Икт на уроке технологии. Использование ИКТ на уроках технологии Икт на уроках технологии для девочек

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что обучение современного школьника происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Цели использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СТРУКТУРЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Использование ИКТ в структуре урока технологии повышает интерес к предмету, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления обучающихся, позволяет учителю повысить свою профессиональную компетентность, а его ученикам раскрыть и расширить свой творческий потенциал.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования до игры. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию обучающихся. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая обучающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Готовясь к своим урокам, начинаю с поиска дополнительной информации и наглядности в сети Интернет. Затем тщательно продумываю, в каком виде лучше подать материал, какие формы организации учебной деятельности применить.

Текстовый редактор Microsoft Word позволяет разрабатывать памятки, технологические карты, листы опроса, карточки заданий и самоконтроля и т.д., вставлять картинки. Например, к уроку «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вышиванию» в 5 классе распечатала набор картинок с образцами разных видов вышивок, по которым в начале урока давала материал, а в конце урока устроила опрос на закрепление материала.

Электронные таблицы Microsof Exsel развивают системный подход. Особенно эффективны в процессе работы над творческими проектами. Позволяют анализировать экономические критерии изделия, маркетинговые исследования. Также используются для создания и прохождения тестов.

Графический редактор, встроенный в Word, и растровый редактор Paint дают возможность создавать простые чертежи и эскизы.

На уроках технологии можно широко использовать электронные издания и мультимедийные пособия, опирающиеся на обязательный минимум содержания образования для основной и старшей школы, например, от компании «Кирилл и Мефодий». Внутри содержательной линии электронных изданий информационной единицей является тема, которая подразделяется на пункты, включающие краткий справочный материал, звуковое описание инструментария и упражнения, в ходе выполнения которых и осваивается содержание. Также эффективному усвоению учебного материала способствует электронная библиотека. В моей практике имелся случай использования в обучающих целях компьютерной игры для девочек, в ходе которой нужно было подобрать для Барби все элементы костюма, аксессуары, прическу, макияж, оформить подиум для показа и выступить в качестве модели. Такая игра помогает усвоению материала о костюме, прическе, макияже, создании собственного стиля. Ее можно использовать при изучении разделов «Технология изготовления швейного изделия» и «Гигиена девушки. Косметика».

Но наибольшую помощь в проведении урока, на мой взгляд, учителю оказывают презентации, которые можно создавать в Microsoft Office PowerPoint. Ценность и главное преимущество Microsoft Office PowerPoint над остальными офисными программами в возможности использования анимации. Вообще ценность слайда, в котором только набран текст, весьма сомнительна. Зачем напрягать зрение, читая с экрана, когда на столе лежит учебник? Другое дело, когда тот же самый текст на слайде является неотъемлемой частью мультимедийного действия по объяснению сути материала. Например, на своем уроке по подготовке к вышиванию в 5 классе объясняла суть понятий «орнамент» и «колорит» следующим образом: на слайде появился один элемент орнамента – пояснила, что это просто узор, затем второй, третий – стало видно, что это не просто узор, а узор из повторяющихся элементов: это и есть орнамент – на слайде появился текст определения понятия «орнамент». На следующем слайде появился узор, вышитый черным по белому – спросила, красиво ли так, затем цвет фона изменился, изменились цвета вышитых элементов узора – спросила, стало ли красивее, опять изменились цвета – картина стала другой. Зависит ли восприятие узора от цветов, используемых в вышивке? Выяснилось, что зависит. Как все это называется? Появился текст определения «колорит». Подобный метод объяснения порождает в уме аудитории образ объясняемого процесса. Его можно многократно усилить предварительной подготовкой, в самых первых слайдах перенеся ученика в эпоху времен 19-20 веков, когда вышивка являлась неотъемлемой частью костюма, использовав при этом мелодии народных песен. Для завершения образа требуется показать практическую область применения вышивок в наши дни. И на слайде появляются фотографии вышивок на одежде, аксессуарах, предметах обихода. Таким образом, объяснительный этап урока стал интересным и более запоминающимся.

Первое, о чем стоит подумать, когда перед вами встал вопрос разработки слайдов к какой-либо теме урока, это то, как в образном виде представить объясняемое. Образы скрываются в любом предмете, действии, процессе или явлении. Нужно научиться их находить. А рассмотрение темы своего урока с точки зрения связанных с ней предметов и позволяет находить образность в тех вещах, где раньше эта образность и не предполагалась. Лучший метод создания образов – метод объяснения с помощью проведения аналогий между сложным для понимания объектом, процессом или явлением и тем, с чем каждый человек сталкивается в повседневности. Поэтому нужно находить или создавать аналоговые изображения в слайдах.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

  • узнаваемость – соответствие предъявляемой информации;
  • динамика – время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
  • продуманный алгоритм видеоряда изображений ;
  • оптимальный размер – это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;
  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не

менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Выступление на тему:

«Использование Информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»

МКОУ «Кормиловская СОШ №1»

учитель технологии и ИЗО,

Фоменко Елена Анатольевна

«Скажи мне — и забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Дай сделать — и я пойму»

Китайская пословица.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получения знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Итак, использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала
  • осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
  • развивать межпредметные связи с другими предметами.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении отдельных тем и разделов.

Это обуславливается следующими факторами:
1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в план данного конкретного урока и конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» использую презентацию, делающую мой рассказ более насыщенным, иллюстративным.

Презентация позволяет мне не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. В комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность — внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса — они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» — видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» — совершается путешествие в музей причесок различных эпох.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

— использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

— Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

— Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна 1 раз в течении 5 минут (в нач. школе) и 1 раз в течении 1 минуты (в старшем звене).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.)

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью детей. Обязательно включаются в ход урока физические и динамические паузы, зарядка для глаз, смена поз.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером можно предложить самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

  • В составлении кроссворда, ребуса по теме;
  • В изготовлении учебного пособия;
  • В подготовке различных творческих сообщений;
  • В изготовлении презентаций и др.

МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема: «Современные ИКТ на уроках технологии».

Дорогу учителя люди выбирают сами. Выбирают, твердо зная, что без детей их жизнь будет легче, но не счастливей. С педагогическим талантом рождаются не все. Ни одна работа в мире не требует такой самоотдачи, как учительская. И нас это не пугает. Сказано: «Иди без устали вперед, ибо это путь к совершенству». Поэтому я убеждена, что для достижения хороших результатов в педагогической деятельности необходимо иметь глубокие и разносторонние знания по своему предмету, превышающие требования школьной программы.

Моя методическая тема - «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии».

Развитие творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появились как бы сами собой. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня обществу нужен человек, умеющий мыслить творчески и действовать самостоятельно, гибко реагировать на быстро меняющиеся условия профессиональной деятельности, рынка труда в целом. Техническая революция привела к тому, что к специалисту стали предъявлять новые функциональные требования: от него теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умение проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти качества должны формироваться с детства и постоянно развиваться все время, как обучение, так и трудовая деятельность.

Поэтому задача развития творческих способностей – это одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человеком – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В соответствии с государственной программой информатизации образования, школы России были оснащены компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением с подключением к сети Интернет. Для учителей общеобразовательных предметов в рамках повышения квалификации на районном, городском и областном уровнях были организованы курсы по обучению работе на компьютере. Это необходимо, т.к. в настоящее время появились электронные учебники по общеобразовательным предметам, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории, тренажеры, тестовые оболочки и т.д.

Наличие вышеперечисленных условий позволяет перевести учебный процесс на качecтвенно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения дидактической системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей и т.д.).

Все это позволяет эффективно решить проблему мотивации учащихся, так как уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.

Трудно представить современный урок без современных методов обучения. В свете развития этой задачи я постепенно внедряю в учебный процесс информационные технологии в обучение. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас я стараюсь оптимально и ограниченно вводить новые технологические средства в традиционный урок, придавая ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Я, как учитель, ввожу учащихся в круг изучаемых проблем, направляю их деятельность, делаю обобщающие выводы, оказываю индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.

Современный ученик не может обучаться несовременными средствами, и если учитель не хочет отстать в своем развитии от него, надо постараться и освоить информационно-коммуникационные технологии. Предмет технология очень интересный и полезный предмет школьной программы, один из немногих, отвечающих требованиям стандартов второго поколения. «Психологической основой стандарта выступает его преемственная укорененность в деятельностной парадигме образования…», деятельностным подходом к обучению. Однако, интерес к технологии, как к предмету и со стороны администрации, и со стороны детей, да и учителей, к сожалению, падает. В свете последних требований того же стандарта, часы технологии сокращаются и поэтому необходимо всеми возможными способами восстанавливать утраченные позиции.

Исходя из этого, считаю необходимым использовать ИКТ не во вред практическому труду, а во благо. Для этого использую в своей работе, уже не первый год, презентации, они не должны заменять практическую работу с инструментами на уроке, но могут использоваться, как дидактический материал, в том числе и как проверочный, контрольный или, даже, как домашнее задание.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

В нашей школе многие ученики умеют сами создавать мультимедиа презентации. К защите своего проекта многие девочки вместе с печатной дизайн-папкой готовят презентацию. Поэтому итоговые уроки по технологии превращаются в фестиваль проектов.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта - выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт:видят пример, образец к которому надо стремиться.

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Они позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов:

Обучение в паре и группе;

Проблемное и частично-поисковое обучение;

Творческие мастерские.

В некоторых классах была достигнута высокая творческая активность выполнения проектов, проявляющаяся в стремлении познавать своими руками что-нибудь необычное, оригинальное, используя при этом новые для себя технологии. Девочки стали более инициативными. Все это сказалось на их результатах: девочки стремятся вносить что-то свое, используя не только имеющиеся знания и умения, но и приобретая новые в процессе работы.

За период работы по внедрению метода проектов в предметную область «Технология», учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, конференциях в рамках школы, района, республики. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов, склонностей, возможностей.

Так, одна из моих учениц, Сагирова Лейсан, на хорошем уровне выполняла работы по ковротакчеству. Выполняемые ею изделия имеют не только практическую, но и эстетическую значимость. Благодаря такому подходу, Лейсан заняла 2-е место на республиканско олимпиаде по технологии в 2007 году, представив свою проектную работу «Башня Сююмбике. Фадеева Лилия в 2008 году представила презентацию своего творческого проекта «Ангел-Хранитель» в электронном варианте на республиканской олимпиаде. Закирова Алсу в ноябре 2009 года приняла участие в республиканском конкурсе по технологии «Созидательный труд школьников», который состоялся в Елабужском Государственном Педагогическом Университете. Подготовленная ею презентация была отмечена поощрительным призом и свидетельством.

Время не стоит на месте, рождаются новые идеи. Но, внедряя новые компьютерные технологии в учебный процесс, учитель технологии не должен забывать, что главный результат его работы – практические умения учащихся по темам программы.

Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии.

Компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют мне разнообразить материал на всех этапах урока, повысить мотивацию учащихся, их заинтересованность, способствовать более прочному усвоению знаний, формировать личностные свойства и качества, определяющие художественное развитие учащихся, вооружить их знаниями, связанными с пониманием искусства, и умением выражать свои взгляды, а так же решать проблему индивидуализации обучения.

  • Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
  • Библиографический список:
  • Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
  • Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
  • Библиографический список:
  • К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
  • Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
  • Библиографический список:
  • Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
  • Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
  • Библиографический список:
  • Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
  • Библиографический список:
  • Современные подходы развития одаренных детей
  • Библиографический список:
  • Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
  • Библиографический список
  • Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
  • Библиографический список:
  • Информатизация учебного процесса
  • Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
  • Библиографический список
  • Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
  • Библиографический список:
  • Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
  • Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
  • Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
  • Библиографический список:
  • Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
  • Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
  • Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
  • Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
  • Библиографический список:
  • Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
  • Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
  • Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
  • Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
  • Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
  • Библиографический список:
  • Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
  • Библиографический список:
  • Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
  • Библиографический список:
  • Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
  • Библиографический список:
  • Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
  • Библиографический список
  • Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
  • Специфика системы образования в Китае
  • Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
  • Библиографический список:
  • Исследовательская деятельность на уроках технологии
  • Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
  • Библиографический список:
  • Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
  • Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
  • Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
  • Библиографический список
  • Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
  • Библиографический список
  • Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
  • Библиографический список:
  • Развитие критического мышления на уроках технологии
  • Базовая модель технологии развития критического мышления
  • II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
  • III. Стадия рефлексии (или размышления)
  • Библиографический список:
  • Современные условия преподавательской деятельности в вузе
  • Библиографический список:
  • Педагогическая практика в школе
  • Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
  • Библиографический список:
  • Экологический дизайн во внеурочной деятельности
  • Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
  • Библиографический список:
  • ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
  • Библиографический список:
  • О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
  • Библиографический список:
  • Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
  • Библиографический список:
  • История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
  • Эпоха Итальянского Возрождения
  • Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
  • Влияние искусства Японии на современный дизайн
  • Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
  • Великое прошлое дизайнерам настоящего
  • Библиографический список:
  • Роль искусства в жизни современного человека
  • Библиографический список:
  • Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
  • Идеал женской красоты в Древнем Египте
  • Соотношение дизайна и искусства
  • К вопросу о значимости графического дизайна
  • Формирование культуры личности ребенка
  • Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
  • Application Development Environment for eTrobocon
  • Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
  • Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
  • Библиографический список:
  • Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
  • Библиографический список:
  • Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
  • Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
  • Библиографический список:
  • Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
  • Методика испытаний (измерений)
  • Описание конструкции охлаждаемой пробки
  • Результаты испытаний
  • Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
  • Теплообмен в существующей конструкции кокиля
  • Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
  • Библиографический список:
  • Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
  • Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
  • Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
  • Библиографический список:
  • Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
  • Библиографический список:
  • Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
  • Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
  • Исследование процесса деформации пористых материалов
  • Сведения об авторах
  • Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.
  • Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

    Иванов Ю.С., ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

    Черемухин П.С., МОУ СОШ №14,

    г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

    Information and communication technologies in education, their advantages, problems of implementation in the educational process. Software used in class technology.

    Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

    В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

    Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю технологии. Ведь предмет « Технология» - это один их тех предметов, которые позволяют очень лаконично соединять современную технику и процесс обучения. Именно поэтому мы в своей практике пытаемся соединять информатику и технологию.

    Достоинства ИКТ в процессе обучения

    Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и проведении уроков технологии, позволяют учителю:

      повысить интерес к предмету;

      сделать урок современным;

      сделать урок доступным для усвоения материала учениками;

      дает возможность эмоционально и образно подать материал;

      способствует установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и учителем;

      повысить профессионально-педагогическую компетенцию учителя.

    Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.

    В связи с этим необходимо вспомнить великого педагога К.Д. Ушинского, который считал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

    В работах А.А. Богуславского , В.М. Казакевича , В.А. Колесникова , Г.А. Мочалова , Г.Н. Некрасовой , Г.М. Пташкина, А.В. Лызлова , А.Н. Терёхина , Н.П. Шипицина и др. обоснованы дидактические проблемы теории и практики применения информационных технологий как дидактического средства в технологическом образовании.

    Из этих работ следует, что применение ИТ особенно актуально в образовательной области «Технология», т.к. необходимость использования ИТ в процессе технологического и допрофессионального обучения школьников обусловлена тем, что ИТ являются:

      основой в системах автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР);

      основой работы технологических, транспортных роботов.

      единственным современным методом обработки информации, необходимой для обучения технологиям создания изделий или услуг.

      необходимой составной частью метода проектов - одного из основных методов обучения технологии.

    Использование ИТ на уроке

    Возникает вопрос: А когда же использовать ИКТ на уроке. Ответ - в любое время: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фрагментарно.

    Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют учителю, возможность, показать необходимое изображение с точностью до мгновения.

    При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

      Языки программирования - с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя-предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, а также больших трудозатрат.

      Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении технологии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

      Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

      Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

      Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

      Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе с информацией.

      Интерактивные системы моделирования позволяют не только рассмотреть какой-либо процесс, но и принять в нем участие.

    Рассмотрим несколько примеров применения современных ИКТ на уроках технологии.

    Огромное внимание в учебных программах по технологии уделяется изучению технологий важнейших отраслей промышленности. Так, например, урок в 5 классе «Профессии столяра и плотника в современном мире. ХКК ГОС. Фанера. Получение, свойства», многие подобные темы можно наглядно показать средствами экскурсий. Но зачастую это оказывается довольно трудновыполнимой задачей из-за отсутствия подобного рода предприятий поблизости. Но что мешает учителю технологии найти в глобальной сети интересный фильм по данной тематике и показать его учащимся? Сложно найти - «Спроси у Гугла». http://trudovik.ucoz.ua/load/13-4-2

    В 5 классе в четвертой четверти один из уроков посвящен защите собственных изделий, которую можно организовать в виде конкурса с буклетами и мультимедиа презентациями, выполненными учениками.

    Зачастую на протяжении всего курса технологии учителю приходиться объяснять устройства сложных технических устройств. С использованием интерактивных обучающих материалов данные темы становятся нагляднее и интереснее.

    Если же технологию рассматривать не как предмет, а как предметную область, в совокупности с черчением и изобразительным искусством, то можно отметить следующее.

    Уроки рисования можно дополнить посещением виртуальных выстовок и музеев.

    Нами было перечислена лишь малая часть возможностей ИТ на уроках технологии, ведь все ограниченно лишь фантазией учителя и ИКТ компетентностью.

    Проблемы внедрения ИТ в образовательный процесс

    Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования.

    Массовый учитель, в принципе, ориентирован на сохранение существующей системы образования, на использование традиционных методов обучения. Переориентировать его на меняющуюся, учащуюся школу - основная проблема, но это сложная и трудновыполнимая задача.

    Для решения ее необходимо, в первую очередь, обеспечить информационную грамотность учителя.

      У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

      Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

      Отсутствие контакта с учителем информатики.

      В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

    Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

    Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении технологии достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету технологии.

    Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Т ехнология».

    Проблема:

    Анализ результатов образовательной деятельности по учебному предмету «Технология» выявил противоречие между высокой информационной плотностью содержания и недостаточной эффективностью традиционных технологий обучения. Это противоречие было мною обозначено, как приоритетная проблема , требующая своего решения.

    Обоснование ее актуальности:

    Как стремительно меняется современный мир! Лет 25 тому назад наш предмет назывался «Труд» и имел несколько другое значение. Учителя технологии испытывали информационный голод, пытаясь своими силами изготовить выкройки в разделе «Швейное дело», схемы приготовления блюд в разделе «Кулинария» и т.д. Никто из нас даже не подозревал, что может быть все совсем иначе. И вот на дворе XXI век. Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, в том числе и в образование. Предмет «Труд» приобрел новое значение и стал называться «Технология». В новых федеральных государственных образовательных стандартах по предмету «Технология» определены новые цели и задачи.

    Главной целью предмета «Технология» является:

    Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе;

    Приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;

    Развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;

    Создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;

    Способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитание трудолюбия и культуры труда.

    Задачи:

    Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

    Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

    Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

    Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

    Новые цели, задачи, содержание предмета «Технология» потребовали новых подходов к преподаванию образовательных технологий, использование дидактических возможностей интерактивных технологий для достижения цели и реализации задач определенных во ФГОС. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенно новой системы образования. Я считаю, что мы учителя должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. Ведущая педагогическая идея опыта: использование ИКТ в процессе преподавания предмета «Технология» как ресурса повышения эффективности обучения.

    Цель работы:

    раскрыть и эффективно обосновать дидактические возможности интерактивных технологий в процессе преподавания предмета.

    Применение ИКТ в образовательном процессе на уроках технологии позволит мне решить многие задачи:

    Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

    Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

    Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей;

    Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    Поставленные задачи я решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

    Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса на основе использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

    Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

    Информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

    Коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

    Социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

    Предметную (способность применять полученные знания на практике)

    Учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель - человек, который организует процесс образования в реальной школе, в классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.

    Современный уровень развития образовательной системы ставит передо мной вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как создать возможность для его дальнейшего развития, как повысить мотивацию к обучению. Многие современные технические средства дают мне возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов. Поэтому я считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.

    Внедрение ИКТ на моих уроках осуществляется по направлениям:

      Создание презентаций к урокам

      Работа с ресурсами Интернет

      Использование готовых обучающих программ.

    Все уроки технологии требуют от детей творческой деятельности. Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.

    Одним из путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных графических изображений, чертежей, иметь общее представление о проектной деятельности. А я, как педагог должна быть готова использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс был более эффективным и привлекательным.

    Кабинет технологии в нашей школе оборудован экраном, проектором, компьютером. В кабинете имеется интернет. Благодаря новшествам, я могу использовать на уроках технологии различные программы, в результате чего учащиеся гораздо быстрее усваивают учебный материал. Качество уроков заметно улучшается. Хочу остановиться на программе Sweet Home 3 D (свет хом 3д). Ее я использую на уроках в разделах «Оформление интерьера», «Интерьер жилого дома». Интересна эта программа тем, что она имеет весь набор мебели, который мы можем использовать при разработке планировки кухни, при разработке планировки комнаты для подростка. На экране можно переставлять мебель как нам будет удобно с учетом расположения комнат, коммуникаций и т.д. Благодаря этой программе дети быстрее усваивают виды планировки, учатся рассуждать, делать выводы.

    Большую работу провожу на уроках в программе Power Point . Практически ни одна новая тема не обходится без использования этой программы. Учащиеся уже с 5-го класса владеют этой программой. Например, в разделе «Кулинария» выполняя практическое домашнее задание, они создают проект по технологии приготовления блюда, составляют презентацию и готовят защиту проекта на основе презентации. В разделе «Текстильные материалы» учащиеся учатся моделировать и создавать дизайн - проекты. Программа Power Point активно используется мной и учащимися в разделе «Творческая проектная деятельность». Предлагая учащимся выполнение проекта с использованием ИКТ, я предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем, делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

    Программа Microsoft Word помогает мне в разделе «Лоскутное шитье». Выбрав различные фигуры для салфетки из лоскутного шитья, сделав нужной расцветки заливку, можно пробовать соединять фигуры и подбирать цветовые гаммы. Это помогает расположить геометрические фигуры (т.е. кусочки ткани) в нужной нам пропорции, а так же увидеть расположение цветовых гамм в тканях. В программе Microsoft Word учащиеся легко могут составить различного рода таблицы, оформить документацию для проекта. Работая в этой программе, у учащихся развиваются способности к творческой и самостоятельной работе, прививается эстетический вкус.

    Хочу остановить ваше внимание на интерактивной доске. Это такой визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

    Интерактивная доска - мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, прямо с доски я управляю любым приложением на компьютере - открываю слайды, редактирую и сохраняю файлы. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает мне возможность управлять процессом демонстрации.

    Используя на уроке интерактивную доску, я имею возможность:

    Работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп;

    Сравнивать результаты учащихся;

    Проверять, редактировать ответы учащихся;

    Использовать одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую);

    Рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

    Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет мне проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.

    Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися, работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.

    Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей по предмету «Технология» и приводит к целому ряду положительных следствий:

    Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

    Психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

    Возбуждает живой интерес к предмету познания;

    Расширяет общий кругозор детей;

    Возрастает уровень использования наглядности на уроке;

    Повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

    В связи с тем, что я стараюсь в совершенстве овладевать разнообразными техническими средствами обучения, меняется и качество преподавания на уроках. Уроки технологии с использованием ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:

    Являются источником информации;

    Рационализируют формы преподнесения учебной информации;

    Конкретизируют понятия, явления, события;

    Организуют и направляют восприятие;

    Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

    Делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств недоступен;

    Активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

    Являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

    Иллюстрируют связь теории с практикой;

    Экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

    Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ИКТ, к которым относятся:

    а) информационная насыщенность;

    б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

    в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

    г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

    д) реальность отображения действительности;

    Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

    Принятая в апреле 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования назвала сохранение и укрепление здоровья школьников. Высокий уровень оснащенности учебного процесса новейшей компьютерной техникой в кабинете технологии, возможность широкого доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, наличие учебно-методических комплексов для реализации дистанционного обучения требуют от учащихся значительных психофизических усилий и нагрузок, которые могут отразиться не только на его текущем состоянии организма, но и на его последующем здоровье. Исходя из этого, для решения этой кардинальной проблемы я применяю на уроке методы чередования теоретической и практической деятельности, физминутки для глаз, рук, головы, плеч.

    В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направляя все свои силы на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь применение ИКТ на уроках Технологии дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка, сочетает развитие логического и образного мышления.

    Результативность использования ИКТ на уроках Технологии:

    Положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

    Повышение уровня использования наглядности на уроке;

    Повышение производительности урока;

    Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

    В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

    Литература:

    1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.

    2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

    Интернет-ресурсы:

    ⋅ http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

    ⋅ http://smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.

    ⋅ http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

    ⋅ http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

    ⋅ http://historic.ru/ - электронная библиотека.