Богоматерь с младенцем. Мозаика

И греки в период эллинизма, и римляне использовали мозаику в основном для украшения стен. При этом в качестве материала чаще всего применялся мрамор. Раннехристианские настенные мозаичные композиции практически не имеют прецедентов. Выполнялись они из смальты. По сравнению с мрамором это кубическое непрозрачное окрашенное стекло давало гораздо более яркие цвета и намного больше оттенков.

Основные характерные признаки византийских мозаик

К основным отличительным особенностям раннехристианских мозаик можно отнести:
. использование смальты как основного материала для создания панно;
прямой набор и наличие четких контуров в картине;
правильные пропорции человеческих тел;
яркость красок. Мозаичисты Византии использовали в своих панно зеленые, нежно-голубые, ярко-синие, розовые, бледно-лиловые и красные оттенки. Фон всегда выполнялся из золотой смальты;
монументальность. Панно обычно выложены с большим размахом;
расчет падения угла света. Византийские мастера умели учитывать оптическое слияние оттенков в глазу, смотрящего на картину зрителя;
бархатистость картин.

В эпоху утверждения христианства мозаика занимает в византийских храмах господствующее положение. Стены и потолки расписываются смальтовыми изображениями библейских святых и сценками из Евангелия, образами апостолов и Христа. К шедеврам раннехристианского мозаичного искусства, безусловно, можно отнести панно «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, «Никейских ангелов», «Добрый пастырь в райском саду» в мавзолее Галлы Плацидии.

Мозаики Софии Константинопольской

Среди памятников раннехристианского зодчества особенно выделяется София Константинопольская - храм, построенный в 324-337 годах византийским императором Константином. Первые мозаичные иконы в этом соборе были созданы в 867 году, сразу же после окончания эпохи иконоборчества. Красивейшее панно с изображением Богоматери, держащей на руках Христа, украсило аспиду. На примыкающей к ней виме византийские мастера выложили из смальты изображение архангела Гавриила. Кубики материала в этих двух картинах расположены совершенно свободно. Они то выстраиваются в ряд, то составляются наподобие живописных мазков. Мозаики несколько худшие по качеству, чем эти две, открыты над южным вестибюлем храма. На входной стене выложен деисус. Рядом находилось изображение Крестителя, ныне утраченное.

На своде когда-то мастерами было выложены изображения 20 святых. До наших дней сохранились лишь изображения мученика Стефана, пророка Изекииля и императора Константина. На боковых стенах в люнетах первоначально находились мозаичные образы 12 апостолов и 4 византийских патриархов. Как можно судить по сохранившимся до наших дней фрагментам, эти панно изготовлялись не слишком умелыми мастерами, скорее всего монахами, культивирующими восточнохристианские традиции. В северном тимпане в 878 году были выполнены панно Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста и четырех других святых. Во времена правления Льва VI (886–912) центральный люнет украсила композиция с Христом, перед которым на колени опустился сам император. В северной галерее на северо-западном столбе был открыт портрет императора Александра, выложенный в 912 г. Самодержец изображен в великолепном облачении в строгой фронтальной позе. Софию Константинопольскую украшают и другие замечательные мозаики, не утратившие своих ярких красок до наших дней.

Мозаики Софии Киевской

Главным христианским храмом на Руси была построенная в XI века Ярославом Мудрым София Киевская. В этом соборе сохранилась самая полная коллекция подлинных мозаик той эпохи. Панно, украшающие храм, выполненные когда-то русскими и приглашенными из Византии мастерами, никогда не переделывались и не дополнялись при реставрации. Шедевры Софии считаются одними из самых красочных произведений мозаичного искусства из всех известных. Древними мастерами при их изготовлении было использовано 35 оттенков коричневого, 34 – зеленого, 23 – желтого, 21 – синего и 19 красного, всего в общей сложности 150 различных оттенков. Археологические раскопки, произведенные недалеко от храма, подтверждают существование находившейся неподалеку от него мастерской по производству смальты.

Центральным является изображение Спасителя, выполненного в главном куполе храма. Его мощная фигура заключена в медальон. Суровый Пантократор как-будто обозревает землю с небес. Медальон украшают архангелы (из четырех сохранился лишь один). В барабане изображены апостолы, а на столбах четыре евангелиста. Над главным алтарем выложена Богородица Оранта. Как Спаситель символизирует церковь небесную, так Дева Мария представляет в храме церковь земную. Монументальное панно высотой в 5,5 метров встречает каждого входящего в храм. Несмотря на то, что картина выполнена на вогнутой поверхности, воспринимается она абсолютно без искажений. Раннехристианские мозаики поражают яркостью своих красок и монументальностью. Смальтовые панно, дошедшие до наших дней, служат свидетельством непревзойденного мастерства древних мозаичистов, византийских и русских.

Иконопись
Мозаика
Фреска
Книжная миниатюра

«Искусство византийской мозаики»

Мировую славу приобрели
мозаики Византии.
Античная технология+ новые
способы создания мозаик:
Кусочки матовой или
прозрачной смальты с
тончайшей золотой
подкладкой;
Большинство мозаик
располагалось под разным
углом наклона на вогнутой
или сферической поверхности
стен, а от этого увеличивался
золотой блеск неровных
кубиков смальты. Он
превращал плоскость стен в
сплошное мерцающее
пространство, еще более
сверкающее благодаря свету
горящих в храме свечей.

Смальта - это великолепный
материал, из которого создавались
мозаики Византийской империи.
Стеклоделие-умение изготовить
стекло и стеклообразные массы и
вырабатывать из них различные
изделия- принадлежит к
древнейшим ремеслам.
Византийские мозаичисты пользовались
широким красочным спектром: от нежно –
голубого, зеленого и ярко – синего до
бледно – лилового, розового и красного
различных оттенков и степени
интенсивности.
Подобно цветному ковру, мозаика
повторяла кладку каменных стен, сливаясь
с богатой резьбой рельефов и мраморной
облицовкой. Время почти не властно над
мозаикой старинных мастеров: когда ее
очищают от застарелой пыли и копоти, она
оказывается такой же сияющей и звучной
по цвету, какой была много веков назад.

Их золотой фон также имел особый смысл. Вопервых, он воспринимался как символ богатства и
роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких
цветов он создавал вокруг изображенных фигур
эффект немеркнущего, священного сияния.

В Византии был
разработан строгий
порядок размещения
на стенах
церквей росписей и
мозаик на священные
сюжеты.

Часто в куполе помещали мозаику Христа в окружении
ангелов.

Затем, над алтарём, изображалась фигура Богоматери напоминающая о
связи бога с человеком.

На верхней части стен художники развёртывали эпизоды из земной жизни
Христа в порядке описания в Евангеле.

Ниже изображали пророков, апостолов, учеников Христа, мучеников,
святителей, всех кто связан с Христом.
В западной части храма, у выхода, изображали картины ада или
страшного суда.



переливаются отражая свет.

Изображения на стенах
рассказывали об основных
событиях христианской истории,
они переносили мысли верующих
в особый мир. Многочисленные
изображения Христа, пророков и
ангелов, сцены из Священного
Писания и прославление власти
императора стали излюбленными
темами и сюжетами византийских
мозаик.

Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях
христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть
императора.
Христос между
императором
Константином и
императрицей Зоей.
Мозаика храма св.
Софии в
Константинополе.
1028- 1048 гг.

Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают,
переливаются отражая свет.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан – Витале в
городе Равенне (VI в.).Равенна, город на побережье Адриатики,
некогда была столицей королевства остготов, потом крупным
культурным центром Византии.
Среди мозаик портретные изображения императорской четыЮстиниана и его жены Феодоры со свитами. Здесь чувствуется дух
византийского церемониала, официальность, парадность,
возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
И в императоре и в его жене нет человечески – конкретных черт. Они
не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают; у всех изображенных
одинаковые слишком большие неподвижные глаза.

Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах города
Равенны
Императорская власть в Византии достигла небывалого
могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в
Равенне (546-547г.г.) переносят зрителя в атмосферу роскошных
царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и
политический смысл.
Персона императора рассматривалась как священная. Властитель
считался наместником Бога на земле.

ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ
ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

Вцентре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую
золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем
богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое
придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с
монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде
сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из
которых держит Евангелие. Зеркальная симметрия правой и левой сторон
композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а
как бы парят, проплывают по земле.

ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ
ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в
храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные
ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками. Вокруг головы – нимб.
Слева от Феодоры придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа
– дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на
нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают
зрителю мысль о незыблемости византийского императора.

Имериатрица Феодора.
Император Юстиниан.
В портретах нет конкретных черт. Пристальный гипнотизирующий взгляд
слишком больших глаз. Они не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают.

Мавзолей Галлы Плацидии

Мозаика в мавзолее принцессы Галлы Плацидии в Равенне.
Византийские мозаичисты умели очень точно рассчитывая угол
падения света создавать великолепные живописные эффекты.

Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.
Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал
такие стихи:
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равеннна,
У сонной вечности в руках.

Удивительно лицо ангела: оно
все еще чем – то напоминает об
античном идеале красоты –
нежными овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя чувственный рот
становится у них слишком
маленьким, нос гораздо более
тонким, а взгляд – пристальным
и как бы гипнотизирующим.
Перед нами совершенный
пример «одухотворенной
чувственности».
Ангел «Дюнамис». Церковь Успения в
Никее.VII в. Никейский ангел

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Первоначально иконами называли
любые священные изображения,
выполненные на камне, дереве,
ткани или металле. Со временем
этот термин стал применяться для
обозначения изображений на
специальных досках,
используемых во время
богослужения. Самые первые
иконы относятся к IV в.

В византийской иконописи сложился иконографический канон - строгие
правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа,
Богоматери, святых и пр.
целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а
отображение художественными средствами сверхъестественного мира,
существование которого утверждало христианство.
Отсюда главные канонические требования к иконографии.
-образы на иконах должны подчеркивать их «духовный», неземной,
сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и
лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность,
спокойная созерцательность и внутреннее величие.
-поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры
библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными,
статичными.
-икона предъявляла специфические требования к отображению
-пространства и времени.

Писали священные картины –
иконы.
Это не изображение бога, а его
символ. Лица на иконах
напоминают идеал античной
красоты – нежный овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя рот становится
слишком маленьким, нос гораздо
более тонким, пристальным
взгляд. В лицах прослеживается
высокие помыслы и святость.

Художники работали по
определённой схеме от которых
нельзя было отступать при
изображении священных сюжетов.
Деятельность художников была
подвержена строжайшему
регламентированию. Всякое
новшество принималось если
разрешалось двором и церковью.

Но в некоторых иконах есть
затаённая человечность.
Это хорошо известная икона
Владимирской Богоматери,
которая в 12 в. Привезена на
Русь из Византии.
Владимирская Богоматерь
близка человеческому
сердцу. Этому не мешает
строгость её облика,
сумрачность тёмного взора,
сурово сомкнутые губы.
Трогает сдержанность в
выражении чувства –
глубокого и понятного.

Сергий и Вакх. VI в.
Государственный
музей западного и
восточного искусства,
Киев
На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены
святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание
зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с
помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах
особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от
внешнего мира.

Характерными особенностями
икон становятся
- фронтальность изображения
(обращенность их к зрителю),
- строгая симметрия по отношению к
центральной фигуре Христа или
Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб средоточие духовного начала, сияющий
нимб вокруг головы,
- пристальный, суровый взор
увеличенных глаз, состояние
аскетического бесстрастного покоя,
- декоративность и условность
одежды, подчеркивающей бесплотность,
бестелесность фигур.

Шедевром византийской
иконописи по праву
считается икона
«Владимирской
Богоматери» (начало XII
в.), привезенная на Русь из
Константинополя в 1155.
Мир переживаний Богоматери
глубоко человечен. В нем
выражено то, что близко и
понятно всем людям, - идея
жертвенности материнской
любви. В глазах Богородицы
святая печаль. Она предвидит
трагическую участь сына.
Владимирская Богоматерь.
Начало XII в. ГТГ

Иконы играли важную
роль в убранстве
византийских храмов. К X в.
в Византии сформировался
иконостас - особая
преграда, отделяющая
помещение храма от алтаря,
место сосредоточения
большого количества икон.
В иконостасе иконы
располагаются рядами над
«царскими вратами»,
ведущими в алтарь.

ИСКУССТВО ЭМАЛИ
Высокого расцвета в Византии IХХII вв. достигло производство эмали,
позаимствованное с Востока.
Эмаль - это прочное стекловидное
вещество, получаемое путем обжига,
прозрачное или окрашенное в разные
цвета.
Художественная эмаль
применялась при украшении икон,
императорских корон, блюд, кубков,
ювелирных изделий и пр. Византийские
мастера славились искусством
перегородчатой эмали на золоте.

При изготовлении эмали
стекловидную разноцветную
массу заливали в участки,
образованные тонкими
перегородками, напаянными
на золотую основу, затем
массу обжигали, а после
затвердевания она
приобретала прозрачность и
особый блеск.

МУЗЫКА ВИЗАНТИИ
Считалось, что во время
богослужения голоса
ангельские сливаются с
человеческими и воссоздают в
песнопениях божественный
образ.
Основным видом церковного
песнопения был тропарь
(греч. «тропос» - стиль,
характер, лад, тональность)
Это были музыкальнопоэтические импровизации на
библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение
получили и гимны, возникшие
поначалу вне церковной музыки.

Начиная с VII в. самым
популярным жанром становится
канон -
сложная музыкально-поэтическая
композиция, исполнявшаяся во
время утренней службы. Она
имела несколько частей, строфы
канона (от 8 до 36) объединялись
в песни, число которых
составляло от 2 до 9, по четыре
строфы в каждой.
История византийской музыки
ознаменована также введением
нотного письма,
позволившего с точностью
записывать и воспроизводить
мелодию.

Турецкие войска, завоевавшие
Константинополь в 1453 г., поставили
точку в истории Византийской империи.
Но это не был конец ее
художественного и культурного
развития.

1453 год
гибель
империи
Турецкий
султан
Мехмед II

8 и 9 вв. были трудными временами для византийского искусства. В
стране бушевало иконоборческое движение. Иконоборцы уничтожали
произведения искусства, на которых были изображены люди. Позднее
византийское искусство пережило новый подъём – прежде чем турки в
1953 г. окончательно завоевали страну.

Это значит, что византийское искусство прекратило своё
существование, но оно продолжало жить в искусстве Древней Руси.

Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.


Искусство древнеегипетских мозаистов – это разнообразие материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, слоновая кость и ценные породы деревьев) и областей применения – мебель, предметы быта, одежда фараонов. Мозаичными элементами инкрустирован и знаменитый трон Тутанхамона.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.


Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция


Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.


Флорентийская мозаика появилась в России в середине XVIII в. Русские мастера легко освоили технику, составив достойную конкуренцию итальянцам. В СССР флорентийская мозаика применялась для декора станций метрополитена, хотя априори техника применялась при создании небольших полотен.

Рим

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

Утка на полу выполнена в технике opus tessellatum. «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана.

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.


Особенности рисунка панно, выполненного в римском стиле:
  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.


Местные художники находились под влиянием и византийских, и романских традиций:
  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).


Мозаичное панно вне зависимости от техники исполнения – это доминирующий элемент интерьера. Его сюжет и цветовая гамма – основа дизайна помещения. comments powered by HyperComments

Византийская культура

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной , версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.



Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес такжеИоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

ВVI11-IX вв. Византия переживаетсмутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византиисамые тяжелые испытания, обусловленные прежде всегокрестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживаетпоследний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмеченахудожественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всегомозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византиииконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметитьикону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего черезутверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

04-04-2015

Византийская мозаика состоит, как правило, из смальты. Несколько веков назад именно мастера из Византии открыли способ производства мозаики из смальты. Это открытие позволило применять достаточно недорогое и простое в обработке стекло в изготовлении высокохудожественных мозаичных полотен.

Принципы изготовления византийской мозаики

Технология изготовления представляет собой следующее: в сырьевую массу стекла добавляют различные материалы (золото, медь или ртуть) в необходимой пропорции. Таким образом, в результате византийские умельцы получали более сотни разнообразных цветов смальты. Несложными инструментами элементам мозаики придавали требуемую геометрическую форму, чтобы укладывать их в полотно и создавать требуемое изображение. Чаще всего мастера использовали элементы квадратной формы. Самую большую славу этому виду изобразительного искусства принесли полотна, выложенные из примерно похожих по размеру маленьких кубиков.

Основные отличия от римского направления мозаики

Римская мозаика решала как практически-функциональные вопросы, так и эстетические. В отличие от такого подхода, в Византии мозаики были скорее сугубо художественным решением и или украшали соборы, базилики и усыпальницы. Византийские мозаики в первую очередь решали визуальные вопросы оформления.

Сюжеты в римских мозаиках были очень разнообразны – от бытовых сцен до мифологических образов. Такую отделку использовали как в частных атриумах и общественных термах, так в административных и религиозных сооружениях. В Византии полотна были монументальны и грандиозны по масштабам и в основном имели исключительно религиозные сюжеты. Христианские сюжеты стали центральными для мозаичного изобразительного направления. Стремление произвести максимально сильное и благоговейное впечатление полотном на зрителя стало одной из движущих сил для поиска новых технологий, составов и цветовых решений.

Отличительные особенности византийских полотен

Главной особенностью религиозных мозаик византийского стиля стало использование экспрессивного фона золотого цвета. При укладке отдельных элементов применялась техника прямого набора. Надо отметить, что каждый элемент имел отличия в цвете и рельефе поверхности и своем положении на полотне по отношению к другим элементам и основе. Также существует особенность работы византийских ювелиров в техническом выполнении форм предметов – очертания предметов давали четкое изображение на мерцающем золотом фоне. В византийской культуре мозаика играла более значимую роль, чем в Западной Европе. Обычно церковная отделка в Византии состояла из золотых мозаик.

Образцы искусства мозаики

Мозаичное искусство процветало в Византийской империи с шестого по пятнадцатый века. Большая часть полотен утрачена в процессе многочисленных завоеваний и войн. Но дошедшие до наших дней дают представление о величии этого направления в декоративном искусстве.

Из известных, но не дошедших до сегодняшнего дня образчиков византийской мозаики можно отметить здание императора Юстиниана в Константинополе, располагавшееся в Святой Софии, и церковь Рождества Христова в Вифлееме.

До нас дошли фрагменты пола в Большом дворце Константинополя из мозаики, который был создан еще во времена Юстиниана. На довольно обычном неброском фоне изображены в классическом стиле растения, животные и числа. Примерно к тому же периоду относится портрет человека с усами, который вероятнее всего был готическим вождем. Также стоит отметить маленький так называемый «секретон» дворца, который был возведен в шестом веке Джастином II. Здесь использованы классические виноградные мотивы, напоминающие работы из Санта-Констанци. Также сохранились элементы декора с цветами в Церкви Ахейропойтос в Салониках, которые датированы пятым-шестым веками. Впечатляет сохранившееся изображение Св. Дмитрия в базилики Салоников.

В шестом веке центром развития мозаичного искусства становится Равенна. Также значительным центром для этого направления искусства была Истрия. В базилике в Парентиуме, построенной в середине шестого века, имеется мозаика с ликом Богородицы, которую окружают франкированные святые и ангелы. Также дошли до нас элементы мозаик в церкви в Пола Санта Марии Формозе, которые тоже датированы шестым веком. Эти полотна выполнены в классическом стиле константинопольскими мастерами.

Много полотен пострадало в восьмом веке в связи с иконоборческим движением.

Похожие материалы: