"Снежная Королева", Герда и Кай: характеристика и история образов. Кай и Герда: всепрощающая мамочка и латентный алкоголик

Сказка «Снежная королева» - это необыкновенная история о мальчике Кае и девочке Герде. Их разлучил осколок разбитого зеркала. Основная тема сказки Андерсена "Снежная королева" - борьба добра со злом.

Предыстория

Итак, начнем пересказывать краткое содержание "Снежной королевы". Однажды злой тролль создал зеркало, посмотрев в которое все добро уменьшалось и исчезало, а зло же, наоборот, увеличивалось. Но, к несчастью, ученики тролля в споре разбили зеркало, а все его осколки разлетелись по миру. И если хоть один малюсенький кусочек попадал в человеческое сердце, то оно замерзало и становилось куском льда. А если же он попадал в глаз, то человек переставал видеть хорошее, и в любом поступке ощущал только злой умысел.

Кай и Герда

Краткое содержание "Снежной королевы" следует продолжить информацией о том, что в одном небольшом городке жили друзья: мальчик и девочка, Кай и Герда. Они были друг для друга братом и сестрой, но только до того момента, как в глаз и сердце мальчика попали осколки. После несчастного случая мальчик озлобился, стал грубить и потерял братские чувства к Герде. Кроме этого, он перестал видеть добро. Стал думать, что его никто не любит и все желают ему зла.

И вот в один не очень хороший день Кай пошёл кататься на санках. Он прицепился за проезжающие около него сани. Но они принадлежали Снежной королеве. Она поцеловала мальчика, тем самым сделав его сердце ещё холоднее. Королева взяла его в свой ледяной дворец.

Путешествие Герды

Герда очень горевала по мальчику всю оставшуюся зиму и ждала его возвращения, и, не дождавшись, отправилась на поиски брата, как только наступила весна.

Первой на пути Герде повстречалась женщина-колдунья. Она наложила на девочку заклятье, лишившее её памяти. Но, увидев розы, Герда все вспомнила и сбежала от неё.

После этого на её пути повстречался ворон, поведавший ей, что к принцессе его королевства посватался принц, очень похожий на Кая. Но это оказался не он. Принцесса с принцем оказались очень добрыми людьми, они подарили ей одежду и карету из золота.

Путь девочки лежал через страшный и тёмный лес, где на нее напала шайка разбойников. Среди них была маленькая девочка. Она оказалась доброй и дала Герде оленя. На нем героиня отправилась дальше и вскоре, повстречав голубей, узнала, где находится её названый брат.

На пути ей встречались ещё две добрые женщины - лапландка и финка. Каждая помогла девочке в поисках Кая.

Владения Снежной королевы

И вот, добравшись до владений Снежной королевы, она собрала остатки сил и пошла через сильнейший буран и королевское войско. Герда молилась всю дорогу, и на помощь ей пришли ангелы. Они помогли ей дойти да ледяного замка.

Там был Кай, но королевы не было. Мальчик был словно статуя, весь замерзший и холодный. Он даже не обратил внимания на Герду и продолжил играть в головоломку. Тогда девочка, не справившись с эмоциями, горько заплакала. Слезы разморозили сердце Кая. Он тоже начал плакать, а осколок выпал вместе со слезой.

Главные герои сказки "Снежная королева". Герда

В сказке множество героев, но все они второстепенные. Главных же всего три: Герда, Кай, королева. Но все же единственным по-настоящему главным героем сказки "Снежная королева" является только один - маленькая Герда.

Да, она очень мала, но также и самоотверженна, и смела. В сказке вся её сила сосредоточена в добром сердце, которое привлекает к девочке отзывчивых людей, без которых она бы не добралась до ледяного замка. Именно доброта помогает Герде победить королеву и разморозить названого брата.

Герда готова на все ради ближних и уверена в принятых решениях. Она не сомневается ни на секунду и помогает всем, кому это необходимо, не рассчитывая на помощь. В сказке у девочки проявляются только самые лучшие черты характера, и она является воплощением справедливости и добра.

Образ Кая

Кай же - очень неоднозначный герой. С одной стороны, он добр и чуток, но с другой, легкомысленен и упрям. Ещё до попадания осколков в глаз и сердце. После происшествия Кай полностью оказывается под влиянием Снежной королевы и выполняет её приказы, не говоря ни слова против. Но после того, как его освобождает Герда, всё опять хорошо.

Да, с одной стороны, Кай - положительный персонаж, но его бездействие и пассивность не дают читателю полюбить его.

Образ Снежной королевы

Снежная королева - воплощение зимы, холода. Её дом - это бескрайнее ледяное пространство. Так же как и лёд, она очень красива внешне, а также умна. Но её сердце не знает чувств. Именно поэтому она является прообразом зла в сказке Андерсена.

История создания

Пришло время рассказать историю создания сказки Андерсена "Снежная королева". Она впервые была издана в 1844 г. Сказка является самой длинной в библиографии автора, к тому же Андерсен утверждал, что она связана с историей его жизни.

Андерсен говорил, что «Снежная королева», краткое содержание которой содержится в статье, появилась у него в голове ещё тогда, когда он был маленький и играл со своей подругой-соседкой белоголовой Лисбетой. Для него она была практически сестрой. Девочка всегда была рядом с Хансом, поддерживала во всех играх и слушала его первые сказки. Многие исследователи утверждают, что она стала прообразом Герды.

Но не только у Герды был прообраз. Певица Йенни Линд стала живым воплощением королевы. Автор был влюблён в неё, но девушка не разделила его чувств, и Андерсен сделал её холодное сердце воплощением красоты и бездушности Снежной королевы.

Кроме того, Андерсен был увлечён скандинавскими мифами, и там смерть назвали ледяной девой. Перед смертью его отец сказал, что дева пришла за ним. Возможно, Снежная королева имеет тот же прообраз, что и скандинавская зима и смерть. У неё также отсутствуют чувства, а поцелуй смерти способен заморозить навсегда.

Образ девушки изо льда привлекал сказочника, и в его наследии имеется ещё одна сказка о Снежной королеве, которая увела возлюбленного у его невесты.

Андерсен писал сказку в очень непростое время, когда противоборствовала религия и наука. Поэтому бытует мнение, что противоборство Герды и королевы описывает происходившие события.

В СССР сказка была переделана, так как цензура не допускала упоминание о Христе и чтение Евангелия на ночь.

"Снежная королева": анализ произведения

Андерсен в своих сказках создаёт оппозицию - противостояние добра и зла, лета и зимы, внешнего и внутреннего, смерти и жизни.

Так, Снежная королева стала классическим персонажем фольклора. Тёмной и холодной владычицей зимы и смерти. Ей противопоставлена тёплая и добрая Герда, воплощение жизни и лета.

Кай и Герда по натурфилософии Шеллинга - андрогины, то есть протиопоставление смерти и жизни, лета и зимы. Дети вместе летом, но зимой терпят разлуку.

В первой половине сказки говорится о создании волшебного зеркала, способного искажать добро, превращая его в зло. Человек, травмированный его осколком, выступает в роли противника культуры. С одной стороны - это миф, который поражает культуру и разрывает связь человека и природы. Так Кай становится бездушным и отвергает любовь к лету и красоте природы. Зато он начинает всем сердцем любить творения разума.

Осколок, который оказался в глазу мальчика, даёт ему мыслить разумно, цинично, проявлять интерес к геометрическому строению снежинок.

В сказке, как известно, не может быть плохого конца, поэтому Андерсен противопоставил христианские ценности миру технологий. Именно поэтому дети в сказке поют псалмы розе. Хоть роза и вянет, но память о ней остаётся. Так воспоминание является посредником между миром живых и мёртвых. Именно так Герда, попав в сад колдуньи, забывает Кая, а затем вновь к ней возвращается память, и она сбегает. Именно розы помогают ей в этом.

Очень символична сцена в замке с ложными принцем и принцессой. В этот тёмный момент Герде помогают вороны, символизирующие силы ночи и мудрости. Восхождение по лестнице дань платоновскому мифу о пещере, в котором несуществующие тени создают представление о ложной реальности. Герде требуется много сил для того, чтобы различить, где ложь, а где правда.

Чем дальше продвигается сказка "Снежная королева", краткое содержание которой вам уже известно, тем чаще встречается крестьянская символика. Герда с помощью молитвы справляется с бурей и попадает во владения королевы. Атмосфера замка создана автором самостоятельно. В нем подчёркиваются все комплексы и неудачи бедного писателя. По утверждениям биографов, род Андресенов имел некоторые психические отклонения.

Так силы королевы могут символизировать действия, которые способны свести с ума. Замок неподвижен и холоден, кристальный.

Так травма Кая приводит к его серьёзности и интеллектуальному развитию, а отношение к близким резко меняется. Вскоре он вовсе остаётся один в ледяных чертогах. Эти признаки характеризуют шизофрению.

Кай медитирует надо льдом, показывая этим своё одиночество. Приход Герды к Каю предполагает его спасение из мира мёртвых, из мира безумия. Он возвращается в мир любви и добра, вечного лета. Пара вновь воссоединяется, а человек обретает целостность благодаря сложному пути и преодолению себя.

Нет запланированных мероприятий или точные даты пока не определены!

Когда последний раз вы читали сказки? Скорее всего, когда дети был маленькими. А может быть и того раньше. Если так – давайте откроем старый добрый сборник Андресена и вместе с юнгианским сказкотерапевтом, аналитическим психологом, ведущей Клуба "В лабиринте сказок" Еленой Шкадаревич отправимся в необычное путешествие по страницам сказки "Снежная Королева".

Участницы семинара (текст публикуется с их согласия)

  • Анна , 46 лет, искусствовед, переводчик, незамужем.
  • Елена , 41 год, сотрудник Фонда "Подари жизнь", замужем, мать двоих детей.
  • Ольга , 42 года, журналист, редактор, воспитывает сына.

Не бойся сказки, бойся лжи

Все, что произошло на семинаре, посвященному сказке "Снежная королева", стало для всех нас, его участниц: Анны, Ольги и Елены, полной неожиданностью. Мы пришли обсудить сказку, поговорить о символах, героях и найти возможные тайные смыслы, а в результате поговорили о самих себе. Про свои переживания, страхи, принципы, желания и, конечно, боль... Именно такую работу и предполагает юнгианская сказкотерапия. "Сказочное пространство – это пространство внутреннего мира каждого из нас, сказочные образы присутствуют в психике всякого человека, задумываемся мы об этом, или нет, – говорит ведущая семинара Елена Шкадаревич. – Каждый поворот сказочного сюжета находит отражение в нашей жизни и откликается нам, вызывая образы, чувства, ассоциации. Здесь время течет по-другому, и поэтому, проживая сказку, можно прожить целую жизнь, перемещаясь во времени и пространстве так, как мы сами того пожелаем. Можно встретиться лицом к лицу с тем, что страшит нас в реальной жизни, познакомиться с собой". Что и произошло, как только мы очутились в сказке.

"В сказке время течет по-другому, поэтому читая ее, можно прожить целую жизнь, перемещаясь во времени и пространстве так, как мы сами того пожелаем".

Путешествие начинается

Елена Шкадаревич задает нам первый вопрос: "Как вы думаете, о чем сказка "Снежная королева"?" Ответы разнообразны, но в общем-то, в них прослеживается единая нить. Скорее, это история про любовь женщины к мужчине, про силу ее чувства, которое в итоге растопило лед. При этом Герда представляется нам отважной и сильной, а Кай – ценным и жизненно необходимым: он ведь нужен сразу и Герде, и Снежной королеве. Кроме того, он оказывается единственным свободным мужчиной в сказке, остальные мужские персонажи встречаются либо в паре (Ворон и Ворона, Принц и Принцесса), либо в "массовке" – разбойники.

"Если Герда хочет вернуть Кая себе, то зачем ей это надо?" – следующий вопрос от ведущей семинара. "Чтобы не быть одной" (Анна), "Чтобы справедливость восторжествовала" (Елена), "Чтобы почувствовать себя героиней, наполнить смыслом свое существование... Без подвига жизнь бессмысленна" (Ольга). Удивительно, насколько разные версии! Мы обращаемся за объяснением к ведущей.

"То, как человек воспринимает сказку, напрямую связано с тем, что происходит в его душе. Если рассматривать сказку как отражение внутреннего мира человека, а путешествие сказочного героя как путешествие души к целостности, то каждая из вас говорит о том, что важно и ценно для вас сейчас. Так представляется вам внутренняя гармония. Исследуя сказку, мы наполняем ее индивидуальным содержанием – собой. Ведь каждый символ и образ у каждого человека вызывает свои, глубоко личные ассоциации".

Сказочный Кай – это та часть души, которая почему-то оказалась изолированной, замороженной. Добраться к этой части трудно, но необходимо, ведь только так может быть восстановлена целостность. И поэтому Герда отправляется в путешествие.

Путь Героя со всеми остановками

Самое главное в любой сказке – испытания, которые выпадают на долю главного героя. Если их убрать, то сказки не будет. Герда тоже отправляется в путь, и мы послушно следуем за нею. Для этого мы просто начинаем читать сказку. Вспоминаем, что зеркало заколдовал злой тролль (а вовсе не Снежная королева), как изменился Кай, когда ему в глаз и сердце попали осколки колдовского зеркала, и почему Герда отправилась в путешествие. Это наше первое открытие: оказывается, она никуда особенно не собиралась. Она была уверена, что "Кай умер и больше не вернется!". Хотя, уверена или просто пыталась себя уговорить?

"Так бывает: хочешь начать что-то новое, но начинаешь убеждать себя в том, что делать этого не стоит. Или все вокруг твердят тебе об этом. Но внутренний голос подсказывает, что надо попробовать" (Анна). "А бывает, решишь для себя, что закрываешь какой-то проект навсегда, но вдруг появляется предчувствие, и ты меняешь свое мнение" (Ольга). В сказке Герда со своими сомнениями подходит к реке и решает получить ответ от нее, бросая в воду самое дорогое, что у нее есть – красные башмачки. "Так или иначе любое изменение требует, чтобы мы чем-то пожертвовали", – объясняет Елена. В сказке Герда отдала реке "свою первую драгоценность" – красные башмачки. В жизни это может выглядеть как отказ от привычного спокойствия, защищенности. "Для женщины красный цвет весьма символичен: возможно, это что-то про девственность или первые месячные..." (Анна). Тогда может быть Герда просто начала расти, взрослеть? Интересная мысль, однако путь продолжается и делать выводы пока рано.

Первая остановка:
Волшебница в соломенной шляпе

Герда все-таки решилась отправиться в неизведанное. Река унесла ее далеко от дома. И неизвестно чем бы закончилось это путешествие, если бы лодку не притянула к берегу старушка- волшебница. Она приютила девочку, накормила вишнями, стала расчесывать ей волосы, и Герда заснула чудесным сном: "Ей снились такие сны, какие видит разве только королева в день своей свадьбы". Когда же она, наконец, очнулась от этого прекрасного, долгого сна и выскочила за калитку волшебного сада, оказалось, что прошло очень много времени, весна сменилась летом, а лето – осенью. Не о нас ли эти строчки? О тех, кто с приближением "осени" вдруг понимает, что "весна" и "лето" прошли "на автомате", как во сне... И словно розы, спрятанные старушкой-волшебницей "под землю", перед нами вырастает вопрос – жизнь была достаточно комфортной, но была ли она моей?

"Покой и комфорт порой убаюкивают нас настолько, что когда мы вдруг "просыпаемся", оказывается, что прошло много времени".

Не спешите оплакивать это время, задумайтесь, для чего нужна была Герде (и вам) эта остановка? Самый очевидный ответ: чтобы набраться сил перед дальней дорогой. Именно этот вопрос – что дает силы, подпитку, ресурс – нам и предстоит обсудить. Оказывается, что Елена обретает внутреннюю гармонию, отправляясь гулять с любимой собакой. Анна подпитывается энергией на выставках, наслаждаясь хорошей едой или как следует высыпаясь. Ольга призналась, что однажды "бабушкой-волшебницей" в ее жизни стал врач, грамотно подобравший антидепрессанты. А потом разговор неожиданно переходит на другую тему: "Порой комфорт и покой убаюкивают нас настолько, что когда мы, вдруг, по какой-то причине "просыпаемся", оказывается, что прошло уже очень много времени" (Анна). "Оказывается, чтобы что-то изменить, нужно полить землю слезами" (Елена). "И тогда вырастут розы", – подхватывает Ольга. Но сказка продолжается.

Две пары: Ворон и Ворона, Принц и Принцесса

Покинув бабушку-волшебницу, Герда встречает Ворона, который отправляет ее искать Кая во дворец. И Герда почти уверена, что сейчас найдет мальчика. Но тот, кого она искала, оказывается незнакомым принцем. Комментарий Елены Шкадаревич: "Здесь Герду ждет разочарование от встречи с реальностью. Наверное, и вам знакомо это состояние". Первой реагирует Анна: "Я познакомилась с мужчиной в интернете, сильно увлекалась им, а когда мы встретились, так же сильно разочаровалась. Мое идеальное представление о нем было далеко от реальности". "Самым большим разочарование в жизни стало замужество, – признается Елена, – в первую очередь, я разочаровалась сама в себе: я представляла себя в роли жены совершенно другой, но не сложилось. С материнством была похожая история, но скорее, оно просто сняло с меня шелуху, я стала больше самой собой". "Для меня замужество вообще стало очень "жесткой посадкой". Мои родители развелись, когда я была совсем маленькой, поэтому я ничего не знала о семейной жизни, жила книжными представлениями о любви" (Ольга).

"Только познакомившись со своей темной стороной, мы приобретаем целостность и силу".

Маленькая разбойница: встреча, которая все изменила

Герда уходит из дворца. Дети – Принц и Принцесса – дарят ей подарки. В том числе изумительной красоты муфту. И почти сразу девочка попадает в плен к разбойникам. Встреча с ними – одна из самых знаковых в сказке. Здесь Герда взаимодействует с двумя женскими персонажами – Маленькой разбойницей и ее старухой-матерью. "Ничего не могу с собой поделать, мне очень нравится Маленькая разбойница, хотя она и издевается над оленем, который мне тоже дорог", – говорит Анна и вдруг начинает всхлипывать и утирать слезы. "Маленькая, но точно переплюнет свою старуху-мать" (Ольга). "Олицетворение дикой силы, которая есть в каждой из нас: Маленькая разбойница обладает ею, возможно, избыточно, но однажды каждому нужно найти такую силу в себе" (Елена). Но как мы обретаем эту силу в реальной жизни?

"Иногда кажется, что ходишь по кругу"

Как будто все уже было, встречалось, происходило, жизнь стала похожа на замкнутый круг. Знакомо? "Может быть, вы многократно проживаете один и тот же эпизод сказки и не можете продвинуться дальше? Вспомните сказку "Финист, ясный сокол", – предлагает Елена Шкадаревич. – "Сестры позавидовали Марьюшке и сделали так, что Финист не смог прилетать к ней ночами, и она отправилась его искать. Она шла от одной Бабы-Яги к другой, и каждый раз должна была глодать железные хлебы и изнашивать железные сапоги, и у каждой Бабы-Яги она получала в дар золотые вещицы, которые потом обменяла на возможность встречи с Финистом". Представье себе, что вы, как Марьюшка, тоже получаете от жизни ценные дары, но в отличие от нее никак не можете пустить их в дело. И вместо того, чтобы прийти к дворцу Финиста, вы отправляетесь к очередной Бабе-Яге. Может быть, очередное образование, которое вы хотите получить, это еще один дар, которым вы никак не можете воспользоваться? У вас уже есть целый мешок, набитый "золотыми слитками", но чтобы использовать добытое вам не хватает чего-то другого, к примеру, смелости? Ведь, если вы решитесь, наконец, использовать дары, вам придется сделать то, чего вы еще никогда не делали, рискнуть, предъявить свои сокровища миру. Готовы ли вы к этому? Исследуя сказку, вы сможете продвинуться дальше, прожить те чувства, которыми наполнен этот переход, найти в себе то, что поможет вам в пути. И если эта внутренняя работа будет совершена, то вслед за ней произойдут и изменения в жизни. Так работает сказка.

Елена Шкадаревич напоминает, что красивую муфту, которую Герда получила от Принца и Принцессы, Маленькая разбойница забирает себе, но взамен дает девочке мамины рукавицы. "Представьте, что разбойная мамаша делала руками в этих рукавицах: убивала, свежевала... Вместе с этими рукавицами Герда как будто получает часть этой дикой силы", – говорит ведущая. "Что это означает в переводе со сказочного? Встречу со своей темной стороной, с той дикой и необузданной силой, которую чаще всего мы стремимся спрятать". Только познакомившись с ней, мы обретаем целостность, а вместе с ней и силу действовать. Маленькая разбойница маленькая, но не миленькая. Она зубастая, умеет сопротивляться, искать лазейку, чтобы сбежать, решить свои проблемы. Мы приходим к выводу, что именно на этом этапе Герда перестает быть "пресной" "хорошей девочкой", приобретает характер и силу, чтобы победить.

Лапландка и Финка: последний рубеж

Герда все ближе к холодным чертогам. Ее верный помощник олень просит у старухи финки зелье двенадцати богатырей, чтобы Герда могла одолеть Снежную королеву. И слышит в ответ: "сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать". Мы вспоминаем путь, пройденный девочкой, и говорим о том, из чего складывается наша внутренняя сила, что (или кто) помогает нам ее обнаружить и признать.

"Почему народные сказки такие жестокие?"

Изначально сказки вовсе не были предназначены для детей. Их рассказывали взрослые люди, которые либо обладали очень богатым воображением, либо переживали некий мистический опыт: видели яркие сновидения, пребывали в измененном состоянии сознания. И конечно, образы, которые им удавалось увидеть, не всегда были светлыми и прекрасными. В этих переживаниях люди соприкасались с тем темным и ужасным, что существует в глубинах коллективного бессознательного. Постепенно этот опыт облекался в слова. Образы становились яркими и четкими и постепенно превращались в сказочных персонажей. И неотъемлемым элементом сказочных сюжетов становится борьба со злом – часто кровавая и безжалостная, именно потому, что зло не должно восторжествовать. Не забудем о том, что в сказках отражаются важные периоды жизни человека. Так, во время древнего обряда инициации мальчики должны были проходить суровые испытания, и только так они могли стать мужчинами. Сейчас отголоски этих обрядов сохраняются только в сказках: мы читаем о детях, которых отвели в лес, о купании в горячих котлах с целью преображения, о встречах с ужасными великанами и ведьмами. Дети воспринимают сказки вовсе не так, как взрослые. Иногда они читают и читают одну сказку, как будто напитываясь силой главного героя, раз за разом уверяясь в том, что хороший конец неизбежен.

"По какой причине не осталось эмоций, ничего живого, все оказалось выморожено?"

В чертогах Снежной королевы

Но где же Снежная королева? Нам, как и Герде, не удается встретиться с хозяйкой дворца: она улетела в Италию, проведать вулканы, посыпать на них снегом... Для тех, кто судит о сказке по мультику – это неожиданный поворот сюжета. Оказывается, злодейка не растаяла, а отправилась в зарубежный тур! Но точно ли злодейка? Елена Шкадаревич предлагает нам подумать, что должно было случиться с женщиной, чтобы она превратилась в Снежную королеву. "По какой-то причине в ней не осталось эмоций, ничего живого, все оказалось выморожено. Может быть, с ней случилось что-то страшное, и ей пришлось стать автоматом, чтобы не чувствовать боли?" "Я вижу в этом описании образ матери, которая не может любить своего ребенка, потому что ее саму не любили в детстве: ей не у кого было научиться этому. Она получала материнское молоко со снежинками и теперь кормит своего ребенка им же" (Анна). "Такими не рождаются, такими становятся. У новорожденного вряд ли может быть замороженная часть себя, а у ребенка, пережившего развод родителей, вполне" (Ольга). "Если выражать чувства небезопасно, нужно избавиться от них. Перестать кричать, плакать, смеяться" (Елена). Получается, что персонаж, с которым связано столько страхов, боли, возможно, ненависти, это несчастная женщина, пережившая потерю или несчастье? И каждая из нас легко вспоминает эпизод из собственной жизни, когда нам приходилось действовать на автомате, не чувствуя боли, не позволяя себе смеяться. Быть Снежной королевой... Но кто же тогда главное действующее лицо сказки? Этот вопрос буквально вырывается у Ольги. Елена Шкадаревич немедленно переадресовывает его нам. "Мне кажется, что это Маленькая разбойница. Встреча с ней переломный момент в сказке, после нее Герда становится живой и настоящей" (Анна). "Безусловно, Герда, но она не существует сама по себе, без других героев и встреч с ними. Она постоянно обогащается, на нее нанизывается новый опыт, она проходит путь взросления человека, через испытания. Иначе она просто не достигнет цели, или перестанет быть собой. И Снежная королева также является ее частью" (Елена). "Если бы я сейчас начала снимать блокбастер, я бы превратила Герду в Снежную королеву" (Ольга). Комментарий Елены Шкадаревич: "Снежная королева" – это сказка про внутренний путь. Тот герой, тот эпизод, который вы видите в сказке главным, отражает ваш собственный этап этого пути. Путь к целостности, согласно этой сказке, лежит через узнавание и принятие разных сторон своей личности, возможность быть и прекрасной принцессой, и отважной Гердой, и заботливой старушкой-волшебницей, и необузданной Маленькой разбойницей, и замороженной, "обезболенной" Снежной королевой. Но в то же время опасно застревать в одной роли надолго: нельзя прожить всю жизнь у доброй старушки, но также страшно срастись с ролью Маленькой разбойницы или Снежной королевы".

"Путь к целостности, согласно этой сказке, лежит через узнавание и принятие разных сторон своей личности".

"Они вернулись домой взрослыми людьми"

Этими словами заканчивается сказка великого сказочника. Дети выросли. Но если мы видели, как взрослела Герда, то какой путь проделал Кай? Почему он тоже стал взрослым? "Возможно, он прошел тот же путь, когда возвращался домой?" (Ольга). "Он просто шел с другой стороны" (Анна). "Осколок растаял, и рост пошел с удвоенной силой" (Елена). Так или иначе, к финалу сказки Герда и Кай обрели друг друга. А участники семинара, путешествуя вместе с героиней сказки, смогли увидеть события своих жизней в ином свете, придать им новый смысл. И если у вас остались вопросы, просто почитайте сказку. В ней вы найдете свои ответы. Потому что они уже есть в вашей души.

ГЕРДА

ГЕРДА (дат. Gerda) - героиня сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева» (1843). Г.- нормальная, «естественная» девочка в плену мифа, в отличие от своего названного братца Кая, победившая злые силы. Правда, Кай - жертва козней тролля, с которым бороться, казалось бы, невозможно. Оба героя, каждый по-своему, попали в миф. Возможно, в этом и были главные происки тролля, разбившего зеркало, что, как известно, неминуемо приносит несчастье, а поскольку это было еще и злое, кривое зеркало, то и мир, в котором жили герои, зашатался, исказился и рухнул. Два мельчайших осколка попали в глаз и сердце Кая, и он стал добычей Снежной Королевы, «выпал из реальности», забыв все на свете. В этой истории именно мальчик, Кай, оказался более доступным объектом эксперимента злых сил. Героиней пришлось стать девочке, решившей отправиться в царство к самой Снежной Королеве. Мы узнаем, что, пока Г. искала Кая, выросли одни герои (Маленькая разбойница), умерли другие (лесной ворон), а сами герои, Кай и Г., за это время стали взрослыми. Г.- очень важная героиня в мире Андерсена: она доказывает возможность борьбы со злом - мистическим, всесильным, уродливым. При этом Г. действует не в одиночку: в полусказочном мире, где вполне бытовые, даже реалистические герои (вроде лапландки или финки) соседствуют с говорящими воронами и оленями, к ней тянутся все, нет ни одного персонажа, который бы не пытался ей помочь. И дело не только в доброте, торжествующей, несмотря на происки тролля. Г. обладает даром привлекать к себе все доброе и отталкивать дурное.

Лит.: Брауде Л. Создание литературной сказки

//Брауде Л. Скандинавская литературная сказка. М., 1979. С. 44-98; Брауде Л. Ханс Кристиан Андерсен и его сборники «Сказки, рассказанные детям» и «Новые сказки»

//Андерсен Х.К. Сказки, рассказанные детям; Новые сказки. М., 1983. С. 279-320.

Х.Н.Суханова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГЕРДА" в других словарях:

    Герда немецкое имя, производное от Гертруда. В русском языке приобрело популярность после выхода в свет сказки Андерсена «Снежная королева». Герда Вайссенштайнер итальянская саночница. Герда Вегенер датская художница. Герда… … Википедия

    По скандин. мифологии: красавица, ставшая женой бога Фрейра и богиней красоты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРДА По скандинавской мифологии: гигантская красавица, ставшая супругою Фрейра и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 астероид (579) богиня (346) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Герда - мит. во скандинавската митологија: божица на убавината жена на Фрејар … Macedonian dictionary

    Дата рождения: 1967 (Герда Штайнер), 1964 (Йорг Ленцлингер) Место рождения: Эттисвиль (Герда Штайнер), Устер (Йорг Ленцлингер) Жанр: инсталляция … Википедия

    Стив Герда Личная информация Гражданство … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Герда Вегенер Gerda Wegener … Википедия

    Герда Вегенер Gerda Wegener Имя при рождении: Gerda Marie Fredrikke Gottlieb Дата рождения: 15 марта 1886(18860315) Место рождения: Дания … Википедия

Книги

  • Герда. История одной дворняги , Владимир Валерьевич Земша. В центре внимания в рассказе – обычная дворняжка по имени Герда. Читатель получает возможность посмотреть на окружающий мир и, возможно, самого себя, собачьими глазами. Волею человеческого…

01
В большом городе жили мальчик и девочка, которые очень любили друг друга, как брат и сес­тра. Мальчика звали Кай, а девочку - Герда. У их родителей, которые жили под самой кры­шей дома, было по большому деревянному ящи­ку, где росли розовые кусты. Кай и Герда ходили друг к другу в гости и играли среди роз.


02
Они приходили друг к другу и зимой, а старая бабушка рассказывала им про королеву белых снежинок, часто по ночам пролетающую по улицам города и покрывающую окошки до­мов морозными узорами. Герда боялась, что Снежная королева может войти в их дом, но Кай пообещал: «Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает».



03
Собираясь спать, Кай заглянул в окно и уви­дел «женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снеж­ных звездочек». Она поманила Кая рукой, но тот испугался и отошел от окна.


04
Герда мгновенно заметила перемены, произошедшие в ее друге: розы, которые он прежде любил, теперь он стал называть гадкими...


05
Однажды Кай отправился вместе с други­ми мальчиками кататься на площади. Неожидан­но на площади появились большие сани белого цвета, к которым Кай привязал свои санки. Наконец сидевшая в санях женщина оглянулась, и мальчик узнал в ней Снежную Королеву.


06
Она посадила мальчика в свои сани, поцелова­ла его в лоб, и Кай забыл и всех своих родных, и Герду. Кай решил, что умнее и прекраснее этой женщины он не видел никого. Снежная королева, подхватив мальчика, взвилась на черное небо.


07
Девочка надела свои новые красные башмачки и пошла к реке спрашивать о Кае. Она решила отдать ре­ке свои башмачки, только бы она вернула ей дру­га.


08
Старушка угощала Герду вишнями и расчесывала ей волосы золотым гре­бешком. Чем дольше она расчесывала кудри сво­ей гостьи, тем больше та забывала Кая.


09
Герда опустилась на землю и заплакала, и ее слезы падали как раз на то мес­то, где когда-то был розовый куст. Как только слезы увлажнили земли, куст роз в один миг вы­рос такой же цветущий, как раньше. Герда вспомнила о Кае и том, что его необходимо най­ти.


10
Герда присела отдохнуть. На снегу рядом с ней прыгал большой ворон. Неожиданно птица поздоровалась на человеческом языке с девоч­кой


11
Ворон привел Герду во дворец к своей невесте, которая нашла историю Герды очень трогательной. Она сказала, чтобы Герда взяла лампу и шла за ней вперед.



12
На другой день они одели Герду в прекрасную одежду - башмаки, муфту, чудесное платье, по­садили в карету из чистого золота и пожелали ей счастливого пути.


13
- Она будет играть со мной, - сказала маленькая разбойница. - Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постели.


14
Когда маленькая разбойница усну­ла, голуби рассказали Герде, что видели Кая си­дящего в санях Снежной королевы и что, вероят­но, они направлялись в Лапландию.


15
Маленькая разбойница сжалилась над девочкой, помогла ей бежать и даже выпустила на волю северного оле­ня в обмен на то, что он должен отвезти Герду к дворцу Снежной королевы. Северный олень пу­стился во всю прыть к Северному полюсу, и очень скоро они очутились в Лапландии.


16
Лап­ландка сказала, что им нужно добираться до Финляндии, и написала на сушеной треске по­слание, адресованное живущей в тех местах финке. Олень с Гердой быстро разыскали жилье финки.


17
...Олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами. Тут он спустил девочку, поцеловал ее в губы, и по щекам его покатились, крупные блестящие слезы. Затем он стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.

Сказка Г. Х. Андерсена посвящена очень известной в 18 веке Иенни Линд – оперной актрисе. Она обладала феноменальным диапазоном. Ей рукоплескал Берлин, Париж, Лондон и Вена. Ее голосом восхищались, а выступления проходили с аншлагом. Андерсена покорил до глубины души ее прекрасный голос. Знакомство Линд и писателя произошло в Копенгагене. Буквально с первого взгляда он полюбил певицу. Было ли это чувство взаимным - неизвестно. Но его писательский талант она очень ценила. Говорить красиво о своей любви Андерсен не мог, поэтому решил об этом написать и признаться в своих чувствах. Отправив письмо с признанием Линд, он не дождался ответа. Так и появилась на свет известная сказка, рассказывающая о трогательной любви, которую испытывали друг к другу Герда и Кай. Прообразы героев в сказке Через два года состоялась встреча Линд и Андерсена. Актриса предложила Андерсену стать ее братом. Он согласился (так как это лучше, чем быть никем), подумав о том, что Герда и Кай тоже были как брат и сестра. Возможно, в поисках настоящего чувства Андерсен много времени проводил в путешествиях, пытаясь убежать из царства Снежной Королевы, которым для него был Копенгаген. В жизни все не так как в сказке. Образ Кая и Герды, придуманный Андерсеном и олицетворявший его и Линд, был таким же чистым. В жизни Кай так и не смог влюбить в себя Герду и вырваться из царства Снежной Королевы. Краткий анализ сказки Г. Х. Андерсен – первый датский писатель, произведения которого вошли в мировую литературу. Самыми известными являются сказки «Русалочка» и «Снежная Королева». Они знакомы практически каждому из нас. Сказка «Снежная Королева» рассказывает о добре и зле, любви и забвении. Также в ней повествуется о преданности и предательстве. Образ Снежной Королевы в сказке был взят не просто так. Отец Андерсена перед смертью сказал ему, что за ним пришла Ледяная Дева. В своей сказке писатель олицетворял Снежную Королеву именно с Ледяной девой, которая унесла с собой его умирающего отца. Сказка на первый взгляд проста и не содержит в себе глубокого смысла. Углубляясь в процесс анализа, понимаешь, что сюжет поднимает одни из самых важных аспектов жизни – это любовь, преданность, целеустремленность, доброта, борьба со злом, религиозные мотивы. История Кая и Герды Это история трогательной дружбы и любви двух сказочных персонажей сказки Андерсена. Были знакомы Герда и Кай с самого детства и много времени проводили вместе. В сказке доказывать крепость дружбы приходится именно Герде, которая отправилась в долгое и нелегкое путешествие следом за мальчиком, ставшим пленником самой Снежной Королевы. Очаровав Кая кусочком льда, она превратила его в черствого, избалованного и наглого мальчишку. При этом Кай не осознавал своих перемен. Сумев пройти через множество трудностей, Герде удалось найти Кая, растопить его ледяное сердце. Доброта и вера в спасение друга придавали девочке силы и уверенности. Сказка учит быть преданным своим чувствам, не оставлять в беде близкого человека, быть добрым и, несмотря на трудности, стремиться к достижению поставленной цели. Характеристика Кая и Герды Сказка Андерсена нам описывает доброго, внимательного и отзывчивого Кая. Но после брошенного самой Снежной Королеве вызова он превращается в грубого и злого мальчика, способного обидеть кого угодно, даже Герду и бабушку, сказочные истории которой он очень любил слушать. Одна из проделок Кая закончилась тем, что он оказался в плену у Снежной Королевы. Во дворце у злой королевы он стал мальчиком с ледяным сердцем. Кай все время пытался выложить слово «вечность» из льдинок, но у него не получалось. Тогда она пообещала ему подарить коньки и весь свет. Стремление Кая постичь вечность указывает на его непонимание того, что это невозможно сделать без истинных чувств, без любви, имея только холодный разум...