Сценарий праздника "Русская печь – тепло и добро". День русской печи

19 мая отмечается День русской печи. Такой неофициальный праздник придумали для главного символа славянского быта. Ни одну крестьянскую избу невозможно представить без этого уютного домашнего очага.

Основное назначение русской печки - приготовление пищи. В ней варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили».

Русскую испечь использовали для обогрева помещения. Отопительный сезон начинался с праздника Покрова (середина октября) и заканчивался в Благовещенье (апрель-май).

Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала ее равномерно. Самое теплое место в доме было на полатях. Такая уютная лежанка согревала озябших ребятишек, врачевала хворых, дарила тепло в лютые морозы появившейся на свет домашней скотине. Печь олицетворялась с женщиной, дарующей жизнь. Чтобы роженице облегчить потуги, в крестьянской избе открывали заслонку, двери, окна. Печь обладала целительной силой, могла превратить «чужих» людей в «своих», т.к. входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой.

Благодаря печке лечились не только теплом и огнем, но и окуривая дымом или вдыхая пар. Для ингаляций использовались раскаленный кирпич с углублением, в которое насыпали травы, источающий ароматы. Для компрессов применяли угольный порошок, смешанный с тертым картофелем. Заваривали и пили опечину (пережженную глину) при лихорадке. Русскую печку часто использовали в качестве бани. До середины XIX века в ней мылись и парились, стирали одежду.

Она была поставщиком древесного угля для кипячения самовара и золы для удобрения огородов. На печке сушили зерно, травы, грибы и другие природные дары.

Русская печка была неотъемлемой частью всей культуры народа. По печи предсказывали погоду. Каждый наблюдательный хозяин знает, что предвещают звуки печной трубы: высокий и протяжный - к перемене погоды, низкий и порывистый - к затяжному ненастью. Своеобразным метеосигналом служил и дым, идущий из трубы: столбом - к морозу, стелющийся или расползающийся - к ветру и дождю, а в зимний период - к оттепели или метели. Огонь тоже сулил, какой будет завтра день. Если пламя яркое и дрова горят весело с легким потрескиванием, то жди ясную погоду.

Русская печка служила народным ремеслам. Она была и гончарным горном, в ней плавили металл для изготовления домашней утвари и женских украшений, и распаривали лучинки, чтобы смастерить забаву для детей.

Сюжеты с печкой отражены в фольклоре - в народных сказках, поговорках, загадках. Например, теплая лежанка взрастила такого богатыря, как Илья Муромец, была идеальным местом укрытия для детей («Гуси-лебеди»), служила уникальным средством передвижения («По щучьему велению»).

Подробно

Крупным планом

Не успел завершить свое триумфальное шествие по кинотеатрам фильм «Холоп», как на экраны вышел своего рода «Холоп-2» - фильм «На Луне», снятый на ту же тему только в серьезном ключе. Название наводит на мысль о фантастике, но в фильме нет ничего фантастического - разве что вряд ли кто-то из богатых будет посылать сына на исправление в глухие края.

Крупным планом

Повелось отмечать день этой гениальной многофункциональной конструкции неизвестно. Но однозначно, если бы такой даты не существовало, её стоило бы придумать и объявить официальным праздником, отдавая дань уважения печи, которая несколько столетий помогала российскому народу зимовать в теплых домах, готовить пищу, лечить болезни, дезинфицировать жилище.

Первые печки на Руси появились в IX - X веке нашей эры. Печи-каменки, похожие на примитивный очаг, сложенные без какого-либо скрепляющего раствора из необработанных валунов использовали для обогрева домов, приготовления пищи.

В XV веке печная конструкция претерпела значительные изменения. В избах, на возвышении - опечье, стали устанавливать глинобитные курные печи, представлявшие собой свод с толстыми стенками. В одном торце свода оставляли отверстие - через него ставили посуду, в которой готовили еду, закладывали дрова.

Из-за опасности возникновения пожара в таких конструкциях нельзя было разводить сильный огонь, они «курились» на малом огне, у них не было трубы - дым выходил на улицу через верхний притвор входных дверей. В дальнейшем в стене под потолком стали прорубать волоковое окно. Если печь не топилась, окно заволакивалось (закрывалось) деревянными заслонками.

Топились по-черному, но стены комнат не загрязняли. Наши мудрые предки, используя в качестве топлива лиственные породы деревьев, добивались полного сгорания дров, копоть оседала только вокруг волоконного оконца. Именно курная печь стала прародительницей знаменитой русской печи.

В начале XVII века появились деревянные печные трубы, которые подняли производительность печных конструкций, одновременно увеличив риск возникновения пожаров. Петр I запретил строить курные печи и деревянные трубы сначала в Санкт-Петербурге (1718г.), затем и в Москве (1722г).

Петровский указ привел к совершенствованию технологии возведения печей. В результате в XVIII веке в российских домах появилась и прочно обосновалась белая русская печь. Установленная непосредственно на печном корпусе труба выводила все продукты сгорания прямиком на улицу.

Среди существующих на тот момент отопительных приборов русская печь оказалась вне конкуренции: простата и универсальность конструкции, многофункциональность и большая теплоемкость обеспечили ей широкое признание в России и в зарубежных странах.

Всенародную любовь и почитание снискала она за безопасность, хорошее сохранение тепла (медленное остывание), высокий уровень КПД - 68% (в печах с подтопкой – нижним уровнем прогрева - 80 %), долгий срок службы (более 30 лет), возможность использования в лечебных и гигиенических целях, для сна и отдыха.

Печь обогревала жилое помещение, в ней готовили еду, сушили ягоды, грибы, травы. Мылись в печах, парились как в бане, «допекали» новорожденных младенцев, прогревали больные суставы и спину. На них спали, общались - вечерами, забравшись на печные полати, дети рассказывали всевозможные истории - печь придавала таинственности, давая простор детскому воображению.

Топили русскую печь с сентября по май. Вероятно, День русской печи отмечают 19 мая именно потому, что к этому времени холода на Руси отступали, и печь прекращали топить, предоставляя ей летний отдых.

Поддержим народные традиции и вспомним добрым словом домашнюю труженицу – белую русскую печь, подивимся смекалке, изобретательности российских умельцев пусть будет их на земле российской превеликое множество.

Русская печь неотъемлемая часть культуры русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили травы, грибы и ягоды; в печи парились (да, русская печь была и баней); гадали и ворожили, с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали. Сюжеты с печкой часто фигурирует в фольклоре – в народных сказках, поговорках, загадках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, прежде чем встал и сделался богатырем – народным защитником и героем. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи даже в лес по дрова. Сейчас все говорят, что Емеля – это образ русского ленивого человека. Но тогда сейчас все и в Европе и в Америке страшные лентяи, так как ездят даже в булочную на автомобилях. Печка Емели – это прообраз теперешнего мерседеса. Большую любовь к печи обнаруживает и пожилая Баба-Яга.

Печка наделялась человеческими чертами, например, способностью разговаривать. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего братца набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей сначала отведать пирожков и говорит, куда гуси-лебеди понесли ее братика, а впоследствии, на обратном пути, печка прячет девочку от погони. А может, действительно, в лихие времена при набегах врагов русские женщины прятали детей в печке?



Лежит Емеля на печи на девятом кирпичи.

Сначала русские печи топились по-черному, отчего избы назывались курными.
Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой – дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.


Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет.
Печи с трубой на руси начали делать, когда освоили изготовление кирпича. Но не сразу люди отказались и от печей по-черному. Печь с дымоходом и трубой менее экономичная, она требует больше дров, так как тепло с горячим дымом уходит, что называется, в трубу – на обограв улицы. Кроме того, дезинфекции избы не происходит, а искры из трубы на крыше очень опасны, особенно в ветреную погоду. Крыши раньше часто крыли соломой, дранкой, а в сухую погоду этот материал мог воспламеняться от малейшей искры.

Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20–30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.

Сажа скапливалась лишь у верхней притолоки избы или возле специального «волчка» (так называемого волокового оконца, то есть проделанной в стене щели в диаметр бревна, которая, когда печь не топилась, закрывалась задвижкой – заволокой).


Русская печь по-черному. Не одну сотню лет наши предки отапливали свои дома вот такими печами. Сегодня найти такую печь не в музее почти невозможно.

В 1718 г. Петр I издал указ, запрещающий строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Следовательно, до этого времени россияне отапливали свои дома по-черному даже в столицах. Россия стала подражать Западной Европе, все свое стало осмеиваться, казаться плохим и примитивным. Петр I забыл, что климат в России совсем не такой, как в Голландии или Англии. После этого его указа число простудных заболеваний в Петербурге резко увеличилось. А туберкулез легких для жителей Петербурга стал широкораспространенной болезнью. Но сел и деревень, слава богу, указ Петра I не коснулся, и там в северных деревнях продолжали делать печи по-черному вплоть до ХХ века

Русская печка по-белому
Вначале русские печи по-белому появились в домах богачей - бояр да князей, но к XVII веку широко распространились и среди среднего сословия. Основным центром печного искусства и выучки мастеров печных дел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. были города Владимир и Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, изготовлявшие печные приборы – задвижки, дверки, ухваты и т.д. В XVIII веке кирпичное производство приобрело массовый характер, в это время было возведено много церквей в городах и селах. Но русские не спешили отказваться от дерева в качестве строительного материала. Избы строили из бревен и богатые, и бедные. В домостроении если кирпич и использовали, то из него делали первый нежилой этаж, а жилым этажом был второй деревянный. Долгое время и церкви каменные и деревянные сосуществовали в одном селе рядом друг с другом. Каменная холодная церковь была летняя, а деревянная – теплая зимняя.


Глинобитная русская печка по-белому. Фото с сайта: http://sontucio.livejournal.com

Русская печь – это действительно гениальное изобретение. Поражает ее простота, эффективность и универсальность одновременно – три в одном, как говорят сегодня.

В русской печи готовили пищу: варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались горшками, корчагами, плошками, гусятницами, чугунками, сковородками, противнями. А чтобы поставить в печь и вынуть из нее что-то, использовали ухваты, сковородники (цапельники), деревянные лопаты. Обязательным атрибутом возле печи были: клюка или кочерга, емкость для гашения и хранения древесных углей, которые выгребали при окончании топки из печи. Посуда раньше изготавливалась из глины, но потом по большей части пользовались металлическими горшками из чугуна – чугунками, однако применялись и глиняные плошки и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было еще 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы, металлический совок – угли выгребать. Кроме тепла и варки пищи, печка производила древесный уголь для кипячения самовара и золу, которую использовали для стирки одежды, когда не было мыла, и для удобрения огородов. Золу складывали в специальную емкость во дворе – зольник. В деревнях на дорогу ни уголь, ни золу никогда не выбрасывали. Поэтому снег в деревне был чистый до самой весны. Не то, что сегодня в городах!


Русская печь в действии. Дружно горят сухие дрова. Дым выходит через устье. В чугунках варится: в одном картошка, в другом, надо полагать, щи или борщ.

Русская печь многофункциональна: она обогревает дом, в ней готовят завтрак, обед и ужин, пекут блины, оладьи, хлеб и пироги, готовят корм (пойло) для домашнего скота, греют воду. На ней сушат зерно, травы, грибы и другие дары леса и огорода. В лютые морозы возле печи согревают новорожденных домашних животных. На печи лечатся от простуды. Постели теплее, чем на печи или на полатях возле русской печи, не бывает.

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку голбцах и полатях спали дети. От тех времен осталась непонятная современному человеку поговорка: "Ты что, с печи упал что ли?". Так говорят о человеке, который начал говорить бессмыслицу или вести себя неадекватно. Действительно, упасть с печи было очень и очень больно, да еще упасть во сне: поневоле станешь неадекватен. Поэтому по краю печи хорошие хозяева обязательно делали барьеры и загородки из реечек или досок, чтобы люди с печи не падали.


Топленое молоко с настоящей пенкой можно приготовить только в русской печке в глиняном горшке.



В русской печи пекли очень вкусные пироги: открытые, как этот, или закрытые, когда начинка помещалась внутрь пирога. С чем только не пекли пироги: с творогом, с яйцом, с клюквой, с малиной, с картошкой, с капустой, с рыбой...



Хлебы в печи испеклись, можно вынимать.


Каши и запеканки, приготовленные в русской печи, очень вкусные. Одна корочка поджаристая чего стоит!


Наверное, увидев этакую сценку, кто-то шутливо произнес: "А потом – суп с котом". Поговорка так понравилась, что до сих пор употребляется.

Русская печь располагалась практически в центре избы и прогревала ее равномерно.
На печи был устроен обязательный лежак. Размеры русской печи были таковы, что на лежаке вполне располагались два взрослых человека. Поговорка такая была: "Приходи меня искать, я на печке буду спать". Рядом с печью традиционно строился голбец – дощатый лежак рядом с печью, но чуть пониже лежака печи. Если лежать на печи становилось слишком жарко, можно было перелезть на голбец. Внутри голбца, как в чулане, хранили домашнюю утварь. Кроме того, через голбец был вход в подполье. Человек, не сгибаясь, мог зайти через голбец в подполье, где хранились картошка, овощи, соленья и варенья.



Когда на печи становилось жарко, можно было перелезть на полати. В деревнях такая частушка-прибаутка была в старые времена: "Я на печке спал, на карачки встал, на полати перешел, Маньку рыжую нашел".

Пока печь в доме топилась, живы были и ее хозяева. Остывала печь только вместе с гибелью всей семьи. Даже при пожаре, когда дом сгорал, русская печь на своем фундаменте еще долго стояла среди других домов в деревне. Наверное, на такую вот беcхозную печь на месте сгоревшего дома – на пепелище – и набрела сказочная девочка Маша в поисках своего братца Иванушки.

С печью в сознании были связаны понятия надежности, защиты, основательности. Ребятишки, испугавшись грозы, жались поближе к печи.
Она являлась ядром дома, домашним очагом, дающим благополучие, сытость, тепло.


При словах «русская печка» становится как-то сразу тепло и уютно, вспоминаются старые сказки про Емелю, Бабу Ягу, богатыря Илью Муромца… История русской печи насчитывает не один десяток веков. Печь занимала самое важное место в доме. Она и кормила, и грела, и лечила, в ней даже мылись. Важную роль печь играла в народных верованиях, представлениях о времени. Будучи вместилищем огня, домашним очагом, печь обладала целительной и объединяющей энергией, могла превратить «чужих» людей в «своих», т.к. входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой. Считалось, что за печкой или в подпечье живет домовой, покровитель дома.

Печь олицетворялась с женщиной, даруя жизнь. Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. Как пуповиной, печью человек был привязан к дому с младенчества до старости. Полежать на печи всем было по нраву, но по праву место на печи принадлежало старикам и детям. Молодым давали наставления: «Корми деда на печи – сам там будешь». Детки забирались под бочок бабушке или дедушке, слушали сказки, впитывали знания, развивали воображение и поэтическое восприятие мира. Женщины занимались домашними делами, рукоделием, мужчины что-то мастерили или чинили. В старину людей здоровых, но любивших поваляться на печи, осуждали, называли их печушниками-лежебоками.

Русскую печь в крестьянской избе топили и летом, и зимой. Огонь разводили раскаленными углями, которые берегли и хранили в небольшом углублении (горнушке) под слоем золы. Взаймы их давали с неохотой и только с условием обязательного возврата после растопки. Печь была незаменима: в ней варили, жарили еду, пекли хлеб и пироги, грели воду, сушили продукты и одежду, предсказывали погоду, ворожили, и, конечно, на ней спали. Благодаря печке лечились не только теплом и огнем. Но и, например, дымом, окуривая помещения или вдыхая его (ингаляции). Для ингаляций пользовались раскаленным кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тертым картофелем. Заваривали и пили опечину (пережженную глину) при лихорадке. Лечились золой, готовили снадобья из трав. В русской печи мылись и парились почти до середины XIX века. Сейчас печи видоизменились, приспособлены к новым условиям и требованиям, но всё-таки остаются популярными в частных домах. Ни с чем не сравнится еда, приготовленная в печи – ароматный хлеб, томленая каша или щи… (Секрет в равномерном распределении жара и поддерживании определенной температуры.) Ну и, конечно, существует тяга к ощущению связи поколений. Археологи утверждают, прообраз современной печи появился около 4 тысяч лет назад, именно тогда человек догадался поместить огонь под глиняный свод.

Из известного: в Древней Руси очаги были курными – без дымовой трубы. Лишь в 15 веке – русская печь приобрела знакомый нам вид. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, изготавливали из древесины в виде толстого теса. Грело хорошо, но пожары стали случаться в избах все чаще. В 1718 году Петр I , устав выделять деньги на восстановление сгоревших изб и служебных помещений, издал указ, запрещающий строительство домов с курными печами и деревянными трубами в Петербурге. В 1722 году указ распространили и на деревянную Москву.

Новое слово в строении печей сказали кирпичные заводы. По всей Руси, не только печи, но и трубы – дымоходы стали выкладывать кирпичем. Среди дворянского сословия стало модным отделывать русскую печь расписными изразцами голландского образца. Такие печи, получившие в простонародье название «голландки» сегодня можно увидеть в музеях, например в парке Кусково в Москве. На протяжении двух веков (17-19) русские мастера – печники высоко ценились и в Европе. История хранит имена выдающихся мастеров печного искусства: Мартын Васильев, Ермолай Иванов, Иван Степанов и другие.

В середине 18 века к народным умельцам – печникам приходит на помощь наука. Тк, например, рсский архитектор Львов заложил основы конструирования печей и систем печного отопления. А строитель и архитектор Свиязев изобрел оригинальные топливники и печи, в своем труде «Теоретические основы печного искусства» привел методику расчета газовых каналов и сечений дымовых труб. Изучению и совершенствованию печного искусства уделялось огромное внимание. Печное отопление на Руси использовали все – от самой захудалой крестьянской избенки до Кремлевских палат. При последней реконструкции Московского Кремя, непосредственно Грановитой палаты, была обнаружена сложная система отопления, действовавшая еще в конце 15 века.

19 мая отмечается День русской печи. Такой неофициальный праздник придумали для главного символа славянского быта. Ни одну крестьянскую избу невозможно представить без этого уютного домашнего очага. В этот праздник поговорим, как использовали русскую печь.

Основное назначение русской печки - приготовление пищи. В ней варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили».

Русскую испечь использовали для обогрева помещения. Отопительный сезон начинался с праздника Покрова (середина октября) и заканчивался в Благовещенье (апрель-май).

Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала ее равномерно. Самое теплое место в доме было на полатях. Такая уютная лежанка согревала озябших ребятишек, врачевала хворых, дарила тепло в лютые морозы появившейся на свет домашней скотине. Печь олицетворялась с женщиной, дарующей жизнь. Чтобы роженице облегчить потуги, в крестьянской избе открывали заслонку, двери, окна. Печь обладала целительной силой, могла превратить «чужих» людей в «своих», т.к. входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой.

Благодаря печке лечились не только теплом и огнем, но и окуривая дымом или вдыхая пар. Для ингаляций использовались раскаленный кирпич с углублением, в которое насыпали травы, источающий ароматы. Для компрессов применяли угольный порошок, смешанный с тертым картофелем. Заваривали и пили опечину (пережженную глину) при лихорадке. Русскую печку часто использовали в качестве бани. До середины XIX века в ней мылись и парились, стирали одежду.

Она была поставщиком древесного угля для кипячения самовара и золы для удобрения огородов. На печке сушили зерно, травы, грибы и другие природные дары.

Русская печка была неотъемлемой частью всей культуры народа. По печи предсказывали погоду. Каждый наблюдательный хозяин знает, что предвещают звуки печной трубы: высокий и протяжный - к перемене погоды, низкий и порывистый - к затяжному ненастью. Своеобразным метеосигналом служил и дым, идущий из трубы: столбом - к морозу, стелющийся или расползающийся - к ветру и дождю, а в зимний период - к оттепели или метели. Огонь тоже сулил, какой будет завтра день. Если пламя яркое и дрова горят весело с легким потрескиванием, то жди ясную погоду.

Русская печка служила народным ремеслам. Она была и гончарным горном, в ней плавили металл для изготовления домашней утвари и женских украшений, и распаривали лучинки, чтобы смастерить забаву для детей.

Сюжеты с печкой отражены в фольклоре - в народных сказках, поговорках, загадках. Например, теплая лежанка взрастила такого богатыря, как Илья Муромец, была идеальным местом укрытия для детей («Гуси-лебеди»), служила уникальным средством передвижения («По щучьему велению»).