Наш век тютчев анализ. Сочинение и анализ произведений, биографии, образ героев

Стихотворение “Наш век”.

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Наш век” было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, “где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы”. Это “истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века”.

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. Ис­следователи называли

стихотворение “эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы”.

Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человече­ства, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия:

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…

Финальные строки стихотворения перекликаются

с евангель­ской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого не­мым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: “Верую, Господи! Помоги моему неверию”! В сти­хотворении Тютчева же сама возможность искупительной мо­литвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не способен к очищающей молитве:

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутой дверью:

“Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..”

Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.

Произведение построено на контрасте “наших дней” и идеа­ла, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из прошлого. Об этом идеале ничего не говорится, однако эта по­лярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие анти­тез: “тень” – “свет”, “безверие” – “вера”, “не просит” – “жаж­дет”. Категория времени определяет всю композицию стихотво­рения.

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка – пе­рекрестная. Поэт использует немногочисленные средства худо­жественной выразительности: метафору (“дух растлился в наши дни”, “безверием палим и иссушен”), анафору (“И сознает свою погибель он, И жаждет веры – но о ней не просит…”). На лекси­ческом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля – “днесь”, “жаждет веры”.

Стихотворение мы можем рассматривать в русле философс­кой и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указыва­ет на связь между стихотворениями “Памяти Жуковского”, “Наш век”, “Эти бедные селенья…”, “Теперь тебе не до стихов…”.

Общий мотив этих произведений – противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.

Глоссарий:

  • наш век тютчев анализ
  • анализ стихотворения наш век
  • анализ стихотворения тютчева наш век

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Видение” (1829). Стихотворение философично: в нем изо­бражен огромный мир “сумеречного” состояния Вселенной. Все произведение состоит из двух строф. Первая строфа начинается с описания метафорического образа...
  2. Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме бо­жественного происхождения поэтического таланта. Оно по­строено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих...
  3. “Зима недаром злится…” (1836). Стихотворение относится к пейзажной лирике Тютчева. Поэт изображает последнюю схватку зимы с весной. Основное художественно-вырази­тельное средство, использованное для характеристики образов, олицетворение:...
  4. “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ су­мрака...
  5. “Весь день она лежала в забытьи…”; (1864). Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних ча­сах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая:...
  6. “День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но...
  7. “Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихо­творении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение...

«Наш век» Федор Тютчев

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

Анализ стихотворения Тютчева «Наш век»

Кризис среднего возраста у каждого мужчины протекает-по разному. Однако если речь идет о поэтах, то это состояние внутренней дисгармонии непременно находит свое отражение в стихах. Недовольство собой и окружающим миром, раздражительность и попытки найти смысл жизни – подобные мотивы встречаются в творчестве многих русских литераторов. К их числу принадлежит и Федор Тютчев – романтик и философ, который и в юные годы нередко искал ответы на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир, и как он должен пройти свой путь.

В 1851 году он публикует стихотворение «Наш век», в котором рассуждают на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Эту фразу можно расценивать и как личный ответ поэта на многочисленные упреки в его адрес. Все дело в том, что в это время роман Тютчева и Елены Денисьевой, юной особы из знатного и богатого рода, уже был предан огласке, после чего разразился громкий скандал. Предвосхищая упреки в свой адрес, поэт указывает на то, что эти взаимоотношения продиктованы не жаждой плотских утех, а высокими и чистыми чувствами, которые, к сожалению, для многих его современников остаются непостижимыми и недостижимыми.

Именно по этой причине автор убежден, что «человек отчаянно тоскует», так как лишен некой духовной основы. Для кого-то она заключается в общении с женщиной, для кого-то – в общении с Богом. Однако и в том, и в другом случае людьми движут два самых важных чувства – вера и любовь. Именно их, по мнению Федора Тютчева, недостает его современникам, многие из которых осознают, что их жизнь пуста и никчемна. Внутренние протесты порождают абсурдные и порой необъяснимые поступки, однако мало у кого, по мнению автора, достает смелости и сил обратиться за помощью к Господу. Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.

Ф. И. Тютчев
«Наш век»


Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
10 июня 1851 года
Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Наш век», написанное в 1851 году, относится к философской лирике: поэт размышляет в стихотворении о нравственном состоянии современного ему общества и человека.
Это серьёзное по настроению лирическое произведение разделено на три четверостишия. В первой строфе Тютчев констатирует факт:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Во второй строфе мы узнаём о нравственных страданиях человека, не имеющего веры: «Невыносимое он днесь выносит…». Третья строфа пессимистически завершает размышления автора, так как поэт не верит, что современное ему общество вновь вернётся к Богу и библейским заповедям. Заключительные два стиха восходят к евангельской легенде об исцелении Иисусом отрока, одержимого духом немым. Отец отрока в ответ на призыв Христа веровать, «если сколько-нибудь можешь», восклицает со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»
Для создания художественных образов и выражения чувств поэт использует сравнительно небольшое количество изобразительно-выразительных средств. В стихотворении встречаются эпитеты («отчаянно тоскует», «перед замкнутой дверью»), метафоры («к свету рвётся из ночной тени»), антитеза («не плоть, а дух»). Особенностью стихотворения является также использование абстрактных понятий, характеризующих нравственные категории (дух, вера и безверие), и устаревших слов (ропщет, днесь, погибель). Именно наличие высокой лексики придаёт стихотворению философское звучание и помогает поэту выразить его взгляды на современное общество, несмотря на то что произведение написано пятистопным ямбом, близким к обыденной, повседневной речи, и в нём встречается предложение с прямой речью, что нехарактерно для лирики.
Мастерство Тютчева-поэта проявилось в умелом сочетании точной мужской и женской рифм с использованием перекрёстной рифмовки.
При чтении стихотворения, несомненно, вспоминаются древнерусские иконы. Судьбы нигилиста Евгения Базарова, главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», и идейного преступника Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», возможно, наиболее ярко передают нравственные заблуждения человека, не имеющего веры.
Хотя стихотворение «Наш век» написано более 150 лет назад, оно не потеряло актуальности, поэтому вслед за Тютчевым, говоря о сегодняшнем состоянии общества, мы можем повторить: «Не плоть, а дух растлился в наши дни...».

Кризис среднего возраста у каждого мужчины протекает-по разному. Однако если речь идет о поэтах, то это состояние внутренней дисгармонии непременно находит свое отражение в стихах. Недовольство собой и окружающим миром, раздражительность и попытки найти смысл жизни – подобные мотивы встречаются в творчестве многих русских литераторов. К их числу принадлежит и Федор Тютчев – романтик и философ, который и в юные годы нередко искал ответы на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир, и как он должен пройти свой путь.

В 1851 году он публикует стихотворение «Наш век», в котором рассуждают на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Эту фразу можно расценивать и как личный ответ поэта на многочисленные упреки в его адрес. Все дело в том, что в это время роман Тютчева и Елены Денисьевой, юной особы из знатного и богатого рода, уже был предан огласке, после чего разразился громкий скандал. Предвосхищая упреки в свой адрес, поэт указывает на то, что эти взаимоотношения продиктованы не жаждой плотских утех, а высокими и чистыми чувствами, которые, к сожалению, для многих его современников остаются непостижимыми и недостижимыми.

Именно по этой причине автор убежден, что «человек отчаянно тоскует», так как лишен некой духовной основы. Для кого-то она заключается в общении с женщиной, для кого-то – в общении с Богом. Однако и в том, и в другом случае людьми движут два самых важных чувства – вера и любовь. Именно их, по мнению Федора Тютчева, недостает его современникам, многие из которых осознают, что их жизнь пуста и никчемна. Внутренние протесты порождают абсурдные и порой необъяснимые поступки, однако мало у кого, по мнению автора, достает смелости и сил обратиться за помощью к Господу. Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Чем «маленький человек» в изображении Достоевского отличается от своих литературных предшественников? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») - -
  • Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» - -
  • Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» - -