Митрофан Воронежский: о чем молятся этому святому? В чем он помогает? Святитель и чудотворец Митрофан Воронежский. Молитва Митрофану Воронежскому о помощи в различных ситуациях

Митрофан Воронежский - великий святитель и чудотворец земли русской, совершивший немало добрых дел, как для Воронежа, так и для всей страны.

Совет! К святителю можно обращаться с любой просьбой - он предстоит пред Престолом Господним и молится за всех, кто взывает о его предстательстве.

Молитва о работе

О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и, всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся.

Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла.

Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Молитва о жизненном устройстве детей

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Краткая молитва Митрофану Воронежскому

О архиерею Божий, святителю Христов Митрофане, услыши мя, грешнаго (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, да отпустит грехи моя и подаст (содержание прошения) молитвами, святе, твоими.

Краткое житие и молитвенная помощь

Младенец Михаил родился в селе Антиповка Московского уезда, здесь же рос и обучался наукам. Позже он женился, у супругов родился сын Иоанн. Но в возрасте 40 лет его любимая супруга отошла ко Господу. Михаил стал вдовцом и принял решение о монашеском постриге. В 1663 году он был пострижен в иночество и наречен именем Митрофан.

Митрофан Воронежский

Инок был строг к себе и к окружающим, эти качества сыграли важную роль для настоятеля Яхромского монастыря, который назначил монаха игуменом обители.

Святитель пользовался уважением братии, его особо ценили и уважали при царском дворе Феодора Алексеевича. Игумен величайшие поддерживал многие начинания Петра 1, был для него наставником и учителем.

В 1682 году Митрофан был возведен в сан епископа Воронежского. В это время воронежцы не доверяли Церкви Христовой, приходская жизнь отсутствовала, люди хулили Бога, степень их образования была слишком низкой. Но святой Митрофан активно поднимал православие, возводил церкви и монастыри в пределах епархии.

В 1703 году святитель заболел и почувствовал приближение своей кончины и вскоре умер. При его погребении находился император Петр 1 и лично нес гроб с телом усопшего.,

Четвёртого декабря 1703 года из Архиерейского дома, по направлению к собору, выходила странная процессия. Сам Государь всея Руси со своими воеводами и стратегами нёс на руках гроб, в котором лежал восьмидесятилетний дед. Совершилась по умершему и поставили гроб в усыпальницу, как и завещал ранее святой старец. Погребение его завершилось словами Петра I Великого, что другого такого нет и не будет, помнить вечно надобно .

Кто же этот святитель и почему удостоился великой чести такой? Чем заслужил уважение и любовь не только церковнослужителей, но и сильных мира сего?

Житие Святителя Воронежского Митрофана

В семье верующих, Василия и Марфы, глубокой осенью, в ноябре, 8 числа в году 1623 от Рождества Христова, был рождён сын, по имени Михаил. Жили они в селение Антилохово, было оно небольшим и принадлежало земле Владимирской, Сведения о родителях весьма предположительны, одно доподлинно известно, что семья была богобоязненной. Таким образом, можем предположить, что сына воспитывали в смирении и любви .

До сорока лет будущий святой жил, как и другие селяне. Жена и двое деток составляли его семью. Известно имя сына - Иван. По дошедшим до наших дней сведениям, воспитанием сына занимался отец, держа его в строгости и послушании . Будучи служителем храма, в селе Сидоровском Суздальской епархии, уже тогда был нрава кроткого и добросердечного, После смерти жены вся жизнь его посвящена Богу и людям. Позже переехал жить в Успенский монастырь, принял постриг инока и имя Митрофан. С сыном своим общался письмами, с молитвами наставляя отрока и нежно к нему обращаясь, продолжая воспитание его в вере православной, христианской.

Начало пути инока 1663 - 1665

Отрекаясь от мира, для вечного служения Всевышнему, Митрофан селиться в Золотниковской пустоши (пустыни) и ведёт, в постоянной молитве, аскетическую жизнь отшельника. Никаких сведений о его нахождении в пустыне не сохранилось. Так как каждодневная молитва и одиночество не оставляли времени на общение с людьми, что и приветствовалось Евангельским учением. Даже по окончании своей жизни хотелось иноку там иметь могилу свою, в тишине, вдали от шумных поселений. Только дела его богоугодные и жизнь скудную, заметили и оценили через 3 года, братья из монастыря Яхромского, находящегося по соседству.

Духовенство удовлетворило просьбы монахов и крестьян поставив святителя Митрофана игуменом, что и произошло в году 1665 в июле месяце, после принятия игуменского чина . А благословил его Павел, митрополит Сарский и Подонский. Болью в душе угодника и скорбью великой отозвалось назначение в иное место, нежели то, где был принят постриг. Так должен был быть исполнен иноческий обет и послушание.

Служил там игумен верно, около 10 лет. Молитвой обучая братию смирению и терпению, помогая благочестию и святости. Заботился и об улучшении внешнего вида обители монастырской. Будучи старой и ветхой, тесной для проживающих там монахов, она не могла вместить всех прохожих, которым помогал монастырь. Используя помощь благотворителей и работу братии, вскоре был построен вместительный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного Его образа. Новая церковная утварь, иконы и дорогое Евангелие стали украшением обители Божьей.

Унженская обитель, игумен Митрофан 1675 - 1682

В то время патриарх Иоаким озаботился поиском игумена в Унжескую обитель. Так как настоятель нужен был не только благочестивый, но и мудрый хозяйственник и распорядитель. Потому как дела внутренние требовали строгости и порядка . Из-за простоты помыслов, либо же по забывчивости игумена Никиты, в бытность которого мощи преподобного Макария приобрёл монастырь, сообщение об этом значительном событии не дошло до царя. На праздниках по открытию проводимых каждый год, отсутствовали высшие чины церкви и Государь. Закончилось оное своеволие лишением игуменства со ссылкой Никиты.

Выбор Патриарха был неслучайный. Митрофана, мужа пристойного и благообразного, почитала вся монашеская братия. И в это, тяжелейшее для обители время, руководителем её назначают святого Митрофана, с надеждой на то, что ему удастся показать своим примером богомольцам, приходившим на паломничество к мощам основателя монастыря Макария и монастырской братии, как можно укрепиться в вере, и обрести мир и покой духовный.

И действительно, надежды патриарха были оправданы семилетним служением святителя Митрофана. Как и на прошлом своём месте, не замедлил новый игумен со строительством нового храма, имеющем колокольню и место для трапезы. Назвали храм именем Пресвятой Богородицы, получившей Благую Весть. До наших дней дошли некоторые иконы, которые были внесены в сооружённый Митрофаном храм.

Церковная утварь потерялась во времени. Зимой 1680 года в Москву за благословением на освящение храма и грамотой патриарха, ездил игумен лично. Служение, столь кропотливое и праведное, было отмечено Патриархом новой важной обязанностью. В год 1677 был поручен надзор за святыми церквями в сёлах ветлужских. Хранимые на ту пору по божьим храмам книги старой печати (для служебного пользования) изымались в городах и уездах, их меняли на новопечатные издания безоплатно.

Впереди святого Митрофана ждало служебное назначение на постоянной основе .

Для понимания исторического момента следует сказать, что в то время велики были брожения ума среди народа. Отстоявшие на большом расстоянии от епархии города, такие как Галич и Усольск, не всегда правильно проводили службы в святилищах, Приходившие в молельню казаки вносили разброд в христианские обряды, а иной раз и поругание Бога имело место. Обширная территория, принадлежавшая десятине, была практически оставлена на честность местного духовного правления.

Заветы отцам духовным от Митрофана Воронежского

Борьба с язычеством и старообрядцами не велась на должном уровне. В капищах иногда было наличие идолов, а не икон, им молились, что недопустимо в христианстве. По решению всемилостивейшего Патриарха Всея Руси пантеон Галичский был размежёван на две десятины. И в такой серьёзный момент во главе десятины Унженской становится игумен Митрофан. Надзирательство за духовенством 94 церквей это большое признание заслуг святого человека. Большая ответственность не испугала святителя, и он с молитвой, присущей ему исполнительностью и ревностью, принялся за работу.

Служение на благо Владыки Небесного, благочестивая личная жизнь десятильника Унженского обратили на себя внимание царствовавшего тогда Феодора Алексеевича. Бывая в обители, подолгу предавались разговорам и молитвам вместе, царь и праведник Божий. Был Митрофан вхож и в царский двор, где его принимали со всеми почестями, приличествующими его сану.

В 1681 году на Московском церковном соборе было принято решение об учреждении новой Воронежской епархии . И уже в 1682 году, по волеизъявлению самого царя, игуменом был назначен свято чтимый Митрофан. После посвящения в епископы, 2 апреля того же года, для решения важных вопросов, пришлось освящённому задержаться в Москве на долгие пять месяцев.

Неизгладимое впечатление произвёл на истинного верующего бунт раскольников, Впоследствии определивший стиль его руководства Воронежской кафедрой, продолжавшееся двадцать лет. Святитель остался верным своему предназначению строительства Божих сооружений, возвёл в Воронеже просторный белокаменный храм, великолепный по красоте и благоустройству. Сам же оставался скромен в быту и поведении.

Изображение свято чтимого человека, Митрофана Воронежского, представлена классической живописью монастырей. Тёмное одеяние монаха, схематичность изображения не могут в полной мере передать характер и силу воли угодника. Епископский жезл (слева) и благословение смотрящего (справа), должны напомнить нам о суетности мира сего.

В чём проявляется сила иконы, о чём просят страждущие

Если очерствело сердце твоё, если душа снедаема печалью, если тоска мешает жить, одолел недуг тело твоё - приди, помолись, оставь просьбу свою, рукой начертанную на бумаге и получи помощь действенную, на всякую потребу. Особо же проси за детей своих , в воспитании и наставлении на путь истины и веры. И исполнятся просьбы твои, от души идущие. Хорошо и дома иметь икону святителя.

Заслуги перед царём и Отечеством чудотворца Митрофана Воронежского

Уважение царя было по заслугам прижизненным. Реформы, проводимые в государстве, святой старец одобрял и всячески способствовал их продвижению. Хоть и не был в школе обучен, но имел свою точку зрения, совпадавшую с государственной. Землю родную любил и о благе её заботился, чем сильно отличался от других духовных лиц, противящихся указам Монарха.

Он благословлял желания Петра

  • господствовать на морях
  • создавать для этой цели флотилию
  • обучать дворянских детей служению Отечеству
  • приобретать нужное снаряжение для кораблей и флота

Способствовал делам Богоугодным, отдавая часто последние, деньги . Петр же, в свою очередь, тратить деньги на нововедения свои не спешил, ожидая пожертвований от дворянских сословий и архиеревских вотчин. Так как поступления были ничтожно малы, вотчины изымались в казну и нередко жертвовались в Воронежскую епархию.

Дальновидность Государева была основана на честности святителя Митрофана и желанию его к приумножению казны. Потому и были выделены средства в сумме семисот рублей на похороны и поминки, служения в церквях и служения сорокоуста, и на милостыню. Службы по храмам проходили в течение шести месяцев. Завет умирающего тоже исполнили, в соборе Михаила Архангела поминали его весь год.

Чудесными исцелениями прославились мощи чудотворца, избавлявшие людей от:

  • припадка
  • наростов на теле
  • слепоты
  • болезней рук (ломота)
  • язв и нарывов гнойных
  • беснования
  • беспорядочного движения телом и руками (пляски Витта) и других недугов.

Так сильны мощи и молитвы Митрофану Воронежскому.

В году 1717 обрели нетленность и всеобщему поклонению доступны стали.

Два раза в год 7/20.08 и 23.11 /6.12 празднуется память первопристольника Митрофана, в схиме Макария. В интернете существует сайт схимы.



Среди православных одним из самых почитаемых святых воронежских земель был Митрофан Воронежский. Он был удостоен сана епископа за свою безмерную любовь к Богу, людям, православной вере.

Мощи и иконы чудотворца исцеляют людей от болезней, избавляют от дурных помыслов, помогают справиться с житейскими трудностями. Чем же знаменательно житие этого святого, с какими молениями обращаются к нему православные верующие?

В 1623 году 8 ноября появился на свет будущий Святой Митрофан Воронежский, нареченный при рождении Михаилом. Его родители и ближайшие родственники принадлежали к православному духовному званию, об этом свидетельствует синодик: перечень имен начинается с лиц священнического сана.

С малых лет мальчик обучался наукам, благочестивые родители воспитали его в вере к Богу, любви к людям.

Михаил до сорокалетнего возраста был женат, воспитывал сына Иоанна, служил приходским священником, однако после смерти его благочестивой жены решил полностью посвятить свою жизнь служению Богу. Святой Митрофан, тогда еще Михаил, принял иноческий постриг – так началось его восхождение к цели всего земного существования.

Пробыв три года в монастыре иеромонахом, будущий православный святой проявил себя ревностным защитником догматов православной веры, усердным молитвенником. Он заботился о благосостоянии храма, поэтому уже через три года был назначен игуменом Яхромского Косминого монастыря. Обителью Преподобный управлял десять лет, именно тогда был воздвигнут величественный храм Нерукотворного Образа Спасителя, приобретена вся церковная утварь.

Чин архимандрита был присвоен игумену в возрасте 53 лет патриархом Иоакимом за огромные заслуги и благодетельную жизнь.

По прибытии в епархию он обратился к священнослужителям с проникновенным посланием о величии нашей веры и важности пастырского служения. Любвеобильный, милосердный Воронежский Митрофан столкнулся с трудностями, с которыми ему предстояло бороться на протяжении всей его жизни.

Тогдашний Воронеж представлял собой территорию, расположенную на окраине Рязанской епархии, куда стремились всякого рода люди. Когда-то богатый, процветающий край за несколько столетий был опустошен татаро-монгольским нашествием, жизнь в Воронеже была очень сложной. Смутная обстановка притягивала бандитов, разбойников, раскольников, других лиц, желающих разврата, вольной жизни.

Городских жителей пленяли польские и литовские разбойники с целью продажи. Отсутствие духовных ценностей, неверие, жестокость господствовали тогда. Небольшое количество православных церквей, монастырей, низкий уровень просвещения священнослужителей усугубляли обстановку. Монашество подчинялось мирским жителями более, чем духовным властям, повсюду бунтовали раскольники. В сердцах людей селились страх, тревога, уныние. Все дальнейшее житие святого было направлено на борьбу с этими пороками.

В течение двадцати лет пребывания Святого Митрофана на Воронежской кафедре он приобрел уважение и стал известен как ярый противник западных ценностей, сподвижник патриотических начинаний государя.

Все житие православного Митрофана Воронежского неразрывно было связано с представителями династией Романовых, которые помогали в устроении церковных обителей. Сам Святой Митрофан Воронежский оказывал финансовую поддержку Петру Первому для строительства кораблей и флота.

Воронежский праведник был известен как строгий, но справедливый наставник, он поощрял монашествующих к изучению священных писаний, к повышению их духовного, нравственного уровня. Его проповеди любили во многих селах, где он открывал школы для изучения грамоты. Он осуждал старообрядчество, занимался благотворительностью. Жилище его всегда было открыто для скорбящих. Позаботился он об устроении лечебницы для болящих людей, а также гостиницы для странников.

Интересно! За весь период служения Митрофана Воронежского в Воронежской Епархии количество православных обителей увеличилось с 182 до 239.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы был одним из самых излюбленных у епископа. Была построена эта обитель с благословения патриарха на пожертвования государя и других лиц. Это действительно потрясающее по своему внешнему виду архитектурное сооружение, на фото можно его созерцать.

Конец жизненного пути

23 ноября 1703 года стал последним днем жития святого, из-за болезни он отошел к Богу. В своем завещании Митрофан Воронежский написал, что ни серебра, ни золота у него не осталось.

Все свои сбережения он отдавал на строительство храмов, а для себя не построил даже дома, жил на постоялом дворе. Узнав о кончине епископа, сам Петр Первый приехал на погребение и лично нес его гроб.

Вера Святого Митрофана Воронежского была настолько сильной, что он не страшился даже нарушить дружественные отношения с царем. Однажды, придя в покои по приказу государя, он при входе увидел языческие статуи. Развернувшись, он ушел и не желал возвращаться, осознавая, что ему грозит жестокое наказание, вплоть до казни. Через некоторое время Петр Первый приказал убрать статуи, а с того момента он еще более стал уважать Преподобного.

Интересно! : время осмотра мощей Николая Чудотворца

Преподобный был прославлен в лике святых в 1831 году. Почитается он 23 ноября (6 декабря) – день представления и памяти. 19 июля (1 августа), 7 (20) августа – обретение его мощей. Чудо произошло при реставрации православного кафедрального собора. При разборке помоста реставраторы обнаружили гроб, где покоилось тело святого, оно оказалось нетленным. Об этом сообщили императору, впоследствии члены Священного Синода назначили комиссию, которая подтвердила данный факт. 4 (17) сентября православными празднуется второе обретение и день перенесения мощей.

О чем молятся?

В чем помогает молитва Митрофану Воронежскому – этот вопрос интересует каждого православного христианина. На жизненном пути любого из нас возникают непредвиденные события, тяготы бытия, преграды, которые, на первый взгляд, кажутся непреодолимыми.

Православные в своих молитвах просят Митрофана Воронежского об утешении, наставлении при выборе правильного направления. В чем еще помогает этот святой?

Он придет на помощь при возникновении следующих потребностей:

  1. Излечение от душевных, телесных недугов. Это то, о чем просят Митрофана многие люди. Искренние молитвы, возносимые к святому, избавляют от немощей, страшных болезней.
  2. Поиск работы. Православные просят Святого Митрофана Воронежского помочь найти рабочее место с достойной оплатой, чтобы труд приносил не только материальное благополучие, но и выполнялся с любовью.
  3. Благополучие детей. В чем помогает икона Митрофана Воронежского, так это в создании крепкой семьи, поэтому перед ней молятся родители за своих детей, решивших вступить в брак, а также обзавестись потомством.
  4. Рождение здоровых детей. Семейные пары, которые по различным причинам не могут родить детей, обязательно должны возносить молитвы славному Митрофану Воронежскому о даровании долгожданного ребенка, причем не нужно сомневаться, что они будут услышаны святым.
  5. Обретение сострадательности, милосердия, внимательности к ближнему. Святой был человеком скромным, смиренным, добросердечным, поэтому люди к нему обращаются за тем, чтобы он наделил нас этими же качествами.
  6. Прощение, исцеление. К святому обращаются, чтобы он попросил у Господа помиловать, простить нас грешных. Верующие, возносящие молитвы, получают утешение, божественную благодать.

Интересно! Преподобный собственноручно раскопал животворящий источник, к которому и сейчас приходит много народа. Находится он в Воронеже и, по словам свидетелей, исцеляет от множества заболеваний.

Как выглядит икона?

В чем Святой Митрофан и его икона помогают, мы уяснили, но как она выглядит?

Святой, всеми любимый чудотворец изображается в темном одеянии. Правая десница благословляет каждого молящегося, а левая держит архиерейский жезл, являющийся символом духовной власти над верующими православными христианами.

После оставления искренних молитв люди обязательно получают помощь от святого, находят выход из создавшегося положения.

Правильная молитвенная просьба святому – искренняя, она помогает даже тогда, когда, казалось бы, ситуация вовсе безвыходная. Чтобы святой услышал молитвы православных, нужно соблюдать несложные правила:

  1. Перед молением отогнать от себя все посторонние мысли, сосредоточиться на тексте.
  2. Читать молитву искренне, с пониманием каждого слова.
  3. Обращаться к святому нужно не по принуждению, а с желанием, от всей души.
  4. Молитвенная просьба возносится спокойным голосом, шепотом или без произнесения вслух, «в сердце».
  5. Не стоит у святого просить для себя безмерных материальных благ, славы, почета. Это не принесет душе утешения!
  6. Перед молением лучше посетить церковь, исповедоваться, причаститься, получить благословение у священника на молитвенный труд. Ну, а после исполнения заветного желания желательно отблагодарить святого, зажечь свечу перед иконой.

Полезное видео

Подведем итоги

Святитель Митрофан Воронежский – это славный чудотворец, который при земной жизни сотворил немало благих дел – любой православный сайт содержит подобную информацию. Он призывал людей непрестанно молиться, жить добропорядочно, каяться в сделанных грехах, уметь прощать.

Этот святой человек учил людей быть терпеливыми, снисходительными к чужим душевным, телесным немощам, советовал прихожанам как можно чаще причащаться, помазываться святым елеем. Все свои силы чудотворец отдал на искоренение беспорядков в церквях, монастырях, он заступался за вдов, обиженных, сирот.

Прибегают к помощи праведника и после его кончины: благодаря молитвам, возносимым святому от чистого сердца, происходят чудеса, исцеляются немощные, получают утешение страждущие, находят свой путь ищущие.

Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда не прервется. Ряды молитвенников у святой усыпальницы не уменьшаются, а только лишь увеличиваются, благодаря чудесной помощи святого.

Праведное житие святителя Митрофана Воронежского положило начало его открытому прославлению.

Жизненный путь будущего чудотворца

Митрофан (в миру Михаил) появился на свет в семье священника в 1623 году. До возраста 40 лет он имел добропорядочную супругу и сына Иоанна, служил клириком на приходе. В 1663 году умерла его жена, это горестное событие послужило неким толчком к принятию монашеского пострига, который он принял в Успенской пустыни вблизи Суздаля.

Икона Святителя Митрофана Воронежского

Но что являл собой в те смутные годы Воронеж? Он находился на самой окраине Рязанской епархии, в городе была очень сложная жизнь. Дело в том, что этот ранее благодатный край был на несколько столетий опустошен волной монголо-татарского нашествия. Причем в современное время некоторые водоемы и населенные пункты до сих пор носят татарские названия.

Несмотря на то, что Воронеж был восстановлен после разорения, случившегося во времена правления потомка Иоанна Грозного Феодора Иоанновича, город все же подвергался новым разорениям. Например, известно, что в 1624 году численность городского населения составляла всего лишь 100 человек. Жители бежали из города потому, что татары и польско-литовские разбойники разрушали Воронеж, а самих горожан пленяли в целях работорговли. Городок был обнесен небольшой деревянной стеной, в его центре стояла церковь Благовещения Божией Матери.

Неспокойное время породило шатания и разврат. Отсутствие храмов и монастырей вследствие их разрушения, породило скудность духовного и нравственного состояния народа. На дорогах разбойничали шайки бандитов, а на берегах Дона собирались крестьяне, горожане и раскольники, желающие вольной жизни и разврата.

В таком убогом и нищем состоянии досталась кафедра Митрофану Воронежскому. Но святитель не побоялся трудностей.

Интересно! За 20 лет епископства чудотворец возвел в епархии множество церквей, но для себя он даже не построил отдельного жилища. Все два десятилетия он жил на постоялом дворе.

Служение церкви

Свою деятельность он начал с распространения послания, в котором призывал народ к исправлению падшей нравственности церковнослужителей и мирян.

Петр Первый и святитель Митрофан

Он призывал людей к:

  • добропорядочному житию и непрестанному молению;
  • принятию Крещения , покаянию;
  • вниманию к недужным;
  • частому причастию и помазыванию святым елеем.

Воронежский святитель усердно опекал свою паству: искоренял беспорядки в монастырях, утверждал в них житие по иноческому уставу, утешал плачущих, покровительствовал вдовам и сиротам, заступался за обиженных.

В своем доме он принимал странников, здесь же святой обустроил лечебницу для болящих, а в свободное время и ночами возносил мольбы о живых и об усопших христианах.

Твердая вера не позволила Митрофану явиться по приглашению царя Петра I в его покои, потому что там стояли языческие статуи. Чудотворец совсем не боялся навлечь на себя гнев императорской персоны, хотя за ослушание воли царя ему грозила опала. Но Петр повелел уничтожить статуи и с того момента проникся к Митрофану еще большим уважением.

Интересно! Чудотворец обладал высоким патриотизмом и благодаря своему авторитету содействовал преобразованиям Петра I, жертвуя свои средства на благо Родины и обустройство флота.

Святитель отошел ко Христу 23 ноября 1703 года в глубокой старости. Незадолго до смерти он принял великую схиму с именем Макарий. На похоронах гроб с его телом нес сам царь Петр I.

Обретение мощей

В 1831 году совершалась реставрация кафедрального собора в Воронеже , требовалась замена пола и измерение прочности фундамента здания. При разборке помоста был обнаружен склеп. Через отверстие сверху реставраторы рассмотрели гроб с истлевшей от времени крышкой, в котором покоилось нетленное тело святителя Воронежского.

О «находке» было сообщено императору. Он тут же назначил заседание Священного Синода, члены которого для освидетельствования мощей создали комиссию, которая заключила: несмотря на слишком высокую сырость места захоронения, тело святого осталось нетленным, а облачение совершенно невредимым.

В 1831 году святитель Митрофан Воронежский был прославлен в Лике святых, а память его празднуется 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления.

Чудотворения по молитвам

В особой церковной книге собраны рассказы о чудотворениях по молитвам к святителю Митрофану.

Икона «Житие Святителя Митрофана Воронежского. Чудотворца»

Иван Ладыгин, помещик из Липецка, сильно разболелся после перенесенного тяжелого семейного несчастья. Болезнь усиливалась, вскоре он не мог вставать с постели и даже шевелиться, не мог спать, лишь изредка дремал. Его привезли ко гробу святителя и случилось чудо - мужчина почувствовал облегчение от мучительных болей, смог поднять голову и самостоятельно сел, а вскоре на костылях стал переступать несколько шагов.

Через год дочь Ладыгина заболела горячкой, впала в кому и ощущалось приближение смерти девочки. В сонном видении явился ей сам Митрофан в архиерейском одеянии и благословил ее. С того момента ребенок стал стремительно выздоравливать.

18-летняя девушка мучилась от припадков, а вскоре на ее носу появился огромный нарост и разросся на все лицо. Больная, глубоко веруя в помощь Господню по молитвам чудотворца Митрофана, приходила в собор к могиле святого, заказывала панихиды по Митрофану, молилась Божией Матери. Однажды она пришла домой после богослужения и прилегла отдохнуть. В полудреме ей привиделся святитель, пообещавший ей скорое выздоровление. На следующий день на девушку служители церкви возложили мантию святителя и ее нарост начал отпадать, а через неделю с ней случился страшный припадок, который, счастью, стал последним в ее жизни.

Слепой крестьянин прозрел после панихиды у гроба святителя. Мужчина дважды помазал глаза маслом от лампады пред иконой Богородицы и прозрел.

Крепостная женщина одного из помещиков страдала болезнью рук: они были покрыты гнойниками и сильно болели, поэтому она не могла работать. Отправившись на богомолье в Воронеж, женщина с верой помазала больные руки маслицем от лампады над гробом чудотворца. За следующие 4 дня ее руки полностью очистились от гнойников и перестали болеть.

Жена дьякона по имени Агафья страдала припадками беснования, пыталась покончить жизнь самоубийством. Ее супруг насильно привел в собор ко гробу святителя. Женщина ужасно сопротивлялась, а когда на нее возложили мантию святителя, впала в беспамятство. Очнувшись, она почувствовала великое облегчение и исцеление от страшных мучений.

8-летняя девочка заболела страшной болезнью, известной под названием пляска Витта. Врачи ничем не могли помочь бедняге. У ребенка отнялись руки, ноги, онемел язык. Ее родные взмолились Божией Матери и заказали панихиду на месте погребения чудотворца Митрофана. На ребенка 3 дня служители церкви возлагали святительскую мантию. Внезапно девочка почувствовала облегчение и заснула на полсуток. Во сне она увидела старца-монаха, сидящего у ее кровати. Через 3 недели ребенок полностью избавился от недуга.

Молитвенные просьбы

Каждый человек на протяжении жизни встречает разнообразные преграды, который, как иногда кажется, невозможно преодолеть. И тут на помощь приходит Митрофан Воронежский, который всегда поможет и утешит.

Святитель Митрофан, Благовещенский кафедральный собор

Ему можно молиться:

Во времена советской власти богоборцы пытались его забить, засыпали мусором, устраивали городскую свалку. Но чудеса всегда случаются и святой источник пробивался в тех или иных местах.

Множество народа, притекающего к нему с верой во Всевышнего, получало и до сих пор получает заветное исцеление по предстательству ко Христу чудотворца Митрофана Воронежского.

Правила моления

Для того, чтобы чудотворец Митрофан услышал молитвенную просьбу и помог человеку, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • текст молитвы следует читать искренне, притворство в «таких делах» недопустимо и оскорбительно для святого;
  • необходимо сосредоточиться и отогнать от себя любые мысли, кроме молитвенных;
  • нельзя читать молитвы «по обязательству», текст следует читать искренне и от души, а не по чьему-то указанию;
  • молитвенную просьбу нужно читать со смирением и спокойным голосом;
  • не стоит в молитве испрашивать высоких материальных успехов, необходимо остановиться на том, что принесет покой вашей душе.
Совет! Перед началом молитвенного труда желательно посетить церковь, исповедоваться, причаститься и получить благословение у священника на прочтение молитв. Обычно клирик благословляет человека на 40-дневный молитвенный труд.

Святитель Митрофан Воронежский - великий праведник и чудотворец, творивший помощь и чудеса как при своей земной жизни, так и не прекращающий поток чудотворений по своей смерти. Одного лишь прикосновения к его облачению было достаточно для исцеления от всевозможных недугов, так и сегодня молитвословия к великому святому не сходят с уст православных христиан всего мира.

Святый Митрофан родился в 1623 году во Владимирской губернии. Из его завещания известно, что он был духовного звания, имел жену и детей и назывался Михаилом. Овдовев в сорок лет, он поступил в Золотниковский монастырь близ Суздали, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а вскоре рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель, которой управлял в течении десяти лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл семь лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Когда в 1682 году, была образована Воронежская епархия, Святитель Митрофан, лично известный царю Феодору Алексеевичу, был назначен Воронежским епископом и рукоположен в Москве, где присутствовал при венчании на царство царей Иоанна и Петра, а также участвовал на соборе в палатах Московского Кремля, созванном, во время бунта стрельцов, для диспута с представителем нового поколения идеологов раскола Николой Пустосвятом. Приехав в Воронеж, новый епископ ревностно занялся устройством своей епархии, был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных в темницах, утешал страждущих и обратился с окружным посланием к зависящим от него священникам, увещевая их и призывая служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью. В это время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Петр I. Святитель Митрофан, вполне сочувствуя этому великому делу, помогал императору сколько мог, разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на необходимые работы по кораблестроению. Но эта преданность епископа юному царю не мешала ему говорить Петру правду в глаза и обличать те действия государя, которые были противны правилам благочестия. Следующий рассказ ярко рисует отношения Святителя к Петру I. Деревянный дворец, который император занимал в Воронеже, снаружи был украшен статуями, изображавшими языческих богов. Однажды, отправляясь к царю, Святитель Митрофан увидел эти изваяния и вернулся назад. Тот оскорбившись этим поступком епископа опять послал за ним. «Пока государь не велит низвергнуть идолов, которые соблазняют народ, не могу явиться во дворец перед его царские очи», отвечал посланному Святитель Митрофан. Царь посылал за ним еще три раза, но ответ оставался прежним. Разгневанный этим император велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец то он, как ослушник царской воли, будет казнен. «Жизнь моя во власти царя», отвечал епископ, «но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана». «Лучше мне умереть, чем своим присутствием, или боязливым молчанием изъявить согласие на поставление языческих болванов, соблазняющих простые сердца народа». На эти слова ответа не последовало, и Святитель Митрофан, не зная окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к смерти, и распорядился звонить во все колокола, созывая народ ко всенощной. «Что за праздник завтра?» спросил Петр. «Никакого нет», отвечали ему. Он послал спросить об этом архиерея. «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов, чтобы Господь явил надо мной милость свою». Немедленно Петр I послал успокоить Святителя и приказал убрать изваяния языческих богов.

Святитель Митрофан управлял Воронежской епархией в течении двадцати лет. Перед смертью он принял схиму и тихо скончался 23-го ноября 1703 года. Петр Великий, узнав о болезни святого старца, поспешил к нему и приехал в Воронеж в самый день его кончины, но уже не застал его в живых. Он закрыл ему глаза и сам нес гроб Святителя до его могилы. Святитель Митрофан оставил завещание, в котором он дает своей пастве мудрые советы и просить о том, чтоб молились о спасении души его. Жители Воронежа исполнили его желание, служили панихиды на его могиле, испрашивая его молитвы в болезнях и несчастьях и по вере получали исцеление от своих недугов и утешение в скорбях. Мощи Святителя Митрофана, вскоре после канонизации Святого Священнейшим Синодом, были открыты в 1832 году и положены в Митрофаньевский монастырь.

О духовном завещании Святителя Митрофана

Предощущая в душе и теле своем приближение смертного часа, Святитель Митрофан приготовил обширное духовное завещание: «Памятствуя о смерти, судих последнее мое писание написати, как бы души и телу моему сотворити плод».

Завещание знакомит нас с предсмертными мыслями, чувствами и последними распоряжениями епископа Митрофана. Ни одно слово, ни один намек не обнаруживают в Святителе страха смертного или сожаления о покидаемых земных благах, от которых он давно уже отрекся. Он оставлял земной мир со спокойной совестью, с осознанием исполненного долга и с глубокой надеждой на милосердие Бога. Сердце Святителя было полно глубокой благодарностью к Богу, «Коего благостию в мир родился и достиг состарения лет», и признательностью к окружающим людям, всем им он завещал от себя «мир и благоденствие и прощение».

В начале Завещания Святитель исповедует перед всеми свою веру, кратко излагает основные этапы своей жизни; дает частные распоряжения: о месте погребения и погребальном облачении, об отправлении сорокоуста и о годичном поминовении. «Сотворити милость,- просит святитель, - не сотворите к нам преслушания, но исполните во всем».

Прочая часть завещания состоит из увещевания духовенству жить благочестно, свято и благочинно. «Честные иереи Бога Вышнего! Вожди словесного стада Христова! Вы должны иметь светлые очи ума, просвещенныя светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом... преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве».

Святитель преподает всем православным христианам мудрые правила жизни, призывает к нерушимому сохранению веры и к неуклонному следованию учению Христовой Церкви. «Прочее же, мудрых мужей правило всякому человеку: употреби труд, храни мерность: богат будеши; воздержано пий, мало яждь: здрав будеши; твори благо, бегай злато: спасен будеши. ...Да пребывают же вси православные христиане в прародительском своем благочестии, праведно, во всяком изрядстве, в чистоте, в воздержании же, и святости, и покаянии... Яко же бо без веры правыя угодити Богу невозможно: такожде и кроме Церкви Святыя Восточныя и светлаго Богопреданного тоя учения невозможно кому спастися».

Святитель советует особо осторожно обходиться с иноверцами, которых в те времена в Воронеже, на строительстве Флота было немало. «Многие иноверцы: лютеры, кальвины и латыши неправомудрствующии, да еще и начальниками волки над агнцами христианы, им же всякое оскорбление бедным, сотворяют... Святитель напоминает, что и сейчас и в древние лета» от иноверцев было мало пользы, ибо они явные враги Церкви и всем православным христианам. Он призывает паству не принимать «иностранных обычаев непотребных» и не слушать «лестного их лжеучения», но крепиться в вере отеческой, напоминая слова Апостола: «Не буди всяким ветром носим» (Бфес,4,14).

В заключительной части завещания Святитель еще раз смиренно просит у всех людей «всякого чина и возраста епархии нашей» прощения и оставляет всем им свое архиерейское благословение. «Меня же грешнаго самого Божию вручаю милосердию и непостыдному предстательству Госпожи моея Пресвятой Девы Богородицы Марии и Ангелу своему хранителю и всех святых, благоугодных Богу, молитвами, вопия и глаголя Богу Отцу нашему Небесному: «Отче! в руце Твои предаю дух мой. Аминь....»

Чудеса и открытие мощей Святителя Митрофана, первопристольника воронежского

Заветы святителя Митрофана своей пастве молиться об упокоении души его не были забыты ею. Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Поколение свидетелей благочестивой жизни первопрестольника Воронежского сменилось другим, но память о нем не ослабевала; не редели, а увеличивались ряды молящихся у гроба святого, где многие, по молитвенному ходатайству его пред Господом, получали чудесную помощь. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.

Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, около 1717 года стала рушиться. Собор пришлось разломать, чтобы материалом его воспользоваться для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте и на месте, не угрожавшем целости здания. Работы были начаты в 1718 году, и тогда же гроб с телом святителя Митрофана из исподней палаты Архангельского придела, тоже значительно пострадавшего, по повелению епископа Воронежского Пахомия, перенесен в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», под деревянной соборной колокольней. По окончании постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, к углу». При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, так что окончательно окрепло убеждение в святости почившего первопрестольника Воронежского, и все шире и шире по лицу земли Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти.

К истории первого изображения Святителя

В 1830 году Воронежский купец Гарденин, испытавший на себе благодатную помощь Святителя Митрофана и почитавший его, как великого угодника Божия, нашел очень старинный портрет первопрестольника Воронежского. Желая иметь изображение Святителя, Гарденин обратился с просьбой к любителю - художнику Швецову, чтобы он снял с портрета копию. Но портрет был так ветх, что трудно было уловить черты, стертые временем. Боясь исказить лик великого Святителя, Швецов отказался исполнить просьбу Гарденина. Изменить это решение Швецова не могли и убеждения Воронежского епископа Антония (Смирницкого), также желавшего иметь изображение первосвятителя Воронежского, память которого он благоговейно чтил. Однажды владыка Антоний после тщетных стараний убедить Швецова, с глубокой уверенностью сказал ему:

Не сомневайся: ты увидишь Святителя наяву или во сне.

Швецов поверил словам благочестивого епископа Антония и весь тот день провел в молитве к Богу, чтобы Он сподобил его увидеть Святителя Митрофана. И вот, на следующую же ночь Швецов увидел во сне старца, но только в сумраке, неясно, затем свет рассеял сумрак.

Когда Швецов проснулся, то образ Святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал преосвященному Антонию о чудесном явлении Святителя Митрофана и показал нарисованное им изображение. Владыка благословил Швецова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей памяти первопрестольника Воронежского.

Судьба мощей Святителя Митрофана Воронежского в XX веке

С приходом безбожной власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен. Хранившиеся в нем святыни были поруганы, некоторые уничтожены; монашествующие разогнаны и сосланы в тюрьмы; неоднократно пытались засыпать даже освященный источник, находившийся в обители. Но, к удивлению всех, он каждый раз снова пробивался сквозь землю невдалеке от предыдущего места, знаменуя, что духовный родник невозможно заглушить. Теперь он проистекает под горой, на которой стоял Митрофанов монастырь.

Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными мощами святителя Митрофана. 3 февраля (по новому стилю) 1919 года перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» - «покончить с поповскими баснями о святых мощах».

Красноармейцы оттеснили верующих от большой раки святителя и вынули из нее кипарисовую раку с мощами. Предложение духовенству извлечь мощи было им отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать одеяния со святых мощей, полностью обнажив их. При этом народу показывались предметы, к мощам не относящиеся, специально принесенные большевиками для антирелигиозной пропаганды. Затем для всеобщего обозрения святые мощи были подняты на штыки.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни - претерпеть мученичество за Христа». Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе.

Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва. Но беззаконники не успокоились, они стали действовать более изощренно. В 1922 году большевики инициировали раскол в Православной Церкви. Благовещенский собор (монастырь к тому времени был уже закрыт) и находящиеся в нем мощи святителя оказались в руках раскольников-обновленцев. Святейший Патриарх Тихон отлучил обновленцев от Церкви. Православные верующие, по замыслу безбожников, должны были либо прекратить почитание святых мощей, либо примкнуть к «официальной» обновленческой Церкви. Православные воронежцы оказались в затруднительной ситуации. Но православные священники с церковных амвонов объявили, как правильно следует себя вести: креститься в обновленческих храмах нельзя, все их таинства безблагодатны, их «святая» вода святой не является, но иконы, а тем более такая великая святыня, как мощи угодника Божиего, сохраняют благодать, находясь в плену у раскольников. Обновленческие храмы пустовали; пустовала казна обновленческого Благовещенского собора. Но к плененным в нем святым мощам приток молящихся не ослабевал.

В 1926 году у святителя Митрофана побывало более двадцати тысяч паломников-богомольцев из разных мест Воронежской губернии. В этой связи всем уездным Советам безбожников была дана директива «организовать массовый обход крестьянских изб с предложением жертвовать на оборону СССР те средства, которые предполагается использовать на паломничество». 20 августа 1927 года к святителю Митрофану прибыло более тридцати тысяч паломников селян и более сорока тысяч горожан.

Но губернский комитет партии не ослабил своего натиска на великого молитвенника Воронежского. Было принято решение о проведении в день прославления святителя безбожного «Митрофанова дня» с устроением на соборной площади комсомольского гуляния, с привлечением клубных кружков, цирковых и оркестровых коллективов.

В 1929 году, видя тщетность своей борьбы со святым Божиим угодником, власти решили «ликвидировать очаг суеверий и мистицизма, сдерживающий развитие классового сознания, препятствующий введению новой, социалистической обрядности». Они действовали коварно, глумясь над чувствами верующих. Традиционно 20 августа несколько десятков тысяч богомольцев стекалось к Благовещенскому собору. Неожиданно для всех богослужения были запрещены. Прибывшие в собор местные безбожники и партийный главарь Варейкис объявил, что мощи святого Митрофана Воронежского изымаются в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства. Мощи святителя увезли. Богомольцам было объявлено, что они могут присоединиться к комсомольскому гулянию. До позднего вечера на площади перед собором раздавались звуки революционных маршей. Для этого были задействованы все пять духовых оркестров, имеющихся в Воронеже.

Православные воронежцы тяжело переживали утрату великой святыни - благодатного источника чудотворений, были опечалены оскорбительными глумлениями коммунистов. А для честных останков святителя Митрофана началось новое пленение - теперь уже в Воронежском краеведческом музее, куда их определили безбожники. Пленение это продолжалось шесть десятков лет.

При существующих тогда условиях невозможно было помышлять о возвращении великой святыни. Атеистическое государство не оставило своих планов окончательно уничтожить Русскую Православную Церковь. Некоторая надежда на возвращение святых мощей первого Воронежского епископа Митрофана появилась после Великой Отечественной войны.

4 сентября 1946 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя. Власти стали рассматривать вопрос о целесообразности их возвращения. Год спустя Воронежский владыка через Святейшего Патриарха обращается к советскому правительству в надежде обрести святыню к грядущему 1953 году, юбилею святителя. Но от властей последовал отказ, и святитель Митрофан не был освобожден из пленения.

250-летний юбилей святителя торжественно праздновался во всех приходах Воронежской епархии. В Никольском храме города Воронежа по окончании Божественной литургии состоялось праздничное чтение для духовенства и мирян. Присутствующие были ознакомлены со святительской и патриотической деятельностью первого Воронежского епископа. В своем слове архиепископ Иосиф сказал: «Хотя мы ныне и разлучены с нетленной плотью нашего святого, духом мы с ним не разлучались, и молитва наша к нему не ослабевала. В дни праздников и в дни невзгод мы всегда обращаемся к нему: «Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю отче Митрофане, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всех нас бед свободи, зовущих: радуйся Митрофане, великий и преславный чудотворче».

Настоящим торжеством Православия стало празднование 16-17 сентября 1989 года возвращения Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Воронежского Митрофана, свершившееся милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия.

На праздник прибыли архиепископы Саратовский и Волгоградский Пимен (†1993), Рязанский и Касимовский Симон (ныне - митрополит), епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, ректор Ленинградских Духовных школ протоиерей Владимир Сорокин, наместник Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской епархии архимандрит Авель, множество духовенства и верующих. Местное телевидение и радио заранее объявили о предстоящих торжествах, и весь город, вся епархия участвовали в этом знаменательном событии.

16 сентября перед всенощным бдением на одной из близлежащих к Покровскому кафедральному собору улиц раку со святыми мощами встречали крестным ходом верующие с собором архиереев и сонмом духовенства. Дорога была устлана живыми цветами, несколько тысяч человек со слезами на глазах, с зажженными свечами ожидали святыню, а благовест с кафедрального собора возвещал всему городу о возвращении его первопрестольника, который в свое время часто называл Воронеж «Домом Пречистой». Раку со святыми мощами, покрытую древней пеленой, поставили в алтаре Покровского собора на горнем месте.

Во время пения «Хвалите имя Господне» рака с мощами угодника Божиего поставляется на специально уготованном месте в середине храма. По-особому звучит величание святителю. Снимается пелена. Взору молящихся открывается кипарисовая рака, в которой со времени обретения лежат святые мощи. Так было много желающих попасть в храм, что места не было даже во дворе, и люди стояли на предсоборной площади и слушали богослужение через усилители.

Всю ночь собор был открыт. Народ подходил к святым мощам, духовенство помазывало богомольцев освященным елеем, читались акафисты, проводилась исповедь.

Позднюю Литургию совершили те же преосвященные архиереи. Ликующий народ с благодарностью встречал митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, так много потрудившегося в деле возвращения мощей своего святого предшественника. После торжественного молебна была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким) перед обретением мощей святителя Митрофана в 1832 году, в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков. Раку с мощами святителя торжественно установили на уготованное место.

Митрополит Мефодий тепло поздравил гостей, паству с праздником, отметив, что открытие храмов, обителей, возвращение святынь Русской Православной Церкви является знамением нашего времени и имеет не только церковное, но и общенародное значение.

От лица архиереев - участников торжества архиепископ Пимен горячо поздравил Высокопреосвященнейшего Мефодия со знаменательным событием и пожелал, чтобы все любили нашего Господа и друг друга, как святитель Митрофан. Преосвященный епископ Нифон передал собравшимся благословение Предстоятеля Антиохийской Церкви. После Божественной литургии состоялся торжественный прием для гостей и участников празднования, на котором присутствовали представители местных властей.

С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа, являясь нетленным свидетельством истинности Православия и преподавая великое утешение и помощь всем, с верою притекающим. Известны многие случаи чудотворения, происходящие ныне у них.

Каждое воскресенье перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всем народом акафиста великому святителю Церкви Христовой и небесному покровителю града Воронежа.