, освещены права и ответственность участников.

Предметом представления на конференции являются учебно-исследовательские работы учащихся. Они предполагают осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщения, выводов. Участники конференции представляют письменную работу и устное выступление по направлениям: естественно-научное и социально-гуманитарное. Далее освещаются сведения о руководстве и порядке проведения конференции. Все мероприятия проводятся на базе МАОУ «СОШ №10».

Каждое образовательное учреждение должно в срок с 1 по 17 февраля (3-я конференция) предоставить на рассмотрение в рамках отборочного тура письменные работы учащихся, заявивших о своем участии в НПК. От каждой школы можно представить до пяти работ. Неправильно оформленные работы могут быть отклонены!

Информация об участии в конференции будет размещена на сайте РМО и разослана по электронной почте в школы ориентировочно в сроки с 15 по 19 марта 2012 года .

Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительностью до пяти-семи минут) и дискуссию (до пяти минут). Руководит заседанием председатель жюри по секциям и строго следит за регламентом.

После прослушивания всех участников на заседании жюри подводятся итоги – определяются победители. Эксперты оценивают каждого участника по следующим критериям:

  • оформление работы
  • ценность работы
  • качество изложения устного материала
  • иллюстративное оформление работы
  • умение поддержать дискуссию

Правила оформления исследовательских работ младших школьников.

Исследовательская работа представляет собой небольшой научный отчет. Ее выполнение требует от школьника не только знаний литературы по теме, но и умения проводить исследования, увязывать вопросы теории с практикой, делать обобщения, выводы, находить области применения полученных результатов.

Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с интервалом 1,5. Цвет шрифта - черный. Размер шрифта - кегль 14. Тип шрифта - Times New Roman. Размеры полей: правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы ставится во внешнем нижнем углу листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Общий объем работы должен быть в пределах 10 страниц печатного текста (без приложения). В тексте не должно быть сокращенных слов за исключением общепринятых. Главы основной части работы нумеруются, заголовки располагают в середине строки без точки в конце и печатают с заглавной буквы без подчеркивания. Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Исследовательская работа должна включать в себя следующие разделы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (включает в себя описание теории и практики),заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

Требования к содержанию отдельных частей работы:

Титульный лист исследовательской работы является ее первой страницей и заполняется следующим образом. (см. образец)

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение . Во введении обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач (изучить…, описать…, установить…, вывести… и т.п.), формулируется гипотеза. По объему введение составляет 1 или 2 страницы.

Литературный обзор представляет собой краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса. Он должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями. Объем литературного обзора не должен превышать 1/3 части всей работы.

Исследование. Здесь подробно описывается методика проведения исследования, процесс получения данных, способ их обработки, а также результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

Заключение. Здесь в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований, практическое использование результатов исследования.

Список используемых источников и литературы . Приводят библиографическое описание использованных источников (фамилия, имя, отчество автора, заглавие, город и год издания, сведения о количестве страниц). Здесь же указываются Интернет – сайты.

Приложения. В ыносят большой по объему дополнительный иллюстративный материал: таблицы, схемы, рисунки, графики, фотографии и т.д. Слово Приложение пишут справа вверху. Если приложений несколько, то их нумеруют. Знак № и точку не ставят. Можно выделить курсивом или прописными буквами. Каждый объект в приложении должен иметь свой заголовок. В тексте работы делаются соответствующие ссылки на приложение (см. приложение 1).

Все таблицы должны быть пронумерованы. Над правым верхним углом помещают надпись Таблица с указанием номера (например, Таблица 1 ) без значка № перед цифрой и точки после нее. Таблицы снабжают заголовками, располагают посередине страницы, пишут прописным шрифтом без точки на конце. Напр.:

Таблица 1

УСПЕВАЕМОСТЬ 4Б КЛАССА

Ф.И.О.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

История

Петров А.А.

Иванов П.И.

Если таблица в тексте одна, то нумерационный заголовок опускают.

Работу необходимо сдавать в папке с файлами.

Требования к оценке печатной работы и устного выступления учащегося:

1. оформление работы

2.ценность работы

3.качество изложения материала

4.иллюстративное оформление работы

5.умение поддержать дискуссию

На каждый пункт разработана система баллов.

3. Работа проблемной группы

На данный момент в проблемной группе работают 15 человек из разных школ Свердловского района: Бондаренко Полина Александровна – СОШ 10, Найданова Лариса Евгеньевна-СОШ 60, Сенина Ольга Михайловна – СОШ 93, Чупина Светлана Владимировна – СОШ 96, Падукова Марина Петровна – СОШ 76, Корнева Нина Алексеевна – СОШ 61, Патрушева Татьяна Васильевна – СОШ 10, Распопова Наталия Авенировна – СОШ 10, Есюнина Ольга Вадимовна – СОШ 41, Кокшарова Наталья Юрьевна – СОШ 41, Черепанова Наталья – СОШ 22, Зинзюк Татьяна Павловна – СОШ 22, Иванова Ольга Валентиновна – СОШ 36, Савельева Светлана Александровна – СОШ 22, Паранина Мария Евгеньевна – СОШ 82.

Основные функции, которые выполняет группа, можно показать в одном из планов работы.

План работы проблемной группы для проведения 3 конференции 2011-2012 год:

Мероприятия

Дата

Ответственный

Организационное занятие

19.10.2011

Доработка Положения и работа на сайте РМО. Распределение работы по структуре документов, которые будут высланы в МО других школ

8.11.2011г. в 15:30

Бондаренко П.А. и члены группы

Работа над продуктом конференции (сборник «Исследовательская деятельность младших школьников Свердловского района»). Продолжение работы на сайте

0 6.12.2011г. в 15:30

Бондаренко П.А. и члены группы

Работа над сборником, подготовка к конференции

17.01.2012г.

Бондаренко П.А. и члены группы

с 14.02 – 20.03.2012г .

Бондаренко П.А. и члены группы

Проверка работ, подготовка к конференции

28.02.2012 г.

Бондаренко П.А. и члены группы

Проведение III-ей районной конференции исследовательских работ младших школьников

26.03.12

Члены группы, члены жюри, коллектив СОШ №10

Подведение итогов, работа над сборником, работа на сайте РМО

05.04.2012г.

Бондаренко П.А. и члены группы

24.04.12

Бондаренко П.А. и члены группы

Работа над сборником «Исследовательская деятельность младших школьников Свердловского района». Работа на сайте РМО

03.05.2012

Бондаренко П.А. и члены группы

Особой значимостью характеризуется работа группы на сайте РМО. Адрес: http://musinapmo.blogspot.com/ . Здесь освещена вся деятельность группы, вынесены протоколы заседаний, прописан план работы, аналитические справки, поздравления участникам и победителям конференций.

Очень трудоёмкая работа группы проходит во время уточнения Положения и проверки исследовательских работ. На 3-ей конференции было проверено 62 работы учащихся школ Свердловского района! Группа делится на мини-группы, тщательно проверяя каждую работу, затем проходит взаимопроверка, подсчитываются баллы, которые затем суммируются в устном выступлении.

Практически на протяжении всего года идёт работа над продуктом конференции – сборника, часть которого представлена здесь. Члены проблемной группы написали статьи о проведении конференций в своих школах, о впечатлениях работы в проблемной группе. Трое участников проблемной группы провели работу, связанную с анкетирование участников конференции. (см. в отдельном файле). Благодаря продуктивной работе нашей группы, школы Свердловского района города Перми активнее стали включаться в работу конференций. Увеличилось число школ и участников:

Школы-участницы конференций трёх лет.

I-я

2009-2010

II-я

2010-2011

III-я

2011-2012

13 школ

14 школ

17 школ

Те результаты, которых мы, члены проблемной группы достигли, видны в выступлениях детей:

1. Началась системная работа по проведению исследовательских работ учащихся начальных классов, как в школах, так и на уровне района.

2 .Через различные виды информирования руководители работ уверенно ориентируют учащихся на определение тем работ, формулирование целей и задач, соблюдают структуру оформления.

3. У многих учащихся выросла самооценка. Победив на школьном уровне, он получает возможность выступить на районной конференции, ощущая дух соперничества.

4. Члены проблемной группы, уча других, учатся и сами: изучают соответствующую литературу по исследованиям учащихся, начали работать в блоге, совершенствуют навыки работы в жюри.

Впереди - новые планы, задумки, которые, несомненно, реализуются. Члены проблемной группы стоят на пороге новых открытий, готовы к усовершенствованию работы по подготовке и проведению конференций младших школьников.

Открытие районной конференции

Работа в секциях. Волнующие моменты

Приятно пообщаться во время чайной паузы

4.Образец оформления и написания печатной работы (см. в отдельном файле)

5. Призёры НПК (см. в отдельном файле)

6. Анкетирование участников конференции (см. в отдельном файле)