Мировое сообщество международное сообщество межгосударственное сообщество. Что такое мировое сообщество

Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество ) - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии , выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира . В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь - ООН , как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).

См. также

Напишите отзыв о статье "Мировое сообщество"

Литература

  • , автор - Яценко Н. Е., СПб., 1999
  • И. Дайнес. «История России и мирового сообщества. Хроника событий», М., Олма, 2004

Отрывок, характеризующий Мировое сообщество

– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?

термин теории и практик международных отношений, указывающий на макси мальную степень обобщенности восприятия мирово международной правовой ситуации и обозначающи системную совокупность всех существующих субъек тов международного права, как государственных, та и иных, являющихся членами данного сообщества Понятие «С.м.» прочно вошло в политический лекси кон современности и служит объектом апелляции, а также предметом высшей мотивации для международ-ных инициатив глобального характера. Ссылка на волю С.м., а также указание на действия, совершаемые от его имени, мотивированные его интересами, при-сутствуют в текстах официальных документов OOН и др. международных организаций. Членами С.м. являются народы, гос-ва, общественные структуры группировки, союзы и др. объединения такого рода, религиозные объединения и движения, организации, правительственные и неправительственные, в т.ч. ООН и иные международные организации и учреждения всемирного характера, а также региональные межгосударственные политические, экономические, военные союзы, транснациональные экономические ин-ты и структуры, международные научные учреждения и т.п. Политические, экономические, социальные дипломатические, правовые, военные, гуманитарные связи и отношения между членами С.м. составляют в совокупности систему международных отношений, субъектами которых они выступают.

Прежде чем обрести свое современное значение, понятие С.м прошло долгий исторический путь, и его эволюция продолжается. Размышления о С.м. встречаются еще у антич. авторов, а впоследствии - у мыслителей эпохи Возрождения, хотя и те и другие подразумевали под этим нечто существенно отличающееся от сегодняшнего понимания данного понятия. В течение долгого времени понятие «С.м.» подразумевало прежде всего отношения монархов. Правовые механизмы формировались лишь в той части, в которой они были необходимы для поддержания межгосударственных отношений.

После Первой мировой войны формируется современное понятие «С.м.». Важным фактором развития понятия «С.м.» явилось осуждение войны как способа достижения гос-вом своих целей. Произошедший тогда же раскол мира на два противоборствующих ла- геря, социалистический и капиталистический, не умолял значения данного фактора, поскольку советская Россия признала большинство принципов мирного сосуществования гос-в.

Понятие С.м. в ракетно-ядерный век приобретает смысл и качество, коренным образом отличающиеся от представлений прошлого. Осмысление объективной взаимозависимости общности судеб человечества во втор. пол. 20 в. привело к тому, что именно в этот период окончательно сложилось во многом противоречивое, но тем не менее реальное С.м. Реалии «холодной войны» создавали неблагоприятные условия для устойчивой всепланетарной общности стран и народов, но угроза тотального уничтожения превращала войну из универсального средства передела мира или установления мирового господства в средство стратегического балансирования и способствовала взаимному сдерживанию двух блоков, ограничивая их активность. Все более ощутимый вес приобретал фактор моральной оценки действий того или иного гос-ва со стороны С.м. На фоне межсистемной идеологической конфронтации развивался прагматический тезис о мирном сосуществовании социализма и капитализма, ставший фундаментом политики разрядки.

Новый этап в формировании С.м. начался после распада мировой системы социализма. Устранение глобального идеологического антагонизма позволило говорить о выработке стратегии развития всего человечества. С.м. сегодня обладает многосоставной структурой, изобилующей разнообразными региональными объединениями, но одновременно складывается и неуклонно расширяется система многообразных связей между региональными образованиями и отдельными государствами, функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Парижский клуб стран-кредиторов и т.п.

политология власть легитимность государство

Мировое сообщество - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь -- ООН , как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).

В XIX -- начале XX века в аналогичном значении употреблялся термин «цивилизованный мир», который сейчас считается неполиткорректным .

Международные отношения -- это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д.

Современные тенденции международных отношений:

  • -- интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
  • -- формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;
  • -- демилитаризация и демократизация -- постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Мировая политика -- это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.

Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами ив надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.

Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами:

  • 1) субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами.
  • 2) международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования.
  • 3) как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху.
  • 4) все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами - с другой. Единение человечества означает и углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса. Ориентиры и пути такого единения на планете намечают и пролагают совместными усилиями все члены мирового сообщества.

термин, который используется для обозначения некоторой гипотетической общности граждан всех стран мира, которые объединены в общем порыве интернационализма в единый фронт. Данное выражение обычно употребляется в осуждающем контексте: «все мировое сообщество осудило акт...», «мировое сообщество обеспокоено...», «мировое сообщество выдвинуло требования к диктаторскому режиму...» и т. д. Вполне понятно, что никакого сплоченного мирового сообщества на самом деле нет, большинство государств живет сами по себе, пытаясь не вмешиваться во внутренние дела прочих государств и не допуская в свои внутренние дела вторжения извне. Более того, многие государства и блоки государств находятся друг с другом если не в открытом противостоянии, так в состоянии холодной войны, что вообще не позволяет говорить о какой-либо целостности.

Из всего вышеописанного ясно, что выражение «мировое сообщество» - это элемент манипуляции общественным мнением, когда под этими словами получателю информации навязывается определенная точка зрения, выгодная манипуляторам. Ведь если все мировое сообщество осудило, то как же не осудить простому обывателю, который смотрит репортаж об осуждении. Естественно, что данная технология манипуляции используется для давления на неугодные новому мировому порядку режимы, а также для оправдания различного рода гуманитарных миссий в отношении таких режимов.

См. также: государство-изгой, гуманитарная помощь, международный терроризм, общечеловеческие ценности, прогрессивное человечество, самоопределение, свобода вероисповедания, социал-дарвинизм, экономическая блокада.

Мировым сообществом называют все страны, которые в настоящий момент существуют на планете. Связи между государствами становятся более и более тесными, причем они могут носить политический, экономический или культурный характер. Процесс глобализации трудно оценить однозначно. С одной стороны, он помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дает людям доступ к благам, о которых они ранее даже не знали. Однако глобализация имеет и негативные стороны. Неповторимые культурные организмы, то есть отдельные общества, утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. А развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов.

Под глобализацией в социологии и других общественных науках понимают формирование наднациональных структур в сфере экономики, политики, культуры, которые оказывают влияние на мировые процессы. В сфере экономики это проявилось в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций, в сфере политики -- ООН, ЮНЕСКО, а также в появлении разнообразных военных блоков. Сфера культуры затронута указанным процессом не в меньшей мере, поскольку в настоящее время вследствие развития средств связи наблюдается унификация стиля жизни.

И. Уоллерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой все большую власть приобретают наднациональные экономические факторы. На основании этого утверждения он делает вывод, что национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы. Уоллерстайн предложил также концепцию мировой экономической системы -- совокупности государств, объединенных экономическими связями, но политически не зависящих друг от друга. Это понятие он ввел по аналогии с понятием мировой империи -- государства, которое подчиняет и объединяет несколько других государств.

По мнению Уоллерстайна, мировая экономическая система в настоящий момент охватывает весь мир, однако положение отдельных стран в рамках этой системы неравноценно. По этой причине американский исследователь предложил выделять в мировой системе ядро, полупериферию и периферию.

К ядру, по мнению Уоллерстайна, относятся развитые экономические страны (США, Канада, страны Западной Европы и Япония). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технологиями, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни.

Страны периферии -- это самые бедные страны Африки и Латинской Америки. Такие страны характеризуются высокой политической нестабильностью, полной неразвитостью перерабатывающей промышленности; фактически они представляют собой «сырьевые придатки» стран ядра, поскольку полезные ископаемые в них только добываются, но не перерабатываются.

Промежуточное положение между странами ядра и странами периферии занимают страны полупериферии. С одной стороны, они не настолько могущественны, чтобы сравниться со странами ядра, по отношению к которым они также обычно являются «сырьевыми придатками». Со странами ядра их роднит то, что по отношению к странам периферии они выполняют ту же роль. Например, Бразилия продает произведенные на своей территории автомобили, которые вряд ли кто-нибудь станет покупать в США: там гораздо больше востребован кофе, который производится в Бразилии. Однако страны полуперифе- рии более развиты, чем страны периферии: Бразилия отличается от последних, поскольку она достаточно индустриально развита (если бы это было не так, то и автомобили бы она не производила).

Глобальную мировую систему в науке принято называть мировым сообществом. Мировое сообщество не является обществом в обычном смысле этого слова, поскольку оно объединяет множество обществ. А общество связано с нацией и государством, хотя и не равно им. По этой причине мировое сообщество называют также квазиобществом.

Существует два основных подхода к феномену глобализации. Одни ученые рассматривают глобализацию как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, проблему таких болезней, как рак, СПИД, представляющих большую опасность для человечества в целом, парниковый эффект и т. д.

Другие ученые, внимание которых в большей степени приковано к изучению процесса становления глобальных структур, видят в глобализации процесс вестернизации, то есть распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. Естественно, в плане оценки здесь нет единодушия, поскольку вестернизация рассматривается и как положительная, и как отрицательная тенденция; в первом случае говорят скорее о развитии и усвоении достижений, тогда как во втором -- о культурном империализме.

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой полупериферии -- вредным и разрушительным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран ядра, поскольку на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств. Страны периферии (как и страны полупериферии, но в гораздо большей степени) теперь должны подстраиваться под потребности индустриальных стран, так как вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие невозможно.

Отметим основные проявления глобализации:

происходит формирование единого информационного пространства. Ярчайшим проявлением этого является возникновение Интернета;

жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с мировой системой и глобальным обществом. Это имеет как позитивные (прежде всего экономические), так и негативные (культурные, социальные, в меньшей мере -- экономические) последствия для «колонизованных» государств;

развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий. Так как знания принадлежат по преимуществу транснациональным корпорациям, их распространение не зависит от границ культур и национальных государств.

«Глобализация» -- слишком часто употребляемый термин, которому можно придавать самые различные значения. Однако неоспоримым фактом является осознание современным человечеством глобальных проблем, что и породило, в свою очередь, само понятие глобализации, ныне одно из самых популярных и наиболее часто употребляемых, а также привело к осознанию идеи возможной скорой гибели человеческой цивилизации, причем от ее же собственных рук. Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался появлением и позже -- обострением таких проблем, как международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп» и др.) и т. д. общество гражданское постиндустриальное глобализация

Впервые понятие глобализации было употреблено в работах французских и американских ученых в 60-х гг. XX в., а сегодня, как уже было сказано, оно является одним из самых популярных во многих языках мира. Процесс глобализации может рассматриваться как в политическом аспекте, так и в экономическом и в культурном, что позволяет говорить о его социокультурном характере. В наиболее общем виде глобализация может быть определена как исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы.

Глобализация -- явление отнюдь не новое. Глобализация в форме интернационализации хозяйственных связей и межнационального общения активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. Правда, мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в XX в. существенно ослабляли ее импульсы.

Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия. Это проявляется прежде всего в формировании единого экономического и культурного пространства, когда чрезвычайная пестрота экономического и культурного уклада доиндустриального общества сменяется относительно универсальными формами экономической и культурной сфер жизнедеятельности. Поэтому иногда глобализм определяют как формирование единой капиталистической системы, в рамках которой действуют единые законы рыночных отношений.

До настоящего момента неразрешенным остается вопрос определения сущности глобализации. Многие исследователи посвятили научные труды исследованию этого социального явления Гидденс Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6; Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1; Кувалдин В., Рябов А. Национальное государство в эпоху глобализации // Свободная мысль. 2000. № 1; Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5; Население и глобализация / Под общей редакцией НМ. Римашев- ской. М., 2002; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005 и др., однако в определении глобализации единогласия достигнуто не было. Глобализацию можно представить как «процесс расширения и ускорения мирового сотрудничества, затрагивающий все аспекты современной социальной жизни -- от культурной до криминальной, от финансовой до духовной» Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ.

В.В. Сапова и др. М., 2004. С. 2.. В целом же, с учетом многосторонности процесса глобализации, ее можно определить как процесс формирования и утверждения целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие его как такового общественным сознанием. Приведенное определение принадлежит М.О. Мнацаканяну, который также отмечает, что данный феномен не следует отождествлять с унификацией, выражающейся в американизации: в данном случае речь идет о собирании, единении человечества в целостном мире, где происходит взаимодействие разнородных и разнообразных национальных, религиозных, государственнополитических, цивилизационных составных компонентов МнацаканянМ.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 137.. Кроме того, заслуживает внимания определение глобализации, данное А.Н. Чумаковым, согласно которому под глобализацией следует понимать «многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социальноэкономического развития» Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005. С. 365..

В политическом плане глобализация проявляется в формировании и функционировании наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая восьмерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола.

В экономическом плане процесс глобализации можно выразить понятием «мировая капиталистическая экономика», в которой усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, а также наблюдается глобальное разделение труда, увеличение роли многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» или «Дженерал Моторс», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки молниеносно реагируют на политические и социальные изменения в различных регионах мира. Мировая капиталистическая экономика функционирует в рамках мировой экономической системы.

Мировая экономическая система--это совокупность территорий стран, объединенных экономическими связями. Данное понятие шире, чем понятие мировой капиталистической экономики, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но уже, чем понятие мировой системы.

Другую форму мировой экономической системы представляли страны так называемого социалистического лагеря, куда в 19501980-х гг. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Монголия, Вьетнам. У этих стран не было единого правительства, каждая из них являлась суверенным государством, но между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы: мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

К типу мировых, или глобальных, систем относится цивилизация. В отличие от мировой системы, цивилизация отражает социокультурный, а не экономический или политический аспект развития человечества. Это понятие, как и понятия «мировая империя» или «мировая система», шире, чем «страна» или «государство».

Большое внимание в социально-политологической литературе уделяется вопросу будущего мирового порядка. Сложилось несколько точек зрения, которых в зависимости от своих политических, идеологических воззрений придерживаются различные политические силы. К примеру, одни полагают, что в целом международные отношения развиваются в направлении однородно-демократического мироустройства. Подтверждением этого тезиса, а также свидетельством складывающегося единообразия основных процессов мировой политики может служить тот факт, что в начале 1990-х гг. впервые в истории человечества потенциал демократических государств превысил потенциал государств авторитарных. Идеологически близкой данной точке зрения является мнение, что современное состояние и обозримый результат международных отношений приведут к фор-мированию однополюсного мира (в частности, этой точки зрения придерживаются глобалисты либеральной партии России).

Сторонники теории «альтернативной многополярности» считают, что нынешний миропорядок будет развиваться в направлении возникновения нескольких центров притяжения. Но есть и иная трактовка этой концепции, заключающаяся в том, альтернативный полюс будет концентрироваться не на уровне отдельного государства или региона, а в обществе -- в попытках антиглобалистов, радикалов, исламистов противопоставить себя США, формируя свои центры влияния. При этом такие центры могут не совпадать с центрами государственной власти, становясь, по сути, альтернативными центрами политического влияния в глобализирующемся мире. Полюсами влияния могут стать альтернативные государствам пространства и подпространства, формирующиеся на основе интеграции производства и капитала транснациональных структур.

Как же можно охарактеризовать современный постбиполярный мир? В некоторых ситуациях он выглядит как преимущественно однополярный, но в большинстве случаев проявляется как многополярный -- с точки зрения разных измерений (национальных, транснациональных, наднациональных, культурных, цивилизационных и др.). На этот счет мнения ученых также разделились. Однако возрастающая мощь и политическая активность США, направленная на установление гегемонии в мире, заставляет склоняться большинство к тому, что современный миропорядок характеризуется однополяр- ностью и силовым мирорегулированием, а главным регулятором, во всяком случае, пока, в мире являются США.

В ближайшем будущем США, скорее всего, будут иметь неоспоримое экономическое и военное превосходство во всем мире. Большинство стран не заинтересовано во вступлении в какой-либо альянс против США, и события последних лет подтверждают это. Опасность установления именно такого миропорядка во главе с США осознают многие современные политики и теоретики политической науки. В частности, А.С. Панарин в своей монографии «Искушение глобализмом» говорит о том, что «американцы оказались призрачными глобалистами, преследующими свои великодержавные цели»1. Таким образом, он делает вывод о том, что в американском толковании мировой порядок и глобальная власть (мировое правительство) являются их порядком и их властью над миром. С этим трудно не согласиться. Свои взгляды на историю развития глобализма исследователь выразил в предложенной им классификации типов глобализма:

глобализм Просвещения, заложенный еще у истоков европейского модерна и ведущий к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса;

эзотерический глобализм правящих элит, образующих консорциум мирового правящего меньшинства и за спиной своих народов сговаривающихся между собой. Формирование мирового порядка происходит по специально разработанному сценарию, далекому от ожиданий народа, не посвященного в планы этого привилегированного клуба глобалистов;

глобализм, основанный на традиционной процедуре превращения одной державы в монопольного носителя мировой власти, знаменующий формирование однополярной глобальной системы.

Каждый из этих типов глобализма, считает А.С. Панарин, был задействован при переходе России от биполярного общества к однополярному, но с разной степенью подлинности. Первоначально, на стадии перестройки, была использована пропагандистская форма просвещенческого глобализма, верующего в универсалии прогресса и единство мировых судеб народов, в результате чего были расшатаны и разрушены традиционные национальные устои, идеология советского народа. Второй тип глобализма был использован для манипулирования сознанием посткоммунистической элиты, которой предстояло сдать свою страну «победителям» в холодной войне, в результате чего прежние, конфликтующие друг с другом национальные элиты объединились для решения дальнейшей судьбы российского и остальных народов. Однако на самом деле предшествующие этапы были лишь фазой реализации третьего варианта, и в результате США, оставшись единственной сверхдержавой, получили возможность диктовать единолично свои условия мировому сообществу.

Для того чтобы Америка не осуществила свои далеко идущие планы по захвату мировой власти, необходимо выработать иную концепцию развития мирового сообщества, которая бы противостояла американской и не позволила бы США придать миру облик, соответствующий только их национальным интересам.