Что такое оккультизм определение. Что такое оккультизм? Об оккультизме в Священном Писании и Предании

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина.

Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики. Более того, совершенно ясно что каждый из авторов, наряду с ценными прозрениями и ключами, тянет за собой целый ворох предрассудков. предубеждений, догм и прямых ошибок. Эти искажения могут быть порождены как духом времени, в котором жил и творил конкретный мистик, так и личным предубеждением. Как часто нам приходилось встречать что очередной духовный учитель объявляет всех остальных в лучшем случае мошенниками, а в худшем - посланниками ада.

Итак что же такое подлинный оккультизм и как отличить его от тех подделок которыми сейчас полнится эфир? Этот вопрос я постараюсь раскрыть в этой работе.

Сразу надо сказать - я здесь свидетель пристрастный. Ибо я свою традицию и мировоззрение давно обрел. Строго говоря, пристрастен каждый, и отношение исследователя к исследуемому зачастую влияет на это самое исследуемое заставляя открывать ту грань которую уже ожидает увидеть наблюдатель. Я могу лишь попытаться аксимально абстрагироваться от своих координат и сформулировать некие общие принципы подлинной оккультной работы отличающей любую серьезную традицию.

За основу размышления я беру принципы изложенные Элиафасом Леви - видным оккультистом девятнадцатого века. Эти принципы очень просты - Знать, Сметь, Дерзать, Молчать. В этой статье, для удобства изложения пути я немного изменил порядок.

Первым шагом оккультного пути является дерзание. Дерзновение. Вызов. Противление. Прекрасную метафору здесь дает культовая трилогия "Матрица". Вы понимаете что все чему вас учили - ложь. Необходимо сказать глубинное Нет всем официальным и полуофициальным тоннелям реальности. Выйти прочь. Отказ от просмотра телевизора - это тот минимум который необходим, но на самом деле речь идет о гораздо более глубоком уровне отрицания.

В этом отрицании, если оно будет действительно подлинным рождается индивидуальность. Отрицание не может быть основой или фундаментом, но оно всегда является началом. Потому что в этом мире существует сотни и тысячи дискурсов которые хотят сделать вас овцой своего стада или винтиком своей системы.

Метафизическое Нет редко относится к какой то отдельной религии, или философии, но скорей подразумевает понимание абсурдности и провинциальности их всех. В дерзании мы видим, что все что нам предлагает этот мир - не более чем нелепое скольжение по поверхности.

Есть ли что то более нелепое чем убеждение что Бог который предположительно создал или породил столь бесконечно сложную вселенную, является тираном, досаждающим своим подданным бесконечными придирками? И даже если и так - если он всемогущий тиран, зачем создавать десять тысяч религий и сект, каждая из которых убеждена что только она обладает Истинным Знанием, позволяющей только им достичь спасения.

Очень часто, причиной такого метафизического Нет, особенно для некогда религиозных людей, становится чтение библии. Поэтому я всегда говорю - читайте библию, читайте внимательно, особенно ветхий завет, где праведник Елисей, насылает медведиц разрыающих детей только за то что они его дразнили, а царь оказывается в немилости у Бога за то что ослушался и не подчинился приказу перебить всех жителей завоеванного города включая женщин и детей.

Отрицая религию, мы часто приходим к материалистическому мировоззрению. На первый взгляд оно кажется объективнее. Но присмотревшись, мы видим, что материализм такой же миф как и религия.

Если быть с собой честным до конца, мы вспомним что у каждого из нас в жизни были те моменты которые невозможно объяснить с точки зрения рациональной и материалистичной науки. Кому то приснился сон предсказывающий смерть кого то близкого, кто то услышал голос остановивший его в шаге перед упавшего под ноги кирпича, кто то сталкивался с такими совпадениями, которые наводили на мысль что все мы - не отдельные оторванные тела но части какой то странной системы. Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с тайной.

Но все что может сказать нам наука - совпадения. Повторяя как попугаи эту формулу, материалист лишь пытается заговорить то пугающее и таинственное нечто, закрыться от него в ограниченном но безопасном пространстве. Лучшая защита от демона - это сказать ему что он не существует. Демон соглашается и принимает имя комплексов, болезней, неврозов.

Перед тем как переходить к следующему пункту следует еще сказать вот что. Мы можем задавать вопросы по двум причинам. Либо мы хотим получить подлинность, либо утешение. Ушедший из ортодоксальной религии, человек ищет утешения в оккультизме, и сам того не подразумевая несет туда всю свою внутреннюю ортодоксию с кострами и инквизициями.

Вот почему Утешение - это то что должно быть отброшено в первую очередь. Здесь единодушны все серьезные оккультисты. Кроули говорит о "проклятии утешаемым и утешителям" а Юнг в "Красной книге" узнает что единственная жертва которую требует магия - утешение. Об отказе от утешения говорят такие известные посвященные как Джон Ди, Это и есть преодоление человеческого, прыжок к сверхчеловеку о котором мы говорим. Утешение хочет гарантий. "Я точно воскресну", "Я точно спасен", "это точно Абсолютная Истина"? И даже самая лучшая и самая точная доктрина становится гнусной ложью когда становится утешением. Помните у Волошина:

"Вероучитель гонит пред собою,

Лишь стадо изнасилованных правдой,

Кто хочет истин - сей противоречья,

Кто хочет дать свободу - соблазняй"

Именно так - только через череду противоречий (Бинеров) сознание прорывается к Истине которую зачастую даже не может толком выразить - потому что это - только Его истина, истина отвоеванная им у хаоса.

Поэтому уже на первой ступени мы делаем выбор - Утешение или Подлинность. Утешение или Истина. Утешение или Реальность. Не то что Фрейд определял как "принцип реальности" но подлинная реальность внутренней и внешней бесконечности.

Выбор внутренней бесконечности, делает невозможным согласие с какими либо поверхностными ответами. Религия и материализм не могут быть реальным ответом, для того кто не удовлетворяется поверхностями. Единственное что определяет истинный оккультизм - это стремление ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ ПРОНИКНУТЬ ПОД ПОВЕРХНОСТЬ, ВГЛУБЬ.

Конечно далеко не каждая школа называющая себя оккультной и не каждая книга лежащяя в "эзотерическом" разделе зовет к тому запредельному глубинному. Большинство - предлагают все те же простые ответы, только одетые в более экзотические одежды. О критериях позволяющих отличить реальное знание от фальшивки я буду говорить позднее, сейчас важно подчеркнуть сам принцип неопределенности.

Нет ничего хуже чем "уверовать" без знания. Даже если то во что вы уверуете формально верно. Вот в чем дело! Важно в полной мере изучить все те "тоннели реальности" которые связаны с тем что мы определили как "третий путь" вне религии и материализма. Но даже этот третий путь не должен становится объектом веры и претендовать на космический эксклюзивизм. Кстати именно поэтому, наш проект старается представить вам лучшую информацию о наиболее серьезных школах - от христианского гностицизма до магии хаоса.

В эзотерическом тренде существует такой тренд обесценивать какое либо внешнее, интеллектуальное знание. Это большая ошибка. Потому что если мы не сформировали должную культуру мышления, если не сформировали систему работы с знаниями, первое же мистическое переживание приведет в лучшем случае к нелепому чудачеству а в худшем - в желтый дом.

Поэтому верный подход - в равновесии внешнего и внутреннего знания, знания рационального и знания интуитивного. Это и есть то что мы называем "думать сердцем и чувствовать мозгом".

После знания требуется Смелость. Сметь - означает взять известные и близкие вашей душе карты и войти в пространство внутренней бесконечности. Только интеллектуального знания мало. Можно прочитать все книги Юнга и прослушать все лекции его последователей, но не обратившись к своим Снам это будет мертвым и пыльным грузом. Можно изучить историю буддизма но без медитации разговоры о природе Будды останутся разговорами.

Итак вначале мы дерзаем отбросить все привычное, войти в неизвестность, затем начинаем познавать все тоннели реальности с чистого лица избегая крайности безусловного принятия и безусловного отвержения. И наконец переходим к практике. Сметь. Действовать.

В данном случае, абсолютно неважно что именно Сметь - выполнить Кали Пуджу, Малый Ритуал пентаграммы или с головой уйти причудливую ритуалистику вуду. Важен сам опыт трансгрессии, переход от фазы интеллектуального знания в фазу знания практического, переход от левого полушария к правому.

И здесь мы сталкиваемся с очень важной закономерностью. ВСЕ эти системы, как только они становятся практическим опытом - работают. И одновременно - все системы по своему ограничены. Ни одна система не может включить всю внутреннюю бесконечность, но каждая - даст вам символ через который вы сможете установить, свою личную связь с внутренней бесконечностью.

Как писал Кроули "Все слова священны, все пророки истинны, вот только понимают они мало". Вот в чем дело! Все истинны! И все работают! И кого бы вы не вызывали войдя во внутреннюю бесконечность вы получите то что зовете! Конечно есть предпочтения, тонкости, эгрегоры - но это все потом, это нюансы. Важно то что вообще нет учений которые бы не были священы и истинны при определенном подходе.

Сметь - это значит преодолеть последний барьер, сломать границу между своим обычным Я и внутренней бесконечностью. Но бесконечность на то и бесконечность, бездна на то и бездна что мы ничего не можем о ней сказать как таковой. Более того - мы не можем увидеть её Всю.

Поэтому нужна карта. Система координат. Или если говорить компьютерным языком "оболочка". Эзотерическая система с которой мы работаем - это своего рода такая духовная винда. Или линюкс. Или какая другая система. Без системы мы не сможем сделать ни одной операции - нам нужна оболочка, нужен язык, нужна система символов, которые выстроены в особой соотношении друг с другом. Используя карты традиций мы колонизируем внутреннюю бесконечность.

Но, спросит меня заинтересованный человек, а зачем тогда система? Почему бы для того чтобы войти во внутреннюю бесконечность не использовать простые трансовые техники, психоделию или что то еще? Зачем нужны эти карты таро, знаки зодиака, каббала, руны и все остальное? Почему бы просто не войти в измененное состояния сознания любым доступным способом и не начать колонизацию внутренней бесконечности самостоятельно не опираясь ни на чьи авторитеты? Это очень популярное мнение и оно заслуживает рассмотрения.

На словах это звучит привлекательно. Однако есть один нюанс. Дело в том, что у нас уже есть "оболочка". Она называется "профанная реальность" и "профанный" то есть повседневный, язык. И эта оболочка решительно не "настроена" на работу с внутренней бесконечностью. И функционирует эта оболочка исключительно в узких границах так называемого "привычного мира". Более того, эта оболочка в качестве вируса будет еще некоторое время досаждать вам в процессе практики. У вас - Мистерия, а она выдает - "совпадение", у вас - экстаз - а она выдает "маниакальность". И для того чтобы полностью разрушить эту старую оболочку, и перейти на новую нужен не один год.

Иными словами, то что мы называем оккультными науками, это своего рода карты ориентиры, посредством которых мы переносим наше сознание из профанного модуса в модус сакральный. Более того - при правильной работе, совершенно профанные явления начинают восприниматься в сакральном измерении, как игра символов, смыслов, архетипов. Как сказал один умный человек - на самом деле не существует ничего профанного - существует только точка зрения профана. Скажем, когда мы несколько лет работаем с арканами таро, для нас становится естественно "говорить на языке таро", формулируя свои переживания, состояния, на языке Арканов.

Например, для автора этой статьи, написавшего несколько книг посвященных Таро - Таро Тота является любимой символической системой. С моей точки зрения в этой системе исправлены баги прошлых колод таро, и она представляет наиболее удобную карту реальности. Но никогда автору этой статьи не придет в голову идиотская идея считать Таро Тота "истинным" а скажем Руны или Ицзин, "неистинным" или "неполным". Просто мне в силу особенностей моей психологической структуры ближе таро и именно ему я могу научить. Но уважая другие системы, я постараюсь сделать так, чтобы желающий мог иметь самую лучшую и достоверную информацию и по другим системам - например мы неоднократно приглашали одного из самых уважаемых экспертов по рунам.

Итак - Сметь - значит иметь смелости войти в пространство внутренней бесконечности.

И вот теперь, когда мы напрямую подошли к реальности внутренней бесконечности, нам следует сказать о тех принципах которые и являются критерием оккультной картины мира, отличающими её как от религиозного так и от материалистического.

Первый принцип оккультного мировоззрения - холизм. Холос - значит целостость, целое. Реальность целостна а все противопоставления не более чем иллюзия. Поэтому для оккультиста важной частью его личной практики становится преодоление бинеров. Эту идею мы можем найти у самых разных оккультистов - Элиафаса Леви, Папюса, русской эзотерической школы Мёбиуса, Телемы, магии хаоса, Юнгианства и даже таких "внешних" систем как система Ошо.

Идя в глубь веков, мы увидим идеи холоса, то есть целостности в самых древних текстах, например в гностическом Евангелии от Фомы написано " Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие]". Разумеется евангелие отрицающее разделенность и призывающее идеал целостности не могло войти в религиозный канон и Евангелие от Фомы на многие века оказалось потеряно и погребено в пещерах наг хаммади.

А вот еще более радикальное утверждение недвойствености: " Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира,- неразорванные, вечные." Это Евангелие от Филиппа - тоже недавно обретенный текст.

Религия и материализм оказываются на удивление единодушны в своем отрицании холоса. Для религии борьба света и тьмы, добра и зла, догмы и ереси - является краеугольным камнем обеспечивающим саму возможность существования религии и превращения Индивида в часть своей системы. Но и материализм утверждает разделенность, говоря о том что человек лишь отдельное скопление атомов, случайным образом породившим сознание. Атомизм Демокрита становится скрытым фундаментом любого материализма.

Впрочем современная физика отходит от дискретности все дальше, приближаясь к оккультному мировоззрению. Увеличив частицы считавшиеся элементарными ученые к своему изумлению обнаруживают что на более малом уровне вообще невозможно говорить о чем либо отдельном и сутью частицы является пустотность.

Следующее важное качество оккультного мировоззрения - это центральное положение Человека. Человек здесь оказывается в полной мере центром мироздания и сотворцом. Познавая мы творим познаваемое, познавая человек творит Бога. Не случайно, в эпоху Ренессанса, когда впервые в истории выросла ценность и достоинство человека, определяющим мировоззрением был оккультный герметизм.

И снова оккультизм оказывается противопоставлен и религиозному и материалистическому видению. Для религии человек - грешная тварь, падшее существо, ответственное за чудовищное падение мироздания. Религиозное определение человека - раб божий говорит само за себя. Но и в материалистической картине мира, вес и достоинство человека оказываются невысоки - человек здесь не более чем порождение случайной игры атомов, пена на волнах материи. При этом индивидуальная ценность человека оказывается вторичной по отношению либо к социально-классовой (Марксизм) либо инстинктивной (фрейдизм, бихевиоризм) составляющей бытия.

Строго говоря, в оккультном видении, не всякий человек обладает этой самой сущностной природой, но тот, кто проходит свое посвящение во внутренней бесконечности, в своей связи с ней. До того как он Посмеет совершить свою трансгрессию, он лишь часть социально-инстинктивного целого, и на этом уровне правота материалистов очевидна. Лишь пройдя собственную переплавку, в глубинах внутренней бесконечности человек реализует свою потенциальность.

Наконец, третьим универсальным оккультным принципом является принцип подобия. Как говорит, пришедшая из глубины веков Изумрудная скрижаль "Что снаружи то и внутри, что вверху то и внизу". Другими словами, наша психика представляет собой не меньшую величину чем наблюдаемая вселенная. Именно поэтому, мы используем термин "внутренняя бесконечность", позволяющая с одной стороны сохранить психологическую направленность а с другой - не утратить того величественного масштаба открывающегося горизонта самопознания.

Строго говоря, этот термин также несовершенен ведь, после "переплавки" понятия внутреннего и внешнего становится относительным. Мы воочию убеждаемся что происходящее с нами во внешнем мире является продолжением внутренних процессов, а окружающие нас люди - продолжением наших "излюбленных" комплексов и паттернов.

Важно подчеркнуть, что до определенного духовного опыта, это утверждение может читаться как абстрация или метафора. И это вполне нормально. Лучше сохранять скептицизм, чем верить всему что вы слышите не получив подтверждающего опыта. Однако, мы должны подчеркнуть, что на определенном уровне работы, это становится не метафорой но всецело реальным опытом "единого мира" или как это звучит на латыни Unus Mundus. Цель любой духовной практики, будь то медитации на таро, тантрическая йога или церемониальный ритуал это получение живого опыта Unus Mundus.

Во всех остальных вопросах, оккультизм может крайне отличаться. Символы, боги, последовательность стадии, методы вхождения во внутреннюю бесконечность и то что должно проявляться в результате этого вхождения - в разных традициях может отличаться до полного несовпадения. Но принцип целостности, принцип достоинства человека и принцип отражения остаются неизменными.

Остается еще один вопрос - как отличить реальные духовные традиции от подделок? Вопрос особенно актуальный в нашу эпоху, когда проблема симулякра стала главной проблемой философии заменив "основной вопрос философии" о первичности духа или материи. Симуляции подверглись все области жизни, и область оккультного не является исключением. Конечно с точки зрения недвойственности, нет разницы между безумием и гениальностью, но согласитесь - жалко тратить драгоценное время на работу в совершенно тупиковой системе которая ведет не к развитию индивидуальности а её уничтожению и порабощению. С точки зрения абсолюта это конечно тоже нужно, но вам от этого вряд ли будет легче.

Итак здесь мы предложим несколько базовых принципов которые помогут отличить зерна от плевел.

Прежде всего - бежать от сектантства. Понятно что словом "секта" господа ортодоксы рады клеймить любое альтернативное их догмам учение, так что само слово во многом оказалось весьма размытым. Поэтому надо уточнить - под сектантством я понимаю любое утверждение своего пути как "единственно истинного", "абсолютного", "совершенного", про "борьбу с другими школами" и прочие характерные признаки - бегите и не оглядывайтесь. При чем даже если подобные слова проскочили случайно и мимолетно.

Разумеется, каждый из нас считает свой путь лучшим - иначе бы он его не выбрал. Но одно дело когда человек, просто рассказывает о философских и практических преимуществах его школы, и совсем другое - когда говорит что учитель это воплощенный Бог, а все остальные порождения инфернальной антииерархии (или наоборот, если речь идет о сатанистах - его путь это настоящий сатанизм, а остальные скрытые агенты света в темных рядах).

Во вторых - бежать от шизофреников. Если "адепт" начинает вам рассказывать, что его посвятил во время турпоездки по Египту последний наследник традиции жрецов Сета, отловивший его на базаре во время покупки алебастровой кошечки, - или что его пэдээфка с ритуалом была когда-то надиктована лично Сен-Жерменом, а потом долго хранилась в тайне в семье "высокопоставленного кагебешника" и переписывалась от руки его потомками - говорить о серьезной традиции не приходится.

В третьих - избегать буквализма. Когда человек говорит о своем переживании архетипа, божества или демона, в ходе ритуала, практики или активного воображения - это нормально. Но когда он убежден что именно его, одного единственного из миллиардов выбрало истинное божество для совершенно особой тайной миссии - это признак неполноценности.

В третьих - тестируйте сомнением. Если внутри системы приветствуется интеллектуальная работа, анализ, проникновение в нюансы, и поднятие сложных вопросов приветствуется - это подлинная система. Но если некоторые вопросы вызывают нервное моргание, и нервное эмоционирование "об этом не говорят", "да как вы можете" - речь идет о ложной системе.

Вообще можно выделить ряд признаков по которым вы можете сразу определить что перед вами фальшивка. Прежде всего это нездоровый пафос, надутость, полное отсутствие чувства юмора, зауживание горизонта, при чем не обязательно касательно других школ но вообще других направлений жизни типа "искусство - это суетное", обесценивание, давление на низшие эмоции страха и зависимости (этим очень злоупотребляет "диагностика кармы" Лазарева, апелирующая к страху человека перед болезнями). Помните - подлинный оккультист - это всесторонне образованный человек, обладающей хорошей культурой, знанием, терпимый к другим мировоззрениям, и занимающийся конкретной практикой о которой он может рассказать не впадая в экзальтацию.

И еще один момент. Настоящий оккультист не боится ошибаться и признаваться в своем незнании. Может это покажется парадоксом - для человека знания нетрудно признаться в незнании ибо мир все равно неизмеримо сложнее чем любое наше знание. Бойтесь тех кто имеет ответы на все вопросы!

И - добро пожаловать на наш сайт. У нас вы сможете прочитать материалы самых разных оккультных школ (Телема, Магия Хаоса, Церемониальная магия Золотой Зари, Алхимия, Герметизм, Гностицизм, Орден Золотой стрелы Нагловской и многие другие) и сами определить что вам будет ближе.

Чтобы дать беспристрастную оценку Духовной науке, мы должны изучать первоисточники и стараться проникнуть в умы великих мистиков и интеллектуалов, чьи произведения свидетельствуют о непосредственном познании сверхчувственных миров.

Существуют состояния сознания, переступающие пределы нормального, и когда такие состояния преобладают, мы можем распознать формы существования, с которыми, как правило, не соприкасаемся. Все провидцы придерживаются единого мнения по этому вопросу, и мы можем взять его за основу для объяснения происхождения . Существуют всемирные предания о сверхлюдях, которые обучали наших далеких предков и создавали их цивилизации.

Сверхнормальные способности человеческого разума раскрывают человеку сверхъестественный диапазон опыта. Этот накопленный сверхъестественный опыт поколений, воспринимаемый через посредство сверхнормальных способностей, спорадически развившихся у человечества, составляет предмет и доставляет факты для его теорий.

Слово "оккультный" означает "скрытый", а слово "эзотерический", часто употребляемое как его синоним, означает "для избранных". Если соединить оба эти слова, то можно сделать вывод, что , - это, фактически, отрасль знания, которая скрыта от многих и предназначается для немногих.

Естествознание основывает свои доказательства на пяти органах чувств нормального человека; же апеллирует к "мнению" чувств, которые, как установлено, редко развиваются у людей. Среднему человеку при выражении своего мнения по оккультным вопросам приходится исходить из окружающей очевидности. , подобно классической музыке, предназначен для избранных. Оценить его могут только люди, имеющие природный или приобретенный в результате обучения дар. Обывателю это недоступно, так как у него нет никакой общепринятой отправной точки, от которой можно было бы оттолкнуться.

Некоторые люди приобрели опыт, который заставил их размышлять и задавать вопросы. Эти люди увидели нечто за пределами четырех стен нашей повседневной жизни и их больше не удовлетворяет утверждение, что не существует ничего, кроме видимого нами. В своих поисках эти люди могут идти по пути экспериментальных исследований, как это сделали спиритуалисты, раскрывая в ходе своей работы огромную массу феноменов сверхчувственных состояний бытия. Либо, придерживаясь другой линии продвижения, они пользуются заслугами тех, кто обращается к преданиям за разъяснением.

До тех пор, пока не начнешь изучать литературу по этому предмету, не подозреваешь о его обширности. А этот предмет простирается, с одной стороны, от устных преданий и мифологии до произведений высокообразованных философов, чьи размышления выводили их "за наши пределы времени и пространства ".

Следует, однако, помнить, что - это больше, чем научная философия. Это - огромный опыт, и именно этот огромный опыт теории стремятся систематизировать и объяснить.

Не тождественен психологии.

Космический закон и оккультная доктрина - не более чем схема.

Космический закон и оккультная доктрина - это лишь человеческое понимание того, что происходит. Любые возможности непосредственного восприятия, которыми обладает воплощенное эго, и является возможно не более, чем приближенным представлением, попыткой представить себе с помощью то, что по своей природе кажется невероятным. К посвящению ведет не королевский путь, а тропинка, протоптанная многими странниками. Чтобы подняться по ней, нужно не жалеть сил, ибо наш проводник - не что иное, как наивысшее понимание. И если наш внутренний свет становится тьмой, то как сильна эта тьма? Порядок или содружество на физическом плане будет таким, каким его создали. Владыки на астральных планах таковы, какими мы представляем их себе. Лишь через посредство человеческого разума может оказывать влияние на материальный план. Астральный план есть просто мысль из жизни, составляющая сложное представление о земном шаре. Мы освобождаемся от ее власти тогда, когда осознаем ее субъективную природу.

Правильно понятый, учит нас рассматривать все вещи как состояния сознания, а затем указывает, как добиться контроля над сознанием субъективно. Этот контроль, приобретенный однажды, вскоре находит объективное отражение. Посредством этого сознательного контроля мы можем манипулировать планом человеческого разума. Это та сила, которая не является сама по себе ни добром, ни злом, все зависит от того, кто посвятил себя служению Богу и избрал Правый путь, понимает, что эту способность следует использовать исключительно в целях приведения человеческого сознания к познанию Бога во всем, где его присутствие подразумевается, понимая это в самом широком значении. Он использует свои знания для превращения их в орудие , в отличие от избравшего Левый путь, который делает из них слуг своих страстей.

Оккультный путь - не столько предмет изучения, сколько образ жизни.

никогда не бывает ни самоцелью, ни простым удовлетворением интеллектуального любопытства , он является мощнейшим оружием в руках умного человека. Стоит ли людям доброй воли тратить время на то, чтобы научиться управлять этим страшным обоюдоострым мечом? Да, стоит, хотя бы потому, что много людей злой воли научились обращаться с ним, а это опасно для человечества.

Когда видишь, к чему может привести злоупотребление знанием скрытой стороны вещей, чувствуешь, что никакая не будет слишком большой, никакой риск - слишком опасным.

Есть, однако, другой аспект оккультных знаний, так же, как и его научной стороны. Это - сфера внутреннего этапа, которую практическое применение как искусства делает доступной. Посредством практического применения его принципов можно найти врата в Невидимое. И тем, кто сочетает в себе знание, веру и мужество, не надо ходить далеко, чтобы найти их.

Если мы хотим вникнуть в более серьезные проблемы , то подходить к нему с позиций интеллектуального любопытства явно недостаточно. Это покажет нам лишь его внешнюю форму. Оккультный путь - не столько предмет изучения, сколько образ жизни. Если не присутствует элемент преданности и жертвенности, ключ не повернется в замке, запирающем двери Мистерий. Если мы подходим к этой Духовной науке не так, как подходили посвященные прежних времен, то не найдем в ней того, что находили они. Мало стремиться к раскрытию ее тайн подобно тем, кто стремится получить вознаграждение за свою работу. Мы должны жить ради нее так, как люди, живущие ради возвышенной идеи. Лишь одно побуждение благополучно проведет нас через лабиринт астрального опыта - стремление к свету на пути духовного , которое завершается Божественным союзом.

Такова была цель Мистерий в их самой благородной форме. - весьма сильнодействующее средство. И то, что многие люди в своих изысканиях не подвергаются опасности, является следствием их неумелости. Если бы они преуспели в некоторых из предпринимаемых ими действий, то результат оказался бы разрушительным для их естества, неочищенного и нетренированного. Беда не случается лишь потому, что никакая сила не проникает внутрь. Если мы хотим без риска изучать Мистерии, то должны сначала подойти к ним с их более благородной стороны как к части системы духовного возрождения. И только после того, как мы подчинились их дисциплине и выразили готовность посвятить низшее "я" целям высшего, а наше самопожертвование будет принято, мы можем без риска изучать магические аспекты , которые, к сожалению, обычно привлекают невежд.

Наши интеллектуальные сомнения могут найти свое разрешение лишь в духовном просвещении. , верно понятый, служит связующим звеном между психологией и ; он открывает путь для духовного подхода к науке и научного подхода к духовной жизни. Познания, к которым приобщает нас, при правильном их усвоении образуют лестницу, ведущую от рационального умственного сознания, зависящего от пяти физических чувств, к непосредственному пониманию духовной интуиции. никогда не бывает самоцелью, он лишь открывает более широкий горизонт, который всегда удаляется по мере нашего приближения к нему, а мы все еще находимся в пределах видимости. Тем не менее, может стать бесценным средством для достижения многочисленных целей. Знание его философии может дать ключ к исследованиям ученого и противовес экстазу мистика. Вполне возможно, что в ритуальной магии мы найдем бесценное лечебное средство, пригодное для применения при некоторых формах душевных болезней. Психоанализ показал, что они не имеют физиологической причины, однако сам он крайне редко может оказать помощь в исцелении. Именно здесь со своим знанием скрытой стороны вещей может научить психолога очень многому.

Никогда не бывает самоцелью, он лишь открывает более широкий горизонт, который всегда удаляется по мере нашего приближения к нему, а мы все еще находимся в пределах видимости.

Духовная наука, и к нему следует подходить с Благоговением. Ясен путь, и узка дорога, ведущая к его святым местам. Мало кто находит ее. Ангел с Пылающим мечом все еще охраняет врата Мистерий, и неблагоразумно подвергать наши души воздействию этой силы, пока мы не очистили их.

В практике изучающего оккультные предметы приходит время (при условии, что он в достаточной мере интересуется ими), когда идеи, занимающие его ум, начинают воздействовать на него. Невидимый мир, о котором он так много начитался, медленно поднимается над горизонтом сознания, и неуловимое становится осязаемым. Он оказывается в сущей Ничейной земле разума и должен сделать одну из двух вещей, при этом сделать быстро. Он должен либо уйти в свое тело, как кролик в нору, либо остаться и открыть доступ высшему сознанию. Но есть одна вещь, которую он не должен делать: ему не следует задерживаться в стране фантомов, которая служит границей между подсознанием и надсознанием, ибо на этом пути его поджидает безумие.

Когда же он подойдет к вратам высшего сознания, его встретит Ангел порога и задаст ему извечный вопрос, на который он должен ответить прежде, чем сможет продолжать путь. Ответ на этот вопрос - это пароль, обеспечивающим допуск в тайное общество. Самый разумный вопрос, с которым следует обратиться к страннику, стучащему в дверь, - "Чего ты хочешь?" Ответ на него будет зависеть не от знания, а от характера просителя. Если ответ правильный, ему укажут легкий путь для продвижения, а если неправильный, ему предоставят возможность в меру сил искать обратный путь на земной план.

Спонсор публикации Сергей Троицкий и его персональный сайт, посвященный эзотерике . Этот человек предлагает вам своем видение того, что же такое эзотерика. Загляните на досуге, глядишь чего нового для себя узнаете, вроде умные вещи говорит.

Поделись статьей с друзьями!

    Что такое оккультизм и эзотерика

    https://сайт/wp-content/uploads/2012/07/2-150x150.jpg

    Чтобы дать беспристрастную оценку Духовной науке, мы должны изучать первоисточники и стараться проникнуть в умы великих мистиков и интеллектуалов, чьи произведения свидетельствуют о непосредственном познании сверхчувственных миров. Существуют состояния сознания, переступающие пределы нормального, и когда такие состояния преобладают, мы можем распознать формы существования, с которыми, как правило, не соприкасаемся. Все провидцы придерживаются единого мнения по...

Начнем с маленькой реальной истории. Приходит ребенок домой – а там весь пол рисом посыпан. «Мама, что такое случилось?» «Это, сынок, я дурную энергию прогоняю из дома» – пояснила мама одну из практик какой-то восточной мистики, согласно которой пол посыпают наговоренным зерном. Кто бы мог подумать, что в XXI веке, наряду с развитием электроники, новейших видов техники и перспективных отраслей науки, останется старое, суеверное увлечение оккультными знаниями. Известно, что современные певцы и актеры увлекаются каббалой, например, Мадонна, которая лично основала Центр изучения каббалы в Лондоне, а по ее примеру – Элизабет Тейлор, Мик Джаггер, Пэрис Хилтон, Кортни Лав, Филипп Киркоров, Лолита Милявская и мн. др. Норвежская принцесса Марта Луиса в 2010 году открыто заявила о своей приверженности к эзотерическим учениям и спиритизму. Бизнесмены внимательно слушают астрологические прогнозы, политики же и спортсмены накануне серьезных предприятий спешат за поддержкой к экстрасенсам, ясновидящим и колдунам.

Оккультизм (от лат. occultus – тайный, скрытый) – это таинственные учения и культы, выражающие стремление проникнуть в духовный мир, познать потусторонние силы и овладеть ими. Эта кажется таким же таинственным, как и скрип старой двери, открывшейся в заброшенном сарае, когда детям одновременно боязно и любопытно туда заглянуть. В оккультизме считается, что в человеке, природе и космосе присутствуют таинственные, сверхъестественные силы, которые можно вскрыть, обнаружить. Оккультизм призывает овладеть этими силами и таким образом достичь более совершенной жизни на земле. Но разве не к этому же призывает людей и религия? В религии (под которой мы подразумеваем, прежде всего, христианство как истинную религию) познание духовного мира следует неразрывно за приобщением Богу. В оккультизме же человек пытается прорваться к духовным силам минуя Бога.

«Когда я стал заниматься оккультизмом, – рассказывал автору этих строк один бывший колдун, достигший экстрасенсорных способностей, – то я был поражен тем эффектом и теми возможностями, какие приоткрывала мне магия. Приходившие ко мне за советом и с просьбой о помощи люди наглядно убеждались в невидимой силе, действовавшей на них посредством моей практики». Сам духовный мир в оккультизме рассматривается как инструмент к личному корыстному благополучию – эгоизм есть основная движущая сила оккультиста. Поэтому и жизненный девиз преуспевшего оккультиста – «я не такой, как другие; что недоступно окружающим, то для меня возможно». Наиболее наглядно оккультизм выражается в магии. Магия же есть попытка овладеть сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и особых мистических действий.

С каких же пор появился оккультизм?

Сохранился древний памятник, аккадская печать, датируемая двумя тысячелетиями до Р. Х. Это цилиндр, посередине которого изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят два человека с протянутыми руками, судя по головным уборам, мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змей. Это древнее изображение греха наших праотцев. Соблазн оккультизма напрямую связан с первым грехопадением людей. Дьявол обольстил прародителей тем, что, вкусив запретный плод, они получат тайное знание, с помощью которого станут могущественными, словно боги: В день, в который вы вкусите их (запретные плоды), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3: 5).

Что же такого особого мог искуситель предложить первым людям? Ведь человек изначально уже был призван к богоподобию, а первозданным людям Бог и так дал власть над миром земным: И благословил их Бог, и сказал им Бог: … наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1: 28). Однако сохранять эту власть и царское достоинство было возможно лишь на пути единения с Богом, соответственно, требовалось усилие, труд над собой. Сатана же подсказал, как кажется, более простой и легкий способ: он внушил, будто плоды сами по себе обладают волшебной силой, делающей человека равным Богу. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3: 6). По внушению змея, Ева вкусила запретный плод, желая именно получить особое знание, будто бы сокрытое в самом плоде. Ошибка первых людей заключалась в том, что на райское древо они смотрели как на некий таинственный талисман, насильственно овладев которым можно мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.

Таким образом, грехопадение первозданных людей стало исходным началом оккультной практики, основой магизма и поиска тайных знаний. Если до греха человек пребывал в теснейшем внутреннем общении с Богом, и от этого зависело его благополучие, то в грехопадении Бог перестал для человека быть сокровенным благом, изнутри освящавшим его жизнь. Теперь запретный плод, этот внешний для человека, но заманчивый объект, стал восприниматься как «золотой ключик», с помощью которого думалось самостоятельно достичь счастья и быть самодостаточным повелителем своего бытия. Если власть первозданного человека над миром могла осуществляться лишь при его личной гармонии с Богом, то теперь человек попытался достичь совершенства «с черного входа». С тех пор встречаются люди, желающие овладеть тайными силами, способностями, придумать такие магические ритуалы или словесные формулы, чтобы влиять на мир – стать «как боги» без Бога. Люди приобретают тайные знания, гордятся ими, а потом, как и наши праотцы, теряют абсолютно всё.

В кабинете мага вы встретите особую завораживающую атмосферу – таинственный полумрак, свечи в подсвечнике, хрустальный шар, а также посетителю подадут особый расслабляющий чай. С этим раскрепощением в человеке притупляется первое недоверие магу. Затем маг каким-нибудь действием настраивает посетителя на сосредоточение, внимание и взаимодействие. Маг дает наглядно почувствовать его власть и способности. Пациент чувствует себя уже всецело зависящим от «чудодея» и быстро соглашается с каждой рекомендацией, убедительно произносимой «специалистом». Так постепенно завораживает маг посетителя, как завораживал змей первозданную Еву.

Что именно относится к оккультизму, прекрасно изложено в употребляемом ныне Чине отречения от занятий оккультизмом. После подробной исповеди раскаявшегося в оккультной практике, перед разрешительной молитвой священник задает кающемуся вопросы, на которые тот отвечает установленными фразами. В этом Чине читаем:

«Вопрос : Признаешь ли, что занятия различными видами оккультизма, такими как экстрасенсорика, биоэнергетика, бесконтактный массаж, гипноз, народное целительство, нетрадиционная медицина, кодирование, снятие порчи и сглаза, колдовство, чародейство и ворожба, гадание, контактирование с духами, вызывающими полтергейст, спиритизм, астрология, контактирование с «высшим разумом», с НЛО, подключение к «космическим энергиям», парапсихология, телепатия, «глубинная психология», йога и другие восточные культы, медитация, а также иные виды оккультизма приводят к углубленному общению с падшими духами?

Ответ : Признаю и раскаиваюсь в этих занятиях».

Таким образом, оккультистами являются все экстрасенсы, народные целители, психотерапевты, использующие гипнотический способ внушения , биоэнерготерапевты, воздействующие на людей своим «биополем», колдуны, ведуны, знахари, уфологи, астрологи, гадатели и все т.п.

Сами экстрасенсы утверждают, что лечат людей особыми присущими им силами, которые они называют биотоками, биоэнергетикой, аккумулированной космической энергией и т.п. Многие из них считают, что обладают силой, которой наделил их Сам Бог. По сути же оккультизм есть запрещенная Богом связь с невидимым миром духов зла, как сказано в Чине, оккультные занятия «приводят к углубленному общению с падшими духами».

Так являет ли собой оккультизм подлинное познание мира духовного?

Если нас привлекает картинная галерея, то можно пройти через доступный всем вход, разумеется, выполнив соответствующие условия с положенными затратами, и тогда мы увидим подлинные шедевры. А можно в ночное время, тайком прокрасться через окно отдаленного коридора и следовать, куда он уже выведет. Никогда незаконный способ не приводил к подлинному созерцанию искусства. Потому что для полноценного познания требуется соответствующий возвышенный настрой в душе, а не приземленное любопытство вора, который, может быть, и увидит издали экспонаты истинного искусства, но не поймет его глубины, а может быть, ограничится созерцанием ступы, метлы и дешевой подковы над дверью подсобного помещения. Никогда оккультизм не возводил людей к подлинным духовным высотам, а ограничивал их пребывание сферой пусть и нематериального, но далекого от святости мира, обитатели которого такие же падшие, как и сам человек.

Оккультизм вообще чужд Божественному Откровению. Если там и используется Библия, то лишь как одна из таинственных книг, по которой даже гадают, но которую не рассматривают как безапелляционное Божие Слово. Известный теоретик и практик оккультизма Рудольф Штайнер писал: «Когда говорит оккультист, он не дает догматов, он дает свои живые переживания, он рассказывает, что сам видел на астральном и духовном планах или что ему раскрыли учителя, познанные им как таковые» (Цит. по: Хондзинский Павел, свящ. Против Штайнера: о вальдорфской педагогике. – М., 2001. С. 17). Например, авторитетный колдун Алистер Кроули написал свою «Книгу Закона» в состоянии транса под диктовку невидимого духа. А известный экстрасенс Аллан Чумак в своей книге «Тем, кто верит в чудо» рассказывает, что особым способностям его обучали голоса, говорившие в голове, «работавшие дикторами посменно». Он конспектировал открытое и руководствовался этим в своей лечебной практике. Причем, как утверждает Чумак, голоса лишь учили его пользоваться его же собственными способностями, чтобы лечить людей и якобы не наносить им при этом вреда, а также рассказывали о мироустройстве.

По большому счету, оккультизм есть искаженная духовность, в которой вместо приобщения Богу и укрепления Его благодатью человек стремится к самоутверждению при помощи «скрытых» сил. Поэтому оккультизм появляется всегда там, где оскудевает или попросту отсутствует истинная духовная жизнь. На смену материализма в нашей стране в начале 1990-х годов явился оккультизм, который, словно поток из прорвавшейся канализации, стал затоплять своим зловонным содержимым просторы родной нам России. Всплеск оккультизма всегда наблюдался в периоды кризиса, социальных потрясений, когда людям хотелось заручиться какой-то невидимой помощью, узнать будущее, отвести от себя беду нехитрым магическим способом, а пользовались этим любители легкой наживы. И хотя острая фаза увлечения «тайным знанием» прошла, однако увлечение оккультизмом осталось в его хронической форме. Оно проявляется на уровне бытовой, повседневной жизни людей как заговоры и талисманы, суеверные приметы и астрологические прогнозы, а также как всевозможные методики расширения сознания и вскрытия в себе потаенных способностей.

В оккультизме есть своя технология: делай так-то и так-то – и непременно поучишь искомое. К сожалению, часто это переносится и на религию, когда церковные обряды и молитвы рассматриваются как защитительные ритуалы, сами по себе подающие человеку всевозможные блага. Уже первый ребенок Адама и Евы Каин воспринимал религию в смысле магической защиты от земных неприятностей. Утратив благословение Божие, он произнес: Теперь… всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт. 4: 14). То есть, если бы я не подпал под Твой гнев, то не лишился бы особой защиты, и моя земная жизнь была бы вне всяких опасностей. Саму религию он воспринимал лишь как средство к земному благополучию, как некий волшебный ключик, отмыкающий замочек земного счастья.

Люди с магическим сознанием за счет религии думают достичь земного комфорта, тогда как Сам Бог им абсолютно не нужен. Христос говорил таким людям: Вы ищете Меня… потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6: 26). Человеку с магическим сознанием хочется получить такой золотой ключик, такую волшебную палочку, с помощью которых можно было бы достичь всевозможных благ. Например, современного адепта каббалы (да и вообще магизма) можно узнать по красной шерстяной нити на запястье – считается, что любящий тебя человек должен завязать нить на семь узлов и произнести особый заговор, в соответствии с чем человек становится якобы защищен от чужой зависти, сглаза и других негативных воздействий. Всё сводится к определенному ритуалу или словесной формуле, как неким техническим инструментам, с помощью которых можно было бы переключить свою жизнь с болезни на здоровье, со страдания на благополучие.

Христианская же духовная жизнь созидается совсем по другим принципам. В человеке ценна прежде всего его бессмертная душа, и потому в жизни первостепенно благополучие духовное, а не плотское, значимо сокровище небесное, а не земное. Человек создан по образу Божию, и потому подлинно счастлив он может быть только с Богом. Живое обращение к Богу с покаянным отвержением греха – вот стержень духовной жизни. Исполнение Божиих заповедей с искренней, теплой молитвой, исповедью и участием в богослужении дает душе ту свободу и радость, которые не подаст ничто в этом мире. И если оккультизм льстиво манит к могуществу, а затем порабощает душу безжалостным демонам, то христианство через исполнение воли Божией делает человека действительно сильным, ибо когда с человеком Бог, у него нет ни в чем недостатка – внутреннее сокровище восполняет внешнюю скудость. Конечно, здесь не захватывает дыхание от мистического полета, когда увлекшаяся оккультизмом душа думает, что воспаряет ввысь, а на самом деле всего лишь падает в пропасть. Подлинная духовная жизнь созидается мирно, естественно, просто, – постепенно преображая душу и вдохновляя ее к чистой, ясной и осмысленной жизни. Это тот путь восхождения, на котором возвращается райская гармония и единение с Господом, некогда утраченные через льстивый соблазн оккультизма.

Казалось бы, гипноз – распространенный способ лечения, употребляемый многими психотерапевтами, допустим, в случае кодирования от алкоголизма. На самом же деле, это вполне оккультный способ, научная природа которого сомнительна. Гипнотизируемый человек становится своего рода живым роботом, безвольно выполняющим все приказы «хозяина». Гипноз есть погружение пациента в мир иллюзий, и потому этот мир по своей сути лжив. Человек воспринимает окружающее и самого себя не в их действительности, а как внушает ему гипнотизер. В случае принятия гипноза он становится вообще восприимчивым к любому влиянию. Демонстрируя парализацию воли в сеансе гипноза, человек легче воспринимает внушения и темных сил. Даже светские ученые согласятся, что одной из наиболее сильных сторон человеческой психики является способность анализировать свое состояние, умение оценивать свое же собственное поведение. Этот взгляд на себя со стороны: как я думаю, каким образом принимаю решения, что со мной вообще происходит – помогает творчески подходить к своей жизни, идти вперед, а не оставаться на месте, словно застывшая статуя с лопатой в руке. Благодаря активности нашего внутреннего ока, зорко наблюдающего за всем происходящим в нашей душе, мы можем оставаться самими собой, а не быть жалкими марионетками, которым все время что-то навязывают и внушают. Трезвая оценка приходящей извне информации и всего происходящего внутри нас – основа подлинного здоровья и жизненной деятельности. Поэтому добровольное подчинение себя влиянию гипнотизера, да и вообще оккультному влиянию, привносит в душу, на фоне первых улучшений, чудовищный сбой и дискомфорт.

от лат. occultus – тайный, сокровенный) – мистич. учение, в основе к-рого лежит представление о существовании сверхъестеств. ("оккультных") сил, с к-рыми якобы можно вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархич. сочетание различных "планов бытия", О. считает, что с помощью спец. методов психич. тренировки и магич. воздействия на сверхъестеств. силы можно осуществить восхождение в т.н. "высшие планы бытия" и достичь "тайного знания", выходящего за пределы обычного человеч. опыта. Первым и осн. оккультным трактатом считается "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста (ок. 2 в. н.э.), по имени к-рого оккультные науки получили в дальнейшем название "герметических"; в александрийских школах 3 в. н.э. они были классифицированы на алхимию, астрологию и каббалу. В качестве осн. метода "оккультных наук" в "Изумрудной скрижали" устанавливается метод аналогии. В ср.-век. Европе широкое обращение к О. начинается с Луллия и Альберта фон Больштедта. Луллий на основе древнеевр. каббалы дал комбинационную тео-онтологич. систему, объясняющую "все тайны вселенной". Его работы были продолжены Агриппой Неттесхеймским и Афанасием Кирхером (1602–80). Оккультные соч. Р. Бэкона, Н. Фламеля (конец 14 в.), Парацельса, Яна Баптиста Гельмонта полны головоломных символов и загадочных шифров. Период увлечения О. пережили Дж. Бруно, Коперник и Ф. Бэкон. Развитие естествознания и материалистич. философии в 16–18 вв. подорвало веру в О.: химия, математика, астрономия вытеснили "герметич. науки". Во 2-й пол. 19 в. он возрождается среди мистически настроенной бурж. интеллигенции и развивается по двум линиям: с одной стороны – спиритизм и черная магия, с другой – слияние зап. и вост. систем О. Под влиянием буддизма и даосизма, а также философии йогов складывается теософия. Е. Головин. Москва. Наиболее влиятельным представителем О. в сер. 19 в. был франц. аббат А. Констан (1810–75), к-рый опубликовал под псевдонимом Э. Леви ряд книг по каббалистике, магии и т.п. Сторонники совр. О. считают, что науки разделяются на экзотерические, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутр. сущность, доступную только посвященным. К. Дю Прель (1839–99), пытаясь соединить О. с дарвинизмом, объявил О. "новым естествознанием" (С. du Prel, Die Magie als Naturwissenschaft, В., 1899). Эти воззрения развивали глава виталистов Г. Дриш (Н. Driesch, Der Okkultismus als neue Wissenschaft, 1923), психологи Т. Эстеррейх (Т. К. Oesterreich, Der Okkultismus im modernen Weltbild, 1921), Р. Тишнер (R. Tischner, Der Okkultismus als Natur und Geisterwissenschaft, Stuttg., 1926; Ergebnisse okkulter Forschung, Stuttg., 1950) и др. Распространение О. – свидетельство упадка и разложения бурж. культуры. В США, Зап. Германии, Франции, Англии имеется ок. 30 видов "оккультных наук"; особенно распространена "оккультная медицина" (см. разоблачение ее в сб. "Medizinischer Okkultismus. Paramedizin", Jena, 1962). В бурж. странах есть спец. издательства оккультной литературы, издаются журналы ("Okkulte Welt" и др. – в ФРГ, "Prediction" – в Англии, "Neue Wissenschaft" – в Швейцарии). В США имеются учебные заведения: Американский колледж астральных наук, Колледж магов, Школа астрологии и оккультных наук. В 1959 в Англии возникло "Общество в защиту магии". В 1962 в ФРГ в Вюрцбурге состоялась междунар. конференция оккультистов. О. использует веру в чудеса, слепое доверие к вымыслам мистиков древности, убеждение в том, что гл. источник познания – откровение и мистич. интуиция. Материалистич. философия и естествознание разоблачают О. как вредное суеверие. М. Шахнович. Ленинград.

Неполное определение ↓

occultism) Термин "О." (лат. occulere - скрывать, утаивать) употребляется по отношению к доктринам и ритуалам, к-рые, как считается, позволяют приобрести высшие психич. или духовные способности, но к-рые не признаются ни совр. наукой, ни официальной религией. Мистицизм, спиритизм, лозоискательство, нумерология, розенкрейцерство, йога, природная магия, масонство, колдовство, астрология и алхимия в ряду мн. др. оккультных наук оказали и в определенной мере продолжают оказывать влияние на зап. цивилизацию. Фундаментальный догмат О. - признание существования тайных и непостижимых ("скрытых") сил природы, к-рые могут быть поняты и использованы лишь теми, кто прошел соотв. обучение необходимым сокровенным знаниям, к-рые, как обычно утверждается, проистекают из древних источников мудрости. Предполагается, что эти силы могут привлекаться в целях управления окружающей сферой и предсказания будущего. Хотя совр. наука и отвергает такие магические представления, все естественные науки уходят своими ист. корнями в О. О. обладал определенной интеллектуальной респектабельностью по меньшей мере до конца XVII в., а астрологии наряду с астрономией продолжали обучать в ун-тах вплоть до 1800 г. Хотя большинство оккультных наук формулируют эмпирические утверждения в отношении реальной действительности, к-рые не признаются совр. наукой или официальной религией, границы между наукой, О. и религией не всегда очевидны. Парапсихол. занимает пограничное положение между наукой и О. Хотя мн. ее научные критики напрямую относят ее к области оккультного знания, исследователи, посвятившие себя парапсихол., стремятся использовать в своих исслед. строгую научную методологию и чуждаются любых связей с О. Тем не менее их осн. представления о гипотетических природных силах, к-рые предположительно служат причинами психич. телепатии, экстрасенсорного предвидения и т. д., относятся к представлениям, к-рые всегда были фундаментальными в большинстве оккультных систем. Для того чтобы отделить разновидности О., стремящиеся получить научные доказательства для своих представлений, от тех его направлений, к-рые этого не делают, М. Труцци предложил пятиразрядную классиф. Он использует термин "протонаучный О." (proto-scientific occultism) в отношении тех случаев, где признается желательной научная достоверность и предпринимаются попытки ее достигнуть, но где, в силу недостаточности имеющихся фактов, эти притязания не принимаются научным сообществом. Квазинаучный О. (quasi-scientific occultism) охватывает те области, к-рые претендуют на то, чтобы выглядеть научным знанием, хотя для этого в действительности предпринимается мало усилий, как в случае астрологии. Труцци использует термин "прагматический О." (pragmatic occultism) для тех областей О., к-рые опираются в своих представлениях на сходные с наукой основания, но вместе с тем не претендуют на статус научного знания. Коллективный мистический О. (shared mystical occultism) относится к мистическим представлениям, подтверждаемым отчетами др. лиц, имевшими сходный опыт личных переживаний, напр. в процессе трансцендентальной медитации. Наконец, личный мистический О. (private mystical occultism) связан с исключительно личным подтверждением мистического представления, когда индивидуум явным для себя образом получает определенного рода откровения от божественных или внеземных существ. Зусне и Джоунз предложили дополнить набор категорий Труцци категорией философского О. (philosophical occultism). Они описывают его как сходный с прагматическим О. Труцци, за исключением того, что индивидуум, вместо проявления интереса к практ. результатам в реальном мире, фокусируется - при помощи представлений эзотерической философии - на личных результатах, представляющих собой этапы духовного продвижения по пути к совершенству. Несмотря на все то значение, к-рое совр. наука придает рациональному мышлению, исслед. показывают, что люди обнаруживают такую же склонность к магическому мышлению, как и их первобытные предки. Хотя О. и отражает попытку путем магического мышления понять устройство окружающего мира, в его основе лежат мощные психол. потребности и процессы, к-рые действуют в общем и целом за пределами сознания и часто могут обслуживать потребности в усилении личного могущества и поиске успокоения перед лицом экзистенциальной тревоги. Представляется маловероятным, чтобы люди когда-либо освободились от таких потребностей или от склонности к магическому мышлению. См. также Парапсихология, Религия и психология Дж. Элкок

Оккультизм

лат. occultus – скрытый, тайный) – сверхъестественный, паранормальный, не подвластный и не подлежащий научному анализу. Д.Фрезер указывает, что исторически наука появилась из лона оккультизма. Тем не менее отнюдь не парадоксальным представляется тот факт, что современный оккультизм несет в себе крайне антинаучный образ мышления и действия. Некоторые авторы выражают удивление по поводу того, что по мере развития науки, образования и технологического прогресса оккультизм не только не утрачивает своих позиций, но происходит нечто совсем обратное, как если бы люди пресытились плодами разума, науки, разочаровались в ней или решили что она не может ответить на волнующие их вопросы, которые они считают для себя жизненно важными. Так, в 2009 г. СМИ буквально захлебывались от мистического восторга по поводу таинственных и безошибочных предсказаний исходов футбольных матчей, которые, якобы делал осьминог Пауль. Осьминога, павшего на поле битвы с неизвестностью, в итоге, увековечили внушительным памятником, хотя было бы лучше поставить его человеческому простодушию или поместить такой монумент в музей человеческих благоглупостей. О прорицательнице Ванге в масс-медиа РФ в последние десятилетия упоминают много чаще, чем о выдающихся мыслителях вместе взятых. Важным фактором появления оккультных представлений считается низкий образовательный статус: чем более плачевным становится состояние системы образования, тем активнее распространяется оккультизм. По данным опросов, около 50% населения РФ ныне верят в существование оккультных феноменов. Труцци различает такие разновидности оккультизма: 1. протонаучный оккультизм, в котором признается желательной научная достоверность знания и предпринимаются попытки этого достигнуть; 2. квазинаучный оккультизм, который претендует на то, чтобы только внешне выглядеть как научное знание (например, астрология); 3. прагматический оккультизм – те области оккультизма, которые опираются в своих представлениях на сходные с наукой основания, однако не претендуют на статус научного знания; 4. коллективный мистический оккультизм относится к мистическим представлениям, которые основаны на свидетельствах других лиц, имевшим сходные переживания и 5. личный мистический оккультизм, связанный с исключительно личным подтверждением мистических представлений (полученных, например, путем откровений). Говорят также о философском оккультизме (Зусие, Джоунс), который фокусируется на личных результатах на пути к совершенству. Дж.Эллок (2005) считает маловероятным, чтобы люди когда-нибудь вообще смогут избавиться от склонности к магическому мышлению и от потребности в чудесах и мистических тайнах, хотя человек существует в столь загадочном мире, что ничего таинственного придумывать нет никакой необходимости, нужно лишь, насколько это возможно, стараться лучше понимать то, что происходит или встречается буквально на каждом шагу.